Таблица строение земной коры 7 класс – Урок-практическая работа по географии материков и океанов в 7 классе Установление взаимосвязей между строением земной коры и формированием рельефа по тематическим картам атласа

Содержание

Урок-презентация в 7-м классе «Строение земной коры и рельеф Евразии»

В курсе география материков и океанов в 7-м классе учащиеся получают основополагающие опорные знания о природных закономерностях, которые будут конкретизироваться, развиваться, углубляться, обогащаться и обобщаться при изучении всего курса физической географии в школе. Концептуальность содержания требует усвоения теоретического материала от всех учеников. Чтобы выполнить данную задачу, все основные темы курса удобно кодировать в виде текстовых опор, что позволяет сразу представить весь изучаемый объем, наглядно увидеть логические связи между структурными элементами тем.

Из статьи Астиной Натальи Александровны, учителя географии и экономики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Нижнеудинск, Иркутская обл., опубликованной на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», я узнала, что:

«На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Например, такими формами являются гипертекст,

опорно-логический конспект, блок-схема, граф-схема или другая форма графического уплотнения информации (комбинированная когнитивная модель)».

Оказалось, что в данном направлении работают многие учителя, и я рада поделиться своим опытом с коллегами.

Важность использования опорных конспектов в моей практике трудно переоценить. Они обеспечивают логически последовательное раскрытие темы, служат дидактическим средством осуществления обратной связи при проверке знаний учащихся, резко увеличивают объем изучаемого материала, позволяют выходить за рамки одного источника, упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку, снимают проблему накопляемости оценок. Использование опор помогает управлять познавательной деятельностью учащихся, развивать у них умения самостоятельной работы, самоконтроля.

Опорные конспекты предоставляют возможность для организации изучения нового материала по методу проблемного изложения. В ходе изложения новой темы ставится проблема, формулируется познавательная задача, возникает противоречие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми фактами. А затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, учитель раскрывает содержание темы. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска, выдвигая гипотезы, пытаются мыслить под руководством учителя.

В своей педагогической практике в системе уроков изучения нового материала я часто использую данные формы деятельности и предлагаю конспект урока географии в 7 классе по теме «Строение и рельеф Евразии».

По ходу урока используется текстовая опора для повторения опорных знаний, выстраивается проблемная ситуация и с помощью мультимедийных средств обучения создаются условия для мотивации учащихся на самостоятельное решение проблемы – выдвижение гипотез, поиск аргументов в пользу своих предположений, формулировка выводов. Использование технологической карты, итогового теста позволяет учащимся усвоить новый материал в основном на уроке, осуществить рефлексию проделанной работы и успешно повторить изученный материал дома.

Весь ход урока оформлен с помощью программы Power Point. На слайдах каждый этап урока иллюстрируется фотографиями, картами, схемами, таблицами, космическими снимками, полученными с помощью программы Google Earth. А также прослеживаются все виды деятельности:

  • актуализация знаний при повторении по опорному конспекту;
  • постановка целей урока, организация исследовательской деятельности по географическим картам и отражение результатов в технологической карте;
  • развитие проблемной ситуации с использованием видеофрагмента;
  • формулировка выводов;
  • рефлексия проделанной работы;
  • организация усвоения материала дома.

Тип учебного занятия:

А) по дидактическим целям:

изучение новой темы
Б) по характеру познавательной деятельности: проблемный урок.
В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной и индивидуальной поисковой деятельности.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Класс: 7.

Форма проведения: урок — исследование

Цели и задачи:

Знать:

Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Уметь:

Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

Убедить учащихся, что деятельность человека, это геологическая сила, преобразующая облик планеты.

Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения:

1. Стенные карты «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, видеофрагмент «Рельеф Евразии», презентация урока «Строение и рельеф Евразии», выполненная в MS PowerPoint

Приложение 1, мультимедийный проектор.

2. Географический атлас для 7-го класса — карта «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, технологическая карта (ТК) для каждого ученика <Рисунок 1>, бланки для ответов <Рисунок 3>.

Этапы урока Содержание урока Деятельность учеников.
I. Организация начала урока:

1) вход в урок;
2) определение темы урока;
3) целевая установка;
4) мотивация.

Слайд

№1, 2

Приложение 1

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!

На сколько вопросов вы получили ответы, беседуя со мной!

Вы узнали о внутреннем устройстве Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. На пяти материках Земли побывали и бороздили просторы Мирового океана.

Какой материк осталось изучить?

— Евразию.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

— Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

— Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Тема урока, цели и задачи обозначены в опоре — обратите внимание.

Нам необходимо усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

Организация рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно определяют тему урока.

II. Актуализация знаний – фронтальная беседа.

Слайд

№3 —

опора №2

<Рисунок 4>.

Ответы последовательно высвечиваются на экране вслед за ответами учеников
Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить полученные ранее знания. Откройте в тетради опору №2.

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?

— Материковый тип земной коры.

— Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?

— Устойчивые платформы и складчатые области.

Что такое платформа?

Какое она имеет строение?

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Что такое складчатая область?

Как образовались складчатые области?

От чего зависят строение, высота и облик гор?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

Повторяем по опоре.

 

 

 

 

 

 

III. Изучение новой темы:

1. Организация исследования по карте – равнины Евразии.

Слайд №4 (этапы исследования выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):

 

 

 

 

Слайд №5

Приложение 1

Слайд № 6

 

Слайд

№ 7, 8, 9

 

 

 

 

Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать?

Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе.

Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе.

Какие участки здесь самые древние?

Платформы.

Определите древние платформы в основании Евразии?

Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие.

Запишите в таблицу.

  • Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится?

Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос?

Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.

Результаты записываем в технологическую карту. Определяем абсолютную высоту, записываем.

1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.).

На каком материке живём мы с вами? (Евразия)

На какой равнине? (Восточно-Европейской).

На какой низменности? (Прикаспийской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),

3. Великая Китайская равнина (200 м.),

4. плоскогорье Декан (1000 м.).

Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии?

Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены?

В чём причина?

На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км.

 

 

 

 

 

Сопоставляют карты – делают выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры

 

 

 

Запись в технологическуюкарту.

<Рисунок 1>

 

 

 

 

 

 

 

 

Делаем выводы.

1. Горы Евразии.

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

Приложение 1

 

 

 

 

Слайд №11

Делаем вывод:

Слайд №12

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13

Приложение 1

Какие участки земной коры расположены между платформами?

— Складчатые области.

Какого они возраста?

— Разного возраста.

Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Запишите – области новой складчатости.

Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении?

Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы.

— Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско — Гималайский пояс молодых складчатых гор.

Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в таблице.

5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы.

Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках?

— В Евразии есть высочайшие горы – запишите в таблицу.

Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м.

В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. Пишем в таблице.

Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе?

Вулканические (запись в таблице).

Частью какого кольца они являются?

Тихоокеанского огненного кольца.

Какой вулкан является самым высоким в Евразии?

Ключевская сопка (4688 м.)

Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу.

Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м).

Вопрос: Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?

12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.),

14. Скандинавские горы (2469 м.).

Назовите, покажите, запишите в таблицу.

Исследование по карте и запись в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в ТК.

 

 

 

Запись в ТК

 

 

 

Запись в ТК

3. Делаем выводы.

Слайд №14

Слайд №16

Приложение 1

Слайд №17

Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). Отмечаем в опоре.

Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? Отмечаем.

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).

Делаем выводы: анализ, синтез и обобщение.

Сопоставить ТК с готовой картой учителя на экране – проверить правильность.

IV. Решаем проблему

Слайд №17

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №18

Приложение 1

Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии?

— Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

Чем объясняется размещение гор и равнин на материке?

Как учёные объясняют образование складчатых областей?

— Движением литосферных плит.

Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры».

На какой плите расположена основная часть Евразии?

— На Евразийской.

  • С какими плитами она граничит?

— На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской.

  • Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происход

«Вещественный состав и строение земной коры» (урок № 1 из темы «Литосфера» в 7-м классе средней школы)

Необходимые пояснения.

В 7 классе уроки темы «Литосфера и ее строение» несколько дублируют аналогичную тему в 6 классе. Материал этот сложный, поэтому объяснение его ведется с опорой на  знания, полученные в 5 и 6 классах, но на новом уровне. Ученикам  даются не готовые формулировки, но усвоение знаний методами анализа, аналогий и поиска. При объяснении материала задействовано много межпредметных связей: биологии, химии, физики. Есть элементы опережающего обучения. Например, понятие «щит», приуроченность полезных ископаемых к определенным формам рельефа и т.д.  

Планирование уроков темы 1 «Литосфера и ее строение»

1 урок – Вещественный состав и строение земной коры
2 урок — Дрейф материков и эволюция земной коры.
3 урок – Теория литосферных плит и ее практическое значение. Рельеф Земли.

Обобщающее повторение в форме  игры   «Географическое лото».

Дополнительный урок (по возможности) – «Камни-самоцветы» дается после 1 урока или после 3 урока совместно с учителем химии и требует обязательной красочно оформленной выставки.

Урок «Вещественный состав и строение земной коры»

Цель урока—  сформировать представление об эволюции оболочек Земли и возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава.

Оборудование:

  1. Коллекция минералов и горных пород.
  2.  Демонстрационная таблица или слайд «Образование Солнечной системы»
  3. Демонстрационные рисунки или слайды «Строение материковой и океанической земной коры».
  4. Демонстрационная таблица или слайд «Классификация полезных ископаемых».

Ход урока.

1. Повторение пройденного.

Знания о  строении нашей планеты и  ее оболочках  невозможно получить без правильных представлений и Вселенной.  Наша планета Земля – одна из планет Солнечной системы, расположенной во Вселенной. Вспомним  материал из курса природоведения 5 класса  и  физической географии 6 класса.

— Что такое Вселенная?

(Это огромное и бесконечное пространство, которое нас окружает)

— Что мы называет Галактикой?

(Это звездная система, часть Вселенной)

— Как называется наша Галактика?

(Млечный путь)

— За что она получила такое название?

(На небе можно разглядеть широкую светящуюся полосу неправильной формы, вид которой напоминал древним людям пролитое молоко)

— Сколько звезд расположено в нашей Галактике.

(100 миллионов звезд разных размеров и яркости)

— Назовите ближайшую к нам звезду.

(Солнце)

— Что называется Солнечной системой?

(Солнце с вращающимися вокруг него планетами)

— Чем отличаются планеты от звезд?

(Светят отраженным светом)

— Как можно охарактеризовать положение нашей планеты в Солнечной системе?

(Это третья от Солнца планета,  расположенная на расстоянии 149 млн. 600 тыс. километров.)

— Сколько лет существует Земля как космическое тело?

(Приблизительно 4,5 млрд. лет)

— Сколько лет назад сформировалась твердая поверхность планеты?

(Примерно 2 млрд. лет назад)

2. Объяснение нового материала.   

  • . Существует много гипотез о происхождении планет. Современные представления таковы. Солнечная система образовалась из холодного газово-пылевого облака, имеющего форму диска.   При  вращении облака  его  частицы слипались, сгущались и превращались в более крупные тела.  Облако уплотнялось. Вместо беспорядочного движения его содержимое  начало  медленное вращение.  В центе облака оформилось в округлое тело основная его масса, из которого вспыхнуло Солнце, вокруг сформировалась Земля и другие планеты. Планеты образовались примерно 5 млрд. лет назад. Наша Земля – первоначально холодная разогревалась изнутри, где сильнее было давление и трение. При повышении температуры в глубине Земли образовался расплав ее вещества.
    Тяжелые вещества  расплава скопились в центре, образовав ядро, а легкие – стремились к поверхности. Такое перераспределение вещества вызвало образование оболочек Земли.
    В результате длительных процессов изменения вещества Земли, она, из звездной стадии переходит в планетарную.  Именно появление земной коры означает начало нового этапа развития Земли – его называют геологическим этапом. На этом этапе образуются горные породы и минералы. Они, как  и все, что нас окружает, состоят из мельчайших частиц, о существовании которых  догадались еще в Древней Греции.
  • Чтобы хорошо это представить, нам предстоит опять вернуться к тому, что мы проходили в 5 и 6 классах.

— Из чего состоят все тела  и вещества природы?

(Из атомов и молекул)

— Как устроен атом?

(Атом состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов.)

— Чем отличаются атомы друг от друга?

(Массой ядра и количеством электронов)

— Как называется определенный вид атомов?

(Химическим элементом)

— Для чего атомы объединяются в молекулы?

(Для большей устойчивости)

— Как называется соединение разных химических элементов?

(Минералом)

— Какие бывают минералы?

(Аморфные и кристаллические.  Аморфных или бесформенных  минералов очень мало.)

  • Иногда  кристаллы в земной коре вырастают крупные и красивые. У нас еще будет возможность поговорить об этих уникальных образованиях. Чаще же  при разглядывании камней мы видим в общей массе отдельные мелкие «зернышки», отличающиеся по цвету, блеску, шероховатости и т. д.  Это отдельные минералы образуют горные породы.  Итак, отличие минералов от горных пород в том, что минералы – это однородные по составу и строению части горных пород, а горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов.

Породы, слагающие земную кору, имеют разный возраст. Самые  древние -3,7 – 3,8 млрд. лет — были обнаружены в Антарктиде. 
Первичная земная кора была очень тонкой. Из расплавов под земной корой изливалась магма, вырывались газы и водяной пар. Формировалась атмосфера. Когда температура на поверхности Земли опустилась ниже  100 градусов, начали выпадать первые дожди.

  • Рассмотрим схему 1 на стр. 9 «Классификация горных пород».

— Как вы думаете, образование каких горных пород происходило в начале геологической стадии развития Земли?

(Магматических)

Действительно, из верхней части мантии происходило образование базальтового слоя земной коры. Схема №1 напоминает вам, что магматические породы делятся на глубинные и излившиеся.
— К какому типу магматических пород относятся базальты?

(Излившихся)  

  • Давайте рассмотрим образцы базальта. Они имеют темный цвет и однообразную структуру. Излившиеся базальты застывали быстро. Газ и водяной пар из них выделились, остались железо и магний, поэтому они тяжелые. Базальтовый слой составил основание земной коры, ее первый этаж.
  • Если же магма прорывала образовавшуюся земную кору и остывала в глубинах Земли, то  остывание  происходило по-другому: путем  перераспределения вещества. Молекулы успевали «устроиться»  рядом с себе подобными  — появлялись минералы в виде  кристаллов. Образовавшаяся порода в таком случае однородной выглядеть уже не будет.  
  • Сейчас я покажу вам одну из самых распространенных  кристаллических горных пород.

— Вспомните, как называется горная порода, название которой переводится как «зернистая».

(Гранит)

— К какому типу  магматических горных пород можно отнести гранит?

(Глубинные)

Граниты, поднявшиеся из глубины, могли образовывать поднятия в виде куполов. Одно из таких поднятий мы с вами найдем при изучении Австралии. Это очень красивая гора – Айерс Рок. При разрушении магматических горных пород образовались осадочные.  При изменении под действием температуры, давления и горячих растворов магмы магматические и осадочные породы превращались в метаморфические – измененные.

  • — С помощью схемы 1 на стр. 9  вспомните и назовите  группы осадочных пород земной коры.

(Обломочные, глинистые, органические, химические)

— Назовите  метаморфические горные породы, которые я вам продемонстрирую, и скажите, из каких пород они образовались.

(Гнейс – из гранита, мрамор – из известняка.)

  • Уже на ранней стадии формирования земной коры наметилось ее различие в материковой и океанической  части. Материковая и океаническая земная кора образовались из одного и того же вещества мантии, а различия между ними образовались в результате из-за разности в их выплавлении.

Вода, образовавшаяся в результате обращения пара в жидкость, скапливалась там, где земная кора  образовывала впадины и была тоньше. Наиболее устойчивые участки коры, состоящие из магматических и метаморфических горных пород, сцементированные внедряющейся магмой, образовывали ядра будущих материков.

  • Рассмотрим рис. 1 на стр. 10 и ответим на вопросы поставленной перед нами географической задачи:

— Определите различия в количестве слоев земной коры материков и океанов.

(Земная кора материков – базальтовый слой, гранитный слой, осадочный слой. Земная кора океанов – базальтовый слой, осадочный слой).

— Как отличается толщина земной коры материков и океанов?

(Земная кора материков толще океанической)

— Назовите толщину материковой и океанической земной коры, пользуясь информацией на стр. 8 учебника.

(5- 10 км в океанах и от 30 до 80 км на материках)

— Глядя на рисунок 1 стр. 10, объясните, что называется земной корой и что – литосферой.

(Земная кора – верхняя твердая оболочка Земли. Литосфера – оболочка Земли, включающая в себя земную кору и часть верхней мантии).

  • Границей между земной корой и мантией служит  раздел Мохо.Он назван  по  имени хорватского ученого – сейсмолога  Мохоровичича, который его открыл. 

Верхнюю часть мантии объединяют вместе с земной корой, потому что она обладает свойствами твердого тела. Раздел между верхней и нижней мантией происходит по слою, названному астеносферой. Это частично расплавленное и потому менее плотное вещество, по которому происходит скольжение верхнего твердого вещества. Она – основной источник магмы.
Астеносфера расположена  на глубине 100-250 км под материками и 50-100 км под океанами.
В земной коре обоих типов происходило образование полезных ископаемых – образований, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые можно разделить как горные породы – по происхождению:  на магматические, осадочные и метаморфические. Можно разделить их по принципу использования человеком.

  • Рассмотрите классификацию на схеме 2 стр. 9.

— Приведите примеры горных пород каждой группы.

(Топливные – нефть, газ, уголь.
Строительные – песок, глина, гранит, базальт.
Рудные – соединения железа, алюминия, меди и др. с неметаллами
Химическое сырье – соли, апатиты, фосфориты).

К полезным ископаемым относят как некоторые  горные породы, так и минералы.
— Как вы думаете, что из перечисленного чаще встречается в недрах земли?

(Горные породы)

Действительно,  в природе, где происходит круговорот вещества и энергии,  взаимодействие и взаимопроникновение молекул и атомов, минералы  встретить труднее.  Особенно ценятся минералы, которые образовали крупные кристаллы. Некоторые кристаллы очень красивы. Бывают красивы и сочетания кристаллов в горных породах, выглядящие в виде различных  линий и расцветок. Такие горные породы и минералы образуют особую группу полезных ископаемых – поделочные и драгоценные камни. 

3. Закрепление  пройденного.

  • Расположите перечисленные процессы в нужной последовательности.

Образование газового облака во Вселенной,  разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения, появление базальтовых пород, образование ядра планеты, вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака, появление гранитов,  формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление осадочных пород.  

(Образование газового облака во Вселенной,  вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака,   разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения,  образование ядра планеты, формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление базальтовых пород, появление гранитов, появление осадочных пород).

  • Где и почему  следует искать осадочные полезные ископаемые – на возвышенностях или в понижениях? Поясните ответ.

(Осадочные породы накапливались в понижениях, поэтому  в месте древних прогибов следует искать осадочные полезные ископаемые)

  • Правда ли то, что магматические полезные ископаемые есть в любом месте, только не везде их можно достать? Поясните ответ.

(Так как магматический слой земной коры есть в любом месте, то теоретически, везде есть магматические полезные ископаемые. Только «добраться»  к ним   через  многокилометровый слой осадков трудно.  Надо искать места неглубоко залегания)

  • Может ли одно и то же полезное ископаемое  находиться  как в форме минерала, так и в составе горной породы?

(Конечно. Например кварц входит в состав как  горной породы – гранита, так может быть в виде минералов. Красивые и прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталем).

  • Может ли минерал быть искусственным?

(Если минерал – это соединение разных химических элементов, то такое соединение можно создать искусственным путем.  Первый искусственно созданный кристалл назвали фианитом.   Сейчас научились выращивать разные кристаллы.  Например, большинство рубинов в современных украшениях выращены искусственно).

4. Домашнее задание:

  1. Выписать в тетрадь определения:
  • минерал
  • горная порода
  • земная кора
  • литосфера
  • географическая оболочка

При желании сделать пояснительные  рисунки к  выписанным определениям.

  1. Узнать название ювелирных и поделочных  камней, которые хранятся дома у вас или у ваших знакомых. Расспросить, что им известно о свойствах камней, которые они надевают в виде украшений.

Презентация

5. Литература.

    1. Герасимова Т. П. «Общая география. Учебник для 10 класса». С-Пб. «Спец. Лит». 2001
    2. Детская энциклопедия. Земля. М. «Педагогика». 1971
    3. Крылова О. В. «Материки и океаны. Учебник для 7 класса». М. «Просвещение». 2002.
    4. Кондратьев Б. А. Метревели П. М. «Уроки географии». М. «Просвещение» 1985
    5. Музафаров В. Г. «Основы геологии». М. «Просвещение». 1982
    6. Сухов П. В. «География. Учебник для 8 класса» М. «Просвещение». 1991.
    7. Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. «Дрейф материков и климаты Земли». М. «М

Конспект урока в 7 классе «Развитие земной коры»

ТЕМА: Развитие земной коры.

ЦЕЛЬ:

  • расширить знания о строении литосферы и ее основной части- земной коре

  • Познакомить с современными представлениями о тектоническом развитии земной коры

  • Сформировать представление об основных положениях теории литосферных плит

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ГЕОГРАФИЯ.КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ.7 класс авт .А.И. Алексеев, В.В. Николина С.И .Болысов (Полярная звезда). М. Просвещение, атлас, тектоническая карта(интерактивная)мира, рабочая тетрадь, интерактивная презентация «Строение земной коры»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Платформы. Срединно-океанические хребты. Теория А. Вегенера.

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ: работа с различными источниками информации(текстом, контурными картами, интерактивной картой)

ХОД УРОКА:

1.Орг момент

2.Проверка домашнего задания по теме «Страны мира»

  1. Как страны мира отличаются друг от друга?

  2. Как подразделяются страны мира по политическому устройству? Приведите примеры.

  3. Какие показатели определяют экономическую мощь страны?

3.Изучение нового материала.

Земная кора-не статична. Она все время находится в движении. Ученые выделили несколько циклов в ее развитии. Крупные временные циклы называются эрами. Всего выделяют 5 основных эр. И в каждой из них с земной корой происходили преобразования.

Рассмотрим рис.17 стр.29 учебника. Здесь показаны несколько этапов развития земной коры.

Вопрос классу: Чем отличаются нижний и верхний рисунки?

Предполагаемый ответ: На нижнем рисунке земля показана как единое целое, а на верхнем -она разделилась на части

Учитель: Впервые на сходство очертаний материков обратил внимание А. Вегенер. Он и выдвинул теорию о строении литосферных плит .Дал обоснование.

Действительно 200 млн.лет назад существовал один материк, который назывался Пангея. Но внутренние силы Земли постепенно разрывали его на части Так образовались современные материки. И это не конечный результат. современные материки также исчезнут, и появится новый большой материк. Таких циклов на Земле по подсчетам ученых было 5.

Вся земная кора состоит из больших и малых блоков которые называются ЛИТОСФЕРНЫМИ ПЛИТАМИ.(сравнение с пазлами)

Задание классу: рассмотреть карту и найти на ней крупные литосферные плиты. Определить где проходят границы плит, и каковы составные части крупных плит.

Предполагаемый ответ: На каждой плите, кроме Тихоокеанской, расположены материк и прилегающие части океана

Учитель: плиты различаются не только размерами но и толщиной .Материковые- 30-50км.Океанические-5-15 км

Далее учитель рассказывает о движении плит.

При столкновении материковой и океанической плит –образуется глубоководный желоб, при столкновении материковых плит-складчатые пояса(горы).

Плиты сталкиваются друг с другом, некоторые наоборот расходятся и все это происходит с различной скоростью.

Обращает внимание на стрелки и цифры подписанные к ним. Скорость движения плит в см в год.

Вопрос классу: В каких местах скорость движения самая большая?

Предполагаемый ответ: в районе Тихого океана, там где он контактирует с материками, а также Индоавстралийской и Африканской плит.

Учитель: Именно здесь на окраинах Тихоокеанской плиты происходят и самые сильные и разрушительные землетрясения. Оно так и называется Тихоокеанское огненное кольцо.

Таких мест на Земле несколько-вторая зона-Средиземноморско-Азиатский пояс и на дне Атлантического и Индийского океанов. Но самый активный –Тихоокеанский.(показывает на карте)

Показывает самые известные вулканы и называет их.

Вопрос классу: какая закономерность наблюдается при размещении вулканов?

Предполагаемый ответ: вулканы, в основном, тоже располагаются на границах литосферных плит

4. Закрепление изученного материала

Как происходило формирование облика нашей планеты?

Почему говорят о циклическом развитии земной коры?

Назовите основные геологические эры в развитии природы Земли?

В чем суть гипотезы литосферных плит?

5. Итог урока

выставление оценок, рефлексия (что непонятно, какие сложности возникли при усвоении материала)

6. Домашнее задание прочитать дома п.8

Урок географии в 7-м классе «Рельеф Земли». Выполнение практической работы

Класс: седьмой (гимназический).

Тип урока: изучение новой темы в ходе выполнения практической работы.

Технология урока: комплексная (подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков анализа географических карт при их сопоставлении).

Цель урока: Сформировать знания о разнообразии рельефа Земли и закономерностях их размещения.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Сформировать представления о размещении основных форм рельефа на поверхности Земли.
  • Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов Земли.

Практическая: Развивать практические умения чтения и анализа карты.

Общепредметные:

  • Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения географической темы и размышления над её содержанием.
  • Развивать память, логическое мышление (при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации), географически грамотную речь.
  • Формировать умения самостоятельно пополнять знания при составлении и анализе карт.

Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного

На прошлом уроке мы говорили о теории литосферных плит.

Какую связь эта теория имеет с гипотезой дрейфа материков? — Назовите основные постулаты теории. — Давайте посмотрим на внешний облик нашей планеты с точки зрения теории. Как вы считаете, очертания современных берегов и океанов неизменны? Менялись ли они в прошлом? А изменятся ли в будущем? — Вы уже сказали, что основные геологические процессы происходят на границах литосферных плит. Получив карточки, опишите механизм и результат взаимодействия литосферных плит. (см. приложение).

III. Изучение нового материала

— Давайте вспомним, что такое рельеф? — Какие две основные формы рельефа вы знаете? — Поговорим о равнинах. На какие группы делятся равнины по высоте?

Посмотрим на карту литосферных плит, найдем на ней своеобразные ядра материков — платформы.

Запись в тетрадь:

Платформы — относительно устойчивые и самые древние тектонические структуры.

— В основе практически каждого материка залегает одна платформа. Есть ли исключения? — Как вы считаете, почему в составе Евразии сразу несколько платформ? (Из-за её площади).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами».

В процессе совместной работы заполняется таблица.

Карта «Строение земной коры» Физическая карта
Форма рельефа Абсолютная высота
Северо-Американская платформа    
Южно-Американская платформа    
   
Восточно-Европейская платформа    
Сибирская платформа    
Китайско-Корейская платформа    

— Какому выводу мы с вами можем прийти? (Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям).

— Давайте вспомним о второй основной форме рельефа — о горах. Какие виды гор вы знаете?

Постепенно, в ходе геологического развития нашей планеты к платформам присоединялись тектонические структуры, которые называются областями складчатости.

— Посмотрите в легенду карты строения земной коры и скажите, почему существует несколько видов областей складчатости. (Они имеют разный возраст, поскольку образовались в разное время).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь гор с тектоническими структурами».

Горы Возраст Преобладающие высоты; м Максимальная высота; м
Анды      
Кордильеры      
Аппалачи      

— Какому выводу после заполнения таблицы мы с вами можем прийти? (Чем выше горы, тем они моложе).

Итак, мы с вами говорил о формировании крупных (основных) форм рельефа. — Какие процессы их формируют?

Но мы помним и внешние силы, действующие на Земле. — Все вместе их можно отнести к процессам: (выветривания).

— Вспомним, какое бывает выветривание? (физическое, химическое, биологическое).

— Как действуют на рельеф процессы выветривания?

IV. Итоги урока

— Итак, какой же главный вывод мы с вами можем сделать в конце сегодняшнего урока?

— Чему вы сегодня научились?

Домашнее задание: :, повторить записи в тетради, основные постулаты теории литосферных плит.

Презентация.


Приложение

Карточки для проверки домашнего задания

Вариант 1.

 

Вариант 2.

Литература

  1. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы. — М.: Эксмо, 2008
  2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. — М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007

Урок-практическая работа по географии материков и океанов в 7 классе Установление взаимосвязей между строением земной коры и формированием рельефа по тематическим картам атласа

Урок-практическая работа по географии материков и океанов в 7 классе

Установление взаимосвязей между строением земной коры и формированием рельефа по тематическим картам атласа

Практическая работа

Цель: продолжение формирования знаний о разнообразии форм рельефа Земли и закономерностях их размещения; отработка умений и навыков анализа географических карт при их сопоставлении, развитие мышления при составлении выводов; развитие внятной речи учащихся.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Сформировать представления о размещении основных форм рельефа на поверхности Земли.

  • Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов Земли.

Практическая: развивать практические умения чтения и анализа карты.

Общепредметные:

  • Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения географической темы и размышления над её содержанием.

  • Развивать память, логическое мышление (при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации), географически грамотную речь.

  • Формировать умения самостоятельно пополнять знания при составлении и анализе карт.

Оборудование: Физическая карта мира (настенная), физическая карта мира и карта строения земной коры — атлас стр. 3-6, тетради для контрольных и практических работ, рабочие тетради, печатные заготовки таблиц (Приложение 1), карточки рефлексии (Приложение 2)

Словарь: сопоставление карт= сравнение карт, платформы, пояса складчатости, процессы (силы Земли)эндогенные , экзогенные , выветривание, абсолютная высота, преобладающие высоты, максимальная высота

Тип урока: практическая работа

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного

— Что такое литосфера?

— Какими частями она образована?

— Что такое платформы?

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Какие формы рельефа соответствуют поясам складчатости?

III. Изучение темы урока

— Запишите в тетрадях для практических работ число, тему урока.

— Запишите с доски задание, которое вы должны сегодня выполнить.

Задание 1. Установить взаимосвязь между строением земной коры и формированием рельефа, сопоставив физическую карту мира (атлас с. 3-4) и карту строения земной коры (атлас с.5-6), заполнить таблицы.

Задание 2. Записать вывод под каждой таблицей:

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Какие формы рельефа соответствуют поясам складчатости?

— Посмотрим словарь, прочитаем, покажем жестами.

— Откройте атласы на странице 3-4. Прочитайте название карты. (Физическая кара мира) Что на ней изображено разными цветами? (Формы рельефа)

— Давайте вспомним, что такое рельеф?

— Какие две основные формы рельефа вы знаете?

— Поговорим о равнинах. На какие группы делятся равнины по высоте?

— Откуда мы можем узнать высоту равнины? (По шкале высот и глубин в легенде карты) Посмотрим шкалу высот и глубин, выясним соответствие цвета и высоты.

Посмотрим на карту «Строение земной коры» в атласе на с. 5-6, найдем на ней своеобразные ядра материков – платформы.

Вспомним и запишем в тетрадь:

Платформы – относительно устойчивые и самые древние тектонические структуры.

— В основе практически каждого материка залегает одна платформа. Есть ли исключения? – Как вы считаете, почему в составе Евразии сразу несколько платформ? (Из-за её площади).

(Раздаю печатные заготовки таблиц (вначале одну, вывод, затем вторую), приклеиваем их в тетради для практических работ. В процессе совместной работы заполняем таблицы.)

— Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами».

200-500

Южно-Американская платформа

 Амазонская низменность

0-200

 Бразильское плоскогорье

500-2000

Восточно-Европейская платформа

 Восточно-Европейская равнина

0-200

Сибирская платформа

 Среднесибирское плоскогорье

200-500

Китайско-Корейская платформа

 Великая китайская равнина

0-200

— К какому выводу мы с вами можем прийти? Запишите вывод в тетради.

(Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям).

— Давайте вспомним о второй основной форме рельефа – о горах. Какие виды гор вы знаете? (Высокие, средние, низкие)

— Как вы можете по карте определить высоту гор? (По шкале высот и глубин!)

Постепенно, в ходе геологического развития нашей планеты к платформам присоединялись тектонические структуры, которые называются областями складчатости.

— Посмотрите в легенду карты строения земной коры и скажите, почему существует несколько видов областей складчатости. (Они имеют разный возраст, поскольку образовались в разное время).

— Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь гор с тектоническими структурами».

Альпийская

складчатость

1000-5000

г. Аконкагуа

(6959)

Кордильеры

 Альпийская

складчатость

1000-4000

г. Мак-Кинли

(6194)

Аппалачи

 Герцинская складчатость

500-1000

Г. Митчелл

(2037)

— Какому выводу после заполнения таблицы мы с вами можем прийти? Запишите вывод в тетради.

(Пояса складчатости в рельефе соответствуют горам. Чем выше горы, тем они моложе).

— Итак, мы с вами говорил о формировании крупных (основных) форм рельефа. – Какие процессы их формируют? (Эндогенные, внутренние силы Земли)

Но мы помним и внешние силы, действующие на Земле. Как они называются? (Экзогенные процессы) – Все вместе их можно отнести к процессам: (выветривания).

— Вспомним, какое бывает выветривание? (физическое, химическое, биологическое).

— Как действуют на рельеф процессы выветривания? (Изменяют рельеф)

IV. Итоги урока

— Какой же главный вывод мы с вами можем сделать в конце сегодняшнего урока?

(Сегодняшняя физическая карта мира – это результат строения земной коры, эндогенных и экзогенных процессов на нашей планете)

Рефлексия

— Чему вы сегодня на уроке научились? (Выбрать из таблички необходимые слова и словосочетания!!! (Приложение 2)

(сопоставлять тематические карты атласа, устанавливать зависимости, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы…)

V. Домашнее задание: повторить по тетради конспект за 11 октября

Приложение 1

Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами

Карта «Строение земной коры»

Физическая карта

Форма рельефа

Абсолютная высота

Северо-Американская платформа

 

 

Южно-Американская платформа

 

 

 

 

Восточно-Европейская платформа

 

 

Сибирская платформа

 

 

Китайско-Корейская платформа

 

 

Взаимосвязь гор с тектоническими структурами

Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами

Карта «Строение земной коры»

Физическая карта

Форма рельефа

Абсолютная высота

Северо-Американская платформа

 

 

Южно-Американская платформа

 

 

 

 

Восточно-Европейская платформа

 

 

Сибирская платформа

 

 

Китайско-Корейская платформа

 

 

Взаимосвязь гор с тектоническими структурами

Приложение 2

Чему вы сегодня на уроке научились?

(выбрать необходимые слова, словосочетания)

Читать текст, пополнять географические знания, сопоставлять тематические карты атласа, решать задачи, устанавливать зависимости, рисовать, сравнивать, закрашивать зоны, читать географические карты, подписывать на карте географические объекты, анализировать, обводить границы, обобщать, определять географические координаты, делать выводы, записывать результаты работы, выполнять задания.

Чему вы сегодня на уроке научились?

(выбрать необходимые слова, словосочетания)

Читать текст, пополнять географические знания, сопоставлять тематические карты атласа, решать задачи, устанавливать зависимости, рисовать, сравнивать, закрашивать зоны, читать географические карты, подписывать на карте географические объекты, анализировать, обводить границы, обобщать, определять географические координаты, делать выводы, записывать результаты работы, выполнять задания.

Чему вы сегодня на уроке научились?

(выбрать необходимые слова, словосочетания)

Читать текст, пополнять географические знания, сопоставлять тематические карты атласа, решать задачи, устанавливать зависимости, рисовать, сравнивать, закрашивать зоны, читать географические карты, подписывать на карте географические объекты, анализировать, обводить границы, обобщать, определять географические координаты, делать выводы, записывать результаты работы, выполнять задания.

Чему вы сегодня на уроке научились?

(выбрать необходимые слова, словосочетания)

Читать текст, пополнять географические знания, сопоставлять тематические карты атласа, решать задачи, устанавливать зависимости, рисовать, сравнивать, закрашивать зоны, читать географические карты, подписывать на карте географические объекты, анализировать, обводить границы, обобщать, определять географические координаты, делать выводы, записывать результаты работы, выполнять задания.

Чему вы сегодня на уроке научились?

(выбрать необходимые слова, словосочетания)

Читать текст, пополнять географические знания, сопоставлять тематические карты атласа, решать задачи, устанавливать зависимости, рисовать, сравнивать, закрашивать зоны, читать географические карты, подписывать на карте географические объекты, анализировать, обводить границы, обобщать, определять географические координаты, делать выводы, записывать результаты работы, выполнять задания.

План-конспект занятия по географии (7 класс) на тему: КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

-проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников

-создает благоприятный эмоциональный настрой

-готовятся к уроку

-приветствуют учителя

2. Проверка знаний

Учитель задает вопросы:

-что такое земная кора

-какие существуют типы земной коры

-из каких слоев состоит каждый тип

-что такое горные породы, чем они отличаются от минералов

-как внутренние и внешние силы Земли влияют на ее облик

-повторяют пройденный материал

— вспоминают изученное

-отвечают на поставленные вопросы

3. Изучение нового матерала

Учитель:

— земная кора не статична, она все время находится в движении. Ученые выделили несколько циклов в ее развитии, их назвали эрами, в ходе циклического развития земной коры этапы горообразования чередовались с этапами спокойного развития, а сухие периоды-с влажными.

-Всего выделяют 5 эр. Рассмотрим рис 17 на стр. 29 и познакомимся с названиями основных эр

-Важно запомнить, то шкалу нужно читать снизу вверх, от древних этапов к современному периоду.

Вопрос к классу: — какая самая древняя и самая молодая эры?

-в какую эру мы живем

-а теперь давайте сравним очертания древних и современных материков, чем отличаются нижний и верхний рисунки?

— Впервые  на сходство очертаний материков обратил внимание А. Вегенер. Он и выдвинул теорию о строении литосферных плит. Действительно   200 млн.лет   назад существовал один материк, который назывался Пангея. Но внутренние силы Земли постепенно разрывали его на части.  Так образовались современные материки.

— теперь откроем карту «строение земной коры» и найдем на ней крупные литосферные плиты, определим где проходят их границы и каковы составные части крупных плит

-а теперь давайте обозначим основные положения теории литосферных плит

-итак, как мы уже выяснили, что литосфера не однородна и состоит из блоков, которые называются литосферными плитами. плиты различаются не только размерами но и толщиной .Материковые- 30-50км.Океанические-5-15 км Литосферные плиты включают в себя континентальную и океаническую земную кору

-Литосферные плиты перемещаются относительно друг друга, что можно увидеть на рис. 18, где направление движения показано стрелочками

Вопрос к классу: что происходит на стыке литосферных плит?

-теперь рассмотрим, что происходит при взаимодействии литосферных плит с разным типом земной коры.

-найдем на карте «строение земной коры» места столкновения плит с континентальной земной корой и рассмотрим рис. 21

Учитель включает Слайд

-теперь обратимся к рис. 20 и к следующему слайду и узнаем, что происходит при взаимодействии плит с океанической и континентальной корой

-осталось выяснить, что происходит на дне океана, при взаимодействии литосферных плит с океанической земной корой. Рассмотрим рисунок 19, и следующий слайд

-на суше также существуют зоны

разломов, это Великие Африканские разломы с цепочкой озер (среди них озера Ньяса, Танганьика), озеро Байкал

-Учащиеся открывают нужную страницу учебника и читают названия геологических эр

Предполагаемые ответы:

-архейская, кайнозойская

-учащиеся по рисунку 17Б сравнивают очертания материков, выясняют, что на нижнем рисунке земля показана как единое целое, а на верхнем-она разделилась на части, какие древние материки существовали на Земле, какие материки образовывались после раскола Пангеи и когда это было

-учащиеся изучают карту «Строение Земной коры» в атласе или «Плиты литосферы» на с. 30 учебника, обращая внимание на  названия, границы, и направления движения плит. Они отмечают, что на каждой плите, кроме Тихоокеанской, расположены материк и прилегающие части океана.

-учащиеся записывают в тетради заголовок «Теория литосферных плит»

-учащиеся ведут записи в тетради:

1. литосфера не однородна и состоит из литосферных плит. Литосферные плиты включают в себя континентальную и океаническую земную кору

-2. Литосферные плиты перемещаются относительно друг друга

-учащиеся анализируют рисунки 19-21 учебника, карту «строение земной коры», «физическая карта мира» атласа и делают выводы о том, что границы литосферных плит в местах их стыковки и разрыва – это активные участки литосферы, к которым приурочено большинство действующих вулканов, где часты землетрясения и происходит  горообразование

делают запись в тетради:

3. на границах взаимодействия литосферных плит происходят все активные тектонические процессы: горообразования, вулканизм, землетрясения

-учащиеся анализируя карту атласа, и слайд №1 делают вывод о том, что при сдвижении литосферных плит с континентальной земной корой края плит сминаются в складки и образуются горные пояса, например-Гималаи. Вывод записывают в тетрадь

-учащиеся анализируют предложенный материал и делают вывод о том, что при взаимодействии плит с океанической и континентальной корой формируются глубоководные желоба и островные дуги, находят примеры такого взаимодействия в атласе, вывод записывают в тетрадь

-учащиеся анализируют предложенный материал и делают вывод о том, что на дне океана происходит активное раздвижение плит, формируются разломы (рифты) и системы срединно-океанических хребтов, вывод записывают в тетрадь

-учащиеся находят на карте перечисленные объекты

Развитие земной коры. Земная кора на карте (7 класс)

Урок 10 03.10.2018г.

7 класс, география

Цуканова Ольга Михайловна

Тема: Развитие земной коры. Земная кора на карте.

П.р.3 Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом (итоговая)

Цель:

— выявить закономерность в строении земной коры и формах рельефа, приуроченных к ним; закрепить знания учащихся о строении земной коры: литосферных плитах, платформах, щитах, сейсмических поясах/складчатых областях;

— формировать умения и навыки при работе с картами атласа и к/к;

— расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о развитии земной коры и её структурных элементов — платформ и геосинклиналей; формирование умений устанавливать на основе сопоставления карт закономерности отражения в рельефе строения земной коры;

Метапредметные: формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий при работе с разными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) осуществлять сравнение (сопоставление) карт;

Личностные: развитие познавательного мотива на основе интереса к изучению материала параграфа.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Средства обучения: учебник, тетрадь, карты атласа

Ход урока:

Структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организационный момент

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места

Приветствуют учителя

Проверка д/з

Подготовка к работе на основном этапе

— Как происходило формирование облика нашей Земли?

— Почему говорят о цикличности развития земной коры?

— Назовите основные геологические эры в развитии земной коры

— В чём суть теории литосферных плит?

— Показать на карте границы литосферных плит

— Рельеф – это неровности земной поверхности. — Представлен горами и равнинами.

— Почему в одних частях материков расположены равнины, а в других — горы

— ответы учащихся, вопросы стр. 31

-работа с картой

— предполагают тему урока

Целеполагание и мотивация

Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.

  1. – узнать, от чего зависит распределение гор и равнин на земле

  2. – надо хорошо написать письменную работу

  3. – справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе

— выводят цели урока;

— слушают учителя

Изучение нового материала и первичное закрепление

  1. Как развивались платформы и складчатые области

(Постепенно к ядрам платформ присоединялись всё новые участки. В местах

расхождения и сжатия литосферы развивались новые процессы горообразования и складчатости)

  1. Что показывает карта строения земной коры

(По карте строения земной коры определяют возраст её различных участков и этапы развития. На ней показаны платформы (плиты и щиты), складчатые области и разломы и др.)

  1. Как размещаются на земле горы и равнины

(равнины приурочены к древним и молодым платформам; горы – к складчатым областям)

— Размещение гор и равнин на земле подтверждает связь между рельефом территории и строением земной коры

— работа с текстом учебника, стр.32

— работа с картами атласа

— выполнение П.р.3

Применение знаний и умений

Контроль и самооценка знаний и способов действия

  1. Кому принадлежит теория «о дрейфе генов»: а) Эратосфену; б) Вернадскому; в) Докучаеву; г) Вегенеру?

  2. Относительно устойчивые участки земной поверхности, которые закончили своё формирование: а) платформы; б) сейсмические пояса; в) плиты; г) щиты.

  3. Участки выхода кристаллического фундамента на поверхность осадочного чехла: а) платформы; б) сейсмические пояса; в) плиты, г) щиты.

  4. Часть платформы, перекрытая мощным слоем осадочных пород: а) платформы; б) сейсмические пояса; в) плиты, г) щиты.

  5. Участки земной коры, в пределах которых слои горных пород смяты в складки: а) платформы; б) сейсмические пояса; в) плиты, г) щиты.

  6. Как назывался материк, который был 200 млн. лет назад на планете Земля?

  7. 180 млн. лет назад он раскололся на две части: Гондвану и ___________________.

  8. Северный материк назывался ____________________________________.

  9. Южный материк назывался ____________________________________.

  10. Расположите эры от древней до самой молодой: а) мезозойская, б) архейская, в) кайнозойская, г) протерозойская, д) палеозойская.

— ответы учащихся

Подведение итогов занятия, Д/З

§ 9 читать; вопрос 1-4 (стр. 35)

Запись д/з в дневник

Стадия

рефлексии

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке было интересно …»

«Сегодня на уроке было трудно…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *