Сжатое изложение как написать – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8, 9 класс) по теме: Как писать сжатое изложение. Памятка для учащихся

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8, 9 класс) по теме: Как писать сжатое изложение. Памятка для учащихся

Приёмы сжатия текста

Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:

Исключение

— вводных слов;

— однородных членов предложения;

— повторов;

— однотипных примеров;

— риторических вопросов и восклицаний;

— цитат;

— деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

— пояснений;

— рассуждений;

— описаний;

— слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Обобщение или объединение

— парцеллированных предложений;

— ряда предложений, связанных одной мыслью;

— частей предложений;

— конкретных, единичных фактов, событий, явлений

Замена

— однородных членов обобщающим словом;

— сложного предложения – простым;

— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

— прямой речи – косвенной;

— части текста одним предложением;

— части предложения местоимением и т.д.  

Что нельзя удалять из текста?

— основные детали, помогающие понять авторскую идею;

— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Как работать над сжатым изложением

При первом чтении:

— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

— Запомните последовательность событий, рассуждений.

— Определите количество абзацев, ключевые слова.

— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

— Разделите текст на смысловые части.

Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Как писать сжатое изложение (рекомендации)

Рекомендации по написанию сжатого изложения

Обратить внимание на критерии оценки содержания изложения.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

    б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

    в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).

(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

Текст № 1

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

Микротемы к тексту № 1

1. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

2. Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.

3. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Текст №2

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба –  это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Микротемы к тексту № 2

1. Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры,  результат большой внутренней работы.

2. Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

3. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Текст №3

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца –  невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура –  это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать –  это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Микротемы к тексту № 3

1. Без доброты невозможна душевная красота человека.

2. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.

3. Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Текст № 4

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее  – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непре-одолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

Микротемы к тексту № 4

1. Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

2. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

3. Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Текст № 5

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

Микротемы к тексту №5

1. Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2. Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.

3. Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

Текст № 6

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Микротемы к тексту № 6

1. Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2. Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3. Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.

Текст № 7

   Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

   Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

   Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой…

(По В.А. Солоухину) 191 слов

Микротемы к тексту № 7

1. У человеческого искусства были два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт.

2. Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего  в украшении быта.

4. Потом искусство отвлеклось  и перестало носить прикладной характер, став  радостным или горестным криком души.

Советы для написания сжатого изложения

Общие рекомендации

— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два раза. После первого прослушивания экзаменуемым даетсявремя на осмысление и обработку текста.

— Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ, и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём – 80-90 слов.

— Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на 3 абзаца.

— Пишите изложение по возможности чётким, разборчивым почерком и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное расстояние для отступа строки, чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.

— Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться 

орфографическим словарем, но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» варианта изложения.

Основные этапы работы над изложением

  1. 1.    Восприятие и осмысление текста

На экзамене у вас обязательно должен быть черновик и хорошо пишущая ручка (а лучше две).

Приготовьтесь внимательно слушать текст и записывать хотя-бы по два-три опорных слова из каждого предложения. Не стремитесь записать весь текст подряд! Сокращайте слова, оставляйте между ними большие расстояния, чтобы дописать предложения во время перерыва и второго прослушивания текста.

Во время перерыва прочитайте свои записи, где возможно, допишите сокращенные слова.

Попытайтесь понять, о чём текст, и что хотел сказать автор.

Во время повторного воспроизведения аудиозаписи вписывайте в пропуски то, что не написали при первом прослушивании текста. Еще раз осмыслите тему текста.

Ваша цель:

— Понять тему (о чем говорится?)

— Уловить основную мысль (к чему призывает автор, как он хочет повлиять на читателя)

  1. 1.    Написание собственного текста

На основе своих записей восстановите текст, соедините всё в одной работе. Текст долженчитаться легкобыть логичнымсвязным, тема и цель полученного изложения должнысоответствовать теме и цели исходного текста. Чтобы проверить это, задайте себе вопрос: «Говорится ли в моём тексте о том же, о чем говорил автор? Побуждает ли он к тому, к чему побуждает исходный текст?»

В своей работе выделите 3 абзаца. Каждый абзац – это микротема. Получилось ли у вастри микротемы? Если да, идём дальше.

Сокращаем каждый абзац до двух-трёх предложений, оставляя только САМОЕ ГЛАВНОЕ.

Чтобы получить за работу высокий балл, в каждом абзаце обязательно используйтеприёмы сжатия. Существует несколько способов сокращения текста:

1.    Способ обобщения

Она достала из пакета морковь, картофель,  рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. → Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.

2.    Способ исключения

Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. → Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.

3.    Способ замены

Дать согласие – согласиться; для того чтобы поступить – для поступления; привести доказательство – доказать.

При сжатии текста избавляйтесь от оборотов, вводных слов и вводных конструкций, уточняющих членов предложения.

От риторических вопросов тоже лучше избавляться, или же переводить их в повествовательное предложение. Пример: Возможно ли забыть об этом великом подвиге? → Невозможно забыть об этом великом подвиге.

4.    Проверка текста

Сократив свое изложение, перечитайте его ещё раз.

           Задайте себе несколько вопросов:

— Получилось ли передать основную тему текста?

— Не противоречит ли полученный текст оригиналу?

— Удалось ли отразить в работе все три микротемы?

— Логичен ли текст, связаны ли все три абзаца по смыслу?

— Нет ли в изложении несжатых мест (вводных слов, деепричастных и причастных оборотов и т.д.)?

 

Убедившись, что ваш текст соответствует требованиям, проверьте его      на наличие ошибок. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение и проверьте их ворфографическом словаре. Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Перепишите изложение в чистовик.

Дополнительные советы

Старайтесь грамотно распределять время. Заданию 1 рекомендуется уделить не более 40-60 минут.

И главное: секрет успешной сдачи любого экзамена состоит в подготовке. Регулярно тренируйтесь на  типовых заданиях, и вы сможете выработать необходимые навыки и умения.

Желаем удачи на ОГЭ!

Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

 

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, 

о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: 

«Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Ни пуха ни пера!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *