Схема сложного предложения 4 класс – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок русского языка ( 4 класс) .Тема: «Простые и сложные предложения».

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» (4 класс)

Технологическая карта урока

Тема урока

Место урока по теме

«Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного».

Первый урок в теме «Простые и сложные предложения»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Освоение нового материала

Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, фронтальная, работа в группах.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: наблюдение, беседа, доклад ученика, инструктаж, анализ предложений и схем предложений.

Методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения, работа с книгой.

Методы стимулирования и мотивации: проблемная ситуация, прогнозирование будущей деятельности, свободный выбор заданий, выполнение творческих заданий, создание ситуации взаимопомощи.

Методы контроля: фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.

Цели урока

Задачи урока

Формирование представления о простых и сложных предложениях;

знакомство с отличительными признаками сложного и предложения с однородными членами; знакомство со способами соединения простых предложений в сложное предложение.

  1. Научить распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения.

  2. Познакомить с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении.

  3. Научить соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

  4. Научить использовать сложные предложения в устной и письменной речи.

  5. Научить составлять сложные предложения из данных простых предложений.

  6. Провести рефлексию качества работы на уроке, выявить уровень полученных знаний учащихся об отличительных признаках сложного предложения и предложения с однородными членами.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

  • знают признаки простого и сложного предложений.

  • отличают простые и сложные предложений.

  • соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

  • составляют сложные предложения из данных простых предложений.

  • находят грамматическую основу предложения

  • применяют правила правописания, постановки знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

  • определяют цель и учебные задачи урока.

  • анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществляют сравнение простого предложения с однородными членами и сложного предложения;

  • делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • владеют навыками работы в группе;

  • владеют новыми понятиями, используют их в ответах на вопросы;

  • сравнивают способ действия и результат с заданным эталоном;

  • адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников;

  • отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • проявляют интерес к теме, выразили свое отношение к ней и выявили смысл ее изучения;

  • проявляют уважительное отношение к одноклассникам в ходе работы;

  • выражают готовность к сотрудничеству в ходе выполнения групповых видов работ;

  • самоопределение и смыслообразование на этапе определения темы, задач урока, в выборе дифференцированного индивидуального задания.

Ход урока

— Открыли тетради и записали дату, «классная работа».

Выполняют запись в тетрадях.

Проверка готовности учеников к уроку

2 этап. Актуализация знаний. Цель: активизировать знания учащихся и создать проблемную ситуацию (4 мин)

1. Создание проблемной ситуации. 

На доске: ____ _____

— Что обозначает эта схема?

— Что вы знаете о грамматической основе предложения?

Индивидуальная работа по карточкам:

Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Вся п.ляна п.стрела р.машками, к.л.кольчиками.

На опушке б.рёзового леса вырос чистотел.

Старик л.вил неводом рыбу, ст.руха пряла свою пряжу.

— Кто выполнил задание, верно?

-Что интересного заметили?

2. Формулирование проблемы.

— Что можете сказать о таком предложении?

— Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? (Выслушать все мнения и по возможности записать)

 

— Это схема грамматической основы предложения.

— Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

— Две грамматические основы в третьем предложении.

— Составное, сложное, т. к…:

Сравнивают способ действия и результат с заданным эталоном;

адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Беседа – отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся.

Проверка письменных работ на карточках. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы.

3 этап. Целеполагания. Цель: установить и сформулировать главные цели и задачи урока (3 мин)

— Что мы должны сделать сегодня на уроке?

— Каким образом можно проверить ваши предположения о том, как называется предложение с двумя грамматическими основами?

— Обратимся к книге. Откройте с. 36. Назовите тему нашего урока.

— Прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений ребят было верным.

— Обсудим задачи нашего урока.

Обобщим: научиться находить сложные предложения, поупражняться в записи сложных предложений, научиться составлять схемы сложных предложений.

(записать на доске)

— Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.

— Узнать у учителя, в справочнике, в книге.

— Тема урока «Простые и сложные предложения».

— Предложение, в котором одна грамматическая основа — простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы — сложное предложение.

Предложения детей.

1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

2. Научиться отличать сложное предложение от простого.

3. Поупражняться в записи сложных предложений.

4. Научиться составлять схему сложного предложения.

Определяют цель и учебные задачи урока.

Знают признаки простого и сложного предложений.

Беседа. Наблюдение за уровнем активности учащихся.

4 этап. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. (18 мин)

1. Индивидуальная работа с использованием учебника.

с.36. Упр.50 (задание: списать предложения под номерами 1,2,3; выделить грамматическую основу; ответить на вопрос: как связаны между собой части сложного предложения?)

Проверка (фронтальный опрос)

— Что вы можете сказать о предложениях упражнения?

2. Работа в группах.

Задание: составить схему предложения (по рядам: 1 ряд -1 предложение, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3).

Схему составляют на альбомном листе, вывешивают на доску.

-Посмотрите на схемы, скажите, как связаны части сложного предложения?

Физминутка (запасное задание)

— Я буду читать предложения. Если прозвучит сложное предложение, хлопните три раза в ладоши. Если услышите простое предложение, топните трижды ногами.

Я беру лодку и иду к реке.

Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

Птицы улетают в теплые края.

Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Раздался удар грома, и полил дождь.

— Кто не допустил ошибок?

3. Работа в группах.

— Сегодня вам предстоит выполнять домашнее задание по теме урока. Чтобы у вас все получилось, предлагаю составить алгоритм «Простое и сложное предложения» (алгоритм записан с пропуском слов, ученикам необходимо его дописать)

Алгоритм:

1) Найду в предложении _____________________.

2) Определю количество _________________________.

3) Делаю вывод: если ________________________ – предложение простое, _____________________ — сложное.

4) В сложном предложении ищу _____________________.

5) Между частями ___________________________.

Проверка по эталону (вывешивают алгоритм на доску).

Алгоритм:

1) Найду грамматическую основу.

2) Определю количество грамматических основ.

3) Делаю вывод: если грамматическая основа одна – предложение простое, две и более — сложное.

4) В сложном предложении ищу границу его частей.

5) Между частями сложного предложения ставлю запятую.

Самооценка.

-Какая группа выполнила работу без ошибок? (светофорчики)

— Всем ли понятно, как поступить при записи сложного предложения?

Работают индивидуально и в группах.

Отвечают на вопросы. Готовят выступление от группы. Аргументируют свою точку зрения. Проверяют, соответствует ли схема предложению.

Предложения сложные, кроме первого.

— С помощью союзов И, А, НО и без союзов.

Определяют на слух сложное и простое предложение.

Комментируют составленный алгоритм, сопоставляют с эталоном, анализируют, оценивают результат работы.

Умеют соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Осознают успешность своей деятельности.

Управляют своим поведением.

Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Осуществляют контроль, оценку действий партнера.

Отличают простые и сложные предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Проверка письменных работ в тетради. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы и определением грамматической основы предложений.

Схема предложения.

Беседа.

Наблюдение за правильным выполнением задания.

Алгоритм.

5 этап. Этап обобщения и систематизации знаний.

Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; коррекция неверных представлений. (13 мин)

Самостоятельная работа

Учащимся предлагается «Лист самооценки», в котором будут проставлены баллы за задания.

Позже баллы переводятся в отметку.

Критерии оценивания (на слайде):

— записал сложное предложение, но не поставил запятую;

— не справился с заданием

2

1

0

2 зад.

— составил и верно записал сложное предложение;

— записал предложение, но не поставил запятую или не смог составить сложное предложение

2

1

3 зад.

— все ответы указаны верно;

— допустил 1ошибку;

— допустил 2 ошибки;

— допустил 3 ошибки;

— все ответы указаны неверно.

4

3

2

1

0

8 баллов – «5»,

7 — 6 баллов – «4»,

5 — 4 балла – «3»,

3 и менее – «2».

  1. Задание (письменно): даны простые предложения. Составьте из них сложное союзное или бессоюзное предложение.

Поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

  1. Задание (письменно): составить и записать одно сложное предложение по любой схеме:

[ ] , а [ ]. [ ] , но[ ]. [ ] , [ ].

  1. Задание на карточке (Тест):

1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки.

В) Опустел сад, и осыпались листья.

Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи.

В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке льдины.

Г) Час обеда приближался, топот по двору раздался.

3.Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения:

А) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

Б) Игривые и озорные воробьи купаются в лужах.

В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву.

Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

А) Рванул ветер и, в воздухе закружилась пыль.

Б) Рванул ветер и в воздухе, закружилась пыль.

В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

Г) Рванул, ветер и в воздухе закружилась пыль.

Самопроверка и самооценка.

 Ключ: В, В, Г, В.

— Какую отметку за урок вы себе поставили?

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Составляют предложения по данным схемам.

Составляют сложные предложения из данных простых предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Верно составленные предложения.

Предложения соответствуют схеме.

6 этап. Рефлексивно-аналитический. Цель: анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. (5 мин)

— Какая была тема урока?

— Какую цель ставили в начале урока?

— Что делали для её достижения?

— Какое предложение называется сложным?

Как его отличить от простого?

— С помощью чего соединяются части сложного предложения?

— Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

— Закончите предложение:

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Сегодня на уроке я смог…

  • На уроке для меня было трудно …

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.

Беседа.

7 этап. Домашнее задание. Цель: закрепление учебных действий (2 мин).

1. Выучить алгоритм. Повторить правила на стр. 36, 37.

2. По выбору учащихся:

а) стр. 37, упр. 51 (из простых предложений составить сложные, подчеркнуть в любом сложном предложении его грамматическую основу)

б) самостоятельно составить 2-3 сложных предложения, сделать схемы к ним.

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы

Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: сложное предложение 4 класс

Слайд 1

В человеке всё должно быть прекрасно:и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.Чехов Словарь: пр е красный-очень хороший, превосходный; красивый, необыкновенный.

Слайд 2

Загадка Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Слайд 3

К к Ка кл книга карандаш Катя читает книгу.

Слайд 4

Гремел гром. Сверкала молния. Гремел гром, и ярко сверкала молния.

Слайд 5

Сегодня мы решаем проблему: Чем отличается сложное предложение от простого?

Слайд 6

Вспомни! Учебник стр. 36 Узнай и запомни!!!! Стр.37

Слайд 7

1 группа : исследовать текст. Найти простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению . 2 группа :исследовать текст. Найти сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению.

Слайд 8

3 группа: исследовать текст. Найти сложное и простое предложения . Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого .

Слайд 9

Игра «Найди пару» Работа в паре Даны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запиши. Выдели грамматическую основу. Проверь: В осенние дни готовились к отлёту журавли.

Слайд 10

Упражнение №50 стр.36

Слайд 11

Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод, чем отличается сложное предложение от простого? осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной. льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в ,уснул, траве.

Слайд 12

Проверка: Наступила осень , и над поляной летят разноцветные листья. Часто льют дожди , под елью ёжик уснул в траве.

Слайд 13

тест 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+

Слайд 14

Итог урока: 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно 3.Ещё придётся потрудиться. Да,трудно всё-таки учиться.

Слайд 15

Домашнее задание: упр.51 стр.37

Слайд 16

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Сложные предложения 4 класс Занков Л.В.

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по программе Л.В.Занкова «Сложные предложения» подготовила учитель нач.классов МОУСОШ№2 г.Буя Федосеева Олеся Викторовна

Слайд 2

Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся. Это время ……… зовётся. осенью

Слайд 3

Состоит из одного или нескольких слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Слайд 4

По цели высказывания По интонации повествовательные вопросительные побудительные невосклицательные восклицательные

Слайд 5

Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся. Это время осенью зовётся. сущ . глаг.

Слайд 7

Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся.

Слайд 8

Сегодня мы решаем проблему: Чем отличается сложное предложение от простого?

Слайд 9

Тема урока Сложные предложения

Слайд 10

Цель урока Научиться определять сложные предложения.

Слайд 11

Задачи урока: 1) Вспомнить о … … ; 2) повторить правило о … ; 3) развивать умение находить …

Слайд 12

Работа с учебником . Упр. №2 стр.3 1 группа : исследовать текст. Найти простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению. 2 группа :исследовать текст. Найти сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению. 3 группа: исследовать текст. Найти сложное и простое предложения . Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого .

Слайд 13

1 грамматическая основа 2 и более грамматических основ Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.

Слайд 14

Самостоятельная работа Упр.5 стр.6 Записать сложное предложение, состоящее из двух простых. Выделить основы.

Слайд 15

Карта самоконтроля урока красный кружок – отлично, зеленый кружок – хорошо, синий кружок – надо повторить правило

Слайд 16

Домашнее задание Упр.№3, правило стр.4

Слайд 17

Молодцы

«Сложное предложение» — Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«»Сложное предложение»»

«Сложное предложение»

1. Расставь знаки препинания. Докажи. В каких предложениях союз И соединяет однородные члены? Отметь.

1.Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться. 2. Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников. 3. Соловьи по – прежнему пели страстно и звонко. 4.Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

5. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

2. Расставь знаки препинания. Докажи. В каких предложениях союз И соединяет части сложного предложения? Отметь.

1.Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи. 2.Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром. 3.Мы взяли с собой лодку и на рассвете отправились на ту сторону озера ловить рыбу.

3.Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Расставь знаки препинания.

1. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!». 2. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них. 3. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь. 4. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы. 5. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся. 6. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду. 7. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие ветви.8. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

9. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов. 10. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг. 11. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания. 12. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. . Небо уже потемнело в лес опускались сумерки. 13. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

14. Устал Васютка за день но сон не шёл. 15. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

16. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.17. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.18. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.19. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки. 20. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.21. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.22. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.23. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.24. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.

 4. Списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы, расставить недостающие знаки препинания. Объяснить

Улетают журавли ______  низкие осенние облака заволакивают небо. Над лесом торопливо бежали бесформенные облака _____   ветер неистово раскачивал деревья и ломал ветки. Листья на деревьях уже пожелтели ________  осень ещё не вступила в полную силу. Солнце иногда показывалось из-за туч _________ тут же скрывалось .Последние осенние цветы издавали резкий _____ приятный запах. Сады почти осыпались ______  кое-где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок русского языка для 4 класса «Различение простых и сложных предложений «

Технологическая карта урока

Дата проведения :27.09 2016г.

Предмет: русский язык

Учитель начальных классов : Бахича А. Э.

Класс:4

Тема урока : «Различение простых и сложных предложений» .

Цели для ученика

1.Познакомятся с понятием «Сложное предложение» научатся распознавать простые и сложные предложения

2. Использовать сложные предложения в устной и письменной речи , соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам

3.Составлять сложные предложения из данных предложений

Цели для учителя

Образовательные: создать условия для ознакомления с понятием «Сложное предложение»

Развивающие: совершенствовать умение распознавать простые и сложные предложения ; использовать их в речи

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Тип урока: освоение новых знаний

Форма урока: освоение нового материала

Опорные понятия, термины: самостоятельные части речи , служебные, члены предложения , однородные члены, простые и сложные предложения , грамматическая основа

Новые понятия: сложное предложение

Формы контроля: выполнение упр 49, 50,

Чтение правила и пересказ, комментирование работ

Домашнее задание упр. 52 с. 37

Актуализация знаний

Минутка чистописания

Проверяет д.з. №48, проверь себя с.34, проект «Знаки препинания»

Минутка чистописания

На доске записаны слова , прочитайте их.

-Какое слово лишнее ?Почему?

-Какое слово нельзя перенести

Сад

-Назовите слово в котором букв больше , чем звуков

деньки

-Назовите сущ, глаголы, прил.

Словарное слово прекрасный

Отвечают на вопросы

Выполняют чистописание.

Подчеркивают лишнее слово

Последний, сад, деньки, листья, желтый, опадали, аллея.

Называют , отвечают .

Записывают слово

Фронтальный, работа в паре

Анализируют , сравнивают

Высказывают свое мнение , слушают сверстников , делают выводы

Оценивают совместно ответы, отстаивают свою точку зрения

Сообщение темы урока , определение целей урока

Задает вопросы, комментирует , предлагает сформулировать цель урока

что обозначает эта схема?

Расскажите , что вызнаете о грамматической основе предложения

Прочитайте текст на доске.

Обсуждают тему урока определяют цели и задачи урока

Отвечают , составляют схемы

Фронтальный, индивидуальный

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу урока

Анализируют

Объяснение нового материала .

Организует работу. Работа по учебнику№ 49с 36

Читают , анализируют упр 49

С.36-37

Фронтальный, работа в паре

Анализируют.

Анализируют,высказывают свое мнение , слушают собеседника .

.

Первичное закрепление

Работа по учебникус36,37

Упр 50, 51

Чтение правила

Выполняют упр, читают правило на стр.37

Фронтальный, работа в паре

Обобщают

Итог урока.

Рефлексия

Подводит итог, предлагает оценить ответы и работу , беседа по вопросам

— что заинтересовало на уроке?

-что нового узнали ?

— Какова роль однородных членов предложений в нашей речи ?

Как мы их выделяем в речи и на письме?

-оцените себя.

Внимательно слушают , осуществляют оценку

своих знаний по оценочной шкале:

Объясняют свое решение

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее задание упр.52,с37 выполнить

Объясняет

Внимательно слушают, проговаривают , задают вопросы.

Осознавать , принимать , сохранять учебные задачи

Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения»

Предмет: русский язык

Программа УМК «Перспектива»: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 4 класс.

Тема урока: Простые и сложные предложения.

Планируемые результаты:

Умение различать простое и сложное предложения; умение различать сложное предложение и простое с однородными членами; умение ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении (без введения термина).

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог

Оборудование урока: электронная презентация; магнитная доска; карточки- «зашифрованные слова», карточки для постановки цели урока; карточки для групповой работы; оценочный лист для ученика; оценочный лист для группы

Ход урока:

I. Чистописание (О)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? (Осень)

— Назовите первый звук в этом слове?

— Дайте ему характеристику.

— Запись буквы О и соединений с ней.

!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!

II. Актуализация знаний.

а) Словарная работа

— За окном осень — самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой, которую нам дарит природа.

— Словарную работу мы проведем на тему «Осень». (по лексическому значению коллективно угадывают и записывают слово)

Урожай — количество уродившихся плодов в одно время

Берёза — дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны

Картина — произведение живописи в красках

Огород — участок земли для выращивания овощей.

Комбайн — зерноуборочная машина.

Богатство — множество, изобилие ,совокупность предметов,

Погода — состояние атмосферы в данное время в данной местности

Пшеница — хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.

Ветер — движение потока воздуха

Дорога — место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.

Желтый — синоним к слову лимонный

Самопроверка с использованием экрана.

— Какое слово лишнее? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а остальные имена существительные).

— Что какое имя существительное?

— Что такое имя прилагательное?

!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!

б) Работа с предложением

— Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)

— Обобщим наши знания о предложении.

— Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные )

— Какими бывают по цели? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

— По интонации? (восклицательные, невосклицательные)

На экране!!!

Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.

— Можно ли эту группу слов назвать предложением?

— Составьте из данных слов предложение?

Запись с комментирование

(Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге)

— Сделаем синтаксический разбор этого предложения. (Один ученик работает у доски!!!)

— Дайте характеристику этого предложения. (Это предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное).

— Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые)

— Как они связаны между собой? (Союзом и).

!!! Каждый отвечающий оценивает свою работу на этом этапе.!!!

IV этап. Постановка проблемы.

— Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? (ответы детей) — — Ну что ж, в споре рождается истина! Посмотрите на экран!

Устно!!!

Осень идет и за собою дождь ведет.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки.

• Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

Светит солнце.

• Краб крабу сделал грабли.

Наступила осень, и сад опустел.

• В долине пар белеет тонкий.

Наступила осень, птицы улетели на юг.

Белка готовит запасы, а медведь залегает в спячку.

• Светит солнце, на реке блестит лед.

Начинают желтеть и падать листья

Часто идут дожди и дует холодны ветра

б) Первичное закрепление .Работа в парах.

Задание:

— Из данных предложений выбрать сложное предложение на листах, во всех предложениях выделить основы.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Экран включить!!!! Проверка на доске!

!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!

VI.Знаки препинания в сложном предложении.

Экран!!!

1. Ветер загудел в проводах.

2. Туча закрыла небо.

3. Дождь застучал в окно.

– Какие это предложения простые или сложные? (это простые предложения, т.к. в них по одной основе).

— Составьте схему первого предложения, второго, третьего.

[__ ‗ ].[ __ ‗ ]. [ ___ ‗ ].

— Составьте сложное предложение, которое будет состоять из трех простых и запишите его.

(Записывают с комментированием)

Ветер загудел в проводах, туча закрыла небо, дождь застучал в окно.

— Выделите его основы.

— Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая.

(Учитель показывает на доске схему , расставляя знаки препинания).

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].

— Помните, что части сложного предложения это не просто простые предложения.

Они дополняю друг друга.

-Части сложного предложения могут соединятся союзами и а но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.

На магнитной доске вывешиваются схемы.

[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].

VII. Работа в группах:

Составить сложные предложения из простых. Озаглавит получившийся текст. Возможно использование союзов и а но

1 группа.

Наступила золотая осень.

Лес окрасился в разные цвета

Рябина стоит вся в красных бусах.

Листочки березы горят золотыми монетками.

Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.

Только елочка осталась зеленой.

(Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)

2 группа.

Подул легкий ветерок.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.

Сыплются желтые монетки с берёзы

Золотыми рыбками падают листочки ивы.

(Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы.

3 группа

Низко над землёй нависли тучи

Пошёл осенний мелкий дождь .

В лесу уже не поют птицы.

Только слышится хруст мокрых ветвей.

Скоро наступят холода.

Природа уснет до весны.

(Низко над землёй нависли тучи, и пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны)

Оцените свою работу на листах самооценки.

VIII. Итог:

-Подведем итог. Закончите предложения.

— Сегодня на уроке я узнал(а)___________________ (Предложения бывают простыми и сложными).На экране новый слайд!

— Из чего состоят сложные предложения? (из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой).

— Было интересно узнать______________________

— Теперь я могу__________________________________

— Было трудно выполнить_____________________________

-У меня получилось__________________________________

IX. Домашнее задание.

— В течение всего урока мы составляли предложения об осени. Используя материал урока оставить и записать 5 сложных предложений на тему «Осень в моем городе».

X. Рефлексия. «Зонтик»

— У вас на партах лежат смайлики. Оцените своё настроение, свою работу, впечатления на уроке. Выберите один из смайликов: мне все удалось, я получил новые знания, или наоборот- у меня ничего не получилось и приклейте его на доску под зонтик.

Приклейте свой листик на дерево.

Мы укрылись под зонтом, лужи нипочём,

Не спеша домой идём, песенку поём.

Дождь не страшен нам с тобой, веселей шагай,

Если зонт над головой, то не унывай.

Урок русского языка в 4 классе «Сложное предложение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа №49»

Методическая разработка урока

«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Автор: учитель начальных классов МБОУ «АСОШ №49»

Родионова Елена Валентиновна,

первая квалификационная категория

Предмет: русский язык

Тема: Сложное предложение.

Класс: 4 класс, общеобразовательный

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного диалога, здоровьесберегающая, ИКТ технология

Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный

Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная

Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в среде MS Power Point

Цель: Формирование умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

1) Закрепить знания о сложном предложении.

2) Учиться отличать простое предложение от сложного.

3) Закрепить навык постановки знаков препинания в сложном предложении.

4) Закрепить навык составления схемы сложного предложения.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

  1. Выявлять сущность, особенности объектов.

  2. На основе анализа делать выводы.

  3. Представлять информацию в виде схем.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение высказывать своё мнение

  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  3. Прогнозировать предстоящую работу (ставить задачи на урок).

  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. Развивать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Ход урока.

1 Самоопределение к деятельности.

Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Ее наперебой приглашали к себе в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.

Давайте и мы пригласим на урок улыбку, пусть всем вокруг станет от неё светлее.

— А сейчас садитесь, откройте тетради, запишите число и чистописание.

Пятнадцатое октября.

Классная работа.

сл ож но еп ре дл ож ен ие

( За доской работают 2 человека)

Списать предложение, поставить, где нужно запятые. Подчеркнуть грамматические основы, составить схемы).Назначить 2-х консультантов, которые будут этих ребят проверять.

Карточка №1

Воздух становится холоднее перелётные птицы улетели на юг.

Карточка №2

Ещё пригревает солнце но по утра бывают лёгкие заморозки.

Какие орфограммы вы встретили при написании даты и классной работы?

(безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, непроизносимая согласная, двойная согласная).

— Какие соединения встретились во время чистописания?

2 Актуализация знаний.

(Один человек у доски).

— Проведём словарную работу. Я буду загадывать для вас словарные слова. Вы их будете записывать, ставить ударение, подчёркивать орфограммы.

Главный город государства. (столица)

Специалист с высшим техническим образованием. (инженер)

Население государства, жители страны. (народ)

Городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного — двух вагонов. (трамвай)

Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (аллея)

Отдельное помещение в квартире или доме, огороженное стенами. (комната)

Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками. (сирень)

Утверждение, проверенное на практике, то же, что и правда. (истина)

Обувь с высоким голенищем. (сапоги)

(Проверяем ученика, работающего у доской)

Столица

Инженер

Народ

Трамвай

Аллея

Комната

Сирень

Истина

Сапоги

Оцени себя по алгоритму.

— Что тебе нужно было выполнить?

— Удалось ли тебе выполнить задание?

— Ты сделал(а) всё правильно или были недочёты?

— Ты всё написал сам или с чьей-то помощью?

— Какой был уровень задания? (лёгкий, средний, сложный)

— Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил(а)?

Остальные ребята себя оценивают по 5-ти бальной системе. ( 0 ош. –«5», 1 ош.-«4», 2 ош.-«3», 3 ош.-«2»)

ПРОВЕРИТЬ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ РАБОТАЛИ ЗА ДОСКОЙ.

Выслушать замечания консультантов и самооценку опрашиваемых.

Дополнительные вопросы для опрашиваемых: 1) Чем сложное предложение отличается от простого? 2) Когда в сложном предложении ставится запятая?

3 Разминка для глаз. (презентация)

— Давайте встанем и проведём гимнастику для глаз.

4 Постановка проблемы.

Вы обратили внимание, какое можно составить слово из первых букв словарных слов? (синтаксис)

— Что называется синтаксисом? (Синтаксис – раздел науки языкознания, изучающий смысл и структуру предложения).

— А почему я зашифровала слово «синтаксис»? (изучает предложение, и мы изучаем предложение)

— Что называется предложением? (Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль).

— Какие виды предложений вы знаете? (простое и сложное)

— Какое предложение называется простым? ( с одной грамматической основой)

— Какое предложение называется сложным? (с несколькими грамматическими основами)

Посмотрите на чистописание, в нём я зашифровала тему сегодняшнего урока. (Сложное предложение).

— Эта тема для вас новая? (нет)

— Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи поставим перед собой?

1) Закрепить знания о сложном предложении.

2) Учиться отличать простое предложение от сложного.

— Если мы говорим о синтаксисе, как о разделе языкознания, изучающего предложение, то о каком ещё разделе языка мы должны вспомнить? (пунктуация)

— Что изучает этот раздел? (Пунктуация изучает правила о постановке знаков препинания в тексте.)

— Исходя из этого, сформулируйте ещё задачи.

3) Закрепить навык постановки знаков препинания в сложном предложении.

4) Закрепить навык составления схемы сложного предложения.

5 Развитие умений

Игра «Найди пару»

— Даны простые предложения. Найти грамматическую основу каждого предложения. (по цепочке устно)

— А теперь нужно найти каждому предложению пару. Чтобы предложение было более грамотно построено, можно добавить союзы.

— Как называются предложения, состоящие из нескольких частей? (сложные)

— Как соединяются части сложного предложения? (интонацией и союзами или только интонацией)

— А как разделяются на письме? (запятой).

(Составить сложные предложения устно, а потом самостоятельно записать).

Проверка: зачитывание предложений. Различные варианты (с союзами и без них)

— Оцените себя по алгоритму.

Разминка-релаксация

— Расставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.

Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви – руки, на которых шелестят листья – пальцы.

Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Сделайте глубокий вдох и спокойный медленный выдох. Почувствуйте, как ласковый ветер обдувает вас. Ваши мощные корни – ноги впитывают живительную силу матушки- земли. Почувствуйте всем своим телом прилив жизненной энергии и бодрости. Тело распрямляется, руки тянутся к свету, к солнцу! Тянитесь, тянитесь! А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох.

Графический диктант. (один человек за доской)

Я буду диктовать вам предложения, а вы – только составлять их схемы. (Среди сложных предложений, вставить одно простое с однородными членами).

Наступила осень, дни стали короче.

Сверкнула молния, и прокатился сильный гром.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Проверка. Самооценка по алгоритму ученика, работающего за доской.

Все остальные ребята на полях отмечают графически: справился, сомневался, не справился.

6 Итог урока.

Вспомним, какие задачи мы ставили на урок и как их выполнили.

Оцените свою работу на уроке.

Красный круг – работал в полную силу.

Жёлтый круг – хорошо работал.

Зелёный круг – мог работать лучше.

7 Домашнее задание.

Записать мини-сочинение об осени из 3-5 сложных предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *