Свойства оснований 8 класс химия – «ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ 8 класс Презентация учителя химии МКОУ «СОШ 85» г. Тайшет Никитюк Л.Ф.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Химические свойства оснований. Химия. 8 класс. Конспект урока

1

Организационный момент

Цель: Мотивация учащихся в учебной деятельности, активизация познавательной деятельности

 

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока. Создает условия для формулировки  цели урока учащимися и её осознания ими.

Приветствуют учителя,
Формулируют  цель урока.
Записывают тему в рабочих тетрадях. Определяют и записывают цельурока: изучить  химические свойства   оснований.

2 минуты

2

Проверка домашнего задания
Цель: закрепление основных понятий по теме

Установление соответствия: основание — оксид металла 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Состав и классификация оснований

Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации.

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

Химические формулы оснований

Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки.

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

Предлагает ученикам выполнить дифференцированные задания, предложенные на карточке (См. приложение 2) , произвести самопроверку по ключу и оценить свою работу. Организует самостоятельную работу учащихся

Самостоятельно работают по карточкам, выполняют задания.

Выполняют самопроверку по ключу, оценивают свою работу.

5-7 минут

4

Изучение нового материала

Цель: Создание  условий  для учащихся по изучению химических свойств общих для класса оснований;

формирование умений работать с лабораторным оборудованием, делать обобщение и работать с учебной литературой;

формирование умений у учащихся работать в группах.

Правила техники безопасности при работе с щелочами 
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Типичные свойства нерастворимых в воде оснований

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде.

http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnyesvoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Лабораторная работа  химические свойства нерастворимых в воде оснований

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде.

http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Демонстрирует в режиме презентации правила по технике безопасности учащимся.

Организует работу групп.

Предлагает  самостоятельно выполнить опыты, обсудить результаты, записать  уравнения реакций в полном и сокращенном ионном виде, сделать выводы.

Координирует работу групп, консультирует учащихся.

Слушают учителя, воспринимают информацию, повторяют правила.

Учащиеся  работают в группах, продолжают формировать навыки и умения работать с лабораторным оборудованием, составляют план работы, самостоятельно исследуют химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения работы

25 минут.

5

Закрепление

Цель: развитие навыков самостоятельной  деятельности, наблюдения и анализа

 

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какие общие химические свойства характерны для растворимых и нерастворимых оснований?
  2. Каковы особые свойства растворимых, нерастворимых оснований?
  3. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
  4. Какую окраску имеют индикаторы в щелочной среде?
  5. Почему нерастворимые основания не изменяют окраску индикатора?
  6. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с растворами щелочей? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы товарищей.

 

6

Рефлексия

Цель: анализ учебной деятельности

 

Предлагает  учащимся  проанализировать свою деятельность на уроке.

Анализирую свою деятельность, формулируют высказывания.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось …

Я смог…

 

Урок химии в 8 классе на тему: «Химические свойства оснований»

Урок химии в 8 классе на тему: «Химические свойства оснований»

Уровень изучения: базовый

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока:

образовательная: изучить свойства оснований. Сформировать представление о действии индикаторов в различных средах. Дать определение реакции нейтрализации. Научить подтверждать свойства оснований уравнениями химических реакций.

развивающая: продолжить формировать умения составлять химические уравнения, развивать навыки проведения химического эксперимента, безопасной работы с веществами и оборудованием. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

— воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к товарищам, ответственность и дисциплинированность; интерес к предмету.

Приборы и оборудование: штативы с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди. Индикаторы фенолфталеин, метилоранж, лакмусовая бумага, держатель, горелка. Мультимедийный комплекс.

УМК: Химия. 8 класс :учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.:Просвещение, 2014.- 208с.:ил. Интерактивное учебное пособие «Окраска индикаторов в различных средах», «Техника проведения химического эксперимента».

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы работы: частично- поисковый, иллюстративно- объяснительный, метод химического эксперимента.

Ход урока

  1. Организация класса. (1-2 минуты)

  2. Определение темы урока, постановка целей и задач урока. (1-2 минуты)

  3. Актуализация опорных знаний. (2-3минуты)

  4. Изучение новой темы (20-25 минут)

  5. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний (7-10 минут)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы на уроке. (2-3 минуты)

  7. Домашнее задание. (1-2 минуты)

Краткий конспект урока

1.- Здравствуйте ребята! Сегодня продолжим наше знакомство с основаниями (гидрокидами). Что кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? (свойства веществ, применение). Правильно, и тема нашего урока: «Химические свойства оснований».

2. Наша задача — опытным путем изучить химические свойства оснований и научиться подтверждать их уравнениями реакций.

3. — Давайте вспомним, какие вещества называются гидроксидами? (ответы учащихся, условная запись общей формулы учителем на доске с пояснениями- Ме(ОН)m).

— Ребята, назовите эти основания (формулы на доске). Какие из приведенных оснований будут щелочи ? (Работа в паре с самопроверкой).

3. Химические свойства оснований (работа с опорой на таблицу 10

стр. 143)

Записи в тетрадях учащихся:

CO2 +2 KOH = K2CO3+H2O

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Обращаем внимание, что лакмус в растворе щелочи – синий, а фенолфталеин – малиновый

Демонстрация

Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди.

Какое нерастворимое основание образуется? Что произойдет, если к нерастворимому гидроксиду меди прилить кислоту?

Cu(OH)2 +2HCl = CuCl2 + 2H2O

Демонстрация

Разложение гидроксида меди при нагревании

Cu(OH)2 = CuO + H2O

А теперь, ребята, послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили — были две девицы красавицы: кислота и щелочь. Ревниво соперничали они и в спорте и в учебе. Но объединяла их любовь к прекрасным цветам, растущим в волшебном саду. Долго ли, коротко ли, но стали все реже бывать в саду красавицы. Уж очень уроков много было учить и тренировки все время занимали. Вышли как-то девушки в сад, и увидели, что цветы завяли. Что же делать? Правильно, полить. Забыли обиды подруги, обнялись кислота и щелочь. И потекли реки соленой воды. Цветы ожили.

Вы самостоятельно проведете эту реакцию, но сначала вспомним правила техники безопасности (слайды на экране).

Лабораторный опыт №1

Взаимодействие щелочи с кислотой

Ребята, под руководством учителя, выполняют химический эксперимент.

Самостоятельно делают необходимые записи.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Вывод: основания взаимодействуют с кислотами; взаимодействие между основанием и кислотой называется реакцией нейтрализации.

Выборочная проверка тетрадей учащихся с выставлением отметок.

  1. Работа над тестовыми заданиями стр. 145 (устно № 1-2, 4; №3- письменно в тетрадях с проверкой работ с помощью документ камеры)

  2. Ребята, молодцы, хорошо поработали. Вам понравился урок? Что показалось сложным? Тренироваться в составлении уравнений мы будем и на следующих уроках химии. А теперь, домашнее задание: параграф 42; стр. 144 № 2.

План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Урок химии в 8 классе по теме «Основания»

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ

Химия 8 класс.

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства».

Цели:

  • Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
  • Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
  • Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация,(приложение1) учебник,  оборудование для опытов (штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки,   раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, ф/ф ).

Рабочие листы(приложение 2)

Ход урока

( слайд №1) 1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встречи.

Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? Прослушайте загадку. (слайд №2)

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И активного металла

В нашей формуле немало.

Красим лакмус в синий цвет,

Мы опасны, спору нет.

(Основания.) Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения

А тема нашего урока представлена на слайде(слайд №3) : прочтите  

«Основания, их классификация и свойства». запишите тему в бланк лежащий на вашем столе: 

2 Определение оснований.

(слайд №4)

Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.  

В ваших бланках они записаны в таблице1

-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)

-Сформулируйте определение данному классу веществ: (слайд №4 щелчок)

ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.

Ребята, дайте пожалуйста определение основаниям как электролитам.

ОСНОВАНИЯ – это электролиты которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы группы ОН-   (слайд №5)

Мы сформулировали определение гидроксидов. Выполните задание №1

(под формулами в строке 1 напишите названия гидраксидам, формулы которых написаны в таблице.)

3) Классификация оснований. Существует несколько признаков классификации:

Учитель: 1.По растворимости в воде, все основания делятся на три группы: Пользуясь таблицей растворимости определите какие это группы заполните схему и приведите по два примера на каждую группу. (проверка устно)

          1.ПО РАСТВОРИМОСТИ                                        3.ПО СТЕПЕНИ ДИССОЦИАЦИИ

растворимые         нерастворимые                                     сильные                   слабые

(щёлочи)             Сu(OH)2                                                                                щелочи           нерастворимые осн.

 NaOH                                 2.ПО КИСЛОТНОСТИ                                    водный р-р аммиака

  KOH        

Малорастворимые           Однокислотные            трехкислотные

Ca(OH)2                                                       двухкислотные

       

2. Посмотрите на формулы в вашей таблице найдите отличие (на количество групп ОН)

Следовательно второй признак какой- ?(по количеству гидроксогрупп, то есть по кислотности) Т.о если основание содержит одну гидроксогруппу их относят к однокислотным и т.д. заполните схему под цифрой 2 приведите по 1 примеру, постарайтесь не повторяться. (проверка устно)

3. Учитель: Пользуясь таблицей учебника 11 назовите пожалуйста последний признак. (стр 160) и заполните схему под цифрой 3 с примерами. Вы заполнили схему, давайте проверим. Внимание на слайд (слайд №6)

Молодцы вы хорошо рассмотрели классификацию. Выполните следующие задание: в строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам 1гр.- KOH, 2гр.- Ca(OH)2, 3 гр- Fe(OH)3 (проверка устно).

4) Химические свойства оснований.

Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.

В начале урока мы прослушали стихотворение в котором говорилось что основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила отражены на слайде. (слайд №7) Вообще все щелочи — это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых  щелочей — Гидроксид натрия NaOH —  называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН  – «едкое кали».

Изучая химические свойства, вы составите памятку «Химические свойства оснований»

1) основания вступают в реакцию с кислотами: (Демонстрация)

NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+h3O

Вывод: основания + кислота= соль+ вода

2) основания вступают в реакцию с солям: (Демонстрация)

2NaOH  + CuSO4=Na2SO4 +Cu(OH)2

Вывод:

основания + соль = новое основание (нераствор) + новая соль

3. Нерастворимые основания обладают интересным свойством,

могут разолгаться по действием высокой температуры:

Cu(OH)2   = CuO + h3O

Вывод: Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры на воду и оксид металла.

Мы рассмотрели химические свойства давайте проверим все ли правильно мы сделали (слайд №8)


5) Закрепление изученного материала. (слайд №9)

Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.

Парта

Формулы веществ

1 группа

Fе(ОН)2, Na2O,  СаО, Al2O3.

2 вторая

Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.

3 третья

КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.

(слайд №10) 6) Домашнее задание: §39, с. 160 №1-3,  и творческое задание подготовить коллаж о применении оснований 

(слайд №11) 6. Рефлексия. 

Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали.

Скажите что нового вы сегодня узнали?      

Что по этой теме вы хотели бы еще узнать……..

Так как, урок у нас сегодня необычный, я прошу вас поставить себе оценку в звёздочке.

(слайд №12)

Разработка урока по химии на тему «Химические свойства оснований» (8 класс)

Тема урока: «Химические свойства оснований».

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами оснований в свете ТЭД, расширить представления о значении оснований.

Задачи:

Образовательные:

сформировать представление о химических свойствах оснований; особенностях и условиях взаимодействия оснований с кислотами, солями, с кислотными оксидами.

Развивающие:

— развивать умения правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;

— развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

— формировать всесторонне развитую личность;

 — воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: демонстрация презентации «Химические свойства оснований», презентация по закреплению темы «Химические свойства оснований», практический, метод тестирования, словесный, наглядный, репродуктивный.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, наборы реактивов и химической посуды, необходимых для проведения эксперимента — СиSO4, HCl, H24, NaOH, Cа(OH)2, Cu(OH)2 ,фенолфталеин, таблица растворимости, опорный конспект, раздаточный материал с заданиями.

Ход урока

  1. Фронтальная работа с классом по карточкам

1.Найдите формулы оснований и дайте им названия – 1 вариант

2.Найдите формулы кислотных оксидов и дайте им названия – 2 вариант

3. Найдите формулы основных оксидов и дайте им названия – 3 вариант

4. Найдите формулы солей и дайте им названия – 4 вариант

5. Найдите формулы кислот и дайте им названия – 5 вариант

  1. Актуализация опорных знаний

Вопросы классу:

  1. Дайте определение основаниям с точки зрения ТЭД

  2. Дайте определение щелочам

  3. Назовите состав основных оксидов

  4. Назовите состав кислотных оксидов

  5. Назовите химические свойства кислот

  6. Назовите химические свойства кислотных и основных оксидов

  1. Проверка знаний.

Проводится в виде тестирования в двух вариантах. На выполнение отводится 4 минуты. После выполнения работы взаимопроверка учащимися тестов. Правильные ответы на вопросы тестов и критерии оценивания учащиеся видят на экране. По ним выставляют оценки. После взаимопроверки учащиеся выставляют оценки в дневник. Проводится анализ тестировния.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. а) На предыдущих уроках мы изучали химические свойства кислот, оксидов. И теперь вы сами можете предположить, с какими веществами реагируют основания. (Учащиеся делают предположения, а учитель открывает на магнитной доске правильные варианты ответов). Всегда ли возможны эти реакции? Следовательно, целью нашего урока является изучение химических свойств солей.

При сдаче переводного экзамена по химии в 8 кл. и при сдаче ОГЭ и ЕГЭ знания о химических свойствах 4 классов неорганических веществ являются обязательными и на эти темы отводится несколько тестов. Эти вопросы считаются самыми сложными в части А, им надо уделять достаточно времени.

  1. Изучение нового материала (презентация), химический эксперимент.

Учащиеся записывают в тетради: «Химические свойства щелочей»

1) взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации)

NaOH + HCl = NaCl + H2О

2) взаимодействие с кислотными оксидами

Cа(OH)2 + СО2 = CаСО3 + H2О

3) взаимодействие с солями, если образуется осадок или выделяется газ

2NaOH + СuCl2 = Cu(OH)2 + 2 NaCl

Учащиеся записывают в тетради: «Химические свойства нерастворимых оснований»

1) взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации)

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H2О

2) реакция разложения при нагревании на соответствующий оксид и воду

Cu(OH)2 = СuО + H2О

  1. Закрепление проводится в форме тестирования по презентации и по вопросам:

— с какими веществами взаимодействуют щёлочи

— с какими веществами взаимодействуют нерастворимые основания

  1. Рефлексия «Сигнальные карточки»

  2. Зеленая – «Мне было интересно»

  3. Красная– «Я усвоил новую информацию»

  4. Оранжевая – «Мне было сложно»

  5. Белая – «Я ничего не понял»

Домашнее задание – параграф 39

МОУ «СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области».

УТВЕРЖДЕНО

Директором СОШ

________ Т.Г. Гордеевой.

Урок по химии в 8 классе по теме «Химические свойства оснований»

Выполнила:

учитель химии

МОУ «СОШ ст. Тарханы

Саратовского района

Саратовской области»

Кочнева Светлана Петровна

2016 год

Урок по теме «Химические свойства оснований»

Поэтому исходя из темы сразу же 1 вопрос:

? Какой класс веществ называется основания (дать определение).

О.: Основаниями, называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидромогруппами.

? Исходя из определения класса – оснований выведите общую формулу для этого класса веществ.

О.: Me (OH)n.

Давайте попытаемся расшифровать, что означает это запись

? Сочетание букв Me.

О.: На месте этих букв может находится химический знак любого металла из периодической таблицы. Д.И. Менделеева.

? ОН – это, что за сочетание.

О.: Группе ОН или её второе название гидроксогруппа.

? Какова валентность гидроксогруппы.

О.: Валентность гидроксогруппы постоянная и ровна I.

? Что означает буква n стоящая после гидроксогруппы.

О.: n – это индекс показывающий, число групп ОН входящих в данное соединение, он равен валентности металла образовавшего данный гидроксид.

? Руководствуясь всеми перечисленными правилами и особенностями, составьте и произнесите формулы следующих гидроксидов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III), гидроксид калия, гидроксид аммония, гидроксид магния.

.

Раз существует в химии целый класс веществ называемых основание, значит известно большое количество различных оснований, для которых характерны свои свойства, обычаев химии вещества с одинаковыми свойствами объединяют в одну группу, или говоря другими совами классифицируют.

? Есть и такая классификация у оснований

О.: Да есть.

? Перечислите на какие группы можно разделить все основания:


? Какие основания называются амфотерными.

О.: Амфотерные – Это основания, которые могут проявлять в одних случаях свойства характерные для оснований, а в других случаях свойства характерные
для кислот.

? Согласно приведенной классификации приведите примеры оснований, на каждую группу по 2 примера.

О.:Щелочи: NaOH – гидроксид натрия, KOH – гидроксид калия.

Амфотерные:  

Нерастворимые:

Обратите внимание на демонстрационном столе представлены некоторые из представителей класса оснований, все они в твердом виде, а рядом с растворимыми основаниями – щелочами, представлены и их растворы.

? Давайте вспомним какие же физические свойства характерны для оснований.

О.: Основания в основном твердые вещества с различной растворимостью в воде.

Урок по химии «Химические свойства оснований. Получение. Применение»

Урок №40 8 класс «_____»_____20____г.

Тема: Химические свойства оснований. Получение. Применение. Лабораторный опыт №3. Взаимодействие щелочей с кислотами в растворе.

Цель: Сформировать понятия о химических свойствах оснований, основных способах получения и применения; сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Задачи:

Образовательные: формировать умение составлять формулы основа­ний, давать им названия; рассмотреть химические свойства оснований; срав­нить химические свойства растворимых и нераство­римых оснований;

Развивающие: продолжить развивать навыки составления уравнений химических реакций;

Воспитательные: рассмотреть правила техники бе­зопасности при работе с основаниями.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций нейтрализации.

Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, сульфата меди, фенолфталеина; индикаторная бума­га, гидроксид меди, гидроксид железа (III), углекислый газ, газоотводная трубка, нагревательное оборудова­ние, пробирки, держатели для пробирок, штативы.

Базовые понятия и термины: реакция нейтрализации, индикаторы, среда раствора (кислая, щелочная, нейтральная), известковое молоко, реакции обмена, растворимость.

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)

IV. Изучение нового материала

  1. Получение и применение оснований.

  2. Правила техники безопасности при работе со щелочами.

  3. Химические свойства оснований.

  4. Лабораторный опыт №3

  5. Применение

V. Первичное закрепление изученного материала

VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

VII. Рефлексия

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся).

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)

  • Какие вещества называются основаниями? (Основания — сложные неорганические вещества, состоящих из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (Гидроксогруппа одновалентна).

  • Назовите общую формулу гидроксидов (Ме(ОН)п , где Me — обозначение металла, п — его валентность)

  • Какие бывают основания? (Основания делятся на растворимые и нерастворимые в воде, растворимые основания называются щелочам).

Задание. Пользуясь таблицей растворимости, приведите формулы и названий растворимых и нерастворимых гидроксидов.

Д/з §41 с.137-139 №4

III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ УРОКА ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ (МОТВАЦИЯ)

Формулировка и запись темы урока. Тема: Химические свойства оснований. Получение. Применение.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя.

Рассмотрение схемы в учебнике

ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВАНИЙ

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО ЩЕЛОЧАМИ.

Рассказ учителя.

При попадании раствора щелочи и кожу или одежду необходимо смыть ее большим количеством проточной воды до исчезновения чувства мылкости, а затем нейтра­лизовать слабой кислотой — борной или уксусной.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ.

а) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.

При этом наблюдается помутнение раствора из-за выпадения в осадок нерастворимого карбоната кальция: Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О .

Вывод: все щелочи имеют примесь карбонатов за счет взаимодействии углекислым газом воздуха.

б) Взаимодействие щелочей с растворимыми солями.

Выпадает бурый осадок гидроксида железа (III): FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl.

Вывод: эта реакция является реакцией получения нерастворимых оснований.

Выполнение лабораторного опыта

Лабораторный опыт №3.

Тема: Взаимодействие щелочей с кислотами в растворе.

Работа с учебником

Работа с учебником

Применение.

Самостоятельно работают с учебником С. 143, записывают, а потом озвучивают свои записи.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по вопросам в конце §42

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (выставление оценок, записывают задание Изучить §42 Выполнить задания №2,5)

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.Ответьте на следующие вопросы:

— я узнал…

— я хотел узнать…

— я узнал…

План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

                    ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ»  (9  часов)

                                                             Урок № 3. (35)

Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.                                                                           Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА.                                                                                                                                                                                               — Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные  умения и навыки                                   —   Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий

Основные понятия:  реакция нейтрализации, индикаторы.                                                                                                                                                              Планируемые результаты обучения: Знать свойства  оснований.  Уметь составлять уравнения нейтрализации.                                                                                                                                                                   Оборудование: Взаимодействие оснований с кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании.                                                                                                                                                                 Методы обучения:  словесно – репродуктивный, частично – поисковый,  эвристический.

ФОПД учащихся:  фронтальная,  индивидуальная

Технологии:  здоровье сберегающая.                                                                                                                                                           —                                                                                   Ход урока                                              

     1.Орг. момент:

-подготовка учащихся  уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.

    2.Итоги самостоятельная работа по теме «Оксиды»

    3.Проверка Д / З:

Фронтальный опрос: по определениям оксидов,  классификация их, оснований,  их классификация,  примеры.

1)Рассказать об основании и их классификации, привести примеры.

2) Получение основания (3 уравнения)

3) Задания классу: индивидуальные – «3» — с.92 № 1,2  (1-3 уравнения)

                                                                         «4» — с. 92 № 4 (7 -уравнений оксидов с водой)

                                                                          «5» — с.92 № 2 (с 5-8 уравнение)

                                                                          Гольдфарб с.80 № 5- 43, 5-44, 5-45, 5-46        

1)д / З-  упр. № 3. На с. 99 !

  4.Изучение ново материала:

— Физические свойства – большинство тв. в — ва.

— химические свойства – опыты:

Основная часть урока

Учитель. Большинство оснований – твердые вещества с различной растворимостью в воде. Растворимые и нерастворимые основания имеют общее свойство: они реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Чтобы опытным путем познакомиться с этими реакциями, надо знать, как в растворе обнаружить щелочь. Растворы щелочей изменяют цвет индикаторов.

 Демонстрация опыта

В 3 пробирки наливаем гидроксид натрия:

В первую добавляем лакмус – окраска с фиолетовой меняется на синюю, во вторую – метиловый оранжевый – окраска с оранжевой меняется на желтую, в третью – фенолфталеин – окраска с бесцветной меняется на малиновую

Учитель. Индикаторами являются многие природные краски, окрашивающие лепестки цветов. (Показывают цветки незабудки и медуницы.) Молодые цветочки – розовые, а старые – синие. Почему? ( У молодых растений среда клеточного сока слабокислая, у старых – слабощелочная.) Медуница названа так за медоносность ранней весной:

Это прозвище недаром

У красивого цветка:

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес зайдите,

Не забудьте

Медунице поклониться.

Растение занесено в Красную книгу.

Учитель. Для того, чтобы выяснить, с какими веществами реагируют основания, проведем опыт «Титрование щелочи соляной кислотой»

Демонстрация опытов.

Опыт 1.В химический стакан с раствором гидроксида натрия добавить несколько капель раствора индикатора, например фенолфталеина, то раствор станет малиновым. Затем из бюретки ( градуированная трубка) следует малыми порциями прилить раствор соляной кислоты, пока не произойдет обесцвечивание. Следовательно, раствор становится нейтральным, то

есть в нем нет ни щелочи, ни кислоты.

 NaOH+HCl=NaCl+h3O

Опыт 2.К голубому осадку гидроксида меди (11) прилить соляную кислоту-осадок растворяется.

 Cu (OH) 2+HCl=CuCl2*2h3O

Учитель. Реакция между кислотой и основаниям, в результате которой образуются соль и вода, называется реакцией нейтрализацией.

Кроме общих свойств, щелочи и не растворимые в воде основания обладают так же и отличительными свойствами.

 Демонстрация опытов.

Опыт 1.Нагревание голубого осадка гидроксида меди (11)-образуется вещество черного цвета.

 Cu (OH) 2=CuO+h3O

Опыт 2. Пропускание оксида углерода (1V) через известковую воду- раствор гидроксида кальция — происходит её помутнение.

 Ca (OH) 2+CO2=CaCO3+h3O

 Практическая часть урока.

Химия-наука экспериментальная. В процессе выполнения экспериментальных задач учащимися закрепляются не только умение работать с реактивами, но и умения составлять уравнения реакций нейтрализации.

Задание: Провести реакцию нейтрализации с записью соответствующего уравнения.

1 Вариант.KOH иh3SO4

2 Вариант. NaOH и h3SO4

Ответы: 1 Вариант. 2KOH+h3SO4=K2SO4+2h3O

2 Вариант.2NaOH+h3SO4=Na2SO4+2h3O

 Закрепление материала.

Тестовые задания по вариантам.

 Вариант1.

1.С основаниями не реагируют:

1)SiO2 2)SO2 3)Fe2O3 4) NiO

2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:

1)Cu и h3O 2) CuO и h3 3) CuO и h3O 4)Cu 2O и h3O

3. Гидроксид натрия взаимодействует с:

1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O

4. Гидроксид калия не реагирует с:

1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Mg(OH)2

5. Реакция нейтрализации возможна между:

1)Солью и водой.

2)Кислотой и основаниям.

3)Кислотным оксидом и основанием.

4)Кислотой и основным оксидом.

 Вариант2.

1.С основаниями не реагируют:

1)SrO 2)SO3 3) N2O3 4)P2O3

2.При нагревании гидроксида алюминия образуются:

1)Al2O3 и h3O 2)Al и h3 3) Al и h3O 4) Al2O3 и h3

3.Гидроксид калия взаимодействует с:

1) CaO 2)Ch5 3)Ba(OH)2 4) HCl

4.Гидроксид натрия не реагирует с:

1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Ba(OH)2

5) Реакция нейтрализации возможна между:

1)Кислотным оксидом и основанием.

2)Кислотой и основным оксидом.

3)Солью и водой.

4)Кислотой и основаниям.

Ответы на тестовые задания.

Вариант1.

1)4 2)3 3)1 4)4 5)2

Вариант2.

1)1 2)1 3)4 4)4 5)4

 Домашнее задание.

 Комментарий оценок.

3.  Д / З:    § 30,  повторить, :    § 31 учить :    карточки по свойствам оснований,  упр. 5, с.99

                     Самостоятельная работа по теме «Основания» — тест

4.Закрепление:  с.99 № 6 схема первая

                                          8 класс.     Урок № 3. (35)

Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.                                                                           Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА.                                                                                                                                                                                               — Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные  умения и навыки                                   —   Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   —                                                                             Ход урока                                              

    3.Проверка Д / З:

Фронтальный опрос: 

1)Рассказать о составе оснований и их классификации, привести примеры.

2) Получение основания , схема №  14

3) Задания индивидуальные –    «3» — с.92 № 1, 2  

                                                    «4» — с. 92 № 4                                                                        

 4) Задание классу:                       с. 93   № 6 (начиная со второй схемы)                                                                                            

 5. Изучение ново материала:

— Какие вещества называют индикаторами?

— Какие реакции относят к реакциям нейтрализации?

— Химические свойства оснований.

— Применение оснований с.98

 

 Закрепление материала.

Тестовое  задание

1.С основаниями не реагируют:

1) SiO2 2) SO2 3) Fe2O3 4) NiO

2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:

1)Cu и h3O 2) CuO и h3 3) CuO и h3O 4)Cu 2O и h3O

3. Гидроксид натрия взаимодействует с:

1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O

4. Гидроксид калия не реагирует с:

1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) h3SO4 4) Mg(OH)2

5. Реакция нейтрализации возможна между:

1)Солью и водой.

2)Кислотой и основаниям.

3)Кислотным оксидом и основанием.

4)Кислотой и основным оксидом

 Домашнее задание.

 Комментарий оценок.

6.  Д / З:    § 30,  повторить, :    § 31 учить :    карточки по свойствам оснований,  упр. 5, с.99

7. Рефлексия:                

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *