Связи в словосочетании – Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Содержание

какие бывают способы связи в словосочетаниях?

Типы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м. С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова: имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) доро­гая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже) ; 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже) ; 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже) ; 4) второго сорта (в этом сло­восочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже) ; 5) река Днепр (в этом словосочетании за­висимое существительное Днепр согласуется с основным суще­ствительным река в единственном числе, именительном па­деже) У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требу­ет главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-сущест­вительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) ку­пить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным гла­голом купить) ; 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном паде­же с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения) ; 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зави­симое местоимение он стоит в творительном падеже с предло­гом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения) ; 4) кро­вать больного (в этом словосочетании зависимое слово боль­ного — субстантивированное прилагательное — стоит в роди­тельном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретился с тро­ими (в этом словосочетании зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться) . П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: 1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примы­кает к глаголу приехать}; 2) выйти освежиться (в этом словосо­четании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение) ; 3) идти прихрамывая (в этом слово­сочетании деепричастие примыкает к глаголу).

Это правильный ответ.

главное — самостоятеьная часть речи зависимое -выражено частью речи:: : согласование: прилагарельное, причастие, поряд. числительное, местоимение управление: существительное в косв падеже, местоимение в кос падеже примыкание: наречие, ддепричастие, неопр форма глагола все пишут что такое связь.. . и нигде нету какие части речи участвуют, а нам большего и не надо))) ) искал искал в нете не нашел нашел в учебнике по русскому))))))))

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое). Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. зеленые глаза, писать письма, трудно передать. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово: Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова. Ловушка! Не являются подчинительными словосочетаниями: 1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить; 5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети

а н ах у й иди в шарагу Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний — самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Существительное + прилагательное: Красивый дом (дом какой? красивый). «Дом» — это главное слово, так как от него задается вопрос «какой?». «Красивый» — это зависимое слово в словосочетании. Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). «Лягушка» — это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому. Существительное + порядковое числительное: Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное «пятый», так как к нему задается вопрос от главного. С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является «покупатель», от него задается вопрос к порядковому числительному «сотый». Существительное + причастие: Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие «разбросанные», так как к нему задается вопрос от главного. Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является «листва», потому что от него задается вопрос. Существительное + местоимение: С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

touch.otvet.mail.ru

190 примеров словосочетаний: управление, согласование, примыкание

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу либо толь­ко по смыс­лу. При этом одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Различают три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

Виды словосочетаний

Виды словосочетаний

Примеры словосочетаний со связью согласования

Согласование

Согласование

Существительное + при­ла­га­тель­ное:

  • сол­неч­ным утром
  • белых лебе­дей
  • лег­ко­мыс­лен­ный чело­век
  • длин­ная доро­га
  • через новую сту­пень­ку
  • у сосед­не­го про­хо­да
  • на высо­ком крыль­це
  • с весе­лой пес­ней
  • певу­чая речь.

Существительное + при­ча­стие:

  • у роко­чу­ще­го моря
  • зеле­не­ю­щим лугом
  • перед цве­ту­щим дере­вом
  • пла­ва­ю­щей лод­кой
  • опав­шей лист­вой
  • запе­чен­ное ябло­ко
  • на вымы­том сто­ле
  • пре­ры­ва­е­мая бесе­да
  • опи­сы­ва­е­мый круг
  • раз­бро­сан­ные вещи
  • перед наве­шен­ной калит­кой.

Существительное + поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное:

  • на седь­мое небо
  • до тре­тьих пету­хов
  • пер­вая скрип­ка
  • во вто­ром вагоне
  • воз­ле пято­го дома
  • через шестой этаж
  • на вось­мой стра­ни­це
  • с трех­со­тым поку­па­те­лем.

Существительное + место­име­ние:

  • с вашей соба­кой
  • у мое­го дома
  • каж­дый чело­век
  • любо­го про­хо­же­го
  • какой-то муж­чи­на
  • некий звук
  • с неко­то­ры­ми людь­ми
  • ничья сум­ка
  • о целом дне
  • через наш порог
  • такой маль­чик
  • у того моста.

Существительное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное) + при­ла­га­тель­ное:

  • вкус­ное моро­же­ное
  • горя­чим жар­ким
  • в чистой сто­ло­вой
  • в голу­бой ван­ной.

Местоимение + суще­стви­тель­ное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие):

  • о ком-то чужом
  • воз­ле неко­го про­хо­же­го
  • с чем-то весе­лым
  • в чем-либо тон­ком
  • над чем-нибудь неяс­ным
  • с нашим зна­ко­мым
  • с тем отды­ха­ю­щим
  • око­ло какого-то встре­ча­ю­ще­го
  • перед этим заго­ра­ю­щим.

Существительное + суще­стви­тель­ное (при­ло­же­ние):

  • мышь-полевка
  • художник-старик
  • белка-хлопотунья
  • журналист-международник
  • слесарь-инструментальщик
  • дуб-великан.

Примеры словосочетаний со связью управления

Управление

Управление

Глагол + суще­стви­тель­ное:

  • рас­сер­дить­ся на шут­ку
  • купить хле­ба
  • составь­те кросс­ворд
  • рас­по­ло­жи­лись на ноч­лег
  • любу­юсь горо­дом
  • вер­нем­ся на рас­све­те
  • пла­ваю в бас­сейне
  • бегу в курт­ке
  • при­сту­пил к рабо­те
  • бесе­ду­ем с дру­зья­ми
  • зани­ма­юсь с неохо­той.

Прилагательное + место­име­ние:

  • нико­му не рад
  • не согла­сен ни с кем
  • не согла­сен с ним
  • не дол­жен нико­му
  • уве­рен в нём.

при­ла­га­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • румя­ный от моро­за
  • крас­ный от сму­ще­ния
  • застен­чи­вый от вни­ма­ния
  • инте­рес­ный уче­ни­кам
  • понят­ный детям
  • слад­кий на вкус
  • злой на сына
  • доволь­ный резуль­та­том.

Существительное  + суще­стви­тель­ное:

  • сбор гри­бов
  • дирек­тор теат­ра
  • побел­ка потол­ка
  • увле­че­ние охо­той
  • радость от встре­чи
  • пла­тье в клет­ку
  • про­дол­же­ние жиз­ни
  • поле пше­ни­цы
  • луг за дерев­ней
  • рожь по пояс
  • грязь по коле­но
  • шляп­ка с лен­точ­кой
  • грудь в меда­лях
  • рубаш­ка в крас­ке
  • аль­бом на сто­ле
  • ложеч­ка из сереб­ра
  • мис­ка с моло­ком
  • ска­терть изо льна
  • ката­ние с горы.

Наречие + суще­стви­тель­ное:

  • смеш­но до слез
  • напра­во от дома
  • сле­ва у огра­ды
  • вниз по ули­це
  • впе­ре­ди у фон­та­на.

чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • семе­ро коз­лят
  • две­на­дцать меся­цев
  • оба рас­те­ния
  • через пять сту­пе­нек
  • сквозь два листа
  • три кап­ли.

Деепричастие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние:

  • стоя на вах­те
  • идя по дво­ру
  • пере­плыв реку
  • шагая по тро­пин­ке
  • вер­нув­шись в дом
  • обра­ща­ясь к нему
  • сле­дя за ним
  • отбро­сив от себя
  • раз­го­ва­ри­вая с ней
  • любу­ясь ею.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Примыкание

Примыкание

Глагол, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное + инфи­ни­тив:

  • поз­во­лил прий­ти, решил остать­ся, любит сме­ять­ся;
  • нау­ка мыс­лить, реше­ние отдох­нуть, жела­ние при­лечь, стрем­ле­ние уйти;
  • наме­рен читать, дол­жен дого­во­рить­ся, рад встре­тить, согла­сен отве­чать, готов помочь.

Глагол + наре­чие:

  • читать мед­лен­но
  • отве­тил впо­пы­хах
  • сто­им рядом
  • вер­нем­ся позд­но
  • уедем зав­тра
  • ска­зал сго­ря­ча
  • про­из­нес гром­ко
  • ехал шагом (на лоша­ди)
  • вер­ну­лась домой
  • поплы­вём напе­ре­гон­ки.

Глагол + дее­при­ча­стие:

  • рисо­вал стоя у моль­бер­та
  • ушел бла­го­да­ря хозяй­ку
  • отве­тил улы­ба­ясь мне
  • каш­ля­нул отвер­нув­шись в сто­ро­ну.

Существительное + наре­чие:

  • паль­то нарас­паш­ку
  • взгляд испод­ло­бья
  • усмеш­ка невзна­чай
  • игра втём­ную
  • (люб­лю) кофе по-венски
  • пово­рот нале­во
  • бор­щом по-украински
  • с раз­го­во­ром начи­сто­ту.

Существительное + нескло­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное:

  • цвет хаки
  • язык хин­ди
  • час пик
  • рука­ва реглан
  • юбка плис­се
  • крас­ка инди­го.

Местоимение, гла­гол, суще­стви­тель­ное, наре­чие + фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного/наречия:

  • с кем-либо весе­лее
  • у чего-то инте­рес­нее
  • сле­дить вни­ма­тель­нее
  • рабо­таю луч­ше
  • пры­га­ет выше
  • вста­нет рань­ше
  • вер­тит­ся быст­рее
  • о речи выра­зи­тель­нее
  • со взгля­дом ост­рее
  • по доро­ге длин­нее
  • чуть север­нее
  • спра­ва повы­ше
  • вда­ли левее.

Прилагательное + наре­чие:

  • очень весе­лый
  • совсем неглу­пый
  • весь­ма любо­пыт­ный
  • чрез­вы­чай­но заман­чи­вый
  • крайне невы­но­си­мый.

Наречие + наре­чие:

  • исклю­чи­тель­но ред­ко, слиш­ком позд­но, почти тем­но, совер­шен­но неглу­бо­ко, весь­ма при­лич­но, ничуть не скуч­но, совсем невеж­ли­во, крайне осто­рож­но.

Деепричастие + наре­чие:

  • улы­ба­ясь застен­чи­во
  • стоя вни­зу
  • подой­дя близ­ко
  • под­няв­шись наверх
  • мгно­вен­но откло­нив­шись.

russkiiyazyk.ru

Еще раз о связи слов в словосочетании

Как известно, слова объединяются в словосочетания не случайно, а по определенным законам, законам лексической сочетаемости. Но что же еще необходимо, кроме лексической сочетаемости,  для объединения слов?

Еще раз о связи слов в словосочетаниях 1Необходима подчинительная связь. В любом словосочетании мы найдем главное и зависимое слова, причем главное «командует» зависимому, в какой форме нужно  находиться. А зависимое слово «выполняет команды» в зависимости от своих грамматических характеристик.

Существуют следующие виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление и примыкание.  Рассмотрим подробнее каждый из этих видов связи.

Согласование

В самом названии заложен смысл этого вида связи: зависимое слово находится «в согласии» с главным, согласуется с ним. Это значит, что если изменяется главное слово, то вместе с ним и зависимое. Например,  (есть) замечательная ученица,  (нет) замечательной ученицы, (любуюсь) замечательной ученицей; (есть) подходящая кандидатура, (нет) подходящей кандидатуры, (любуюсь) подходящей кандидатурой. Изменилось главное слово – изменило свою форму и зависимое, приняло падежную форму своего «начальника».

В роли главного слова в таких словосочетаниях обычно встречается существительное или похожее  слово, т.е. часть речи, которая называет предмет. А зависимыми словами являются те части речи, которые способны с существительным согласоваться в роде, числе и падеже. Это могут делать прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения.

Примеры: деревянный дом, проходящий человек, первый класс, некоторое сходство.

Словосочетания со связью согласование обычно выражают определительные отношения.

Еще раз о связи слов в словосочетаниях 2Управление

И снова нам помогает название вида связи: при управлении главное слово «управляет» зависимым, т.е. требует от него определенной грамматической формы (падежной формы существительного или слова, похожего на существительное). При этом, в отличие от согласования, изменяться может только главное слово, а зависимое вместе с  ним не согласуется. Зависимое слово может находиться только в форме косвенных падежей, если падеж именительный, то это уже не управление.

Например: управлять глаголом, управлял глаголом, будет управлять глаголом, управляете глаголом; ходить в театр, ходили бы в театр, ходят в театр, ходим в театр. Главное слово изменяется, а вот зависимое остается в своей падежной форме.

Главным словом при таком виде связи обычно бывает глагол, но могут также быть существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия – словом, любая самостоятельная часть речи.

Чаще всего управляют падежной формой существительного (или похожего на него слова) глаголы. Это управление может осуществляться как с помощью предлогов, так и без них.

Примеры: заботиться о сестренке, уважать преподавателя, спасать медвежонка.

При согласовании и примыкании предлогов мы не встретим, использование предлогов – привилегия управления.

Ewe raz o svjazi slov v slovosochetanii 3Другие части речи реже выступают в роли главного слова при управлении.

Местоимения нечасто управляют падежными формами слов: кто-то из браконьеров, они с приятелем.

Нечасто участвуют в управлении и числительные: семеро козлят, три медведя.

Наречия уже больше распространены в роли главного слова: высоко на небесах, недалеко от колледжа, незадолго перед ЕГЭ.

Существительные и прилагательные представлены довольно широко в данном виде подчинительной связи: бледный от болезни, здоровый до старости, похожий на отца, работа на востоке, дружба с одноклассниками.

Зависимым словом обычно является существительное в форме косвенного падежа (не именительного) или слово, которое похоже на существительное по грамматическим характеристикам. Это может быть местоимение, числительное, прилагательное или причастие в роли существительного.

Примеры: благодарить за него (местоимение), увидеть семерых (числительное), лечить больных (прилагательное), рассказывать учащимся (причастие).

Примыкание

При таком виде подчинительной связи главное слово не управляет зависимым, не требует от него определенной грамматической формы просто потому, что в роли зависимого слова выступают части речи и формы, которые вообще не изменяются: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив). А вот главным словом может быть любая самостоятельная часть речи.

Примеры: говорить красиво (глагол), наука объяснить (существительное), экономически обоснованный (причастие), очень красивый (прилагательное), кто-то опытнее (местоимение), слишком рано (наречие), двое справа (числительное). (Главные слова выделены жирным шрифтом.)

Как же определить вид связи в словосочетании?Еще раз о связи слов в словосочетаниях 4

1. Попробовать изменить словосочетание по падежам. Изменяются оба слова – перед вами согласование.

2. Словосочетание с предлогом? Если да – это наверняка управление.

3. Посмотреть, чем выражено зависимое слово. Если неизменяемой частью речи или формой – это примыкание.

4. Если не подошло все, что написано выше, то это точно управление.

Всего 4 пункта – и у Вас наверняка получится определить, какой вид связи в словосочетании!

Удачи Вам и красивого, грамотного, интересного русского языка!

Остались вопросы? Не знаете, как определять вид связи слов в словосочетаниях?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

  • рисо­вать кар­ти­ну;
  • рисо­вать крас­ка­ми;
  • рисо­вать быст­ро.

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

  • писать (что?) пись­мо;
  • любо­вать­ся (чем?) пей­за­жем;
  • склон­ный (к чему?) к ана­ли­зу.

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

  1. кра­си­вый цве­ток;
  2. читать кни­гу;
  3. девоч­ка чита­ет.

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и  не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

  • силь­ный ветер;
  • бушу­ет за сте­ной;
  • бушу­ет ночью;
  • этой ночью.

Подчинительная связь в словосочетании

Подчинительная связь в словосочетании

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

  1. согла­со­ва­ния;
  2. управ­ле­ния;
  3. при­мы­ка­ния.

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Подчинительная связь - согласование

Подчинительная связь - согласование

Например:

  • крас­ное солн­це;
  • босо­но­гая дев­чон­ка;
  • зеле­ное поле;
  • осен­ние дожди;
  • твой това­рищ;
  • вто­рая раке­та;
  • до тре­тьих пету­хов;
  • что-то серое;
  • на зато­нув­шем кораб­ле;
  • сре­ди спе­ю­щей пше­ни­цы;
  • у древ­них раз­ва­лин.

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

Подчинительная связь - управление

Подчинительная связь - управление

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку;
  • открыть дверь;
  • слыть чуда­ком;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой;
  • обра­до­вать­ся успе­ху;
  • оби­деть­ся на шут­ку;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва;
  • мост через реку;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой;
  • бес­по­кой­ство о детях;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей;
  • тос­ка по нас.

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

  • три топо­ля;
  • три­на­дцать стра­ниц;
  • трое дру­зей;
  • шесте­ро малы­шей;
  • оба уче­ни­ка.

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

  • пра­вее дома;
  • выше кры­ши;
  • сле­ва от построй­ки;
  • наедине с мате­рью;
  • невда­ле­ке от леса.

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Подчинительная связь - примыкание

Подчинительная связь - примыкание

Например:

  • идти напря­мую;
  • схва­тить­ся вру­ко­паш­ную;
  • идти враз­вал­ку;
  • наткнуть­ся сосле­пу;
  • отве­тить сго­ря­ча;
  • цвет беж;
  • крас­ка инди­го;
  • юбка плис­се;
  • девоч­ка повы­ше;
  • пояс под­лин­нее;
  • жела­ние при­сесть;
  • идти не спе­ша;
  • гово­рит не пере­ста­вая;
  • её род­ные;
  • его рубаш­ка;
  • их дом.

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

russkiiyazyk.ru

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

В3.

Словосочетание.

С помощью 5-ege.ru вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1.    Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2.    Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3.    Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4.    Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5.    Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

типы подчинительной связи

тип связикакой частью речи может быть зависимое словокакой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоименийкакой?

чей?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление  (при изменении главного слова зависимое не меняется):

помогать отцу, читать книгу, ходить в школу

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или безвопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

https://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/

2. деепричастие

3. наречие

4.  притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

4. чей?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Разбор задания.

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла.

Таким образом, выписываем словосочетанием сильно простыла.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Типы связи в словосочетаниях — урок. Русский язык, 4 класс.

 

Здравствуй, мой друг. На очередном нашем занятии мы изучим различные типы (виды) связи слов в словосочетаниях.

Вначале вспомним, что словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов: купить поросёнка, удачный день, посмотрел всюду.

Словосочетание (сочетание двух и более слов) может включать и подлежащее, и сказуемое (от них часто зависят другие слова), однако не оба члена предложения вместе (в этом случае оно становится предложением). Между словами словосочетаний выявляются такие типы связи, как согласование, управление, примыкание.

 

При управлении зависимое слово приобретает форму числа и падежа главного слова: купить книгу, прыгнуть с парашютом, помирить детей. Наиболее выразительным признаком управления является то, что в качестве зависимого слова могут быть существительные и некоторые местоимения (они указывают на предмет/объект: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они и др.).

 

При согласовании зависимое слово употребляется в роде, числе и падеже главного слова: зелёная травка, сильный дождь, тёплая одежда. Зависимое слово, как правило, выражается прилагательным.

 

Примыкают слова, которые не изменяются: писать красиво, услышать чётко.

Обрати внимание!

1. Управление, согласование и примыкание являются типами связи зависимого слова с главным.


2. Очень легко тип (вид) связи определить по морфологическому выражению зависимого слова: если это существительное (некоторые местоимения) — зависимое слово управляется; если прилагательное — согласуется; если неизменяемое слово — примыкает.

www.yaklass.ru

Виды, типы и способы связи словосочетаний

Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.

Способы связи словосочетаний

Способы подчинительной связи в словосочетании

Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний — самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.

Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.

Способы подчинительной связи в словосочетании

Тип связи согласование

Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование — это такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково. Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.

Примеры словосочетаний со связью согласование

Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал. Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится. Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:

  • Существительное + прилагательное:

Красивый дом (дом какой? красивый). «Дом» — это главное слово, так как от него задается вопрос «какой?». «Красивый» — это зависимое слово в словосочетании.

Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). «Лягушка» — это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.

  • Существительное + порядковое числительное:

Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное «пятый», так как к нему задается вопрос от главного.

С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является «покупатель», от него задается вопрос к порядковому числительному «сотый».

  • Существительное + причастие:

Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие «разбросанные», так как к нему задается вопрос от главного.

Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является «листва», потому что от него задается вопрос.

  • Существительное + местоимение:

С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться «мужчина», потому что именно от него задается вопрос к зависимому.

  • Местоимение + существительное (причастие или субстантивированное прилагательное):

С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.

В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.

  • Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться субстантивированное прилагательное, потому что от него задается вопрос. Прилагательное «белая»- зависимым.

Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). «Отдыхающий» будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а «загорелый» — зависимым.

Типы связи словосочетаний

Тип связи управление

Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление — это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.

Способ связи в словосочетании управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного). В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно. Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.

Словосочетания со связью

Примеры словосочетаний со связью управление

Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:

  • В связи словосочетаний «управление», чаще всего главное слово является глаголом, а зависимое слово — существительным:

Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол «посмотреть». От него задается вопрос «что?» к существительному «киноленту». Нельзя сказать «посмотреть кинолента», потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.

Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол «бегу» является главным словом, а «в джинсах» — зависимым.

  • Словосочетания со связью управление могут состоять и из прилагательного и местоимения:

Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного «согласен» задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.

Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.

  • Способы связи словосочетаний могут осуществляться так, что главным словом будет прилагательное, а зависимым существительное.

Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное «красный» является главным в этом словосочетании, а существительное «мороза» — зависимым.

Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово «дочь» является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.

  • Два существительных также могут являться составляющими словосочетания:

Враг народу (враг кому? народу). Существительное «враг» является главным, так как от него задается вопрос к зависимому «народу».

Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное «ложка» является главным, а слово «серебра» — зависимым.

  • Числительное может быть главным в словосочетании, а существительное — зависимым.

Три капли (три чего? капли). «Три» — это главное слово, а «капли» — зависимое.

Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.

  • Наречие бывает главным словом в словосочетании со связью управление, а существительное — зависимым:

Слева от дома (слева от чего? от дома).

Вниз по улице (вниз по чему? по улице).

  • Встречаются словосочетания, где главным словом является деепричастие, а зависимым — существительное:

Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.

Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия «обращаясь».

Способ связи в словосочетании управление

Тип связи примыкание

Способ связи в словосочетании примыкание — это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.

Примеры словосочетаний со связью примыкание

Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:

Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное «возможность» является главным словом, тогда как инфинитив глагола «остаться» является зависимым, потому что к нему задается вопрос.

Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым — инфинитив.

Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол «позволил», а зависимым — инфинитив «поцеловать».

Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным — глагол.

Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное «должен», а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.

Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым — инфинитив.

  • Существительное + наречие:

Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное «поворот», а зависимым наречие «направо».

Способ связи согласование в словосочетании

Виды словосочетаний по главному слову

Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.

Именные словосочетания

Именные словосочетания — это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово — существительное), пять капель (главное слово — числительное), рад стараться (главное слово — краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово — местоимение).

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания — это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является глагол. Примеры глагольных словосочетаний: уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).

Наречные словосочетания

Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).

Способ связи в словосочетании примыкание

Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *