Таблица по химии 8 класс примеры явлений физических и химических – Приведите несколько примеров хорошо известных вам химических и физических явлений.Химия. 8 класс. Габриелян. ГДЗ. § 3. Введение. Вопрос 1.

Физические явления в химии (8 класс)

Составила: Филиппова Е.А.

Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.

Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучения нового материала).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки — инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), химическое оборудования для выполнения лабораторных опытов.

УМК: Химия. 8 класс. Учебник-навигатор. ФГОС. Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.- М.:Дрофа, 2014.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Проверка рабочих мест, готовятся к уроку.

Личностные:формирование личностного смысла обучения.

Регулятивные: готовятся к началу урока.

Коммуникативные:используют речевые средства общения.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения

Актуализация знаний.

Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”.

Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия?

Что такое свойства веществ?

На какие две группы можно разделить свойства веществ?

Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?

Дают определение понятиям, описывают физические свойства вещества.

Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Физические и химические.

Формулирование ответов (да, нет, возможно).

 

Учащиеся выдвигают гипотезы:

Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, выделение того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения

Регулятивные:формулируют ответ, осуществляют целеполагание.

Давайте посмотрим несколько слайдов.

Слайды презентации: извержение вулканаобразование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла.

Что мы можем найти общее на этих картинках?

Давайте посмотрим ещё несколько слайдов.

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока.

Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?

Создание проблемной ситуации

Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?

1) По первым слайдам презентации: извержение вулканаобразование инея, образование тумана,образование облаков, таяние льда – это физические явления.

2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока — к физическим явлениям не относятся (химические).

3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно.

Делают умозаключения, сравнения, выводы.

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания)

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока

Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать?

Какова цель нашего урока?

Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: “Физические явления. Химические реакции”.

Определяют цель урока: Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.

Познавательные (общеучебные):

постановка и формулирование проблемы;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися).

1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по этой теме из физики, природоведения, из жизни.

2. Выяснить, что такое физические и химические явления.

3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга.

Познавательные:(постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности.

Регулятивные(планирование): планируют последовательность действий.

Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий

Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на 5 групп. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что вы должны сегодня на уроке выполнить. Но прежде всего, давайте с вами вспомним правила работы в группе (слайд)

Задание № 1: Пользуясь текстом учебника, на страницах 129,135 заполните таблицу. (Происходит обсуждение вопросов в группах, результат заносится в тетрадь).

Работают с текстом учебника, анализируют информацию, заполняют таблицу.

Явления 
Определение 
Признаки

Физические явления

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма.

Изменение агрегатного состояния, формы.

Химические явления

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.

Изменение окраски;
Образование или растворение  осадка;
Изменение запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).

Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование;

логические – анализ.

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль,взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Заранее подготовить признаки и примеры явлений для оформления таблица на доске в распечатанном виде.

Признаки: вещество не изменяется, образуется новое вещество, меняется форма, меняется агрегатное состояние, изменение цвета, образование осадка, образование газа, появление запаха.

Примеры: плавление парафина, испарение воды, таяние снега, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев.

Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует)

Работа учащихся у доски. От каждой группы приглашается к доске учащийся и выполняет задание.

Явления 
Признаки
Примеры

Физические явления

Изменение агрегатного состояния, формы.

Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега.

Химические явления

Изменение окраски;
Образование или растворение  осадка;
Изменение запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).
Oбугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев

Регулятивные: умение исправлять ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание;

логические – синтез (достраивание информации).

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Задание №2:   На примере конкретных химических реакций  рассмотрим признаки. (Напомнить правила по технике безопасности).

Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп.)

По инструктивным картам по группам выполняют лабораторные опыт, фиксируют в инструктивной карте наблюдаемые явления, делают вывод.

Обсуждают результаты и сверяют их с эталоном. (слайд).

Регулятивные:планирование последовательности действий.

Познавательные:логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Во время проверки на каждый пример необходимо задать вопрос: А где подобные признаки реакции можно видеть в нашей повседневной жизни?

Какую роль играют физические и химические явления в жизни человека?

Особое внимание уделите 5 опыту.Как доказать, является ли взаимодействие кислоты и щелочи химической реакцией?

— бутылка с минеральной водой, мама окрасила волосы, сода и уксус — для теста.

 

 

Ответы учащихся.

Использование индикатора.

 

VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону.

Цель: исполнительная рефлексия

Задание №3: В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Физически и химические явления”

После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга.

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат.

Регулятивные:планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить.

VIII. Этап включения в систему системы знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: параграфы 24-25, выучить определения, стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4.

2 уровень: параграфы 24-25, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: параграфы 24-25, мини-проект “Физические и химические явления в повседневной жизни”

Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности.

А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня я понял……

Меня удивило……

Мне захотелось……

Особенно интересно было….

Урок окончен. Спасибо за урок.

Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении,

выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Личностные:смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения.

Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: презентация «Физические явления в химии» 8 класс

Слайд 1

Тема «Физические явления в химии» выполнила учитель химии Лебедик Ольга Ивановна

Слайд 2

Цели урока способствовать формированию знаний учащихся о физических явлениях; обучающие : содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; развивающие : развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей. воспитательные : содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.

Слайд 3

В природе с момента ее зарожденья: Все время с телами идут превращенья. Про эти природные изменения Мы с вами сказали бы: “Это явления!” Явления бывают различными, Рассмотрим сегодня физические. Должны научиться мы их наблюдать, А главное самое – уметь различать.

Слайд 4

Какие явления здесь перечислены? Испарение воды Деформация куска пластилина Намагничивание железа Нагревание металлической кастрюли Отражение предметов в зеркале Выветривание горных пород

Слайд 6

Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.

Слайд 7

Области применения физических явлений Изготовление нужных человеку изделий из веществ и материалов Получение чистых веществ

Слайд 8

Закрепление В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке За ночь вымостил мороз… (С.Я.Маршак)

Слайд 9

Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (Е. Благинина)

Слайд 10

Когда металл в крутые формы льем, Мне верится, что оживут в металле Горячие полдневные поля. Кипит металл и ждут его поля. (А. Кравцов)

Слайд 11

Получение чистых веществ Способы разделения смесей: ▪ перегонка ▪ кристаллизация ▪ фильтрование ▪ возгонка ▪ выпаривание ▪ отстаивание ▪ центрифугирование

Слайд 13

Смеси Неоднородные Однородные Отстаивание Фильтрование Выпаривание Кристаллизация Перегонка Дистилляция

Слайд 14

В поваренную соль попал песок. Помогите повару приготовить обед. Выберите рисунки, которые подходят для решения этой проблемы.

Слайд 15

Как, в походных условиях из соленой воды получить пресную? Выберите рисунки, которые подходят для решения этой проблемы.

Слайд 16

Спасибо за внимание

Конспект урока химии 8 класс «Физические и химические явления»

Урок-исследование по химии в 8-м классе по теме «Физические и химические явления»

Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие: развитие  умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 9» О.С. Габриелян.

Ход урока

Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проведем урок- исследование.

Эпиграф: (СЛАЙД № 2)

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь за химические операции.
М.В. Ломоносов

— Как вы понимаете эти слова?

Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо  взять.

— Какие классы неорганических веществ вы знаете?

— Назовите их.  (СЛАЙД № 3)

— Молодцы!

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

— Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой.  (СЛАЙД № 4)

  • плавление парафина

  • затвердевание парафина

  • горение парафина.

Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

— Физического явления.

— Как будет называться явление, связанное с горением?

— Химическое явление.

Сформулируйте тему урока.

Физические и химические явления (СЛАЙД № 5) 

Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

(СЛАЙД № 6)

Учащиеся самостоятельно называют,  что они хотят получить для себя с урока.

Учитель предлагает названные  пункты включить в план урока.

ПЛАН УРОКА

1.

  • определить- сущность физических и хим. явлений

  • познакомиться-с  видами хим. реакций

  • выявить- признаки хим. реакций

  • отметить- условия протекания реакций

(СЛАЙД № 7)

2. Д/ з

3. Рефлексия

Знакомство с новой темой:

Начнем знакомство с физическими явлениями

С ними вы знакомились на уроках физики. Назовите признаки физических явлений.

Дети называют, учитель показывает демонстрационные опыты  некоторых  из них.

hello_html_m54fbc177.gif

Сформулируйте определение физического явления.

Физическое явление— явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния.  (СЛАЙД № 8)

Назовите признаки химических явлений. Сейчас мы это еще раз проверим

Знакомство с химическими явлениями (Реакциями).

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ

Работа в группах

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ

И полученные результаты занести в таблицу

1 вариант

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

2 вариант

Опыт 1. «Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты»

В пробирку налить 2 мл молока, а затем добавить несколько капель лимонной кислоты и перемешать стеклянной палочкой, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку налить 2 мл раствора крахмала, а затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Полученные результаты, произошедшие  с веществами, занесите в таблицу.

название опыта

Результат

Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела

 

Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода

 

 

Название опыта

результат

Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты

 

Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода

 

Проверка полученных результатов

Формулируют определение химической реакции (явления)

Химическое явление — явление, в результате которого происходит образование нового вещества.

hello_html_19c798d0.gif

(СЛАЙД №9)

Физкультпауза

Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2  группы- физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая табличку)

Приложение 5

Закрепление (СЛАЙД № 10)

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)

6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А Ахматова)

7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
(Из ответа ученика )

8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.

Кипит металл и ждут его поля.
(А. Кравцов)

(Правильные ответы:  Х Х Ф Х Ф Х Х Ф.)

Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали?

— Появление или поглощение теплоты.

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан».  (СЛАЙД № 11),

Приложение 2

— Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

— Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.  (СЛАЙД № 12)

— Какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди водородом» (СЛАЙД № 13)

Приложение 3

Условия протекания химической реакции

1. Соприкосновение веществ

2. Нагревание  (СЛАЙД  № 14)

3. Присутствие катализатора

4. Поверхность соприкосновения

Закрепление (карточка)

Приложение 4

Домашнее задание

(СЛАЙД № 15)

26, термины записать в тетрадь.(задание для всех)

По выбору учащихся 2. Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.

3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

Рефлексия

(СЛАЙД № 16)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…

Урок по химии 8 класс «Физические и химические явления»

Урок « Физические и химические явления».

I. Новый материал

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.

Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.

Задание:

Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?

1

hello_html_4820599e.jpg

№2

hello_html_15656b3e.jpg

№3

hello_html_6f8b3ced.gif

№4

hello_html_3cf77391.jpg

№5

hello_html_m3e5c6be3.jpg

№6

hello_html_4317167f.jpg

2. Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях  и заполните следующую таблицу:

, Название явления

Вещество, участвующее в явлении

Изменения, происходящие с веществом

1,..

6,..

3. В каких явлениях образуются новые вещества?

4. Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?

Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

hello_html_424734fa.jpg

1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед.

2. Длина медных проводов   изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3. Объем  воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ОПЫТ

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

hello_html_d82a7c1.jpg

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Примеры таких реакций рассмотри в таблице

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

 

РЕАКЦИЯ

ПРИЗНАК

hello_html_3ca75288.jpg

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА

hello_html_m424365be.jpg

ИЗМЕНЕНИЕ ВКУСА

hello_html_117f3f69.jpg

ВЫДЕЛЕНИЕ ГАЗА

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. Обугливание, то есть изменение цвета;

2. Появление запаха.

Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество — уголь)

Опыт 2

Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем:

1. Признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

         Наблюдаем:
         1.  Выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Подведём итоги

1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях

2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией

3. Отличие физических и химических явлений

·При физических явлениях молекулы вещества не разрушаются, вещество сохраняется.

·При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества.

Признаки химических реакций

Изменение цвета

hello_html_m3273cc7d.jpg

Выпадение или растворение осадка

hello_html_548af119.jpg

Выделение газа

hello_html_m2015b95e.jpg

Выделение света и тепла

 

Появление запаха

hello_html_m36ece2ec.gif

II. Задания для закрепления

№1. Посмотрите видео-эксперимент «Пропускание углекислого газа через воду и через раствор гидроксида кальция«. Какие явления вы заметили? Почему?

№2. Посмотрите видео-эксперимент «Взаимодействие соды с соляной кислотой» Какое явление вы наблюдали? Почему?

№3. Посмотрите видео-эксперимент «Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли«. Какие явления вы наблюдали и почему?

№4. Посмотрите видео-эксперимент «Взаимодействие растительного масла с водой и раствора хлорида бария с серной кислотой«. Какие явления вы наблюдали и почему?

Творческое задание — создайте электронную презентацию по теме «Физические и химические явления в нашей жизни, их значение». 

Отправьте учителю на проверку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *