1 |
Организационный момент Цель: Мотивация учащихся в учебной деятельности, активизация познавательной деятельности |
|
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока. Создает условия для формулировки цели урока учащимися и её осознания ими. |
Приветствуют учителя, |
2 минуты |
2 |
Проверка домашнего задания |
Установление соответствия: основание — оксид металла http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31 Состав и классификация оснований Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации. http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html Химические формулы оснований Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки. http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html |
Предлагает ученикам выполнить дифференцированные задания, предложенные на карточке (См. приложение 2) , произвести самопроверку по ключу и оценить свою работу. Организует самостоятельную работу учащихся |
Самостоятельно работают по карточкам, выполняют задания. Выполняют самопроверку по ключу, оценивают свою работу. |
5-7 минут |
4 |
Изучение нового материала Цель: Создание условий для учащихся по изучению химических свойств общих для класса оснований; формирование умений работать с лабораторным оборудованием, делать обобщение и работать с учебной литературой; формирование умений у учащихся работать в группах. |
Правила техники безопасности при работе с щелочами Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31 Типичные свойства нерастворимых в воде оснований Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде. http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnyesvoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде. http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html |
Демонстрирует в режиме презентации правила по технике безопасности учащимся. Организует работу групп. Предлагает самостоятельно выполнить опыты, обсудить результаты, записать уравнения реакций в полном и сокращенном ионном виде, сделать выводы. Координирует работу групп, консультирует учащихся. |
Слушают учителя, воспринимают информацию, повторяют правила. Учащиеся работают в группах, продолжают формировать навыки и умения работать с лабораторным оборудованием, составляют план работы, самостоятельно исследуют химические свойства растворимых и нерастворимых оснований. Самостоятельно оценивают правильность выполнения работы |
25 минут. |
|
Закрепление Цель: развитие навыков самостоятельной деятельности, наблюдения и анализа |
|
Предлагает ответить на вопросы:
|
Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы товарищей. |
|
6 |
Рефлексия Цель: анализ учебной деятельности |
|
Предлагает учащимся проанализировать свою деятельность на уроке. |
Анализирую свою деятельность, формулируют высказывания. Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось … Я смог… |
|
Урок химии в 8 классе на тему: «Химические свойства оснований»
Урок химии в 8 классе на тему: «Химические свойства оснований»
Уровень изучения: базовый
Тип урока: изучения нового материала
Цель урока:
— образовательная: изучить свойства оснований. Сформировать представление о действии индикаторов в различных средах. Дать определение реакции нейтрализации. Научить подтверждать свойства оснований уравнениями химических реакций.
— развивающая: продолжить формировать умения составлять химические уравнения, развивать навыки проведения химического эксперимента, безопасной работы с веществами и оборудованием. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
— воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к товарищам, ответственность и дисциплинированность; интерес к предмету.
Приборы и оборудование: штативы с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди. Индикаторы фенолфталеин, метилоранж, лакмусовая бумага, держатель, горелка. Мультимедийный комплекс.
УМК: Химия. 8 класс :учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.:Просвещение, 2014.- 208с.:ил. Интерактивное учебное пособие «Окраска индикаторов в различных средах», «Техника проведения химического эксперимента».
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Методы работы: частично- поисковый, иллюстративно- объяснительный, метод химического эксперимента.
Ход урока
Организация класса. (1-2 минуты)
Определение темы урока, постановка целей и задач урока. (1-2 минуты)
Актуализация опорных знаний. (2-3минуты)
Изучение новой темы (20-25 минут)
Первичное закрепление и осмысление полученных знаний (7-10 минут)
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы на уроке. (2-3 минуты)
Домашнее задание. (1-2 минуты)
Краткий конспект урока
1.- Здравствуйте ребята! Сегодня продолжим наше знакомство с основаниями (гидрокидами). Что кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? (свойства веществ, применение). Правильно, и тема нашего урока: «Химические свойства оснований».
2. Наша задача — опытным путем изучить химические свойства оснований и научиться подтверждать их уравнениями реакций.
3. — Давайте вспомним, какие вещества называются гидроксидами? (ответы учащихся, условная запись общей формулы учителем на доске с пояснениями- Ме(ОН)m).
— Ребята, назовите эти основания (формулы на доске). Какие из приведенных оснований будут щелочи ? (Работа в паре с самопроверкой).
3. Химические свойства оснований (работа с опорой на таблицу 10
стр. 143)
Записи в тетрадях учащихся:
CO2 +2 KOH = K2CO3+H2O
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Обращаем внимание, что лакмус в растворе щелочи – синий, а фенолфталеин – малиновый
Демонстрация
Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди.
Какое нерастворимое основание образуется? Что произойдет, если к нерастворимому гидроксиду меди прилить кислоту?
Cu(OH)2 +2HCl = CuCl2 + 2H2O
Демонстрация
Разложение гидроксида меди при нагревании
Cu(OH)2 = CuO + H2O
А теперь, ребята, послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили — были две девицы красавицы: кислота и щелочь. Ревниво соперничали они и в спорте и в учебе. Но объединяла их любовь к прекрасным цветам, растущим в волшебном саду. Долго ли, коротко ли, но стали все реже бывать в саду красавицы. Уж очень уроков много было учить и тренировки все время занимали. Вышли как-то девушки в сад, и увидели, что цветы завяли. Что же делать? Правильно, полить. Забыли обиды подруги, обнялись кислота и щелочь. И потекли реки соленой воды. Цветы ожили.
Вы самостоятельно проведете эту реакцию, но сначала вспомним правила техники безопасности (слайды на экране).
Лабораторный опыт №1
Взаимодействие щелочи с кислотой
Ребята, под руководством учителя, выполняют химический эксперимент.
Самостоятельно делают необходимые записи.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Вывод: основания взаимодействуют с кислотами; взаимодействие между основанием и кислотой называется реакцией нейтрализации.
Выборочная проверка тетрадей учащихся с выставлением отметок.
Работа над тестовыми заданиями стр. 145 (устно № 1-2, 4; №3- письменно в тетрадях с проверкой работ с помощью документ камеры)
Ребята, молодцы, хорошо поработали. Вам понравился урок? Что показалось сложным? Тренироваться в составлении уравнений мы будем и на следующих уроках химии. А теперь, домашнее задание: параграф 42; стр. 144 № 2.
План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Урок химии в 8 классе по теме «Основания»
Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ
Химия 8 класс.
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства».
Цели:
- Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
- Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
- Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация,(приложение1) учебник, оборудование для опытов (штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, ф/ф ).
Рабочие листы(приложение 2)
Ход урока
( слайд №1) 1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встречи.
Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? Прослушайте загадку. (слайд №2)
Из нас не сваришь супа,
Содержим мы гидроксогруппу,
И активного металла
В нашей формуле немало.
Красим лакмус в синий цвет,
Мы опасны, спору нет.
(Основания.) Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения
А тема нашего урока представлена на слайде(слайд №3) : прочтите
«Основания, их классификация и свойства». запишите тему в бланк лежащий на вашем столе:
2 Определение оснований.
(слайд №4)
Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.
В ваших бланках они записаны в таблице1
-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)
-Сформулируйте определение данному классу веществ: (слайд №4 щелчок)
ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.
Ребята, дайте пожалуйста определение основаниям как электролитам.
ОСНОВАНИЯ – это электролиты которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы группы ОН- (слайд №5)
Мы сформулировали определение гидроксидов. Выполните задание №1
(под формулами в строке 1 напишите названия гидраксидам, формулы которых написаны в таблице.)
3) Классификация оснований. Существует несколько признаков классификации:
Учитель: 1.По растворимости в воде, все основания делятся на три группы: Пользуясь таблицей растворимости определите какие это группы заполните схему и приведите по два примера на каждую группу. (проверка устно)
1.ПО РАСТВОРИМОСТИ 3.ПО СТЕПЕНИ ДИССОЦИАЦИИ
растворимые нерастворимые сильные слабые
(щёлочи) Сu(OH)2 щелочи нерастворимые осн.
NaOH 2.ПО КИСЛОТНОСТИ водный р-р аммиака
KOH
Малорастворимые Однокислотные трехкислотные
Ca(OH)2 двухкислотные
2. Посмотрите на формулы в вашей таблице найдите отличие (на количество групп ОН)
Следовательно второй признак какой- ?(по количеству гидроксогрупп, то есть по кислотности) Т.о если основание содержит одну гидроксогруппу их относят к однокислотным и т.д. заполните схему под цифрой 2 приведите по 1 примеру, постарайтесь не повторяться. (проверка устно)
3. Учитель: Пользуясь таблицей учебника 11 назовите пожалуйста последний признак. (стр 160) и заполните схему под цифрой 3 с примерами. Вы заполнили схему, давайте проверим. Внимание на слайд (слайд №6)
Молодцы вы хорошо рассмотрели классификацию. Выполните следующие задание: в строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам 1гр.- KOH, 2гр.- Ca(OH)2, 3 гр- Fe(OH)3 (проверка устно).
4) Химические свойства оснований.
Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.
В начале урока мы прослушали стихотворение в котором говорилось что основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила отражены на слайде. (слайд №7) Вообще все щелочи — это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых щелочей — Гидроксид натрия NaOH — называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали».
Изучая химические свойства, вы составите памятку «Химические свойства оснований»
1) основания вступают в реакцию с кислотами: (Демонстрация)
NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+h3O
Вывод: основания + кислота= соль+ вода
2) основания вступают в реакцию с солям: (Демонстрация)
2NaOH + CuSO4=Na2SO4 +Cu(OH)2
Вывод:
основания + соль = новое основание (нераствор) + новая соль
3. Нерастворимые основания обладают интересным свойством,
могут разолгаться по действием высокой температуры:
Cu(OH)2 = CuO + h3O
Вывод: Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры на воду и оксид металла.
Мы рассмотрели химические свойства давайте проверим все ли правильно мы сделали (слайд №8)
5) Закрепление изученного материала. (слайд №9)
Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
Парта | Формулы веществ |
1 группа | Fе(ОН)2, Na2O, СаО, Al2O3. |
2 вторая | Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2. |
3 третья | КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2. |
(слайд №10) 6) Домашнее задание: §39, с. 160 №1-3, и творческое задание подготовить коллаж о применении оснований
(слайд №11) 6. Рефлексия.
Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали.
Скажите что нового вы сегодня узнали?
Что по этой теме вы хотели бы еще узнать……..
Так как, урок у нас сегодня необычный, я прошу вас поставить себе оценку в звёздочке.
(слайд №12)
Разработка урока по химии на тему «Химические свойства оснований» (8 класс)
Тема урока: «Химические свойства оснований».
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами оснований в свете ТЭД, расширить представления о значении оснований.
Задачи:
Образовательные:
— сформировать представление о химических свойствах оснований; особенностях и условиях взаимодействия оснований с кислотами, солями, с кислотными оксидами.
Развивающие:
— развивать умения правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;
— развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
— формировать всесторонне развитую личность;
— воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: демонстрация презентации «Химические свойства оснований», презентация по закреплению темы «Химические свойства оснований», практический, метод тестирования, словесный, наглядный, репродуктивный.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, наборы реактивов и химической посуды, необходимых для проведения эксперимента — СиSO4, HCl, H2SО4, NaOH, Cа(OH)2, Cu(OH)2 ,фенолфталеин, таблица растворимости, опорный конспект, раздаточный материал с заданиями.
Ход урока
Фронтальная работа с классом по карточкам
1.Найдите формулы оснований и дайте им названия – 1 вариант
2.Найдите формулы кислотных оксидов и дайте им названия – 2 вариант
3. Найдите формулы основных оксидов и дайте им названия – 3 вариант
4. Найдите формулы солей и дайте им названия – 4 вариант
5. Найдите формулы кислот и дайте им названия – 5 вариант
Актуализация опорных знаний
Вопросы классу:
Дайте определение основаниям с точки зрения ТЭД
Дайте определение щелочам
Назовите состав основных оксидов
Назовите состав кислотных оксидов
Назовите химические свойства кислот
Назовите химические свойства кислотных и основных оксидов
Проверка знаний.
Проводится в виде тестирования в двух вариантах. На выполнение отводится 4 минуты. После выполнения работы взаимопроверка учащимися тестов. Правильные ответы на вопросы тестов и критерии оценивания учащиеся видят на экране. По ним выставляют оценки. После взаимопроверки учащиеся выставляют оценки в дневник. Проводится анализ тестировния.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. а) На предыдущих уроках мы изучали химические свойства кислот, оксидов. И теперь вы сами можете предположить, с какими веществами реагируют основания. (Учащиеся делают предположения, а учитель открывает на магнитной доске правильные варианты ответов). Всегда ли возможны эти реакции? Следовательно, целью нашего урока является изучение химических свойств солей.
При сдаче переводного экзамена по химии в 8 кл. и при сдаче ОГЭ и ЕГЭ знания о химических свойствах 4 классов неорганических веществ являются обязательными и на эти темы отводится несколько тестов. Эти вопросы считаются самыми сложными в части А, им надо уделять достаточно времени.
Изучение нового материала (презентация), химический эксперимент.
Учащиеся записывают в тетради: «Химические свойства щелочей»
1) взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации)
NaOH + HCl = NaCl + H2О
2) взаимодействие с кислотными оксидами
Cа(OH)2 + СО2 = CаСО3 + H2О
3) взаимодействие с солями, если образуется осадок или выделяется газ
2NaOH + СuCl2 = Cu(OH)2 + 2 NaCl
Учащиеся записывают в тетради: «Химические свойства нерастворимых оснований»
1) взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации)
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H2О
2) реакция разложения при нагревании на соответствующий оксид и воду
Cu(OH)2 = СuО + H2О
Закрепление проводится в форме тестирования по презентации и по вопросам:
— с какими веществами взаимодействуют щёлочи
— с какими веществами взаимодействуют нерастворимые основания
Рефлексия «Сигнальные карточки»
Зеленая – «Мне было интересно»
Красная– «Я усвоил новую информацию»
Оранжевая – «Мне было сложно»
Белая – «Я ничего не понял»
Домашнее задание – параграф 39
МОУ «СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области».
УТВЕРЖДЕНО
Директором СОШ
________ Т.Г. Гордеевой.
Урок по химии в 8 классе по теме «Химические свойства оснований»
Выполнила:
учитель химии
МОУ «СОШ ст. Тарханы
Саратовского района
Саратовской области»
Кочнева Светлана Петровна
2016 год
Урок по теме «Химические свойства оснований»
Поэтому исходя из темы сразу же 1 вопрос:
? Какой класс веществ называется основания (дать определение).
О.: Основаниями, называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидромогруппами.
? Исходя из определения класса – оснований выведите общую формулу для этого класса веществ.
О.: Me (OH)n.
Давайте попытаемся расшифровать, что означает это запись
? Сочетание букв Me.
О.: На месте этих букв может находится химический знак любого металла из периодической таблицы. Д.И. Менделеева.
? ОН – это, что за сочетание.
О.: Группе ОН или её второе название гидроксогруппа.
? Какова валентность гидроксогруппы.
О.: Валентность гидроксогруппы постоянная и ровна I.
? Что означает буква n стоящая после гидроксогруппы.
О.: n – это индекс показывающий, число групп ОН входящих в данное соединение, он равен валентности металла образовавшего данный гидроксид.
? Руководствуясь всеми перечисленными правилами и особенностями, составьте и произнесите формулы следующих гидроксидов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III), гидроксид калия, гидроксид аммония, гидроксид магния.
.
Раз существует в химии целый класс веществ называемых основание, значит известно большое количество различных оснований, для которых характерны свои свойства, обычаев химии вещества с одинаковыми свойствами объединяют в одну группу, или говоря другими совами классифицируют.
? Есть и такая классификация у оснований
О.: Да есть.
? Перечислите на какие группы можно разделить все основания:
? Какие основания называются амфотерными.
О.: Амфотерные – Это основания, которые могут проявлять в одних случаях свойства характерные для оснований, а в других случаях свойства характерные
для кислот.
? Согласно приведенной классификации приведите примеры оснований, на каждую группу по 2 примера.
О.:Щелочи: NaOH – гидроксид натрия, KOH – гидроксид калия.
Амфотерные:
Нерастворимые:
Обратите внимание на демонстрационном столе представлены некоторые из представителей класса оснований, все они в твердом виде, а рядом с растворимыми основаниями – щелочами, представлены и их растворы.
? Давайте вспомним какие же физические свойства характерны для оснований.
О.: Основания в основном твердые вещества с различной растворимостью в воде.
Урок по химии «Химические свойства оснований. Получение. Применение»
Урок №40 8 класс «_____»_____20____г.
Тема: Химические свойства оснований. Получение. Применение. Лабораторный опыт №3. Взаимодействие щелочей с кислотами в растворе.
Цель: Сформировать понятия о химических свойствах оснований, основных способах получения и применения; сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.
Задачи:
Образовательные: формировать умение составлять формулы оснований, давать им названия; рассмотреть химические свойства оснований; сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований;
Развивающие: продолжить развивать навыки составления уравнений химических реакций;
Воспитательные: рассмотреть правила техники безопасности при работе с основаниями.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций нейтрализации.
Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность.
Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, сульфата меди, фенолфталеина; индикаторная бумага, гидроксид меди, гидроксид железа (III), углекислый газ, газоотводная трубка, нагревательное оборудование, пробирки, держатели для пробирок, штативы.
Базовые понятия и термины: реакция нейтрализации, индикаторы, среда раствора (кислая, щелочная, нейтральная), известковое молоко, реакции обмена, растворимость.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)
IV. Изучение нового материала
Получение и применение оснований.
Правила техники безопасности при работе со щелочами.
Химические свойства оснований.
Лабораторный опыт №3
Применение
V. Первичное закрепление изученного материала
VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания
VII. Рефлексия
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)
Какие вещества называются основаниями? (Основания — сложные неорганические вещества, состоящих из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (Гидроксогруппа одновалентна).
Назовите общую формулу гидроксидов (Ме(ОН)п , где Me — обозначение металла, п — его валентность)
Какие бывают основания? (Основания делятся на растворимые и нерастворимые в воде, растворимые основания называются щелочам).
Задание. Пользуясь таблицей растворимости, приведите формулы и названий растворимых и нерастворимых гидроксидов.
Д/з §41 с.137-139 №4
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ УРОКА ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ (МОТВАЦИЯ)
Формулировка и запись темы урока. Тема: Химические свойства оснований. Получение. Применение.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Рассмотрение схемы в учебнике
ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВАНИЙ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО ЩЕЛОЧАМИ.
Рассказ учителя.
При попадании раствора щелочи и кожу или одежду необходимо смыть ее большим количеством проточной воды до исчезновения чувства мылкости, а затем нейтрализовать слабой кислотой — борной или уксусной.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ.
а) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.
При этом наблюдается помутнение раствора из-за выпадения в осадок нерастворимого карбоната кальция: Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О .
Вывод: все щелочи имеют примесь карбонатов за счет взаимодействии углекислым газом воздуха.
б) Взаимодействие щелочей с растворимыми солями.
Выпадает бурый осадок гидроксида железа (III): FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl.
Вывод: эта реакция является реакцией получения нерастворимых оснований.
Выполнение лабораторного опыта
Лабораторный опыт №3.
Тема: Взаимодействие щелочей с кислотами в растворе.
Работа с учебником
Работа с учебником
Применение.
Самостоятельно работают с учебником С. 143, записывают, а потом озвучивают свои записи.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа по вопросам в конце §42
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (выставление оценок, записывают задание Изучить §42 Выполнить задания №2,5)
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.Ответьте на следующие вопросы:
— я узнал…
— я хотел узнать…
— я узнал…
План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ» (9 часов)
Урок № 3. (35)
Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА. — Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и навыки — Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий
Основные понятия: реакция нейтрализации, индикаторы. Планируемые результаты обучения: Знать свойства оснований. Уметь составлять уравнения нейтрализации. Оборудование: Взаимодействие оснований с кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Методы обучения: словесно – репродуктивный, частично – поисковый, эвристический.
ФОПД учащихся: фронтальная, индивидуальная
Технологии: здоровье сберегающая. — Ход урока
1.Орг. момент:
-подготовка учащихся уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.
2.Итоги самостоятельная работа по теме «Оксиды»
3.Проверка Д / З:
Фронтальный опрос: по определениям оксидов, классификация их, оснований, их классификация, примеры.
1)Рассказать об основании и их классификации, привести примеры.
2) Получение основания (3 уравнения)
3) Задания классу: индивидуальные – «3» — с.92 № 1,2 (1-3 уравнения)
«4» — с. 92 № 4 (7 -уравнений оксидов с водой)
«5» — с.92 № 2 (с 5-8 уравнение)
Гольдфарб с.80 № 5- 43, 5-44, 5-45, 5-46
1)д / З- упр. № 3. На с. 99 !
4.Изучение ново материала:
— Физические свойства – большинство тв. в — ва.
— химические свойства – опыты:
Основная часть урока
Учитель. Большинство оснований – твердые вещества с различной растворимостью в воде. Растворимые и нерастворимые основания имеют общее свойство: они реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Чтобы опытным путем познакомиться с этими реакциями, надо знать, как в растворе обнаружить щелочь. Растворы щелочей изменяют цвет индикаторов.
Демонстрация опыта
В 3 пробирки наливаем гидроксид натрия:
В первую добавляем лакмус – окраска с фиолетовой меняется на синюю, во вторую – метиловый оранжевый – окраска с оранжевой меняется на желтую, в третью – фенолфталеин – окраска с бесцветной меняется на малиновую
Учитель. Индикаторами являются многие природные краски, окрашивающие лепестки цветов. (Показывают цветки незабудки и медуницы.) Молодые цветочки – розовые, а старые – синие. Почему? ( У молодых растений среда клеточного сока слабокислая, у старых – слабощелочная.) Медуница названа так за медоносность ранней весной:
Это прозвище недаром
У красивого цветка:
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес зайдите,
Не забудьте
Медунице поклониться.
Растение занесено в Красную книгу.
Учитель. Для того, чтобы выяснить, с какими веществами реагируют основания, проведем опыт «Титрование щелочи соляной кислотой»
Демонстрация опытов.
Опыт 1.В химический стакан с раствором гидроксида натрия добавить несколько капель раствора индикатора, например фенолфталеина, то раствор станет малиновым. Затем из бюретки ( градуированная трубка) следует малыми порциями прилить раствор соляной кислоты, пока не произойдет обесцвечивание. Следовательно, раствор становится нейтральным, то
есть в нем нет ни щелочи, ни кислоты.
NaOH+HCl=NaCl+h3O
Опыт 2.К голубому осадку гидроксида меди (11) прилить соляную кислоту-осадок растворяется.
Cu (OH) 2+HCl=CuCl2*2h3O
Учитель. Реакция между кислотой и основаниям, в результате которой образуются соль и вода, называется реакцией нейтрализацией.
Кроме общих свойств, щелочи и не растворимые в воде основания обладают так же и отличительными свойствами.
Демонстрация опытов.
Опыт 1.Нагревание голубого осадка гидроксида меди (11)-образуется вещество черного цвета.
Cu (OH) 2=CuO+h3O
Опыт 2. Пропускание оксида углерода (1V) через известковую воду- раствор гидроксида кальция — происходит её помутнение.
Ca (OH) 2+CO2=CaCO3+h3O
Практическая часть урока.
Химия-наука экспериментальная. В процессе выполнения экспериментальных задач учащимися закрепляются не только умение работать с реактивами, но и умения составлять уравнения реакций нейтрализации.
Задание: Провести реакцию нейтрализации с записью соответствующего уравнения.
1 Вариант.KOH иh3SO4
2 Вариант. NaOH и h3SO4
Ответы: 1 Вариант. 2KOH+h3SO4=K2SO4+2h3O
2 Вариант.2NaOH+h3SO4=Na2SO4+2h3O
Закрепление материала.
Тестовые задания по вариантам.
Вариант1.
1.С основаниями не реагируют:
1)SiO2 2)SO2 3)Fe2O3 4) NiO
2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:
1)Cu и h3O 2) CuO и h3 3) CuO и h3O 4)Cu 2O и h3O
3. Гидроксид натрия взаимодействует с:
1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O
4. Гидроксид калия не реагирует с:
1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Mg(OH)2
5. Реакция нейтрализации возможна между:
1)Солью и водой.
2)Кислотой и основаниям.
3)Кислотным оксидом и основанием.
4)Кислотой и основным оксидом.
Вариант2.
1.С основаниями не реагируют:
1)SrO 2)SO3 3) N2O3 4)P2O3
2.При нагревании гидроксида алюминия образуются:
1)Al2O3 и h3O 2)Al и h3 3) Al и h3O 4) Al2O3 и h3
3.Гидроксид калия взаимодействует с:
1) CaO 2)Ch5 3)Ba(OH)2 4) HCl
4.Гидроксид натрия не реагирует с:
1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Ba(OH)2
5) Реакция нейтрализации возможна между:
1)Кислотным оксидом и основанием.
2)Кислотой и основным оксидом.
3)Солью и водой.
4)Кислотой и основаниям.
Ответы на тестовые задания.
Вариант1.
1)4 2)3 3)1 4)4 5)2
Вариант2.
1)1 2)1 3)4 4)4 5)4
Домашнее задание.
Комментарий оценок.
3. Д / З: § 30, повторить, : § 31 учить : карточки по свойствам оснований, упр. 5, с.99
Самостоятельная работа по теме «Основания» — тест
4.Закрепление: с.99 № 6 схема первая
8 класс. Урок № 3. (35)
Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА. — Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и навыки — Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий
— Ход урока
3.Проверка Д / З:
Фронтальный опрос:
1)Рассказать о составе оснований и их классификации, привести примеры.
2) Получение основания , схема № 14
3) Задания индивидуальные – «3» — с.92 № 1, 2
«4» — с. 92 № 4
4) Задание классу: с. 93 № 6 (начиная со второй схемы)
5. Изучение ново материала:
— Какие вещества называют индикаторами?
— Какие реакции относят к реакциям нейтрализации?
— Химические свойства оснований.
— Применение оснований с.98
Закрепление материала.
Тестовое задание
1.С основаниями не реагируют:
1) SiO2 2) SO2 3) Fe2O3 4) NiO
2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:
1)Cu и h3O 2) CuO и h3 3) CuO и h3O 4)Cu 2O и h3O
3. Гидроксид натрия взаимодействует с:
1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O
4. Гидроксид калия не реагирует с:
1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Mg(OH)2
5. Реакция нейтрализации возможна между:
1)Солью и водой.
2)Кислотой и основаниям.
3)Кислотным оксидом и основанием.
4)Кислотой и основным оксидом
Домашнее задание.
Комментарий оценок.
6. Д / З: § 30, повторить, : § 31 учить : карточки по свойствам оснований, упр. 5, с.99
7. Рефлексия: