Сжатое изложение русский язык 5 класс – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения по рассказу В.П.Катаева «Пень»

Сжатое изложение - Русский язык

Урок развития речи в 5 классе на тему

«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»

Цели:

  1. Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.

  2. Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.

  3. Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.

Оборудование: карточки (текст, сжатое изложение, тема, основная мысль текста), карточки с текстом для изложения, картинки «Шоколадный торт» (каждому ученику).

Ход урока:

1. Организационный.

2. Постановка целей и задач урока.

Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».

- Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?

- Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

- Какова задача сжатого изложения?

(передача текста сжато, обобщённо)

- Что значит сжать текст?

(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).

- Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.

- Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

- Какова задача уроков развития речи?

(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).

- Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?

(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)

3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.

- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)

- Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)

- Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.

(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)

4. Первичная проверка понимания.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- О чём говорится в тексте? Назовите тему.

- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)

- Что вас поразило в рассказе?

- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?

- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?

(Его невоспитанность)

- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?

- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?

(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)

5. Стиль текста, тип речи (ПОР)

- Определите стиль текста. (Художественный)

- Тип речи? (Повествование)

6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.

Б) Проверка самостоятельной работы.

- Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.

Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.

Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».

Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «…я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «

это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»

- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)

- Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)

- А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?

- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?

гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)

- И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.

Вывод:

- Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)

- Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.

7. Физминутка.

8. Работа над планом изложения.

(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)

Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.

Примерный план.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

3. «И чем я им не угодил?»

1. Приход гостей.

2. Подарки.

3. Невесёлое чаепитие.

9. Сжатие частей текста.

- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.

А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Б) Приход гостей, подарки.

Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.

В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.

Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.

Г) Невесёлое чаепитие.

Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Как я изменился сегодня?

- А у меня были такие случаи в жизни?

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).

1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).

2) Сжатый пересказ с опорой на план.

12. Выставление оценок.

Шоколадный торт.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

- Спасибо, - говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

- Вот кстати, - говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

(А.Ф. Савчук)

Примерный план.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

3. «И чем я им не угодил?»

Примерный план.

1. Приход гостей.

2. Подарки.

3. Невесёлое чаепитие.

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 144, с. 69

144. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль.

Вы собираетесь использовать эту сказку в своём сообщении на тему «Гордость — это хорошо или плохо?» Конечно, вам нужно пересказать её кратко. Для этого напишите сжатое изложение (5—8 предложений), используя памятку.

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. 

(В. Катаев)

Сжатое изложение:

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился пень, решил, что он в лесу самый главный. Пень хотел, чтобы деревья тоже кланялись ему, но те молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился, раскричался старый пень: "Кланяйтесь мне! Я ваш царь!"

Прилетела синичка и защебетала: "Никакой ты не царь, а просто старый пень. И люди тебе не кланяются, а ищут опёнки., да и тех не находят!" 

Ответы по русскому языку. 5 классУчебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 144, с. 69

Оцените и поделитесь с друзьями!

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Обучение сжатому изложению

Конспект урока  русского языка в 5 классе

Цели:

- учащийся должен уметь структурировано воспринимать исходный текст;

- уметь выделять в нем микротемы;

- видеть главное и отсекать второстепенное;

- отбирать лексические и грамматические средства;

- уметь кратко передавать полученную информацию.

Ход урока

  1. Первичное чтение текста.

Братишка

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить – то, видимо, хотелось,- клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый,- он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края,- и сейчас же порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В.В.Вересаев)

1. Этап определения темы и идеи текста.

- О чем прочитанный текст?

-  Почему он назван «Братишка»?

- Какова идея текста?

- Какова позиция автора в тексте?

- От чьего лица ведется повествование?

- Какова позиция автора в тексте?

2. Этап определения структуры текста.

- К какому типу мы отнесем прочитанный текст? (Повествование с элементами описания)

- Какого он стиля? (Художественный)

- Вспомните особенности построения  повествовательного текста.

Повествование:

  1. Начало действия (завязка)
  2. Развитие действия
  3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация)
  4. Коней действия (развязка)

- Учитывая особенности построения повествовательного текста, составим его план.

3. Составление плана.

  1. Два молодых воробья у кадушки.
  2. Старший  брат обучает младшего.
  3. Воробей добился своего.

- Какой момент будет кульминационным в тексте?

- Зачитайте предложение, раскрывающее острый момент в развязке действия. («И добился наконец…»)

  1. Второе чтение текста.
  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как общей части темы.

- Итак, сколько абзацев в тексте?

- Сколько выделим микротем?  (3)

1 микротема.

- Выделите основную (главную) и второстепенную информацию в тексте первого абзаца. (Второстепенной информацией будет описание воробьев)

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом рос куст бузины, на котором сидели два воробья.

- Чем отличается исходный текст от сжатого? (Мы сократили предложения за счет второстепенной информаии)

- Продолжая работу над первым абзацем , попытайтесь передать содержание последних двух предложений, заменив их синонимичным выражением.

Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Другой – чуть поменьше – опасливо косился на кадушку и открывал клюв от жары.

2 микротема.

- Какова композиция второго абзаца? (Кольцевая)

- Перечислите глаголы, помогающие описать действия воробьев. (Ободряет, показывает; прыгал, опускал, захватывал, ронял, поглядывал, звал. Решился, слетел. Коснулся, порхнул, стал звать)

- Выделите во второй части главную и второстепенную информацию.

И вдруг я увидел, как тот первый своим примером ободрял и показывал, как пить воду. Братишка на ветке решился и слетел к кадушке, но коснувшись ее края,  испуганно порхнул назад. А тот опять стал его звать.

- Сколько предложений у нас получилось во второй микротеме? (2)

- Сколько их в исходном тексте? (5)

- Какой прием сжатия текста мы использовали? (Исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение. Так как текст повествовательный, мы не стали перечислять подробно все действия, а остановились лишь на существенных глаголах, помогающих сохранить композицию второй микротемы)

3 микротема.

- Удалось ли воробью научить своего братишку пить из кадушки? (Да)

- Какая второстепенная информация содержится в третьей микротеме?

И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

- Передайте содержание третьего абзаца, упростив его.

Но воробей все-таки добился своего: братишка перелетел на кадушку и напился. Оба улетели.

  1. Этап моделирования сжатого изложения.

- Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. Обратите внимание, вторую и третью микротему удобнее всего соединить при помощи союза НО.

  1. Написание работы детьми.

Урок обучения сжатому изложению по тексту В.П. Катаева "Пень", 5 класс

Сжатое изложение  по тексту В.П. Катаева «пень» Развитие речи

Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева «пень»

Развитие речи

Кто из вас читал эти книги?  Кто автор?

Кто из вас читал эти книги? Кто автор?

«Пень» «Дудочка и кувшинчик» «Цветик-семицветик»

«Пень»

«Дудочка и кувшинчик»

«Цветик-семицветик»

Валентин Петрович Катаев  (1897-1986)

Валентин Петрович Катаев (1897-1986)

Валентин петрович Катаев  (1897 – 1986) Советский писатель, драматург. Родился 16 (29) января в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи.

Валентин петрович Катаев (1897 – 1986)

Советский писатель, драматург. Родился 16 (29) января в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи.

Сжатое изложение Как вы понимаете этот термин? Сжать текст – выбрать главное, значительное. Главная (основная) информация -   это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский текст.

Сжатое изложение

Как вы понимаете этот термин?

Сжать текст – выбрать главное, значительное.

Главная (основная) информация -   это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский текст.

пень

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Докажите, что данный отрывок является текстом?
  • О чем этот рассказ, т.е. его тема?
  • Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
Какова тема текста? Какова основная мысль? Какой урок можно извлечь из текста?

Какова тема текста?

Какова основная мысль?

Какой урок можно извлечь из текста?

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Какой урок можно извлечь из данного текста?
  • Как бы вы назвали этот рассказ?
  • Какое название отражает в большей степени основную мысль?
Словарно – лексическая работа

Словарно – лексическая работа

  • Какое слово в этом тексте является ключевым?
  • Подберите синонимы к слову гордость.
  • Понимаете ли вы разницу в значении слов?
Какое слово является ключевым в тексте? ГОРДОСТЬ ЗАЗНАЙСТВО ВЫСОКОМЕРИЕ

Какое слово является ключевым в тексте?

ГОРДОСТЬ

ЗАЗНАЙСТВО

ВЫСОКОМЕРИЕ

Гордость – положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.  ЗАЗНАЙСТВО (зазнаваться) – поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим.  ВЫСОКОМЕРИЕ – презрительно- надменный, чрезмерно высоко думающий о себе.

Гордость – положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.

ЗАЗНАЙСТВО (зазнаваться) – поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим.

ВЫСОКОМЕРИЕ – презрительно- надменный, чрезмерно высоко думающий о себе.

Выделение микротем и составление плана    Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?  Прочитайте каждую часть и дайте ей название.  Что мы составили для рассказа? Микротема  -частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть   В письменном тексте сколько микротем, столько абзацев.

Выделение микротем и составление плана

  • Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
  • Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
  • Что мы составили для рассказа?

Микротема  -частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть

  В письменном тексте сколько микротем, столько абзацев.

Разделите текст на части

Разделите текст на части

План

План

  • Грибники вокруг старого пня
  • Старый пень возгордился
  • Молчание деревьев
  • "Я ваш царь!"
  • " Ничего ты не царь"
Способы сжатия текста

Способы сжатия текста

  • Обобщение единичных явлений и фактов;
  • Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
  • Упрощение синтаксических структур.
Отбор нужной информации

Отбор нужной информации

  • Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
  • Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
  • Уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения, заменим прямую речь на косвенную.
  • Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
  • Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?
  • Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? Выберите ключевые фразы из последней части.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.  Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.  Но деревья стояли в безмолвной тишине.  Рассердился старый пень и ну кричать.  Прилетела синичка и сказала: - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.

Но деревья стояли в безмолвной тишине.

Рассердился старый пень и ну кричать.

Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

Домашнее задание Написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

Домашнее задание

Написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Сжатое изложение по тексту Е.Мурашовой"

Урок русского языка в 5 классе на тему:

Сжатое изложение по тексту Е.Мурашовой

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Powerpoint. Текст изложения для выполнения задания на пропуск пробелов (программа Hot potatoes).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа.  Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Вы уже знакомы с таким видом работы. К любой работе надо готовиться заранее. Дома вы должны были ознакомиться с текстом упр.261, подготовиться к изложению.

  2. Работа с текстом изложения (см. Приложение 1).

- Задание (текст спроецирован на доске): прочитать текст, вместе пропусков вставить нужные слова.

- Выразительное чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником (упр. 261, стр.121).

  1. Беседа по тексту.

- О ком рассказывается в данном тексте?

- Кто такой Аркаша Пластов? (ответы учащихся комментируются учителем и сопровождаются слайд-презентацией).

- Какие картины художника вам известны?

- Есть ли в нашем учебнике репродукция картины художника?

- Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

- За что родители сердились на Аркашу?

- В чем секрет художника А.А.Пластова? ( Он понимал язык родной земли)

- В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста? (...земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет).

  1. Приемы сжатого изложения.

  • Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (Отв. учащихся)

  • Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

  • Какие же кратко, а какие - подробно?

  • (ответы учащихся)

  • Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

  • Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним

приемы сжатия текста:

- обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

- исключение (исключаем подробности, повторы)

- упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

5) Отбор нужной информации. Составление плана.

1) «С виду пацан как пацан».

2) «Иногда на Аркашу словно находило что-то».

3) Привет ветру.

4) Разговор с муравьями.

5) Вечерние беседы с закатом.

6) «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

    1. Письменное изложение.

Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы (стр.119).

Упр. 259. (сост. предложения по схемам).

Приложение 1.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

- Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

          • С кем это ты разговариваешь?

          • Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)

"Обучение навыку написания сжатого изложения"

Купцова Ксения Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназии им. Подольских курсантов» г.о. Подольск

e-mail: [email protected]

Конспект урока по русскому языку

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст? 
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… 

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста. 
– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац,  придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.

  2. Плюшевый мишка, чем не груша?

  3. Я обрадовался

  4. Такой нелепый, но родной мишка.

  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила  использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диванечтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…                                                                                                                   

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся-ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши,  на диване)
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрскойсмотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на  (расставил)

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый.Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении  устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала плюшевого мишку и предложила  использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

 (68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

Урок развития речи. "Подготовка к сжатому изложению" (5 класс)

Составила урок: учитель русского языка и литературы, Шарапова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения»

5 класс

Цели урока:

  • Дать обучающимся понятие о кратком изложении и прививать навык работы над ним;

  • Уделить внимание основным принципам коррекции текста;

  • Развивать наблюдательность, зоркость при общении с природой.

Оборудование: фотографии осенних кустов шиповника и бузины, рябины, тысячелистника; текст изложения (на каждую парту)

ХОД УРОКА

  1. Опрос по домашнему заданию

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • О каких видах изложения вы знаете?

  • Какие важные правила при работе с изложением вы запомнили с предыдущих уроков?

  • Что нужно делать во время прочтения текста?

  • Как удобнее выполнять записи на черновике? Почему?

  1. Мотивация учебной деятельности

Словесное рисование

  • Опишите , каким вы представляете лес и поляны поздней осенью.

  • Какие растения попадут на ваш рисунок?

  • Будут ли там яркие краски или только сероватые?

  • Чем может привлечь ваш рисунок зрителя?

  • Легко ли описать предзимний пейзаж?

  1. Постановка целей и задач урока

  2. Работа над темой урока

Слово учителя

--- На прошлых уроках мы с вами говорили, что существует большое количество видов изложений текста. Сегодня мы познакомимся с одним из них – сжатым изложением. Иначе оно называется кратким.

При написании краткого (сжатого) изложения необходимо отделить главное о второстепенного. Опустив все подробности, вы создаете более короткий текст: лаконичный, излагающий только суть.

Для пересказа понадобится план. В данном случае удобнее всего создавать простой план, перегружая его частностями. Обычно пункт плана соответствует одной микротеме (или одном абзацу). Каждая микротема из двух-пяти предложений. Ваша задача – сократить количество предложений в микротеме до одного – трех.

Первое прочтение текста –изложения

(Текст дается без квадратных скобок, они появляются в процессе работы)

ГРУСТНЫЙ ЛЕС

Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной, заметно поредел. [Это его роскошный наряд упал на землю.] [Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шелк в жалкие лохмотья.] Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая сокровища. Это есть тот единственный звук, который нарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Но страшен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья, раскачивая голыми вершинами, низко пригибаясь к земле, [будто пытаются спасти обнаженные ветки от холода.]

Осенью долго можно бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы. [Кажется, все жители его покинули, а кто спрятался, затаился, приготовился к долгой зиме.]

Не порадуют красками и лесные поляны. Шершавые м серовато – коричневые головки луговых васильков, сухие корзинки тысячелистников, да еще какая-то трава все того же серого цвета – [вот единственное украшение лесных полян.] Зато полыхают рябиновые кисти, освещая сумрачный лес, горят красные кусты бузины, вырядились, словно елочные игрушки, кусты шиповника. Это деревья и кустарники, прощаясь с летом, устраивают настоящий красочный бал.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Беседа

  • Какие краски вы заметили в осеннем лесу? (Серую, коричневую, красную)

  • Как называется текст? Какая главная задача будет стоять перед вами при передаче текста изложения?

  • Какие прилагательные использовал для выполнения этой задачи автор? (прозрачный, тихий, смирный, пустынный, сумрачный)

  • Какое настроения создают эти слова? (грустное)

  • Посмотрите на иллюстративный материал и текст. Какие растения на полянах подчеркивают это настроение? (засохшие, шершавые васильки, сухие корзинки тысячелистника, серая трава)

  • Какие растения яркими пятнами врываются в эту картину? (шиповник, бузина, рябина)

  • Что подчеркивают эти красные ягоды? (Серость леса)

Коррекция текста

- выявление главного материала

- в какие моменты описан лес, какие микротемы мы можем выделить?

Создание плана. Запись его в тетради

План – схема

  1. Грустный лес без наряда.

  2. Таинственный шорох опавших листьев.

  3. Жалобные стоны леса в непогоду.

  4. Ни зверя, ни птицы.

  5. Серые краски лесных полян.

  6. Украшение сумрачного леса.

Коррекция текста

  • Прочитайте самостоятельно текст.

  • Квадратными скобками обозначьте те предложения, словосочетания, которые можно «сократить» в тексте.

  • Где это невозможно, объедините два-три предложения, переделав их записав одним, передающим бы их главную мысль.

6.Рефлексия

7. Домашнее задание

Списать слова в тетрадь, объясните встретившиеся орфограммы (на доске).

Р..скошный, наря.., (не)стоит, б..ет, тиш..на, жу..ко, голо..ки, тысячелис..ник, ш..вник.

Устно по записанному плану и словам кратко пересказать текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *