Таблица по биологии 7 класс простейшие корненожки – Корненожки — урок. Биология, Животные (7 класс).

Корненожки — урок. Биология, Животные (7 класс).

Корненожки — одноклеточные организмы, передвигающиеся при помощи ложноножек (псевдоподий). В основном корненожки живут в одной среде. Питаются водорослями, бактериями и другими простейшими. Размножаются в основном бесполым путём.

 

Амёба протей

обитает в пресных водоёмах. Амёба не имеет постоянной формы тела, её клетка образует выросты — псевдоподии — за счёт перемещения цитоплазмы. Цитоплазма состоит из \(2\) слоёв: наружного (эктоплазмы) и внутреннего (эндоплазмы). Клетка имеет одно ядро, пищеварительные вакуоли, сократительную вакуоль и другие органеллы. Размножается амёба делением надвое (см. предыдущий раздел).8.jpg

Питается амёба путём фагоцитоза.

Фагоцитоз — процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание с использованием пищеварительной вакуоли.

9.jpg

1 — ядро одноклеточного организма;
2 — вакуоль;
3 — бактерия;
4 — поглощённая бактерия

  

Дизентерийная амёба

паразитирует в кишечнике человека и вызывает заболевание — амёбную дизентерию. Заболевание возникает редко. В основном амёба живёт в кишечнике и питается там бактериями. Но иногда она травмирует стенку кишки, образуя язвы, проникает в кровь и начинает питаться клетками крови, вызывая дизентерию. На определённом этапе паразитирования она попадает в прямую кишку, где образует цисту (инцистируется) и выходит в окружающую среду вместе с калом. Распространяется мухами и может попадать на пищевые продукты.

 

10.jpg

1 — форма в кишечнике;

2 — инцистированная

 

Фораминиферы (раковинные амёбы)

живут исключительно в солёной воде. Они концентрируют в своём теле кальций, из которого формируют раковинки. 

 

11.jpg

 

Раковинка выполняет защитную функцию, её стенки пронизаны мельчайшими порами, через которые наружу выходят псевдоподии. Внутри раковинок находятся цитоплазматические органеллы и одно ядро.  При размножении у фораминифер чередуются половое и бесполое поколения. Взрослая фораминифера представляет собой бесполое поколение. Она даёт половое поколение, которое даёт жизнь бесполому поколению. Древние фораминиферы принимали участие в образовании меловых гор.

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. — 302, [2] с.: ил.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. — М: Баласс, 2013. — 320 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

www.yaklass.ru

1. Царство Простейшие. Тип Корненожки. Среда обитания. Форма тела. Питание корненожек. Пищеварительные и сократительная вакуоли. Размножение корненожек.

Простéйшие — полифилетическая группа, царство одноклеточных или колониальных эукариот, которые имеют гетеротрофный тип питания.

Представители типа корненожки — одноклеточные животные, наружный покров которых представлен тонкой плазматической мембраной, и поэтому форма тела у них непостоянная. Передвигаются корненожки с помощью временных выпячиваний цитоплазмы — ложноножек. Корненожки обитают главным образом в морях, реже в пресных водоемах.

Типичным представителем класса является амеба — обитатель пресных водоемов, в которых ее можно обнаружить на растениях, гниющих листьях, в придонном иле. Она имеет вид маленького (0,2—0,5 мм) бесцветного цитоплазматического комочка, постоянно меняющего свою форму. Цитоплазма амебы находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется в одном направлении к поверхности клетки, то в этом месте на теле амебы появляется выпячивание — ложноножка. В ложноножку перетекает цитоплазма, и амеба таким способом передвигается, т. е. медленно перетекает с одного места на другое.

Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями. Формируется пищеварительная вакуоль. Растворенные питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи удаляются из тела амебы путем экзоцитоза.

В цитоплазме имеется сократительная вакуоль — пузырек с водянистой жидкостью, который с периодичностью 1—5 мин меняет объем, удаляя свое содержимое наружу.

Газообмен осуществляется диффузно через плазматическую мембрану.

Размножается амеба путем митотического деления клетки надвое. Амебы расселяются и переносят неблагоприятные условия в состоянии цисты.

2. Надтип Жгутиконосцы. Среда обитания. Форма тела. Особенности организации жгутиконосцев. Типы питания. Колониальные жгутиконосцы. Способы размножения жгутиконосцев.

Жгутиковые — жизненная форма протистов. Среди жгутиконосцев много как свободноживущих форм, так и паразитов и симбионтов животных. Среди них есть одноклеточные формы, а также колониальные (вольвокс) и многоклеточные формы.

Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков.

Клетка жгутиковых одета тонкой наружной оболочкой либо хитиновым панцирем. Ядер одно или несколько. Некоторые жгутиковые имеют светочувствительный органиод (стигму) до 25 микрон в диаметре, расположенный у основания жгутика.

Жгутиковые размножаются делением. У одноклеточных видов сначала делится ядро, а остальные органоиды растут и восстанавливаются в процессе деления. Затем клетка перетягивается. При благоприятных условиях уже на следующий день дочерние жгутиконосцы могут делиться.

Выделение происходит при помощи сократительных вакуолей.

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент — хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например, эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмов).

При неблагоприятных условиях жгутиконосцы образуют цисты, служащие так же для расселения.

studfile.net

Конспект урока «Простейшие.Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики». (7 класс)

Тема: Простейшие.Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие — одноклеточные организмы.

(слайд №2)

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

  • выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

  • профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Оборудование: таблица: «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших организмов, микропрепараты простейших организмов, микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

— фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших

»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: — И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: — Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: — Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: — Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, — добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: — Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

— Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки — это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших.

(слайд №4 )

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные — запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка — целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5 )

(слайд № 5 )

hello_html_1b179be2.gif

Общая характеристика классов (слайд № 6 )

— класс Корненожки (3гр) –амеба (слайд № 7)

-класс Корненожки (2гр) –фораминиферы (слайд № 8)

— класс Радиолярии (5 гр) (слайд № 9)

-класс Споровики (4 гр) –малярия (слайд № 10)

-класс Жгутиковые(1 гр) –эвглена (слайд № 11,12)

класс Инфузории — (слайд № 13)

У вас на столах находятся готовые микропрепараты простейших рассмотрите их. К какому классу они относятся?

(эвглена – жгутиковые, фораминиферы – мел – саркодовые, малярийный плазмодий — споровики)

А сейчас самостоятельная работа с учебником по группам. Вы должны заполнить сравнительную таблицу. Каждая группа работает с одним классом.

1гр. Саркодовые –корненожки

2 гр. Саркодовые – радиолярии,

3 гр. Солнечники

4 гр. Споровики

5 гр. Жгутиковые

6 гр. Инфузории или Ресничные

4. Закрепление нового материала.

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Солнеч

ники

Споровики

Жгутико

вые

Инфузории

1. Представители

2. Среда обитания

3. Форма тела

4. Передвижение

Значение в природе и в жизни человека выполните в виде схемы. (слайд № 14)

Работа с биологическими терминами: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Записываем вывод

Вывод: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка — целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

5. Домашнее задание.

Изучить § 3, ответить на вопросы к параграфу стр. 15.

6. Подведение итогов

Что на уроке было главным? Что нового вы сегодня узнали?

7. Оценки за урок

infourok.ru

Урок №3. Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Спо­ровики

 

Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Си­стематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна­чения понятий: корненож­ки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельно­сти простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди нату­ральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить на­блюдения, эксперименты и объ­яснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками.

Регулятивные: работать по пла­ну, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки само­стоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельно­сти; осознание возможности проведения само­стоятельного

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика простейших; группы простейших: одноклеточные, колониальные; понятия: ложноножка, циста, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль; систематические группы

Ход урока

Актуализация знаний

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

    1 вариант

    А. Выберите все правильные ответы.

    1. Внешнее и внутреннее строение животных изучает наука

    а) физиология б) эмбриология в) анатомия г) палеонтология

    2. Коровы относятся к группе животных

    а) диких б) домашних в) промысловых г) паразитических

    3. Наземно-воздушную среду обитания освоили

    а) птицы б) рыбы в) паразитические черви г) кроты

    4. Дельфины обитают в среде

    а) организменной б) наземно-воздушной в) водной г) почвенной

    5. Животные, обитающие на одной территории и питающиеся одинаковой пищей, вступают в отношения

    а) паразитизма б) конкуренции в) симбиоза г) квартирантства

    6. Животные, как и другие организмы

    а) имеют клеточное строение б) питаются и размножаются

    в) активно передвигаются г) дышат и развиваются

    7. Хищные животные в биоценозе

    а) консументы б) редуценты в) продуценты

    8. Цели работы систематики

    а) изучение строения организма б) изучение взаимоотношения организмов

    в) классификация организмов г) изучение взаимодействия организмов и среды

    В. Установите соответствие

    9. Установите соответствие между группами животных и их представителями

    Группы животных Представители

    а) хищники 1) сокол 2) плотва 3) голубь 4) щука 5) волк 6) заяц

    б) жертвы 7) тигр 8) антилопа 9) стрекоза 10) комар

    С. Постройте диаграммы

    10. Постройте диаграммы численности птиц и млекопитающих. Какая группа отличается большим разнообразием и во сколько раз? Количество видов птиц – 8600, видов млекопитающих — 4000. Чем это можно объяснить?

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

    2 вариант

    А. выберите все правильные ответы

    1. Классификацию животных изучает наука

    а) физиология б) систематика в) анатомия г) экология

    2. Кабаны относятся к группе животных

    а) диких б) домашних в) промысловых г) паразитических

    3. Почвенную среду обитания освоили

    а) дождевые черви б) лоси в) кроты г) рыбы

    4. Соловьи обитают в среде

    а) организменной б) наземно-воздушной в) водной г) почвенной

    5. Взаимовыгодные отношения организмов

    а) конкуренция б) квартирантство в) симбиоз г) паразитизм

    6. Животные, в отличие от других организмов

    а) питаются и размножаются б) имеют клеточное строение

    в) активно передвигаются г) дышат и развиваются

    7. Растения в биоценозе являются

    а) продуцентами б) консументами в) редуцентами

    8. Популяция – группа организмов

    а) рода б) вида в) нескольких видов г) класса

    В. Установите соответствие

    9. Установите соответствие между группами животных и их представителями

    Группы животных Представители

    а) паразиты 1) плоские черви 2) клещи 3) люди 4) клопы 5) лоси

    б) хозяева 6) блохи 7) собаки 8) лисы 9) вши 10) лошади

    С. Решите задачу

    10. Сравните массу и длину тела самых крупных животных: слона и кита. Масса слона 5 тонн, длина тела 3,5 метра, масса кита 150 тонн, длина тела 33 метра. Во сколько раз показатели параметров тела кита превышают соответствующие показатели параметров тела слона? Чем это можно объяснить?

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    Простейшие

    КОРНЕНОЖКИ, РАДИОЛЯРИИ, СОЛНЕЧНИКИ, СПОРОВИКИ

    Простейшие представлены одной или несколькими клетками. Каждая их клетка — самостоятельный организм, даже если клетки объединены в группу или
    колонию. Простейшие — недостаточно изученная группа организмов.

    Кто такие простейшие?

    В чем сходство и различие амебы и хламидомонады?

    Общая характеристика. Изучение обитателей различных водоемов с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие одноклеточные организмы, не имеющие зеле­ной окраски. Большую группу этих организмов, описанную в 1676 г. А. Левенгуком, длительное время относили к одному типу — Про­стейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки. Прошло более 300 лет, и в 1980 г. на Международном конгрессе протозоологов (исследователей простейших) комитет, со­стоящий из ученых разных стран, предложил на основе детального изучения многообразия простейших новый вариант их классифика­ции. Единый прежде тип Простейшие стал подцарством с семью само­стоятельными типами. В настоящее время по нормам современной систематики все простейшие выделены в отдельное царство. Ежегод­но открывают и описывают все новые и новые виды этих микроскопи­ческих существ. Сейчас их известно около 70 тыс. В настоящее время к ним относят не только одноклеточные организмы, но и колониаль­ные формы — совокупность одноклеточных особей, ведущих совмес­тный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями — гетеротрофы и обладающие растительным типом питания — фототрофы.

    При изменении условий простейшие могут образовывать плот­ную защитную оболочку, превращаясь в цисту. В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия, а в некоторых случаях цис­ты могут разноситься ветром на большие расстояния.

    Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

     

     

     

     

    Систематические группы простейших

    Класс Корненожки (Rhizopoda)

    Представители класса – одноклеточные животные, наружный покров которых представлен тонкой плазматической мембраной, и поэтому форма тела у них непостоянная. Передвигаются корненожки с помощью временных выпячиваний цитоплазмы — ложноножек. Корненожки обитают главным образом в морях, реже в пресных водоемах. Небольшое количество видов — пара­зиты человека и животных.

    Типичным представителем класса является амеба (Amoeba proteus) — обита­тель пресных водоемов (рис. 1), в которых ее можно обнаружить на растениях, гниющих листьях, в придонном иле. Она имеет вид ма­ленького (0,2—0,5 мм) бесцветного цитоплазматического комоч­ка, постоянно меняющего свою форму.

    Цитоплазма амебы находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется в одном направлении к поверхности клетки, то в этом месте на теле амебы появляется выпячивание — ложно­ножка. В ложноножку перетекает цитоплазма, и амеба таким способом передвигается, т. е. медленно перетекает с одного мес­та на другое.


     


     

    Рис. 1. Амеба: 1 – ядро; 2 – ложноножки; 3 – захват пищи и образование пищеварительной вакуоли; 4 – сократительная вакуоль.

    Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями, детритными частицами, которые она обтекает своими ложноножками и фагоцитирует. Образовавшаяся фагосома в цитоплазме сливается с лизосомой, в результате чего формируется пищеварительная вакуоль. Растворенные питательные вещества посту­пают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи удаляются из тела амебы путем экзоцитоза.

    В цитоплазме имеется сократителъная вакуоль – пузырек с водянистой жидкостью. Сократительная вакуоль заполняется жидкостью (в основном водой), которая поступает в неё из окружающей цитоплазмы. Достигнув определённого, характерного для данного вида амёб размера, сократительная вакуоль уменьшается. Её содержимое при этом изливается наружу через пору. Весь период наполнения и сокращения вакуоли при комнатной температуре длится у амёбы протея обычно 5 – 8 минут.

    Концентрация различных растворённых органических и неорганических веществ в теле амёбы выше, чем в окружающей пресной воде. Поэтому в силу законов осмоса вода проникает в протоплазму амёбы. Если бы избыток её не выводился наружу, то через короткий промежуток времени амёба «расползлась» бы и растворилась в окружающей воде. Благодаря деятельности сократительной вакуоли этого не происходит.

    Вместе с выводимой из тела амёбы жидкостью выводятся и продукты обмена веществ. Следовательно, сократительная вакуоль участвует в функции выделения.

    РАДИОЛЯРИИ

    Преимущественно лучевики проживают в теплых водах. Наблюдается большая концентрация радиолярий в тропиках – здесь их почти в десять раз больше, нежели в умеренном климате. В арктических водах лучевики также есть, но в очень небольших количествах. Например, Карское море богато всего лишь 15 разновидностями лучевиков. Возможность обитания таких, казалось бы, требовательных к условиям окружающей среды микроорганизмов объясняется следующим образом: на большой глубине разность температур между тропиками и северными водами совсем несущественна, поэтому особи, привыкшие жить на большой глубине, в равной степени комфортно чувствуют себя в самых разных широтах. Распределение радиолярий по земному шару Этот вопрос довольно давно привлек внимание ученых, и ему было посвящено немало исследований. На лучевиков обращали внимание, изучая флору и фауну Курило-Камчатской океанической впадины, глубина которой достигает десятка километров.

    В этом уникальном месте нашей планеты удалось обнаружить две кардинально отличающиеся друг от друга группы радиолярии. Одну из них назвали эврибатными микроорганизмами. Для них доступна разная глубина, приспосабливаемость довольно высокая. Вторая группа получила наименование «стенобатные». Они могут жить только на некоторой конкретной глубине. В ходе исследований было выявлено, что некоторые радиолярии живут и чувствуют себя довольно комфортно на глубине семи километров. Другие разновидности обитали строго на четырёхкилометровой глубине – не больше и не меньше. Наиболее глубоководные разновидности получили наименование «абиссальные». Нормальная температура воды, в которой они живут, – всего лишь два градуса по Цельсию. Радиолярии, которым комфортно на средней глубине, привыкли к трем с половиной градусам.

    Наиболее теплолюбивые особи обитают в близком к поверхности слое воды. В области Курил, Камчатки, в частности, вблизи впадины в самый солнечный период года верхние слои нагреваются до 10 градусов, а в среднем в году температура варьируется около трех градусов. При этом обитающие в близких к поверхностям водах радиолярии переживают серьезные годичные колебания температур, не свойственные тропикам, и смогли отлично приспособиться к таким условиям.

    Радиолярии и глубина Особенное внимание способности лучевиков выживать на разных глубинах в своих работах уделял уже упомянутый ранее профессор Шевяков. Его исследования затянулись на длительное время, преимущественно внимание было приковано к теплому средиземноморскому климату, где обитают акантарии. Шевяков проводил анализ вертикального распределения микроорганизмов, в ходе чего выявил, что эти крохотные и прекрасные животные довольно чувствительны к условиям окружающего их мира. В первую очередь удалось установить зависимость от количества соли в морской воде: опреснение негативно влияет на организмы лучевиков. Если начинается сезон дождей, акантарии быстро погружаются на глубину до двухсот метров, несмотря на то, что в норме их слой обитания – воды вблизи поверхности. Если море начинает волноваться, акантарии уходят на глубину до 15 метров. Аналогичное влияние на распространение организмов по вертикали оказывают шторма. Как это работает?

    Радиолярии

     

     

     

     

    Изучая радиолярии, ученые смогли разобраться, благодаря чему лучевики могут перемещаться по вертикали на такие большие расстояния (а это довольно существенно, учитывая давление воды и изменение уровня плотности). Было выявлено, что за это ответственны специальные приспособления. Например, акантометры, больше всего похожие на звезды, снежинки, не просто красивы – их иглы дополнены специальными волокнами. Учёные назвали такие элементы строения миофрисками. Эти волокна начинаются в цитоплазме и за счет сокращений растягивают ее внешний слой. Это увеличивает животное в объеме и позволяет ему подняться с глубины наверх. Когда миофриски расслабляются, место в пространстве, занимаемое акантометрой, становится меньше, под влиянием чего микроорганизм погружается на нужную глубину.

    СОЛНЕЧНИКИ

    Солнечники – подкласс простейших животных класса саркодовые, принадлежащих к типу саркомастигофоры. Данная группа организмов объединяет около 100 видов хищных и всеядных амебоидных простейших. Обитают преимущественно в пресных водоемах. Некоторые виды встречаются в морях и океанах. В экосистемах солнечники являются пассивными хищниками и занимают важное место в пищевых цепочках планктона, перифитона и микробентоса. Эти организмы заселяют, в основном, приповерхностный слой донного осадка, а также заросли водорослей. Пищей служат водоросли, различные микроорганизмы, такие как мелкие жгутиковые, инфузории, личинки беспозвоночных, другие простейшие, бактерии.

    Солнечники имеют микроскопические размеры – от 0,1 до 0,3 мм, максимальные — до 1мм. Типичный солнечник представляет собой сферический одноклеточный организм, от которого радиально расходятся лучи-аксоподии с расположенными в них стрекательными органеллами, применяемыми для захвата мелкой добычи. В каждой аксоподии проходит несколько плотных осевых микротрубочек. При попадании добычи в тело солнечника формируется пищеварительная вакуоль. Ядро в клетке вегетативной формы солнечника может быть одно, реже несколько (иногда до 200). Характерно наличие сократительной вакуоли в теле солнечника.

    Отличие солнечников от радиолярий состоит в том, что клетка солнечника шаровидной формы, не имеет центральной капсулы и внутриклеточного минерального скелета. Большинство солнечников имеют кремнеземный либо органический скелет на поверхности клетки. Размеры и форма скелета отличаются большим разнообразием. Существуют и голые формы, лишенные скелета.

    Ученые полагают, что солнечники появились в процессе эволюции от амебоидных предков при переходе к планктонному образу жизни. При этом радиальную систему аксоподий рассматривают как механизм флотирования в толще водной массы. Существует другая теория, согласно которой сферическая симметрия и аксоподиальная система появились у солнечников в процессе совершенствования аппарата улавливания пищи при малоподвижном образе жизни этих хищников.

    Подавляющее большинство солнечников – это свободноплавающие клетки, только редкие виды образуют колонии из 5-6 клеток, где тела отдельных организмов соединены цитоплазматическими мостиками. Иногда формируются псевдоколонии, в которых особи находяться под общей слизистой пленкой. При формировании колоний у солнечников появляется возможность овладеть более крупной добычей.

    Размножение солнечников бесполое — делением пополам или почкованием. Возможен половой путь размножения с формированем амебоидных, иногда жгутиковых гамет. Представители некоторых видов солнечников способны переходить целиком в жгутиковую форму. При неблагоприятных условиях внешней среды и перед половым размножением солнечники трансформируются в цисты.

    Актиозериум солнечники 

     

     

     

     

    СПОРОВИКИ

    Общая характеристика споровиков

    Известно около 1400 видов споровиков. Название класса объясняется тем, что многие из этих простейших в цикле своего развития образуют стадию споры. Все представители класса являются паразитами (или комменсалами) человека и животных. Многие споровики – внутриклеточные паразиты. Локализуются в пищеварительном аппарате, в полостях тела, в кровеносной системе и в других органах хозяев.


     

    Велина споровиков, живущих в полости кишечника или в полости тела беспозвоночных, может быть довольно значительной для одноклеточных организмов ( до нескольких миллиметров), споровики же, обитающие в клетках стенки кишечника или в клетках крови, очень малы (измеряются в микрометрах). Взрослые споровики обычно малоподвижны или двигаются очень медленно (при помощи сократимых волоконец – мионем или выделяя через мельчайшие поры на заднем конце тела густую жидкость). Именно эти виды претерпели наиболее глубокую дегенерацию в плане строения, их организация упрощена до минимума. У ряда споровиков оболочки довольно тонкие; такие формы способны к амебоидным движениям. У многих споровиков некоторые стадии развития очень подвижны, благодаря чему становится возможным заражение различных органов хозяев. Гаметы у многих видов имеют жгутики. Сократительных вакуолей нет. Питаются споровики, всасывая растворенные органические и другие вещества всей поверхностью тела, при этом разрушая ткани хозяев и отравляя их продуктами обмена веществ. Дыхание и выделение также осуществляется всей поверхностью тела.

    Для споровиков характерен сложный цикл развития со сменой хозяев, включающий два варианта- с наличием полового процесса и без него. Бесполое размножение часто чередуется с половым.

    Споровики: грегарины, кокцидии, токсоплазма, малярийный плазмодий

     

     

     

     

    Бесполое размножение осуществляется простым делением с помощью митоза или множественным делением (шизогонией). При шизогонии происходит многократное деление ядра без цитокинеза. Затем делится цитоплазма и обособляется вокруг новых ядер. Из одной клетки образуется много дочерних. Перед половым процессом происходит образование мужских и женских половых клеток – гамет. Они называются гамонтами. Гаметы сливаются с образованием зиготы, которая превращается в цисту, в ней происходит спорогония – множественное деление с образованием клеток (спорозоитов). Именно на стадии спорозоита паразит проникает в организм хозяина. Споровики, для которых характерен именно такой цикл развития, обитают в тканях внутренней среды организма человека (например, малярийный плазмодий).

    Жизненный цикл малярийного плазмодия Часть 1

     

     

     

     

    В основном споровики, паразитирующие в организме человека и других позвоночных, обитают в тканях тела. Таким образом, это зоо- и антропозоонозные заболевания, профилактика которых представляет собой сложную задачу. Эти заболевания могут передаваться нетрансмиссивно (как токсоплазмы), т.е. не иметь специфического переносчика, или трансмиссивно (как малярийные плазмодии), т.е. через переносчиков.

    Жизненный цикл малярийного плазмодия Часть 2

     

     

     

     

    Класс споровики включает несколько отрядов, но медицинское значение представляют два отряда коккцидии и кровяные споровики (гемоспоридии) :

    Биология в картинках: Цикл развития малярийного плазмодия 

     

     

    Ответьте на вопросы

    Раскройте термин «простейшие».

    Найдите ошибку в утверждении: «Если все одноклеточные — простейшие, то все простейшие — животные одноклеточные».

    В связи с чем перестали считать всех простейших одноклеточными?

      Ресурсы

      Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

      Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

      В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

      Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

      Тесты по зоологии

      https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2011/12/02/testy-po-zoologii

      Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

      Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

      Хостинг презентаций

      — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Многообразие простейших Корненожки Радиолярии Солнечники Споровики 7 класс

      Многообразие простейших. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. 7 класс. Многообразие простейших. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. 7 класс.

      Систематические группы простейших: Антони ван Левенгук, голландский натуралист, первым увидел простейших в капле воды. Систематические группы простейших: Антони ван Левенгук, голландский натуралист, первым увидел простейших в капле воды. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. Подцарство Простейшие включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: она самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет из своего организма ненужные вещества, размножается.

      Простейшие Параграф 3 (стр. 12). Простейшие – это подцарство живой природы. ЦАРСТВО: Животные. ПОДЦАРСТВО: Простейшие Параграф 3 (стр. 12). Простейшие – это подцарство живой природы. ЦАРСТВО: Животные. ПОДЦАРСТВО: Простейшие.

      Классификация Систематические группы простейших: Корненожки Радиолярии Солнечники Споровики Жгутиконосцы Инфузории Классификация Систематические группы простейших: Корненожки Радиолярии Солнечники Споровики Жгутиконосцы Инфузории

      Корненожки Большинство – обитатели морей, пресных водоемов, почвы. Движение осуществляется с помощью ложноножек, тело Корненожки Большинство – обитатели морей, пресных водоемов, почвы. Движение осуществляется с помощью ложноножек, тело перетекает из одной части в другую. Один из представителей этого класса – амеба обыкновенная. Назовите, какие органоиды образуют клетку амебы?

      Питание амёбы • Амёба всеядна. Питается бактериями, одноклеточными растениями, животными, органическими частицами. Питание амёбы • Амёба всеядна. Питается бактериями, одноклеточными растениями, животными, органическими частицами.

      Бесполое размножение амёбы Амёба делится пополам. Бесполое размножение амёбы Амёба делится пополам.

      Циста При неблагоприятных условиях амёба покрывается плотной оболочкой, образця цисту. Циста При неблагоприятных условиях амёба покрывается плотной оболочкой, образця цисту.

      Раковинные корненожки Морские корненожки – одни из самых древних животных, некоторые их виды жили Раковинные корненожки Морские корненожки – одни из самых древних животных, некоторые их виды жили миллионы лет назад, когда такие корненожки погибали, их раковинки скапливались на дне моря, и постепенно из них образовались месторождения ценного строительного материала – известняка.

      Радиолярии Эти простейшие – обитатели морей, у них – внутренний минеральный скелет, который имеет Радиолярии Эти простейшие – обитатели морей, у них – внутренний минеральный скелет, который имеет правильную геометрическую форму.

      Солнечники Одна из самых малочисленных групп простейших. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко» , но Солнечники Одна из самых малочисленных групп простейших. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко» , но лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикреплённые особи. Питаются животными организмами.

      Споровики Одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Обитают эти простейшие в органах пищеварения, Споровики Одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Обитают эти простейшие в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека. Споровики приносят большой вред, снижая продуктивность сельскохозяйственных животных и вызывая их гибель. Споровики опасны для человека как возбудители малярии.

      Жгутиконосцы Главный отличительный признак жгутиконосцев – наличие одного или нескольких жгутиков, с помощью которых Жгутиконосцы Главный отличительный признак жгутиконосцев – наличие одного или нескольких жгутиков, с помощью которых они передвигаются.

      Эглена зеленая • Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания Эглена зеленая • Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания – автотрофный и гетеротрофный, в зависимости от условий.

      МЕСТО ОБИТАНИЯ Зеленая эвглена, как и обыкновенная амеба, живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, МЕСТО ОБИТАНИЯ Зеленая эвглена, как и обыкновенная амеба, живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах и в других водоемах со стоячей водой.

      ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И МЕСТО ОБИТАНИЯ Тело эвглены вытянутое, длиной около 0, 05 мм. Его ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И МЕСТО ОБИТАНИЯ Тело эвглены вытянутое, длиной около 0, 05 мм. Его передний конец притуплен, а задний заострен. На переднем конце тела эвглены находится – жгутик. Вращая им, эвглена передвигается.

      СТРОЕНИЕ ЭВГЛЕНЫ ЗЕЛЕНОЙ СТРОЕНИЕ ЭВГЛЕНЫ ЗЕЛЕНОЙ

      ПИТАНИЕ Эвглена способна менять характер питания в зависимости от условий среды. На свету ей ПИТАНИЕ Эвглена способна менять характер питания в зависимости от условий среды. На свету ей свойственно автотрофное питание, за счет фотосинтеза. В темноте эвглена питается гетеротрофно – готовыми органическими веществами.

      РАЗМНОЖЕНИЕ Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется РАЗМНОЖЕНИЕ Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые половины.

      ЦИСТА При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амебы, образуется циста. При этом ЦИСТА При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амебы, образуется циста. При этом жгутик отпадает, а тело эвглены округляется, покрываясь плотной защитной оболочкой.

      Тип Инфузории • Инфузории – обитатели морских и пресных водоемов. Органоиды движения – реснички. Тип Инфузории • Инфузории – обитатели морских и пресных водоемов. Органоиды движения – реснички. Представитель типа – инфузория-туфелька.

      ДЫХАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит через всю поверхность ДЫХАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит через всю поверхность тела. В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

      Простейшие – паразиты • Трипаносомы – возбудители сонной болезни человека. Дизентерийная амеба, паразитирующая в Простейшие – паразиты • Трипаносомы – возбудители сонной болезни человека. Дизентерийная амеба, паразитирующая в кишечнике человека.

      Значение простейших Звенья в цепях питания Симбионты Паразиты (вызывают тяжелые заболевания) Значение простейших Звенья в цепях питания Симбионты Паразиты (вызывают тяжелые заболевания)

      Простейшие – симбионты Многие инфузории и жгутиконосцы обитают в желудке и кишечнике насекомых и Простейшие – симбионты Многие инфузории и жгутиконосцы обитают в желудке и кишечнике насекомых и жвачных животных, они помогают им переваривать растительную пищу. Вспомните, кто такие симбионты?

      Памятка «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими» 1. Соблюдайте правила личной гигиены. Мойте руки после работы Памятка «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими» 1. Соблюдайте правила личной гигиены. Мойте руки после работы с землей, общения с животными.

      2. Пейте только кипяченую воду. 3. Не купайтесь в водоемах со стоячей, загрязненной водой. 2. Пейте только кипяченую воду. 3. Не купайтесь в водоемах со стоячей, загрязненной водой.

      4. Делайте предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны. 4. Делайте предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

      Удивительный мир простейших • Как вы думаете, о каких простейших животных, Э. Геккель сказал, Удивительный мир простейших • Как вы думаете, о каких простейших животных, Э. Геккель сказал, что они одни из самых красивых созданий природы?

      present5.com

      Онлайн урок: Простейшие по предмету Биология 7 класс

      Жгутиконосцы — обычно мелкие простейшие, использующие жгутики для передвижения или создания токов воды, приносящих пищу.

       Жгутик представляет собой вырост цитоплазмы. 

      Число жгутиков у разных представителей группы различно:

      • один
      • два
      • множество

      Различные формы жгутиконосцев:

      Различные формы жгутиконосцев

      С помощью колебательных движений единственного жгутика клетка простейшего как бы ввинчивается в окружающую водную среду и движется жгутиком вперед.

      В случае наличия нескольких жгутиков, они работают согласованно, позволяя простейшему организму передвигаться в желаемом направлении.

      Паразитические жгутиконосцы

      Отдельные паразитирующие формы жгутиконосцев (например, некоторые лейшмании) утратили жгутики.

      Лейшмания вызывает болезнь, которая поражает слизистые оболочки, кожный покров и внутренние органы человека.

      Лямблии вызывают болезнь, при которой возникает резкая боль в брюшной полости, бледность слизистых оболочек, частый жидкий стул, слабость, потеря аппетита.

      Лямблии обитают в тонком отделе кишечника человека.

      Большой процент заболевших лямблиозом, составляют дети.

      Также возбудитель может проникнуть в желчный пузырь и протоки, а оттуда попасть в печень.

      Сонная болезнь вызвана возбудителями отряда жгутиковые — трипаносомами.

      Болезнь имеет распространение в жарких странах и передаётся при укусе кровососущего насекомого — мухи цеце.

      При заболевании возникают следующие признаки: общая слабость, заторможенность, головные и мышечные боли, истощение, сонливость, лихорадка.

      Если больного не лечить, болезнь закончится летальным исходом.

      Трихомонадами вызывается болезнь трихомоноз.

      Считается наиболее распространённым заболеванием мочеполовой системы.

      Из-за мелких размеров большинство жгутиконосцев усваивают органические вещества, растворенные в воде всей поверхностью тела.

      У некоторых хищных форм есть клеточный рот, которым они заглатывают относительно крупную добычу.

      Эвглены — одна из групп жгутиконосцев, способных к фотосинтезу. 

      У эвглен есть светочувствительный глазок, благодаря которому они выбирают направление движения в сторону источника света, светочувствительный глазок еще называют стигма.

      Это явление носит название положительного фототаксиса. 

      Ученые спорят о том, относить ли эвглен к растениям или к простейшим животным, так как в группе эвглен есть и представители, полностью утратившие способность к фотосинтезу.

      Также мы можем увидеть под микроскопом постоянно сокращающуюся структуру в клетке эвглены — сократительную вакуоль. Она является органоидом выделения (удаление жидких продуктов жизнедеятельности).

      эвглена

      Зеленая эвглена — фотосинтезирующий жгутиконосец.

      Известны также колониальные и многоклеточные формы жгутиконосцев, которые способны к фотосинтезу.

      Например, вольвокс:

      Зеленая эвглена

      По одной из гипотез, возможно происхождение многоклеточных животных организмов от воротничковых жгутиконосцев.

      У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

      Зеленая эвглена Закрыть