Как составить схему предложения в 1 классе? — OneKu
Содержание статьи:В первые годы обучения в школе учащимся закладываются в голову все знания, необходимые для успешного обучения в последующие годы средней и старшей школы. Поэтому особенно важно хорошо запомнить и уметь применять весь тот материал, который преподается в школе, начиная еще с первого класса. В особенности это касается математики и русского языка, традиционно считающихся фундаментальными науками, без знания которых невозможно хорошо разбираться и в остальных школьных предметах.
В принципе, так и есть, ведь, к примеру, умение построить схему предложения с 1 класса развивает не только данный практический навык, но и в какой-то степени показывает логическую структуру русского языка. Это, определенно, может помочь и в дальнейшем пути освоения этого предмета. Также это и работает и для других предметов. А так как практически всю программу русского языка проще осваивать по примерам предложений, то и в данной статье будет использован именно этот метод. В этом нет ничего сложного!
Главные члены предложения. О чем речь?
Вам будет интересно:Эколого-экономическое обоснование проекта по технологии
Прежде чем разбираться со схемами предложений по примерам, следует узнать, что это такое «члены». Знаете ли вы, какие они вообще могут быть? Как обозначаются с 1 класса в схеме предложения.
Итак, подлежащее — главный член, который обозначает лицо или объект, о котором идет речь. Чаще всего в предложениях подлежащими являются живые существа или предметы, которые имеют какие-либо свойства, качества и характеристики, выполняют (или не выполняют) какое-либо действие или же находятся в каком-либо состоянии. Это не работает лишь для односоставных предложений.
Сказуемое — это такой же главный член предложения, который описывает свойства, действия или состояние подлежащего. Впрочем, в схемах предложения 1 класса чаще всего используются грамматические основы, в которых сказуемое — глагол. Кстати, грамматическая основа — это и есть подлежащее и сказуемое. Внимание: без каких-либо второстепенных членов!
Пример разбора предложений (только грамматическая основа) № 1
Лучше начать с простого. Вот пример разбора предложения: «Я ем мороженое».
Можно задать вопросы, к примеру: кто или что выполняет действие? Ответ: я, значит, «я» — это подлежащее. Затем от подлежащего можно задать вопрос к сказуемому: я делаю что? Ответ: ем, следовательно, «ем» — это сказуемое.
Распространенной ошибкой при построении схемы предложения в 1 классе может быть определение слова «мороженое» как подлежащего. Чтобы не допускать такой ошибки, можно проверить себя так. Нужно понять, возможна ли ситуация, чтобы сказуемое и предполагаемое подлежащее были логически связаны. Так, по смыслу этого предложения ясно, что мороженое не может быть главным действующим лицом в предложении, так как мороженое не может выполнять такое действие как «есть». Таким образом, понятно, что функция слова «мороженое» — второстепенная.
Пример разбора предложений (только грамматическая основа) №2
Теперь рассмотрите разбор предложения: «Домашнее задание было выполнено мной».
Несмотря на то, что объектом, выполняющим действие, казалось бы, является не слово «задание», а слово «мной» (то есть «я»), нужно учитывать, во-первых, форму страдательного залога сказуемого, а во-вторых то, что подлежащее всегда имеет форму только именительного падежа.
Второстепенные члены
По теме схем предложений в 1 классе проходятся лишь три наиболее часто употребляемых второстепенных члена: дополнение, определение и обстоятельство. На схемах они обозначаются так.
В данном предложении «по парку» — дополнение (так как отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть, всех, кроме именительного), «красивому» — определение (так как отвечает на вопрос «какой?»), а «долго» — обстоятельство (так как описывает обстоятельство ситуации предложения.
Теперь вы хорошо знакомы с программой первого класса о схемах предложения.
Источник
«Оформление предложений в тексте. Списывание»
Урок русского языка в 1-б классе 30.01.19г.
Тема. Оформление предложений в тексте. Списывание.
Цель: учить анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений, списывать с печатного текста.
Планируемые результаты
Предметные
Знания: научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания и в конце предложений, списывать с печатного текста.
Умения: составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения.
Предметные:
формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения.
Личностные: проявляют интерес к знаниям;выполняют правила поведения ученика на уроке; выявляют причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебную задачу с помощью учителя, выполняют и оценивают учебные действия.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку)
— Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.
Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Мотивация познавательной деятельности
Девиз нашего урока:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
III. Актуализация имеющихся знаний и навыков
Рассмотрите картинки. Назовите, кто на них изображён. Выделите первый звук в каждом слове. По первым звукам названных слов составьте новое слово.
Проверка составленного слова (школа)
Все перебывали и
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (Школа)
-Назовите первый звук в этом слове. Дайте характеристику этому звуку.
— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).
-Сегодня мы вспомним, как правильно пишется буквы Ш, ш .
Показ и объяснение учителем написания буквы Ш и ш.
Шш ши ша шу иш ош
школа
-Сегодня мы вспомним, как правильно пишется буквы Ш,ш .
Показ и объяснение учителем написания буквы Ш.
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
– Проверим посадку, правила обращения с ручкой.
(Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку)
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сижу ровно, не наклоняясь,
Писать красиво я стараюсь!
— Теперь вы готовы к письму.
Работа над темой.
— Составьте предложение по картинке со словом ШКОЛА. Составьте схему предложения.
1) Дети идут в школу. (Письмо под диктовку)
Проверка и оценка своей деятельности.
— Докажите, что это предложение.
(Слова в этой записи связаны между собой по смыслу. Эта запись выражает законченную
2) Вы любите ходить в школу?
3) Я хочу в школу!
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
VI. Итог урока. Рефлексия.
— Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?
— О чём мы говорили на уроке?
(О предложении)
— Что такое предложение?
(Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
— Какие бывают предложения?
(Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)
— Продолжите предложение
Самым интересным для меня на уроке было….
Я научился…..
Теперь я хотел бы ещё узнать…
Оцени себя
— Оцените свою работу на уроке.
«Солнышко» — мне всё удалось
«Солнышко и тучка» — мне не всё удалось
«Тучка» — у меня ничего не получилось
Молодцы! Вы отлично поработали!
-Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку отдыхайте
И начнем урок опять.
СписываниеПрочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Списывание
Прочитайте текст. Спишите его. Напишите сколько предложений в тексте. Составьте схему к 1 предложению.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Работа в паре.
Отдели каждое слово в предложении и правильно запиши его в тетрадь.
Мыучимсяписать.
Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему: Презентация для урока русского языка на тему «Схема предложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 3 класс Предложения с интонацией перечисленияПрезентация к уроку русского языка Зеленина, Хохлова 3 класс по теме » Предложения с интонацией перечисления УМК Школа России «…
Презентация к уроку русского языка 2 класс «Предложение: его назначение и признаки» УМК ГармонияВ презентации представлен первый из четырёх уроков руского языка 2 класса по теме «Как мы строим предложения» в разделе «Предложение. «Выражаем мысли и чувства»Источники разработки урока: 1. Соло…
Презентация к уроку русского языка по теме «Предложение» в 3 классе (Школа 2100)Данную презентацию можно использовать к любому УМК, так как нет привязки к конкретному учебнику. Презентация была использована на уроке закрепления по теме «Предложение. Главные члены предложения»…
Презентация к уроку русского языка по теме «Предложения. Распростроненные и нераспространенные.»Добавить к конспекту урока по русскому языку по теме «Предложения. Распростроненные и нераспространенные.»…
Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка «Однородные члены предложения» (3 класс)Данный материал может быть полезен учителям 3 классов….
Презентация к уроку русского языка «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство», 3 классИспользуется на первом уроке темы «Обстоятельство"…
Презентация к уроку русского языка «Второстепенный член предложения — дополнение»Презентация знакомит с второстепенным членом предложения — дополнением. Подойдет для любого УМК….
Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему «Текст. Предложение.»
Урок русского языка в 1 В классе на тему: «Текст и предложение».
Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме, разовьют свои коммуникативные навыки, работая в парах. Научатся оценивать свою деятельность и деятельность других учеников. Обогатят словарный запас. Разовьют художественно-эстетический вкус и воображение.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок.
-Тихонько сели, на меня все посмотрели
II. Повторение изученного материала
— Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Тема урока называлась «Язык и речь»
— Что такое речь?
Слушание, говорение, чтение, письмо-это речь
— Какие виды речи вы знаете?
Речь бывает устной и письменной
— Из чего состоит речь?
Речь состоит из слов
— А как называется наш урок?
Наш урок называется Русский язык
— А что вы знаете о Русском языке?
Мы знаем, что русский язык- это государственный язык нашей страны, Российской Федерации
Молодцы!
— Чтобы узнать чем мы будем заниматься, и каков будет итог урока, нужно ответить на вопросы и открыть зашифрованное слово.
(каждая первая буква вашего ответа-это и есть отгадка)
1)Как называется кабинет в котором мы учимся? (класс) Отгадавший записывает на доске первую букву и такдалее
2) Первая школьная книга? (азбука)
3) Наш родной язык? (русский)
4) Знак препинания, который чаще всего завершает предложения? (точка)
5) Я загадала букву, если к ней сверху добавить маленькую дугу она превратиться в букву Й? (и)
6) Цифра, по написанию такая же, как и буква О? (ноль)
7) Первая буква алфавита? (А)
— Какое слово у нас получилось? (картина)
— Сегодня мы создадим с вами необычную картину.
— А скажите мне пожалуйста, кто пишет картины?
Картины пишет художник.
— Скажите ребята, чем и как рисуют свои картины художники?
Художник свои картины пишет красками, акварелью, гуашью на холсте.
— Можно ли нарисовать картину с помощью слов? Как?
(ответы детей)
III. Самоопределение темы урока
— Можно описать природу словами и картина появиться в нашем воображении.
— Если мы запишем или напечатаем, то что у нас получиться, что выйдет в итоге? (текст)
— Из чего состоят все тексты?
— Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке? (о тексте и предложении)
Сегодня мы более подробно узнаем, что такое текст и предложения.
— К концу урока мы создадим картину и опишем её словами.
— Вы видите, что у нас на доске появился холст (на доску вывешивается ватман с фоном весеннего пейзажа), на нём уже сделал художник свои наброски.
— Чтобы картина получилась законченной, нужно дополнить её.
— Хотите узнать, что появиться на холсте, тогда отгадайте загадки, но помните о том, что ответы принимаются только с поднятой рукой.
(Загадываются загадки. Когда дети отгадывают загадку, учитель на ватман приклеивает изображение иллюстрирующего данное слово.)
1. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!
Очень важная персона –
Чёрно-серая… (Ворона)
2. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Молодцы!
— Что вы знаете о этих птицах?
— Прочитаем, что сообщает нам словарь.
— Что общего в написании этих двух слов?
Минутка чистописания.
— Какой звук в этих словах первый?
— Какой буквой он обозначается?
— Посмотрите на доску из каких элементов состоит эта буква?
Словарная работа.
— Разделим ВОРОНА и ВОРОБЕЙ на слоги и поставим ударение.
— Какие места в этих словах опасны, где можно допустить ошибку?
— Безударные гласные. Опасные места в словах называются орфограммами.
— Их нельзя проверить. Эти слова называются словарными.
— Откроем орфографический словарь в конце учебника и убедимся в том, что мы не ошиблись.
— Запишем в тетрадь. (Словарь: ворона, воробей.)
Молодцы!
IV. Работа над новым материалом
— Откройте учебник на стр10.
— Прочитайте задание №1.
— Нам нужно разобраться и доказать, что перед нами действительно текст.
— Тогда на нашей картине ещё что-то появится.
Работа с текстом в учебнике.
— Что мы прочитали? (Предложение)
— А что такое предложение? (Несколько слов связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль)
— Как мы выделяем предложения в устной речи? (Пауза)
— Как правильно будем оформлять предложения при письме? (С большой буквы и в конце поставим точку)
— О каком времени года написано?
— Что именно помогло определить это?
— Можем ли мы сказать, что предложения связаны между собой по смыслу?
— В тексте все предложения связаны по смыслу.
— Можно ли подобрать заголовок к этому тексту.
— Посмотрите на доску. (Весна пришла! Льдинки на окне. Первый весенний денёк.)
— Выберите один из предложенных вариантов подходящий. Объясните ваш выбор. (ответы учеников)
— И так. Какой вывод мы можем сделать?
— Из чего состоит текст?
Текст состоит из предложений.
— Как предложения в тексте связаны между собой?
Предложения связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
— Запишем заголовок текста, но сначала повторим, как надо сидеть при письме за партой.
1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя опирались на стол равномерно.
3. Придерживать тетрадь рукой.
4. Тетрадь лежит под наклоном.
— Прежде чем начать писать обратите внимание, как записан текст в учебнике? (с красной строки)
— Выясним, что такое красная строка?
— Посмотрите на экран, узнаем немного сведений из истории о том, что это такое.
Физкультминутка.
Буратино потянулся…
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел…
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать…
— Тихонько сели. Продолжаем.
— Отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
(На ватмат приклеивается картинка березы.)
Молодцы! Правильно!
Работа в парах (запись ведется в тетрадках по обучению грамоте).
— Составьте своё предложение со словом берёза.
— Сколько в этом предложении слов?
— Составьте и запишите схему предложения
— Сколько в слове береза слогов?
— Составьте схему этого слова.
(Дети самостоятельно составляют схемы сначала предложения, затем слова. Учитель учитывает скорость и правильность выполнения работы в парах.
Проверка вместе с учителем на доске.)
— Дополним картину, для этого нужно отгадать ещё одну загадку.
Я росла в лесу дремучем,
Поднималась к синим тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили. (Ёлка)
(На ватман приклеивается изображение ёлки)
— Появилось ещё одно слово и наша картина становится всё более полной.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше…
V. Закрепление нового материала.
— Наша картина получилась, но чтобы мы смогли описать её нужно выполнить последнее задание.
— Послушайте группы предложений:
Кошка спит на крыльце.
Наступила весна.
В пенале лежат ручки.
1) Светит весеннее солнышко.
2) Бегут ручьи.
3) На деревьях набухли почки.
— Какая группа предложений составляет текст? Почему?(предложения в тексте должны быть связаны по смыслу)
— Теперь мы можем выполнить, то к чему стремились весь урок.
— Посмотрите на картину, что на ней изображено?
— Нам нужно подобрать правильные предложения и составить красивый текст, выполним последнее задание.
(Составляем предложения и текст при помощи наводящих вопросов учителя)
Наступило весеннее утро.
Тёплые лучи солнца растопили лёд.
На берёзе весело чирикает воробей.
Гордая ворона уселась на ветви ели.
Весь лес пробудился.
Молодцы! Спасибо, вот наша картина и ожила.
VI. Рефлексия.
-Запишите первое предложение в тетрадь под диктовку. (Наступило весеннее утро.)
-О чем предложение? (об утре)
-Утро что сделало? (наступило)
-Утро какое? (весеннее)
-Что ты можешь сказать о словах в этом предложении? (связаны по смыслу)
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
— Речь состоит из …………..(предложений)
— Предложение – это ………(слова связанные по смыслу)
— Предложение начинается с …………(Большой буквы), а в конце стоит …….(точка)
— Текст состоит из……Предложения в тексте…… Текст можно……
VI. Итог урока.
— Подведём итоги урока:
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Что узнали нового?
— Что получилось лучше всего?
— Что запомнилось больше всего?
Что было трудно?
Хорошо работали на уроке:….., много отвечали……., хотелось бы услышать ответы……..
Все молодцы!!!
— Спасибо за внимание! Урок окончен.