Схемы слов как составлять: примеры разбора на звуки, слоги, их обозначение в русском языке, построение моделей предложений + таблица – Как составлять схемы слогов. Как составить звуковую схему слова

Как составлять схемы слогов. Как составить звуковую схему слова

С 30.03.15 «Слоговой поезд» Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

Рассказать , кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом… . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: «В слове «лиса» два слога, потому что 2 гласных звука — «И», «А»

Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный — согласный, твёрдый — мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы . Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог — это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие «слог» и «слово», поэтому лучше употреблять понятие «часть» (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и частей». Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: буууу сыыы.

2. Назвать гласные звуки: «У», «А».

4. Сделать вывод: «В слове «бусы» 2 гласных звука, значит 2 части».

5. Произнести слово по частям: «бу — сы».

6. Назвать части по прядку: «Первая часть «БУ», вторая часть «СЫ»

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу «Сколько в слове гласных звуков, столько и частей». Для этого предлагаю игровое упражнение «назови гласные звуки в слове». Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: «А, О, У, И. Э, Ы».

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки — «

ффаааа ррттуууу кк».

3. Назови гласные звуки: «А», «У»

4. Сосчитай и ответь: «Сколько гласных звуков в слове «фартук»?». «В слове «фартук» 2 гласных звука»

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)

С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предлож

Памятка первокласснику «Как составить схему слова» (1 класс)

Уважаемые родители.

Данная памятка поможет вам и вашему ребёнку научиться быстро и правильно составлять схемы слов.

ПАМЯТКА ПЕРВОКЛАССНИКА «Как составить схему слова»

Прямая соединительная линия 2

Составить схему слова – АСФАЛЬТ
  1. Повторяем несколько раз это слово, послушаем – на какой ЗВУК (а не букву) оно начинается.

Слово АСФАЛЬТ начинается на звук А.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук А при произношении тянется, поётся, значит он гласный.

  1. ВСЕГДА, если в начале слова стоит гласный звук, он обозначается красным квадратиком. Рисуем красный квадратик.

  2. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.

Следующий звук – С.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук С – согласный.

  1. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука С?

После звука С следует согласный звук Ф. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно обозначаем звук С квадратиком.

  1. Выясним, каким цветом будем обозначать на схеме квадрат со звуком С. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук С: твёрдо или мягко?

Звук С звучит твёрдо, значит будем раскрашивать квадратик синим цветом.

  1. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.

Следующий звук – Ф.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук Ф – согласный.

  1. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Ф?

После звука Ф стоит гласный звук А. Значит произошло слияние СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ. Следовательно обозначаем оба звука Ф и А треугольниками на схеме.

  1. Выясняем, каким цветом будут треугольники. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук Ф: твёрдо или мягко?

Звук Ф звучит твёрдо, значит будем раскрашивать треугольник синим цветом, а звук А вообще- гласный, он всегда красный.

  1. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук. Следующий звук – Л, . Он мягкий, потому что мягкость ему придаёт буква мягкий знак – ь, которая никакого звука не обозначает

    . Значит будем раскрашивать зелёным цветом.

  2. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Л, . После звука Л, стоит согласный звук Т. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно рисуем зелёный квадрат.

  3. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук. Следующий звук – Т . Он звучит твёрдо. Значит будем раскрашивать синим цветом. После него нет гласного, значит нет слияния. Следовательно рисуем синий квадратик.

  4. Разделим слово на слоги. Для этого произнесём слово медленно и выясним, сколько раз остановились при произношении слова. АС ФАЛЬТ остановились один раз, значит два слога. Мы должны помнить: в слоге всегда должен быть один гласный звук!

    Разделим схему на слоги.

  5. Поставим ударение. Для этого произнесём слово быстро и громко. Послушаем, какой звук мы произносили громче всех, на каком звуке дольше всех остановились голосом.

В слове АСФАЛЬТ громче и дольше других звучал звук А второй. Он оказался ударный. Значит в схеме слова над треугольником, который принадлежит второму звуку А нужно поставить чёрточку – ударение.

Правила — подсказки

  • Буквы а, о, у, ы, э, о придают твёрдость предшествующего согласного.

  • Буквы и, е, ё, ю, я придают мягкость предшествующего согласного.

Если ребёнку трудно на слух определить твёрдость иди мягкость согласного, то эти буквы в этом помогут.

  • Некоторые гласные буквы, когда стоят в начале слова, или после гласного, или после мягкого знака, обозначают два звука.

Е – й , э; Ё – й, о; Ю – й, у; Я – й, а.

Например : ёлка, ё стоит вначале, значит обозначает два звука й о лка.

ИПрямая соединительная линия 4Прямоугольник 3 при составлении схем нужно рисовать на месте таких букв слияние СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ ЙО, ЙА, ЙУ, ЙЭ Причём звук Й – всегда мягкий, значит будем раскрашивать зелёным, а следующий звук всегда гласный, значит будем раскрашивать красным.

Схема слова ПОЁМ (Ё стоит после гласного, значит будет обозначать два звука Й О)

Прямая соединительная линия 6

Как составить звуковую схему слова?

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б’]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (узнать сколько в слове слогов (частей) можно по гласным звукам. Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п’] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с’] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Затем делаем транскрипцию (как мы слышим слово).

[п’ис’мо]

Записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю  стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч’], [щ’], [й’].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

Уважаемые родители, обязательно помогайте ребенку, если у него не получается. Хвалите ребенка за самые маленькие успехи, даже, если не получается, хвалите за то, что он правильно повторил за вами и выполнил задание.

Конспект урока по обучению грамоте «Составление звуко-слоговых схем»

Конспект урока по обучению грамоте (1 класс)

Тема: составление звуко-слоговых схем.

Цель: формирование звукового анализа и синтеза с целью овладения письмом.

Задачи:

* образовательные: формирование понятия «символ», расширение словаря учащихся через специальные учебные задания;

* воспитательные: воспитывать аккуратность, учебную дисциплину, чувство ответственности;

* коррекционно-развивающие: развивать зрительный анализ и синтез, пространственные представления, ассоциативное мышление, навыки письма через специально организованный урок.

Оборудование: символы, звуко-слоговые схемы, наглядность для развития зрительного анализа и синтеза, проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, тетради, ручки, сюжетные картинки, зеркала.

Ход урока:

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сядет тот, кто назовёт мне гласный звук.

Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Какой урок мы начинаем?

Какой это урок по счету?

Что мы делаем на этом уроке?

Скажите, чем мы будем писать?

Давайте подготовим наши руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Дети здороваются.

Называют гласные звуки и садятся за столы.

Отвечают на вопросы:

-Сегодня вторник.

-Обучение грамоте.

-Это второй по счету урок.

-Мы пишем ручкой.

2. Пальчиковая гимнастика

Возьмите в руки карандаш и выполняйте им движения вместе со мной:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

(Сначала катаем карандаш между ладонями, а затем передаем пальцами одной руки пальцам другой).

Давайте «согреем» наши ручки- потрем ладони друг о друга, а сейчас их «остудим»- подуем на них. А теперь потрясем ручками- расслабим их.

Ручки подготовили к работе.

Берут в руки карандаш и выполняют им движения вслед за учителем.

Выполняют движения.

3. Дыхательная гимнастика

Чтобы правильно писать- нужно правильно дышать- давайте выполним дыхательную гимнастику. Смотрим на картинки:

Вдох через рот, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох через нос, выдох через нос.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнения.

hello_html_312abf32.jpg

4.Артикуляционная и мимическая гимнастика

Сейчас достаньте зеркала, подготовим наши губы и язычок к работе (показываются картинки):

-Сделайте « Улыбочку» (повторить 3-4 раза).

-А сейчас « Трубочку» (повторить 3-4 раза).

— Сделаем « Лопаточку» (повторить 3-4 раза).

-Сделаем « Иголочку» (повторить 3-4 раза).

-Сделаем «Качели» (повторить 3-4 раза).

Сделаем «Часы» (повторить 3-4 раза).

— А сейчас надуем щечки- получились «Толстячки». Теперь «втянем» щечки- получились «Худышки» ( повторить 2 раза).

— Давайте улыбнемся, а теперь нахмуримся. Рассердимся и удивимся.

Дети выполняют упражнения.

Выполняют действия.

hello_html_626bacfa.jpg

hello_html_m53badab5.jpg

hello_html_m4564e7b1.jpg

hello_html_m3f4c3605.jpg

hello_html_3e7efa52.jpg

hello_html_3a00e8f8.jpg

5.Работа с символами

Поработаем с символами. Скажите, что такое символ?

Что изображено на рисунках? На какие действия указывают они?

Какие картинки нужны, чтобы научиться писать?

Скажите, какие бывают звуки?

Чем обозначается звук?

Что мы делаем со звуком?

Что мы делаем с буквой?

Какие гласные звуки вы знаете?

Отвечают , что символ- это рисунок, который указывает на выполняемое действие.

Называют изображения на рисунках и действия на которые они указывают.

Выбирают картинки, которые нужны.

— Звуки бывают гласные и согласные.

-Звук обозначается буквой.

— Звук мы слышим и произносим.

— Букву мы видим и пишем.

Называют гласные звуки.

hello_html_4343a270.jpg

hello_html_63ec7e7c.jpg

hello_html_1c6de9f0.jpg

hello_html_54f934f1.jpg

hello_html_d584670.jpg

hello_html_m4160e7fc.jpg

hello_html_m37373d6.jpg

7.Развитие зрительного анализа и синтеза

Сегодня к нам в гости пришли животные, а какие это животные вы догадаетесь сами, посмотрев на картинку.

Скажите, какие животные к нам пришли? Посчитайте сколько их?

Называют животных на картинке и сколько их .

Детям дается картина с наложенными друг на друга силуэтами животных

hello_html_1bf2883b.jpg

8.Составление звуко- слоговых схем

Возьмите схемы для звукового анализа слов. Положите их перед собой- они нам сейчас будут нужны.

К нам пришли еще гости , а что это за гости вы узнаете, правильно отгадав загадки:

-Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Давайте определим, сколько слогов в слове «лось» и выложим схему. Один работает у доски, а все остальные у себя на столах.

— Шерсть как шелк у киски,

А на ушах кисти.

Только вряд ли скажешь «брысь»,

Посерьезней киски…

Давайте определим, сколько слогов в слове

« рысь» и выложим схему.

— Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее — …

Давайте определим, сколько слогов в слове

« лиса» и составим схему.

— Я скажу вам по секрету:

Вся в полоску лошадь эта.

Видно, ей с любовью мама

Сшила модную пижаму.

Давайте определим, сколько слогов в слове

« зебра» и составим схему.

— Юркий маленький зверек

С ветки прыг на ветку скок.

Давайте определим, сколько слогов в слове

« белка» и составим схему.

— Это лось.

— В слове «лось» 1 слог. Схема: твердое слияние, так как есть звук твердый и гласный и мягкий замочек.

— Это рысь.

— В слове « рысь» 1 слог. Схема: твердое слияние, так как есть звук твердый и гласный и мягкий замочек.

— Это лиса.

— В слове « лиса» 2 слога. Схема: мягкое слияние, так как есть звук мягкий и гласный и твердое слияние, так как есть звук твердый и гласный.

-Это зебра.

— В слове « зебра» 2 слога. Схема: мягкое слияние, так как есть звук мягкий и гласный, твердый замочек и твердое слияние, так как есть звук твердый и гласный.

-Это белка.

— В слове

«белка» 2 слога. Схема: мягкое слияние, так как есть звук мягкий и гласный, твердый замочек и твердое слияние, так как есть звук твердый и гласный.

hello_html_m792a0abc.jpg

hello_html_76456793.jpg

hello_html_49efd3f6.jpg

hello_html_424a4cdc.jpg

hello_html_m4df7a468.jpg

9. Физминутка

Давайте немножко отдохнем. Встаньте около своих столов. Выполняем движения вместе со мной:

Раз- подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

Выполняют движения

10. Работа в тетрадях

Откройте тетради, выполним письменную работу- нужно дописать элементы букв до конца строчки.

Открывают тетради, дописывают элементы букв до конца строчки.

11. Итог

Чем мы занимались на уроке?

Кто к нам сегодня приходил в гости?

Что вам понравилось на уроке?

-Сегодня мы учились писать элементы и составлять схемы.

— Сегодня к нам в гости приходили животные (называют животных).

Отмечают что понравилось.

12. Оценка

Вы сегодня молодцы- все хорошо работали на уроке. Спасибо за урок. Урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *