Свободное ударение в русском языке – Особенности ударения в русском языке

Ударение. Особенности русского ударения, виды ударений

Ударение – это выделение словесных элементов при их произношении. В русском языке существует два вида ударений:

  • логическое;

  • словесное.

Эти два вида объединяет тот факт, что при произнесении определенный элемент: будь то несколько слов, одно слово или конкретный слог, выделяется со значительно большей силой, чем другие. Однако смысл логического и словесного ударений различен.

 Особенности русского ударения

Словесное ударение

Каждое произнесенное слово имеет ударение. Под ударением может находиться только гласный звук. В некоторых языках ударение может падать за закрепленный по порядку слог, например, на предпоследний или последний (как, в частности, во французском языке). В русском языке строгого места для ударения нет, оно может свободно падать на любой слог. Этот фактор немного осложняет иностранцам изучение русского языка, но для носителей обычно не доставляет никаких сложностей. Если в слове только один

слог, то он является ударным. Если же несколько – то ударным обычно будет только один из них.

Более того, в нашем языке ударение имеет свойство подвижности, то есть в родственных словах оно может падать совершенно на разные буквы. Например: начин’ает – н’ачал. А в некоторых случаях ударение может менять значение слова или его грамматическую форму: Глаз`а — гл`аза.

Существуют также слова с так называемым двойным ударением. При этом одно из ударений является главным, и другое – побочным. Чаще всего к таким словам относятся слова, составленный из двух основ (челов‘екол‘юбие).

Есть и другие факты, связанные с ударением:

В ходе исторического процесса преобразования языка часто происходило изменение ударений в тех или иных словах.

Есть слова, в которых ударение может падать на разные слоги, и все варианты будут правильными.

Изменение ударного слога может быть оправдано поэтической вольностью для сохранения размера.

Примыкающие к последующему слову предлоги с гласными могут не иметь ударения как самостоятельные слова.

Логическое ударение

Как известно, порядок слов в русском языке более или менее свободный. В отличие от других языков, где, например, в конце обязательно должен ставиться глагол, в русском языке нет таких строгих правил. Поэтому порядок слов в русском языке обычно подчеркивает логическое ударение на то или иное слово, или группу слов.

Логическим ударением подчеркивается своеобразная важность слов, то есть увеличивается смысловая нагрузка на слова. Ударяемое слово или группа слов обычно выделяется интонацией. И часто для этого используется порядок слов, в котором последним ставится именно слово, находящееся под логическим ударением.

Часто неправильно выделенные логическим ударением слова могут совсем переиначить смысл, который несет в себе то или иное предложение. Часто логическое ударение подчеркивается дополнительными словами, например, «именно». Такой способ выделения логически ударного слова применяется в частности в литературе, когда невозможно передать интонацию написанного предложения.

Три особенности русского ударения.
  1. Ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове ( а в других языках, например, во французском языке – на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют свободным.
  2. Подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть – пОнял – понялА; Окна – окнО) .
  3. Изменчивость с течением времени. Некоторые слова произносятся совсем не так, как они произносились 100-200 лет назад. Например:
    • Погасло днЕвное светило (А.С. Пушкин). (Сейчас: дневнОе)
    • Мы, старики, уж нынче не танцуем, МузЫки гром не призывает нас (А.С. Пушкин). (Сейчас: мУзыки) —
  4. В современном языке остались слова, которые можно произносить двояко: баржА –бАржа, комбАйнёр – комбайнЁр, пЕтля – петлЯ, тефтЕли – тЕфтели/

ruslitfak.ru

Ударение. Тип ударения. Место ударения.

Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

  1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

  2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

  3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.

Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией.

По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение: гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка.

Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.

В чешском языке слабое динамическое ударение: гласные в безударных слогах почти не меняются.

Например:   -mek        ve-čer                 вé-чер       зá— мок       за – мóк

Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.

Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.

Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.

В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.

Например:

ра –бó-тать         мо-ло-кó       о-го-рóд           rá-na       ra-ná     pra-co-vat     pa-má-tka

Место удаарения

По месту выделяемого слога в слове различаются:

  1. фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

  2. свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

  1. свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает    всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

  2. свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.

Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное.

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики.

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал …, иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите…. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести …(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) — побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Упражнение 4.1

Читайте, следите за изменением ударения в родственных словах

Гóрод – городá – гóрода – огорóд – городовóй – зáгородного

Хóлод – холодá – хóлодно – холодновáто – похолодáло

Гóлос – голосá – гóлоса – голосовóй – подголóсок

Морóз – зáморозки – подморозило – выморозило – морóзного

Ворóт – ворóта – подворóтня – воротничóк – подворотничóк

Бородá – бóроды – подборóдок – бородáвка

Рабóта – зарабóток – зарабóтал – выработал

Зóлото – золотистый – позолóта – позолóченный

Вóрон – ворóна – воронóй – вороньё – воронёнок

Упражнение 4.2

Образуйте слова по образцу, следите за ударением

Образец: подарить – подáрок

Отрывáть —   поступáть —   снимáть —  
Слепить —   набросáть —   обломáть  
Обрезáть —   недовéсить —      

Упражнение 4.3

Образуйте слова данной ритмической модели

тá –та

та – тá

та – та – тá

та – тá – та

тá – та – та

Упражнение 4.4

Расставьте ударение

Город, доктор, доклад, завод, фотограф, пароход, композитор, альбом, овраг, аппарат, овощи, комната, автомашина, собака, дорога, скала, голова, борода, оса, окно, остановка, куколка, бабушка, отец, сестра, лекарство, отчество, берег, без места, под окном, в лесу, на столе, под снегом, у дома, у города, над дверью, по полю, через реку.

Упражнение 4.5

Читайте, следите за ударением и правильным произношением

Век – векá, тело – телá, дело – делá, лес – лесá, цвет – цветá

Пять – пяти, взял – взялá, снял – снялá, тянут – тяни.

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

is.muni.cz

Варианты ударения в современном русском языке

Библиографическое описание:

Филимонова Е. Б. Варианты ударения в современном русском языке // Филология и лингвистика. — 2017. — №2. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/59/2262/ (дата обращения: 26.12.2019).



В статье рассматриваются причины орфоэпических ошибок, связанных с особенностями русского словесного ударения, возникновением вариантов ударения, характеризуется система нормативных помет орфоэпического словаря.

Ключевые слова: орфоэпическая норма, особенности русского ударения, варианты ударения, нормативные пометы словаря

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические, синтаксические, орфографические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма — единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает, ускоряет процесс общения, характеризует культуру речи говорящего и позволяет судить об образованности и воспитанности человека. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения в публичных выступлениях и деловом общении.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неверное ударение в словах. С ударением связано наибольшее количество ошибок, которые являются следствием нарушения произносительных норм. Сложность заключается в том, что в русском языке нет единого универсального правила постановки ударения. В связи с этим отметим основные особенности русского ударения.

Ударение в русском языке свободное,что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом [1, с. 85]. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог. В польском, грузинском языках — предпоследний, в армянском, французском языках — последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударения в словах: ко́мпас, добы́ча, докуме́нт, медикаме́нты. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его, как отмечает Р. И. Аванесов, делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу́, береже́шь, береже́т, берегу́т — ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (пра́в, пра́вы, права́; нача́ть, на́чал, начала́). Эта особенность и вызывает трудности в постановке ударения во многих словах.

В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Неверное ударение мешает восприятию смысла. Например, нередко нарушается норма ударения в таких словах, как валово́й, катало́г, краси́вее, опто́вый, при́нял, приня́ть, хода́тайствовать и др. Затруднения вызывает постановка ударения в именительном падеже множественного числа существительных бухга́лтеры, догово́ры, инспектора́, инстру́кторы, шофёры.

Некоторые ошибаются, считая, что надо говорить сре́дства производства, но денежные средства́, прошли три ква́ртала, но третий кварта́л этого года. Слова сре́дства и кварта́л независимо от значения имеют только одно ударение.

Существуют сложности с ударением в самых простых словах из-за того, что многие не знают точно их принадлежности к той или иной части речи [1, с. 86]. Например, прилагательное развитой пишется с окончанием — ой,которое и принимает на себя ударение. Это слово имеет несколько значений и употребляется в разных словосочетаниях. Так, в примерах развита́я промышленность, развито́е сельское хозяйство его значение — «достигший высокой степени развития», а в сочетании развито́й человек — «духовно зрелый, просвещенный, культурный». Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие — развитый, образованное от глагола развить, имеющее окончание — ый. Произносится оно с ударением на первом слоге (ра́звитый) или на втором (разви́тый). Например: ра́звитая нами деятельность, ра́звитый лектором вопрос и разви́тая веревка, разви́тый локон. Как видим, ударение зависит от того, прилагательное это или причастие.

В некоторых словах русского языка ударение может быть двояким, то есть ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновре́менно и одновреме́нно, ке́та и кета́, мизе́рный и ми́зерный. Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений.

Итак, для ударения существует понятие вариативности, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями справочниками. Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». В нем дается система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических, которая выглядит следующим образом). [2, с. 251–253]

  1. Равноправные варианты.

Они соединяются союзом и: ба́ржа и баржа́; бижуте́рия и бижутери́я; во́лнам и волна́м; до́литый и доли́тый, заржа́веть и заржаве́ть; пе́тля и петля́; пицце́рия и пиццери́я. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы.

  1. Варианты нормы, из которых один признается основным:

а) помета «допустимо» (доп.): а́вгустовский и доп. августо́вский; до́ску и доп. доску́; кулина́рия и доп. кулинари́я; марке́тинг и доп. ма́ркетинг; мастерски́ и доп. ма́стерски; о́тдал и доп. отда́л; о́траслей и доп. отрасле́й; творо́г и доп. тво́рог; усугуби́ть и доп. усугу́бить. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находятся в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи.

б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.): искри́стый и доп. устар. и́скристый; металлурги́я и доп. устар. металлу́ргия; ра́курс и доп. устар. раку́рс; собра́лся и доп. устар. собрался́; ха́нжество и доп. устар. ханжество́; ю́ркнуть и доп. устар. юркну́ть. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно и принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка. Словарь фиксирует эти варианты. Например:

дубля́ж, -а / в профессиональной речи дубляжа́

и́скра / в профессиональной речи искра́

аммиа́к, -а / у химиков аммиака́

шпри́цы мн. -ев / у медиков ед. шприца́, мн. -ы́, -о́в

фле́йтовый, -ая, -ое / у музыкантов флейто́вый

ко́мпас, -а, мн. -ы, -ов / у моряков компа́с

Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретительные пометы:

а) «не рекомендуется» (не рек.) — алфави́т! не рек. — алфа́вит; балова́ть! не рек. ба́ловать; остуди́т! не рек. осту́дит, подро́стковый! не рек. подростко́вый.

Эта помета может иметь дополнительную характеристику «устаревшее» (не рек. устар.). Варианты, имеющие эту помету, представляют собой бывшую норму. Сегодня они находятся за пределами нормы, например: заве́ртит! не рек. устар. заверти́т; отбукси́ровать! не рек. устар. отбуксирова́ть; переосмысле́ние! не рек. устар. переосмы́сление; украи́нцы! не рек. устар. укра́инцы.

б) «неправильно» (неправ.) — договорённость! неправ. догово́ренность, инжене́ры! неправ. инженера́, ку́хонный! неправ. кухо́нный; отку́порить! неправ. откупо́рить; хода́тайство! неправ. ходата́йство; ядро́вый! неправ. я́дровый.

Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные пометы.

Итак, можно сделать вывод, что возникновение вариантов ударения в современном русском языке — закономерное, объективное явление, отражающее процессы, происходящие в языке, которые поддерживаются речевой практикой. Это явление не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Источники изменения орфоэпических норм различны: живая, разговорная речь; местные говоры; просторечие; профессиональные жаргоны и другие языки.

Варианты норм произношения и ударения отражаются в словарях современного литературного языка: орфоэпических, толковых, словарях ударений, словарях — справочниках, а также в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Эти словари и справочники помогут избежать нежелательных ошибок в речи, покажут условия употребления того или иного варианта.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трёх степенях нормативности [1, с. 77]:

норма 1 степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени — нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Таким образом, изменению орфоэпических норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями.

Если старую, первоначальную норму обозначить буквой А, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревнование между ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа и графически выглядит так [2, с. 45]:

На первом этапе господствует единственная форма А, ее вариант Б находится за пределами литературного языка и считается неправильным. На втором этапе вариант Б проникает в литературный язык, считается допустимым (помета доп.) и в зависимости от степени его распространения квалифицируется как разговорный (помета разг.) по отношению к норме А или равноправный с ней (помета И). На третьем этапе старшая норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место младшей норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единственной нормой литературного языка.

Следует иметь в виду, что нормы произношения — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно вспомнить слова замечательного лингвиста Л. В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее». [1, с. 89]. Тем не менее любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы (разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т. п.), а не произвольное желание говорящего.

Безусловно, каждый человек должен с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, не должен забывать о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, именно хорошее владение речью дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и творчестве; качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества.

Литература:

1. Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 9-е изд. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. — 544 с. (Серия «Высшее образование»).

2. Введенская JI. A. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. — Изд. 14-е, стер. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 380 с. (Среднее профессиональное образование).

3. Новый орфоэпический словарь русского языка / Сост.Т. Ф. Иванова. — Москва, 2006.

4. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Сост. Михайлова О. А. — Екатеринбург, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литературный язык, ударение, норма, слово, помет, постановка ударения, река, Орфоэпический словарь, деловое общение.

Ключевые слова

орфоэпическая норма, особенности русского ударения, варианты ударения, нормативные пометы словаря

moluch.ru

Правильное ударение в словах

На этой странице собрано около пятисот слов с правильным ударением.

С помощью этого списка можно проверить ударение в словах, вызывающих наибольшее затруднение. Часто эта страница нужна для решения задания A1 на ЕГЭ по русскому языку.  Об орфоэпических нормах можно почитать на другой странице 5-ege.ru.

а

агЕнт

агронОмия

акрОполь

алкогОль

алфавИт

Амфора

анАлог

анАтом

анонИм

апокАлипсис

арАхис

арЕст

аргумЕнт

асимметрИя

астрОлог

астронОм

атмосфЕра

афЕра

аэропОрты, им.п. мн.ч.

б

бАнты, им.п.мн.ч

бАржА

бОроду, вин.п.ед.ч.

бУнгало

балОванный, прич.

балУясь

баловАть

блАговест

блуднИца

бралА

бралАсь

бухгАлтеров, род.п. мн.н

бюрокрАтия

в

вЕрба

вЕчеря

вОвремя

вОгнутый

валовОй

вандАлы

вдовствО

вернА

вероисповЕдание

вероисповЕдание

ветеринАрия

взАпуски

взапертИ

взялА

взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

включИшь

влилАсь

водопровОд

воздухопровОд

ворвалАсь

воспринялА

воспроизведЕние

воссоздалА

вручИт

втрИдорога

вчистУю

г

гЕнезис

гЕрбовый

газопровОд

гастронОмия

гегемОния

гипОтеза

гналА

гналАсь

гомеопАтия

граждАнство

граждАнство

грошОвый

д

дОверху

дОгмат

дОнизу

дОсуха

дОсыта

давнИшний

дефИс

дефИс

диалОг

диспансЕр

диспансЕр

добелА

добралА

добралАсь

довезЁнный

договОр

договорЁнность

дождалАсь

дозИровать

дозвонИтся

дозвонЯтся

докраснА

докумЕнт

докумЕнт

донЕльзя

донЕльзя

досУг

досУг

дотрОнуться

дремОта

духовнИк

е

евАнгелие

еретИк

еретИк

ж

жалюзИ

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

ждалА

жилОсь

з

зАгнутый

зАгодя

зАгодя

зАнял

зАняло

зАнятый

зАсветло

зАтемно

завИдно

завИдно

завсегдАтай

задОлго

закУпорив

закУпорить

закУпорить

занялА

занятА

запертА

запломбировАть

заселЁн

звалА

звонИм

звонИт

звонИшь

зимОвщик

злОба

знАмение

знАчимость

знАчимый

зубчАтый

и

Издавна

Иконопись

Иксы

Искоса

Искра знания и искрА зажигания

Исстари

Исстари

игУмен

идеОлог

иерОглиф

изОгнутый

избалОванный

избаловАть

издрЕвле

изобретЕние

импЕрский

инАче

инсУльт

инстИнкт

исключИт

искривИться

исчЕрпать

к

кАмбала

кАшлянуть

кОнусы,кОнусов

кУхонный

кУхонный

каталОг

каталОг

каучУк

квартАл

квартАл

кедрОвый

киломЕтр

киломЕтр

клАла

клЕить

клЕить

коклЮш

корЫсть

корЫсть

кормЯщий

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

л

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

лгалА

лилА

лилАсь

ловкА

ломОта

ломОть

лубОчный

лыжнЯ

м

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕльком

мЕстностей род.п. мн.ч

магазИн

мастерскИ

медикамЕнты

метонИмия

мозаИчный

молОх

молЯщий

монолОг

мусоропровОд

мусоропровОд

мытАрство

н

нАискось

нАчал

нАчали

нАчатые-убрать

нАчатый

нЕдруг

нЕнависть

нЕнецкий

нОвости,новостЕй

нОгтя, род.п ед.ч.

наОтмашь

навЕрх

навралА

наговОр

надОлго

наделИт

надорвалАсь

нажИвший

нажИлся-убрать

нажитА

назвалАсь

назлО

накренИт

налИвший

налилА

налитА

https://5-ege.ru/pravilnoe-udarenie/

намЕрение

намЕрение

нанЯвшийся

нарОст

нарОст

нарвалА

насорИт

начАв

начАвший

начАвшись

начАть

начАть

началА

недУг

незадОлго

некролОг

некролОг

ненадОлго

ненадОлго

несказАнно

нефтепровОд

низИна

низведЁн

новоприбЫвший

новорождЁнный

о

обеспЕчение

обеспЕчение

обетовАнный

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облегчИть

облилАсь

обнаружЕние

обнялАсь

обогналА

ободрЁн

ободрЁнный

ободрИть

ободрИть

ободрИшься

ободралА

ободренА

обострЁнный

обострИть

объезднОй

одОбренный

одолжИт

озвУчение

озлОбить

озлОбленный

ознакОмленный

оклЕить

окружИт

опОшлят

оперИться

опломбировАть

определЁн

оптОвый

оптОвый

освЕдомить

освЕдомиться, освЕдомишься

осведомлЁнный

остриЁ

осужденА

отбылА

отдАв

отдалА

откУпорил

откУпорить

отключЁнный

отозвалА

отозвалАсь

оторвалА

Отрочество

оценЁнный

п

пАсквиль

пЕтля

пОнял,

пОручни

пОстриг

пУстошь

пУстынь

партЕр

патриАрхия

перезвонИт

перекрОенный

перелилА

петлЯ

пиццерИя

плЕсневеть

платО

плодоносИть

пломбировАть

поИмка

повторЁнный

повторИт

поделЁнный

подзаголОвок

поднЯв

подрОстковый

подчистУю

позвалА

позвонИт, позвонИшь

поискОвый

полилА

положИл

положИть

полтергЕйст

понЯв

понЯвший

понялА

портфЕль

послАла

прИбыл

прИбыло

прИкус

прИнял

прИняли

прИнятый

предвосхИтить

премировАть

прибЫв

прибылА

приговОр

придАное

призЫв

принУдить

принУдить

принЯть

приручЁнный

прогИб

прожИвший

прозорлИва

проторЁнный

процЕнт

процЕнт

псевдонИм

пулОвер

пургА

путепровОд

р

рАджа

рАпорт

рОвненько

рОзги

развитОй

ракУшка

рвалА

РевЕнь

с

сЕтчатый

сОгнутый

сОгнутый

сОздало

сабО

свЁкла

свЁкла

сверлИт

сверлИшь

сегмЕнт

сирОты

слИвовый

снялА

снятА

созЫв

созЫв

создАвший

создАл

создалА

создалА

созданА

сорИт

сосредотОчение

срЕдства,им.п.мн.ч.

срЕдствами

стАтуя

столЯр

столЯр

т

тАинство

тОртов

тОрты

тОтчас

тУфля

табУ

тамОжня

танцОвщица

твОрОг (двойное ударение)

тигрОвый

толИка

тошнотА

трУбчатый

трубопровОд

у

убралА

убыстрИть

углубИть

углубИть

уговОр

узаконЕние

украИнский

укрепИт

умЕрший

упрОчение

факсИмиле

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

фетИш

флюорогрАфия

ходАтайство

ц

цЕнтнер

цемЕнт

цепОчка

ч

чЕрпать

чИстильщик

ш

шАрфы

шофЁр

щ

щЁлкать

щИколотка

щавЕль

щемИт

э

экспЕрт

Экскурс

электропрОвод

 

Разделение по частям речи

правильные ударения
ударения в словах
правильные ударения в словах
правильные ударения в словах

Нет нужного слова? Можно спросить в комментариях. Слово с правильным ударением будет добавлено.

Рекомендуем:

  • Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение)

5-ege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *