Сжатое изложение русский язык 5 класс – приёмы, методы, алгоритм – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Изложения по русскому языку для 5 класса

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь? 
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? 
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. 
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… 
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк) 


Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… 
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей. 
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.) 
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. 
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. 
Наконец он решился и подошёл к краю скалы. 
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. 
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. 
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому) 
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. 
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпа

rustutors.ru

Урок русского языка в 5 классе. Сжатое изложение «Матушка»

              Урок развития речи. 5 класс

Тема. Сжатое изложение «Матушка».

Цели:

— продолжать работу над обучением передачи содержания текста по памяти;

— вырабатывать навыки связной речи;

— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

 

                        СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

I Психологическая  установка.
II Актуализация.

Чтение учителем текста изложения.

                                                                  матушка

                                                 (китайская народная сказка).

Когда-то жила одна старая мать. Было у нее два сы­на. Старший сын открыл красильную мастерскую, а младший мастерил зонтики.

Когда шел дождь, матушка тревожилась за старше­го сына.

«Все время дождь! — печалилась она. — Мой стар­ший сын не просушит выкрашенное полотно. Что за жизнь такая!»

Когда погода прояснялась, матушка начинала бес­покоиться за младшего сына:

«Все время ясно. Мой младший сын не продаст свои зонтики. Что за жизнь такая!»

Так, и в дождливую и в ясную погоду матушка всегда беспокоилась. До того она переживала, что не могла ни есть, ни спать: очень, очень сильно она го­ревала.

Но стоило ли ей беспокоиться?

Ведь погода временами была ясная, временами па­смурная — что поделаешь!

И матушка стала думать по-другому. Когда шел дождь, она думала: «Хороша погода! Мой младший сын сможет продать все свои зонтики. Жизнь пошла на лад».

А когда было ясно, она думала так: «Неплохой день! Мой старший сын быстро высушит все выкрашенное полотно. Жизнь пошла на лад!»

Так несчастная матушка стала очень счастливой. (161 ел.)

 

— Какой из важнейших жизненных принципов иллюстрирует эта сказка-притча?

Эта сказка-притча иллюстрирует один из важнейших жизненных принципов: если не­возможно изменить события, можно изме­нить свое отношение к ним и… попытаться почувствовать себя счастливым.

 

III Формирование новых знаний и способов действия.

  1. Обсуждение содержания сказки-притчи.
  2. Обсуждение вариантов «сжатия» текста. 

Сжатие лучше производить за счет перевода прямой речи в косвенную с помощью конструкций тревожилась о, печалилось о, волновалась о; печалилась о том, что…, волновалась о том, что,  . 

 

3. Коллективное составление синонимический ряд глагола волноваться, который используется в данном тексте как глагол, вводящий прямую речь.

Волноваться, нервничать, тревожиться, беспокоиться, переживать, не знать покоя, сходить с ума, не находить себе места, быть как на иголках.

      4. Повторить — правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с союзом  что.

 

IV Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Составление плана сказки притчи.
  2. Пересказ по плану.
  3. Письмо изложения в соответствии с планом.

 

V Этап информации о домашнем задании.
Повторить спряжение глаголов.

 

 

VI Этап рефлексии.

infourok.ru

Тексты «Изложения» 5 класс

Изложение№1

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

Изложение№2

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали. (По Г. Скребицкому.)

Изложение№3

На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.(Из журнала «Юный натуралист»)

Изложение№4

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

-С кем это ты разговариваешь?

-Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)

Изложение№5

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский

Изложение№6

Первый снег.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :

– Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Изложение№7

Текст.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме.Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Изложение№7

Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА          

    — Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?       

— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.       

— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?     

  — Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.   

    — Как рыбу удочкой?       

— Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, — говорит дедушка.

— Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться.        Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.        — Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?        — Не горюй, Сергей!—утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…        Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.

Изложение№8

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место берёзам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал берёзы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

В.П. Астафьев

Изложение№9

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(По А.И.Куприну.)

infourok.ru

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение (упражнение 144)

Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: Сжатое изложение (упр.144)

Цели урока:

Обучающая:

1) научиться выделять главное в тексте, используя приемы компрессии.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: 

1) формирование познавательного интереса

2) формирование умений работать в группе

2) воспитание внимания и уважения к слову

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начинаем со сказки В. Катаева (упр.144 стр.69). Я ее прочитаю, а после чтения вы должны назвать тему и основную мысль сказки. (После чтения) Чтобы определить тему сказки , на какой вопрос вы должны ответить?

Дети: Отвечаем на вопрос: « О чем она?» Сказка про старый пень, который требовал внимания и уважения к себе.

Учитель: Верно. Как выделяем основную мысль сказки?

Дети: Мы находим самое важное в сказке. Основная мысль сказки заключается в том, что быть гордым, как пень,- некрасиво.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, каково лексическое значение слова гордость? (на слайде № 1 выведены лексические значения слов ГОРДОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ВЫСОКОМЕРИЕ)

Применимы ли данные слова к пню из сказки В. Катаева? Озаглавьте сказку так, чтобы заголовок отражал ее основную мысль.

Дети: «Гордый пень», «Глупый пень»

Учитель: Хорошо. Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом в 5-8 предложений. Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста. Просмотровым чтением определите количество абзацев в тексте.

Дети: В тексте 3 абзаца. Первый начинается со слов « В лесу стоял большой старый пень» и до «…кланялись пню и шли дальше». Второй абзац — «Возгордился старый пень…» и до « Но деревья молча стояли …. осенней красоте». Третий — «Рассердился старый пень…» и до конца.

Учитель: Три абзаца — три группы. Дальнейшая работа будет групповой. (Каждая группа детей получает свой абзац). Работая совместно, вы должны сохранить в абзаце ключевые слова, передающие самую главную информацию. Так вы выделите микротему текста (на слайде № 2 выведено понятие МИКРОТЕМА ).

Не забываем, что вы текст сжимаете, следовательно, подумайте, что из текста можно исключить, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить ( слайд № 3 способы сжатия текста)

hello_html_m18bad907.png

Дети работают в группах минут 5-7, после чего каждая группа называет ученика, который объясняет классу, что остается в их абзаце после компрессии, при необходимости поясняя выбор нужных предложений. Текст всегда перед учениками!

Первая группа предлагает следующий вариант текста:

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Вторая группа :

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли во всей своей гордой осенней красоте.

Третья группа:

Но тут прилетела синичка и весело защебетала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки.

Учитель предлагает ученикам назвать количество предложений в полученном тексте. Их 10, максимальное количество предложений должно быть 8.

Дети исключают из первого абзаца 2-ое предложение, из второго абзаца — 4-ое предложение, третий абзац оставляют без изменения.

Учитель Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника.

— Во время работы мы выполнили все пункты памятки, кроме последнего. Прочитайте, что у вас получилось после сжатия текста. Сохранилась ли основная мысль текста?

Дети: Основная мысль текста сохранена. Пишут сжатое изложение.

Учитель в конце урока предлагает детям продолжить фразу, записанную на доске:

Сегодня на уроке я научился…

Уходя с урока, дети под смайликами на доске ставят палочки (крестики) в зависимости от того, какое впечатление у них осталось от урока.

hello_html_m3150ddb.jpghello_html_m31b37dfc.jpg

infourok.ru

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

Тип урока: урок развития речи

Знать:

  • что такое текст
  • способы сжатия текста

Уметь:

  • формулировать основную мысль текста
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию
  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)

2. Интрига

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.


Приложение №1.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

urok.1sept.ru

Конспект урока «Сжатое изложение «Пень»»(5 класс)

hello_html_190e626f.gifТип урока: урок развития речи

Знать:

Уметь:

  • формулировать основную мысль текста

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию

  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)

2. Интрига

)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Поделиться

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе «Сжатое изложение (в рамках ранней подготовки к ГИА)»

Мало кто из ребят моего пятого класса знаком с творчеством Эно Рауда — популярного эстонского детского писателя, который в 1974 году получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. И очень хочется, чтобы учащиеся полюбили маленьких человечков их за любопытство, отзывчивость, находчивость и умение по-настоящему удивляться окружающим миром.

Урок: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: Урок развития речи

Тема: «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ» (в рамках ранней подготовки к ГИА)

Цель урока:

1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;

2) сформировать умения редактировать текст, вычленяя главную и второстепенную информацию;

3) научить пользоваться некоторыми приёмами сжатия (исключение, упрощение) текста;

4) формировать умения работать в парах и группах.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. «Организуем себя»

2. Целеполагание урока.

Слайд 1. Кого из героев мультфильмов вы узнали? Кто автор текста к этим мультфильмам?

«Поставим цель» (Что нового и интересного хотите узнать? Чему хотите научиться сегодня на уроке?)

— Мы поработаем сегодня с «испорченным» тестом.

3. Актуализация знаний. Повторение изученного.

— Что такое текст?

— Что такое тема и основная мысль текста?

— Какие типы речи вам известны?

— Какие стили речи вы знаете?

— Что такое микротема?

4. Работа с текстом. Прочитайте текст (работа с раздаточным материалом, см. приложение 1).

Выполните задания:

а) определите тему текста,

б) определите основную мысль текста,

в) укажите тип речи,

г) укажите стиль текста.

— Разделите текст на микротемы, озаглавьте их и запишите.

5. Сжатие текста.

Итак, ребята, сегодня мы с вами будем учиться писать сжатое изложение.

— Как вы думаете, чем отличается сжатое изложение от подробного? (В сжатом изложении важно передать только главную мысль, без подробностей и второстепенной информации)

Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация. Как вы думаете, что нам необходимо сделать с данными предложениями? Учащиеся зачитывают отредактированные предложения, обосновывают свой выбор (исключение второстепенной информации).

— Как называется такой приём сжатия текста? (Исключение.) Заключите эти предложения в скобки.

Отметьте маркером или зеленой пастой фразы, без которых нельзя понять текст.

— Вы заслушали ответы одноклассников, а теперь попытайтесь написать окончательный вариант сжатого изложения.

Машина катилась по дорожке. Муфта крутил баранку и следил за дорогой. Полботинка тщательно осматривал окрестность. Нельзя пропустить ни намека на присутствие кошек.

Муфта нажал на тормоз и остановил машину. Муфта и Полботинка вылезли из машины. Они принялись разглядывать следы.

Муфта и Полботинка вернулись в машину. Полботинка кинулся к заднему стеклу. Теперь и он увидел стаю кошек. Кошки, кошки, кошки…

6. Заключительное слово учителя

— Интересный текст… Интересные герои… Создатель этих маленьких человечков, похожих на гномиков, накситраллей, популярный эстонский детский писатель Эно Рауд, книги которого были переведены на ряд языков, в том числе и на русский. Встреча с героями Эно Рауда – это настоящий праздник! Испытайте его! Читайте сказки-повести Эно Рауда!

6. Рефлексия

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

интересным, познавательным / неинтересным

Материал урока мне был

понятен / не понятен

интересен / скучен

полезен / бесполезен

Что нового я узнал на уроке

Приложение 1. Раздаточный материал.

(1)Машина не спеша катилась по узкой лесной дорожке, все дальше уводившей от лагерной стоянки в лес. (2)Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево. (3)А Полботинка тщательно осматривал окрестность.(4)Его взгляд беспрестанно скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (5)Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (6)Кругом все оставалось спокойным. (7) Лесную тишину нарушали только два вертолета.

(8)Неожиданно Муфта нажал на тормоз и остановил машину.

— (9)На дороге следы, — сказал он. – (10)А следы — это самый подходящий объект для исследования. 

(11)Они вылезли из машины и принялись разглядывать следы, отчетливо проступающие на песчаной дороге.      

— (12)Кошачьи следы, — сказал Муфта. 
      — (13)И их очень много, — добавил Полботинка. – (14)Чует мое сердце, что здесь прошла целая стая кошек. 
      — (15)И мое чует, — задумчиво кивнул Муфта. – (16)К тому же следы свежие. 
      — (17)Любому мало-мальски знающему следопыту должно быть ясно: кошки не могли далеко уйти, — сказал Полботинка. (18)Продолжая исследование, они вскоре установили, что следы тянутся из леса.

(19)Муфта и Полботинка вернулись в машину, и снова двинулись в путь. (20) Взглянув невзначай в зеркало, Муфта воскликнул: 
     — (21)Необыкновенное уже происходит! (22)За нами — кошки! 
(23)Полботинка кинулся к заднему стеклу. (24)Теперь и он увидел стаю кошек. (25) Кошки, кошки, кошки… (26)Они неумолимо приближались — черные, серые, и черно-серые, и серо-черные, и черно-белые, и бело-черные, и полосатые. (27)Они мчались за машиной, грозные и яростные. 

(По Эно Рауду)

Выполните задания:

  1. определите тему текста: __________________________________________________

  2. определите основную мысль текста: _______________________________________________________________________

Разделите текст на микротемы:

  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

Напишите сжатое изложение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *