Свойства параболы, с примерами
Парабола является графиком квадратичной функции, которая задается уравнением
и обладает следующими свойствами:
– если коэффициент и вершина параболы имеет координаты , то
Область определения – .
Область значений – .
Функция убывает при , возрастает при .
Функция непрерывна и выпукла вниз.
Минимум функции .
– если коэффициент a, а вершина параболы имеет координаты , то
Область определения – .
Область значений – .
Функция убывает при , возрастает при .
Функция непрерывна и выпукла вверх.
Максимум функции .
Примеры решения задач
Понравился сайт? Расскажи друзьям! | |||
ru.solverbook.com
Определение и основные свойства квадратичной функции
Функция вида называется квадратичной функцией.Квадратичную функцию можно представить в виде
Областью определения этой функции является множество всех действительных чисел.
Область значений лежит в промежутке , если a > 0, и в промежутке , если a < 0.
Графиком квадратичной функции является парабола. Вершина параболы находится в точке
Парабола симметрична относительно прямой . Ветви параболы направлены вверх, если a > 0.
Ветви параболы направлены вниз, если a < 0.
Парабола пересекает ось ОХ в точках x1 и x2 , где x1 и x2 — корни квадратного уравнения .
Если квадратное уравнение не имеет корней (дискриминант отрицательный), то парабола лежит выше или ниже оси ОХ, (если a < 0, то ниже; если a > 0, то выше).
Пример: Построить график функции .
Графиком функции является парабола. Ветви параболы направлены вверх. Вершина параболы находится в точке . Осью симметрии параболы будет прямая . Парабола пересекает ось ОХ в точках .
Для точности построения, построим таблицу:
Строим график:
studyport.ru
ВЛИЯНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ а, b и с НА РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРАФИКА КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ
У р о к 15.
Влияние коэффициентов а, b и с на расположение
графика квадратичной функции
Цели: продолжить формирование умения строить график квадратичной функции и перечислять ее свойства; выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Определите, график какой функции изображен на рисунке:
у = х2 – 2х – 1;
у = –2х2 – 8х;
у = х2 – 4х – 1;
у
у = 2х2 – 1.
б)
у = х2 – 2х;
у = –х2 + 4х + 1;
у = –х2 – 4х + 1;
у = –х2 + 4х – 1;
у = –
х2 + 2х – 1.III. Формирование умений и навыков.
Упражнения:
1. № 127 (а).
2. № 129.
Р е ш е н и е
Прямая у = 6х + b касается параболы у = х2 + 8, то есть имеет с ней только одну общую точку в том случае, когда уравнение 6х + b = х2 + 8 будет иметь единственное решение.
Это уравнение является квадратным, найдем его дискриминант:
х2 – 6х + 8 + b = 0;
D1 = 9 – (8 – b) = 1 + b;
D1 = 0, если 1 + b = 0, то есть b = –1.
О т в е т: b = –1.
3. Выявить влияние коэффициентов а, b и
Учащиеся обладают достаточными знаниями, чтобы выполнить это задание самостоятельно. Следует предложить им все полученные выводы занести в тетрадь, при этом выделив «основную» роль каждого из коэффициентов.
1) Коэффициент а влияет на направление ветвей параболы: при а > 0 – ветви направлены вверх, при а < 0 – вниз.
2) Коэффициент b влияет на расположение вершины параболы. При b = 0 вершина лежит на оси оу.
3) Коэффициент с показывает точку пересечения параболы с осью ОУ.
После этого можно привести пример, показывающий, что можно сказать о коэффициентах а, b и с по графику функции.
Значение с можно назвать точно: поскольку график пересекает ось ОУ в точке (0; 1), то с = 1.
Коэффициент а можно сравнить с нулем: так как ветви параболы направлены вниз, то а < 0.
Знак коэффициента b можно узнать из формулы, определяющей абсциссу вершины параболы: т = , так как а < 0 и т = 1, то b> 0.
4. Определите, график какой функции изображен на рисунке, опираясь на значение коэффициентов а, b и с.
у = –х2 + 2х;
у = 2х2 – 3х – 2;
у = х2 – 2.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а > 0, так как ветви параболы направлены вверх;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = –2, так как парабола пересекает ось ординат в точке (0; –2).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = 2х2 – 3х – 2.
у = х2 – 2х;
у = –2х2 + х + 3;
у = –3х2 – х – 1;
у = –2,7х2 – 2х.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а < 0, так как ветви параболы направлены вниз;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = 0, так как парабола пересекает ось ОУ в точке (0; 0).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = –2,7х2 – 2х.
5. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов
а) б)
Р е ш е н и е
а) Ветви параболы направлены вверх, поэтому а > 0.
Парабола пересекает ось ординат в нижней полуплоскости, поэтому с < 0. Чтобы узнать знак коэффициента b воспользуемся формулой для нахождения абсциссы вершины параболы: т = . По графику видно, что т < 0, и мы определим, что а > 0. Поэтому b > 0.
б) Аналогично определяем знаки коэффициентов а, b и с:
а < 0, с > 0, b < 0.
Сильным в учебе учащимся можно дать дополнительно выполнить № 247.
Р е ш е н и е
у = х2 + рх + q.
а) По теореме Виета, известно, что если х1 и х2 – корни уравнения х2 +
+ рх + q = 0 (то есть нули данной функции), то х1 · х2 = q и х1 + х2 = –р. Получаем, что q = 3 · 4 = 12 и р = –(3 + 4) = –7.
б) Точка пересечения параболы с осью ОУ даст значение параметра q, то есть q = 6. Если график функции пересекает ось ОХ в точке (2; 0), то число 2 является корнем уравнения х2 + рх + q = 0. Подставляя значение х = 2 в это уравнение, получим, что р = –5.
в) Своего наименьшего значения данная квадратичная функция достигает в вершине параболы, поэтому , откуда р = –12. По условию значение функции у = х2 – 12х + q в точке x = 6 равно 24. Подставляя x = 6 и у = 24 в данную функцию, находим, что q = 60.
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Постройте график функции у = 2х2 + 4х – 6 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наименьшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = –х2 + 4х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
В а р и а н т 2
1. Постройте график функции у = –х2 + 2х + 3 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наибольшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = 2х2 + 8х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Опишите алгоритм построения квадратичной функции.
– Перечислите свойства функции у = ах2 + bх + с при а > 0 и при а < 0.
– Как влияют коэффициенты а, b и с на расположение графика квадратичной функции?
Домашнее задание: № 127 (б), № 128, № 248.
Д о п о л н и т е л ь н о: № 130.
infourok.ru
«Зачем мне что-то знать о параболе в обычной жизни?» – Яндекс.Знатоки
Парабола — это не просто математическая функция, которую полезно знать для общего развития. У неё есть очень интересные и полезные свойства, которые с успехом применяются и в реальной жизни. Вот пример.
У параболы есть особая точка, называемая фокусом параболы. Крутость этой точки заключается в том, что если на параболу направить пучок параллельных лучей, то отразившись от неё, они все соберутся в фокусе!
Именно поэтому антенны имеют форму параболы. Думаю, вы легко сможете найти на картинке фокус 🙂
Это правило работает и в обратную сторону. Если в фокус поместить источник лучей (например, света или радиоволн), он отразится от параболы и направится параллельно оси её симметрии. Это используется, например, в прожекторах
Крутость математики в том, что изучая абстрактные математические объекты, такие как парабола, мы можем прикладывать их к массе вещей из реального мира. Задумайтесь, как это эффективно: изучив что-то на бумаге, вы можете построить антенну, прожектор, понять движение физических объектов и ещё множество других вещей! Вот ещё пример парабол из реальной жизни:
yandex.ru