Схемы предложений в русском языке примеры 2 класс – Как составить схему предложения

Содержание

Как установить связь слов в предложении. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

На этом уроке мы узнаем, как установить связь слов в предложении. Научимся устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, делать схемы порядка слов в предложении. Выполним много интересных заданий.

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

 

Рис. 1. Бусы (Источник)

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке. Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка. Что делает кошка? Сидит. Кошка какая? Пушистая. Сидит где? На крылечке.

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение.

Пушистая кошка сидит на крылечке.

 

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце (Источник)

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

 

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха. Что делала? Цвела.

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая.

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора.

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого.

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора.

 

Рис. 5. Черёмуха (Источник) 

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки.

 

Рис. 6. Пчёлы летят (Источник)

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки. Что сделали? Вылетели. Пчёлки какие? Первые. Вылетели когда? Утром.

 

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

 

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер.

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

 

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

 

Рис. 8. Белые кувшинки (Источник) 

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый.

Дети играли в саду. Играли где? В саду.

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут.

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

 

Рис. 10. Перелётные птицы (Источник)

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник). 
  2. Nsportal.ru (Источник).   
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.

interneturok.ru

Тематическое использование опор по русскому языку во 2-м классе «Школа-2100»

Процесс усвоения учащимися русского языка предполагает формирование элементарных навыков каллиграфии, усвоение графики и орфографии. Как организовать процесс познания, чтобы он был посильным, интересным и добиться качественного результата? Для этого пришлось пересматривать не только подходы к структуре урока, его этапам, формам и методам, адаптировать используемые ранее опоры, алгоритмы, схемы, но и создавать новые, которые помогли бы более точно и полно реализовать цели и задачи урока. В творческий поиск включились и сами ученики.

В основе организации деятельностного (проблемного) обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. В результате данного процесса возникает необходимость обозначить «открытие», зафиксировать его на бумаге, представить его в виде абстрактного образа, а это как раз и ведёт к созданию опоры. Говоря словами Лысенковой С.Н. – «опора, схема – опора, опорный лист – это выводы, которые рождаются в момент объяснения, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка». У. Е. Минтоном было отмечено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели (опоре), становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т. е. когда они сами участвовали в создании модели (опоры). В противном случае можно наблюдать непринятие, опора не выполняет ту роль, которая на нее возложена. По мнению Е. А. Мельниковой, «опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде».

Авторами образовательной программы «Школа-2100» отмечается значимость и необходимость опор, алгоритмов, схем, таблиц в учебном процессе. Изданы комплекты наглядных пособий по предметам и классам. Но все это не должно быть фоном, наглядностью ради наглядности. Акцент делается на их целесообразность и значимость на этапе «открытия знаний», первичного закрепления, рефлексии. Ученик должен пропустить через себя суть явления или знания и опираясь в дальнейшем на абстрактный образ (алгоритм) продвигаться в познании, выполнять самоконтроль.

В статье я хочу предложить опоры по темам русского языка 2 класса ОС «Школа-2100», разработанные и используемые мною в работе.

Считаю, эту тему актуальной в настоящее время для учителей, работающих по ОС «Школа-2100». Такой подход, позволяет повысить уровень мотивации обучения, способствует развитию грамотности, внимания, креативных способностей, повышает качество обученности.

В начале учебного года очень важно восстановить знания, полученные учащимися в первом классе и в первую очередь все, что касается звуков и букв. Лента букв, которую я использую, содержит в себе весь необходимый объем знаний о буквах и звуках, служит опорой при звукобуквенном разборе, способствует запоминанию.

 

На уроке по теме: «Признаки предложения. Оформление предложений на письме» проводится работа над правилом на стр. 13. В процессе этой работы предлагаю ребятам каждый пункт правила изобразить схематично, представить его в виде какого-либо образа. На основе представлений ребят получается следующая опора. Она позволяет без труда воспроизвести все пункты правила.

После изучения темы «Связь слов в предложении» опора дополняется:

Во время изучения темы «Связь слов в предложении» проводится очень важная работа, помогающая детям понять структуру предложений - моделирование, или составление схем. Впервые с этим ребята сталкивались при работе с предложениями в 1 классе, но во 2 классе схемы усложняются, в них отражаются связи между главными и второстепенными членами предложения. Для отработки умения составлять схемы используем конверты с набором вопросов. Карточки – вопросы крепим магнитами на доске, а графические обозначения выполняем мелом (маркером). Можно выполнять эти упражнения, выкладывая карточки на парте или пленке. Предлагаю различные

виды заданий:

  • Составь схему данного предложения;

  • Найди ошибку и выполни схему правильно;

  • Запиши предложение соответствующее данной схеме;

  • Устно составь предложение по данной схеме. Измени его так, чтобы в конце предложения нужно было поставить другой знак препинания;

  • Соедини предложения с соответствующими им схемами;

  • Дополни предложение словом, обозначающим признак предмета. Выполни схему этого предложения и т. п.

В журнале «Начальная школа: плюс – минус» в №5 / 1999 года меня заинтересовала идея Н. А. Песняевой о представлении текста в виде детской пирамидки. Ребята эту идею восприняли на «ура». После первого (вводного) урока мы отошли от самой игрушки и заменили ее опорой с изображением пирамидки. Так как при изучении темы «Текст» выделяются 3 основные части: начало, середина и концовка, то ученики предложили дополнить опору этими сведениями. Эта опора используется и на уроках риторики при изучении раздела «Текст».

Работая над темой «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» применяем следующую опору.

Наблюдая над словами признаками, развиваем умения ставить к ним вопросы, отмечаем роль слов – признаков в тексте. В процессе наблюдения, обсуждения, выполнения упражнений, к концу урока мы получаем следующую схему-опору. Она не только охватывает круг основных признаков предметов, но и отражает зависимость окончаний слов – признаков от вопроса. Использую эту опору так же для обогащения и расширения словарного запаса учащихся, при составлении загадок, описании предметов, распространении предложений, составлении словосочетаний и т. п.

В период обучения грамоте, работая на стр. 110 – 111 и на стр. 126 — 127 «Моя любимая азбука» мы знакомимся с особенными группами слов: предлогами и словами, выражающими чувства, эмоции человека. «Заселяя» эти группы слов в домики, отмечаем их особенности, перечисляем междометия и указываем какие чувства они выражают. Во 2 классе при изучении темы: «Слова, к которым нельзя задать вопрос» возвращаемся к проделанной в 1 классе работе и продолжаем исследование, сравнение уже изученных групп слов с междометиями и предлогами. В результате исследования дополняем полученные ранее знания новыми выводами о том, что к этим группам слов нельзя задать вопрос, у глаголов не бывает предлогов (они не дружат), отмечаем раздельное написание этих групп слов с другими словами, определяем их роль в речи. Дополняем этой информацией опору 1 класса, и применяем схему в дальнейшей работе по теме.

Пропедевтическая работа по изучению состава слова проходила в 1 классе еще в период обучения грамоте. Теперь особое внимания уделяется разграничению понятий «однокоренное слово» и «форма слова», разбору слов по составу, словообразовательным упражнениям и т.д. В этом направлении предлагаю использовать следующую опору.

На уроках русского языка при изучении приставок и суффиксов постоянно присутствуют опоры, содержащие перечень распространенных приставок и суффиксов. Это необходимо для того, чтобы при словообразовании учащиеся использовали широкий спектр возможных вариантов. Чем шире возможность поиска, чем разнообразнее материал для творчества, тем дороже результат. В результате такого подхода возникает больше вопросов, появляется интерес, возможность расширить словарный запас учеников, объяснить значения «новых» слов.

Изучая тему: «Правописание предлогов и приставок» применяю опору «Предлоги пиши отдельно!» В опоре представлено все необходимое для работы: орфограмма – пробел и ее графическое обозначение, перечислены различные предлоги, указаны способы проверки, дан пример – образец.

Наряду с лентой букв, изучая материал о буквах и звуках русского языка и при звукобуквенном разборе, можно использовать следующую опору.

Используя знания, полученные учащимися в 1 классе, начиная тему «Написание большой буквы в словах», мы разделяем все случаи написания большой буквы на 3 блока:

  • имена, отчества и фамилии людей;

  • клички животных;

  • географические названия.

Эта опора-таблица помогает отработать все перечисленные случаи написания большой буквы, закрепляет знания по теме, направляет, когда нужно приводить примеры по пунктам таблицы, облегчает работу с каждым блоком в отдельности и т. д.

На мой взгляд, заслуживает внимания схема-опора, которая наглядно и ёмко представляет материал о йотированных гласных: указывает, какие гласные и в каких случаях обозначают два звука. К этой схеме можно обращаться и при звукобуквенном разборе.

Начиная работу с любой орфограммой, обязательно добиваюсь от ребят четкого понимания смысла формулировки (названия), рассматриваем графическое обозначение, модель или схему. Это очень важно и на протяжении изучения конкретной темы, и в дальнейшем, когда в заданиях необходимо выписать слова на определенную орфограмму, привести примеры, выполнить самодиктант и т. п. В этом мне и ученикам помогают таблицы с орфограммами.

Таблица «Правописание Ь и Ъ знаков».

Как описано выше, аналогично используется опора-таблица с орфограммами безударной гласной в корне слова.

Для тренировки, закрепления знаний можно предлагать следующие упражнения (предварительно закрыв определенную часть таблицы):

  • какие орфограммы соответствуют схемам слов?

  • сопоставьте названия орфограмм и схемы слов;

  • приведите примеры слов на указанные орфограммы;

  • по схемам слов восстановите названия орфограмм;

  • распределите данные слова по соответствующим орфограммам;

  • найдите и исправьте ошибки, допущенные при заполнении таблицы;

  • заполните пропуски в таблице и т. д.

Завершает изучение курса русского языка во 2 классе тема «Проверяемые согласные на конце слова». Схема – опора, которую я предлагаю использовать, хороша тем, что иллюстрирует само понятие «парные звонкие и глухие согласные», содержит схему слова и графическое обозначение орфограммы, показывает все способы проверки данной орфограммы.

В школу ребята приходят с различным уровнем подготовки, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, а задача учителя всегда остаётся неизменной – научить учиться, воспитать, развить личность. Данный подход позволяет всем ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и обученности, развивает орфографическую зоркость. Особенно это большое подспорье и поддержка слабым ученикам, именно они легче и лучше воспринимают образы, нежели стандартные правила. Создание на уроке опор, работа над алгоритмом, поиск решения проблемы или исследование повышают уровень мотивации, заинтересованности ребенка в собственном труде, а это приводит, в конечном счете, к успеху. Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам в их стремлении разнообразить школьные будни, сделать урок продуктивным, интересным и задействовать всех учащихся как субъектов процесса собственного обучения.

urok.1sept.ru

Карточки по теме «Главные члены предложения». 2 класс

Коллективная работа в классе:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дома: Фамилия, имя ученика_________________________________________

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Коллективная работа в классе:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик.

4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

………………………………………………………………………………..

Дома: Фамилия, имя ученика_________________________________________

Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

……………………………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

infourok.ru

Русский язык. 2 класс. Вопросы о ком? о чем? Вопросная схема предложения

Конспект урока по русскому языку

во 2 «А» интегрированном классе для детей с нарушением слуха

Провела: Терешкова Л.М.

Тема: Вопросы о ком? О чем? Вопросная схема предложения

Цель: развивать умение конструировать высказывания заданного образца с использованием вопросов о ком? О чем?

Задачи:

— Развивать умение оперировать конструкциями с вопросами о ком? О чем? по образцу;

— Развивать умение наблюдать за языковым материалом и сравнивать грамматическую форму слов;

— Актуализировать умение составлять вопросную схему к предложению;

— Трансформировать повествовательную конструкцию в вопросительную;

— Развивать смысловую догадку;

— Развивать умение спрашивать, пользуясь образцом;

— Формировать навык красивого и аккуратного письма;

— Воспитывать заботливое отношение к пожилым;

— Формировать навыки гигиены питания

Оборудование: сюжетные картинки, таблички, учебное пособие «Рабочая тетрадь»

Ход урока

  1. Орг.момент

Будем отвечать на вопросы.

— Какой сегодня день недели? (за экраном)

— Какой сейчас урок? (за экраном)

— Какое сегодня число?

Проверка домашнего задания.

Отчет о своих действиях:

Рома собери тетради. – Что ты сделал?

Рома, раздай тетради. – Что ты сделал?

2. Запись даты. Чистописание.

Яб ок яц

Яблоко

Беседа по картинке.

Кто это? Почему он моет яблоко? А ты моешь перед едой овощи и фрукты?

Запись предложения: Заяц моет яблоко.

3. Актуализация знаний и умений.

Карточки с предложениями.

— Прочитай предложение. О ком говорится в предложении? О чем говорится в предложении?

Тема нашего урока: Вопросы о ком? О чем? (запись темы на доске учителем)

Гимнастика для глаз

4. Работа по учебному пособию

— Возьми рабочую тетрадь.

Стр.76 упр. 125

Аня, читай задание.

План вывешивается на доске.

Самостоятельное чтение образца детьми.

Первое предложение – Рома у доски. Аня пишет в тетради.

— Выдели окончания, Подчеркни слова по образцу.

Составление вопросной схемы предложения – Аня у доски.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

ключика он не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

5. Закрепление изученного материала.

Составление предложения по рисунку.

— Дети заботятся о бабушке.

— Кто это? Что они делают?

Составьте вопрос к этому предложению. Ответьте.

Игра «Маленький учитель»

Рома, спроси у Ани. – О Ком заботятся дети?

Аня, спроси у Ромы. – О ком заботятся дети?

6. Итог урока. Рефлексия.

Что мы делали? (План).

Аня, как ты занималась? Рома, как ты занимался?

7. Домашнее задание

Записываем домашнее задание упр. 125 стр. 76.

Урок окончен. Вы все молодцы!

infourok.ru

Урок русского языка «Предложение. Составление схем предложений и предложений по схеме» для 2 класса — Урок русского языка 2 класс — Русский язык

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100». В данном уроке использованы разнообразные виды заданий, которые направлены на формирование универсальных учебных действий.

Тема. Предложение. Составление схем предложений и предложений по схемам.

Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: формирование умений составлять схемы предложений и конструировать предложения с опорой на схему.
Задачи:
1. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложения (по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов).
2. Создать условия для развития внимания, мышления через анализ группы слов, предложений. Развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
3. Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.

Ход урока
I. Орг. момент
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд №2)
«Ученье без уменья
не польза, а беда»
Как вы понимаете данное высказывание?
Вы с ним согласны?
Урок русского языка. О чем пойдет речь сегодня на уроке, я думаю, чуть позже вы скажите сами. А вот с чего мы начнем, догадайтесь.
II. Актуализация знаний.
1. Упражнение, предусматривающее выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Учитель. Внимательно рассмотрите данную запись. (Слайд №3) Определите принцип, по которому составлено слово в скобках. По такому же принципу составьте слово из слов второй строчки.
ВОЛК (ВОЛГА) ГАДЮКА
СЛОН ? ВОРОНА
Ответ: слово

2. Работа в группах
Учитель. Именно слова помогут узнать тему сегодняшнего урока.
У каждого ребенка в группе вырезка из газеты, на которой записано словосочетание, и только у одного ребенка в группе вырезка с предложением. Объединившись в группы, ученики должны найти лишнюю вырезку (предложение) и объяснить свой выбор.
Например: натяжные потолки, карточки с рецептами, болит спина, комфортное пищеварение, домашняя аптечка и т.п.
Учитель. О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Что такое предложение?
Чего не хватает в ваших предложениях? (знаков препинаний)
Поставьте знаки препинания в конце этих предложений (. ? !)
Что объединяет эти предложения? (нераспространенные)
Распространите их и составьте схемы получившихся предложений.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
III. Применение знаний.
1. Тест «Виды предложений по цели высказывания»
Учитель. Определите вид предложения по цели высказывания (работа с карточками)

Учитель. Прежде чем мы узнаем о том, как вы справились с этим заданием, предлагаю выполнить следующее:
Найдите и запишите в тетрадь предложение, которое соответствует схеме (Слайд №4)
Проверка теста (Слайд №5)
Учитель. Расположите буквы правильных ответов внизу таблицы.
Ответ: векша.
2. Проблема.
Учитель. Составьте предложение с этим словом
Почему не можете этого сделать? (не знают лексического значения этого слова).
Чем вы можете воспользоваться для определения лексического значения слова?
Какой словарь помогает определить лексическое значение слова? (Слайды №6- 11)
3. Работа со словарями (Толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова).
«… я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми.», написал К.Паустовский в своем произведении «Поэзия дождя».
Учитель. Только тогда, когда мы знаем значение слова, мы можем правильно употреблять его в речи.
Группа, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
ВЕКША ж. вокша ниж. лесной зверек (Толковый словарь Даля)
Знакомство с другими электронными словарями
Учитель. Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №12)
4. Работа в парах.
Учитель. Перед тем, как начнем конструировать предложения, предлагаю повторить основные понятия, которые нам пригодятся. Достаньте содержимое конвертов. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. Дайте название каждой группе.

Имя существительное Подлежащее Определение

Сказуемое Обстоятельство Имя прилагательное

Глагол Предлог Союз

Местоимение Дополнение Наречие

Проверка слайд №13
Ответ:
ЧАСТИ РЕЧИ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5. Подбор ключевых слов. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Какие части речи вам могут пригодиться для составления предложений со словом ВЕКША?
Имена существительные Имена прил. Глаголы Наречия
Ученики предлагают свои слова к каждой группе и объясняют их написание.
Например:
гнездо быстрая прыгает быстро
дерево рыжая перелетает ловко
грибы ручная собирает бесстрашно
гайно маленькая пряталась
проворная запасает

6. Составление предложений по схеме. (Слайд №14)
Учитель. Какая часть речи вам будет необходима для связи слов в предложении? (предлог)

7. Проверка.
IV. Итог
Рефлексия (Слайд №15)
Сегодня на уроке
 Я не знал (а)… Теперь я знаю…
 Мне было трудно
 Теперь я могу…
 Мне было легко, потому что…
 Мне захотелось…
Домашнее задание.


Полный текст материала Урок русского языка «Предложение. Составление схем предложений и предложений по схеме» для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

УПРАЖНЯЛОЧКА (русский язык) 2 класс предложение

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс

предложение.


Что такое предложение?

Предложение – это одно слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

Как предложение оформляется на письме?

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, и в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Какие бывают предложения?

Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

По интонации- восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания –

*повествовательное ( о чём – то рассказывает)

*вопросительное (спрашивает)

*побудительное (побуждает к действию)

Например:

Мама пришла. (повествовательное,невосклицательное)

Мама пришла! (повествовательное, восклицательное)

Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)

Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)

Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)

Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)

Главные члены предложения:

Подлежащее – обозначает то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Сказуемое обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

Например:

что делает? кто?

В кустах заливается соловей.


говорится о соловье. (Кто?) соловей – подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

Что говорится о соловье? — Что он заливается. (Что делает?) заливается – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения:

заливается соловей- грамматическая основа предложения.

Все остальные слова в предложении называются второстепенными членами предложения.

Какое предложение называют нераспространённымПредложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространенным.

Например: Греет солнышко.

Какое предложение называют распространённым?

Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Например: Весной ласково греет солнышко.

КАРТОЧКА №1

Из данных слов составь и запиши предложение:

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2

Из данных слов составь и запиши предложение:

Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №3

Из данных слов составь и запиши предложение:

Зайка, под, серый, спал, кустом

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №4

Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок

на, бумага, и, лежат, клей, партах

ножницы, взяли, дети

фигурки, они, животных, делают

эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №5

Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №6

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №7

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №8

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №9

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни подлежащее.

Подчеркни слово, которое указывает, что говорится в предложении о воде.

В, замёрзла, осенних, ночью, вода, лужах

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №11

Прочитай загадку. Напиши отгадку.

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке –

Мы зелёные ______________ .

Составь предложение со словом –отгадкой. Напиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

______________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12

Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Заметил цыплёнок на земле червячка. Курица ведёт по двору цыплят. Она хвалит сыночка. Пушистые комочки пищат и скачут. Закудахтала квочка. Хвать беднягу!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни предложение, которое произносится с сильным чувством.

КАРТОЧКА №13

Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Птицы поют на разные голоса. На грядке зеленеет укроп.

Мама испекла вкусные блины. Кот поймал мышку.

КАРТОЧКА №14

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Заблестели на листьях капли росы.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №15

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

По небу бегут весёлые тучки. Вдруг полил тёплый грибной дождь. На улицу выбежала Светлана. Девочка шлёпала по лужам босыми ногами.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №16

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Пёстрый ковёр укрыл поля и луга. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Капельки росы сверкают на траве.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №17

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве перепел построил гнездо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №18

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве ребята увидели гнездо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №19

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

Ранним утром пастух гонит коров на луг.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №20

Сделай предложение распространённым

Например: Расцвели розы. – В саду расцвели красные розы.

1.Стучит дятел.

______________________________________________________________________________________________________

2. Малыш проснулся.

______________________________________________________________________________________________________

3. Маша рисует.

______________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Построение схемы предложения — РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ — РУССКИЙ ЯЗЫК — ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ

При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

Все три учебных комплекса работают преимущественно с линейными схемами, использующими для обозначения главных предложений квадратные скобки, а для придаточных — круглые. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос.

В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

Более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т.д. Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании.

Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

Я пожалел 1/, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/.

Линейная схема:

Иерархическая схема, принятая в комплексе 2:

Иерархическая схема, принятая в комплексе 3 и в практике довузовской подготовки:

Для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников могут быть использованы кружки.

Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.

Так, схема приведенного предложения в этом случае будет выглядеть следующим образом:

При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.

Знаки препинания в иерархические схемы обычно не вносятся.
 

xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *