Сюжет в литературе из чего состоит – Основные элементы сюжета

Основные элементы сюжета

Пролог

Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция

Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.

Завязка

Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Развитие действий

Описание всего происходящего, ход событий.

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка

Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены.

Эпилог

Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.

Внесюжетные элементы

Вводные эпизоды

«Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями.

Лирические отступления

Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.

Художественное обрамление

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.

ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)

ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)

Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.

Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть

проблема литературного произведения.

Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:

  • в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;

  • важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;

  • тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;

  • неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

  • трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? • Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д

    .

Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.

Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.

Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.

Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:

Жизненное явление

Вопрос, позволяющий изучить жизненное явление с помощью образного языка

Авторское видение способов решения вопроса, позволяющего изучить жизненное явление

Тема

Проблема

Идея

Код контролируемого элемента 1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Понятие

Определение

Примеры

Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого

tropos-поворот).

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях.

Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность- в обличии волка, коварство в виде змеи.

Гипербола

Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

…редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»).

Ирония

Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д.

Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»).

Литота

Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета.

Например, в произведениях устного народного творчества – мальчик с пальчик, избушка на куриных ножках.

Стальной нож - стальные нервы.

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Метонимия

Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений.

Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.

Все флаги в гости будут к нам.

(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).

Олицетворение

(прозопея)

Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость…

(А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»).

Сарказм

Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры.

Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.

Синекдоха

Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц.

(И.А. Бунин, «Легкое дыхание»).

Сравнение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п.

Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»).

Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени).

(А.С. Пушкин, «Осень»).

Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

(М.Ю. Лермонтов, «Утес»).

Антитеза

Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Они сошлись. Волна и камень

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Оксюморон

Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии.

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.

Анафора (единоначатие)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий.

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю. Лермонтов, «Желание»).

Антитеза

Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Градация

Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением.

Не думай бежать!

Это я

Вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

(В.В. Маяковский, «Про это»).

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении.

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой.

(А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»).

Оксюморон

Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений.

Звонкая тишина, сладкая боль и т.п.

Риторическое обращение

(от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).

Умолчание

Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным.

Эллипсис

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого.

Фонетические средства выразительности

Благозвучие

Состоит в красоте и естественности звучания.

Аллитерация

Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь…

(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).

Ассонанс

Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков.

Пора! Пора! Рога трубят…

(А.С. Пушкин, «Граф Нулин»).

Звукопись

Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи.

Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.

Изобразительные средства синтаксиса

Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом)

Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы.

Раскудрявая березка,

Ветра нет, а ты шумишь:

Ретиво мое сердечко,

Горя нет, а ты болишь.

ИЛИ

(1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы.

В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.

Риторический вопрос

Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).

Восклицание, восклицательное предложение.

Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п.

Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна!

(А. Твардовский, «За далью даль»).

ИЛИ

Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!

(А.П. Чехов, «Попрыгунья»).

Обращение

Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам.

Не пой красавица при мне.

(А.С. Пушкин, «Не пой…»).

А вы, Надменные потомки!

(М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).

Бессоюзие (асиндетон)

Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Многосоюзие (повторяющиеся союзы)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро»).

Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

studfile.net

Сколько сюжетов в мировой литературе?

В конце XIX века считалось, что в мировой литературе существует всего 36 сюжетов: совсем немного для тысяч книг, написанных за много веков существования письменности. Но через сто лет писатель Хорхе Луис Борхес пошел еще дальше — он сказал, что историй всего 4 и каждая новая книга только пересказывает на свой манер одну из этих историй. Какие же сюжеты великие писатели и теоретики назвали вечными?

«Нет ничего нового под Солнцем» — провозгласил Ветхий Завет еще за несколько веков до начала нашей эры. Потом Николай Карамзин переделал цитату в известное нам: «Ничто не ново под Луной», а теоретики литературы начали разговор о неких «вечных», «бродячих» сюжетах, на основе которых строятся абсолютно все литературные произведения. В конце XIX века специалисты насчитывали 36 универсальных драматических ситуаций, а во второй половине XX столетия великий писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе сократил количество мировых сюжетов до четырех, каждый из которых действительно появился задолго до написания Ветхого Завета (так что царь Соломон был прав, когда утверждал, будто на Земле ничего не меняется). Так сколько же сюжетов существует в мировой литературе и что это за вечные истории?

4 сюжета Борхеса

«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде», — так заканчивает свое емкое эссе писатель Хорхе Луис Борхес. Всего половина страницы понадобилась одному из самых образованных людей своего времени, чтобы обобщить все необъятные литературные знания, которые он накопил за 70 лет жизни. Тысячи книг на десятке доступных ему языков (и еще столько же — в переводах) открыли Борхесу неожиданную истину — за всю историю своего существования человечество придумало всего 4 истории, и все 4 — задолго до начала нашей эры. Все остальные сочинения, устные рассказы, фантазии — всего лишь вариации на одну из четырех смыслообразующих, по-настоящему вечных историй. Что же это были за сюжеты?

Снова обратимся к эссе (или микрорассказу — как кому угодно) «4 цикла»: «Одна, самая старая [история] – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои». Борхес отсылает читателей к легенде о Троянской войне, отмечая, что Гомер был не первым, кто ее рассказал, а значит, сюжету этому около 3 тысяч лет. Актуальна ли эта история сейчас? Конечно, и речь идет не только о военных фильмах и книгах. Вспомните любое произведение, где молодой человек завоевывает внимание девушки или главный герой борется, чтобы получить работу мечты, — чем не завоевание? Так что по Борхесу, «Иллиада», «Гордость и предубеждение» и фильм «Социальная сеть» будут в одной группе, хотя по смыслу и сюжету эти произведения разительно отличаются друг от друга.

«Вторая, связанная с первой, – о возвращении». Очевидно, что это история об Одиссее, который 20 лет скитался по опасным морям и землям, чтобы наконец вернуться домой. Вариацию этого сюжета — историю о поиске (легенда о золотом руне) — мастер вынес отдельным пунктом. В древности истории о поиске заканчивались счастливо: герои получали заслуженную награду и благополучно возвращались домой, а писатели нового времени чаще всего приводили своих героев к поражению: капитан Ахав гибнет из-за кита, которого пытался поймать всю жизнь, а персонажам Кафки не суждено найти выход из лабиринта абсурда и моральных терзаний. Фильм «Титаник» о любви — скажете вы. Фильм «Титаник» о неудачном поиске себя — сказал бы Борхес.

И наконец последний, самый неожиданный, сюжет — история о самоубийстве Бога. Обитатели Олимпа жертвуют собой ради возлюбленных, Один пригвождает себя к дереву, чтобы получить мудрость, а Иисус позволяет римским солдатам распять себя на кресте. Самоубийство Бога глубоко въелось в наш культурный код — отсюда и любовь к комиксам, в которых тоже есть место божественной жертве.

сколько существует историй

6 вечных сюжетов: выбор ученых

Действительно, приложив немного умственных усилий, мы сможем поместить любое произведение мировой культуры в одну из четырех борхесовских групп, но иногда полезнее посмотреть на предмет с другой точки зрения, например проследить, по каким схемам может меняться динамика произведения. Американские ученые проанализировали тысячи текстов, чтобы узнать, как меняется их настроение от завязки до кульминации и развязки. 6 получившихся схем они назвали самыми глубокими литературными архетипами — или шестью смыслообразующими, вечными историями, как сказал бы Борхес. Исследование проходило так: книги загружались в компьютер и машина определяла процентное соотношения слов с отрицательной и положительной коннотацией в разных частях произведения. Затем все данные сводились в графики.

Первый сюжет — о герое, который выбрался «из грязи в князи». В произведениях, построенных по этой схеме, слова в первой части повествования будут носить более отрицательный характер, чем слова из второй части. Самый яркий, буквальный пример — «Божественная комедия» Данте. Сюжетная линия в таком виде историй предельно пряма: со дна к вершине, без всяких отклонений, взлетов и падений.

Второй тип истории прямо противоположен первому — это трагедия, в которой герой теряет все. Пример, который приводят ученые, — роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Начинается повествование с картин роскошной жизни героини, а заканчивается ее постыдным самоубийством и несчастной судьбой ее дочери. Этот сюжет тоже не подразумевает сложных сюжетных поворотов: мастерство автора раскрывается в психологии персонажей.

Третий сюжет исследователи назвали «историей Икара», поскольку его герои так же быстро взлетают и затем стремглав падают вниз. Пример — «Ромео и Джульетта». Главная интрига пьесы закручивается на удивление быстро: герои, едва встретившись, влюбляются друг в друга без памяти. Но они понимают, что вражда между их семьями не позволит им быть вместе, потому так же стремительно совершают самоубийство, хотя читатель понимает, что этой развязки можно было избежать. Размеренности и неизбежности первых двух историй тут нет и в помине.

Всеми любимый роман «Гордость и предубеждение» исследователи посчитали отличным представителем сразу двух схем: истории Золушки (взлет, падение, снова взлет) и сюжета о человеке в беде (падение, взлет). Главная героиня на протяжении всего повествования находится в самых разных положениях: иногда она выходит победителем из сложных ситуаций благодаря своему характеру, а иногда становится беспомощной жертвой обстоятельств и человеческих пороков, но в итоге все заканчивается благополучно. С точки зрения интриги это самые интересные сюжеты.

Последняя схема — история Эдипа — во многом похожа на вторую. По сути она представляет собой бесконечное падение героя, которое лишь один раз за повествование сменяется коротким счастливым эпизодом, чтобы затем окончательно рухнуть вниз. По такой схеме построен «Франкенштейн» Мэри Шелли. Мы понимаем, что чудовищного героя не ждет ничего хорошего в конце романа, но писательница дает ему мнимую надежду в середине повествования, чтобы затем уничтожить окончательно. Примерно то же самое любят делать все русские классики.

ромео и джульетта

36 драматических ситуаций

Схемы Борхеса и американских исследователей имеют философский, но не практический интерес. Если вы писатель или сценарист, то вряд ли вам поможет информация, что любая придуманная вами история в конце концов сведется к Одиссею или Ахиллу. Гораздо полезнее окажется система 36 драматических ситуаций, придуманная французским театроведом Жаном Польти. Он без помощи компьютеров проанализировал 1200 книг, проследил за судьбами 8000 героев и пришел к выводу, что двигателем сюжета всегда выступала одна из 36 выделенных им драматических ситуаций. Вот их полный список:

• Мольба
• Спасение
• Месть, преследующая преступление
• Месть близкому за близкого
• Затравленный
• Внезапное несчастье
• Жертва кого-нибудь
• Бунт
• Отважная попытка
• Похищение
• Загадка
• Достижение
• Ненависть между близкими
• Соперничество между близкими
• Адюльтер, сопровождающийся убийством
• Безумие
• Фатальная неосторожность
• Невольное кровосмешение
• Невольное убийство близкого
• Самопожертвование во имя идеала
• Самопожертвование ради близких
• Жертва безмерной радости
• Жертва близким во имя долга
• Соперничество неравных
• Адюльтер
• Преступление любви
• Бесчестие любимого существа
• Любовь, встречающая препятствия
• Любовь к врагу
• Честолюбие
• Борьба против бога
• Неосновательная ревность
• Судебная ошибка
• Угрызения совести
• Вновь найденный
• Потеря близких

Подобрать примеры для каждой из представленных ситуаций не составляет труда. Попробуйте сами: возьмите несколько фильмов со сложным сюжетом (например, из нашей подборки) и разбейте их на драматические ситуации. Умение выделять их в тексте обязательно для любого профессионального сценариста. Есть даже такая шутка: авторы всевозможных мыльных опер перед написанием идеи вытаскивают из шляпы одну из 36 классических ситуаций и создают сценарий по ней (хотя, кто знает, может, это и не шутка).

Как оказалось, типичными являются не только все на свете истории, но и все на свете персонажи. Филолог Владимир Пропп выделил 31 функцию действующих лиц в сказке, которые легко переносятся на любой литературный материал. Вот некоторые из них: отлучка, запрет, нарушение запрета, борьба с врагом, погоня, возвращение и так далее. Зная 36 стандартных историй и 31 стандартную функцию, опытный писатель, сценарист или режиссер может предсказать развитие сюжета и финал любой истории — давно существующей или только что написанной.

фауст кадры

kto-chto-gde.ru

Сюжет — Википедия. Что такое Сюжет

Сюже́т (от фр. sujet «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения[1].

Содержание понятия

В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

  • Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
  • Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом».
  • Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»[3].

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

См. также

Примечания

Литература

  • Зунделович. Сюжет. Словарь литературных терминов, т.2.
  • Значение слова «сюжет» в Большой советской энциклопедии
  • Сюжет. Литературная энциклопедия
  • Луначарский А. В., Тридцать шесть сюжетов, журнал «Театр и искусство», 1912 г., N 34.
  • Славутин Е.И., Пимонов В. И. К вопросу о структуре сюжета // Вестник Литературного института им. А. М. Горького, № 2, 2012, стр. 22-30 http://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik_li_2012_2.pdf
  • Reagan, Andrew J., et al. The emotional arcs of stories are dominated by six basic shapes. arXiv preprint arXiv:1606.07772 (2016). Реферат в MIT Technology Review: Data Mining Reveals the Six Basic Emotional Arcs of Storytelling (англ.)

wiki.sc

сюжет - это... Что такое сюжет?

  • Сюжет — (от фр. sujet  предмет)  в литературе, драматургии, театре, кино и играх  ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) …   Википедия

  • Сюжет — 1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое …   Литературная энциклопедия

  • сюжет — а, м. sujet m. 1. Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения. БАС 1. || перен. Взаимоотношения. Он <новичок> сразу понимает сюжет камеры: скрытую силу П …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сюжет —     СЮЖЕТ повествовательное ядро художественного призведения, система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий.… …   Словарь литературных терминов

  • СЮЖЕТ — (фр., от лат. subjectum предмет). Содержание, сплетение внешних обстоятельств составляющих основу извест. литерат. или художеств. произведения; в музыке: тема фуги. На театральном языке актер или актриса. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • сюжет — См …   Словарь синонимов

  • СЮЖЕТ — (от фр. sujet субъект, предмет) последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия С. в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его разрушать. В изучении С …   Энциклопедия культурологии

  • СЮЖЕТ — СЮЖЕТ, сюжета, муж. (франц. sujet). 1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). Сюжет Пиковой дамы Пушкина. Избрать что нибудь сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего… …   Толковый словарь Ушакова

  • СЮЖЕТ — из жизни. Разг. Шутл. ирон. О каком л. бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116. Сюжет для небольшого рассказа. Разг. Шутл. ирон. 1. То, о чём стоит рассказать. 2. Какая л. странная, любопытная история. /em> Из… …   Большой словарь русских поговорок

  • сюжет —     СЮЖЕТ, интрига, фабула …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СЮЖЕТ — (французское sujet, буквально предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют …   Современная энциклопедия

  • popular.academic.ru

    Структура сюжета, его функции. Композиция. Сюжет и его фабула

    Сюжет - порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет - часть композиции.

    Композиция - структура произведения: экспозиция (пролог, вступление) , завязка (с чего все началось) , сюжет, кульминация (высшая точка в развитии сюжета) , развязка (чем заканчивается + эпилог)

    Композиция - как построено произведение, последовательно ли изложены события, или нет. Это можно вспомнить в Лермоновском "Герое нашего времени ",где автор намеренно переставил последовательность событий.

    Сюжет (от фр. sujet) —цепь событий, изображенная в литератур­ном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-вре­менных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.Воссоздаваемые писателями события составляют (на­ряду с персонажами) основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое «звено» его формы. Сюжет является организую­щим началом большинства произведений драматических и эпических (повествовательных). Он может быть значимым и в лирическом роде литературы.

    Сюжетные элементы:К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку.К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.

    Мы же будем называть сюжетом систему событий и действий, заключенную в произведении, его событийную цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении. Последнее замечание немаловажно, поскольку довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.

    Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Назовем этот тип сюжета динамическим. В другом типе сюжета – назовем его, в противоположность первому, адинамическим – развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках» и других произведениях Чехова, и т.д. Есть достаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и перечитывание только от начала до конца. Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические – на субстанциальных. Указанная закономерность не имеет характера жесткой стопроцентной зависимости, но все же в большинстве случаев это соотношение между типом конфликта и типом сюжета имеет место.

    Концентрический сюжет – на первый план выдвигается одно событие (одна событийная ситуация). Характерен для малых эпических форм, драматических жанров, литературы античности и классицизма. («Телеграмма» К.Паустовского, «Записки охотника» И.Тургенева)Хроникальный сюжет -события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены с друг другом лишь во времени («Дон Кихот» Сервантеса, «Одиссея» Гомера, Дон-Жуан» Байрона).

    Сюжет и композиция.Понятие композиции является более широким и универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в зависимости от намерений автора. Существует также и внутренняя композиция сюжета к рассмотрению которой мы сейчас и переходим.

    В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета. Самым простым случаем является тот, когда события сюжета линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений.Такую композицию называют еще прямой или фабульной последовательностью. Более сложен прием, при котором о событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения – этот прием называется умолчанием. Прием этот очень эффектен, поскольку позволяет держать читателя в неведении и напряжении до самого конца, а в конце поразить его неожиданностью сюжетного поворота. Благодаря этим свойствам прием умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра, хотя, разумеется, и не только в них. Другим приемом нарушения хронологии или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения. Наконец, фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое. Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев. Она называется свободной композицией и в той или иной мере используется разными писателями довольно часто: так, элементы свободной композиции мы можем найти у Пушкина, Толстого, Достоевского. Однако бывает, что свободная композиция становится главным и определяющим принципом построения сюжета, в этом случае мы, как правило, и говорим собственно о свободной композиции.

    Внесюжетные элементы. Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях. Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами). Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении. Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу. Наконец, вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т.п.Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя.

    В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи. Однако, как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.

    Вообще вне сюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.

    Опорные точки композиции. Композиция любого литературного произведения строится с таким расчетом, чтобы от начала к концу читательское напряжение не ослабевало, а усиливалось. В произведении, небольшом по объему, композиция чаще всего представляет из себя линейное развитие по возрастающей, устремленное к финалу, концовке, в которой и находится точка наивысшего напряжения. В более крупных по объему произведениях в композиции чередуются подъемы и спады напряжения при общем развитии по восходящей. Точки наибольшего читательского напряжения мы будем называть опорными точками композиции.

    Самый простой случай: опорные точки композиции совпадают с элементами сюжета, прежде всего с кульминацией и развязкой. С этим мы встречаемся тогда, когда динамический сюжет составляет не просто основу композиции произведения, но по сути исчерпывает ее своеобразие. Композиция в этом случае практически не содержит вне сюжетных элементов, в минимальной мере пользуется композиционными приемами. Прекрасный пример такого построения – рассказ-анекдот, типа рассмотренного выше рассказа Чехова «Смерть чиновника».

    В том случае, если сюжет прослеживает разные повороты внешней судьбы героя при относительной или абсолютной статичности его характера, полезно поискать опорные точки в так называемых перипетиях – резких поворотах в судьбе героя. Именно такое построение опорных точек было характерно, например, для античной трагедии, лишенной психологизма, а в дальнейшем использовалось и используется в приключенческой литературе.

    Почти всегда одна из опорных точек приходится на финал произведения (но не обязательно на развязку, которая может не совпадать с финалом!). В небольших, по преимуществу лирических произведениях это, как уже было сказано, зачастую единственная опорная точка, а все предыдущее лишь подводит к ней, повышает напряжение, обеспечивая его «взрыв» в концовке.

    В крупных художественных произведениях концовка тоже, как правило, заключает в себе одну из опорных точек. Не случайно многие писатели говорили о том, что над последней фразой они работают особенно тщательно, а Чехов указывал начинающим писателям, что она должна звучать «музыкально».

    Иногда – хотя и не так часто – одна из опорных точек композиции находится, напротив, в самом начале произведения, как, например, в романе Толстого «Воскресение».

    Опорные точки композиции могут иногда располагаться в начале и конце (чаще) частей, глав, актов и т.п. Типы композиции.В самом общем виде можно выделить два типа композиции – назовем их условно простым и сложным. В первом случае функция композиции сводится лишь к объединению частей произведения в единое целое, причем это объединение осуществляется всегда самым простым и естественным путем. В области сюжетосложения это будет прямая хронологическая последовательность событий, в области повествования – единый повествовательный тип на протяжении всего произведения, в области предметных деталей – простой их перечень без выделения особо важных, опорных, символических деталей и т.п.

    При сложной композиции в самом построении произведения, в порядке сочетания его частей и элементов воплощается особый художественный смысл. Так, например, последовательная смена повествователей и нарушение хронологической последовательности в «Герое нашего времени» Лермонтова акцентируют внимание на нравственно-философской сущности характера Печорина и позволяют «подобраться» к ней, постепенно разгадывая характер.

    Простой и сложный типы композиции иногда с трудом поддаются выявлению в конкретном художественном произведении, поскольку различия между ними оказываются до определенной степени чисто количественными: мы можем говорить о большей или меньшей сложности композиции того или иного произведения. Существуют, конечно, и чистые типы: так, композиция, допустим, басен Крылова или рассказа Гоголя «Коляска» проста по всем параметрам, а «Братьев Карамазовых» Достоевского или «Дамы с собачкой» Чехова по всем параметрам сложна. Все это делает вопрос о типе композиции достаточно сложным, но в то же время очень важным, поскольку простой и сложный типы композиции могут становиться стилевыми доминантами произведения и, таким образом, определять его художественное своеобразие.

    studfile.net

    Что такое сюжет и из чего он состоит

    Сюжет - это обязательная составляющая любого произведения. Будь то фильм, книга, пьеса или даже картина. Более того, без него эти произведения просто не смогли бы существовать. Итак, что такое сюжет?

    что такое сюжет

    Есть много определений. Наиболее точное звучит так: сюжет - это композиционно выстроенный порядок событий, совершающихся в произведении. Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. В литературе понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы, но путать их не стоит. Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю. Это хронологический порядок событий. В книгах и зачастую в фильмах сюжет представляет нам действия далеко не в хронологическом порядке. Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным.

    сюжет это

    Существуют композиционные элементы сюжета, которые помогают автору при его построении. К ним относятся:

    - Экспозиция. Предисловие к действию. Как правило, экспозиция представляет собой описательный фрагмент, вводящий нас в произведение.

    - Завязка. Начало действия, где намечаются конфликты произведения, проявляются характеры персонажей. Это обязательный элемент, ведь что такое сюжет без завязки?

    - Развитие. Основные действенные перипетии сюжета.

    - Кульминация. Наивысший накал действия, пик сюжета. Обычно после кульминации следуют кардинальные перемены в жизнях персонажей.

    - Развязка. Разрешение конфликта. Как правило, персонажи что-то для себя находят, и ясно представляется их дальнейшая жизнь.

    - Финал. Иначе его можно назвать послесловием. Здесь автор расставляет все по своим местам и подводит итоги произведения. Интересно, что в последнее время ярко намечена тенденция оставлять финал открытым, чтобы зритель/читатель сам додумывал дальнейшую судьбу персонажей.

    элементы сюжета

    Иногда элементы сюжета могут меняться местами. Так, существуют фильмы и книги как с прямой, так и с отложенной экспозицией. С первой все ясно - сначала зритель знакомится с персонажами и местом действия, после чего завязывается конфликт. Во втором же случае мы узнаем об условиях уже после завязки. Существуют произведения и вовсе без экспозиции, где читателю приходится знакомиться с персонажами в ходе самого действия.

    В настоящее время существуют приверженцы некоторых авангардистских направлений, создающие произведения вообще без сюжета. Такие "опыты" трудно воспринимаются зрителями и представляют собой несерьезные пародии на искусство. Но встречаются и схемы построения композиции, полностью переворачивающие наше представление о том, что такое сюжет. О них речь пойдет ниже.

    Чтобы дополнить ответ на вопрос о том, что представляет собой сюжет, нужно сказать - это то, что удерживает внимание зрителя на протяжении произведения. Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя. Причем заинтересовать не на пару страниц, а так, чтобы он не мог оторваться от произведения. Поэтому в наше время появляются все новые и новые схемы построения сюжета - истории рассказываются задом наперед, финалы полностью переворачивают все повествование и так далее. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. И ответ на вопрос "Что такое сюжет?" будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования.

    fb.ru

    Сюжет — Posmotre.li

    « … а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы. »
    — Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»
    Пирамида Фрайтага

    Сюжет — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется фабулой.

    Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры.

    Структура сюжета[править]

    Немецкий писатель Густав Фрайтаг, живший в XIX веке, в 1863 году в своей работе «Техника драмы» предложил своё понимание структуры сюжета, позже названное «пирамидой Фрайтага». Стоит учесть, что Фрайтаг не предполагал применять эту модель к современным ему пьесам, а занимался исследованиями Шекспира и античных драм.

    С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Рассмотрим их по отдельности.

    1. Экспозиция — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
    2. Завязка — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
    3. Кульминация — высшая точка развития конфликта, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
    4. Развязка — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
    5. Эпилог (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».
    • Хроникальные. Это значит, что события связаны между собой хронологическим порядком изложения и сюжет по сути совпадает с фабулой.
    • Концентрические. События связаны между собой причинно-следственными связями. События подчиняются логике развития основного конфликта.

    В большей части литературных произведений отлично сосуществуют оба типа сюжета.

    Основы
    Базовые понятия

    Амплуа • Анахронизм • Архетип • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Ожидания от пола • Пафос • Первоисточник • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира

    Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • Основано на реальных событиях • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична• Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда
    Значимость ролей

    Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист)

    Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
    Хорошо и плохо Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток
    Направления Классицизм • Метамодернизм • Модернизм • Натурализм • Постмодернизм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • …
    Приёмы

    Аллюзия (Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Прямое упоминание) • Версия для бедных • Дешёвая драма • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Поминальник • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт)

    Структура: Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу
    Хронология Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет
    Автор и ещё автор Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат • Право переводчика (Канонический переводчик) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю)
    Автор и произведение

    Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Ошибка Божия • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)

    Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Художественная вольность • Что за фигня, автор?

    Прочее: Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • А могло быть всё иначе • Лавкрафт писал правду! • Нежданный любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (не хочу об этом вспоминать • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Третий том «Мёртвых душ» • Труднодоступное произведение • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так
    Автор и публика Билингвальный бонус • Бонус для взрослых • Бонус для гениев • Бонус для пересматривающих • Бонус для современников • Бонус для фанатов (конфетка для фанатов) • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф (Перепиарили) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Крючки для читателей • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Миллион самоотсылок • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (мисс Фансервис • мистер Фансервис)/Фан-диссервис • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Публика — сволочь • Целевая аудитория (Промах с целевой аудиторией)
    Роды творчества Фольклор • Театр • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка
    Прочее Массовая культура • Раньше трава была зеленее

    posmotre.li

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
    тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск