Схемы сложного предложения примеры – Схемы предложений на все случаи жизни

Содержание

Схемы сложных предложений

Схемы сложных предложений представлены двумя видами – схемы линейные и блочные. Линейные схемы встречаются более часто и представлены во всех типах сложных предложений, блочные же схемы, как правило, применяются относительно к сложным предложениям с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим на примерах поэтапное построение схемы сложного предложения.

1. ССП.

NB! Все части предложения на схеме представлены квадратными скобками [   ], а союз выносится ЗА скобки. Количество частей регламентируется количеством грамматических основ: каждая часть – это квадратные скобки + союз.

[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].

2. СПП.

NB! СПП состоит из главной части и части придаточной, которые графически представлены квадратными [ ] и круглыми ( ) скобками соответственно. Союз или союзное слово в СПП располагаются внутри частей. В СПП необходимо указывать те слова в главной части, которые являются опорными для придаточной части. Количество частей также регламентируется количеством грамматических основ. Придаточная часть определяется вопросом, который ставится от главной части. Придаточная часть несамостоятельна, т.е. использоваться без главной части она не может.

[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось море) 3.

[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ).

Так как перед нами СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение), поэтому мы можем представить и блочную схему. Для удобства обозначения в такой схеме главную часть мы обозначаем прямоугольником, а зависимые – кругом.

Схема СП

3. БСП.

NB! В БСП все части равноправны, но нужно быть внимательным со знаками препинания между частями.

[Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда] 2.

[ ск. ]: [ ск. + подл. ].

4.  СП с разными видами связи.

NB! Схемы этих предложений – синтез всех ранее рассмотренных схем. Но следует помнить, что СП с разными видами связи выделяется ведущая связь, которая объединяет блоки – части, наиболее связанные по структуре и смыслу.

[Переулок был весь в садах] 1, и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень] 2, (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 3.

| [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что… ) |.

В нашем предложении ведущая связь сочинительная (союз и), объединены два блока: 1 блок – предложение простое (1), 2 блок – СПП (2,3).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Павел ЯмбПавел Ямб

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений.  И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Информация

Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в схемах предложений (1 уровень сложности)

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Ваш результат был записан в таблицу лидеров
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

максимум из 100 баллов
МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
Таблица загружается
Нет данных

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов.  Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?»  Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.Составление схемы предложенийСоставление схемы предложений
  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схемы предложений

Схемы предложений

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Screenshot_1Screenshot_1

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Screenshot_2Screenshot_2

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

 [ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку.  Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

 […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

[…..],

↓ что?

 (что ….),

↓ какой?

 (который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

                      […..]

↓ когда?                   ↓ зачем?

 (когда ….),             (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

                      […..]

↓ что?            ↓ что?            ↓ что?

 (как ….),     (как ….),      (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Подарок от нашего художника

Подарок от нашего художникаНайди 10 отличий
Подарок от нашего художникаПодарок от нашего художника

copirayter.ru

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

itlang.ru

Простое и сложное предложения. Союзы. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы получите общее представление о сложных предложениях, об однородных членах предложения. Понаблюдаете,  с помощью чего соединяются части сложного предложения, узнаете о значении союзов. Поучитесь постановке запятых в предложениях и схемах. Потренируетесь подбирать  к каждому  предложению свою схему.

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные…

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е – соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1)  Прозвенел звонок.

2)  Ребята зашли в класс.

3)  Начался первый урок.

4)  Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

 

Найдём грамматические основы.

                  

Предложение, в котором одна грамматическая основа, — простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.

 

4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения – это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2)  Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3)  Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3)      Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.

Что? солнце, что сделает? пригреет – первая основа.

Дороги почернеют – вторая основа.

проталины обнажатся – третья основа.

Ручейки зажурчат – четвёртая основа.

Грачи пожалуют – пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима  приближается , холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит  запятая.

2) Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих.  Такие члены предложения называются однородными.  Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

  

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке — схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед  союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения — запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых — собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

 

2) Люди спали, и собака ревниво сторожила их.

 Предложение сложное, так как две основы – люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

  

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел, кричал, но в руки не давался.

 Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых – пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

 

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы – весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

 

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими – простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме  запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и. Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что, — чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

Это сложное предложение, перед словом что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом  чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать  обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал  себе под нос новую песенку.

2. Винни – Пух вставал рано, по утрам  он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

1.  

2. 

3. 

 

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой  (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. При письме части сложного предложения разделяются запятой.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 
  3. Zankov.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное – 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и. Что он соединяет – однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

interneturok.ru

Схемы простого осложненного предложения

Схема простого осложненного предложения – это линейная схема. На ней отражаются особенности расположения, связи и др. каждого конкретного осложнения. В качестве осложнения могут выступать однородные члены, обращения, вводные и вставные элементы, причастные и деепричастные обороты, конструкции со значением уточнения, пояснения и др. Рассмотрим наиболее традиционные случаи осложненных простых предложений и прокомментируем построение их схем.

1.  Однородные члены.

NB! Однородные члены (ОЧ) графически обозначаются посредством кружков, в которых отмечена синтаксическая функция ОЧ. Между ОЧ в схеме сохраняются знаки препинания и союзы. Непосредственно схема ОЧ заключена в квадратные скобки, обозначающие простое предложение.

И тихие, и прекрасные, и сказочно грустные стояли над водой березы.

[И   ОЧ, и   ОЧ , и  ОЧ….].

2. Обращения.

NB! При построении схем предложений с обращением (О) важно отразить в схеме место расположение О – в начале, середине или конце предложения, а также знаки препинания при нем. О не является членом предложения, поэтому чаще всего в схеме его отделяют прямыми вертикальными линиями
|  |, оставляя поле внутри пустым, и помечают «О».

Тайга, тебя прекраснее я в жизни не видал.

[| О |, …].

3. Вводные слова, словосочетание и предложения (ВВ).

NB! Аналогично обращениям, в схеме ВВ важно указать позицию ВВ в предложении и их знаки препинания. ВВ не являются членом предложения.

У него, кажется, был приятель Куликов. […, | ВВ|, …].

В Снежках – как часто говаривали старики – оживали самые страшные легенды.
[… – | ВВ| – …].

4. Причастные обороты.

NB! Для причастного оборота (ПО) в схеме важно показать его место относительно определяемого слова, обозначаемого как Х, а также соответствующие знаки препинания.

Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.

[Х, | ПО |, …].

Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.

[| ПО | Х …].

5. Деепричастные обороты.

NB! Деепричастный оборот (ДО) требует указания в схеме своего местоположения в предложении – он не привязан к одному слову, как это происходит с ПО, а также его знаков препинания.

Подъехав к озеру, Серж опустил ружье. [| ДО |, гл. …].

Серж опустил ружье, подъехав к озеру. [гл., | ДО |].

Серж, подъехав к озеру, опустил ружье. […, | ДО |, гл…].

6. Конструкции со значением уточнения, пояснения, присоединения и др.

NB! Такие конструкции вносят в предложение дополнительный смысл. Для их схемы важно указать местоположение в предложении и знаки препинания.

Было очень холодно, особенно ночью. […нар, | присоединение |].

В данной статье мы рассмотрели наиболее частотные случаи; кроме уже разобранных вариантов, можно встретить предложения с вставными конструкциями и др. Также можно столкнуться и с комбинированными предложения. Рассмотрим одно из них.

Вопреки сообщениям синоптиков, солнце вовсю грело и обещало людям отличные выходные, дарящие заряд бодрости  на всю неделю.

[|ВВ|, …  ОЧ и ОЧ … сущ., | ПО|].

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Схемы строений сложных предложений, 9 класс

Сложное предложение

Союзное

Средства связи: союзы, союзные слова, интонация

Бессоюзное

Средства связи: интонация

сложносочинённое

сложноподчинённое

Средства связи:

интонация, сочинительные союзы

союзы: и, или, а, но и т.п.

Части предложения равноправны:

[ ], и [ ]

Средства связи:

интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

союзы: что, чтобы, если, когда и т.п.

союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как и т.п.

Части предложения неравноправны:

есть главная часть и зависимая (придаточная), связанные друг с другом по смыслу вопросом второстепенного члена предложения

hello_html_m6c84af7.gifhello_html_m3ac72592.gifhello_html_m7ba89630.gif

[ ], (союз )

hello_html_323a0259.gifhello_html_13fb4096.gifhello_html_m2df98e5e.gif

[ ], (союзное слово )

Средства связи:

интонация

Части предложения равноправны

(часто – формально равноправны)

[ ] , [ ] или [ ] ; [ ]

[ ] : [ ]

[ ] — [ ]

Знаки препинания между частями

Запятая

между равноправными частями предложения,

за исключением

предложений с детерминантом (распространителем всего предложения):

hello_html_m12035cc.gifhello_html_7feaf4ac.gifhello_html_m4ead58f2.gifгде?

hello_html_640a59cc.gifhello_html_20211e8d.gifhello_html_m4ead58f2.gif

[За окном светало] и [кричали петухи]

Запятая

между главной и придаточной частями предложения

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире

(в зависимости от интонации и смысловых оттенков)

между частями предложения

Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных частей.

Местоимённо-определительные

(местоимённо-соотносительные)

Изъяснительные

(дополнительные)

Обстоятельственные

Присоединительные

Вопрос какой?

Крепятся к главной части союзными словами

Относятся к существительному в главной части

Указательное слово тот

Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову

Тропинка, что шла позади огородов, вела к лесу.

какая?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m692e66c4.gifhello_html_m71573af9.gif

[Тропинка, (с.сл. что ), ]

На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень.

каком?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_42c16f1a.gifhello_html_m71573af9.gif

[том месте, (с.сл. где ), ]

Вопрос кто именно? что именно?

Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару

Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову.

Кто ищет, тот всегда найдёт.

hello_html_m253122f8.gifhello_html_m1f405768.gifhello_html_m777d09a6.gifкто именно?

(с.сл. Кто), [ тот ].

Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно.

чего именно?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m1b5b5712.gifhello_html_m71573af9.gif

[ того], (с.сл. что).

Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата.

кто именно?

hello_html_m253122f8.gifhello_html_m46e0a4ee.gifhello_html_m777d09a6.gif

[ Каждый, (с.сл. кто), ].

Вопросы косвенных падежей

Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли

Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение

  • речи,

  • мысли,

  • чувства,

  • восприятия

Указательное слово то

Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову

Известно, что людям свойственно ошибаться.

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_26fdbba0.gifhello_html_m71573af9.gifчто?

[Известно], (с. что).

Я горжусь тем, что родился в России.

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gifчем?

[горжусь тем], (с. что).

Буду ли я счастлив с ней, не знаю.

чего?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с.-ч. ли), [не знаю].

Обстоятельственные вопросы

Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично).

Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и

Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма.

[ ], (с.сл отчего и.).

Я окончил учебный год на «отлично», чем и горжусь.

[ ], (с.сл. чем и).

Мне подарили собаку, чему я страшно рад.

[ ], (с.сл. чему ).

образа

действия

Вопросы как? каким образом?

Крепятся союзами как, будто, что

Относятся к глаголу в главной части

Указательное слово так

Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом

Он всё делал так, как его учили.

как?каким образом?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_26fdbba0.gifhello_html_m71573af9.gif

[делал так], (с.как).

меры и степени

Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени?

Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько

Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части

Указательные слова так, настолько

Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части

Он пел так задушевно, что все прослезились.

В какой степени?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gif

[так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия

времени

Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока

Относятся ко всей главной части

Указательное слово тогда

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)

В то время как все уже сидели за столом, пожаловал незваный гость.

когда?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с В то время как), [ ].

места

Вопросы где? куда? откуда?

Крепятся союзными словами где, куда, откуда

Относятся ко всей главной части

Указательные слова там, туда, оттуда

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

Где стол был яств, там гроб стоит.

где?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с.сл. Где), [ там ].

Иди, куда влечёт тебя свободный ум.

куда?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gif

[иди], (с.сл. куда).

сравнения

Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем?

Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части)

Стало мне вдруг на душе хорошо, будто детство моё вернулось.

подобно чему?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gif

[ ], (с.будто).

условия

Вопросы в каком случае? при каком условии?

Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)

Если хочешь чего-либо сильно, то добьёшься.

В каком случае?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с..Если), [то ].

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

В каком случае?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с..Когда), [ ].

уступки

Вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части)

Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.

Несмотря на что?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с..Хоть), но [ ].

Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа.

Несмотря на что?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с.сл.Куда ни), [ ].

причины

Вопросы почему? отчего? по какой причине?

Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

По берегам озера трава густая, потому что здесь достаточно влаги.

почему?

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gif

[ ], (с.потому что).

цели

Вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

Чтобы много знать, нужно много читать.

зачем?

hello_html_323a0259.gifhello_html_m6cade6d3.gifhello_html_m2df98e5e.gif

(с.Чтобы), [ ].

следствия

Вопрос что из этого следует?

Крепятся союзом так что

Относятся ко всей главной части

Фиксированная постпозиция по отношению к главной части

Река разлилась, так что переправиться на другой берег было невозможно.

Что из этого следует

hello_html_22bbf5f7.gifhello_html_m23eafc60.gifhello_html_m71573af9.gif

[ ], (с.так что).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Части тесно связаны по смыслу, интонация перечисления

1) слабая смысловая связь между частями при перечислительной интонации,

2) хотя бы одна из смежных частей осложнена

1) вторая часть содержит причину факта, сообщаемого в первой части,

2) вторая часть содержит пояснение факта, сообщаемого в первой части,

3) вторая часть содержит дополнение факта, сообщаемого в первой части.

1) первая часть содержит указание на условие или время того, о чём говорится во второй части,

2) вторая часть содержит следствие из того, о чём говорится в первой части,

3) содержание частей противопоставляется друг другу,

4) части содержат факты или действия, быстро сменяющие друг друга

ПРИМЕРЫ

Ярко светит солнце, распускаются цветы, поют птицы.

[ ] , [ ] , [ ]

1) Ветви грабов стоят в золотом убранстве; у ног моих много листьев.

[ ] ; [ ]

2hello_html_9d88fc3.gifhello_html_9d88fc3.gifhello_html_9d88fc3.gif) Появились подснежники, разбуженные весенним солнышком ; вернулись перелётные птицы.

[ осложнена ] ; [ ]

1) Переправиться на другой берег не представлялось возможным: река разлилась.

[ факт ] : [ причина ]

hello_html_m7908d591.gif

hello_html_m52b9ccf3.gifпотому что

2) Степь пестрела цветами: белели ромашки, синели колокольчики…

[ факт ] : [ пояснение ]

hello_html_m7908d591.gif

hello_html_m52b9ccf3.gifа именно

3) Он явственно услышал: где-то слева от него хрустнула ветка.

[ факт ] : [дополнение ]

hello_html_m7908d591.gif

hello_html_m52b9ccf3.gifчто

1а) Будешь много читать – будешь много знать.

hello_html_9624592.gif[условие] : [факт ]

hello_html_6ec748bc.gifЕсли

1б) Придёт июнь – будем сдавать экзамены.

hello_html_9624592.gif[время] : [факт ]

hello_html_6ec748bc.gifКогда

2) Река разлилась – переправиться на другой берег не представлялось возможным.

[ факт ] — [следствие ]

hello_html_m7908d591.gif

hello_html_m52b9ccf3.gifтак что

3) Чин следовал ему – он службу вдруг оставил…

[hello_html_m76c5fb6c.gif факт ] — [противопоставление ]

hello_html_m52b9ccf3.gifа

4) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

[ событие ] — [событие ]

Быстрая смена событий

infourok.ru

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

По своей сути сложное предложение – это несколько простых, на этом принципе и основывается составление его схемы. Чтобы правильно составить его схему (которая может понадобиться при синтаксическом разборе), нужно знать, как это делается и по каким принципам. Они и отличаются для разных типов сложных предложений, и имеют общие части. Эта тема изучается на уроке русского языка в 6 классе.

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

Схема сложносочиненного предложения

Ее не так сложно составить, как в случае со сложноподчиненным, так как части этого предложения равноправны. Значит, и схема будет достаточно несложной: части обозначаются квадратными скобками, между ними ставятся знаки препинания, а те сочинительные союзы, которые использованы в предложении, выносятся за пределы скобок и ставятся после знака препинания.

Вот пример схемы сложного предложения с сочинительной связью.

Солнце опускалось за горизонт, и мир окрашивался в красновато-розовые тона: […], и […].

Схема сложноподчиненного предложения

В сложноподчиненном предложении его части неравноправны – есть главная и зависимая (или несколько зависимых), так что схема будет выглядеть немного по-другому. В ней главная часть обозначается квадратными скобками, а зависимая – круглыми. Между ними ставится запятая, вынесенная за скобки.

Подчинительная связь в таком предложении выражается с помощью соответствующих союзов. Но если в схеме сложносочиненного предложения союз выносится за скобки, то в случае со сложноподчиненным он также указывается, но внутри скобок.

Вот как выглядит схема сложного предложения с подчинительной связью.

Петр знал, что должен это сделать: […], (что…).

Схема бессоюзного сложного предложения

Как и в случае с синтаксическими единицами с сочинительной связью, в бессоюзном предложении его части равноправны – значит, они обозначаются квадратными скобками. Между ними ставится тот знак препинания, который использован в предложении.

В предложении с бессоюзной связью употребляются не только запятые, но также тире и двоеточие. Это обязательно должно быть отражено на схеме.

Вот как выглядит схема бессоюзного предложения.

За работу выплатили смехотворно мало – рабочие не стеснялись высказать свое недовольство: […] – […].

Схема сложного предложения с разными видами связи

Это, пожалуй, самый сложный случай, так как при составлении такой схемы очень легко запутаться. Чтобы этого не произошло, нужно найти каждую часть синтаксической единицы, определить виды связи между ними и уже на этом основании составлять схему.

Чтобы понять, как это сделать, лучше всего рассмотреть соответствующий пример.

Тоннель шел вниз, поэтому идти было несложно: ребятам казалось, что их подталкивают в спину.

В данном предложении три части. Первая и вторая связаны между собой подчинительной связью, при этом первая является главной, вторая – зависимой. А вот между второй и третьей – бессоюзная связь, которая выражается двоеточием. Следовательно, схема этого предложения будет выглядеть следующим образом: […], (поэтому…): […].

Что мы узнали?

Для того, чтобы правильно составить схему сложного предложения, нужно определить способ связи между его частями. Если связь бессоюзная или сочинительная, предложения на схеме будут обозначаться квадратными скобками, а знаки препинания и союзы – выноситься за пределы этих скобок. А вот в предложении с подчинительной связью квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, зависимая же обозначается кавычками, внутри которых пишется подчинительный союз. Запятая в любом случае выносится за скобки.

Предыдущая

Русский языкСложные существительные – примеры слов, правила написания (6 класс, русский язык)

Следующая

Русский языкДеловой стиль речи – примеры, черты и особенности

sprint-olympic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *