Таблица «СПП. Виды придаточных в СПП»
№ | Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | Место придаточного | Чем прикрепляется (С.-союзы, С.с.–союзн. сл.) | Примеры |
1 | Определительное | Какой? | После определяемого сущ. | С.с. который, что, где, куда… | В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна. |
2 | Местоименно- определительное | Какой? (Кто именно?Что именно?) | Свободное (до, после, внутри главного) | С.с. кто, что | Кто хочет, тот добьётся. |
3 | Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | После определяемого слова | С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли | Ясно было, кто стрелял. |
Обстоятельственные (4-13) | |||||
4 | Образа действия | Как? Каким образом? | После главного | С. и с.с. что, как, чтобы, словно… | Ученик всё сделал так, как требовал мастер. |
5 | Меры и степени | В какой степени? Насколько? | После главного | С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько… | Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. |
6 | Места | Где? Куда? Откуда? | Свободное | С.с. где, куда, откуда | Алексей пополз туда, куда упал самолёт. |
7 | Времени | Когда? Как долго? С (до) каких пор? | Свободное | С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва… | Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся. |
8 | Условия | При каком условии? | Свободное | С. Если (+то), раз, когда… | Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. |
9 | Причины | Почему? Отчего? | Свободное | С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо | Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. |
10 | Цели | Зачем? С какой целью? | Свободное | С. Чтобы, для того чтобы.. | Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. |
11 | Сравнительные | Как что? В сравнении с чем? | Свободное | С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как… | Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. |
12 | Уступительные | Несмотря на что? Вопреки чему? | Свободное | С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни | Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. |
13 | Следствия | Что из этого следует? | Свободное | С. так что | Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. |
14 | Присоединительные | Что можно к этому добавить? | После главного | С.с. что, отчего, зачем, почему… | В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. |
multiurok.ru
3. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия
Придаточные условия служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном; отвечают на вопрос «При каком условии?»
Пример:
(Если будет война), (При каком условии?) мы уедем далёко-далёко] (И. Чиннов).
Придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, буде, ли… ли, как (в значении «если»).
Пример:
…(если мне ученика не жалко), [какой же я учитель]! (Д. Самойлов).
Но (ежели, вперёд спиною пятясь, упрёшься в стену), [вспомни обо мне]… (Д. Самойлов).
В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если…, то; если…, так; раз, так; как, …так и др.
Пример:
«Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться» (В. Даль).
В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением.
Пример:
(Если вы согласны), [то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками] (А. Куприн).
Сложные предложения с придаточными условными имеют две разновидности:
1. предложения с реальным условием.
Пример:
«Если воду нагреть до ста градусов, она превратится в пар».
2. Предложения с ирреальным условием.
Пример:
«Если бы, да кабы, да во рту росли грибы» (Посл.).
Придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного.Пример:
[Не ищи правды в других], (когда в тебе её нет) (Посл.).
[И мелкий дождь, (коль долго он идёт), вызывает наводнение] (Посл.).
(Раз вы молчите), [я скажу за вас] (К. Паустовский).
Источники:
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. — 528 с.
Балашова Л. В., Дементьев В. В. Издательство «Лицей».
www.yaklass.ru
Урок по русскому языку на тему «Строение сложноподчиненных предложений. Виды СПП». (9 класс)
Тема: Строение сложноподчинённых предложений. Виды СПП.
Схемы сложноподчиненных предложений.
Цель:
совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;
Оборудование: компьютер, презентация, карточки.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».
Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.
II. Актуализация знаний и умений.
1.Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на слайде предложение:
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1) Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2) Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3) Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет
значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,
прибавление» (привести).
4) Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование
(правильное соотношение, правильное звучание).
5)Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение идать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова вправильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»
Взаимопроверка (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки — 2)
2. Орфографическая пятиминутка. Работа у доски и в тетрадях.
В течение, в продолжение, ввиду, за счёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье, ростовщик, скачок в сторону, неожиданное сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.
Самопроверка.
3.Работа по теме урока.
На слайде вы видите предложения. Запишите их.
(Ученики записывают) Слайд
Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду. Он был рад, что ему разрешили вставать с постели.
Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
Ребята, а что значит леность? Что это за качество человека?
Подберем синоним к слову леность – лень, безделье, антоним – трудолюбие.
Ребята, а чем отличается лень от лености? (лень – это полное отсутствие трудолюбия, а леность – склонность к лени)
А у вас присутствует леность? Как от нее избавляться?
— Что надо сделать, чтобы определить структуру сложного предложения?
Ответы учеников.
Выделить грамматические основы, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.
А что такое предложение?
Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?
Какие виды сложносочиненного предложения вы знаете?
Как отличить союзное слово от союза в сложноподчиненном предложении?
Разберем данные предложения. Найдите грамматические основы, подчеркните.
Ученики выполняют задание.
[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).
[Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).
[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому). Составляют схемы предложений.
Пробное действие
У. Попробуйте назвать строение сложноподчинённых предложений.
Д. Не можем назвать: не знаем.
Определение причин затруднения.
У. Каких знаний вам не хватает?
Варианты ответов. Не знаем, каково строение сложноподчинённого предложения, не знаем виды сложноподчинённых предложений.
У. Чем же будем заниматься на уроке?
Д. Будем узнавать, какое строение имеет сложноподчиненное предложение, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.
У. Записываем тему урока. «Строение сложноподчинённых предложений. Схемы сложноподчиненных предложений».
Открытие нового знания
У. Какая цель будет нашего урока?
Узнать структуру и виды сложноподчиненных предложений. Научиться строить схемы СПП.
У. Итак, приступим к достижению нашей цели.
4.Задания на листах.
Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.
я группа. Придаточное 1 и 2 предложение отвечает на вопрос что?
я группа.Придаточное 5 и 6 предложение отвечает на вопрос какой?
я группа.Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему? когда?
1.Знаю я, что не цветут там чащи.
2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.
3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.
4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .
5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
-Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.
-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?
Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.
— Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не
дополнительные, а изъяснительные.Теоретический материал.
У. Перед вами таблица, посмотрите на неё. Слайд
Теперь обратимся к алгоритму определения видов придаточных предложений.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы,
2) определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.
-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.
Показываю образец действия по алгоритму. Слайд
[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).
Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:
Затем учащиеся пошагово (по алгоритму) разбирают последующие предложения.
[Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).
Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:
Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным:
III.Первичное закрепление
1.На индивидуальных карточках ученики определяют вид СПП по алгоритму.
Спишите. Выделите грамматические основы и определите вид СПП, составьте схемы.
1. То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.
2. Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.
3. Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение.
4.Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям.
5.Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость.
6.Научишься сам, когда научишь других.
7.Что написано пером, не вырубишь топором.
2. Графический диктант
Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.
Один ученик работает у доски
Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
На пустыре разбили сад, который был перед школой.
Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
Взаимопроверка
3.Работа в парах (карточки)
Конструирование предложений
Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:
1) [ ],(которые…).
2) [ ], (где…)?
3) [там.., (где…),…].
4) Чтобы ( ),[ ].
Примеры предложений:
1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч.
2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина?
3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели.
4) Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано.
4. Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.
Начало: Чтобы много знать… Обычаи – это правила… Дом, в котором я живу… Счастлив тот… Сердце предчувствовало… Друг –это тот…
Продолжение: Надо много читать. Которые соблюдаются по привычке. Находится в новом районе. Кому зарею теплый ветер веет. Что случится что-то необычное. Кому можно доверять.
5.Работа с текстом
Текст – на экране: слайд
Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.
Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.
Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.
Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
Вопросы и задания учащимся:
-Определите тип речи (рассуждение)
-Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)
-Какие еще типы речи вам известны?
-Определите стиль речи (публицистический)
-Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)
-Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)
-Дайте название тексту.
Найдите и выпишите из этого текста сложноподчиненные предложения, определите виды придаточных.
6.Работа в группах
Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:
«Роль образования в современном мире. Моя будущая профессия».
Дополнительное задание:
Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).
1) Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих. [ ], (что…).
2) Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил. [ ], что ( ).
3) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. […там], (где…).
Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.
IV.Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности.
V.Рефлексия
Итак, пришла пора подвести итоги.
Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.
Виды деятельностиОценка
1.
Знание теоретического материала
2.
Умение распознавать виды придаточных предложений
3.
Умение находить СПП в тексте и определять их вид
4.
Умение составлять схемы СПП
5.
Умение работать над анализом текста
VI. Домашнее задание: выучить правила, упр. 82
infourok.ru
Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным
Придаточное определительное предложение относится к одному члену главного предложения и находится сразу после него или отделяется несколькими словами. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из произведений художественной литературы.
Узнаем, что такое придаточное определительное предложение, где оно находится, чем присоединяется в сложноподчиненном предложении.
Определительное придаточное предложение
Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному или местоимению, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. К придаточному определительному от определяемого слова в главном предложении задаются вопросы какой? каков? чей?
Например:
Удивительной лёгкости был этот человек (какой?), которого все друзья звали сокращённо Силыч, вкладывая в это слово много хорошей, настоящей нежности (В. Лидин).
Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов — относительных местоимений и наречий:
- кто;
- что;
- какой;
- который;
- где;
- куда;
- откуда.
Придаточное определительное, относящееся к существительному, всегда находится после главного предложения или внутри его и отделяется запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, например:
А бывают случаи (какие?), когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние (С. Маршак).
Обратим внимание, что в качестве союзных слов в придаточной определительной часто могут выступать относительные местоименные наречия «когда»,»где», «куда», «откуда», которые употребляются в значении «который». Помним, что от существительного (местоимения) в главном предложении, невзирая на такое, казалось бы обстоятельственное, союзное слово, к придаточной части все равно задаем вопрос определения какой?
Он выхватил добычу и, прижимая её к груди, побежал как раз в ту сторону (какую сторону?), откуда ехал доктор (Ю. Олеша).
Как видно из этого примера, существительное в главной части, к которому относится определительное придаточное, может иметь при себе указательное слово (тот, такой, этот и пр.).
К придаточным определительным отнесем предложения, поясняющие местоимения «то», «всё», «тот», «таков» в главном предложении. Они отвечают на вопросы какой? каков? Их называют местоименно-определительными предложениями, например:
Кто с пользой отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится (И. Крылов).
Каков поп, таков приход.
Какова ботвинья, такова и Аксинья.
Тот, кто ищет, всегда найдет.
Примеры предложений
Андрей поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду (Н. Гоголь).
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу (И. Тургенев).
Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов).
Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба (А. Пушкин).
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач).
Мы поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал (А. Пушкин).
Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).
Это было в том месте, где говорилось о его дознании (А. Куприн).
Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки (Ю. Олеша).
Есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла (Ю. Казаков).
Не было теперь у реки луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (И. Кузнецов).
Я не слыхала звонов тех, что плавали в лазури чистой … (А. Ахматова).
Поле и пройти-то было всего шесть километров до Судовиков, откуда лесная наезженная дорога прямиком выводила на тракт (Л.М. Леонов).


russkiiyazyk.ru
примеры. Предложения с придаточными определительными: примеры
Виды подчинительной связи, члены предложения, разбор предложения, средства связи предложений — все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное — пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса.

Придаточное предложение: определение
Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения — придаточная часть. Придаточной называется та часть сложного предложения, которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню. Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.
Придаточное предложение: виды
В синтаксисе русского языка выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.
Название | Значение | Пример |
Определительная | От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? | В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин) |
Изъяснительная | От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? | Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется) |
Обстоятельственная | От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие | Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы) |
Присоединительная | От всего главного предложения задается любой вопрос. | Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер) |
Верно определить вид придаточного предложения — задача, которая стоит перед обучающимся.

Придаточное определительное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.

Придаточное определительное: особенности
Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.
Особенности | Примеры |
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими). | Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной. Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда. |
В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие. | В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников. От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни. |
Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова. | Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой. День (какой?), когда они встретились, запомнили все. |
Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который) может отделяться от главного слова другими членами предложений. | Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена. Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки. |
Соотносительные придаточные
У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность. Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной). То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и союзного слова в зависимой, — это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.
Примеры: Ему рассказали только то, что было необходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким). Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что). Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.
Придаточное определительное: примеры из художественной литературы
Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество.

А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)…, сквозь которую летели белые хлопья снегу… Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.
Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится… На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная.
Придаточное определительное предложение (примеры из литературы иллюстрируют это) вносит дополнительный оттенок значения главного слова, обладая широкой описательной способностью, дает возможность автору произведения красочно и достоверно описать тот или иной объект.

Нарушение построения предложений с придаточным определительным
В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта. В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.

Пример | Характеристика ошибок | Исправленный вариант |
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. | Необоснованное опущение указательного местоимения | Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом. |
Нарвал — уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. | Неверное согласование союзного слова с главным словом | Нарвал — уникальное животное, которое обитает в Карском море. |
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. | Не соблюдены логические и смысловые связи | Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты. |
Определительное придаточное и причастный оборот
Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево. — Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.
fb.ru
Таблица «Виды придаточных» — Русский язык
Таблица «Виды придаточных предложений». 9 класс.
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Способ присоединения | Место придаточного | Пример |
Определительное | Какой? | К существительному в главном предложении | Союзы: чтобы, будто, как, словно, будто, точно Союзные слова: кто, что, который, какой, чей, где, откуда, когда и др. | После определяемого слова | На станции, где сходились три ветви железных дорог, была страшная суматоха. |
Местоименно-определительные | Какой именно? | К местоимению в значении существительного | Союзные слова: кто, что и др. | До и после определяемого слова | Кто раз полюбил науку, тот полюбил её на всю жизнь. |
Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | К словам со значением мысли, речи, чувства | Союзы: что, чтобы, будто, как, словно, как будто. Союз-частица ли. Союзные слова: кто, что, когда, где, и др. | До, после, внутри главного предложения | Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой степени? | К глаголу, прилагательному, или наречию в главной части | Союзы: что, чтобы, будто, словно, как будто. Союзные слова: как, насколько и др. | После главного | После неё начинало так крепко стучать в сердце, что удары его больно отдавались в висках. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Ко всему главному предложению | Союзные слова: где, куда, откуда. | До, после, внутри главного предложения | Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади. |
Времени | Когда? С (до) какого времени? Как долго? С (до) каких пор? | Ко всему главному предложению | Союзы: когда, пока, едва, с тех пор как, как только, в то время как и др. | До, после, внутри главного предложения | Солнце было уже высоко, когда я открыл глаза. |
Условия | При каком условии? | Ко всему главному предложению | Союзы: если, раз, когда и др. | До, после, внутри главного предложения | Не мил и свет, если друга нет. |
Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Ко всему главному предложению | Союзы: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что и др. | До, после, внутри главного предложения | Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался её пением. |
Цели | Зачем? С какой целью? | Ко всему главному предложению | Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др. | До, после, внутри главного предложения | Чтобы было легче плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебелёк и плавают, держа его в руках. |
Сравнительные | Как? В сравнении с чем? | Ко всему главному предложению | Союзы: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем … тем и др. | До, после, внутри главного предложения | Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно их вымыл и лак на них навёл. |
Уступительные | Несмотря на что? Вопреки чему? | Ко всему главному предложению | Союзы: хотя, хотя … но, пусть, пускай, несмотря на и др. | До, после, внутри главного предложения | Он пришёл, несмотря на то, что его не приглашали. |
Следствия | Из чего это следует? | Ко всему главному предложению | Союзы: так что | До, после, внутри главного предложения | Вешние воды прошли, так что в начале апреля уже шумели скворцы. |
Присоединительные | Что к этому можно добавить? | Ко всему главному предложению | Союзные слова: что, почему, отчего, зачем | После главного | Вставая поутру, француз пил целебный напиток, отчего он и веселел. |
multiurok.ru
Материал по русскому языку (9 класс) по теме: Таблица придаточных
Тип придаточного | Вопросы | Пример |
| Какой? | Гора (какая?), на которую мы поднялись, с другой стороны оказалась почти отвесной. |
| Падежные вопросы. | Тот (кто?), кто приходил вчера, сегодня не появлялся. |
| Вопросы косвенных падежей: Р.п. Кого? Что? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём? | Не даром говорится (о чем?), что дело мастера боится. |
Обстоятельственные виды придаточных. | ||
| Где? куда? откуда? | Мы устремились туда (куда?), откуда были слышны голоса. |
| Когда? С каких пор? Как долго? | Когда пришло время, (когда?) отправили Иванушку на службу. |
| Вследствие чего что произошло? | Снег становился белее и ярче (вследствие чего…), так что ломило глаза. |
| Почему? По какой причине? | Наша команда заняла первое место на турнире (почему?), потому что готовилась к соревнованиям серьезно. |
| Зачем? С какой целью? | Чтобы не заблудиться, (зачем?) я решил вернуться на тропинку. |
| Несмотря на что? | Было уже совсем тепло (несмотря на что?), хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. В степи было тихо и пасмурно (несмотря на что?), несмотря на то что солнце поднялось. |
| Как? (вопрос обычно задать нельзя) | Ветер рвал шинель так (как?), будто хотел разодрать её надвое. |
| Каким образом? в какой степени? | Дядюшка пел так (как?) как поёт простой народ. |
| При каком условии? | Если будешь много читать, (при каком условии?) будешь много знать. |
nsportal.ru