Схема обращения в русском языке – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

Предложения с обращением

Друзья мои, здравствуйте!

Вам нравится, как я вас называю? Друзья мои! Так я обычно обращаюсь к тем, кого рад видеть. А ещё я обращаюсь к вам, называя вас ребята.

А вы знаете, что слова, которыми называют тех, к кому обращаются, так и называются – обращения. Вот о них сегодня и пойдёт речь. Я расскажу вам о том, что такое обращение и как оно оформляется в письменной речи.

Ну-с, приступим. Представьте себе такую ситуацию. Дети пришли в парк, собирают разноцветные листья. Вдруг учительница зовёт одного из детей: «Подойди ко мне!»

Как вы думаете, кто подойдёт? Наверное, никто. Но, возможно, одновременно подбегут все ребята. Ведь совершенно непонятно, кого именно хотела позвать учительница. Хотя, конечно, вряд ли такая ситуация может произойти на самом деле. Учительница обязательно называет того, к кому обращается:

Например:

Женя, подойди ко мне!

Или.

Дети, откройте тетради.

Вася, не сиди под партой.

Иванов, ты опять вместо одного стихотворения выучил пять!

Эти слова – Женя, дети, Вася, Иванов – являются обращениями. Как видите, обращаться можно как к группе людей, так и к одному человеку. Называть его можно по имени или по фамилии. Но ведь гораздо приятнее, когда к тебе обращаются по имени, не так ли?

А вот к учительнице вы обратитесь по имени и отчеству:

Ирина Петровна, не задавайте нам сегодня домашнее задание.

К родным мы обращаемся обычно так:

Мама, можно я поиграю ещё пол часика?

Дедушка, давай соберём вместе эту модель самолёта.

А можно ли обращаться не к людям, а, например, к животным? Ну конечно же можно.

Ко мне, Чарли! – говорим мы, подзывая собаку.

А как часто обращения можно увидеть в русских народных сказках:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою.

Обращаются иногда даже к неживым предметам, как в стихотворении Эммы Мошковской:

 

Нос, умойся!

 

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

 

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

 

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

 

Шейка, мойся

Хорошенько!

 

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

 

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

 

Видите, здесь обращаются и к крану, и к носу, к глазам, ушам, шейке, и даже к грязи!

А обратили ли вы внимание на то, как произносятся предложения с обращениями?

Красная Шапочка, сходи-ка к бабушке.

Ветер, ветер, ты могуч!

После обращения делается небольшая остановка. А вот на письме после обращения чаще всего ставится запятая. Кстати, вы заметили, что во втором предложении обращение проговаривается дважды? Так очень часто бывает в сказках. В этом случае

запятая ставится после каждого из слов-обращений.

В этих предложениях обращение находилось в начале. Вот посмотрите, как это выглядит на схеме. Прямоугольником на ней обозначено предложение.

А может ли обращение стоять в середине предложения? Или в конце? Конечно!

В качестве примера приведу две строчки из известной песни:

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!

Спой нам, ветер, про чащи лесные… 

В одном из них обращение стоит в конце предложения, и перед обращением поставлена запятая. Во втором предложении обращение стоит в середине. И выделено оно запятыми с двух сторон. Запятые стоят и перед обращением, и после него.

Кстати, вы обратили внимание, что в первом предложении

обращение выражено не одним словом, а двумя – весёлый ветер.

А теперь посмотрите на схемы этих предложений с обращениями.

Ну что же, подведём итог нашего урока.

Обращение – это слово или сочетание слов, которым называют того, к кому обращена речь.

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение чаще всего отделяется от других слов запятой. Если обращение стоит в начале предложения – запятая ставится после него. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон. Если обращение стоит в конце предложения, запятая ставится перед ним.

И конечно, не забудьте, что, обращаясь к кому-либо, надо быть вежливым.

Пришло время нам прощаться. До новых встреч, дорогие друзья!

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект Предложения с обращениями

Тема урока: «Предложения с обращениями».

Цели урока:

Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала

                                          Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение.

1.Словарный диктант.

Местоимение, глагол, высказывание, текст, стиль, словосочетание, предложение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, обращение.

2.Синтаксический разбор предложения. Схема.

Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы.

3.Индивидуальная работа.  

Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить.

 а ) Декабрь год кончает а зиму начинает.

 б ) Пришвин   писатель.

    Пушкин    поэт.

    Васнецов    художник.

Вывод: 

Какие члены предложения называются однородными?

Какова роль обобщающих слов в речи?

Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

III.Объяснение новой темы. Упр.209 (устно)

    Запись на доске.

1.Ребята бережно обращаются с учебниками.

2.Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.

   Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.

   Анализ второго предложения.

Вывод: Второе предложение  с обращением.

Запишите предложения. Кто и к кому обращается?(Слайд 3)

Кумушка, мне странно это…

Не оставь меня, кум милый!..

Что такое обращение?

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (слайд 4)

       Где стоит обращение? Объяснить знаки препинания.

Прочитайте об обращении на стр.85

Понаблюдайте, где может стоять обращение и как выделяется оно на письме.

Звёздочка на стр.85

Запишите предложения. Найдите обращение. Обратите внимание на знаки препинания. (Слайд 5)

  •   Голубушка, как хороша!…
  • Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…

Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

   

Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им.п.

  Работа с учебником стр. 86.

  IY.Физкультминутка.

— А сейчас мы в лес пойдём…

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

 Y.Закрепление.

  Беседа с классом.

 Слово учителя. (Слайд 6)

  • На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
  • Это называется звательной интонацией.

СЛАЙД 7. Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

   Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где встречаются обращения: «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».

Закрепление. СЛАЙД 8: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

  • Обращение выделяется запятыми.
  • Это знаки выделения.

Упр.206(№2)

Упр.208

   

YI. Словарная работа. Объяснить правописание.

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю,

извините.

ДОМА. Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.

 

  Итог урока.

 1.Что такое обращение? Какова роль в предложении?

 2.Как выделяются обращения на письме?

Домашнее задание:

 Найдите в сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?

Тема урока: «Предложения с обращениями».

Цели урока:

Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала

                                          Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение.

Беседа.(ответы проверить . Слайды 3-6)

-Что такое Обращение?

-Чем оно может быть выражено?(сущ или сочетанием слов в И.П.)

-Чем отличается обращение от подлежащего?

-Каковы особенности произношения обращения? Как называется такая интонация?(звательная)

-Какое место оно занимает в предложении?

Проверка д\з:

1. Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю,

извините.

Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.

 

2Найдите в сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?

III. Практическая часть(Слайды 7-11)

Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
  • Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
  • Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
  • Стой, братцы, стой!
  • Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
  • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

ВНИМАНИЕ! (Слайд 12)

  • Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

IV. Закрепление.

1.Расставьте знаки препинания. (СЛАЙД 16)

  • Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
  • А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
  • Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха!

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

2. СЛАЙД 17.  Какой член предложения, как и обращение,может быть выражен существительным в

именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

  • Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
  • Тебя мой куманёк век слушать я готова.

3. ПО ВАРИАНТАМ(с одним словом) СЛАЙД 18 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями:

  • тётушка
  • Николай Петрович

4.СЛАЙД 18 Найдите обращения, расставьте знаки препинания

1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?

2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!

3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.

4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…

5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

V.Итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

VI.Домашнее задание: п.42, упр.210,211 СЛОВАРЬ. Стр 298 на буквы Г,Д,Ж

nsportal.ru

Карточки по русскому языку на тему «Предложения с обращениями» (5 класс)

Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. А что это ты Людочка называешь меня на «Вы»? 2. Добрая бабушка спокойной ночи! 3. Игорь как ты сможешь мне помочь? 4. Расскажи мне милая мамочка сказку. 5. Молчи Старцев ничего не говори. 6. Валентин Яковлевич вы опять к нам вернулись? 7. Постойте Галина   Тимофеевна   сначала   выслушайте   нас.   8.   Скорее   Лёва   мы   должны   освободить пленников! 9. Спасибо тебе добрая девочка. 10. Здравствуй дружок мы давно не виделись. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Таня как же эти рисунки могут помочь? 2. Как ты мог Олег не поставить запятую в этом предложении? 3. Нет Машенька это совсем другое море. 4. Ах Вася Вася я очень хочу, чтобы ты исправился! 5. Милая моя подружка мы будем писать друг другу письма. 6. Пусть в жизни твоей милый мой дедушка будет только хорошее. 7. Я чуть не забыл Лилия сказать тебе о том, что тебя ждёт твой старый друг. 8. Уважаемые родители собрание состоится в субботу в три часа дня. 9. Сергей Саша случилось невероятное. 10. Видишь Валя этот лес? 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Что мы стоим Сыроежкин? 2. Всё не так просто в жизни друзья. 3. А вот мои дорогие соседи янтарь. 4. Граждане пассажиры будьте осторожны при выходе из вагонов метро! 5. Волга колыбель моя любил ли кто тебя, как я? 6. Русь как ты прекрасна! 7. Дети мои как я рад вас видеть здоровыми и весёлыми! 8. Ты покинь меня грусть. 9. Ты цвети, красуйся степь привольная. 10. Прекрасны вы поля земли родной! 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________

4. ____________________________ 5. ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Добро пожаловать скворцы! 2. Не твоя ли Пушкин радость окрыляла нас тогда? 3. За то друзья мы так Отчизну любим. 4. Люблю тебя моя Россия за твой характер боевой. 5. Разбуди эту землю весна. 6. А зачем ты Мороз Иванович зимою по улицам ходишь да в окошки стучишь? 7. Какая ты Чернушка смешная! 8. Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте? 9. Здравствуй князь ты мой прекрасный! 10. Поди­ка сюда верный мой работник Балда. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Балдушка погоди ты морщить море, оброк ты сполна получишь вскоре. 2. Ты бесёнок ещё молоденек, со мною тягаться слабенек. 3. Не гонялся бы ты поп за дешевизной. 4. Что батька так рано поднялся? Чего ты взыскался? 5. Ах ты мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. 6. Артемон отведи Буратино в тёмный чулан! 7. Мальчик в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку. 8.  Папа Карло а где твоя куртка? 9.  Дождись ночи Буратино я тебя поведу в Страну Дураков. 10. Смотрите братцы кто­то бежит за нами! 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Ты Ворчун всё ворчишь. 2. А как ты думаешь Аня кто здесь всех красивее? 3. Бью тебе челом славный царь Горох! 4. Королевство у тебя маловато король Косарь. 5. Не убивайся сестрица утро вечера мудренее. 6. Что же князь тебя смущает? 7. Не тужи душа моя. Это чудо знаю я. 8. Поделом тебе старый невежа! 9. Впредь тебе невежа наука: не садись не в свои сани! 10. Прощай мой товарищ мой верный слуга! Расстаться настало нам время.

1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна? 2. Или бури завываньем ты мой друг утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 3. Здравствуй гостья­зима просим милости к нам песни севера петь по лесам и степям. 4. Расти, расти яблонька подрастай! 5. Цвети, цвети яблонька расцветай! 6. Золотое солнышко ярче грей! 7. Вырастайте яблоки поскорей! 8. Эй сороконожки бегите по дорожке. 9. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей. 10. Осень осень подожди гнать по небу тучи. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Здравствуй ветер ветер здравствуй! 2. Ты куда летишь вихрастый? 3. Кран откройся! 4. Нос умойся! 5. Мойтесь уши мойся шейка! 6. Шейка мойся хорошенько! 7. Что ты рано осень   в   гости   к   нам   пришла?   8.   Добро   пожаловать   скворец.   9.   Не   трещите   морозы   в заповедном бору. 10. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________ Расставьте   недостающие   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями. Начертите схемы предложений. 1. Не боли ты душа отдохни от хлопот. 2. А зачем же мама ты сама не спишь? 3. Довольно Ванюша гулял ты немало. 4. Ребята не Москва ль за нами? 5. Что ты клонишь над водами ива макушку свою? 6. Спи дитя моё усни. 7. Не шуми ты рожь спелым колосом. 8. Ты

раскрой мне природа объятья. 9. Засыпай же зима до весны золотой. 10. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6.  ____________________________ 7.  ____________________________ 8.  ____________________________ 9.  ____________________________ 10. ___________________________

znanio.ru

«Предложения с обращениями» (5 класс)

Предложения с обращениями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с понятием обращение;

-рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;

-научить находить обращения в предложении;

-формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении;

-обучать звательной интонации;

-отличать обращения от подлежащих.

развивающие:

-развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий;

-развивать логическое мышление при анализе нового материала;

-развивать умение делать выводы из наблюдений.

воспитательные:

-воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

-воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.

Оборудование:

мультимедийное оборудование,

раздаточный материал:

карточки с проверочной работой,

сундучок с письмом.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Сегодня у вас необычный урок, потому, что на адрес вашего класса получена сказочная посылка. Посмотрите, вот она. Правда, интересно, что же в ней? Но здесь печать. Как же быть? А здесь ещё письмо! 5г классу от Кота Ученого. Давайте его прочитаем.

Текст проецируется на доску (слайд). Ученик читает текст письма.

«Дорогие ребята! Посылку вы сможете открыть, выполнив три задания:

Задание 1. Угадайте тему урока, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет вам узнать её».

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

(Читаю вопросы кроссворда, сетка на слайде )

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы как? где? когда? зачем? почему?

3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.

5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.

6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?

7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.

8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, правила их построения.

9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

– Ключевое слово отгадано, и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».

Откройте , пожалуйста, тетради и запишите тему урока

Ребята , чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке ?

(-Что на уроке мы должны узнать об обращении?

— Какова роль обращения в предложении?

— Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

— Какое место занимает обращение в предложении?)

Да , правильно , ребята , сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обращение, рассмотрим способы его выражения , роль в предложении , научимся находить их в предложениях и отличать обращения от подлежащих.

III. Этап усвоения новых знаний

– Теперь мы смело можем перейти ко 2 заданию! (Слайд 4)

(Ученик читает)

Задание 2. По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина.

– Запишем примеры для наблюдений через строчку, здесь мы будем записывать выводы. (Слайд 5)

Ученики записывают в тетради.

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Ветер, ветер! Ты могуч.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Бог с тобою, золотая рыбка!

1. Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.

Обращение произносится звательной интонацией .

Звательная форма особая падежная форма существительных, называющая лицо (реже предмет), к которому обращена речь.

2. А к кому мы обращаемся? Вопрос вроде бы простой, но не торопитесь с ответом. Обратимся к примерам.

–К кому может обратиться человек с речью?

( к природе, к животному, к предмету)

3. Словами какой части речи выражается обращение? В форме какого падежа? (именами существительными , в именительном падеже)

4. А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз.

– Какими знаками выделяется обращение?

Всем нам при общении

Поможет (что?) обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

(А. Косоговский «Обращение»).

Опознавательным признаком постановки запятых при обращении является звательная интонация.

Физкультминутка

Обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, – так на схемах изображается предложение.

5. А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …

Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

Открываем страницу 81 и читаем правило.

6. С каким членом предложения можно спутать обращения?

Запишем и сравним (Слайд 6):

Пристают к заставе гости.

Чем вы, гости, торг ведете?

– А как их различить?

(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).

IV. Этап закрепления новых знаний

– И, наконец, 3 задание (слайд 7)

«Задание 3. Найдите обращения, которые спрятались в предложениях».

(На столах у каждого лежат листочки с заданиям ).

Проверочная работа.

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Неужели Коля ты забыл о встрече?

  2. К утру мороз крепчал.

  3. Не трещите морозы в заповедном бору.

  4. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

  5. Муравьи санитары леса.

  6. Тропинка круто свернула вправо.

  7. Тропинка куда ты бежишь?

  8. Свети нам солнышко свети.

  9. Из-за тучи появилось солнышко.

  10. Добро пожаловать скворец!

Фамилия, имя __________________________________________

Проверочная работа.

Вариант 2.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Бабушка постой немножко.

  2. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

  3. Бедный поп подставил лоб.

  4. Князь у синя моря ходит.

  5. Здравствуй князь ты мой прекрасный!

  6. Чего тебе надобно старче?

  7. Старик ловил неводом рыбу.

  8. Что Соколко что с тобою?

  9. Не губи меня девица!

  10. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Фамилия, имя _______________________________________________

– Конечно, вы и раньше и пользовались обращением, этим необходимым явлением нашей речи. А что нового узнали на уроке?

V. Этап подведения итогов урока

Итак, мы выявили основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали ,оформим в виде мини-проектов

— Молодцы! Вот и пришло время дочитать письмо Кота Ученого

(Ученик читает):

«Не сомневаюсь, что вы успешно справились со всеми заданиями. Поэтому смело открывайте посылку. Удачи вам! Ваш Кот Ученый».

(Учитель открывает посылку, в которой лежат шоколадные монетки).

– Ребята, да это же целая сокровищница! На память о нашем уроке каждый возьмет себе по монетке. Помните, ребята, что русский язык – это настоящая сокровищница, а открывается она наблюдательным и любознательным людям, таким, как вы!

– Наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята, за активность на уроке, мне было приятно и комфортно работать с вами.

Спасибо!

VI. Этап информации учащихся о дом. задании и инструктаж к его выполнению:

выпишите 3 предложения с обращениями из «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе на тему «Предложения с обращениями»

Урок русского языка в 5 классе

на тему:

«Предложения

с обращениями»

Филиал МБОУ СОШ с.Анненково

– ООШ с.Радищево

Учитель Солдаткина Т.В.

2017-2018г.

Цель: Дать понятие об обращении, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении. Формировать навык постановки знаков препинания при обращении. Обучать уместному употреблению обращений в речи, звательной интонации, выражению различных чувств с помощью обращений.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Тестовый опрос по однородным членам предложения.

1) В каком предложении есть ошибка в знаках препинания?

а) Ветер поднимал с земли листья, мелкий мусор.

б) Ребята поймали плотвичку, и маленькую щучку.

в) Дождь стихал, но не переставал.

2) В каком предложении есть ошибка в знаках препинания?

а) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

б) Мороз скрипуч но не жгуч.

в) В лесу пели зяблики, дрозды, иволги.

3) В каком предложении есть ошибка в знаках препинания?

а) Река широкая, но мелкая.

б) Ребячьи голоса звучат звонко, и радостно.

в) В наших местах водятся волки, лисы, медведи.

-Последнее предложение переделайте, вставьте в него обобщающее слово, запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, составьте схему.

III. Новый материал.

1. -Выполните синтаксический разбор предложения О чем ты плачешь?

мест. глаг.

-В предложении: О чем ты плачешь? кто-то обращается с вопросом, с речью. Давайте назовем того, к кому обращаются с речью, каким-нибудь словом. (Например: девочка). Включим это слово в наше предложение, поставив его в конце: О чем ты плачешь, девочка?
Вот это слово девочка, называющее того, к кому обращаются с речью, называется обращением. Записываем тему урока.

Внимательные, наверное, уже заметили, что слово девочка, отделено от других слов предложения запятой. Так велит правило: ищи обращение и сразу выделяй его запятыми. А обращение «боится» тех, кто его находит и выделяет, и «бегает» от них: Девочка, о чем ты плачешь? О чем ты, девочка, плачешь? Где бы обращение ни стояло: в начале, в середине, в конце предложения, оно выделяется запятыми.

О,

,о,

? ? ?

А

О! …

иногда, если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (!), а предложение начинается с большой буквы. .

Запомнили, ребята? (Где обращение?). А если вдруг забудете, об этом напомнит правило на стр. 86.

Читаем правило.

-Представьте, что правило это вы знаете, выучили. Значит ли это, что вы не сделаете пунктуационной ошибки в предложении с обращением? Чему нужно научиться, прежде чем выделить обращение запятыми?

-Его нужно найти.

-А как его искать в предложении, как его опознать, какие у него опознавательные признаки?

— Кто-то к кому-то обращается с речью!!!

— Это слово, называющее того, к кому обращаются с речью.

hello_html_4e9c45a1.gifhello_html_5cc29372.gif Особая, звательная интонация:

Все эти признаки записываются в грамматическую тетрадь под цифрами 1,2,3.

2. Упражнение 205 (устно).

— К кому обращается лисица? (глаза, уши, ноги, хвост, собаки)

— Обратиться можно к любому предмету.

См. запись на задней доске (обращение не выделено):

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, к звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

-Найдите пунктуационную ошибку, исправьте её, обоснуйте своё мнение.

(Списать в грамматическую тетрадь после уроков или на перемене и выучить).

3. См. предложения, записанные на доске.

-Каким членом предложения, по вашему мнению, будет обращение? Как же мы будем подчеркивать обращение?

-Никак, оно не является никаким членом предложения.

(Записать в грамматическую тетрадь).

Местоимения ты и вы обращениями не являются и запятыми не выделяются. Запомнить!

На скрытой передней доске:

о о

«Ветер ветер Ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море»

— Расставить знаки, разобрать предложения по членам.

— Давайте попробуем передать содержание этого предложения прозой, предложением обычным, где слово ветер будет подлежащим, а обращений не будет вообще.

Могучий ветер гоняет стаи туч и волнует синее море.

4. Определите, чем в каждом из предложений является слово друзья:

На второй скрытой доске:

1. Друзья радуются своим успехам.

2. Я радуюсь успехам друзей.

о

3. Друзья, я радуюсь вашим успехам.

-Особенно легко перепутать обращение с подлежащим. Почему?

-Оба выражены существительным в именительном падеже.

-Как же их различать?

-Подлежащее связано по смыслу и грамматически с другими словами предложения, а обращение – нет.

-Определить, в каких предложениях есть обращения (слайд).

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи санитары леса.

Тропинка куда ты бежишь?

Тропинка круто свернула влево.

Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Обращения обозначьте графически.

-Во всех рассмотренных нами примерах обращение состоит из одного слова.

-Всегда ли так бывает? Прочтите правило на с. 85. Что там сказано на этот счёт?

очетание слов, т.е.2, 3 и более.

— Это не несколько обращений, а одно, только распространенное. Оно выделяется запятыми так же, как и не распространённое.

— Найдите распространенные обращения на с. 86.

5. Смотрите карточки для всех № 2.

1) Месяц, месяц, мой дружок, 2) Ветер, ветер! Ты могуч.

Позолоченный рожок! Ты гоняешь стаи туч,

Ты встаешь во тьме глубокой… Ты волнуешь сине море

— Перечитайте отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. Со вторым мы только что работали.

Найдите в них обращения.

Чем отличаются обращения в первом отрывке от обращений во втором?

-В первом – распространенные, их несколько.

— В каком из примеров обращение только называет предмет, а в каком – содержит его оценку?

-Оценка в первом.

-А какой это стиль?

-Художественный.

-Запомните! В художественном стиле обращение часто является средством художественной выразительности, может характеризовать героя, передавать отношение автора к нему, выражать различные чувства.

IV. Закрепление учебного материала.

1. См. отрывок М. Исаковского.

Завтра проснешься – и ясное солнце снова взойдет над тобой…

о о о

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной.

Спишите , найдите обращение, расставьте знаки препинания.

Какие чувства выражены с помощью обращений?

2. Составьте предложение по схемам упр.207.

3. Упражнение 210. Прочитайте про себя. Найдите обращения. Они только называют предмет или еще и чувства выражают?

В это время учитель проверяет выполнение заданий 1,2; оценивает их.

V. Домашнее задание.

(по выбору)

§42, 1. Упражнение 211,

2. Выписать из учебника литературы 3-4 предложения с обращениями.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *