Таблица по биологии 7 класс простейшие корненожки – План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Видеоурок. Биология 7 Класс

Тема: Простейшие

Урок: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

В прошлый раз мы с вами начали изучение зоологии. Как вы помните, важной вехой её развития стало изобретение Антони ван Левенгуком в XVII в. новой конструкции микроскопа. Микроскоп позволил ему рассмотреть одноклеточные организмы, и в 1676 г. Левенгук впервые описал простейших.  Понятие «простейшие» или «протисты» впервые применено Геккелем в 1866 году для обозначения большой группы организмов, которые не относились ни к животным, ни к растениям. Сейчас простейшие выделены в отдельное царство, однако некоторые из них традиционно рассматриваются вместе с животными и растениями.

 

Простейшие. Общая характеристика

К простейшим относят организмы, состоящие из одной или нескольких клеток. Из нескольких сходных клеток состоят колониальные формы. Сложные многоклеточные структуры, тем более ткани, у них отсутствуют. От различных групп простейших произошли растения, животные и грибы. Клетка простейших типична для эукариот и состоит из цитоплазмы и одного или нескольких ядер. Средние размеры простейших измеряются несколькими десятыми миллиметра. Самые мелкие простейшие – внутриклеточные паразиты – достигают всего 2–4 мкм, а длина самых крупных видов может достигать нескольких миллиметров. Ископаемые раковинные корненожки в диаметре достигали 5–6 см и более. Простейшие обитают в воде, влажной почве или в теле различных животных и человека. Они способны передвигаться с помощью ложноножек, жгутиков или ресничек.

 

Образ жизни, значение

Питаются простейшие мельчайшими организмами и разлагающимися остатками, паразитические формы существуют засчет своих хозяев. Некоторые простейшие способны к фотосинтезу.

Газообмен и выделение у простейших осуществляется всей поверхностью тела. Удаление избытка воды происходит с помощью сократительных вакуолей. Размножаются простейшие бесполым и половым путями. При бесполом размножении делится сначала ядро, а затем цитоплазма. При половом размножении две равные или различные особи – мужская и женская –сливаются друг с другом, образуя зиготу. При неблагоприятных условиях простейшие способны образовывать цисты: их тело округляется и покрывается толстой оболочкой. В таком состоянии они могут находиться долгое время. При благоприятных условиях простейшее освобождается от оболочки и начинает вести подвижный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями и сочетающие животный и растительный типы питания. Роль простейших в жизни природы и человека весьма значительна. В водоёмах они питаются бактериями и гниющими органическими остатками, очищая воду, а также сами являются пищей для многих животных. Обитатели толщи воды океанов, отмирая, образуют на дне мощные отложения известковых и кремниевых пород, входящих в состав земной коры. Мел, например, состоит на 90–98% из панцирей простейших. Сейчас простейших известно около 70 тыс., ежегодно ученые открывают новые виды. Они подразделяются на множество систематических групп, система простейших всё ещё не ясна. Мы рассмотрим лишь несколько из них.

 

Корненожки

Это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек – временных выростов цитоплазмы различной формы. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, других организмах. Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее известны фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах (Рис. 1).

Раковинка фораминиферы

Рис. 1. Раковинка фораминиферы (Источник)

Внутренняя полость их раковинки сообщается с окружающей средой через многочисленные поры, а также через отверстие в раковине – устье. Через него и поры в стенках раковинок выдаются наружу тончайшие ветвящиеся и соединяющиеся между собой ложноножки, которые служат для движения и захвата пищи. Фораминиферы – бентосные, реже планктонные организмы. По хорошо сохранившимся раковинкам ученые определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. видов, обитающих в океанах сейчас. Ископаемые фораминиферы служат для определения возраста отложений. Из паразитических корненожек наиболее известна дизентерийная амеба – паразит человека, вызывающий кишечное заболевание.

 

Радиолярии

Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие внутренний минеральный скелет, иногда удивительно красивый (Рис. 2). Его причудливые выросты значительно увеличивают площадь поверхности тела радиолярий, что способствует их передвижению в толще воды. Радиолярии распространены преимущественно в теплых морях. У многих радиолярий в цитоплазме встречаются автотрофные симбионты.

Скелет радиолярии

Рис. 2. Скелет радиолярии (Источник)

 

Солнечники

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших (Рис. 3). В ней всего несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Солнечники имеют достаточно крупный размер – до 1 мм. Их легко заметить в канавах как крошечные шарики, парящие у дна. Тело солнечников лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикрепленные особи. Солнечники – пассивные хищники. Они питаются бактериями, другими простейшими и даже мелкими беспозвоночными.

Солнечник

Рис. 3. Солнечник (Источник)

 

Споровики

Споровики – это одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека. В жизненном цикле происходит чередование бесполого и полового размножения. Известно более 3900 видов споровиков, в том числе малярийный плазмодий, токсоплазмы и кокцидии. Из названия ясно, что малярийный плазмодий является возбудителем малярии. Кокцидии наносят большой вред сельскому хозяйству, вызывая массовую гибель, например, кроликов. Известно около двухсот видов плазмодиев, из них, по меньшей мере, десять паразитируют на человеке. Прочие виды паразитируют на других позвоночных – обезьянах, грызунах, птицах и пресмыкающихся. В жизненном цикле плазмодиев два хозяина: позвоночное и комар (Рис. 4).

Жизненный цикл малярийного плазмодия

Рис. 4. Жизненный цикл малярийного плазмодия (Источник)

 В паразитологии окончательным, или основным, хозяином считается тот, в котором происходит половое размножение паразита. Как ни странно, для малярийного плазмодия – это комар. С конца 19 века люди начали активно бороться с переносчиками болезни, поэтому теперь от малярии умирает значительно меньше людей, чем раньше. Тем не менее, очаги малярии существуют до сих пор. Основные хозяева токсоплазм – представители семейства кошачьих. В качестве промежуточных хозяев выступают различные виды теплокровных животных, в том числе и люди. Токсоплазмоз обычно протекает у человека легко. Однако для человека с пониженным иммунитетом эта болезнь может иметь серьёзные последствия, вплоть до смерти. Человек может заразиться, поедая немытые овощи или плохо прожаренное мясо.

 

Список литературы

1. Акимушкин И. И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: «Мысль», 1992

2. Жизнь Животных. Т. 1. / Под ред. Полянского Ю. И. – М.: «Просвещение», 1987

3. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

4. Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Академик (Источник).

2. Проект «Вся биология» (Источник).

3. Академик (Источник).

4. Академик (Источник).

5. Академик (Источник).

Смотрите английскую Википедию, изучайте зоологию и английский язык одновременно!

6. Англ. Википедия (Источник).

7. Англ. Википедия (Источник).

8. Англ. Википедия (Источник).

 

Домашнее задание

Каким образом можно доказать, что животные и растения произошли от простейших?

Среди каких рассмотренных сегодня групп имеются паразитические представители? Можете ли вы вспомнить какие-нибудь виды?

Какого хозяина паразитологи называют окончательным? Кто является окончательным хозяином малярийного плазмодия?

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Биология, Животные (7 класс): уроки, тесты, задания.

1. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных

Сложность: лёгкое

1
2.
Органеллы передвижения

Сложность: лёгкое

1
3. Представители простейших животных

Сложность: лёгкое

2
4. Дизентерийная амёба

Сложность: среднее

1
5. Малярийный плазмодий

Сложность: среднее

1
6. Представитель простейших

Сложность: среднее

1
7. Строение клетки простейшего

Сложность: сложное

2
8. Функционирование клетки простейшего

Сложность: сложное

1
9. Строение и функционирование клетки простейшего

Сложность: сложное

2

Ответ §3. Простейшие(Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики). §4. Простейшие. (Жгутиконосцы, Инфузории)

1) Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных.

 

Левенгук.

 

2) Что является общим в строении простейших?

 

 Состоит из одной клетки.

 

3) Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?

 

Потому что, животные и растения питаются одинаковыми веществами.

 

4) Зарисуйте увиденных вами простейших и подпишите их названия под рисунками.

 

 

5) Изучив текст учебника, впишите в схему ивестные вам систематические группы простейших.

 

 

6) Рассмотрите рисунки. Определите какие простейшие на них изображены, и поставьте номера рисунков против соответствующих названий простейших.

 

 

Корненожка — 7.

Формаминифера — 4.

Радиолярия — 1.

Вольвокс — 2.

Хламидомонада — 5.

Эвглена — 6.

Инфузория — 3.

 

7) Пользуясь текстом и рисунками учебника, назовите органы движения простейших.

 

Органы движения простейших.

 

Простейшие Органы движения
Амеба ложноножки
Инфузория туфелька реснички
Эвглена зелёная жгутики

 

8) Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение «болезни грязных рук». Приведите примеры болезней, к которым оно относится.

 

все болезни от грязных рук.

Примеры: кишечная инфекция, пищевые отравления.

 

9) Закончите предложения, вписав необходимые слова.

 

Если банку с эвгленой подержать несколько дней в темном шкафу, то цвет их исчезнет. Эвглены станут светлыми, но не погибнут, так как в темноте они питаются как животные. На свету эвглены вновь станут зелеными и начнут питаться как растения.

 

10) Вставьте пропущенные слова. Дайте определения понятий.

 

Симбиоз — форма сотрудничества у живых организмов, где оба партнера получают выгоду от совместного существования.

Колония — совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни.

Раковина — внешний скелет простейшего, состоящий чаще всего из известняка и выполняющий функцию защиты.

Циста — плотная защитная оболочка, выполняющая защитную функцию. Она образуется у простейших для перенесения неблагоприятных условий.

 

11) Объясните, как связаны между собой способ питания и образ жизни простейшего.

 

Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами, часто являются либо хищниками, либо всеядными. Они там, где есть обилие пищи, большинство живет в почве. Есть и паразиты. Примеры – инфузория, амеба дизентерийная и обыкновенная, лямблия.  Автотрофные протисты обычно живут в водной среде, они фотосинтезируют и по образу жизни больше похожи на растения. Например, вольвокс.

 

12) Верно ли утверждение: «У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа»? Докажите свою точку зрения.

 

Утверждение верно, так как и пирамиды, и стены дворца, и мел построены либо состоят из известняка, или карбоната кальция.  Сам известняк образован раковинами пр

Корненожки — класс, тип, простейшие

Корненожки – это подкласс простейших животных класса саркодовые типа саркомастигофоры. К данному типу также принадлежат такие подклассы, как солнечники и лучевики. Подкласс корненожки объединяет пять отрядов: амёбы, раковинные амёбы, фораминиферы, солнечники и радиолярии. Представители данного подкласса обитают преимущественно в пресноводных и морских водоемах, некоторые – в почвах и мхах.

В ископаемом состоянии корненожки известны с докембрийского периода. Солнечники были найдены в четвертичных отложениях. Радиолярии и фораминиферы считаются породообразующими организмами.

Все корненожки имеют характерные особенности строения. Это голые, лишенные внешней оболочки организмы, представляющие собой комочки протоплазмы с одним или несколькими ядрами. В организме корненожки различают наружный прозрачный слой (эктоплазму) и внутренний зернистый слой с ядром, или несколькими ядрами (эндоплазму). Большинство корненожек имеют микроскопически малые размеры, в среднем от нескольких микрон до 3 мм. Ископаемые формы были крупнее – до 5 см (нуммулиты).

Из протоплазмы корненожки образуются временные выросты – псевдоподии, или ложноножки, служащие для передвижения и захвата пищи. Это характерно для всех представителей класса саркодовые. Псевдоподии могут быть различной формы – нитевидные, лопастные, лучевидные, иногда из них формируются сети. Пищевые частички обволакиваются псевдоподиями и втягиваются внутрь тела, причем нет особого участка в организме корненожек для введения пищевых частиц и удаления непереваренных остатков. Пищеварительный процесс происходит в протоплазме в пищеварительных вакуолях. Как и у всех простейших, органов дыхания, кровообращения у корненожек нет. Размножение этих организмов осуществляется путем деления, почкования, реже образования внутренних зародышей. У раковинных корненожек в делении участвуют только протоплазма и ядро, а раковина молодой особи формируется заново. При неблагоприятных внешних условиях тело корненожки покрывается прочной наружной оболочкой — формируется циста.

Многие виды корненожек имеют раковину либо скелет. Раковина корненожек состоит из органического вещества, напоминающего по структуре хитин. У большинства раковина пропитана известковыми солями. Известковая раковина может быть прозрачная, как стекло, или белая, как фарфор. Ложноножки данных организмов выходят из раковины через одно-два (у амёбообразных), реже через множество мелких пор (у Perforata). Формы раковин отличаются огромным разнообразием.

Представители отряда амёбы распространены в водоемах как пресных, так и соленых, встречаются в почвах. Среди них есть и паразиты из рода Entamoeba, живущие в кишечнике человека и некоторых хордовых животных. Раковинные амёбы, так же как и солнечники, обитают исключительно в пресных водоемах. Радиолярии встречаются только в водах океанов. Фораминиферы – также морские обитатели, ведут придонный образ жизни. Для них характерен сложный жизненный цикл, в процессе которого происходит смена полового и бесполого размножения.

Раковины корненожек отлично сохраняются в ископаемом состоянии. Они изучаются в разделе геологии – стратиграфии, определяющей относительный геологический возраст осадочных горных пород.

Статьи по теме:

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики — методическая рекомендация. Биология, Животные (7 класс).

1. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Задание позволяет проверить усвоение учеником основных процессов, происходящих в клетке одноклеточного животного. Стимулирование к дальнейшему изучению темы.
2. Органеллы передвижения 2 вид — интерпретация лёгкое 1 Б. Задание позволяет проверить знания ученика об органеллах передвижения, специфичных для клеток простейших животных, об основах их строения и функционирования.
3. Представители простейших животных 2 вид — интерпретация лёгкое 2 Б. Задание позволяет поверить знание учеником основных представителей групп одноклеточных животных, упомянутых в данной теме.
4. Дизентерийная амёба 2 вид — интерпретация среднее 1 Б. Задание позволяет проверить знание ученика о простейших — возбудителях заболеваний человека, о путях заражения. Вызвать настороженность касательно этих заболеваний. Выработать навыки поведения для их предупреждения.
5. Малярийный плазмодий 3 вид — анализ среднее 1 Б. Задание позволяет проверить знания ученика о малярии, путях её передачи. О жизненном цикле возбудителя малярии — малярийном плазмодии.
6. Представитель простейших 3 вид — анализ среднее 1 Б. Задание позволяет проверить знания ученика о фораминиферах, их строении, среде обитания, значение для природы и жизни человека. Стимулировать к дальнейшему изучению темы.
7. Строение клетки простейшего 3 вид — анализ сложное 2 Б. Задание позволяет проверить знания ученика о компонентах клетки, их строении, расположении. Стимулировать к дальнейшему изучению животной клетки.
8. Функционирование клетки простейшего 3 вид — анализ сложное 1 Б. Задание позволяет проверить знания ученика о функционировании и строении органелл простейших животных. Стимулировать к дальнейшему изучению темы.
9. Строение и функционирование клетки простейшего 3 вид — анализ сложное 2 Б. Задание позволяет проверить знание учеником компонентов клетки одноклеточного животного, их функций. Составить целостное представление о функционировании одноклеточных животных. Стимулировать к дальнейшему изучению этой темы.

урок по биологии в 7 классе «Корненожки «

Тақырыбы : Корненожки

Мақсаты :Обуч. ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности амебы.

Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1.Орг. Момент.

2.Опрос д\з письменно заполнить таблицу.

исследования

 

Махмуд Кашгари

Отейбойдак Тлеукабылулы

Шокан Уалиханов

Северцев Н. А.

Никольский Г. В.

Берг Л. С.

Зарудный Н. А. и Сушкин П. П.

Скрябин К. И.

Мариковский П. И.

3.Новый материал работа с учителем

. 75885454[1]

Дизентерийная амеба была открыта профессором Петербургской военно-медицинской академии Лешем. Эта амеба вызывает изъязвления кишечника и тяжелую форму колита, питается клетками кишечника и эритроцитами. Сейчас существуют препараты, излечивающие заболевание. Крайне важны профилактические меры — соблюдение личной гигиены, охрана питьевых вод от загрязнения.

Морские корненожки фораминиферы («несущие дырки») имеют домик – раковинку, представляющую собой слой органического вещества, покрытого песчинками или пропитанного СаСОз. Длинные псевдоподии выходят не только из устья, но и из дырочек в стенках раковинки. Известковые раковинки отмерших фораминифер образуют на морском дне толстый слой осадков, с течением времени превращающихся в известняки.

Радиолярии всю жизнь плавают в толще воды морей. Наиболее многочисленны они в теплых водах. Обладают внутренним скелетом, располагающимся в цитоплазме, который образован иголочками, срастающимися в ажурную конструкцию. Длинные нитевидные псевдоподии максимально увеличивают поверхность клетки. Скелет состоит из различных материалов. Э. Геккель, всю жизнь изучавший радиолярии, считал их самыми красивыми существами на свете. Останки радиолярий на морском дне образуют кремнистые глины и сланцы, из которых состоят некоторые острова (например, Барбадос). Под действием давления и подземного жара из них же образуются полудрагоценные камни: яшма, халцедон, опал.

Солнечники — это пресноводные простейшие, похожие на радиолярий, также с кремневыми иголками, но без центральной капсулы.

Споровики. Большинство из них образуют споры — покоящиеся стадии с прочной оболочкой, служащие для расселения. У них сложный жизненный цикл. Возбудитель малярии — малярийный плазмодий — передается через укусы комаров из рода анофелес (от лат. «бесполезный»). После попадания его со слюной комара в кровь животного или человека в печени, селезенке, в эндотелии кровеносных сосудов возникают первые поколения этого возбудителя — шизонты. Потом они внедряются в эритроциты. Если посмотреть в микроскоп на клетки крови больного малярией (эритроциты), то можно увидеть в них похожих на амеб маленьких паразитов, выедающих эритроциты внутри. Поедая гемоглобин, они растут, а потом делятся. Каждая дает 8-16 потомков. После этого клетка эритроцита лопается, и паразиты оказываются в кровеносном русле. Это происходит не с одним эритроцитом, а с большим количеством, и их развитие вызывает у человека озноб. Когда они попадают в кровяное русло, туда же попадают вредные вещества, от отравления ими у человека повышается температура. Паразит вновь внедряется в клетки крови и человек чувствует себя лучше. Однако, чтобы завершить цикл развития, необходимо вернуться в тело малярийного комара. Малярийный плазмодий теплолюбив и в холодном климате в теле комаров не развивается, а вот в теплом и влажном климате чувствует себя хорошо. Поэтому, если поехали в экзотическую страну – сделайте прививку! Бережно относитесь к своему здоровью!

Тип простейших характеризуется простым строением, движение осуществляется при помощи ложной ножки, жгутиков или ресничек. Несмотря на простое строение, ониобладают обменом веществ, и многими другими свойствами, протекающими в организме. Поэтому такой организм можно охарактеризовать как живой. Распространяясь на большие расстояния, они являются пищей для других организмов и сами питаются бактериями и водорослями. По способам передвижения и особенностями размножения простейшие делятся на 7 типов. В школьную программу предлагают только 3.

Саркомастигофоры (обитают в морях, некоторые живут в почве и болотах. У них нетоболочки постоянной форму телаКласс включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков. Среди амеб, кроме форм, не имеющих скелета или раковинки.

  • Саркодовые характеризуются  непостоянной формой тела. Дыхание осуществляется всей его поверхностью.

  • Питание – гетеротрофное. Размножение – бесполое, существует также половой процесс.

Физминутка.

Закрепление

  • Установи правильную последовательность

  • А – непереваренное содержимое пищеварительной вакуоли выбрасывается наружу.

  • Б – захват добычи ложноножками.

  • В – Пищеварительная вакуоль подходит к поверхности тела амебы.

  • Г – образование пищеварительной вакуоли.

  • Д – переваривание пищи.

Выбери номер правильного утверждения

  • 1.В организме амебы несколько сократительных вакуолей.

  • 2.Сократительная вакуоль необходима амебе для удаления непереваренных остатков пищи.

  • 3.Избыток воды из тела амебы выводится с помощью сократительной вакуоли.

  • 4.Вода из окружающей среды постоянно поступает внутрь тела амебы.

5.Не у всех простейших имеются сократительные вакуоли

Вставь слово в предложение

  • 1.Амеба размножается…………..путем.

  • 2.За сутки деление амебы происходит…………раз.

  • 3.В неблагоприятных условиях амеба образует………….

  • 4.Циста служит для перенесения неблагоприятных условий и для………………амебы.

  • 5.В состоянии цисты амеба переживает повышенные и пониженные температуры, а так же ………………..водоема

VI. Этап подведения итогов занятия

VII. Рефлексия

В заключении – игра в светофор.

Зелёный цвет – Урок понравился.

Жёлтый цвет – Урок понравился, но…

Красный цвет – Урок не понравился, потому что…

д/.з пар. сообщение

Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме: Простейшие. Корненожки

УРОК 2.  Тип простейшие. Амёба обыкновенная.

Цель: познакомить с особенностью строения одноклеточных организмов. Дать первоначальное представление об обмене веществ.

Ход урока.

  1. Опрос.

 Соотнести понятие с определением:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Фотосинтез

Б. Классификация

В. Гикоген

Г. Местообитание

Д. Вид

1. Запасное вещество в клетках животных

2. Группа особей, сходных по строению, физиологическим особенностям, образу жизни и свободно скрещивающихся между собой

3. Способ сводить в систему многообразие живых организмов

4. Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды

5. Конкретный участок среды обитания

Ответ: А. – 4; Б. – 3; В. –1; Г. – 5; Д. — 2

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Крахмал

Б. Зоология

В. Хлорофилл

Г. Автотрофы

Д. Систематика

1. Запасное вещество в клетках растений

2. Организмы, самостоятельно образующие органические вещества

3. Наука, объединяющая организмы по сходным признакам в родственные группы

4. Зелёный пигмент в клетках растений

5. Наука, изучающая животных

Ответ: А. – 1; Б. – 5; В. – 4; Г. – 2; Д. — 3

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Вид

Б. Среда обитания

В. Таксон

Г. Гетеротрофы

Д. Эволюция

1. Всё то, что окружает живой организм

2. Исторический процесс изменения и развития живых организмов

3.Систематическая группа родственных организмов

4. Группа особей, сходных по строению, физиологическим особенностям, образу жизни и свободно скрещивающихся между собой

5. Организмы, поглощающие готовые органические вещества

Ответ: А. – 4; Б. – 1; В. – 3; Г. – 5; Д. — 2

 Какие слова зашифрованы?

  • ячяваролтаксонтиавтотрофыхзцщуакьтьихлорофилляыепицтмфцхздакрахмаллфворзоологияапр

(ответ: таксон, автотрофы, хлорофилл, крахмал, зоология)

  • цжыдаэволюциявалиотгетеротрофылчаорместообитаниелдаыитбчсвидэфыжбмсистематикачаоб

(ответ: эволюция, гетеротрофы, местообитание, вид, систематика)

  • дфысмгликогеньдйцжвклассификацияхзкуепльифотосинтезыузплвидщфшуртизоологияфавр

(ответ: гликоген, классификация, фотосинтез, вид, зоология)

  1. Открытие одноклеточных организмов

С 1632 по 1723 г. в Голландии жил Антонии Ван Левенгук. Он был искусным шлифовальщиком увеличительных стёкол. А стёкла в приморской стране Голландии имели большой спрос, потому что использовались в подзорных трубах, так необходимых мореплавателям. Антонии ван Левенгук изготовил лупу с увеличением свыше 200 раз, что для того времени было прогрессом. Однажды он набрал в тонкую стеклянную трубочку несколько капель дождевой воды из бочки. То, что он увидел привело его в изумление и восторг: в воде беспорядочно суетились не видимые невооружённым глазом неведомые живые существа. Одни медленно перемещались в капле воды, другие плавали быстро. Левенгук назвал их «анималькули», т.е. «ничтожные зверюшки». Как вы думаете, кто был первым русским человеком, который раньше других увидел «зверюшек»? (Пётр I, т.к. часто посещал Голландию и его привлекали все новооткрытия в науке и технике).

3. Характеристика простейших.

  Класс Саркодовые (Корненожки). Амёба обыкновенная (поэтапный рисунок на доске)

 ФАГОЦИТОЗ («пожирание») – способ питания клетки путём захвата пищевой частицы ложноножками или оболочкой.

           1.                        2.                          3.                             4.

Задание: Опишите процесс фагоцитоза по данной схеме.

    Обмен веществ (объяснение)

Диффузия – движение веществ из области большей концентрации в область меньшей концентрации

        Образ жизни:

  • свободноживущая в водной среде
  • размножается делением пополам
  • при неблагоприятных условиях цистируется

Циста – состояние, при котором клетка округляется, покрывается плотной оболочкой для перенесения неблагоприятных условий.

        Вывод-закрепление.

Выберите правильные суждения:

  1. Амёба имеет постоянную форму тела
  2. Амёба имеет непостоянную форму тела
  3. Циста – основная форма существования амёбы
  4. Бактерии и другие простейшие – основная пища для амёбы обыкновенной
  5. Амёба не образует пищеварительные вакуоли
  6. Амёба дышит всей поверхностью тела за счёт диффузии
  7. Тело амёбы имеет клеточную оболочку
  8. При неблагополучных условиях амёба приступает к размножению
  9. С помощью ложноножек амёба питается и передвигается
  10. Тело амёбы состоит из одной клетки
  11. Амёба движется с помощью жгутика
  12. Тело амёбы не имеет клеточную оболочку

Д/З: §3, записи в тетради

Понятия: пишеварительная вакуоль, пищеварительный сок, псевдоподии (ложноножки), циста, диффузия, сократительная вакуоль, ДНК

КАРТА УРОКА

I вариант    1. Соотнести понятие с определением:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Фотосинтез

Б. Классификация

В. Гикоген

Г. Местообитание

Д. Вид

1. Запасное вещество в клетках животных

2. Группа особей, сходных по строению, физиологическим особенностям, образу жизни и свободно скрещивающихся между собой

3. Способ сводить в систему многообразие живых организмов

4. Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды

5. Конкретный участок среды обитания

2. Какие слова зашифрованы?

чяваролтаксонтиавтотрофыхзцщуакьтьихлорофилляыепицтмфцхздакрахмаллфворзоологияапр

I.

 ФАГОЦИТОЗ («пожирание») – способ питания клетки путём захвата пищевой частицы ложноножками или оболочкой.

           1.                        2.                          3.                           4.

Задание: Опишите процесс фагоцитоза по данной схеме.

II.

Обмен веществ

Диффузия – движение веществ из области большей концентрации в область меньшей концентрации

III.

        Образ жизни:

  • Среда обитания:…………………………………..(стрр. 14)
  • Способ размножения:……………………………. (стр. 16)
  • Перенесение неблагоприятных условий:………………………………….( стр. 16)

IV.

Характеристика амёбы:

Выберите и выпишите в столбик правильные суждения:

  1. Амёба имеет постоянную форму тела
  2. Амёба имеет непостоянную форму тела
  3. Циста – основная форма существования амёбы
  4. Бактерии и другие простейшие – основная пища для амёбы обыкновенной
  5. Амёба не образует пищеварительные вакуоли
  6. Амёба дышит всей поверхностью тела за счёт диффузии
  7. Тело амёбы имеет клеточную оболочку
  8. При неблагополучных условиях амёба приступает к размножению
  9. С помощью ложноножек амёба питается и передвигается
  10. Тело амёбы состоит из одной клетки
  11. Амёба движется с помощью жгутика
  12. Тело амёбы не имеет клеточную оболочку

Д/З: §3, записи в тетради

Понятия: пишеварительная вакуоль, пищеварительный сок, псевдоподии (ложноножки), циста, диффузия, сократительная вакуоль, ДНК

КАРТА УРОКА

II вариант       1. Соотнести понятие с определением:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Крахмал

Б. Зоология

В. Хлорофилл

Г. Автотрофы

Д. Систематика

1. Запасное вещество в клетках растений

2. Организмы, самостоятельно образующие органические вещества

3. Наука, объединяющая организмы по сходным признакам в родственные группы

4. Зелёный пигмент в клетках растений

5. Наука, изучающая животных

2. Какие слова зашифрованы?

цжыдаэволюциявалиотгетеротрофылчаорместообитаниелдаыитбчсвидэфыжбмсистематикачаоб

I.

 ФАГОЦИТОЗ («пожирание») – способ питания клетки путём захвата пищевой частицы ложноножками или оболочкой.

           1.                        2.                          3.                           4.

Задание: Опишите процесс фагоцитоза по данной схеме.

II.

Обмен веществ

Диффузия – движение веществ из области большей концентрации в область меньшей концентрации

III.

        Образ жизни:

  • Среда обитания:………………………………….. (стр. 14)
  • Способ размножения:……………………………. (стр. 16)
  • Перенесение неблагоприятных условий:…………………………………. (стр. 16)

IV.

Характеристика амёбы:

Выберите и выпишите в столбик правильные суждения:

  1. Амёба имеет постоянную форму тела
  2. Амёба имеет непостоянную форму тела
  3. Циста – основная форма существования амёбы
  4. Бактерии и другие простейшие – основная пища для амёбы обыкновенной
  5. Амёба не образует пищеварительные вакуоли
  6. Амёба дышит всей поверхностью тела за счёт диффузии
  7. Тело амёбы имеет клеточную оболочку
  8. При неблагополучных условиях амёба приступает к размножению
  9. С помощью ложноножек амёба питается и передвигается
  10. Тело амёбы состоит из одной клетки
  11. Амёба движется с помощью жгутика
  12. Тело амёбы не имеет клеточную оболочку

Д/З: §3, записи в тетради

Понятия: пишеварительная вакуоль, пищеварительный сок, псевдоподии (ложноножки), циста, диффузия, сократительная вакуоль, ДНК

КАРТА УРОКА

III вариант      1. Соотнести понятие с определением:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Вид

Б. Среда обитания

В. Таксон

Г. Гетеротрофы

Д. Эволюция

1. Всё то, что окружает живой организм

2. Исторический процесс изменения и развития живых организмов

3.Систематическая группа родственных организмов

4. Группа особей, сходных по строению, физиологическим особенностям, образу жизни и свободно скрещивающихся между собой

5. Организмы, поглощающие готовые органические вещества

2. Какие слова зашифрованы?

дфысмгликогеньдйцжвклассификацияхзкуепльифотосинтезыузплвидщфшуртизоологияфавр

I.

 ФАГОЦИТОЗ («пожирание») – способ питания клетки путём захвата пищевой частицы ложноножками или оболочкой.

           1.                        2.                          3.                           4.

Задание: Опишите процесс фагоцитоза по данной схеме.

II.

Обмен веществ

Диффузия – движение веществ из области большей концентрации в область меньшей концентрации

III.

        Образ жизни:

  • Среда обитания:………………………………….. (стр. 14)
  • Способ размножения:……………………………. (стр. 16)
  • Перенесение неблагоприятных условий:…………………………………. (стр. 16)

IV.

Характеристика амёбы:

Выберите и выпишите в столбик правильные суждения:

  1. Амёба имеет постоянную форму тела
  2. Амёба имеет непостоянную форму тела
  3. Циста – основная форма существования амёбы
  4. Бактерии и другие простейшие – основная пища для амёбы обыкновенной
  5. Амёба не образует пищеварительные вакуоли
  6. Амёба дышит всей поверхностью тела за счёт диффузии
  7. Тело амёбы имеет клеточную оболочку
  8. При неблагополучных условиях амёба приступает к размножению
  9. С помощью ложноножек амёба питается и передвигается
  10. Тело амёбы состоит из одной клетки
  11. Амёба движется с помощью жгутика
  12. Тело амёбы не имеет клеточную оболочку

Д/З: §3, записи в тетради

Понятия: пишеварительная вакуоль, пищеварительный сок, псевдоподии (ложноножки), циста, диффузия, сократительная вакуоль, ДНК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *