программа для написания стихов онлайн
Киберпоэт — программа для написания стихов онлайнсоздан сочинять стихи онлайн по ключевым словам
Alternative text if browser don’t support canvas.Как пользоваться
Привет, Человек! Пользоваться данной программой для написания стихов очень просто (*британские учёные смогли научить этому даже медведя-губача — прим.). Самое главное — выбрать правильные ключевые слова.
- Для начала нужно осознать по какому поводу Вам нужны зарифмованные строки: день рождения, свадьба или же просто так; затем написать это в поле «ПОВОД» и нажать кнопку «ДАЛЕЕ».
- Следующий шаг — указать кому посвещены стихи. Вот примеры: маме, молодожёнам, отдалённым потомкам.
- Далее киберпоэту нужно помочь разобраться от чьего лица должны быть написаны стихи: от сына, от коллектива салона красоты или от вселенского разума.
- После этого придётся ввести ещё 3 ключевых слова. ВНИМАНИЕ, ЧЕЛОВЕК
тупая машинагениальная программа для написания стихов онлайн не сможет понять, где ударение и не составит желаемое стихотворнеие 🙁 Примеры: стихИ, поЭт, бесплАтно. Не знаешь какая гласная ударная? Не беда! Поищи в гуугле или яндексе- там всё есть.
Человек!
Ежели тебе понравился Киберпоэт — ставь лайк↙
Ежели есть, что сказать — напиши комментарий↓
Поделиться с друзьями
©2015-2020 Киберпоэт А. С. Стихинъ от STIHIZAKAZHU.RU
с вопросами обращайтесь на почту sthihizakazhubk.ru
24 полезных онлайн сервиса для пишущих людей
Полезные сайты, которые пригодятся любому человеку, работающему с текстами, пишущему стихи или просто мечтающему написать собственную книгу. Без них точно никуда.
- Istio — проверит орфографию, посчитает количество знаков, ключи, плотность и другие seo-показатели.
- Readability — оценит читабельность текста. Именно здесь вы узнаете, будет ваш текст понятен простому обывателю или нет.
- 8nog — почитает знаки и удалит двойные пробелы.
- Typograf — простой и удобный типограф, который сделает красивые кавычки и превратит дефисы в тире.
- Glvrd — поможет отшлифовать текст в информационном стиле. Подходит для рекламы, новостей, инструкций, писем и коммерческих предложений. Не подходит для стихов и художественной прозы.
- Test-the-text — еще один ресурс для проверки текста в информационном стиле.
- Zenpen — минималистичный онлайн-редактор (когда не хочется загружать Google Docs и Word).
- Спеллер — проверяет орфографию в русском, украинском и английском тексте.
- Вебмастер — сообщает «Яндексу» о вашем новом оригинальном тексте.
- Вордстат — помогает подобрать ключевые слова.
- Translit — переведет текст в транслит и обратно.
- Topwriter — сравнивает два текста между собой (полезно для рерайтеров).
- Speechpad — перевод аудио в текст (не идеально, но интервью расшифровать можно).
- Findcopy — проверка уникальности текста (результат проверки можно получить в виде ссылки).
- Synonymizer — поможет подобрать синоним.
- Wordassociations — сервис подбора словесных ассоциаций.
- Text — проверка текста на антиплагиат.
- Оrfogrammka — веб-сервис проверки правописания.
- Quittance — отыскивает в тексте подозрительные места на предмет одной из самых распространенных стилистических погрешностей: расположенных близко по тексту фонетически и морфологически сходных слов (так называемая нечаянная тавтология).
- ВААЛ — может пригодиться поэтам и ораторам, чтобы проанализировать подсознательное воздействие текста своего выступления. Оценивает текст любого жанра по многим параметрам. В свободное обращение выпущена версия программы ВААЛ-мини.
- Poem Parser — благодаря программе вы сможете узнать, каким стихотворным размером вы написали очередной шедевр, а также не ошибиться с длиной рифмующихся строк.
- TextReferent — автоматическое реферирование английских текстов. Обработав текст и проанализировав частоту появления в нем отдельных слов, программа вычленяет из него основные для понимания смысла фразы. Демоверсия бесплатна для скачивания и работает только с английским языком.
- Neogranka/Stihi — позволяет выбрать рифму, подходящую под ударение нужного слова, а также может заняться корректировкой стихотворного размера.
- Stihi — более актуальный и ежедневно обновляемый онлайн-подборщик рифм. Но с его рифмами нужно быть осторожным, так как за основу словаря берутся стихи пользователей сайта.
По материалам: adme.ru
Рифма онлайн
Рифма – это созвучие в окончаниях двух или нескольких слов. Как правило, она расположена в концах строк. Хорошо подобранная рифма к слову, помогает ритмическому восприятию, вызывает ощущение звуковой гармонии и хорошо запоминается.
В русском языке, рифма, чаще всего, строится на совпадении ударных гласных и созвучии послеударной части слова. Также учитывается предударная согласная, особенно если ударная гласная находится в конце слова. На первый взгляд, всё просто. Однако существует ряд созвучий, считающихся в среде опытных авторов «плохими». Вот краткий перечень созвучий, которые стоит использовать осторожно, или не применять вовсе:
Бедная рифма — недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. Например: «вода — сама», «доля — море». По сути, не является рифмой. Рифмик не показывает результаты такого типа. К бедным также относят созвучия, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах. Например, глаголы заканчивающиеся на «ать», «ять»: «бежать – играть — стрелять». Генератор рифм позволяет исключать части речи из результатов. Для этого воспользуйтесь фильтрами.
Графическая рифма — рифма из слов совпадающих по написанию, но различных по звучанию. Так называемая «рифма для глаз». Пример: «большого — немного», «точно — нарочно». Не рекомендуется к использованию. Алгоритм Рифмика исключает большую часть таких результатов.
Супергипердактилическая рифма — рифма из слов с ударением на шестом и более слоге от конца. Пример: «жульничающие – богохульничающие», «рассекречивающиеся – увековечивающиеся». Не рекомендуется к применению.
Банальная рифма — наиболее часто используемая связка. Часто к таким рифмам относятся как к заезженным, избитым. Например: «вечер – встреча – свечи», «вновь – любовь – кровь», «поздравляю – желаю». Такими рифмами не стоит злоупотреблять.
Если Вам не удаётся найти подходящую рифму, попробуйте заменить слово синонимом, поменять порядок слов в строке, или перефразировать строку целиком, с сохранением смысла.
Данный сайт – это помощник поэта, инструмент для подбора рифмы. Для того чтоб Ваша поэзия звучало гармонично, свежо и уникально, не достаточно просто правильных рифм. Создание стихотворения или песни – это акт творения, и Вы творец, а Рифмик поможет на этом нелёгком пути.
Подбор рифмы (помощник поэта) | Poncy.ru
Введите слово для которого надо подобрать рифму, ударение можно указать символом *, после ударной гласнойО помощнике поэта (рифмователе)
Рифмование — это процесс довольно творческий и заменить человека сервис не может. Помимо рифмы поэт учитывает множество других гораздо более тонких моментов, которые компьютер уловить не в состоянии. Тем не менее комьютер, может сослужить отличную службу и выполнить роль трудодлюбивого слуги, как калькулятор для математика, наш сервис по поиску рифм поможет отсеять некоторое ядро, с которым уже будет легче работать человеку.
Сервис будет полезен людям занимающихся написанием стихов, песен, поздравлений и других текстов, где нужна рифма. Помощников отличается от других тем, что в нем используется авторская методика поиска рифмы и он может использоваться как дополнение к уже используемым помощникам, так и в качестве основного инструмента. Мы будем рады услышать конструктивную критику и предложения по улучшению сервиса. Некоторые особенности сервиса:
- Учитываются ударения слов
- Учитывается мелодика звуков
- Интеллектуальный анализ слова на звуки
- Большая база слов
- Запоминает последние запросы
Как пользоваться
Наш онлайн помощник в подборе рифм мы постарались сделать очень простым и интуитивно понятным, в большинстве случаев требуется только ввести слово для которого необходимо найти рифму и нажать кнопку найти, в случае если слова нет в нашей базе, требуется проставить ударение. Ударение можно ставить и в том случае если вы не согласны с выбранным ударением по умолчанию. Т.к. некоторые слова имеют одинаковое написание, но разное ударение, например: дУши и душИ. Чтобы указать требуемое ударение, поставьте знак * (звездочка) после ударной гласной. Как правило помощник находит множество рифм к слову упорядочивая их таким образом, чтобы лучшие (более сильные) рифмы располагались ближе к началу. Но тем не менее бывает, что неплохие рифмы «сносит» вниз (к концу).
Другие сервисы поиска рифм
К счастью мы в интернете не одиноки и есть другие сервисы в подборе рифм, на наш взгляд наиболее качественные:
- rifmus.net (Рифмус)
- rifmovnik.ru/find.htm (Рифмовник)
- stihidl.ru/rifma/ (Стихи для людей)
Вы можете использовать их и нас, чтобы находить больше. Но честно говоря рифм предложенных нашим помощником наверняка окажется достаточно (словарь содержит более миллиона слов).
популярные слова, для которых ищут рифмы
Если у вас возникнут замечания по сервису, с радостью выслушаем ваши пожелания, писать можно на почту support@poncy.ru, с пометкой (генератор рифм).
Прямо сейчас на сайте ищут рифмы для слов:
прекра́сны, берё́зки, штабкварти́ру, бе́ды, плохо́м, костра́ми, секи́ру, театра́ла, извине́ния, мычи́т, полежу́, бьё́т, дымоку́ра, моме́нт, оси́пнем, награ́ды, бытие́, хлеборо́бом, на́ручи, закру́ченных, пистоле́тики, напи́санный, бога́тым, льдо́в, ме́чась, неве́ста, посмо́трим, узело́к, поме́ркла, бу́дущим, социали́зм, поддава́ться, мне́, ука́зке, изоба́ру, го́ды, сти́ля, рапсо́дию, хрустя́щим, воцаре́ние, перезакла́да,Подбор рифмы онлайн
- bezbukv.ru — БЕЗБУКВ.РУ — Сервис подбора слов по маске.
Яндекс.Автопоэт
Шутка от Яндекса.Яндекс выбирает из поисковых запросов подходящие строки по чередованию ударных и безударных слогов определяет стихотворный размер строки и подгоняет рифмы.Кроме того, Яндекс сам может стих и прочитать.
Пример
кленовые листья раскраскаупрямые женщины ласка
поэма Есенин
плащ теплый осенний
гармонь развеселая пляска.
Стихи.ру
Некоммерческий социально ориентированный проект.Помощник поэта — подбор рифмы онлайн.
Лучший из представленных.
![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/pics/stihi.png)
Rhymer
Онлайн словарь рифмы.![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/0.gif)
Вводим слово и вам выдается десятки вариантов.
Легкий простой сайт.
![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/0.gif)
Генератор рифм
Иногда бывает необходимо написать стих, но вдохновение не всегда позволяет подбирать рифмы к словам.Для этой проблемы есть решение.
Просто воспользуйтесь формой для поиска рифм на сайте. Введите слово, нажмите на кнопку и получите кучу рифм к нему, самые подходящие из которых в начале списка.
![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/0.gif)
Рифмус
Рифмователь онлайн.Войдите и увидите, там все просто и понятно. Ввели слов в поиск и получили рифму, правда бывает не попадаем с ударением. Еще, если вы ввели несколько слов, то рифма подберется для последнего.- Рифмы только для русского языка;
- Поиск работает только по одному слову;
- Буквы Е и Ё различаются;
- Буквы и и й различаются;
- Регистр символов не различается.
Стихоробот
Подбор рифм
- Вводим слово, к которому нужна рифма, длиной не более 150 символов.
Важно не употреблять букву Е вместо Ё — иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. - Жмем «начать».
- Ждем результат.
Стихогенератор
Подбирает продолжения для 2-х стихотворных строк.Только русский текст!
Размер стиха
Вычисление стихотворного размера 12 строк.Только русский текст!
![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/0.gif)
Стихи для людей
Найти рифму слову — это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому либо слову занимает достаточно длительное время.Достаточно долгое время велись попытки автоматизировать процесс поиска поэтической рифмы.И если зарубежных сервисов уже сейчас существует огромное множество, но что касается русского языка — здесь возникают проблемы в силу его сложности.В Рунете существует много программ подбора рифмы.
Большинство из них работает на основе словарей. С одной стороны — это плюс, так как охватывается огромное большинство слов.
С другой стороны — большая часть найденных слов вряд может использоваться в рамках стихотворения.Сайт сделал генератор рифм, основываясь немного на другом алгоритме.
Поиск рифмы осуществляется основываясь на реальных стихотворениях, исследуются только те слова, которые действительно используются поэтами в стихотворениях.Поэтому в результате выдается небольшое количество слов.
![Стихи.ру](/800/600/https/www.ph4.ru/images/0.gif)
Для подбора рифм и слов при составлении рекламных слоганов и изобретении стихов и песен.В словаре около 1 600 000 слов и буквосочетаний, часто самых необычных и странных.
Цель — не готовая подсказка, а помощь автору в трудный момент сдвинуться с мертвой точки путем нахождения неожиданных слов и ассоциаций.
Помощь в стихосложении
Генератор рифм!
Генератор рифм поможет начинающему поэту наиболее эффективно подбирать рифмы к словам при сочинении стихотворений.
На некоторых поэтических порталах можно воспользоваться генератором рифм, принять участие в обсуждениях и конкурсах посвященных стихосложению.
Stihi – крупнейшее поэтическое сообщество, на страницах которого и размещен генератор рифм «Помощник поэта». |
Рифма Online – генератор рифм, который поможет подобрать рифму к любому слову. |
Рифмус – генератор рифм расположенный на сайте, ресурсы которого сосредоточены на подборе рифм онлайн. |
Словорифмус – генератор рифм с элементами применения фильтра по остроте подбираемых слов. |
Rifmoved – генератор рифм разработаный для широкого круга любителей поэзии и располагает огромной базой слов и словоформ, что делает его удобным инструментом составления стихотворных произведений. |
Возможно, что сочинив поздравление в стихах с помощью генератора рифм, вы захотите отправить его своим коллегам, знакомым или близким людям, воспользовавшись сервисом виртуальная поздравительная открытка– еще одним современным способом оригинального поздравления с предстоящими праздниками или знаменательными событиями.
Немного о рифме
Рифма – звуковая и семантическая закономерность построения строк стихотворного текста.
Рифма помогает читателю воспринимать интонационное разделение речи и усиливает смысловое акцентирование стихотворения.
В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки.
Классификация рифмы
По месту ударения
Мужские рифмы – с ударением на последнем слоге
Женские рифмы – с ударением на предпоследнем слоге
Дактилические рифмы – с ударением на третьем от конца слоге
По способу схемы рифмовки
Смежная рифма – по схеме ААББ
Перекрёстная рифма – по схеме АБАБ
Охватная, или опоясывающая рифма – по схеме АББА
По звуковому составу
Степени соответствия звуков до и после ударных гласных.
В зависимости от характера рифмующихся слов
Грамматическая рифма – рифмуются слова одной части речи и в одном падеже, роде, числе.
Составные рифмы – одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами.
Омонимические рифмы – повторение в рифме одинаково звучащих, но разных по смыслу, или относящихся к разным частям речи, слов.
Каламбурные рифмы – общее название омонимических и составных рифм.
Разнородная рифма – образованная разными частями речи:
Банальная рифма – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к заезженным, примелькавшимся и давно утратившим свою оригинальность.
Генератор рифмы подберет большое количество вариантов слов, которые можно использовать при построении стихотворения с любым типом построения рифмы.
Как определить стихотворный размер • Arzamas
Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам
Автор Кирилл Головастиков
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.Сергей Гандлевский
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или что-то еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — по-разному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм. Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
@ Arzamas