Стихосложение онлайн: Генератор рифм rifme.net – программа для написания стихов онлайн

Содержание

программа для написания стихов онлайн

Киберпоэт — программа для написания стихов онлайн

создан сочинять стихи онлайн по ключевым словам

Alternative text if browser don’t support canvas.

Как пользоваться

Привет, Человек! Пользоваться данной программой для написания стихов очень просто (*британские учёные смогли научить этому даже медведя-губача — прим.). Самое главное — выбрать правильные ключевые слова.

  • Для начала нужно осознать по какому поводу Вам нужны зарифмованные строки: день рождения, свадьба или же просто так; затем написать это в поле «ПОВОД» и нажать кнопку «ДАЛЕЕ».
  • Следующий шаг — указать кому посвещены стихи. Вот примеры: маме, молодожёнам, отдалённым потомкам.
  • Далее киберпоэту нужно помочь разобраться от чьего лица должны быть написаны стихи: от сына, от коллектива салона красоты или от вселенского разума.
  • После этого придётся ввести ещё 3 ключевых слова. ВНИМАНИЕ, ЧЕЛОВЕК
    : ударная гласная должна быть БОЛЬШОЙ БУКВОЙ, а все остальные — маленькими; иначе тупая машина гениальная программа для написания стихов онлайн не сможет понять, где ударение и не составит желаемое стихотворнеие 🙁 Примеры: стихИ, поЭт, бесплАтно. Не знаешь какая гласная ударная? Не беда! Поищи в гуугле или яндексе- там всё есть.
*узнать подробнее о стихах на заказ бесплатно

Человек!
Ежели тебе понравился Киберпоэт — ставь лайк↙
Ежели есть, что сказать — напиши комментарий↓


Поделиться с друзьями

©2015-2020 Киберпоэт А. С. Стихинъ от STIHIZAKAZHU.RU
с вопросами обращайтесь на почту sthihizakazhubk.ru

24 полезных онлайн сервиса для пишущих людей

Полезные сайты, которые пригодятся любому человеку, работающему с текстами, пишущему стихи или просто мечтающему написать собственную книгу. Без них точно никуда.

  • Istio — проверит орфографию, посчитает количество знаков, ключи, плотность и другие seo-показатели.
  • Readability — оценит читабельность текста. Именно здесь вы узнаете, будет ваш текст понятен простому обывателю или нет.
  • 8nog — почитает знаки и удалит двойные пробелы.
  • Typograf — простой и удобный типограф, который сделает красивые кавычки и превратит дефисы в тире.
  • Glvrd — поможет отшлифовать текст в информационном стиле. Подходит для рекламы, новостей, инструкций, писем и коммерческих предложений. Не подходит для стихов и художественной прозы.
  • Test-the-text — еще один ресурс для проверки текста в информационном стиле.
  • Zenpen — минималистичный онлайн-редактор (когда не хочется загружать Google Docs и Word).
  • Спеллер — проверяет орфографию в русском, украинском и английском тексте.
  • Вебмастер — сообщает «Яндексу» о вашем новом оригинальном тексте.
  • Вордстат — помогает подобрать ключевые слова.
  • Translit — переведет текст в транслит и обратно.
  • Topwriter — сравнивает два текста между собой (полезно для рерайтеров).
  • Speechpad — перевод аудио в текст (не идеально, но интервью расшифровать можно).
  • Findcopy — проверка уникальности текста (результат проверки можно получить в виде ссылки).
  • Synonymizer — поможет подобрать синоним.

24 poleznykh onlain servisa dlia pishushchikh liudei

  • Wordassociations — сервис подбора словесных ассоциаций.
  • Text — проверка текста на антиплагиат.
  • Оrfogrammka — веб-сервис проверки правописания.
  • Quittance — отыскивает в тексте подозрительные места на предмет одной из самых распространенных стилистических погрешностей: расположенных близко по тексту фонетически и морфологически сходных слов (так называемая нечаянная тавтология).
  • ВААЛ — может пригодиться поэтам и ораторам, чтобы проанализировать подсознательное воздействие текста своего выступления. Оценивает текст любого жанра по многим параметрам. В свободное обращение выпущена версия программы ВААЛ-мини.
  • Poem Parser — благодаря программе вы сможете узнать, каким стихотворным размером вы написали очередной шедевр, а также не ошибиться с длиной рифмующихся строк.
  • TextReferent — автоматическое реферирование английских текстов. Обработав текст и проанализировав частоту появления в нем отдельных слов, программа вычленяет из него основные для понимания смысла фразы. Демоверсия бесплатна для скачивания и работает только с английским языком.
  • Neogranka/Stihi — позволяет выбрать рифму, подходящую под ударение нужного слова, а также может заняться корректировкой стихотворного размера.
  • Stihi — более актуальный и ежедневно обновляемый онлайн-подборщик рифм. Но с его рифмами нужно быть осторожным, так как за основу словаря берутся стихи пользователей сайта.

По материалам: adme.ru

Рифма онлайн

Рифма – это созвучие в окончаниях двух или нескольких слов. Как правило, она расположена в концах строк. Хорошо подобранная рифма к слову, помогает ритмическому восприятию, вызывает ощущение звуковой гармонии и хорошо запоминается.

В русском языке, рифма, чаще всего, строится на совпадении ударных гласных и созвучии послеударной части слова. Также учитывается предударная согласная, особенно если ударная гласная находится в конце слова. На первый взгляд, всё просто. Однако существует ряд созвучий, считающихся в среде опытных авторов «плохими». Вот краткий перечень созвучий, которые стоит использовать осторожно, или не применять вовсе:

Бедная рифма — недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. Например: «вода — сама», «доля — море». По сути, не является рифмой. Рифмик не показывает результаты такого типа. К бедным также относят созвучия, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах. Например, глаголы заканчивающиеся на «ать», «ять»: «бежать – играть — стрелять». Генератор рифм позволяет исключать части речи из результатов. Для этого воспользуйтесь фильтрами.

Графическая рифма — рифма из слов совпадающих по написанию, но различных по звучанию. Так называемая «рифма для глаз». Пример: «большого — немного», «точно — нарочно». Не рекомендуется к использованию. Алгоритм Рифмика исключает большую часть таких результатов.

Супергипердактилическая рифма — рифма из слов с ударением на шестом и более слоге от конца. Пример: «жульничающие – богохульничающие», «рассекречивающиеся – увековечивающиеся». Не рекомендуется к применению.

Банальная рифма — наиболее часто используемая связка. Часто к таким рифмам относятся как к заезженным, избитым. Например: «вечер – встреча – свечи», «вновь – любовь – кровь», «поздравляю – желаю». Такими рифмами не стоит злоупотреблять.

Если Вам не удаётся найти подходящую рифму, попробуйте заменить слово синонимом, поменять порядок слов в строке, или перефразировать строку целиком, с сохранением смысла.

Данный сайт – это помощник поэта, инструмент для подбора рифмы. Для того чтоб Ваша поэзия звучало гармонично, свежо и уникально, не достаточно просто правильных рифм. Создание стихотворения или песни – это акт творения, и Вы творец, а Рифмик поможет на этом нелёгком пути.

Подбор рифмы (помощник поэта) | Poncy.ru

Введите слово для которого надо подобрать рифму, ударение можно указать символом *, после ударной гласной



О помощнике поэта (рифмователе)

Рифмование — это процесс довольно творческий и заменить человека сервис не может. Помимо рифмы поэт учитывает множество других гораздо более тонких моментов, которые компьютер уловить не в состоянии. Тем не менее комьютер, может сослужить отличную службу и выполнить роль трудодлюбивого слуги, как калькулятор для математика, наш сервис по поиску рифм поможет отсеять некоторое ядро, с которым уже будет легче работать человеку.

Сервис будет полезен людям занимающихся написанием стихов, песен, поздравлений и других текстов, где нужна рифма. Помощников отличается от других тем, что в нем используется авторская методика поиска рифмы и он может использоваться как дополнение к уже используемым помощникам, так и в качестве основного инструмента. Мы будем рады услышать конструктивную критику и предложения по улучшению сервиса. Некоторые особенности сервиса:

  • Учитываются ударения слов
  • Учитывается мелодика звуков
  • Интеллектуальный анализ слова на звуки
  • Большая база слов
  • Запоминает последние запросы

Как пользоваться

Наш онлайн помощник в подборе рифм мы постарались сделать очень простым и интуитивно понятным, в большинстве случаев требуется только ввести слово для которого необходимо найти рифму и нажать кнопку найти, в случае если слова нет в нашей базе, требуется проставить ударение. Ударение можно ставить и в том случае если вы не согласны с выбранным ударением по умолчанию. Т.к. некоторые слова имеют одинаковое написание, но разное ударение, например: дУши и душИ. Чтобы указать требуемое ударение, поставьте знак * (звездочка) после ударной гласной. Как правило помощник находит множество рифм к слову упорядочивая их таким образом, чтобы лучшие (более сильные) рифмы располагались ближе к началу. Но тем не менее бывает, что неплохие рифмы «сносит» вниз (к концу).


Другие сервисы поиска рифм

К счастью мы в интернете не одиноки и есть другие сервисы в подборе рифм, на наш взгляд наиболее качественные:

  • rifmus.net (Рифмус)
  • rifmovnik.ru/find.htm (Рифмовник)
  • stihidl.ru/rifma/ (Стихи для людей)

Вы можете использовать их и нас, чтобы находить больше. Но честно говоря рифм предложенных нашим помощником наверняка окажется достаточно (словарь содержит более миллиона слов).

популярные слова, для которых ищут рифмы

Если у вас возникнут замечания по сервису, с радостью выслушаем ваши пожелания, писать можно на почту [email protected], с пометкой (генератор рифм).



Прямо сейчас на сайте ищут рифмы для слов:

импо́ст, про́чем, прики́дываться, рису́нках, агре́ссий, кугуа́ра, бюрокра́ты, нулево́й, закома́ра, зо́нтик, тю́телька, па́почка, клю́чик, лиша́ться, спирту́, заши́т, эпули́са, вы́резанный, гаши́ш, накова́льню, приняла́сь, хи́мию, шля́пу, настро́ить, полудремо́т, смы́ло, сда́ча, траво́й, принце́ссу, ни́тки, по́дать, заба́ва, больны́ми, за́паду, кро́хе, ца́пля, крокоди́лах, куби́чен, осади́л, дове́рчивый, те́м,

Подбор рифмы онлайн

  1. bezbukv.ru — БЕЗБУКВ.РУ — Сервис подбора слов по маске.

Яндекс.Автопоэт

Шутка от Яндекса.
Яндекс выбирает из поисковых запросов подходящие строки по чередованию ударных и безударных слогов определяет стихотворный размер строки и подгоняет рифмы.Кроме того, Яндекс сам может стих и прочитать.

Пример

кленовые листья раскраска
упрямые женщины ласка
поэма Есенин
плащ теплый осенний
гармонь развеселая пляска.

Стихи.ру

Некоммерческий социально ориентированный проект.
Помощник поэта — подбор рифмы онлайн.
Лучший из представленных. Стихи.ру

Rhymer

Онлайн словарь рифмы. Стихи.ру Русский язык Рифма онлайн.
Вводим слово и вам выдается десятки вариантов.
Легкий простой сайт. Стихи.ру Русский язык

Генератор рифм

Иногда бывает необходимо написать стих, но вдохновение не всегда позволяет подбирать рифмы к словам.
Для этой проблемы есть решение.
Просто воспользуйтесь формой для поиска рифм на сайте. Введите слово, нажмите на кнопку и получите кучу рифм к нему, самые подходящие из которых в начале списка. Стихи.ру Русский язык

Рифмус

Рифмователь онлайн.Войдите и увидите, там все просто и понятно. Ввели слов в поиск и получили рифму, правда бывает не попадаем с ударением. Еще, если вы ввели несколько слов, то рифма подберется для последнего.
  1. Рифмы только для русского языка;
  2. Поиск работает только по одному слову;
  3. Буквы Е и Ё различаются;
  4. Буквы и и й различаются;
  5. Регистр символов не различается.

Стихоробот

Подбор рифм

  • Вводим слово, к которому нужна рифма, длиной не более 150 символов.
    Важно не употреблять букву Е вместо Ё — иначе рифма для слова будет подобрана неправильно.
  • Жмем «начать».
  • Ждем результат.
Робот подберёт наиболее удачные рифмы из базы, которая составлена из стихов классических классиков и современных поэтов.Обратите внимание на ударение, робот не всегда его корректно поймет.

Стихогенератор

Подбирает продолжения для 2-х стихотворных строк.
Только русский текст!

Размер стиха

Вычисление стихотворного размера 12 строк.
Только русский текст! Стихи.ру Русский язык

Стихи для людей

Найти рифму слову — это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому либо слову занимает достаточно длительное время.Достаточно долгое время велись попытки автоматизировать процесс поиска поэтической рифмы.
И если зарубежных сервисов уже сейчас существует огромное множество, но что касается русского языка — здесь возникают проблемы в силу его сложности.В Рунете существует много программ подбора рифмы.
Большинство из них работает на основе словарей. С одной стороны — это плюс, так как охватывается огромное большинство слов.
С другой стороны — большая часть найденных слов вряд может использоваться в рамках стихотворения.Сайт сделал генератор рифм, основываясь немного на другом алгоритме.
Поиск рифмы осуществляется основываясь на реальных стихотворениях, исследуются только те слова, которые действительно используются поэтами в стихотворениях.Поэтому в результате выдается небольшое количество слов. Стихи.ру Русский язык Словарь изготовлен для поэтов, песенников и литераторов.
Для подбора рифм и слов при составлении рекламных слоганов и изобретении стихов и песен.В словаре около 1 600 000 слов и буквосочетаний, часто самых необычных и странных.
Цель — не готовая подсказка, а помощь автору в трудный момент сдвинуться с мертвой точки путем нахождения неожиданных слов и ассоциаций.

Как определить стихотворный размер • Arzamas

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…). 

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́нва́нва́нва́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу. 

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas

Начинающим поэтам о рифмах, стихах и вдохновении… | Оллам

Данная статья предназначена в помощь начинающим стихотворцам, любознательным и основательным.
Иногда, чтобы что-то начать, необходимо что-то узнать. Так что не лишней будет нижеприведённая информация.

Рифма — композиционно­-звуковой повтор преимущественно двух или нескольких слов, часто начиная с последнего ударного слога (в некоторых культурах выступает как обязательное свойство стихотворения).

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифм:

Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог рифмованного стиха.
«Наташа поглядела,
Наташа помертвела.»

Мужская рифма, имеет ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха.
«Сердце-пожар под рукой кузнеца,
Каждый удар — боль-рассказ про отца…»

Дактилическая рифма (второе название трехсложной рифмы), в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки.
«Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная
Правда живучая!»

Гипердактилическая (второе название четырёхсложных и пятисложных рифм) — рифма из слов с ударением на четвертом, пятом или шестом слогах от конца.
«Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися…»

Точная рифма — это совпадение звуков, начиная с ударного гласного и до конца стиха.
Дышет — колышет, низко — миска, сердца — двердца.

Глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов.
плыву — зову; жить — говорить; стараться — волноваться.

Каламбурная рифма построена на игре слов. Встречается редко.

«Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу».

Гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
Ружье -твоё, бои — соловьи, даю — пролью.
Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего порядка 1000 слов)

Глубокая рифма состоит из слов, в которых помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Этический — поэтический, вода — провода, пора — топора, полей — тополей.

Графическая рифмаскладывается из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию.
Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется.
Срочно — нарочно, вечно — конечно, смелый — веселый.

Графически-акустическая рифма совпадает и по написанию, и по звучанию.
Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное
совпадение конечных слогов стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
Лунный — струнный, носим — бросим, море — горе.

Рифмы так же различаются по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук.
матовая — выматывая, страх — кострах.

— бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
вблизи — земли, страх — размах, зову — иду.

— усечённая рифма — прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова.
«Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты — почий;
С зарею новой ясны
Ты вновь прострешь лучи.»

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов.
«Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.»

— банальная рифмачасто используется начинающими поэтами, хотя не всеми и не всегда, конечно:
любовь — морковь, розы — слезы.

Существуют также системы рифмовки:

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым.
Это наиболее распространенная система рифмовки.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым.
Этот способ также достаточно распространен.

Кольцевая (охватная, опоясанная) — рифмовка первого стиха с четвертым, второго — с третьим.
Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Только начинающим писать дается чуть сложнее, чем предыдущие, т.к. первая строка как бы меркнет после последующих двух.

Далее речь пойдет о стихотворных метрах и размере.

Размер стихотворный
— способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (частная реализация стихотворного метра, его вариация).

Стихотворный метр — сочетание ударных и безударных слогов в стихотворении.

Стихотворная стопа — повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Анапест — (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге.
Анапест — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: — — ! ), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

«Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.»

— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !

Амфибрахий — (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге.
Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: — ! — ), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

«В песчанных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.»

— ! — — ! — — ! — — !
— ! — — ! — — ! — — !

Дактиль — (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы.
Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: !- — ), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

«Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!»

! — — ! — — ! — —
! — — ! — — !
! — — ! — — ! — —
! — — ! — — !

Хорей — это двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея:! -), а в строке (стихе) в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия). Пиррихием называется безударная стопа.
Хорей — (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха.

«В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.»

! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —

Ямб — (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: — !), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
По одной из версий он получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. По другой версии от названия древнегреческого музыкального инструмента.

Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..

— ! — ! — !
— ! — ! — !

Акцентные (речевые) — системы стихосложения по ритмической основе и соразмеренности, а также повторению ритмических слогов с определенным их расположением внутри строки, разделялось на три основные группы: тоническое, силлабическое, силлабо-тоническое. И всё-таки такое деление считается условным, т.к. принципиального отличия между этими группами нет, они периодически с разными вариациями переходят одна в другую.

Тоническое стихосложение — (от греческого tonos — ударение) — система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне германских языков (древнегерманский аллитерационный стих).

Силлабическое стихосложение — (от греческого syllabe — слог)система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. — одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. Другими словами, силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. Схема силлабического стиха, следовательно, будет отличаться от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге. Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие. Чередование таких соизмеримых, но в то же время и разнообразных строк и создает ритмическую выразительность силлабического стиха.

Силлабо-тоническое стихосложение — (от греческого syllabe — слог и tonos — напряжение, ударение) — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения и образуют собой, так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Например:
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;»

Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке.

Разновидности стихотворений.

Акростих — это стихотворение, в котором первые буквы (чаще) каждой строки образуют слово или фразу,придавая новый смысл, либо образуют имя того, кому посвящено произведение. Это можно использовать в качестве игры или поэтической тренировки.

Люблю смотреть как снег летит,
Окрестных крыш навес блестит.
Живым становится пейзаж,
Его узор будто мираж…

Белый стих — стихотворение, не имеющее рифмы, но обладающий определенным размером и ритмом: белый ямб, белый анапест, что и придает ему поэтическое звучание. При написании такого произведения авторы имеют больше свободы выражения. В настоящее время чаще всего белые стихи — это стилизация под народный эпос, сознательное игнорирование рифмы.

Верлибр (от французского vers libre — свободный стих) — в разной степени свободное от жесткой композиции стихотворение. Его обычно определяют по таким признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Верлибр — это поэзия, хотя и без рифмы. (термин западной поэтики). Cистема стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора. Многие считают верлибр вообще не поэзией — а прозой.

«Середина жизни
мысли в зените
Все происходит четко и однозначно
как в операционной
с бестеневым освещением»

Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности (стопа — один цикл повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов), употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

Смешанный стих — вид стихосложения, в котором чередуются строки различных размеров( например ямба с амфибрахием). Такие стихотворения часто отличаются сильной эмоциональностью.

В заключение, хочется пожелать: если уж взялись писать — пишите с удовольствием, пишите вдохновенно, пишите самозабвенно, превращайтесь в стих, пишите не смотря ни на что! Ещё напомню: Талантом наделён каждый человек (это правда!), каждый из вас, каждый, кто сейчас читает данную статью. Нужно просто не закрываться от себя, от мира, от ощущений не бежать. Становитесь процессом. Попробуйте открыть себя внутри, отпустить, представьте, что можете по своему желанию менять жизнь, представьте, что вам не важно, что скажут другие, вы больше не подстраиваете свое поведение под чьи-то пересуды. Вас никто не контролирует. Представьте жизнь, свободную от суждений и страхов, вообразите, что не боитесь рисковать и познавать ее. Знайте, что вы совершенны такие, как есть, но это не останавливает вас в движении вперед, в развитии. Вы — источник!
Пишите обо всём, что вас посещает. Пишите, не сдерживайтесь, днём или ночью, дома или в транспорте, на улице, сидя или на ходу (сама так и пишу!).
Поэзия приходит и становится частью вас, появляется во всём, что вы видите. Живите поэтично!
Знаете, я раньше считала, что невозможно писать, когда взбредёт (просто хочется), или когда «нужно», на заказ, но это не так!) Вдохновение можно вызывать, нужно просто научиться его пригласить. Попробуйте, окажитесь в пространстве вдохновения (стихотворения), включите своё безграничное воображение — можно вспомнить нечто хорошее, радостное, или наоборот, постарайтесь услышать тишину за звуками вокруг и в вашей голове. Просто попробуйте, можно на несколько секунд задержать дыхание, тогда вы почувствуете ту неизменную тишину, которая всегда существует за звуками, в ней может присутствовать ваше вдохновение. Представьте, что вам хочется, пусть вас посетит восторженность в конкретную секунду, просто найдите этот ключик к вашему творческому началу, конечно хорошо обладать вышеописанными знаниями, но они не являются необходимыми критериями вдохновенного произведения, порой наоборот, после написания некоего стихотворения, его можно подвести под существующие понятия, не ограничивайте себя какими-либо предствлениями, просто творите, созидайте! Попробуйте, почувствовать, что вы парите легко как птицы, не напрягаясь, попробуйте, воздух держит вас, вы свободны.
Если решили действовать — закройте дверь для сомнений. И непременно откажитесь от сравнений, так как вы никто не напишет, Вы никогда не напишите так, как уже написано. Вы свободны творить новое! Пробуйте и всё обязательно получится! Всё приходит с практикой. Желаю Всем Удачи, Вдохновения и Успехов в стихосложении! Дерзайте!

Анастасия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *