Тема горячего сердца и темного царства в пьесе гроза – Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза” 👍

Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе Островского «гроза».

Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе – в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства» : конфликт между безответным персонажем – Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина – женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой» .

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто загово

Темы “горячего сердца” и “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза” 📕

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью.

И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, “русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело..,”, является пьеса “Гроза”. Сатирическое обличение представителей “темного царства” естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую

Н. А. Добролюбов назвал “светлым лучом в

темном царстве”. В образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем “мертвом царстве” Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье.

Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: “Точно я снова жить начинаю”, – говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы.

Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: “Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна.

У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям “темного царства”. Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится.

Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых.

В этом мире “все как будто из-под неволи”. И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва “на нас с неба упала”? Движение, которое происходит вокруг, “шум, беготня, езда непрестанная” противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение.

И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями.

Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед “количеством старой силы”: “Нечего делать, надо покориться!”

“Темное царство” замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать.

И Феклуша уверена, что “по всем приметам” приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче.

И эта гроза разразилась – ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

По словам русского критика Н. А. Добролюбова, “… характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Протест, вырывающийся из груди “самых слабых и терпеливых”, был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”.

Темы “горячего сердца” и “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза”🔥

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, “русская жизнь и русская сила вызваны. на решительное дело.,”, является пьеса “Гроза”. Сатирическое обличение представителей “темного царства” естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А.

Добролюбов назвал “светлым лучом в
Темном царстве”. В образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем “мертвом царстве” Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: “Точно я снова жить начинаю”, – говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: “Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.
В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям “темного царства”. Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире “все как будто из-под неволи”. И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва “на нас с неба упала”? Движение, которое происходит вокруг, “шум, беготня, езда непрестанная” противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед “количеством старой силы”: “Нечего делать, надо покориться!”
“Темное царство” замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что “по всем приметам” приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась – ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.
По словам русского критика Н. А. Добролюбова, “. характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Протест, вырывающийся из груди “самых слабых и терпеливых”, был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”.

Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматургический конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы «Гроза»; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля «Гроза» ; текст драмы; эпиграф на доске.

Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии — для всего народа…

Островский ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.

Постановка целей и задач урока III. Активизация учебной деятельности и актуализация знаний Установочно-проблемная беседа — Почему Островский считает драматическую поэзию наиболее близкой к народу? — Каково ваше отношение к драматургии вообще и к драматургии Островского в частности? — расскажите о творческой

истории драмы «Гроза». Что дало право известному театральному критику С. а. Юрьеву сказать: «Грозу» не Островский написал…

«Грозу» Волга написала»? — Между какими силами возникает конфликт в драме «Гроза»? На чьей стороне вы выступили бы в этом конфликте? IV.

Аналитически-исследовательский практикум 1. анализирующее чтение I действия драмы «Гроза» Методический комментарий. начать работу с текстом можно с показа фрагмента фильма «Гроза» , включающего панораму Волги и песню Кулигина. Затем перейти собственно к чтению и анализу. — Как рисует место действия а. н.

Островский? на что следует обратить особое внимание? Как можно интерпретировать такую деталь: «высокий берег Волги»? только как географическую подробность или еще и как поэтический образ?

Можно ли уже в самой декорации уловить будущий конфликт? — Почему Кулигин поет именно песню «Среди долины ровныя», которая в то время была на слуху? — По явлению 1 действия I определите, как уже с первых реплик обнаруживает себя социальный конфликт. Приведите 3-4 примера реплик персонажей, обнажающих острые противоречия, существующие в обществе Калинова. Обратите внимание на поведение Дикого и отношение к нему Кудряша.

— Что вы узнали о Кулигине из его разговора с другими персонажами? — Чем примечателен Борис?

Какие чувства вызывает этот герой? 2. Выразительное чтение монолога Кулигина «жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! » — Как Кулигин характеризует нравы Калинова? Почему он постоянно употребляет множественное число и настоящее время и переходит на прошедшее только в последнем предложении, когда говорит о себе?

3. продолжение анализирующего чтения — Какое впечатление производит знакомство с Кабанихой? — В чем проявляются сходство и различие Кабановой и Дикого? — Что вы узнали о тихоне, Катерине, Варваре? — В чем сходство и различие между этими персонажами? 4. Выразительное чтение монолога Катерины Какие главные черты характера героини проявляются в этом монологе? Каким было ее мировосприятие в девичестве?

Назовите преобладающие в ее воображении образы. Какие ощущения Катерины можно назвать ключевыми? 5. работа с таблицей Учитель.

Подумайте и ответьте, кто в Калинове является хозяевами, а кто их жертвами.

— Что для каждого из «господ» и «жертв» означают понятия «любовь» и «свобода»? — Почему мы не можем отнести Катерину ни к «хозяевам», ни к «жертвам»? — Кого из героев можно отнести к представителям «темного царства», по определению н.

Добролюбова? Кто им противостоит? V. Обобщение учителя — Характеры в пьесе изображены в системе сопоставлений и противопоставлений. так, сопоставляются Кабанова и Дикой, Варвара и Кудряш, тихон и Борис. а кто же противопоставляется?

Уже с первых страниц драмы вырисовывается ее основной конфликт между «темным царством» и «горячим сердцем» Катерины. VI. Подведение итогов урока Выставление и комментирование оценок VII.

Домашнее задание 1) Прочитать действия III-V драмы «Гроза». 2) Выучить наизусть монолог Кулигина, монолог Катерины.

3) Подготовить цитаты для характеристики Катерины.

Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»

В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа — добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело..,», является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в

Темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип — умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», — говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, — непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»

«Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась — ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «… характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

Темы “горячего сердца” и “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза” 📂

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, “русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело.., “, является пьеса “Гроза”. Сатирическое обличение представителей “темного царства” естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал “светлым лучом в
Темном царстве”. В образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем “мертвом царстве” Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: “Точно я снова жить начинаю”, – говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: “Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.
В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям “темного царства”. Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире “все как будто из-под неволи”. И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва “на нас с неба упала”? Движение, которое происходит вокруг, “шум, беготня, езда непрестанная” противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед “количеством старой силы”: “Нечего делать, надо покориться!”
“Темное царство” замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что “по всем приметам” приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась – ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.
По словам русского критика Н. А. Добролюбова, “… характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Протест, вырывающийся из груди “самых слабых и терпеливых”, был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”.

Островский А. Н. Гроза, Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»

В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа — добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны. на решительное дело,», является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в

темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип — умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», — говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, — непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»

«Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась — ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «. характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

ostrovskiy/groza68

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *