Сжатое изложение в 5 классе: приёмы, методы, алгоритм – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) – План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Содержание

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс): Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень»

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Слайд 2

Цели: учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение.

Слайд 3

Рассмотрите иллюстрацию к сказке В.П.Катаева «Пень» Опишите иллюстрацию: пейзаж, герои, настроение

Слайд 4

Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Слайд 5

Понравился ли вам рассказ? Является ли данный отрывок текстом? Назовите признаки текста. Какова тема текста? Этот текст о старом пне, который возомнил себя «царём». Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? Основная мысль текста — о суждение гордого пня. Как бы вы озаглавили текст? «Мнимый царь», «Обыкновенный пень», «Старый пень», «Ты не царь». К какому стилю и типу речи принадлежит текст? Стиль речи — художественный, тип речи — повествование. Аналитическая беседа по тексту Заголовок Начало Основная часть Концовка Тема Основная мысль

Слайд 6

Словарная работа Какое слово в этом тексте является ключевым? Ключевым является слово «гордость»? Подберите синонимы к слову «гордость». Понимаете ли вы разницу в значении этих слов? ГОРДОСТЬ — чувство собственного достоинства, самоуважения ЗАЗНАЙСТВО — поведение того, кто зазнаётся, важничает ВЫСОКОМЕРИЕ — уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим ГОРДОСТЬ ЗАЗНАЙСТВО ВЫСОКОМЕРИЕ

Слайд 7

Деление текста на микротемы и составление плана Люди кланялись пню. Пень возгордился. Деревья гордо молчали. Правда синицы. МИКРОТЕМА — наименьшая составная часть темы целого текста. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем .

Слайд 8

Сжатие текста Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя? Сожмите первую микротему. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Слайд 9

Сжатие текста Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя? Сожмите вторую микротему. Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

Слайд 10

Сжатие текста Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Без каких слов в третьей микротеме обойтись нельзя? Сожмите третью микротему. Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Слайд 11

Сжатие текста Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя? Сожмите четвёртую микротему. Но тут прилетела синичка и весело защебетала: — Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

Слайд 12

Перескажите сжатый текст В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела синичка и весело защебетала: — Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

Слайд 13

Напишите сжатое изложение Желаю удачи! Люди кланялись пню. Пень возгордился. Деревья гордо молчали. Правда синицы.

Слайд 14

Использованный материал: В оформлении фона использована иллюстрация: http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/kataev-pen.jpg Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс» Ладыженской Т.А., Баранов М.Т. и др. — Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. — М.: Школьная пресса, 2010 г. Иллюстрации к сказке В.П.Катаева «Пень»: http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0840/03lab76un1222690072.jpg http://www.museum.ru/imgB.asp?42311 http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/kataev-pen.jpg

Конспект урока, презентация по русскому языку в 5 классе на тему «Развитие речи. Обучение сжатому изложению»

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

Тип урока: урок развития речи

Образовательная:

  • вспомнить, что такое текст;

  • познакомиться со способами сжатия текста.

Развивающая:

  • уметь формулировать основную мысль текста;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • сокращать текст, сохраняя основную мысль, на основе исходного текста писать сжатое изложение.

Воспитательная:

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Интрига

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Познакомимся с приемами сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

Приложение №1.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Сжатое изложение»

Конспект урока

Предмет: русский язык Школа Класс 5

Учебник: русский язык6 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Изложения рассчитано на 2 урока.

Тема урока: написание выборочного изложения …

Цель урока: обучение написаниюподробного изложения.

-обучающие:

1)формирование умения понимать смысл и главную идею текста;

2)формирование умения передавать содержание текста грамматически и стилистически верно;

3)продолжать формировать умение отбирать из текста нужную информацию и как можно точно передавать содержание нужной части текста;

-развивающие:

1)способствовать развитию устной и письменной речи;

2)способствовать развитию связной речи;

3)развитие логического мышления;

4)развитие слуховой памяти;

5) развитие орфографической зоркости;

-воспитательные:

  1. воспитывать интерес к литературным произведениям;

  2. воспитыватьлюбовь к Родине;

Оборудование: орфографические словари, текст изложения

Литература:текстА. С Пушкина «Дубровский» фрагмент из 3 главы от слов «Выехав из деревни, поднялись они…», до слов: «…в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника»;учебник Русский язык 6 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова; методическая литература: методика русского языка/ Под ред. Баранова-М:Просвещение, 1998.

План урока

1 урок

1.Орг.момент

3 мин.

Прив. слово

Целевая установка на восприятие звучащего текста

Оформление тетради

2. Подготовка к восприятию текста

7 мин.

Вступительная беседа

3. Знакомство с текстом

3 мин.

Установка на слушание текста

4. Анализ текста

Беседа о теме и основной мысли

6 мин.

Чтение текста по частям

Составление плана текста

Языковой разбор

Устный пересказ текста (2-3 чел.)

9 мин.

15 мин

2 урок

5. Итоговое восприятие текста

.

2 мин.

Прием:чтение текста учителем

6. Написание изложения на черновике

20 мин.

Прием: целевая установка учителя

7. Написание чистового варианта изложения. Поведение итогов урока

23 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. Момент

  1. Подготовка к восприятию текста

Жанр речи учителя:прив. слово , целевая установка на восприятие звучащего текста.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны быть письменные принадлежности, тетрадь и черновик.

Сегодня нам предстоит написать выборочное изложение.

Давайте оформим тетради. Откройте тетрадь, запишите дату, вид работы- выборочное изложение по

Жанр речи учителя: слово учителя

Эпиграф:«Путь к познанию родной истории, ее героев, путь к познанию жизни и природы – это путь к свету, путь к патриотизму, столь важному в наши смутные, богатые разными событиями дни, путь к прекрасному» – вот девиз писателя А.С Баркова, по его рассказу мы напишем сегодня изложение.

Александр Сергеевич Барков родился 2 октября 1935 года в Москве.

А.С окончил педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, член Союза писателей России.

Также Барков является автором более 50 книг для юношества и взрослых. Его книги посвящены сокровенным граням сознания и личности человека – истории и природе. Среди них: «Снег идет», «Бельчонок на плече», «А на дворе весна», «У Чистых прудов», «Березовый свет», «На ранней зорьке», и.т.д

Исторические повести и рассказы Александра Баркова всегда основаны на реальных событиях и фактах, которые для него важнее всяких вымыслов.
Главным предметом своего художественного изображения писатель взял Родину, ее героическое прошлое, духовный мир родного русского народа.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Оформление тетради

Учитель заранее раздает черновики

3.Знакомство с текстом

4.Анализ текста.

2 урок

5.Итоговое восприятие текста.

6. Написание изложения.

7.Написание чистового варианта изложения.

Как вы уже поняли, многие произведения А. С Баркова посвящены природе. Наш текст тоже будет связан с природой. Это будет повествовательный текст.

-Вспомните в чем заключаются особенности повествовательного текста?

-Правильно, ребята.

Установка на слушание:

А сейчас послушайте внимательно задание!

Я прочту текст. Ваша задача внимательно слушать. Определить смысл текста, запомнить героев рассказа, понять, что за событие с ними произошло. После прочтения мною текста мы обсудим как вы поняли рассказ. Приготовились, внимательно слушаем.

Учитель читает текст.

Беседа по тексту:

— Итак, вы послушали текст. Как вы поняли о чем он?

-Хорошо, кто были главные герои, как вы поняли?

-Правильно.

-Как вы думаете, какая основная тема, мысль этого текста?

-Молодцы!

-Какие чувства у вас вызвал этот рассказ, понравился ли он вам и почему?

-Хорошо, мне тоже очень понравился этот текст.

Составление плана текста, чтение по частям, языковой разбор:

Установка на работу:

-Хорошо, ребята, вы поняли тему текста, основную мысль.

Теперь давайте выделим основные части текста, озаглавим их и составим план. Параллельно мы будем отмечать трудные слова, сложные предложения, в которых вы можете сделать ошибки.

-Итак, как вы думаете на сколько частей можно разделить этот текст?

-На какие?

-Хорошо, давайте проверим ваше предположение и прочитаем по частям. Каждую часть озаглавим.

Учитель читает 1 часть :

Было это в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Часа два прошло, пока мы наконец до перевала добрались.

-Можно ли выделить этот фрагмент?Как его озаглавить?

-Хорошо. Я запишу на доске план.

Первый пункт нашего плана называется «Дорога на перевал».

Что вы будете писать в этой части?

Какие опорные слова вам нужно запомнить, чтобы воспроизвести эту часть?

Вы должны помнить, что имена собственные пишутся с большой буквы. Как вы будете писать слово «Сибирь»?

-Правильно, запомните!

Так же, вы должны обратить внимание на запятые. Мы с вами прошли тему «сложные предложения», «обособление однородных членов предложения», поэтому будьте внимательны! Какие синтаксические особенности сложных предложений и предложений с однородными членами вы помните?

-Молодцы, хорошо.

Запомните, что слово «перевал» пишется с приставкой «пере»

Читаю следующий фрагмент:

Я посмотрел вниз и замер. Прямо под нами на прибрежной лужайке резвились медвежата. Вот один догнал другого и начал бороться с ним. Изловчился и ножку ему подставил. А тот прямо через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Плюхнулся в воду и угодил в быстрое течение. Завертело беднягу, закрутило. Братец перепугался, завыл от страха.

-Как можно озаглавить эту часть?

-Хорошо, я записываю второй пункт плана на доске.

Что вы напишите в этой части?

-Какие опорные слова можно запомнить?

-Хорошо, в этом отрывке нужно обратить внимание на большое количество однородных членов предложения. Будьте внимательны. Правило мы повторили.

Как пишется слово «прибрежный»? Почему?

-Запомните!

— Во второй части обратите внимание на слово «завертело», оно пишется через «е». Какое проверочное слово?

-Правильно!

Метод: языковой анализ

Читаю третью часть:

На голос медвежонка прибежала медведица. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется.Медведица стала его теребить да по бережку катать. Вскоре пловец очухался, вскочил на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!»А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и заспешила с медвежатами в частый кедровник.

-Как можно озаглавить этот фрагмент?

-Хорошо. О чем здесь вы напишите?

— Послушайте внимательно. Какая сложность есть в этом фрагменте? Какое предложение?

-Правильно! Давайте вспомним схему оформления прямой речи.

Я запишу ее на доске. В нашем случае слова автора стоят до или после прямой речи?

-Молодцы, вы все помните! Я записала схему на доске.

— Медвежонок пишется через «о» ! Почему?

-А все знают, что значит слово «рев»?

— Правильно!

-Мы встретили такое интересное слово, «очухался»?

-Хорошо!

— Как пишется слово «кедровник»?

-Слово карабкаться пишется с гласными а! Это слово я запишу на доске.

Хорошо, ребята, мы с вами составили план, он записан на доске. Проанализировали части текста. Обсудили сложные орфограммы, в которых можно совершить ошибки, актуализировали лексическое значения слов. Помните, что на доске схема предложения с прямой речью и сложные слова, где вы можете допустить ошибку. Будьте внимательны при написании!

Устный пересказ:

А теперь, ребята, давайте попробуем устно пересказать текст. У нас перед глазами план. Мы только что проанализировали части текста. ( Учитель спрашивает 2-3 человек с пересказом текста)

-Хорошо, ребята, отдыхайте, на следующем уроке мы продолжим.

Мы с вами разобрали текст, составили план изложения. Теперь

я читаю вам текст в последний раз! Больше читать не буду! Слушайте внимательно! После прочтения, вы начнете работу в черновике.

Готовы?

Чтение учителем текста.

Можете приступать к работе. Сначала оформляем в черновике! Все услышали? На работу с черновиком я даю вам 20 минут. Приступайте и будьте внимательны.

Время работы с черновиком вышло. Приступайте к написанию чистового варианта изложения. Пишем аккуратно, разборчиво! За 5 мин до конца урока вы должны сдать тетрадь.

Поведение итогов:

Итак, ребята, сегодня мы с вами написали подробное изложение повествовательного текста! Вы поняли, что для того чтобы написать красивый, связный текст, нужно внимательно слушать!

Уметь выделять смысловые части, а так же развивать правописные умения. Спасибо вам за работу, до свидания!

— В нем рассказывается о каком-то событии, случае. Такой текст включает в себя много глаголов.

Глобальное, оценочное слушание

— В рассказе «Доигрались» повествуется о том, как два друга, оказавшись на природе, встретили играющих между собой медвежат. Один медвежонок, играя, упал со скалы в реку. Медведица, услышав рев своего медвежонка, бросилась за ним. И спасла его.

-Два друга. Два мальчика.

— Основная идея текста- материнская любовь.

В тексте ярко показана любовь медведицы к своим медвежатам. Как она без страха и сомнения прыгнула в реку спасать свое дитя, хотя тоже могла погибнуть.

-Это рассказ вызвал у меня чувство страха за медвежонка и восхищение мамой-медведицей.

-Мне понравился этот рассказ он очень добрый.

-А мне понравились мальчики. Один из них, когда медведица спасла медвежонка,

крикнул : «Вот молодец!»Значит он добрый мальчик.

Слушание установки.

— На 3 части!

— На то как мальчики добираются до перевала.

-Часть, где они встретили медвежат и увидели их игру.

-На спасение медвежонка.

-Да! Дорога на перевал!

-Что случай произошел в Сибири. С двумя мальчиками. Они добирались до перевала.

Сибирь. Поднимались. Скала. Друг. Часа два. Добрались. Перевал.

— С заглавной буквы!

— Сложные предложения состоят из двух грамм. основ, поэтому в сложном предложении будет запятая, которая отделяет эти основы.

— Однородные члены предложения, если не связаны союзом «и», разделяются запятыми.

— Опасная игра медвежат.

— О том, как играли медвежата и один из них, заигравшись, упал в реку.

— Посмотрел. Замер. Лужайка. Медвежата. Резвились. Борьба. Упал. Река.

— С приставкой «при»! Потому что при береге.

-Вертится!

— Спасение медвежонка. Материнская любовь.

— О том, как медведица спасла медвежонка. И как мальчики были этому рады.

— Предложение с прямой речью.

— До! После слов автора ставится двоеточие, а дальше в кавычках прямая речь. С большой буквы.

— Потому что в суффиксе, после шипящей под ударением пишется «о» !

-Это вой животного!

-Это значит пришел в себя!

— Через «е», проверочное слово кЕдр!

Устный пересказ текста. (2-3 человека)

Слушание.

Работа с черновиком.

Написание чистового варианта изложения.

ДОИГРАЛИСЬ

Было это в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Часа два прошло, пока мы наконец до перевала добрались.

Я посмотрел вниз и замер. Прямо под нами на прибрежной лужайке резвились медвежата. Вот один догнал другого и начал бороться с ним. Изловчился и ножку ему подставил. А тот прямо через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Плюхнулся в воду и угодил в быстрое течение. Завертело беднягу, закрутило.Братец перепугался, завыл от страха.

На голос медвежонка прибежала медведица. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется.Медведица стала его теребить да по бережку катать. Вскоре пловец очухался, вскочил на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!» А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и заспешила с медвежатами в частый кедровник.

(По А. Баркову) 

Хороший вариант изложения:

ДОИГРАЛИСЬ

Это было в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Только через два часа мы добрались до перевала.

Я посмотрел вниз и замер. На прибрежной лужайке играли медвежата. Один догнал другого и начал бороться с ним. Подставил ему ножку, а тот через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Упал в воду и угодил в быстрое течение. Завертело бедного медвежонка, закрутило.Братец испугался, завыл от страха.

Медведица услышала вой медвежонка и прибежала. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется. Медведица стала его теребить, по берегу катать. Медвежонок очухался ( пришел в себя) , стал на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!» А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и побежала с медвежатами в частый кедровник.

Урок «Сжатое изложение по рассказу Г. Снегирева «Лось»» в 5 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Г. Снегирева «Лось» в 5 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

 

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, осознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)

1. Словарный диктант. Прочитайте внимательно. Над какими орфограммами вы работали? Устно приведите свои примеры. Запишите под диктовку соседа по парте (работа в парах).

Павлины, бегемот, верблюд в зоопарке; черные деревья, далеко от решетки, с желтым горлышком, клочок мха, с серебряным брюшком, на длинных ногах, странный, медленно опустился, поднялся наверх, где-нибудь близко, копошится какой-то паучок, жук-водомерка, паук-серебрянка.

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова: сторожиха, выпрашивал, захотелось, стрелочник, разглядеть, освещало, колокольчик, паучата, отдирает.

Выполните синтаксический разбор предложений.

1) И только я внимательно поглядел на паучка, как вдруг жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде.

2) Колокольчик качнулся, но паутина его удержала, и я увидел в нём воздушный шарик.

Укажите «четвертое лишнее»

1) Желтогорлая, водомерка, паровоз, медведь

2) Реш…тка, ч…рный, пауч…к, ещ…

3) Дли(н,нн)ый, стра(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, со(н,нн)ый

4) О…вещало, ра…пустились, в…помнил, ра…лилась

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

(учащиеся высказываются)

2. Выразительное чтение текста учителем

Весной я был в зоопарке. Кричали павлины. Бегемота сторожиха метлой загоняла в его домик. Медведь на задних лапах выпрашивал кусочки. Слон топал ногой. Верблюд линял и, говорят, даже плюнул в одну девочку, только я не видел. Я уже собрался уходить, когда заметил лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Деревья были чёрные, мокрые. Листья на этих деревьях ещё не распустились. Лось среди чёрных деревьев, на длинных ногах был такой странный и красивый. И мне захотелось увидеть лося на воле.

Я знал, что лося можно встретить только в лесу. На другой день я поехал за город.

Поезд остановился на маленькой станции. За будкой стрелочника была тропинка. Она вела прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. На бугорках росла травка. Я шёл по тропинке очень тихо. Мне казалось, что лось где-нибудь близко, и я боялся.

И вдруг в тишине я услышал: тень-тень-тень, пинь-пинь-тень… Да это же совсем не капли; на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Птичка увидела меня и улетела, я даже не успел её разглядеть. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко в лесу запела-затенькала.

Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Солнце освещало её, и видно было, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. И только я внимательно поглядел на паучка, как вдруг жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. Он догнал другую водомерку, и они вместе от меня ускакали. А паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно. Там у него к травинке был привязан паутиной колокольчик. Паучок лапками сгрёб с брюшка воздух под колокольчик. Колокольчик качнулся, но паутина его удержала, и я увидел в нём воздушный шарик. Это у паука-серебрянки такой домик под водой, и там паучата живут, вот он и носит им воздух. Ни одна птица до них не доберётся.

И тут я услышал, как за пеньком, на котором я сижу, кто-то неторопливо возится, шуршит. Я тихонько одним глазом посмотрел в ту сторону. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Схватила клочок мха и убежала. Мох она мышатам в нору постелет. Земля-то ещё сырая.

За лесом паровоз загудел, пора домой. Да и устал я сидеть тихо, не шевелиться.

Когда подходил к станции, вдруг вспомнил: ведь лося я так и не увидел! Ну и пускай, зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку и слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о путешествии рассказчика по лесу в поисках лося. Это тема текста. В природе много интересного, удивительного, необыкновенного, нужно только уметь видеть –такова идея текста.

Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

Учащиеся. Главное то, что автор услышал и увидел в лесу, испытал удивление, получил новые впечатления, почувствовал свою близость к природе, свое родство с ней. Второстепенное, наверно, то, что с лесными впечатлениями не связано: зоопарк, поезд, станция.

Учитель. Каким вы представляете себе рассказчика?

Учащиеся. Это человек средних лет, но очень мудрый, внимательный, спокойный, вдумчивый, а самое главное -он умеет видеть и слышать природу. Чувствуется, что этот человек -большой знаток и любитель всего живого. А еще он мастер слова, потому что так вдохновенно рассказать о птичках, мышках и жителях лужи может только человек, владеющий писательским талантом.

Учитель. Какие средства выразительности, использованные в тексте, подчеркивают романтическую натуру рассказчика, его поэтический дар?

Учащиеся. Птичка пела «так же звонко, как вода падает на льдинку» (сравнение). «Копошится какой-то паучок с серебряным брюшком» (эпитет). «Жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде» (сравнение).

Учитель. Пожалел ли рассказчик о том, что не увидел лося? Ответ аргументируйте.

Учащиеся. Нет, рассказчик нисколько не пожалел о том, что не встретил лося. Он увидел в этот день много интересного в лесу: паучка с серебряным брюшком, жука-водомерку, мышку с желтым горлышком, услышал пение теньковки. Все это также очень интересно.

Учитель. Какую фигуру использует автор, чтобы убедить в этом читателя?

Учащиеся. Риторический вопрос в финале текста убеждает читателя в том, что рассказчик очень рад своему путешествию, возвращается домой отдохнувшим, счастливым, полным новых знаний о природе.

Учитель. Ребята, не возникло ли и у вас желания сходить в лес, повнимательнее рассмотреть лесную лужу, кору деревьев, распускающиеся листочки?

Учащиеся. (Высказываются).

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

1. «Мне захотелось увидеть лося на воле».

2. «Я шёл по тропинке очень тихо».

3. «На берёзке сидела маленькая птичка и пела».

4. «Около пенька разлилась лесная лужа».

5. «Кто-то неторопливо возится, шуршит».

6. «Лося я так и не увидел!»

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.

Цитатный план

Ключевые слова

«Мне захотелось увидеть лося на воле».

На длинных ногах был такой странный и красивый.

«Я шёл по тропинке очень тихо».

Лось где-нибудь близко, и я боялся.

«На берёзке сидела маленькая птичка и пела».

Тень-тень-тень, пинь-пинь-тень…; жалел, что спугнул ее; снова где-то далеко в лесу запела-затенькала.

«Около пенька разлилась лесная лужа».

Копошится какой-то паучок с серебряным брюшком; жук-водомерка на тонких лапках; у паука-серебрянки домик под водой.

«Кто-то неторопливо возится, шуршит».

Сонная мышка с желтым горлышком; отдирает сухой мох.

«Лося я так и не увидел!»

Они такие же интересные, как лось.

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на три группы и выполняет сжатие каждой из двух микротем по порядку.

(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 5 класса. В 6 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний шестиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 5 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).

Памятка 1. Три основных способа сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Весной я был в зоопарке и увидел там лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Среди чёрных деревьев, на длинных ногах лось был такой странный и красивый. И мне захотелось увидеть этого красавца на воле.

На другой день я поехал за город. Вышел на маленькой станции и по тропинке я пошел прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. Я шёл очень тихо, думал, что лось где-нибудь близко, и я боялся.

И вдруг я услышал необыкновенное пение. Это на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Увидев меня, птичка улетела. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко запела-затенькала.

Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Я заметил, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. А вот жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. В это время паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно. Там у него к травинке был привязан паутиной домик, в котором живут паучата. Вот он и носит им воздух.

И тут я услышал, как за пеньком кто-то неторопливо возится, шуршит. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Мох она мышатам в нору постелет.

Уже направляясь домой, я вдруг вспомнил, что лося я так и не увидел! Зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку, слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

Презентация к уроку (русский язык, 5 класс) на тему: Презентации к урокам развития речи для 5 класса

Слайд 1

Обучающее изложение c элементами повествования (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения c элементами повествования; развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский Паустовкий прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен «весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера». Писатель не устает восхищаться «волшебством русской речи»: «Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ», «:многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск» .

Слайд 3

Чтение первой части рассказа. В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон». Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла . Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Слайд 4

Вопросы и задания по первой части текста. -Найдите и подчеркните в тексте глаголы. -Почему их так много? (Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий) — Какой тип речи использует писатель? (Повествование) -Охарактеризуйте повествование как тип речи. (Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях ( что было сначала, потом, затем… и наконец).

Слайд 5

-Докажите, что это текст. (Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.) -Сформулируйте тему и идею. (Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…) -Придумайте название текста. («Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!») -Найдите начальную часть текста – вступление.

Слайд 6

— В каком абзаце завязка действия? (Во втором абзаце.) — Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия: Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли. Последовательность действия – это движение от начала до конца. — К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст? (Повествованию, потому что указано, кт о действовал, что происходило, где и когда .)

Слайд 7

Словарная работа: повествование– однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

Слайд 8

— Есть ли в тексте описание? Является ли оно главным или сопутствует повествованию? (Описание шкатулки; валики с тонкими рычажками и шипами. Украшения бронзового рычажка-стрекозы, бабочки, жуки – поясняют наш интерес к находке – не более того. Описание не является самоцелью.)

Слайд 9

Чтение второй части рассказа. Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия… Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.

Слайд 10

Вопросы и задания по второй части текста. — Докажите, что этот текст тоже повествование. (Когда, где, что случилось?) -Какое название можно дать этому тексту? («Шкатулка проснулась».) -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии. (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)

Слайд 11

-Для художественного стиля характерен яркий, образный язык. Докажите, что стиль рассказа художественный. (Переливающийся звон – эпитет , будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам – сравнение , проснулась от многолетнего сна – метафора-олицетворение .) — Сколько в тексте абзацев, сколько будет пунктов в плане, передающем сюжет? (4)

Слайд 12

Работа над планом. План 1.И полилась мелодия… 2.Шкатулка заиграла. 3.Даже ходики притихли. 4.Концерт окончен. «Строительный материал» Переливающийся звон, чудесный как, как будто кто-то ударял молоточками по колокольчикам, многолетний сон, таинственный звон, притихли от изумления. Как мы ни бились.

Подготовка к сжатому изложению «Старый пень» (по рассказу В.П.Катаева) (5 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовка к сжатому изложению «Старый пень» (по рассказу В.П.Катаева).

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. Закреплять умения писать сжатое изложение текста повествовательного характера;

    2. развивать умение учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

    3. уметь определять основные композиционные части рассказа; выделять микротемы текста; составлять простой план;

    4. сокращать текст, сохраняя основную мысль;

    5. продолжить знакомство со способами сжатия текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развитие логического мышления;

    2. пополнять активный и пассивный словарь понятиями: «гордость», «зазнайство», «высокомерие»;

    3. развитие речевой деятельности — самостоятельных связанных высказываний в устной и письменной форме;

    4. следить за произношением учащихся;

    5. развивать навык чтения с губ;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные

    1. добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в тексте: осуждение высокомерия;

    2. Воспитание интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: портрет В.П.Катаева, таблички, выставка книг писателя, опорные карточки – информаторы, толковый словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

— Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Различение на слух теоретических понятий.

-Послушайте и повторите слова и выражения:

тема, основная мысль, идея текста, авторский замысел, сжатое изложение, подробное изложение, сжатие текста

Учащиеся воспринимают речевой материал и повторяют.

3.

Предварительная работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.

1).Орфографическая подготовка.

Поработаем над правописанием выделенных слов:

В лесу, стоял, большой, пень, поклонилась, пошла, мешочек, побрёл, возгордился, го

ворит, осенней, молодую, листочки, золотые.

2).Произвести синтаксический разбор предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Рассердился старый пень и ну кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!».

4.

Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П. Катаева «Пень».

— Что значит сжато пересказать текст?

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

5.

Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень».

1). Повторение сведений об авторе рассказа В.П.Катаеве.

2). Первичное чтение текста рассказа (упр. №137, стр.58)

3). Осмысление текста.

4). Чтение текста учащимися.

5). Словарно-лексическая работа.

6). Выделение микротем и составление плана

7).Составление сжатого пересказа сказки.

-Дома вы готовили сообщения о писателе В.П.Катаеве.

(проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

— Сейчас проведём биографическую тест-викторину, чтобы вспомнить основные моменты из жизни и творчества писателя.

— На листочках, которые лежат перед вами, с помощью цвета вы обозначаете правильный ответ. Если вы согласны с утверждением, то закрашиваете кружочек красным цветом, если не согласны – зелёным.

Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

— Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

— Как бы вы назвали этот рассказ?

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

— Какое слово в этом тексте является важным?

-Как вы понимаете значение этого слова?

— Подберите синонимы к слову гордость.

-Текст делится на абзацы — микротемы.

На доске карточка: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

— Разделите текст на части, озаглавьте их.

Вывод: В плане столько пунктов, сколько микротем.

— Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

-Назовите приемы сжатия текста.

I часть. Грибники вокруг старого пня.

-Прочитайте 1 часть.

-Какой пень стоял в лесу?

-Какие люди приходили в лес? Зачитайте.

-Скажите кратко.

-Что мы сделали?

-Какой прием сжатия здесь использовали?

— Назовите опорные слова.

II часть. Старый пень возгордился.

-Прочитайте 2 часть.

-Что значит «возгордиться»?

-Что сказал пень деревьям?

-Почему деревья должны ему кланяться?

-Вся ли информация важна для раскрытия темы?

-Какой прием сжатия здесь можно использовать?

-Замените прямую речь косвенной.

— Назовите опорные слова.

III часть. Молчание деревьев.

-Прочитайте 3 часть.

-Почему деревья не кланялись пню? Как об это говорит автор?

-Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить?

— Какой прием сжатия мы использовали?

— Назовите опорные слова.

IV часть. «Я ваш царь!»

-Прочитайте 4 часть.

-Почему разозлился старый пень?

-Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?

— Назовите опорные слова.

V часть. » Ничего ты не царь».

-Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней?

-Кто прилетел на молодую берёзу?

-Что она прощебетала пню? Прочитайте.

— Выберите ключевые фразы из последней части.

— Какой прием сжатия мы использовали?

— Назовите опорные слова.

 Учащихся выполняют биографическую тест-викторину.

В.Катаев родился в городе Одесса. (+)

  1. Он учился в гимназии. (+)

  2. У него был младший брат Виталий. (-)

  3. Сначала он писал рассказы, а потом стихи. (-)

  4. Первое стихотворение он написал в 13 лет. (+)

  5. В стихах писал только о море. (-)

  6. Катаев трижды был на войне. (+)

  7. Он работал военным корреспондентом газеты «Правда». (+)

  8. Писал о героизме наших людей. (+)

  9. Потом он писал и сказки. (+)

(учащиеся называют признаки текста)

Признаки текста.

1.Предложения связаны по смыслу

2.Можно выделить тему

3. Имеет заголовок (название)

(осуждение гордого пня)

«Старый пень»

«Гордый пень»

«Ты не царь»

Гордость.

& Работа с толковым словарём.

Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

 Работа в группах.

(Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).

Коллективное обсуждение составленных планов. Запись примерного плана в тетради.

План

1. Грибники вокруг старого пня.

2.Старый пень возгордился.

3.Молчание деревьев

4.»Я ваш царь!»

5.» Ничего ты не царь»

На доске карточка.

Приёмы сжатия:

обобщение

исключение

упрощение

В лесу стоял большой старый пень.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Мы объединили 1 и 2 абзац.

Обобщение.

Запись на доске:

В лесу, большой, приходили, кланялись.

& Работа с толковым словарём.

Возгордиться — стать гордым, хвастаться.

Даже люди ему кланяются.

Он в лесу самый главный.

Можно убрать повторяющуюся информацию.

Исключение.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. И вы тоже кланяйтесь.

Запись на доске:

Возгордился, деревьям, кланяйтесь.

Деревья молчали в своей гордой осенней красоте.

Его можно сделать покороче.

Упрощение.

Запись на доске:

Гордой, осенней, красоте.

Деревья ему не кланялись.

Да, важен. Нужно заменить прямую речь косвенной.

Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.

Запись на доске:

Рассердился

Главная.

Маленькая быстрая синичка.

Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.

Упрощение

Запись на доске:

Прилетела, обыкновенный, ищут, опёнки.

6.

Написание сжатого изложения «Старый пень».

Написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

7.

Рефлексия.

Закончите предложения.

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (5 класс) на тему: Критериальный подход к оцениванию сжатого изложения в 5 классе

Критериальный подход к оцениванию

сжатого изложения в 5 классе.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся  с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания — конкретное выражение учебных целей.

На уроке  «Подготовка к сжатому изложению» в 5 классе предлагается учащимся оценить черновой вариант сжатого изложения по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия» с помощью  таблицы «Критерии оценки сжатого изложения». В основе таблицы — алгоритм оценивания сжатого изложения ГИА в 9классе, адаптированный для пятиклассников. Оценивается  содержание изложения  по трем основным критериям :ИК1 содержание изложения, ИК2сжатие текста смысловую цельность текста, ИК3 связанность и последовательность. Перед самостоятельным оцениванием, исправлением ошибок и недочетов каждый критерий проговаривается, подробно рассматривается. Так в первом критерии ребята сверяют содержание своей работы с планом. Обращается особое внимание на критерий «Сжатие текста», где проговариваются все возможные способы сжатия в каждой микротеме текста и приводится эталон сжатого варианта. В третьем критерии ребята обращают на количество абзацев, последовательность изложения текста, отсутствие логических ошибок.

Положительные стороны критериального оценивания

На уроке критериальное оценивание выступает как формализующий алгоритм, который подразумевает формирование оценки в виде группы отметок, поставленных в соответствие каждому критерию. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить уровень своей работы (7б-«5»,6-5б.-«4», 4—3б.-«3»,2-1б.-«2»). Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;

  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (критериями) .В данном случае учащиеся имеют представление о том ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ оценивается, к чему необходимо стремиться. Эталон (за что ставится максимальная оценка) известен учащимся заранее;
  • критерии оценивания изложения учащихся  позволяют обобщать результаты, выявленные в ходе работы  учащегося над изложением.

Фрагмент урока

«Подготовка к сжатому изложению по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия»».

Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало.

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике. «Будто табунок молоденьких зебр пасется!» – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

 Многие явления природы   замечал Коля. Внимательный глаз  распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

                                                                                                                    ( по Л.Кассилю)

Видеоряд

Закончили работу с черновиком. Каждый из вас может получить за эту работу отличную и хорошую оценку,  набрав 7 баллов -максимальное количество. но для этого необходимо исправить возможные ошибки , недочеты в черновике. Помогут сделать это правильно «Критерии оценки сжатого изложения». Приступаем к проверке. Положите критерии перед собой.

Учитель, ученики, критерии

Итак, что мы  оцениваем в первом критерии

В первом критерии ИК1 мы оцениваем содержание изложения. Максимальный балл 2. Сколько частей в вашей работе?   Проверим  по плану изложения: План:

Ваш вариант

Проверка (Слайд )

1.Колины открытия.

2.Неожиданные сходства.

3.Внимательный глаз.

 Сколько микротем (абзацев)получилось в изложении? Ответ:  3.

Переходим ко второму критерию. Что оценивается здесь? Оценивается сжатие текста. Обратите внимание, что сжимать необходимо каждую часть текста  и использовать различные способы сжатия. Максимальный балл этого критерия -3

Какие способы сжатия использовали?

Все ли микротемы  текста можно было сжать?

 Проверим:

Исходный  текст

Способ  сжатия

Сжатый  текст

1микротема

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки

Упрощение

Он долго смотрел на кленовый лист и сравнивал его с крылом бабочки.

 2 микротема             Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих

березок.

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

3 микротема

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

В 3-м критерии нужно оценить смысловую цельность текста, связанность и последовательность. Должно совпадать количество абзацев с планом, не допускается перестановка микротем и предложений. максимальный балл 2.

Оцениваем самостоятельно свою работу с помощью критериев. Это даст вам возможность исправить ошибки, недочеты своей работы. За содержание изложения вы можете получить максимальное количество 7баллов.

Приступаем к проверке. баллы выставляем в таблицу.

Баллы

(ФИ ученика_________)

Баллы (учитель)

Рефлексия

(сложно оценить  –,

легко оценить +)

ИК1

ИК2

ИК3

Всего

__________

Кто закончил работу? Давайте проверим.

Учитель 

ученики Ответ:  3.

Слайд, ответы учеников

Слайд:

Доска

Способы компрессии

Исключение

Замена

Упрощение(обобщение и исключение)

Слияние 

Ответ ДА. Сжимать можно было текст во всех 3-х частях.

Ответы учащихся, проверка таблицы по слайдам.

таблица    №2

ИК1

1абзац Колины открытия.

2абзац Неожиданные сходства.

3абзац Внимательный глаз.

Ик2

Способ  сжатия

Сжатый  текст

Упрощение

Коля научился подмечать неожиданные сходства: веточка ландыша напоминала капельки молока или фарфоровые ролики

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Критерии для проверки

Критерии

Баллы

Ик-1

Содержание изложения

Точно передал основное содержание, количество микротем(абзацев) совпадает

2

Передал основное содержание,

но упущено или добавлена 1 микротема(абзац)

1

Передал основное содержание, но упустил или добавил более 1 микротемы (абзац)

0

Ик-2

Сжатие  исходного текста

Применил 1 или несколько приемов сжатия  во всем тексте(исключение, замена, упрощение(обобщение и исключение)),

слияние)

3

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в 2х микротемах

2

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в одной микротеме

1

Не применил ни одного приема сжатия

0

Ик-3

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность

Нет логических ошибок,

последовательность изложения текста  не нарушена ( соответствует плану),

в работе нет нарушений абзацного членения текста (3 абзаца)

2

Допущена 1 логическая ошибка (перестановка предложений или абзаца

и/или

имеется 1 нарушение абзацного членения текста(2 абзаца вместо 3-х)

1

В работе просматривается коммуникативный замысел

Допущена более 1 логической ошибки

и/или

имеется 2 нарушение абзацного членения текста(1 абзац)

0

Максимальное количество баллов

7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *