Схема предложения 4 класс – Как составить схему предложения

Схемы разборов 4 класс УМК 2100

СХЕМЫ РАЗБОРОВ 4 класс  УМК 2100   Разбор предложения и частей речи – важнейшая часть уроков русского языка. Данная презентация поможет разобраться как в теоретических пунктуационных вопросах, так и в приобретении практических навыков устного и письменного пунктуационного разбора предложений, частей речи. Для разбора приведены примеры. Разбор произведён по образцу, принятому в школьной практике. Учитель начальных классов МОАУ СОШ № 17 Зубова Е.Л. г. Белогорск

СХЕМЫ РАЗБОРОВ 4 класс УМК 2100

Разбор предложения и частей речи – важнейшая часть уроков русского языка. Данная презентация поможет разобраться как в теоретических пунктуационных вопросах, так и в приобретении практических навыков устного и письменного пунктуационного разбора предложений, частей речи. Для разбора приведены примеры. Разбор произведён по образцу, принятому в школьной практике.

Учитель начальных классов

МОАУ СОШ № 17

Зубова Е.Л.

г. Белогорск

Фонетический разбор слова  1. Разбить слово на слоги.  2. Поставить ударение.  3. Охарактеризовать каждый звук: -для гласных - ударный или безударный, какой буквой обозначен; -для согласных - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, какой буквой обозначен.  4.Указать количество букв и звуков.  Например: Тетрадь - тет-радь , 2 слога [т′ и т р а т′] ,  т -  [т′ ]  -  согл.,парн./мягк., парн./глух.,  е- [и] - гласн, безударн. т - [т] -  согл.,парн./твёрд.,парн./глух, р-  [р] - согл., непарн/твёрд.,непарн./звонк. а-  [а] -  гласн., ударный д - [т′] - согл.,парн/мягк.,парн./глух. ь – 7 букв, 6 звуков _ ____________

Фонетический разбор слова

1. Разбить слово на слоги.

2. Поставить ударение.

3. Охарактеризовать каждый звук:

-для гласных - ударный или безударный, какой буквой обозначен;

-для согласных - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, какой буквой обозначен.

4.Указать количество букв и звуков.

Например:

Тетрадь - тет-радь , 2 слога [т′ и т р а т′] ,

т - [т′ ] - согл.,парн./мягк., парн./глух.,

е- [и] - гласн, безударн.

т - [т] - согл.,парн./твёрд.,парн./глух,

р- [р] - согл., непарн/твёрд.,непарн./звонк.

а- [а] - гласн., ударный

д - [т′] - согл.,парн/мягк.,парн./глух.

ь –

7 букв, 6 звуков

_ ____________

Морфемный разбор слова 1. Определить часть речи. 2. У изменяемого слова выделить окончание, объяснить его значение. 3. Подобрав однокоренные слова, выделить корень. 4. Выделить приставки, суффиксы.  Правильность выделения этих морфем доказать примерами слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами. 5. Указать основу слова.

Морфемный разбор слова

1. Определить часть речи.

2. У изменяемого слова выделить окончание, объяснить его значение.

3. Подобрав однокоренные слова, выделить корень.

4. Выделить приставки, суффиксы.

Правильность выделения этих морфем доказать примерами слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

5. Указать основу слова.

Морфологический разбор имени существительного 1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Часть речи.  2. Морфологические признаки: постоянные:  одушевлённое или  неодушевлённое; род; склонение; непостоянные:  число; падеж. Синтаксическая роль в предложении. Мы не знали, как поймать кота. Например: Кота- (кого?)н.ф. (кто?) кот, сущ., одуш., муж. р., II скл., в форме ед. ч., В.п.; второст. член предл.

Морфологический разбор имени существительного

1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Часть речи.

2. Морфологические признаки:

постоянные: одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение;

непостоянные: число; падеж.

  • Синтаксическая роль в предложении.

Мы не знали, как поймать кота.

Например: Кота- (кого?)н.ф. (кто?) кот, сущ., одуш., муж. р., II скл., в форме ед. ч., В.п.; второст. член предл.

Морфологический разбор имени прилагательного 1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род) 2. Морфологические признаки: у всех - число; род (в ед.ч.),падеж. 3. Синтаксическая функция. Например: Бодрый (серп) - (какой), н.ф. бодрый, прил., в м.р., в ед.ч., в И.п., второст. член предл.

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род)

2. Морфологические признаки:

у всех - число; род (в ед.ч.),падеж.

3. Синтаксическая функция.

Например: Бодрый (серп) - (какой), н.ф. бодрый, прил., в м.р., в ед.ч., в И.п., второст. член предл.

Морфологический разбор местоимения 1 . Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). 2. Морфологические признаки: постоянные:  разряд; непостоянные:  падеж, число и род (если есть). 3. Синтаксическая функция. Например: У него - мест., он ,личн.,м.род., пад., 3 л.,ед.ч.; у него - дополнение.

Морфологический разбор местоимения

1 . Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

2. Морфологические признаки: постоянные: разряд;

непостоянные: падеж, число и род (если есть).

3. Синтаксическая функция.

Например: У него - мест., он ,личн.,м.род., пад., 3 л.,ед.ч.;

у него - дополнение.

Морфологический разбор глагола 1.Часть речи . Начальная форма (инфинитив). 2.Морфологические признаки: постоянные:  спряжение. непостоянные: время,  лицо, род (в прошедшем времени), число. 3.Синтаксическая роль. Светлеет воздух. Например: Светлеет – (что делает?) неопр.ф. светлеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3 –м л., в ед.ч., сказуемое.

Морфологический разбор глагола

1.Часть речи . Начальная форма (инфинитив).

2.Морфологические признаки:

постоянные: спряжение.

непостоянные: время, лицо, род (в прошедшем времени), число.

3.Синтаксическая роль. Светлеет воздух.

Например: Светлеет – (что делает?) неопр.ф. светлеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3 –м л., в ед.ч., сказуемое.

Морфологический разбор наречия 1 . Часть речи. 2. Разряд по значению. 3. Степень сравнения (если есть), 4. Синтаксическая роль. Например ; Сгоряча - нар., обстоят, (причины), неизм.; ударил (как?) сгоряча - обстоятельство образа действия.

Морфологический разбор наречия

1 . Часть речи.

2. Разряд по значению.

3. Степень сравнения (если есть),

4. Синтаксическая роль.

Например ; Сгоряча - нар., обстоят, (причины), неизм.;

ударил (как?) сгоряча - обстоятельство образа действия.

Порядок синтаксического разбора Словосочетание 1.Выделить словосочетание из предложения. 2. Найти главное и зависимое слово, задать вопрос от главного слова к зависимому, указать, какими частями речи они являются. 3. Определить средства синтаксической связи (окончание, предлог, порядок слов). 4. Определить синтаксическую функцию зависимого слова.

Порядок синтаксического разбора

Словосочетание

1.Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово, задать вопрос от главного слова к зависимому, указать, какими частями речи они являются.

3. Определить средства синтаксической связи (окончание, предлог, порядок слов).

4. Определить синтаксическую функцию зависимого слова.

Простое предложение 1.Выделить грамматическую основу, указать, что предложение простое. 2.Указать вид предложения по цели высказывания и по интонации 3.Строение предложения:  распространённое или нераспространенное. 4.Разобрать предложение по членам. Указать, чем они выражены. 5. Составить схему предложения.

Простое предложение

1.Выделить грамматическую основу, указать, что предложение простое.

2.Указать вид предложения по цели высказывания

и по интонации

3.Строение предложения: распространённое или нераспространенное.

4.Разобрать предложение по членам. Указать, чем они выражены.

5. Составить схему предложения.

Сложное предложение 1.Указать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. 2.Определить тип сложного предложения:  определить, из скольких простых оно состоит, какими союзами они связаны, 3. Охарактеризовать части как простые предложения, выделить их грамматические основы. 4. Составить схему предложения.

Сложное предложение

1.Указать вид предложения по цели высказывания

и эмоциональной окраске.

2.Определить тип сложного предложения: определить, из скольких простых оно состоит, какими союзами они связаны,

3. Охарактеризовать части как простые предложения, выделить их грамматические основы.

4. Составить схему предложения.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Сложные предложения 4 класс

Урок по русскому языку в 4-а классе.

Тема: Сложные предложения.

Тип урока: закрепление.

Цели и задачи урока.

  1. Формирование знаний отличительных признаков простых и сложных предложений.
  2. Формирование умений различать простое с однородными членами и сложное предложения, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.
  3. Упражняться в распознавании простых и сложных предложений, применять их в речи.
  4. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
  5. Отрабатывать навык построения схем сложного предложения и умения соотносить схемы с предложением.
  6. Развивать интерес к русскому языку, устную и письменную речь, орфографическую зоркость, память, логическое мышление, внимание, способность принимать и удерживать учебную задачу.
  7. Развивать коммуникативные навыки, формировать познавательную активность.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Минутка чистописания.

3.Формулировка темы урока.

4.Постановка целей урока.

5.Повторение знаний о сложных предложениях.

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами.

7.Физпауза.

8. Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

9. Закрепление знаний о сложных предложениях.

10. Домашнее задание.

11. Итог урока. Оценивание детей.

Оборудование.

  1. Доска с записями.
  2. Учебник.
  3. Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении.
  4. Плакат «Однородные члены предложения».
  5. Сигналы обратной связи.
  6. Индивидуальный раздаточный материал к игре «Найди пару».
  7. Индивидуальные тесты.
  8. Карточки – помощники.
  9. «Копилка знаний».
  10. Таблицы со схемами предложений.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, пожелаем друг другу на уроке быть внимательными, активными и стремиться к новым знаниям.

2. Минутка чистописания.

На доске:

Найдите закономерность в записи букв, продолжите цепочку букв.

Первая буква становится последней,буквы записываются в обратном порядке.

Оцените себя. По каким критериям вы себя оценивали?

3. Формулировка темы урока.

На доске: 13, 16, 8, 15, 16, 6. Это слово « сложное».

Тема нашего урока – сложное предложение.

4. Постановка целей урока.

Какие цели мы поставим, исходя из темы урока?

Различать простые предложения от сложных.

Различать предложения с однородными членами от сложного.

Находить грамматическую основу предложения.

Объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Применять сложные предложения в речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Учиться применять свои знания на практике.

Учиться работать в парах и группах.

Учиться оценивать свою работу, ставить цели работы на будущее.

Кто считает, что, опираясь на свои знания, он сможет достигнуть этих целей?

5. Повторение знаний о сложных предложениях.

С помощью сигналов оцените мои высказывания.

Сложные предложения состоят из двух или более предложений, которые связаны между собой по смыслу и интонационно. Верно.

Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой. Неверно.

Исправьте меня.

Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Верно.

Запятая не ставится, если два сложных предложения связаны союзом и.

Неверно.

Исправьте меня.

Если в предложении одна грамматическая основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются сложными. Неверно.

Исправьте меня. Это простое предложение с однородными членами.

Расскажите друг другу в парах все, что вы знаете о сложных предложениях.

Оцените своего товарища.

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами.

Будем упражняться в распознавании простых предложений с однородными членами сложных предложений. Выполним упр. №135 на стр..106.

Прочитайте задание.

Чтобы объяснить постановку знаков препинания, что нам необходимо сделать сначала?

Определить простое это предложение или сложное. Найти части сложного предложения. Выделить грамматические основы.

Найдите в копилке знаний алгоритм, который мы составили вчера на уроке.

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».

1.Найти и подчеркнуть основу предложения.

2.Подсчитать, сколько основ в предложении.

3.Если основ две и более – это сложное предложение.

4.Найти границы частей сложного предложения.

5.Выделить союзы, если они есть.

6.Поставить запятую между частями сложного предложения.

.

На доске:

Тр.пинка выровнялась и я быстро п.б.жала  к обрыву.

Ч.рное небо н. хмурилось  и (на) землю хлынули потоки д.ждя.

Были м.розные д.ньки и (на) тр.ве оптеч.тались сл.ды.

Еще два ученика у доски составляют и записывают предложения сложное с союзом и и простое с однородными членами.

Проверка с помощью «светофоров». Ученики объясняют правописание слов и постановку запятой.

Составленные предложения проверяют в парах. Взаимооценка.

7.Физпауза.

Если я прочитаю предложение, состоящее только из грамматической основы, вы встанете. Если же вы услышите распространенное предложение, надо сесть.

Ветер дует. Листья летят. Птицы летят на юг. Осенние листья (словосочетание). Осень наступила. Солнце светит редко. Дождь прошел и деревья умылись.

8.Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

Сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составит из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Неожиданно выглянуло солнце.

Бочка по морю плывёт.

И деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит.

Да орешки все грызет.

Скоро закружат метели.

А бурый волк ей верно служит.

Туча по небу идёт.

Белка песенки поет.

Ляжет снег на ветки ели.

Туча по небу идет……

Белка песенки поёт…..

Неожиданно выглянуло солнце…..

В темнице там царевна тужит…..

Скоро закружат метели…..

Проверка составленных предложений.

 Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Белка песенки поёт, да орешки все грызет.

Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.

Чья группа справилась с заданием? Молодцы.

Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.

Как на письме разделены части сложных предложений? С помощью запятой.

Разделите предложения на две группы.

Отрывки из произведений Пушкина и других авторов, стихотворные и прозаические, с союзами и без.

Запишите по выбору два предложения. Односоюзное, второе – бессоюзное. Проверьте по алгоритму постановку запятой.

Взаимопроверка.

Оцените себя. Каковы критерии оценки?

9.Закрепление знаний о сложных предложениях.

Проверим ваши знания о сложных предложениях. Выполните тест.

Тест

Сложными называются предложения, в которых:

А) одна грамматическая основа;

Б) две и более грамматических основ;

В) две грамматические основы;

 Перед союзом и ставится запятая:

А) В предложении с однородными членами.

Б) В сложном предложении.

В) Никогда.

 Перед союзами а, но запятая ставится:

А) Никогда.

Б) В предложении с однородными членами.

В) Всегда.

Проверка. Самооценка. Если выполнили тест без ошибок, поставьте в тетради «+».

10.Домашнее задание.

Дома вы выполните упр.№136.

11.Итог урока. Оценивание детей.

Каких целей мы достигли?

Чему учились на уроке?

Что особенно запомнилось?

О чем расскажите родителям?

Оцените свою работу на уроке. У кого есть плюсы? Чьи «звездочки» поднимались по шкале выше середины?

Начертите шкалу под названием «свой вклад» У кого сегодня «звездочка2 выше. Чем на прошлом уроке? Молодцы!

Урок окончен.

nsportal.ru

Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Карточка по теме "Знаки препинания в простом и сложном предложении" 4 кл

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

Спиши, расставь пропущенные запятые. Подчеркни главные члены. Составь схему каждого предложения.

1.Тарелка словно дымилась и я ощутил чувство голода. 2. Папа строго посмотрел на меня и я сразу перестал улыбаться. 3. В лагере мы купались загорали играли в футбол. 4. Учебный год подходил к концу мы готовились к сдаче экзаменов. 5. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла утром плакать перестала задышала ожила. 6. Наша команда заняла первое место и болельщики хлопали нам в ладоши. 7. Воробей по улице прыгает и кружится. 8. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки. 9. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *