Таблица основные климатические пояса 7 класс – Практическая работа №1 по географии 7 класс «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков;оценка климатических условий материка для жизни населения».

Климатические пояса 7 класс

Тема:Климатические пояса и области Земли.

(п.14)

Планируемые результаты:

Метопредметные:

1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами, климатическими диаграммами;

2) самостоятельно решать учебные задачи;

3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Предметные:

Представлять основополагающие теоретические знания о влиянии климатообразующих факторов на климат, о климатических поясах и областях Земли;

-формировать умения и навыки использования знаний о климате в повседневной жизни, самостоятельного оценивания климатических условий территории, соблюдения мер безопасности в случае стихийных бедствий, связанных с климатом

Личностные:

Формирование познавательного интереса к разнообразию климатических условий на основе изучения материала параграфа; формирование способности к саморазвитию и самообразованию.

Тип урока: изучение нового материала практикум.

Цели урока:
• Закрепить представления о процессах, происходящих в атмосфере.
• Сформировать понятие о климатическом поясе.
• Показать значение географической широты, воздушных течений и подстилающей поверхности в формировании климата.
• Формировать умения работать с климатической картой, картой климатических поясов и областей, климатическими диаграммами.

Оборудование: учебник, атлас, карта климатических поясов и областей Земли, климатические диаграммы.

Основное содержание: климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум.

«Чтение и анализ климатических диаграмм».

1. Рассмотрите и проанализируйте предложенныеклиматические диаграммы.

2. Заполните предложенную таблицу.

3 Сделайте вывод о типе климата для каждой климатограммы.

Проверка домашнего задания:
1. Что такое воздушная масса?
2. Перечислите типы воздушных масс и охарактеризуйте их свойства.
3. Назовите господствующие ветры Земли и объясните их образование.
4. Какую роль играют ветры в общей циркуляции атмосферы?

Изучение нового материала:
В начале урока рассматриваются принципы выделения поясов.

Мы уже знаем, что солнечное тепло и основные воздушные массы располагаются широтными полосами на Земле. Территории, отличающиеся температурными условиями и воздушными массами, называются климатическими поясами.
Различают основные и переходные климатические пояса. Названия климатических поясов соответствуют их географическому положению.
Основных климатических поясов семь. В основе их выделения — тепловые пояса и пояса господства зональных типов воздушных масс. (Назовите и покажите на карте основные климатические пояса.)
Между основными расположены переходные климатические пояса. Они отличаются сменой воздушных масс по сезонам: зимой господствует воздушная масса основного пояса, соседнего со стороны полюса, летом — со стороны экватора. В целях систематизации знаний о переходных поясах учащиеся составляют таблицу.

Переходные климатические пояса

Климатический пояс

Географическое положение

Воздушные массы

Особенности

Субарктический (субантарктический)

Между арктическим и умеренным поясами

Зимой — арктические, летом — умеренные

Низкие температуры и мало осадков круглый год

Субтропический

Между умеренным и тропическим поясами

Зимой — умеренные, летом — тропические

Лето жаркое, сухое, зима теплая, влажная

Субэкваториальный

Между тропическим и экваториальным поясами

Зимой — тропические, летом — экваториальные

Лето жаркое, влажное, зима теплая, сухая

На следующем этапе урока учащиеся дают описание одного из климатических поясов по плану.

Далее рассматриваются климатообразующие факторы. К пониманию первых двух климатообразующих факторов (географическая широта, циркуляция воздушных масс) учащиеся подводятся на основе обобщения знаний о закономерностях распределения температур и осадков на земной поверхности. Третий фактор — подстилающая поверхность — выявляется на основе анализа карты «Климатические пояса и области Земли», анализа текста § 14 и рисунка 34 учебника.
В заключение урока учитель знакомит учащихся с принципом составления климатической диаграммы.
Для определения климата по климатической диаграмме нужно установить:
1) как меняется температура воздуха в течение года;
2) на какой месяц приходятся самые высокие температуры, а на какой — самые низкие;
3) годовую амплитуду температуры воздуха;
4) какое количество осадков выпадает в районе данного населенного пункта;
5) как распределяются осадки в течение года.
Затем следует назвать тип климата данного населенного пункта.

Рефлексия:

На уроке я делал…

Своей работой я доволен/не доволен потому что…

Этот урок показался мне…

За урок я бы поставил себе, потому что…

Материал урока я освоил…

Мое настроение после занятия…


Домашнее задание:

1) изучить § 14; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;3) Практическая работа «Чтение и анализ климатических диаграмм»

§ 8. Климатообразующие факторы и климатические пояса | Учебник «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ» для 7 класса

К основным факторам, влияющим на формирование климата Земли относят солнечную радиацию, циркуляцию атмосферы и характер подстилающей поверхности. Немаловажное значение в формировании климата имеют также следующие факторы: высота над уровнем моря, влияние океанических течений, влияние рельефа, удаленность от океана и др. При совместном влиянии факторов формируется климат в различных районах земного шара.

Географическая широта.

Количество поступающего солнечного тепла зависит от ряда факторов. Определяющим является угол падения солнечных лучей (рис. 28). При удалении от экватора прогревание поверхности Земли солнцем уменьшается, климат становится все более холодным.

Рнс.28. Влияние угла падения солнечных лучей на климат Земли.

Солнечная радиация поступает на верхнюю границу атмосферы в строгой зависимости от географической широты. С циркуляцией атмосферы, которая является вторым климатообразующим фактором мы знакомились в предыдущем параграфе.

Влияние подстилающей поверхности.

Подстилающая поверхность— это компоненты земной поверхности (суша и водная поверхность, горы и равнины, лес и пустыня и т.д), которые осуществляют теплообмен и влагообмен с атмосферой и оказывают влияние на её состояние. Например, лес уменьшает суточную амплитуду температур почвы и воздуха, напротив, в пустыне наблюдается значительная суточная амплитуда.

Влияние рельефа.

С увеличением высоты над уровнем моря температура воздуха понижается. Горы препятствуют движению воздушных масс — как пра­вило, проникновению влажного океанического воздуха на материк. По этой причине большая часть задержанных осадков выпадает у подно­жья гор.

На равнинных открытых территориях воздушные массы свободно перемещаются.

Влияние океанов и океанических течений.

Чем дальше местность находится от океана, тем меньше осадков получает территория. Удаленность от океана приводит к формированию континентального типа климата.

Теплые течения способствуют образованию осадков, делая климат более влажным и мягким, холодные течения препятствуют образованию осадков и проникновению влажного воздуха на материк, приводя к формированию на суше пустынь и областей с засушливым (аридным) климатом. Например из-за влияния холодных течений образовались береговые пустыни — Намиб, Западная Сахара, Атакама.

Влияние антропогенного фактора.

С развитием человеческого общества появился новый фактор, влияющий на климат планеты. В городах температура воздуха выше, чем в окрестностях. Запыленность воздуха способствует образованию туманов, облаков, что уменьшает уровень суммарной радиации.

Загрязнение атмосферы сернистым газом способствовало воз­никновению кислотных дождей, отравляющих почву, водоемы, леса. Загрязнения могут переносится на большие расстояния воздушными массами и вместе с осадками выпадать далеко от источников загряз­нения.

Климатические пояса.

В основу современного климатического районирования положены многолетние климатические наблюдения. 

Климатическое районирование — это разделение территорий на пояса, зоны и области с более или менее однородными условиями климата. Границы климатических поясов и зон не всегда совпадают с линиями параллелей, и не всегда огибают земной шар. -Зоны могут быть разорваны на не смыкающиеся между собой области.

Существует несколько классификаций климатического районирования. Например, в исследованиях В. Кеппеназа основу взято распределение средних температур воздуха и сумм атмосферных осадков. По характеру географических ландшафтов, определяемых климатом, создана классификация Л.С. Берга. Классификация Б.П Алисова создана по особенностям общей циркуляции атмосферы, с которыми связаны типы климата.

Приводимая ниже характеристика климатов Земли в основном соответствует районированию Б.П. Алисова (табл. 8).

Таблищ8. Климатические пояса

Климатический пояс (и климатические области)

Особенности климата

Арктический (Антарктический)

Пояс занимает колярньге области Господствует арктическая воздушная масса (в Южном полушарии — антарк­тическая). В Северном полушарии пояс находится на севере Евразии и Северной Америки, включая Баффинову Землю, Гренландию, п-ов Таймыр, Новую Землю, Шпицберген, острова Северного Ледо­витого океана. На территории аркти­ческого климатического пояса темпе На­тура воздуха не поднимается выше 0°С, а при удалении к полюсам всегда остается отрицательной. Самые суровые темпе­ратуры наблюдаются в Антарктиде, где на станции Восток был зарегистрирован абсолютный минимум на планете -89,2 °С. Осадков выпадает немного — менее 250 мм в год. Большая часть пояса занята покровными ледниками.

Субарктический (субантарктический)

Географический пояс между арктическим (антарктическим) поясом и умеренным. Климат холодный; средняя температура самого тёплого месяца от + 5° С до +10X1, холодного от -5 XI на западных окраинах до -30° С, -40°С (-50 XI) в цент­ральных частях. Летом преобладают западный перенос умеренных воздушных масс и циклоническая деятельность, зимой — арктические массы воздуха и влияние антициклонов. Среднегодовое количество осадков превышает испа­рение. Характерно глубокое промерзание грунтов.

Умеренный

Морской тип

Климат, формируется в условиях влияния на атмосферу океана. Наиболее резко выражен над океанами. Распространяется и на районы материков, подвергающиеся частым воздействиям морских воздушных масс (Например, крайний запад Европы, ряд океанических ос правое). Климат отличается интенсивной циклонической деятельностью, прохладным летом и тёплой зимой. В прибрежных районах летом часто возникают бризы. Благодаря тому, что водные массы медленнее нагреваются и охлаждаются, чем суша, самым тёплым временем над океанами в Северном полушарии часто бывает август, а самым холодным февраль (в Южном полушарии наоборот).

Умеренно-континентальный тип

Климат формируется в Северном полушарии. Характерен для многих стран Европы (кроме Южной), Европейской части России. В отличие от Северной Америки (горные хребты Кордильер отделяют западное побережье с морским климатом от внутриматериковых районов с континентальным климатом) Европа открыта для беспрепятственного проникновения морского воздуха с Атлантического океана. Этому способствует господствующий в умеренных широтах западный перенос воздушных масс, равнинный рельеф. По мере продвижения в глубь материка воздух становится суше, температура летом повышается, зимой понижается.

Континентальный тип

Открытость территории На западе Евразии позволяет воздушной массе пробраться далее в глубь материка. Воздух трансформируется, превращается в континентальный. Климат становится ещё суше, лето жарче, а зима холоднее. Остывание земной поверхности и воздуха в зимнее время является причиной образования Азиатского (Сибирского) антициклона. Азиатский антициклон охватывает большую часть Казахстана, Западную и Восточную Сибирь России, Монголию. Из-за меньших размеров Северной Америки и частого прихода циклонов зимний Канадский антициклон менее устойчив по сравнению с Азиатским. Зимы в Северной Америке менее суровы. Зимние циклоны приводят к резким колебаниям температуры. Осадки в зимнее время выпадают в виде снега, устанавливается снежный покров, предохраняющий почву от промерзания. Снежный покров создает запас влаги (весной).

 

Муссонный тип

Климат характерен для территорий южного Сахалина, Дальнего Востока России, северо-востока Китая, северной Японии. Создается вследствие преобладания зимой континентальных воздушных масс, выносимых с материка на океан, и летом — морских воздушных масс, входящих с океана на материк при интенсивной циклонической деятельности. На материковой части Азии характеризуется малоснежной, сухой, холодной зимой и дождливым летом. Осадки и относительная влажность имеют резко выраженный годовой ход с максимумом в летний период.

 

Субтропический

 

Средиземноморский тип

Климат формируется под влиянием в летний период тропической воздушной массой, а в зимний период умеренной. Характеризуется жарким, сухим летом и мягкой дождливой зимой. Климат наблюдается в странах Средиземноморья, на черноморском побережье Крыма и Кавказа.

Разновидности климата отмечаются в субтропических широтах на Тихоокеанском побережье Северной и Южной Америки, в юго- западных районах Африки и Австралии. На большей части Средиземноморья средняя месячная температура воздуха летом 20- 25 °С, зимой 5-12 °С, осадков выпадает обычно 400-600 мм в год (в

 

горах местами до 1 ООО мь^ с максимумом в зимний сезон. Постоянный

снежный покров не образуется.

Тихоокеанская область (Северная Америка) занимает узкую полосу

западного побережья охватывая штат Калифорния и северную часть

одноименного полуострова. Душ области характерно сухое лето и

сравнительно дождливая зима. Летние температуры здесь

значительно ниже, чем на таких же широтах Европы, которые

объясняются влиянием холодного Калифорнийского течения.

Летом в течение многих месяцев наблюдается ясное небо и высокая

температура земной поверхности и воздуха. Песок местами

нагревается до 80° и растительность на низменностях почти вся

выгорает. Отсюда и происходит название «Калифорния», которая,

по-испански значит «Накаленная печь».

Континентальный тип

Область континентального климата занимает север Иранского

нагорья и некоторые районы Центральной Азии. Лето отличается

высокими температурами (тропическая жара). Зима в сравнении с

тропической гораздо холоднее. В некоторых районах температура

может снижаться до- 8° С и ниже. Континентальный тип

отличается засушливостью.

Континентальная область в Северной Америке охватывает

внутренние плато и плоскогорье Кордильер. Она характеризуется

сухим жарким летом и относительно холодной зимой. Здесь

выпадает мало осадков, поэтому преобладает пустынный ландшафт.

Годовые и суточные амплитуды температур в этой области

достаточно большие.

Муссонный тип

Характеризуется значительными различиями в увлажнении по

сезонам года. Зимний муссон перемещается с центральных районов

Азии в сторону океана. С ним приходит сухой континентальный

воздух, вследствие чего температура резко понижается иногда даже

до 0 °С, и на протяжении 3-4-х месяцев могут не выпадать осадки.

В конце мая происходит смена направления ветров. Воздушные массы

перемещаются с океана на сушу, вызывая обильные дожди на

побережье.

Из-за влияния муссонов юг Азии — единственное место планеты, где

граничат два переходных климатических пояса: субтропический и

субэкваториальный (тропический пояс отсутствует). Атлантико-мусонная область охватывает юго-восточные штаты США и северную часть полуострова Флориды. Летом муссонные воздушные массы приносят с Атлантики много осадков, а зимой сюда проникает холодный континентальный воздух. Поэтому зима здесь сухая и достаточно холодная, иногда со снегопадами.

Тропический

Выделяются Северный и Южный тропи­ческие пояса. В Северном полушарии пояс занимает территорию Мексики, островов Карибского моря, Северной Африки (кроме Средиземноморья), Аравийского полу­острова. В Южном полушарии захваты­вает Анды (от экватора до Южного тропика), южную часть Бразилии, Южную Африку, Центральную Австра­лию. Господствующей воздушной массой является тропическая, которая форми­рует зону постоянно повышенного давле­ния с ясной погодой в течение всего года. Таким образом, погода в тропиках целиком зависит от высоты солнца над горизонтом. Максимальная температура воздуха зарегистрирована в Ливии + 58 °С. Для пояса характерны резкие перепады температур в течение суток и всего года, а также низкое количество осадков. На островах и прибрежных территориях, где в особенности протекают теплые тече­ния, формируется теплый и в то же вре­мя влажный морской тропический климат.

Субзкваториаль ный

Расположен между экваториальным и тропическим поясом (в Северном и Южном полушарии). Летом господству­ет экваториальная воздушная масса, зимой тропическая (Летом в этом поясе господствуют экваториальные западные

 

муссоны, а зимой фонические восточ­ные). Используя карты атласа определите территории с субэкваториальным поя­сом,охарактеризуйте климат.

Экватор иаль ный

Пояс Земли, расположенный по обе стороны от экватора, между субэкваториальными поясами. Господствует экваториальная воздушная масса, отличающаяся высокой температурой и влажностью. Климат обусловлен большим притоком солнечной энергии, постоянно жаркий и влажный.

Найдите географические объекты, указанные в тексте параграфа на карте. 

? Географический словарь

Климатическое районирование — это разделение территорий на пояса, зоны и области с более или менее однородными условиями климат а.

По дети лающая поверхность — это компоненты земной поверхности (суша и водная поверхность, горы и равнины, лес и пустыня и т.д), которые осуществляют теплообмен и в лагообмен с атмосферой и оказывают влияние на её состояние.

? Вопросы и задания

1.                    Перечислите основные климатообразующие факторы. Приведите примеры их влияния на климат Земли.

2.                    Что относят к подстилающей поверхности? Почему подстилающая поверхность относится к юшматообразующим факторам?

3.                    Какой фактор по явился в результате развития человеческого общества?

4.                    Что такое климатическое районирование? Всегда ли границы климатических поясов совпадают с линиями параллелей? Почему?

5.                    Дайте характеристику климатическим поясам и климатическим областям мира.

Работа в тетради

Заполните таблицу, используя текст параграфа и географические карты.

 

Территория

Климатический пояс (климатическая о бластъ)

О со бенно сти климата

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

 Попробуйте ответить

Определите, для каких климатических областей характерны следующие климатограммы?

Конспект урока:»Климатические пояса земли 7 класс»

hello_html_mef386f6.gifhello_html_3963de5e.gifhello_html_mef386f6.gifhello_html_3963de5e.gif

hello_html_mef386f6.gifhello_html_3963de5e.gifУрок « Климатические пояса Земли»

Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.

Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.

  • Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.

  • Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.

  • Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.

  • Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.

  • Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Необходимое оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить:

Опыт показывает, что учащиеся испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, использовать эффекты анимации, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала. Функции медиа-, мультимедиа на данном уроке: информационная, демонстрационная, мотивирующая, тренировочная, развивающая, контролирующая.

Ход урока.

Учитель:

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников)

— Сегодня мы продолжим изучение климатических особенностей нашей планеты.

Слайд 1 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель:

— Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?

Слайд 2 — формулирование цели и задач урока.

Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.

Как и почему на Земле формируются климатические пояса. Какие факторы

влияют на климат.

Проверка домашнего задания.

Задания на доске

  1. На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления

  2. На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.

Работа с остальными ребятами класса.

Слайд 3.

Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой « Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.

Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.

( каждой группе дается по 1 вопросу)

Слайд 4. ( открыть когда отвечают группы)

1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)

Слайд 5.

2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки)

Слайд6.

3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» — заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)

Слайд 7.

4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» — задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)

Молодцы, а теперь проверим задание на доске.

Плюс задание слайд 1 интерактива.

Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Слайд 9

Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.

Слайд10.

Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли.

Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ.

Используя карту атласа « климатические пояса земли» перечислите климатические пояса земли.

Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)

Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)

Слайд11.

Существуют два вида климатических поясов:

Климатические пояса

основные переходные

( в течении года господствует одна ВМ) ( происходит смена ВМ посезонам)

Слайд10 ( каждый элемент получается по щелчку, использовать вместе с гиперссылками)

рассмотрим особенности основных климатических поясов.

  • какие ВМ формируются в районе экватора ( экв)

  • каковы там погодные условия в течении года

  • какие ВМ формируются в районе тропиков?

  • какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие)

  • какие ВМ господствуют в умеренных широтах?

  • Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года)

  • какие ВМ господствуют в районе полюсов?

  • какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие)

  • В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс ( щелчок на поясе картинки, обратно – стрелка)

  • В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс

  • В районе формирования УВМ — выделяют умеренный климатический пояс

  • В районе господства АрВМ и АнВМ — арктический и антарктический климатические пояса.

  • Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира.

Слайд11. Проверка основных климатических поясов

Климатические пояса

основные переходные

Экваториальный

Тропический

Умеренный

Арктический

Антарктический

Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира и дополнительный материал:

Слайд 12 ( появляется таблица, группы дают характеристику одного климатического пояса)

Климатический пояс

ВМ

Особенности климата

тем

Осадки.

Примеры адаптации человека

Приспособленность к особенностям климата

ян

ию

экваториальный

ЭВМ

Жарко и влажно в течении года

+24°

+24°

2000мм

Хижины из ветвей и листьев деревьев

Защищают от палящих лучей Солнца

тропический

ТВМ

Жарко и сухо

+10° — +15°

+32°

100мм

Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра

Длинные легкие накидки

Защита от сухого тропического воздуха

Защищает от песчаных бурь

умеренный

УВМ

Четкая выраженность смены времен года

0° — -32°

+16°

300 – 600мм

Жилища деревянные,

Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу

Арктический

антарктический

АВМ

Холодно в течении года

-32°

Ниже 0°

Менее 100мм

Меховые комбинезоны

Оберегают от холода

Проверка таблицы ( слайд14)

Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса.

— перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными

— что общего в их написании ( приставка суб)

— почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы)

Слайд 12. ( по щелчку смена картинки)

Летом в каждом переходном поясе господствуют ВМ того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее

Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли. ( щелчек и движение солнышка)

Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли. ( щелчок и солнышко смещается)

Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.

Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).

— какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс

— какие ВМ формируют субтропический климатический пояс

— Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс

Выпишите в тетрадь переходные пояса:

Слайд 13. ( проверка схемы)

Климатические пояса

Постоянные переходные

Экваториальный субэкваториальный

Тропический субтропический ( 2)

Умеренный субарктический

Арктический субантарктический

Антарктический

Слайд 15.

Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу.

Слайд 16 ( климатообразующие факторы)

Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КОФ ( Слайд)

Закрепление.

Интерактивное задание на доске ( слайды 2,3,4)

( Распределить климатические пояса по группам)

Географический диктант

  1. в каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков

  2. длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс

  3. круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса

  4. Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт

  5. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

  6. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

  7. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.

Домашнее задание.

Параграф 8,повторить п.6,7. на конт.карте климатические пояса, доделать таблицу для переходных поясов, Вам предлагается несколько ситуаций. По одной из них напишите рассказ (желательно с иллюстрацией).

1.Вы отправляетесь в путешествие на Антарктический полуостров летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

2.Вы отправляетесь в путешествие на остров Врангеля летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

3.Вы отправляетесь в путешествие на Гавайские острова зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

4.Вы отправляетесь в путешествие на озеро Байкал зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

Конспект урока по географии на тему «Климатические пояса» (7 класс)

Разработка урока по теме

«Климатические пояса» 7 класс

Цель урока: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования.

Задачи урока:

– Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
– Познакомить учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических поясов мира.
– Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
– Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
– Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
– Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.

Оборудование: климатическая карта мира, атласы и учебники 7 класс.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:

Актуализируют:

Знания:
– о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
– о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
– о воздушных массах.

Умение:
– сравнивать свойства воздушных масс Земли.

Навыки:
– работы с тематической картой;
– работы с систематизирующей таблицей.

Приобретут:

Знания:
– о климатических поясах и особенностях их географии;
– о климатообразующих факторах и механизме их действия.

Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– объяснять причины формирования климата посредством нахождения климатообразующих факторов.
– определять климатический пояс по климатограмме.

Закрепят:

Знания:
– о климатических поясах и их особенностях;
– о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.

Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– описывать климат по климатической карте;
– объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.

Навыки:
– работы с климатической картой, картой климатических поясов;
– поисковой деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного

Задания на проверку знания понятий и фактического материала

— Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным:

муссон, пассат, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры

-Что такое воздушные массы ?

-Расскажите об основных типах воздушных масс и их свойствах.

-Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

а) жаркая и влажная;

б) жаркая и сухая

в) холодная и сухая

г) свойства меняются по сезонам года.

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей

-При каком условии исчезла бы сила Кариолиса, какого бы направления были постоянные ветры?

-Объясните причину преобладания ясной погоды на полюсах

-От каких условий зависит свойство воздушных масс?

Задания на проверку знания закономерностей

-Назовите основные климатообразующие факторы

Задания на проверку умений

-Сравните пассаты и муссоны

Для учеников, испытывающих трудности в изучении предмета, можно дать план ответа на вопрос в виде таблицы

3. Изучение нового материала

Учитель задает вопрос:

-В какой сезон года все стремятся отдохнуть?(Летом)

-А если у вас такая специфика работы, что летом вам отпуск не дают? Например, геологи работают в основном летом, а отпуск у них зимой. Как им поступить , где отдохнуть?(Поехать туда, где погода теплая в зимние месяцы)

Далее учитель предлагает заполнить схему на доске или составить рассказ по готовой схеме

Неравномерное нагревание земной поверхности

Различие климатов земли

13 климатических поясов

-Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс» (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс.)

Климатические пояса формируются под действием определенных воздушных масс

Существует два вида климатических поясов: постоянные и переходные

Постоянными климатическими поясами называются климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс, а переходными – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. В переходных климатических поясах летом воздушные массы двигаются на север, а зимой -на юг.

-Выберите из климатических поясов постоянные и переходные пояса обоснуйте свой ответ и составьте схему в тетрадях

Климатические пояса

Постоянные Переходные

примеры: примеры:

… …

… …

4. Проверка понимания изученного

-Какие силы заставляют перемещаться воздушные массы ?

-В каком направлении перемещаются воздушные массы летом?

-Какие воздушные массы господствуют в тропическом поясе?

-Какие воздушные массы господствуют в субэкваториальном поясе?

5. Практическая работа

— Заполните таблицу:

Учитель:

-“Как работать с климатограммой?”.

-Какому климатическому поясу относятся климатограммы?” (рис. в учебнике; поисковая работа по группам).

6. Закрепление

-В каком климатическом поясе вы живете?

-Каковы закономерности распределения температур на земле?

-Определите тип климата: температура января -100…-150С, температура июля +200…+250С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?

Создание проблемной ситуации: Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Латинской Америки с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома”. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: “Какие вещи взять с собой”? Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: – определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город; – найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; – из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в “чемоданчик”.

6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).

7. Домашнее задание.

1.Параграф 6.

2.Нанести на контурную карту климатические пояса Земли.

3.Охарактеризовать климатический пояс, в котором вы живете.

Материал по географии (7 класс) на тему: Климатические пояса Земли

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ (слайд 1)

Цели:

Познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, дать представление об основных и переходных климатических поясах.   (слайд 2)

Оборудование:  физическая карта мира, климатическая карта мира,

контурные карты, компьютер.

Ход урока

II. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Устный опрос по вопросам: (слайд 3)

— Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры? (Пассат, стоковые, западные ветры).

— Что такое воздушные массы?

— Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

  • Жаркая и влажная (экваториальная в.м.)
  • Жаркая и сухая (тропическая в.м.)
  • Холодная и сухая (арктическая в.м.)
  • Свойства меняются по сезонам года (умеренная в.м.)

2. Работа по карточкам:

Сравните пассаты и муссоны (слайд 8)

Черты сравнения

Пассаты

Муссоны

Закономерности появления

Постоянные, временные

Проверка

Черты сравнения

Пассаты

Муссоны

Закономерности появления

Возникают из-за разницы атмосферного давления на экваторе и тропических широтах

Рождаются на берегах океанов и морей. Возникают из-за разницы в давлении на суше и море.

Постоянные, временные

Пассаты являются постоянными ветрами

Направление меняется по сезонам года: летом дуют на сушу, зимой на море.

IП. Изучение нового материала.

1.        Мы с вами изучили, что распределение солнечного тепла и атмосферных осадков на Земле неравномерно. Поэтому и климаты Земли очень разнообразны. Известный ученый Б. П. Алисов выделил на Земле 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами.

2. Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс». Сравним ваше определение с определением приведённым в учебнике: (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс).

Климатические пояса делятся на постоянные (климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс) и переходные(воздушные массы меняются по сезонам года). В названиях переходных поясов присутствует приставка «суб», что в переводе с латинского обозначает «под».

3. Задание. Основываясь на тексте учебника, климатической карте мира, карте климатических поясов и областей мира, заполните в тетрадях таблицу. (слайд 9)

                          ……….                                           ……….

4. Работа с климатической картой.

Вопросы и задания:

1) Покажите и назовите климатические пояса.

  1. Покажите и назовите основные пояса.
  2. Покажите и назовите переходные пояса.
  3. Какие из них повторяются в Северном и Южном полушариях?
  4. Какие занимают большую территорию?

(слайд 10) Характеристики климатических поясов.

IV.Проверка понимания изученного.

Какие силы заставляют перемещаться воздушные массы? (Разница давления).

В каком направлении перемещаются воздушные массы летом? (на север).

Какие тропические массы господствуют в субэкваториальном поясе? (летом экваториальные, зимой – тропические).

V. Домашнее задание (слайд 18)

— Заполните таблицу используя материалы учебника, карты атласа.

Климатический пояс

Воздушные массы

Температура

Кол-во осадков

Режим осадков

Занимаемая территория

января

июля

На контурных картах обозначьте климатические пояса.

Климатические пояса Земли — География

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА  ЗЕМЛИ

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ

Цели:

Цели:

  • Познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, дать представление об основных и переходных климатических поясах.
ВСПОМНИМ Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры? (Пассат, стоковые, западные ветры). Что такое воздушные массы? (Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами) Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики: Жаркая и влажная Жаркая и сухая Холодная и сухая Свойства меняются по сезонам года

ВСПОМНИМ

  • Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры?

(Пассат, стоковые, западные ветры).

  • Что такое воздушные массы?

(Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами)

  • Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

Жаркая и влажная

Жаркая и сухая

Холодная и сухая

Свойства меняются по сезонам года

Экваториальные в.м. Жаркая Влажная Давление низкое Восходящие

Экваториальные в.м.

Жаркая

Влажная

Давление

низкое

Восходящие

Тропические в.м. Жаркие Сухие Давление высокое Нисходящие

Тропические в.м.

Жаркие

Сухие

Давление

высокое

Нисходящие

Арктические в.м. Холодные Сухие Давление высокое Нисходящие

Арктические в.м.

Холодные

Сухие

Давление

высокое

Нисходящие

Умеренные в.м . Изменяются в течение года по сезонам зима весна лето осень

Умеренные в.м .

Изменяются в течение года

по сезонам

зима

весна

лето

осень

Сравните пассаты и муссоны

Черты сравнения

Пассаты

Закономерности появления

Муссоны

Постоянные, временные

Рождаются на берегах

океанов и морей.

Возникают из-за разницы

в давлении

на суше и море.

Возникают из-за разницы

атмосферного давления на

экваторе и тропических

широтах

Направление меняется по

сезонам года: летом

дуют на сушу, зимой

на море.

Пассаты являются

постоянными ветрами

Климатические пояса (КП)

постоянные

переходные

экваториальный

субэкваториальный

субтропический

тропический

субарктический

субантарктический

умеренный

арктический

антарктический

арктический

субарктический

умеренный

субтропический

тропический

субэкваториальный

экваториальный

тропический

субтропический

умеренный

субантарктический

антарктический

Экваториальный климат (5°с.ш. и 5°ю.ш.) – климат влажных лесов экваториального пояса со слабыми ветрами, очень малыми годовыми колебаниями температур. Круглый год держится высокая температура воздуха (+24° +28°С). Годовая амплитуда 1-2°С.

Экваториальный климат формируется под влиянием экваториальной воздушной массы. Она определяет и влажную погоду в течение года. В экваториальных широтах устанавливается низкое давление.

Сильный нагрев поверхности в этих широтах и интенсивное поднятие теплового воздуха формирует мощные кучево-дождевые облака. Они ежедневно приносят ливни с грозами. Поэтому осадков за год выпадает очень много – более 2000 мм. Характерна и высокая относительная влажность воздуха. Времена года при таком климате отсутствуют, поскольку и температура воздуха и количество осадков за год почти не меняются.

  • Тропический климат очень жаркий и сухой. Его формирует тропическая воздушная масса, царящая в тропических широтах. Там устанавливается высокое атмосферное давление. Температура воздуха летом +35°С, а зимой снижается до +20°С. Суточная амплитуда температуры большая (+40°С). Практически отсутствуют облака и осадки. Поэтому именно в тропических поясах расположены крупнейшие пустыни мира. Преобладают восточные ветры (пассаты). Сезонные температуры воздуха хорошо заметны особенно на материках. На океанах наблюдаются тропические циклоны.
  • Умеренный климат характерен для умеренного пояса между 40° — 65°с.ш. и 42° — 58°ю.ш. Главной особенностью умеренного климата является наличие четырёх сезонов – двух основных: холодного (зима) и тёплого (лето) и двух промежуточных: весна и осень. Температура воздуха летом +22° +30°С, зимой -50° -30°С. Ветры западные. На океанах наблюдаются штормы. На материках господствуют циклоны и антициклоны, зимой снежный покров. На океанах южного полушария встречаются плавучие льды и айсберги. В северном полушарии свыше1/2 поверхности умеренного пояса занимает суша, в южном — 98% территории покрытого морем.
  • Арктический и антарктический климат (от ≈75°с.ш. до северного полюса и от ≈75°ю.ш. до южного полюса). Формируется в полярных областях, находящихся в холодном тепловом поясе, которому свойственна полярная ночь и полярный день. Ледяной покров преобладает в течение всего года. Холодная зима, холодное лето, очень мало осадков – 100 мм в год. Средняя температура лета не выше 0°С. Средняя температура ниже 0°С. Наиболее холодная и суровая на Земле зима. В полярную ночь наступает продолжительная, малоснежная и морозная (- 40°С) зима. В полярный день, солнце хоть и светит, однако снег и лёд отражает большую часть его лучей обратно в атмосферу. Лето короткое, сырое (с туманом). Суровости климата добавляют сильные ветры. Как следствие там распространены ледяные пустыни.
  • Северный субэкваториальный пояс и южный субэкваториальный пояс – это природные географические пояса в северном и южном полушариях, граничащие с экваториальным поясом и северным и южным тропическими поясами соответственно. Летом преобладают экваториальные, зимой – тропические типы воздушных масс. В летний период преобладают ветры от экватора, в зимний – к экватору. Зимний период лишь немного прохладнее летнего и на материках отличается сухостью. На океанах преимущественно в летне-осенний период возникают тропические циклоны (тропические ураганы, тайфуны).
  • Субтропический климат, как и субэкваториальный, формируется под влиянием сезонной смены воздушных масс: летом поступают жаркие и сухие тропические, зимой – прохладные умеренные. Температура воздуха летом +30°С, зимой до 0°С. Значительные сезонные различия температуры и осадков. Возможны снегопады.
  • Для субарктического и субантарктического климатов свойственна сезонная смена воздушных масс: летом поступают умеренные, зимой – арктические и антарктические. Осадков выпадает мало – 200 мм в год. Распространена многолетняя мерзлота. Температура воздуха средняя самого тёплого месяца +10°С, самого холодного до -38°С. Летом преобладают умеренные, зимой – арктические и антарктические типы воздушных масс. Сезонная смена преобладающих ветров. Большие сезонные колебания температур. На материках сплошное распространение многолетней мерзлоты почв. На океанах много плавучих льдов и айсбергов.

Домашнее задание:

  • Заполните таблицу используя материалы учебника, карты атласа.
  • На контурных картах обозначьте климатические пояса

Климатический пояс

Воздушные массы

Температура

 

 

января

июля

Кол-во осадков

 

Режим осадков

 

 

Занимаемая территория

 

 

Практическая работа №1 по географии 7 класс «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков;оценка климатических условий материка для жизни населения».

Дата _______________ Практическая работа № 1

по географии

ученика (цы) 7 класса

средней школы № 3

г. Мценска

Ф.И._________________________________________________________________

Вариант 1

Тема: «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков, оценка климатических условий материка для жизни населения».

Цель: дать сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов Африки, оценку климатических условий Африки для жизни населения

Оборудование: атлас с. 25

Выполнение работы:

  1. Основные показатели климата различных климатических поясов:

Материк — Африка

климатические пояса

Средняя температура июля

Средняя температура

января

Господствующие ветры июля

Господствующие ветры января

Среднегодовое количество

осадков

  1. Вывод:

  1. В каком направлении изменяются средние температуры и почему?

  2. Чем объяснить различие в количестве осадков?

  3. Дайте оценку климатических условий материка для жизни населения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дата _______________ Практическая работа № 1

по географии

ученика (цы) 7 класса

средней школы № 3

г. Мценска

Ф.И.__________________________________________________________________

Вариант 2

Тема: «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков, оценка климатических условий материка для жизни населения».

Цель: дать сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов Австралии, оценку климатических условий Австралии для жизни населения.

Оборудование: атлас с. 28-29

Выполнение работы:

  1. Основные показатели климата различных климатических поясов:

Материк — Австралия

Климатические пояса

Средняя температура июля

Средняя температура

января

Господствующие ветры июля

Господствующие ветры января

Среднегодовое количество

осадков

  1. Вывод:

  1. В каком направлении изменяются средние температуры и почему?

  2. Чем объяснить различие в количестве осадков?

  3. Дайте оценку климатических условий материка для жизни населения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *