Сжатое изложение по русскому языку 5 класс – «Урок русского языка в 5 классе УМК Ладыженской Т.А. Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 149, с. 75

149. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие? Используя памятку на с. 192, напишите сжатое изложение.

В своём изложении подчеркните главные члены в любых трёх предложениях.

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. 

(В. Катаев)


Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения; 2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.

Зазнайство — слово, близкое по значению к слову высокомерие, употребляется в разговорной речи.

Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

Настоящая гордость основывается на действительных успехах, реальных заслугах, делах и поступках. Высокомерие и зазнайство — на мнимых, выдуманных. 

Сжатое изложение:

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился пень, решил, что он в лесу самый главный. Пень хотел, чтобы деревья тоже кланялись ему, но те молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился, раскричался старый пень: “Кланяйтесь мне! Я ваш царь!”

Прилетела синичка и защебетала: “Никакой ты не царь, а просто старый пень. И люди тебе не кланяются, а ищут опёнки., да и тех не находят!”

Или: 

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес люди с корзинками и наклонялись возле него. Решил пень, что люди ему кланяются, возгордился этим и велел деревьям тоже ему кланяться. Но деревья стояли молча в своей гордой красоте. Это рассердило пень, и он стал кричать на деревья. Тут прилетела синичка и объяснила пню, что он обыкновенный старый пень, а люди просто искали вокруг него грибы.

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

Тип урока: урок развития речи

Образовательная:

  • вспомнить, что такое текст;
  • познакомиться со способами сжатия текста.

Развивающая:

  • уметь формулировать основную мысль текста;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • сокращать текст, сохраняя основную мысль, на основе исходного текста писать сжатое изложение.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Интрига

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Познакомимся с  приемами сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.


Приложение №1.

   В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

   Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

  

Иванова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г.Мегион

Сборник изложений по русскому языку в 5-9 классах — Отдел Образования

СБОРНИК ИЗЛОЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-9 КЛАССАХ

(из опыта работы)

 

                                                                     Составитель:

учитель русского языка

                                                                               Мичуринской ОШ

                                                                     Чангли С.Ф.

 

Мичурино

2017

Предисловие

В данном сборнике представлены тексты изложений по русскому языку в 5 – 9 классах. Они предназначены для проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, их умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать свое мнение и аргументировать его.

Работа над изложением в системе занятий по развитию речи занимает большое место. Изложения наряду с другими упражнениями помогают формировать у школьников коммуникативные навыки, необходимые каждому культурному человеку, способствуют развитию мышления школьников, обогащают речь, влияют на совершенствование художественного вкуса, помогают решать целый ряд воспитательных задач. Изложения формируют умение работать над темой и основной мыслью текста.

Предлагаемые тексты представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической литературы. Их можно использовать для подробных и сжатых изложений.

 Тексты, помещенные в сборнике, могут быть использованы для проведения различных видов изложений, которые бывают:

— по характеру работы — устные и письменные;

— по полноте изложения – подробные и сжатые;

— по педагогической цели – обучающие или контрольные;

— по времени, отводимому на изложение, — два часа, один час или часть урока (изложения-миниатюры)

— по степени самостоятельности учеников – с подготовительной работой с помощью учителя, корректированием готового текста преподавателем и совершенно самостоятельные изложения (возможно домашние).

Виды изложений также могут быть различными:

Подробное изложение. Это наиболее часто встречающаяся форма изложений. Обучающиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику действия, как можно ближе к тексту.

Сжатое изложение. Учащиеся кратко излагают содержание прочитанного учителем текста. Этот вид работы очень важен для школьников, т.к. они порой не могут отличить главное от второстепенного. А соответственно заполняют свое изложение ненужными подробностями, пропуская важные микротемы текста.

Изложения с изменением формы:

а) Изменение лица рассказчика.

б) Замена прямой речи косвенной и наоборот.

Устное изложение. Цель этой формы – развитие устной речи школьников.

В зависимости от подготовленности и уровня развития учеников класса учитель имеет возможность выбрать в сборнике более простые или сложные тексты.

После текста предлагается задание, включающее ответ на вопрос. Тексты универсальны для организации работы на уроке. Каждый учитель, планируя работу над изложением, вправе самостоятельно предложить ученикам определенные задания, которые также могут быть связаны с конкретной изучаемой на уроке темой и составить необходимые для урока грамматические задания.

Кроме этого, предлагаемые в этом сборнике тексты можно использовать как тему высказывания на любом уроке. Например, при изучении темы: «Имя существительное» можно предложить обучающимся выписать существительные собственные и нарицательные, определить род, число, падеж имен существительных, встретившихся в тексте.

Тексты дают возможность работать с выразительными средствами языка. Можно предложить задание, найти художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, ряды однородных членов, синонимы, антонимы, олицетворения, лексические повторы и др.

Данный сборник содержит 75 текстов. Обязательным требованием было тематическое разнообразие, высокое познавательное и воспитательное значение.

 

5 класс

САМЫЙ ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК

Каждому нужно жизнь матери сделать радостной и счастливой. Первое созревшее яблоко, первую гроздь винограда – матери.

Вот поучительная история.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
         А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги. (124 сл.)

                                                         (В. Сухомлинский)

Вопросы и задания к тексту

  1. Каким должно быть отношение к матери?
  2. Как пытались доказать свою любовь к матери шесть дочерей?
  3. Что сделала седьмая дочь?
  4. Кто из дочерей проявил настоящую любовь к матери?
  5. Определите основную мысль рассказа.
  6. Напишите изложение, передавая содержание рассказа от третьего лица, дополните его рассказом об отношении к своей матери.

План

  1. Мать – самый дорогой человек.
  2. Отношение к матери первых шести дочерей.
  3. Седьмая – по-настоящему любящая дочь.

 

ПЕРВЫЙ ШАГ

Лес погружался в вечернюю прохладу и тень.

Вдруг откуда-то взялась над лесом птица. Она  летела вдоль просеки. Скоро узнал я в ней лесного кулика — вальдшнепа. По длинному клюву и бурой окраске в ней легко узнать вальдшнепа. Птица летела низко, с усилием взмахивала крыльями. В лапках она бережно держала собственного птенца. Живого и невредимого. Клюв вальдшнепа опущен, крупные глаза устремлены вниз, словно выбирает он себе дорогу. Птенец был пуховый, с длинным клювом и огромными глазами. Пока вальдшнеп летел, птенчик водил клювом по сторонам. Он первый раз видит просторы лесов и полей, там много розового света. Вальдшнепа с выводком потревожили. Рядом  была железная дорога, из города съезжались  дачники.

 Поэтому решилась мама-вальдшнеп переселиться с потомством в более уединённое и безопасное место.

Первый полёт, первый свой шаг в мир маленькие вальдшнепы делали на маминых крыльях. (124 сл.)

(И. Полуянов)

Вопросы и задания к тексту

  1. Какая птица пролетела над лесом?
  2. Кого она несла в лапках?
  3. Почему семья вальдшнепов переселилась?
  4. Как делали птенцы свои первые шаги ?
  5. Напишите подробное изложение по плану, включая описание вальдшнепа-мамы и птенца:
  6. Птица меняет место жительства.
  7. Способ переселения.
  8. Вальдшнеп-мама и птенец.
  9. Первые шаги птенцов.

 

ТАЕЖНАЯ РЕКА

Таежная река начинается высоко в горах, среди снежных вершин. Сначала она бежит холодным ручейком по горной тундре, среди карликовых берез и мха-ягеля. Воду из реки пьют дикие олени и горные куропатки, а под водопадами мечут икру хариусы с красными, как перья жар-птицы, плавниками.

Ниже река грохочет камнями среди вечнозеленых кедров. На дне среди мелких камней тускло горит под водой золотой самородок. Рябчики и глухари приходят на ее берега, чтобы поклевать камушки и напиться воды. По стволам поваленных бурей кедров черной бесшумной тенью пробегает соболь.

Еще ниже река ревет и радуга вечно висит над камнями. По берегам растут золотые лиственницы с мягкой хвоей, и к водопою на рассвете приходят лоси и медведи… (112 сл.)

                                           (Г. Снегирев)

Вопросы и задания к тексту

  1. Откуда начинается река?
  2. Что растет в горной тундре?
  3. Какие животные водятся в тундре?
  4. С чем сравниваются плавники хариуса?
  5. Напишите подробное изложение по плану:
  6. Таежная река начинается высоко в горах.
  7. Ниже река грохочет среди вечнозеленых кедров.
  8. Радуга вечно висит над камнями.

 

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода  хорошо  освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. (123 сл.)

                                                                                (В. Бианки)

Вопросы и задания к тексту

  1. Что испугало охотника?
  2. Как медведица купала медвежат?
  3. Чем закончилась эта встреча?
  4. Как вы сами относитесь к животным?
  5. Напишите изложение по плану:
  6. Неожиданная встреча.
  7. Заботливая мать.
  8. Медвежата довольны.

 

БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ

 Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! (113 сл.)

                                                                  (М. Пришвин)

Вопросы и задания к тексту

  1. Что прочитал автор, разглядывая следы на снегу.
  2. Как автор объясняет причины поведения белочки?
  3. Напишите изложение по плану:
  4. Беличьи следы на снегу.
  5. Что прочитал по ним автор?
  6. Ну как не позавидовать беличьей памяти!

 

В ЛЕСУ

Лес уже сбросил листву. Дни наступают  пасмурные, но тихие. Редко блеснет солнечный луч.  В такую пору хорошо надеть теплую куртку, высокие сапоги, взять ружье и отправиться на охоту.

Пробираешься по узкой лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок. Мягкий ковер из листьев устилает землю.  Лишь иногда нарушается тишина в лесу. Белка перепрыгнет с ели на ель, упадет тяжелый желудь.

Природа замерла в ожидании зимы. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю, она заснет и не проснется до самой весны.

Легко дышать  осенней свежестью. Поздняя  осень – самое хорошее время для охоты. (90 сл.)

(По И. Соколову-Микитову)

 

Изложение текста, содержащего элементы описания животного

ПОТЕШНАЯ СОБАЧОНКА

Это была  потешная собачонка. Длинная, косматая шерсть, спутанная, как войлок, от глаз волосы расходятся лучеобразно, глаза как будто совиные. Смешной какой-то черт, а не собачонка.  Сама безобразная, очень любила все красивое. Но до чего она была умная, никто не поверит.

Когда молодая девушка  надевала белое платье с красным поясом, собачонка садилась на задние лапы и часами любовалась ею. Сидит и смотрит. Любила и сама покрасоваться. И это было самое потешное. На косматую шерсть ее лба привязывали ярко-красный бантик. Она опрометью мчалась к  зеркалу.  Оглядывала  себя, потом садилась на подоконник открытого окна  и гордо сидела, выставляя себя на поглядение прохожим. Прохожие оглядывались на эту рожицу, многие останавливались и хохотали. А она величественно сидела, гордая всеобщим вниманием.
                                                                                           (В. Вересаев)

Вопросы и задания к тексту

  1. Как выглядела собачонка?
  2. Что было в ней необычного?
  3. Как описано ее забавное поведение?
  4. Чем привлекала она внимание прохожих?
  5. В каких словах проявилось теплое, заботливое отношение автора к собачонке?
  6. Какие слова помогают автору избежать неоправданных повторов?
  7. Подберите и запишите синонимы к словам потешная, хохотали.
  8. Составьте план, напишите подробное изложение.

 

КЛАДОВАЯ БУРУНДУКА

 В норке у бурундука есть две комнатки. В  одной он живёт, а в  другой  он  хранит  запасы  на  зиму.

    Вот ранним  летним утром   выбегает  бурундук из  норки, взбирается  на пенёк и  начинает  умываться. В лучах  утреннего  солнца блестят   чёрные  полоски на  его  спинке.

Пора  за  работу!  Бурундук  рыскает  по  лесу, подбирает  семена, орехи и уносит к себе в кладовую. Здесь у него уже много запасов.

Но вот наступает зима, замирает жизнь в лесу. Бурундук спокойно засыпает в норке. Иногда он проснется, переберется из комнатки в кладовую, поест и опять ложится спать. (90 сл.)

(По В. Брагину)

 

Изложение текста, содержащего элементы описания животного

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

 В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле – белый. Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. И очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.

   Весь год плавают по океану огромные льдины, и весь год бродят по ним медведи-самцы. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы – берлоги.

   Там, в берлогах, и появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко. А весной медвежья семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным неоглядным полям.

Тихо плывут льдины по океану. Не торопясь шагают по льдине медведи куда-то в белую даль. (132 сл.)

                                                                             (По Н. Сладкову)

Вопросы и задания к тексту

  1. Почему белого медведя называют хозяином Арктики?
  2. Докажите, что белый медведь – хитрый охотник.
  3. В чем различие в образе жизни медведей-самцов и медведиц ?
  4. Переделайте вопросник (вопросы по содержанию записаны на доске) в план. Напишите подробное изложение.

 

Подробный пересказ текста художественного стиля

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

  В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

  Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился:  с юга сильно потянуло гарью.  Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и  огонь идет прямо на него.  Ветер перешел в ураган.

Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза.

  Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Он  бежал медленно и  волочил задние лапы.  Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идет, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

 Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и  понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его  вылечил и оставил у себя.                                     

                                                                                          (К. Паустовский)

Вопросы и задания к тексту

  1. Что случилось в лесу во время охоты?
  2. Какая опасность грозила деду? Какими словами автор описывает ее приближение?
  3. С помощью каких глаголов переданы действия охотника?
  4. Кто помог деду в беде? Как это произошло?
  5. Как отблагодарил охотник своего спасителя?
  6. Определите тему, основную мысль текста.
  7. Продолжите составление данного плана. Напишите подробное изложение

                                          

  1. Охота на берегу озера.
  2. Пожар в лесу.
  3. Смертельная опасность.

 

ЧЕРЕМУХА

На берегу ручья распустилась и цветет черемуха.
        Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться. Весною мы всегда приглядываемся к черемухе. Если на ней раскрылись почки, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу…
         Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.
         Даже в самых глухих северных местах можно увидеть черемуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой. (107 сл.)

                                                           ( И. Соколов-Микитов)

Вопросы и задания к тексту

  1. Когда черемуха особенно красива?
  2. Какие приметы люди связывают с черемухой?
  3. Кто любит ягоды лесной черемухи?
  4. Подробно опишите черемуху по плану:
  5. Веселое деревцо.
  6. Черемуха и народные приметы.
  7. Любимое лакомство ребят.

 

Ю-Ю

Звали ее Ю-ю. Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.

  Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках.

  Спала Ю-ю в доме, где хотела: на диванах, на коврах, на стульях, на пианино сверх нотных тетрадок. Очень любила лежать на газетах, подползши под верхний лист.

Когда я писал по ночам, Ю-ю  вскакивала с пола на стол.  Сядет рядышком со мною, у правой руки;  все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу. Ю-ю уже давно выдумала развлечение: следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером…  И вдруг хлоп лапкой.

До сих пор я с нежностью вспоминаю Ю-ю.

                                                                                           (По А. Куприну)

Вопросы и задания к тексту

  1. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для ее раскрытия.
  2. Разделите текст на части и озаглавьте их.

 

ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЕНОК

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец, он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

         Вопросы и задания к тексту

  1. Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
  2. В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
  3. Подумайте, как лучше текст озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).
  4. О чем говорится в тексте (его тема)?
  5. Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  6. При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  7. Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  8. Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный  пингвиненок. Он  первый искупался в холодном зеленом море.)

 

ЛЯГУШОНОК

 … Случилось, весенняя вода проникла в глубь снега и разбудила лягушонка. Он выполз наверх, решив по глупости, что началась весна, и отправился путешествовать.

В эту ночь хорошо припорошило, и след путешественника легко можно было разобрать. След вначале был прямой к ближайшему болотцу. Вдруг почему-то сбивается… и мы видим – сам  лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки.

Теперь все понятно. Ночью мороз  так стал подхлестывать, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул назад.

 Мы долго грели лягушонка горячим дыханием — он все не оживал. Мы налили теплой воды в кастрюльку и опустили туда розовое тельце с растопыренными лапками. Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова почуял весну и шевельнул лапками. Вскоре  весь он ожил.

Когда грянул гром и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника и сказали ему в напутствие:

— Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду. (139 сл.)

                                                                 (По М. Пришвину)

Вопросы и задания к тексту

  1. Почему лягушонок отправился путешествовать?
  2. Что с ним случилось?
  3. Как спасли лягушонка?
  4. С каким напутствием выпустили путешественника?
  5. Устно изложите подробное содержание текста по плану:
  6. Лягушонок отправился путешествовать.
  7. Следы на снегу.
  8. Люди спасают лягушонка.
  9. Лягушонок ожил.
  10. Путешественника выпустили на свободу.

 

Сжатое изложение

СКВОРЕЦ

Скворцу, отнятому у кота, бабушка обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, учила её говорить:

– Ну, спроси: скворушке – кашки!

Скворец, скосив на неё круглый, живой глаз юмориста, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею и свистит иволгой, передразнивает сойку, кукушку, старается мяукнуть кошкой, подражает вою собаки, а человечья речь не даётся ему.

– Да ты не балуй! – серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке – кашки!

Чёрная обезьяна в перьях оглушительно орёт что-то похожее на слова бабушки, – старуха смеётся радостно, даёт птице просяной каши с пальца и говорит, что он притворяшка, все умеет.

И ведь выучила скворца. Через некоторое время он довольно ясно просил каши, а завидя бабушку, тянул что-то похожее на «Дра-астуй…»

Сначала он висел в комнате деда, но скоро дед изгнал его к нам, на чердак, потому что скворец выучился дразнить дедушку… (141 сл.)

                                                                   (М. Горький)

Вопросы и задания к тексту

  1. Как бабушка спасала скворца?
  2. Чему учила она его?
  3. Что умеет птица?
  4. По плану напишите сжатое изложение:
  5. Лечение скворца.
  6. Стремление бабушки научить скворца говорить.
  7. Неожиданный успех.

 

6 класс

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а так темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (167 сл.)

                                                                   ( По А. Митяеву)

Вопросы и задания к тексту

  1. Когда был совершен первый полет в космос?
  2. Почему было трудно первому космонавту?
  3. С чем сравнивается состояние невесомости, которое испытывает человек в космическом корабле?
  4. Напишите изложение по плану, детально описав состояние невесомости:
  5. Первый космонавт.
  6. Состояние невесомости.
  7. Гагарин проложил дорогу в космос.

 

ВЕСОМОЕ ЗОЛОТО ХЛЕБА

Хлеб — всему голова. Издавна живут эти слова в народе, поражая простой, вытканной из человеческого опыта образностью.

 Да, хлеб — то главное, без чего нельзя представить могущество государства. Хлеб — кормилец, хлеб — воин, хлеб — строитель. И когда смотришь на золотые разливы нив, всегда с благодарностью вспоминаешь людей, выращивающих зерно, мастеров великого хлебного цеха страны. Будь то малахитовый ковер озими,  нежной,  чистой, только вышедшей из-под снега,  или четкие ряды вновь засеянного поля,  или золотые волны готового к жатве хлеба, крутые, перекатные,  с заливистой трелью жаворонка под высокими облаками — везде незримо присутствует он, хлебороб.  И, конечно, в неповторимой страдной поре уборки!  Вот уж где, будто в фокусе, собирается воедино все, что копил, к чему готовил себя земледелец. Дни без отдыха, ночи без сна, неукротимый порыв, завидная страстность в работе. Иначе быть не может, когда прозвучат вдруг хлесткие, словно сигнал тревоги, слова: «Хлеб пошел!» И как радостно станет тебе, если самому доведется ощутить этот порыв…

Да, по праву называют хлеб главным продуктом. Добра и благородна профессия хлебороба. И всегда нужно помнить об этом. Помнить и бережно относиться к золоту самой высокой пробы – весомому золоту хлеба. (172 сл.)

(По В.  Пескову )

Задание к тексту

Напишите изложение по плану, закончите его рассказом о своем отношении к хлебу:

  1. Хлеб – всему голова.
  2. Хлебороб – добрая и благородная профессия.
  3. Хлеб – золото самой высокой пробы.
  4. Как я отношусь к хлебу.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

  По опушкам леса ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

   В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

   Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

   На дне лесного озера виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

   По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стаи собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. (123 сл.)

                                                                       (И. Соколов-Микитов)

Вопросы и задания к тексту

  1. Какое время года описывается?
  2. Какая осень называется золотой?
  3. В прямом или в переносном значении употреблено слово золотая в тексте?
  4. Напишите подробное изложение по плану:
  5. Пришел сентябрь.
  6. Золотая осень в лесу.
  7. Птицы готовятся к отлету.

 

Подробное изложение повествовательного текста с элементами рассуждения

БАБОЧКА КУИНДЖИ

Бабочка  случайно залетела в мастерскую художника А.И.Куинджи и осенним утром примерзла к стеклу. Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать. А. И. Куинджи принялся спасать насекомое. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из тонкой бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.

И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому: он не ставил перед собой иной задачи — он хотел только вернуть бабочке возможность летать… (84 сл.)

                                                           ( По И. Халифману)

 

МОЙ ДОМ

Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. Это — бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада вы­соким частоколом.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озе­рах. А  когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то. дру­гим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в са­ду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи… Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек. (212 сл.)

                                                                           (По К. Паустовскому)

Вопросы и задания к тексту

  1. Опишите дом, где жил автор.
  2. Почему в доме осенью становится светло?
  3. Как описан уют старого дома?
  4. Чем примечательна старая беседка? Почему автору кажется, что он просыпается внутри зажженной елки?
  5. Напишите подробное изложение по плану:
  6. Дом в Мещере осенью.
  7. Старая беседка утром и тихой осенней ночью.

ЕЛЬ

Ель все знают. Это самое распространенное в наших местах дерево. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ветвях ели снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы  веселые  молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают в городах для детей праздничные елки, украшают их красивыми подарками, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз . (169 сл.)

                                                (И. Соколов-Микитов)

Вопросы и задания к тексту

  1. Для кого ель является родным домом?
  2. Почему зимой ель особенно хороша?
  3. Какую радость приносит ель людям?
  4. Напишите подробное изложение по плану:
  5. Самое распространенное дерево в наших лесах.
  6. Ель – приют для обитателей леса.
  7. Хороша ель зимой.
  8. Весна в еловом лесу.
  9. Ель приносит радость людям.

 

ВСТРЕЧА С КАШАЛОТОМ

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…  Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на расс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение (По Е.Мурашовой, упр.261, упр. 24)

Конспект урока

Р/Р. Сжатое изложение по тексту учебника (По Е. Мурашовой, Упражнение 261)

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа.  Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
    Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему.
    Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание  представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
    Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным  по содержанию.

  2. Работа с текстом изложения.

Выразительное чтение текста учителем (упр. 261, стр.121).

  1. Беседа по тексту.

— О ком рассказывается в данном тексте?

— Кто такой Аркаша Пластов?

— Какие картины художника вам известны?

— Есть ли в нашем учебнике репродукция картины художника?

— Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

— За что родители сердились на Аркашу?

— В чем секрет художника А. А. Пластова? ( Он понимал язык родной земли)

— В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста? (…земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет).

  1. Приемы сжатого изложения.

  • Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся)

  • Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

  • Какие же кратко, а какие — подробно? (ответы учащихся)

  • Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

  • Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

  • Вспомним приемы сжатия текста:

— обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

— исключение (исключаем подробности, повторы)

— упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

5) Отбор нужной информации. Составление плана.

1) «С виду пацан как пацан».

2) «Иногда на Аркашу словно находило что-то».

3) Привет ветру.

4) Разговор с муравьями.

5) Вечерние беседы с закатом.

6) «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

    1. Письменное изложение.

III. Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы (стр.119).

Приложение 1.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

          • С кем это ты разговариваешь?

          • Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Обучение сжатому изложению текста-повествования

Слайд 1

Обучение сжатому изложению текста-повествования Учитель русского языка: Г.Н.Бурякова

Слайд 2

Цели: 1) Научить формулировать основную мысль текста ; Научить выделять в тексте главную и второстепенную информацию ; 3) Научить сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста ; 4) Написать сжатое изложение.

Слайд 3

Валентин Петрович Катаев (1897-1986)

Слайд 4

«Пень» « Цветик-семицветик » «Дудочка и кувшинчик»

Слайд 5

Сжатое изложение по рассказу В.П. Катаева «Старый пень»

Слайд 6

Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Слайд 7

Докажите, что это текст Связность Цельность Завершённость

Слайд 8

Какова тема текста? Какова основная мысль? Какой урок можно извлечь из текста? Как можно озаглавить текст?

Слайд 9

Какое слово является ключевым в тексте? Гордость Зазнайство Высокомерие

Слайд 10

Гордость – положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. ЗАЗНАЙСТВО (зазнаваться) – поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим. ВЫСОКОМЕРИЕ – презрительно- надменный, чрезмерно высоко думающий о себе.

Слайд 11

Разделите текст на части Люди кланялись пню. Пень возгордился. Деревья гордо молчали. Правда синицы.

Слайд 12

Задумаемся 1. Что произошло в лесу? 2. Какие герои участвуют в событии? 3. Чем занимаются люди? 4. Почему люди кланялись пню? 5. Кланялись ли они пню? 6. Почему пень решил, что ему кланяются? 7. В каких словах проявляется зазнайство пня? 8. Как деревья отнеслись к словам пня? 9. Почему деревья не хотели разговаривать с пнем? 10. Что сказала синичка? 11. Почему она решила высказать свое отношение к пню?

Слайд 13

Приёмы сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ

Слайд 14

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться. Но деревья стояли в безмолвной тишине. Рассердился старый пень и ну кричать. Прилетела синичка и сказала: — Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят. Конечный вариант

Урок развития речи в 5 классе. Сжатое изложение

Урок развития речи в 5 классе

Сжатое изложение

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

!. организационный момент.

!! Работа по теме урока

1.Беседа

Наша задача – научиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать его, выделить основную мысль, найти самые важные предложения.

— проведем беседу по материалам и заданиям учебника с.69, упр.144

2.Выразителдьное чтение текста учителем.

3.Обсуждение основной мысли текста.

— предложить варианты заголовка, чтобы он отражал основную мысль текста. (прим. ответ. «Пень-зазнайка» , «Как старый пень возомнил себя царем», «Возгордился старый пень…»)

— какими словами можно назвать поведение старого пня?

— почему он возгордился?

— как ведет себя пень в лесу?

Комментарий

Обратим внимание на однокоренные слова: возгордился и гордой (красоте). Первое слово характеризует поведение старого пня. Второе – создает образ осенней красоты деревьев.

4.Словарная работа.

— определите значение слов гордость, зазнайство, высокомерие.

— какие из этих слов имеют отрицательную эмоциональную окраску (какие слова характеризуют отрицательные качества)?

Проверим значение слов по словарю.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Зазнайство – важничанье, спесивость, высокомерие.

Высокомерие – уверенность в своем превосходстве; надменное , пренебрежительное отношение к окружающим.

— Что общего в значении этих слов? (примерный ответ: высокомерие – чрезмерная гордость. Зазнайство – слово, близкое по значению к слову высокомерие, употребляется в разговорной речи. Настоящая гордость основывается на действительных успехах, реальных заслугах, делах и поступках. Высокомерие и зазнайство на мнимых, выдуманных.)

5. приемы сжатого изложения.

1)Чтение памятки на с.170.

2) Обсуждение вопросов.

-Что мы уже сделали для подготовки к сжатому изложению?

(Внимательно прочитали, определили основную мысль.)

— Что еще надо сделать? (Исключить подробности, повторы, найти объединяющие слова для сходных действий, предметов, признаков.)

— какую часть текста нужно оставить без изменения?

— Какие предложения можно объединить?

Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять его основную мысль, а потом напишем сжатое изложение.

6. Письменное изложение.

Пример сжатого изложения.

В лесу стоял большой старый пень. Приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился пень, решил, что он в лесу самый главный. Пень хотел, чтобы деревья тоже кланялись ему. Но те молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился. Раскричался старый пень: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!» Прилетела синичка и защебетала: «Никакой ты не царь, а просто старый пень. И люди тебе не кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят!»

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева»

План-конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы З.А. Дзиовой.

Тема: Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Старый пень»

2Цели: учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение. 

3

Рассмотрите иллюстрацию к сказке В.П.Катаева «Пень». Опишите иллюстрацию: пейзаж, герои, настроение. 

4Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. 

5Понравился ли вам рассказ?

Является ли данный отрывок текстом?

Назовите признаки текста. Какова тема текста?

— Этот текст о старом пне, который возомнил себя «царём».

Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

— Основная мысль текста осуждение гордого пня.

Как бы вы озаглавили текст?

«Мнимый царь», «Обыкновенный пень», «Старый пень», «Ты не царь».

К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

— Стиль речи художественный, тип речи повествование.

Аналитическая беседа по тексту

Какое слово в этом тексте является ключевым?

Ключевым является слово «гордость».

Подберите синоним к слову «гордость».

ВЫСОКОМЕРИЕ 

Понимаете ли вы разницу в значении этих слов?

ГОРДОСТЬ чувство собственного достоинства, самоуважения.

ВЫСОКОМЕРИЕ уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

7 Деление текста на микротемы и составление плана

1. Люди кланялись пню.

2. Пень возгордился.

3. Деревья гордо молчали.

4. Правда синицы.

МИКРОТЕМА наименьшая составная часть темы целого текста. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем. 

8 Сжатие текста.

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? Сожмите первую микротему:

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Для этого мы уберем повторяющиеся предложения: 2, 3 и 4. Смысл этих трех предложений выражен в 5-ом. У нас получится:

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. 

Сожмите вторую микротему:

Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? 1-е предложение необходимо, в нем есть новая информация. 2, 3, 4 предложения можно убрать, так как нам то, о чем в них говорится уже известно из первой микротемы. И получится:

Возгордился старый пень и говорит деревьям: Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! 

Сожмите третью микротему:

 Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Без каких слов в третьей микротеме можно обойтись? Здесь можно убрать слова старого пня, и получится:

Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и ну кричать.

Сожмите четвёртую микротему:

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя?

Но тут прилетела синичка и весело защебетала: Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. 

Итак у нас получился сжатый текст. Давайте перескажем его по микротемам, а затем полностью.

13 Молодцы, ребята! А теперь напишите сжатое изложение. Желаю удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *