Конспект урока по письму и развитию речи «Составление предложений» (2 класс)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 107»
«Составление проедложений»
(Конспект урока по письму и развитию речи, 2 класс)
Составила: Костина Ю.С.
учитель начальных классов
г.Нижний Новгород
2016 г.
Тема: «Составление предложений»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: -продолжить работу по формированию умения составлять предложения из данных слов; -расширять знания детей по теме предложение; — формировать и регулировать мыслительную и речевую деятельность детей; — совершенствовать грамматический строй речи;
— способствовать развитию орфографической зоркости;
— развивать внимание, мышление, память, фонематическое восприятие и оценочное отношение к выполнению заданий.
— формировать интерес к изучению родного языка;
— развивать связное речевое высказывание;
— вырабатывать четкие координированные движения во взаимодействии с речью;
— формировать навыки сотрудничества, самостоятельности;
— воспитывать ответственность, толерантность к ответам одноклассников;
— воспитывать чувства уверенности при выполнении заданий;
— формировать мелкую моторику
— профилактика утомляемости, перенапряжения посредством физкультминутки
Ход урока
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок русского языка.
(Слайд)
Сели тихо, замолчали,
Всё, что нужно вы достали? Учебник по русскому языку, тетрадь по русскому языку, пенал
Приготовились к уроку.
(Слайд)
Сегодня у нас необычный урок русского языка.
Во-первых, у нас присутствуют гости, приветствие гостям.
Во-вторых, на протяжении всего урока мы будем заниматься вместе со смешариками, которых вы любите. Кто будет хорошо работать на уроке, получит раскраску с одним из героев.
II. Повторение пройденного
(Активизация знаний по теме предыдущего урока)
Не ленись, не зевай!
А по теме «Предложение»
Всё, что знаешь, вспоминай!
Как пишется предложение?
Что в конце предложения ставится?
(Слайд)
Как можно записать предложение?
Из скольки слов может состоять предложение?
(слайд)
III. Сообщение темы урока
О чём же мы будем сегодня говорить на уроке вы найдёте сами составив слово из данных перепутанных слогов:
же-Пред-ни-ло-е
Во мне есть много разных слов.
Ты разобраться в них готов?
Рассказ читаешь или стих,
Я обязательно есть в них.
Но перепутав все слова,
Понять не сможешь ты меня.
Какой первый слог?
Второй?
И т.д.
Дети выходят к доске и выбирают нужные слоги
Прочитаем, что у нас получилось?
Кто мне скажет из чего состоят слова?
А как мы зашифровываем слова в предложении?
(Схемой)
Сегодня на уроке русского языка мы с вами продолжим говорить о предложении, будем составлять предложения и их схемы. Тема нашего урока: Составление предложений.
(Слайд)
IV. Изучение нового материала
Пальчиковая гимнастика
(Подготовка руки к письму)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, — загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. — сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, — загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Подготовили руки к письму.
Открываем тетради, правильно расположили ее на столе, проверили правильную посадку.
(Слайд)
Записываем число, прописываем минутку чистописания. Кто выполнил сигнал.
Словарная работа
Собака
Объяснение значения слова, проговорить правильную запись, составить устно предложение.
Записать словарное слово в тетрадь.
(Слайд)
Зрительная гимнастика
(Слайд)
Работа у доски
Ребята, какое сейчас время года? Вы знаете,сейчас налетел сильный ветер и перепутал все слова в предложениях, которые я хотела вам дать…
(Слайд)
Давайте их обратно составим…. (ребята составляют предложения)
Наступила золотая осень. Все дети пошли в школу.
А теперь составьте схемы этих предложений
А теперь давайте составим рассказ. Подумайте какое предложение первое ,а какое второе.
— А теперь скажите сколько слов в первом предложении? (3сл) назвать второе,первое 3 слово…
— Назовите сколько слов во 2 предложении ( 5) — Запишите предложения в тетрадь. что мы с вами сделали сейчас? (составили предложения из слов)
(Слова напечатаны на осенних листьях)
Запишите предложения и их схемы
(Слайд)
Физминутка
(Слайд)
Работа с учебником.
(Слайд)
С.6, упражнение 2
Прочитали задание
Посмотрели на картинку, что изображено на ней
Нашли схему предложения
Сосчитали из скольки слов оно состоит
Прочитали предложения, которые записаны
Какое из этих предложений подходит к схеме
Списали предложение, начертили схему этого предложения
V. Подведение итогов урока
Какая тема урока русского языка
Что вы знаете о предложении?
С каким словарным словом познакомились? Как пишется проговорите по слогам?
Самооценка детей (смайлики:улыбающиеся или грустные)
(слайд)
Оценивание работу учащихся на уроке.
Все молодцы, хорошо работали на уроке и получают раскраски смешариков.
VI. Оргмомент
(слайд)
русский язык 2 класс схема предложения
А что именно интересует-то? Подлежащее — одна черта, сказуемое — две, второстепенные члены — точками (раньше было пунктирами) . Как дополнение напишу ещё: Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении, отвечает на вопросы КТО? -ЧТО? . Сказуемое — указывает на действие подлежащего, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? -ЧТО ДЕЛАЛ? -ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? . Это — главные члены предложения. Остальные слова — второстепенные члены предложения. В схеме и дополнения, и обстоятельства, и определения имеют свои обозначения, но во втором классе они пока не изучаются. Поэтому обозначение для них общее — точки.
а поконкретнее! ? какая именно тебя интересует? их в русском языке ого го
подскажите пожалуйста нужно составить схему предложения . В заповедниках живут редкие звери.
Конспект урока по русскому языку на тему «Составление предложений по картинкам, предложенным учителем» ( 2 класс)
Дата:20.04.18г.Класс: 2
Предмет: Русский язык
Учитель: Харькова С.Д
Тема: « Составление предложений по картинкам, предложенным учителем».
Цель: тренировать детей составлять предложения по картинкам.
Задачи:
образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;
коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
Планируемые результаты (предметные) :
Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания; овладевают умением проверять написанное; первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксис.
Личностные результаты: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – применяют имеющиеся знания для решения учебных заданий; логические – осуществляют логические действия (анализ, классификация, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Методы: словесный, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, предметные рисунки (смайлики).
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро дети.
1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Звуки с буквами пришли
Чтоб порядок навести
Внимание девочки,
Внимание мальчики
Приготовьте ваши ручки
Начинается урок!
Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.
— Каких целей мы должны достичь на уроке?
Хором все читают: — Я научусь … — Я сумею……- Я узнаю…
Какой сегодня прекрасный день за окном солнышко светит, в классе тепло и уютно.
Уточнение пространственно временных представлений:
Игра с мячом. Я буду задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?
— Какое сейчас время года?
— Какие времена года ты знаешь?
— Какой сейчас месяц?
— Какой день недели?
— Какое сегодня число?
Инд. работа с Сачковым Р. на коррекцию внимания
Проверка домашнего задания.
Как написали первое слово в предложениях?
Что поставили в конце предложений?
2.Повторение пройденного материала.
Мы с вами проходим тему «Предложение».
Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?
В конце предложения, что мы ставим?
— Что вы произнесли? (Слова.)
— Что можно составить из слов? (Предложения.)
— Составьте предложения по картине.
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке русского языка будем учиться составлять предложения по картинкам.
II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики).
Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику:
На двери висит замок
Кто бы мог его открыть
Покрутили, постучали.
Разомкнули и открыли.
Как правильно надо сидеть при письме?
Я тетрадочку открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь
Запись даты в тетради. Сегодня 20 апреля.
На следующей строчке. Классная работа
а) Минутка чистописания.
— Отгадай загадки, запиши отгадки.
1. Ни окошек, ни дверей-
Полна горница людей. (огурец)
2. Красна девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
3. Днём молчит, ночью ворчит.
Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)
Проверьте правописание словарных слов по словарю.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).
— Кто это?
— Что делает ?
— Что поливает?
— Что мы составили? (предложение)
— Составим схему этого предложения на доске.
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
— Сколько слов в этом предложении?
Составление схемы предложения индивидуально на партах.
2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).
У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.
— Сколько слов может быть в предложении?
— Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.
— Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.
IV. Работа по теме.
1. Работа по учебнику (стр. 148, упр. 1).
— Прочитайте задание.
— Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть рисунок. Перечисли предметы на первом рисунке. Расскажи, что изображено на втором рисунке.
-На какой строчке написано предложение?
— Запишите предложение в тетрадь. Начерти схему предложения.
V. ФИЗМИНУТКА
VI. Игра « Кто какой звук издает? ».
— Прочитайте слова, записанные на доске. (Рычит, мяукает, воет, мычит, лает)
— Назовите предметы, изображённые на картинках. (Медведь, волк, корова, собака, кошка. Какие они звуки издают?
— Подберите картинки-предметы к словам-действиям.
— Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)
— Составьте схемы в тетрадях.
VI. Работа по учебнику: упр. 3 стр.149.
Прочитай найди строку с предложением. Запиши предложение. Соблюдай правила записи предложения.
Инд. работа с Жидковой Е. на коррекцию моторику рук
VIII. Оцените свою работу.
красным цветом – цель не достигнута.
желтым— цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать.
зеленым – цель достигнута, было интересно, все получалось.
Продолжите фразу:
« Сегодня я узнал…, научился….»
IX.Домашнее задание.
Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 149, упр.4.
Инд. работа с Сачковым Р. работа в тетради
V. Итог урока.
— Что составляли на уроке? (предложения.)
— Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)
— Сколько слов может составлять предложение?
За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками.
-Подведём итоги урока:
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что узнали нового?
-Что получилось лучше всего?
— Какие задания на уроке понравились?
-Что было трудно?
Предложение. Последовательность слов в предложении, 2 класс.
Технологическая карта логопедического занятия.
Тема урока: Предложение. Последовательность слов
в предложении, 2 класс.
Тип урока: занятие обобщение и систематизация знаний и умений.
Главная дидактическая задача: создать условия для систематизации и обобщения
знаний по теме «Предложение. Последовательность слов в предложении» средствами принципа цикличности.
Цели урока:
образовательная – систематизировать и обобщить знания, умения и навыки о
способах построения предложений;
коррекционно-развивающая – способствовать формированию умение составлять
предложение по синтаксическим вопросам;
воспитательная — воспитывать потребность учащихся грамотно выражать свои
мысли и чувства.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: 1) Толковы словарь /С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова/, Москва 2001;
2) Дидактический материал; 3) ТСО.
Интегративные связи: внутрипредметные — русский язык с темой «Предложение. Связь
слов в предложении»; межпредметные — окружающий мир с темой
«Насекомые».
Структура и содержание урока.
Предлагает отгадать загадку на слайде.
(Приложение 1)
Где можно найти значение слова?
(Приложение 2)
Предлагает записать слово.
Звуковой анализ слова.
Сравните со схемой.
(Приложение3)
Предлагает образовать родственные слова к слову муравей.
(Приложение 4)
Дети читают и отгадывают загадку
(муравей).
Дают объяснение, как догадались.
Работа с толковым словарем
Дети записывают слово с выделением орфограмм.
Дети работают со звуковыми схемами.
Дети образуют родственные слова.
Актуализированы знания, которые необходимые на уроке.
Модель(правило)
Целепола-гание и мотивация
Заполните пропуск в высказывании.
………..– это группа слов связанных по смыслу, выражающих законченную мысль.
Прочитайте, что у вас получилось.
Предлагает сформулиро-вать тему урока и записать модель предложения.
(Приложение 5)
Дети вставляют слово предложение.
Читают полученное предложение.
Формулируют тему урока. Зарисовывают схему.
Сформулирована тема урока. Записана модель предложения.
Закрепление учебного материала.
Предлагает составить предложение с родственными словами.
Организует работу по составлению предложений по схеме, по вопросам.
(Приложение 6)
Организует взаимопроверку.
Составляют предложение.
Работают на листочках. Делают вывод.
Проверяют друг у друга выполненное задание.
Закрепили умение составлять предложения.
Релаксация
Проводит физкультминутку.
Выполняют действия в соответствии с текстом.
Следствие (частные случаи использования алгоритма)
Организует работу по составлению предложений относительно себя, с целью отработки умения конструировать предложение.
Организует работу в парах по составлению предложений из набора слов. Предложение подбирается к схеме по вопросам.
(Приложение 7)
Предлагает оценить получившиеся предложения.
Составляют предложения по вопросам учителя.
Работают в парах, составляют предложение.
Оценивают, чье предложение лучше.
Применение знаний относительно себя.
Применили знания в творческой работе.
Экспери-мент
(примене-ние алго-ритма в жизненной ситуации)
Проверка уровня усвоения
Предлагает записать предложение по памяти.
Организует взаимопроверку.
Записывают предложение.
Проверяют выполненное задание.
Выявлен уровень усвоения учебного материала.
Рефлексия
Предлагает детям, вспомнить тему урока, какие задания выполняли на занятии.
Просит учащихся оценить свою работу.
Можете ли вы сказать о себе «Трудолюбив, как муравей».
Дети вспоминают тему урока, выполненные задания.
Дети оценивают свою работу.
Подведен итог урока, оценили свою деятельность.
Приложения
Приложение 1
Отгадайте загадку.
Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(муравей)
Приложение 2
Прочитайте.
Муравей – жалящее насекомое, живущее колониями.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова стр. 370)
Приложение 4
Сравните схемы.
Приложение 3
Образуйте родственные слова.
МУРАВЬИШКА
МУРАВЬИНЫЙ
МУРАВЕЙНИК
Приложение 5
Зарисуйте тему урока.
Приложение 6
Составление предложения к схеме.
Приложение 7
Составление предложения к схеме.
Урок русского языка «Предложение. Составление схем предложений и предложений по схеме» для 2 класса — Урок русского языка 2 класс — Русский язык
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100». В данном уроке использованы разнообразные виды заданий, которые направлены на формирование универсальных учебных действий.
Тема. Предложение. Составление схем предложений и предложений по схемам.
Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: формирование умений составлять схемы предложений и конструировать предложения с опорой на схему.
Задачи:
1. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложения (по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов).
2. Создать условия для развития внимания, мышления через анализ группы слов, предложений. Развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
3. Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Ход урока
I. Орг. момент
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд №2)
«Ученье без уменья
не польза, а беда»
Как вы понимаете данное высказывание?
Вы с ним согласны?
Урок русского языка. О чем пойдет речь сегодня на уроке, я думаю, чуть позже вы скажите сами. А вот с чего мы начнем, догадайтесь.
II. Актуализация знаний.
1. Упражнение, предусматривающее выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Учитель. Внимательно рассмотрите данную запись. (Слайд №3) Определите принцип, по которому составлено слово в скобках. По такому же принципу составьте слово из слов второй строчки.
ВОЛК (ВОЛГА) ГАДЮКА
СЛОН ? ВОРОНА
Ответ: слово
2. Работа в группах
Учитель. Именно слова помогут узнать тему сегодняшнего урока.
У каждого ребенка в группе вырезка из газеты, на которой записано словосочетание, и только у одного ребенка в группе вырезка с предложением. Объединившись в группы, ученики должны найти лишнюю вырезку (предложение) и объяснить свой выбор.
Например: натяжные потолки, карточки с рецептами, болит спина, комфортное пищеварение, домашняя аптечка и т.п.
Учитель. О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Что такое предложение?
Чего не хватает в ваших предложениях? (знаков препинаний)
Поставьте знаки препинания в конце этих предложений (. ? !)
Что объединяет эти предложения? (нераспространенные)
Распространите их и составьте схемы получившихся предложений.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
III. Применение знаний.
1. Тест «Виды предложений по цели высказывания»
Учитель. Определите вид предложения по цели высказывания (работа с карточками)
Учитель. Прежде чем мы узнаем о том, как вы справились с этим заданием, предлагаю выполнить следующее:
Найдите и запишите в тетрадь предложение, которое соответствует схеме (Слайд №4)
Проверка теста (Слайд №5)
Учитель. Расположите буквы правильных ответов внизу таблицы.
Ответ: векша.
2. Проблема.
Учитель. Составьте предложение с этим словом
Почему не можете этого сделать? (не знают лексического значения этого слова).
Чем вы можете воспользоваться для определения лексического значения слова?
Какой словарь помогает определить лексическое значение слова? (Слайды №6- 11)
3. Работа со словарями (Толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова).
«… я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми.», написал К.Паустовский в своем произведении «Поэзия дождя».
Учитель. Только тогда, когда мы знаем значение слова, мы можем правильно употреблять его в речи.
Группа, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
ВЕКША ж. вокша ниж. лесной зверек (Толковый словарь Даля)
Знакомство с другими электронными словарями
Учитель. Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №12)
4. Работа в парах.
Учитель. Перед тем, как начнем конструировать предложения, предлагаю повторить основные понятия, которые нам пригодятся. Достаньте содержимое конвертов. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. Дайте название каждой группе.
Имя существительное Подлежащее Определение
Сказуемое Обстоятельство Имя прилагательное
Глагол Предлог Союз
Местоимение Дополнение Наречие
Проверка слайд №13
Ответ:
ЧАСТИ РЕЧИ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5. Подбор ключевых слов. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Какие части речи вам могут пригодиться для составления предложений со словом ВЕКША?
Имена существительные Имена прил. Глаголы Наречия
Ученики предлагают свои слова к каждой группе и объясняют их написание.
Например:
гнездо быстрая прыгает быстро
дерево рыжая перелетает ловко
грибы ручная собирает бесстрашно
гайно маленькая пряталась
проворная запасает
6. Составление предложений по схеме. (Слайд №14)
Учитель. Какая часть речи вам будет необходима для связи слов в предложении? (предлог)
7. Проверка.
IV. Итог
Рефлексия (Слайд №15)
Сегодня на уроке
Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
Домашнее задание.
Полный текст материала Урок русского языка «Предложение. Составление схем предложений и предложений по схеме» для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
План-конспект урока ( класс) на тему: урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему:«Предложение и его схема»
ТЕМА УРОКА:
«Предложение и его схема»
Выполнила: учитель начальных классов
Сенафонкина Е.Н.
Тема урока: Предложение и его схема.
Цель урока: Сформировать представления о предложении и его схеме.
Задачи урока.
Образовательная:
— закрепление знаний о предложении и его схеме.
Коррекционно-развивающая:
— развивать наблюдательность;
— развивать и обогащать речь учащихся;
— развивать логическое мышление;
— развивать познавательный интерес к чтению;
— способствовать развитию эмоциональной сферы.
Воспитательная:
— содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
— содействовать профилактике утомляемости учащихся.
Оборудование: учебник — Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь.
Тип урока. Закрепление материала.
Ход урока
- Орг. момент:
Игра с мячом. Я буду загадывать вам загадки и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?
— Какое сейчас время года?
— Какой сейчас месяц?
— Какой день недели?
— Какое сегодня число?
- Проверка домашнего задания.
Как написали первое слово в предложениях?
Что поставили в конце предложений?
- Упражнения для развития пальцев рук.
Ручку я в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
— Запишите число, классная работа.
IV. Минутка чистописания.
абп пба абп пба
V. Объявление темы и цели занятия.
1. Игра «Составь слово»
(На доске запись.)
ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ
— Из данных слогов составьте слово.
— Что такое предложение?
— Из чего состоит предложение?
— Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
2. Конструирование предложений
(На доске записи.)
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Веры, карандаши, у, новые.
Книги, малыши, читали, интересные.
— Это предложения? Почему?
— Составьте предложения из данных слов.
— Как мы оформляем предложения?
(Учитель стирает слова и записывает предложения.)
— Составьте схемы к данным предложениям.
3.Схема предложения
А как можно на письме показать, сколько слов в предложении? Для этого можно использовать схему. Каждое слово мы будем обозначать черточкой в 2 клетки (показать на доске). А как мы узнаем, где начинается и где кончается предложение? Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а на схеме мы это будем показывать так:
|______
А конец предложения мы узнаем по точке, вопросительному или восклицательному знаку (пишет на доске . ? !).
Давайте составим вместе схемы к предложениям, которые мы проанализировали раньше.
- Физминутка
VII. Закрепление. Работа по учебнику:
Упражнение 1. Записать предложение и начертить его схему.
Упражнение 2. Начертить схемы и записать под ними предложения.
Упражнение 4. Сочинить рассказ к рисунку. Записать предложения в порядке следования схем.
VIII. Итог урока
— Чему мы сегодня научились? Что мы сегодня узнали нового?
Мы узнали, что всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Мы научились считать количество слов в предложении, делать схему к предложению, составлять предложения по схемам.
IX. Домашнее задание. С.147 упражнение 3. Записать предложения и начертить их схемы.
Список использованной литературы
- Ф.Ф. Лысенко Тесты за курс начальной школы Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону.: Легион, 2008
- М.Г. Ракитина Русский язык. Математика: Дидактические материалы. – М.: Рольф, 2000
Составь и запиши предложения по схемам. (какие?) _ И (какие?)_ ===== (где?). (какие?) _____ =,=,=.
Составим предложения, соответствующие первой схеме
Белые лебеди и пестрые утки плавали в пруду.
Существительные «лебеди» и «утки» являются однородными подлежащими.
Глагол «плавали» является сказуемым.
Прилагательные «белые» и «пестрые» являются определениями.
Обстоятельство места выражено словами «в пруду».
Задумчивые эльфы и угрюмые гномы сидели у костра.
Существительные «эльфы» и «гномы» являются однородными подлежащими.
Глагол «сидели» является сказуемым.
Прилагательные «задумчивые» и «угрюмые» являются определениями.
Обстоятельство места выражено словами «у костра».
Рыжие лисицы и серые волки живут в лесу.
Существительные «лисицы» и «волки» являются однородными подлежащими.
Глагол «живут» является сказуемым.
Прилагательные «рыжие» и «серые» являются определениями.
Обстоятельство места выражено словами «в лесу».
Грозные тролли и коварные гоблины собрались в пещере.
Существительные «тролли» и «гоблины» являются однородными подлежащими.
Глагол «собрались» является сказуемым.
Прилагательные «грозные» и «коварные» являются определениями.
Обстоятельство места выражено словами «в пещере».
Составим предложения, соответствующие второй схеме
Веселые гости смеялись, пели, плясали.
Существительное «гости» является подлежащим.
Однородные сказуемые выражены следующими глаголами:
- смеялись;
- пели;
- плясали.
Прилагательное «веселые» является определением.
Недоверчивые торговцы нервничали, хмурились, переглядывались.
Существительное «торговцы» является подлежащим.
Глаголы «нервничали», «хмурились» и «переглядывались» являются однородными сказуемыми.
Прилагательное «недоверчивые» является определением.
Мудрый советник слушал, улыбался, кивал.
Существительное «советник» является подлежащим.
Глаголы «слушал», «улыбался» и «кивал» являются однородными сказуемыми.
Прилагательное «мудрый» является определением.
Наивные зрители верили, восхищались, рукоплескали.
Существительное «зрители» является подлежащим.
Глаголы «верили», «восхищались» и «рукоплескали» являются однородными сказуемыми.
Прилагательное «наивные» является определением.