Тема местоимения в русском языке: Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс) – Местоимения в русском языке

План-конспект урока (русский язык) по теме: Урок «Местоимение»

Тема: Местоимение.

Лексическая тема: «В человеке все должно быть прекрасно…»

Цели  урока: 1) образовательные: восстановить общие сведения о местоимении  как части речи, закрепить и углубить  эти знания, повторить виды разбора, отрабатывать умение определять тип речи, тему и идею текста,  стимулирование познавательной деятельности;

2) развивающие: развивать связную русскую речь учащихся, внимание, творческое мышление, навыки совместной работы учащихся в решении общей задачи, формирование коммуникативной компетенции, обогащение словарного запаса;

3) воспитательные: материалы  лексической темы использовать в духовно-нравственном воспитании учащихся,  воспитывать позитивное отношение к учебе, к жизни, чувство ответственности

Оборудование: интерактивная доска, таблица «Разряды местоимений», портрет А.П.Чехова, карточки.

                                              Ход урока.

І. Орг.м.

ІІ. Предметом нашего  внимания являются части речи?  

-Какие части речи существуют  в русском языке?

Какие части речи являются именными, или именами?

    Какая часть речи могла бы сказать:  Я  делу отдаюсь сполна, я заменяю имена (девиз

    местоимения).

Вместо всех  именных  частей речи  могут употребляться местоимения. Местоимения вы изучали в 7 классе (лич., указат., прит., отриц., неопр.) Сегодня мы расширим наши знания о местоимении.

Запись даты, темы урока.

Что такое местоимение?

Местоимение ( есімдік)-  самостоятельная часть  речи, которая указывает на предметы и лица, признаки, количества, но не называет их.

    Местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных,

    числительных, и иногда, наречий.

-По значению и грамматическим особенностям в русском языке выделяют 9 разрядов

    местоимений.  С некоторыми из местоимений вы знакомы.  С  какими?

 

-Какие местоимения чаще всего встречаются в языке?

   — Личные местоимения 3-го лица после предлогов имеют н в начале:

у него, у неё (не у ней!), около них.

— От всех других именных частей местоимения отличаются тем, что сами по себе они не имеют самостоятельного значения.  Конкретное значение местоимения получают только в условиях связанной речи.

 Вот отрывок из текста.   Попробуйте  догадаться, о ком идет речь?

2.Всякий человек при нем ощущал желание быть проще, правдивее, быть самим  

     собой.

4.Таким запомнили его современники.

6.Этот  год был для него тяжелым, он устал, но был доволен: холера была уничтожена.

-А вот начало этих предложений:

1.Антон Павлович Чехов был не только талантливым писателем, но и прекрасным человеком. 

3.Добрый и внимательный,  Чехов был  человеком сильным, мужественным.

5.Когда в 1892 году в подмосковных деревнях началась эпидемия холеры, Чехов устроил у себя в усадьбе медицинский пункт для крестьян — лечил он бесплатно.

 -Для чего существуют местоимения в речи?

 Местоимения устраняют повторы,  речевые неудобства.

  ІІІ. Именно слова А.П.Чехова станут сегодня лексической темой нашего урока:

     « В   человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

   Как вы понимаете эти слова? Какие слова заменило местоимение ВСЁ ?

   Представим это в виде кластера:        

          Лицо        одежда       манеры       речь         характер    мысли   душа                                          

     

       дела                            Все должно быть прекрасно…                  поступки

     

                                                                                             

-Какого человека вы назвали бы прекрасным человеком?  

(Добрый, отзывчивый, приветливый, великодушный, трудолюбивый, ответственный, умный)

 

ІV. Работа с пословицами: найдите местоимения, определите разряд.

   (что, тот, кто, все, не на что, то, что, которая)

Жаль красоты, которая ума не имеет.

Что в сердце варится, на лице не утаится.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть не на что.

Не все то золото, что блестит.

Речи слышим, а дела не видим. О дереве суди по плодам, а о человеке- по делам.

V. Словарь урока:

Самосовершенствование —  (совершенствовать себя, делать лучше)

Утверждаться — бекітілу

Призвание – 1) склонность к тому или иному делу, профессии; 2) жизненное дело, назначение  (для чего ты призван в эту жизнь)

Гармония – согласованность, согласие с самим собой, с природой, с окружающим миром.

-Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел, добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание-Человек. Каждый человек, может, не зря приходит в эту жизнь и у каждого из нас свое предназначение.

Мы много читали о  замечательных людях.

Все эти  великие люди нашли свое призвание и выполнили свою миссию.

Как  можно найти свое призвание?

Прочитайте письмо к сыну известного педагога  В.Сухомлинского.

VІ. Закрепление материала.    Упражнение.

1) Работа с текстом: определите  тип речи, тему, идею (Если человек нашел своё призвание, то в его душе царит гармония).

2)Уплотненный опрос.

Синтаксический разбор: Меня радует, что ты утверждаешься в своем призвании.

Морфологический разбор:  меня.

Фонетический разбор: призвание.

VІІ. Работа в группах    ♫

1 гр.-найти местоимения в тексте, определить их разряд и синтаксическую роль в предложении.

Жило- было НИЧТО,                           НИКОГО не замечало,              

Не умело НИЧЕГО.                              Лучше ВСЕХ СЕБЯ считало.

Взад-вперед ОНО ходило                    А про ЭТО НИЧЕГО

И  НИ с КЕМ не говорило.                  И сказать-то НЕЧЕГО!

                                                                                         ( И.Михайлова)

2 гр.- Перевод. 1)Все свои знания и труд, достижения посвящаю  только своей Родине.

       2)Не учи другого тому, что не нравится самому. 3)Горе тому, кто не сумел понять

       смысла жизни.4)Человек-мерило всего. 5)Будьте человечны! Это ваша самая святая

       обязанность. 6)Душа человека — в его делах.7) Каждый из нас — дитя своих деяний.

       8) В жизни всегда есть место подвигам.

      3 гр.- Синквейн     Местоимения

                                 Личные, притяжательные

                                  Заменяют имена, указывают, устраняют повторы

                                  Выделяют девять разрядов местоимений

                                  Часть речи.

Найти ошибки в употреблении местоимений:

На его было много жалоб.

От энтого места  будет километра два до города.

Знаем мы ихнего брата.

У ней красивые глаза.

 4 гр.- эссе « В  чем смысл жизни?».  Какие  местоимения вы использовали в тексте?

VІІІ. Обобщение.

Достается недешево                            Может, строишь ракету?

Счастье трудных дорог.                      Гидростанцию, дом?

Что ты сделал хорошего?                    Согреваешь планету

Чем ты людям помог?                          Медных плавок теплом?

Этой мерой измерятся                         Иль под снежной порошей

Все земные труды.                                Жизнь спасаешь кому?

Может, вырастил деревце                   Делать людям хорошее-

На земле Кулунды?                              Хорошеть самому.

О чем мы говорили сегодня?

-Что такое местоимение?

-Какие местоимения, кроме притяжательных, могут указывать на принадлежность? (его, её, их)

-Какое местоимение не имеет формы именительного падежа?  (себя)

-Какие разряды местоимений различаются только  значением и  функцией? (вопр. и относит.)

-Какие правила этикета, связанные с употреблением местоимений ТЫ и ВЫ,  знакомы вам?

В  чем смысл жизни, каким идеалам следовать?  Жизнь сама по себе – главная цель и сама ценность. Любовь к жизни — вот та опора, которая спасла мир, она и сейчас наша сила. Прожить достойно — вот смысл жизни. Чтобы жизнь не была бесцельной, надо выбрать цель жизни. (Вспомните «лишних людей»)

Чтобы выбрать жизненную цель, необходимо:

  1. Найти свое место в жизни общества и  выделить себя из числа других во имя этих других.
  2. Определить своё призвание, найти дело, которому можно посвятить свои силы и способности. Без любимого дела служить людям нельзя.
  3. Создать из себя благородного человека. Самосовершествование-условие успеха в борьбе за поставленные жизненные цели. Кто осуществляет мечту, тот непрерывно развивает свои силы и возможности, открывает и создает себя.

— Что вы сегодня  унесете в сердце с урока?

-Все мы, ваши учителя и родители, хотим, чтобы  у вас всё было прекрасно, чтобы вы стали хорошими людьми, которые смогут принести   пользу своей стране, своему родному городу.  И пусть на вашем пути встретится  много прекрасных людей.

ІΧ.    Домашнее  задание.  Комментирование оценок.

Завершить урок хочу словами академика Д.С.Лихачёва: «Следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему обществу в целом».

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе «Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи».

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа села Корнеевка»

 

    Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

 

Разработка урока русского языка

                     в 6 классе

                                               

                                                                 Подготовила учитель русского языка

                                                                                              и литературы

                                                                                              Белякова Г.А.

Тема: Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Цели урока:

                 Обучающая цель: закрепить умения и навыки учащихся по  

                        определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

                  Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

                 Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

Оборудование:      1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о

                                   природе» (19-20 вв).

                                2.Рисунки с изображением личных местомений.

                                3. Карточки с заданиями.

                                4. Репродукции картин о природе.

                                 5. Рисунок «Местоимения»

                            План конспекта урока

1. Оргмомент                                                                                                      (1)

2.  Проверка домашнего задания.                                                                     (2)

3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями.   (10)       4. Работа с местоимением «Я».                                                                        (2)

5. «Найдём и исправим ошибку.                                                                      (4)

      Физминутка                                                                                                  (1)

6. Дифференцированная работа в группах.                                                    (5)

7. Поэтическая минутка.                                                                                   (4)

8. Синтаксический разбор предложений.                                                        (5)

9. Устная работа со стихотворением (коллективная работа).                       (3)

10. Составление и разгадывание загадок.                                                        (3)

11. Итоги урока:

        а) Вывод.

        б) Оценки.

        в) Домашнее задание.

                                             

                                            Ход урока:

1. Оргмомент.

      — Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

          сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

         Проверим домашнее задание. Вам нужно было выписать из учебника литературы предложения с личными местоимениями. Прочитайте, какие предложения вы выбрали.

3. Объявление темы и целей урока.

        Ребята, мы сегодня с вами побываем в стране, где живут местоимения, узнаем, какое участие они принимают в нашей речи, каким законам правописания подчиняются, выясним значение слова» Прономен». Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе:

                                                … Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

                                                     Озаряя, высвечивают все уголки родного

                                                      Языка..

         Откройте, тетради, запишите сегодняшнее число.

           Теперь нам нужно будет узнать, что обозначает слово PRONOMEN.

          Посмотрите на предложения.

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права).

2.Такая погода продержалась недолго.

 (Дождливая погода продержалась недолго).

3. Через несколько дней засияет солнце.

 ( Через два дня засияет солнце).

              — Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет  держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

            — А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

(Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение ОНА

Существительным, подобрать прилагательное и числительное, более точно характеризующие существительное).

             —Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

              « Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово— КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

         И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так : «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

            — Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного?

           — Какое значение имеют местоимения?

          — Итак, теперь, наверно, понятно, почему PRO- NOMEN сочетание слов « вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть:

«Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты..»— это говорит король этой страны. Давайте угадаем, как его зовут.

            — Слушайте внимательно стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика» и записывайте местоимение «Я» и его формы.

                     Я талантлив от рождения!

                     Не дурак и не простак!

                     И моё местоимение

                    Все вокруг склоняют так,

                     Перво- наперво решительно

                     Скажет вам семья моя,

                     Что, конечно, Именительный —

                      Это я и только я!

                      Мать склонилась умилительно,

                     А за ней и вся родня.

                     И не зря. Падеж Родительный

                     Для кого? А для меня;

                      Все заботятся старательно

                      И заслуженно вполне

                      И дают подарки. Дательный —-

                      Это значит — только мне.

                      Не смотрите подозрительно, —

                      У меня родня — броня!

                       И запомните : Винительный

                       Не касается меня!

                       Жизнь легка и упоительна

                        За  родительской спиной!

                        Нет, друзья, падеж Творительный

                         Сотворён совсем не мной.

                          Ждёте, видимо, Предложного?

                         Новых данных обо мне?

                         Не просите невозможного

                         Хватит с вас и так вполне.

    — Какие местоимения здесь склоняются?

    — Как зовут короля? (Я ).

    — К какому разряду относятся записанные вами местоимении? (К личным).

             4. Работа с местоименим «Я».

               — Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» — буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз —Я.

    Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.

                    Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

                    Дружные –          МЫ

                    Дружелюбный –ТЫ

                    Вежливые        — ВЫ (вы)

                     Неотразимая    — ОНА

                     Всегда печальное – ОНО

                     Великолепный — ОН

                     Неразлучные     — ОНИ.

( Работа с рисунками)

        Все они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:

            5.Найдём и исправим ошибку в их употреблении.  

Обозначим род, число. Падеж правильно употреблённых местоимений.

Пользоваться нею        — ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём             — по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им               — с ним     (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили             — без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у него                    — у него   (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей                — к ней     (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему        — к нему   (3 л. М.р. Д.п.)

—  Какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? (У них появляется после предлогов Н).

 

                                      ФИЗМИНУТКА

                6. Дифференцированная работа в группах

                А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень.

             Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…,  мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.

2-й уровень:

              Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3-й уровень:

             Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время?           (времени)

На (н) его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую (себя) как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.   (их)

Говорить с (н) им бесполезно.

                   —Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении

                      заданий?

7. Поэтическая минута

             Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение А.А. Фета о милой нашему сердцу весне.

                        Сад весь в цвету,

                        Вечер в огне,

                        Так освежительно, радостно мне!

                        Вот я стою,

                        Вот я иду,

                        Словно таинственной речи я жду.

                     Эта заря,

                     Эта весна

                     Так непостижима, зато так ясна!

                     Счастья ли полн,

                     Плачу ли я,

                     Ты – благодатная тайна моя.

                Не только поэты отмечали неповторимую прелесть весны. Но и художники часто обращались к ней. Посмотрите на эти иллюстрации.

8. Синтаксический разбор предложений

( Отрывки из стихотворений русских поэтов) по вариантам.

                  1.  А теперь поработаем над предложениями. Запишите на доске и в тетрадях предложения, сделайте синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставьте в нужном падеже.

    Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд.

   Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с ней и солнце краше, и весна милей!

2. Индивидуальная работа в тетради.

            Запишите предложения, определите, каким членом предложения являются личные местоимения. Выполните фонетический разбор.

                           Что с нею, что с моей душой?

                           … С ручьём, она – ручей,

                                И с ним журчит привольно…

                               9. Устная работа со стихотворением

                                    ( коллективная работа)

             А теперь обратимся к самому важному в жизни человека —  любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы» ( на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.

                                 Учись у них—у дуба, у березы.

                                 Кругом зима. Жестокая пора!…

                                ..И за сердце хватает холод лютый;

                                … Они стоят, молчат, молчи и ты!

                                Но верь весне. Её промчится гений;

                                Опять теплом и жизнию дыша…

— Чему нужно учиться у природы?.

(Стойкости, выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы).

               10. Составление и разгадывание загадок.

     А сейчас мы с вами отдохнём. Каким образом? Составим загадки из слов

( на доске).

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

                                        То полна, то стройна

                                         По ночам не спит она.  (Луна)

Голос, умолкает, на свет, голос человеческий, его рождает, оно умирает.

                                         Голос человеческий на свет его рождает,

                                         Голос умолкает – оно умирает. (Эхо)

11. Выводы по уроку:

       а) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

      б) Домашнее задание.

   -Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

                     

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Порецкая средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

 

«Местоимение как часть речи».

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Смолякова А.А.

Поречье

2011

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цели:

— обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

— развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

— воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Ход урока

  1. Оргмомент
  1. Актуализация знаний

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

 Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Ответьте на вопросы:

— Кто он? (Вова)

— От кого узнал? (От синоптиков)

— Какая погода установится? (Солнечная)

— Через сколько дней? (Через семь дней)

— Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

— А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология?)

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не Вова, он;

не от синоптиков, а от них;

не солнечная, а такая;

не семь, а несколько.

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

вступились за нее.

Учитель: Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. (Учебник, страница 158).

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.

Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ возвратного местоимения себя и определительного такой, т.е. сравним формы этих слов.

Местоимение

себя

такой

Род

——

Такой день

Такая погода

Такое дерево

Число

——

Такой день

Такие дни

Падеж  Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

предложный

——

Себя

Себе

Себя

Собой

О себе

Такой день

Такого дня

Такому дню

Такой день

Таким днем

О таком дне

 Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте запишем несколько предложений и выясним, каким же членом предложения является местоимение.

Он заболел и не пришел в школу. Петя подошел к другу и обнял его. Самый ожидаемый праздник – Новый год.

Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

  1. Закрепление полученных знаний.

Выполнение упражнений:

  1. Упражнение 390 (Устно)
  2. Упражнение 391 (Письменно. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях).

Работа с текстом:

Учитель: Ребята, для чего нам нужны наречия? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух.

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

— Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

  1. Итак, ребята, мы заменили повторяющиееся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являвляются средством грамматической святи предложений.местоимения «цементируют» текст. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.
  1. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке о местоимении? (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения. А также мы начали разговор об употреблении местоимений в речи).

  1. Домашнее задание.

§ 68 (Выучить правили и определения).

Упражнение 392.

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: разработка урока по теме «Местоимение» в 6 классе

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе.

Цели:

— дать понятие о местоимении как части речи;

— научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять их роль в тексте;

— способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса;

— развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

— компьютер, проектор и экран;

— учебник;

— раздаточный материал (тексты для редактирования).

Ход урока.

— Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

— Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по одной очень интересной стране, название которой вы мне назовете, правильно решив несложные математические примеры. Но будьте внимательны: примеры коварны.  (слайд 1 и 2)

— Верно.  А кто вспомнит, что изучает морфология? (раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи).

— Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом?  Назовите их.  (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)

— А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? (местоимения)

— Верно. А поскольку мы путешествуем по стране Морфология, то сегодня посетим еще один город этой страны – Местоимение.

— Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока – «Местоимение как часть речи».  (слайд 3)

— А вот и цели урока.  (слайд 4)

— дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;

— научить находить местоимения, правильно употреблять их, определить роль в тексте.

— Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.  (слайд 5)

— Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит так :  (слайд 6)

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится словам другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

— Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение этой части речи? (заменяет другие части речи и указывает на их значение)

— Давайте, ребята, поработаем со следующим предложением (слайд 7).

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

— Понятен ли вам смысл этого предложения?

— А что именно непонятно? (Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?)

— А если мы внесем изменения в предложение, сможем ли ответить на вопросы?

— А какие изменения, по-вашему, нужно внести? (заменить местоимения подходящими по смыслу словами)

— Я внесла некоторые изменения в предложение. Запишите его в тетрадь.  (слайд 8). 

Максим узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.

— Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какая погода?  Через сколько дней она установится?

— Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения ОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО (местоимения подписать над словами в предложении)? Какими частями речи они являются и что обозначают? (слайд 9) («Максим» и «синоптики» – имена существительные, обозначают предмет; «солнечная» – имя прилагательное, обозначает признак предмета; «пять» – имя числительное, обозначает количество)

— Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена)

— Наши местоимения употреблены вместо имени (слайд 10).  Обратите внимание на это сочетание – «вместо имени» — в нем скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

— Но почему же нам не был ясен смысл предложения в его первом варианте? (в отличие от существительных, прилагательных и числительных местоимение не называет предмет, признак или количество) – слайд 11

— На какие же вопросы будет отвечать местоимение, если оно употребляется вместо имен? (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?)

— А сейчас выполним нехитрые задания и посмотрим, а как могут изменяться местоимения.

— Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН  – у доски и в тетрадях. (слайд 12)

— Задание 2. Определите род и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ погода, ТАКОЙ берег, ТАКОЕ озеро, ТАКИЕ дни (словосочетания записать).  (слайд 12)

— Какой же вывод можно сделать? (местоимения могут изменяться по родам, числам и падежам) (слайд 12)

— О каких морфологических признаках мы сейчас вели речь? (о непостоянных признаках)

— Переходим к знакомству с постоянными признаками местоимения – его разрядами.

 

— Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (на лицо)

— Значит это личные местоимения (слайд 13). Составьте и запишите простое предложение с любым личным местоимением.

— К следующему разряду относится только одно местоимение СЕБЯ. Это возвратное местоимение. (слайд 13) 

                                                                                                                х

— Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «глагол + возвр. мест.»  

— 3 разряд местоимений – вопросительные – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? (слайд 13)

— Задание. Составьте простое вопросительное предложение, опираясь на записанное вами предложение (про Максима).

— 4 разряд – это относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. (слайд 13)

— Задание. Вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы (записать на доске).

… посеешь, то и пожнёшь. (Что…)

…голов — …умов. (Сколько…, столько…)

— В чем смысл этих пословиц?

— 5  разряд – это неопределенные местоимения – НЕЧТО, НЕКТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-ЧТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО-НИБУДЬ и другие. (слайд 13)

— Задание. От относительных местоимений образуйте и запишите  несколько неопределенных с помощью приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.

— С каким правилом столкнулись при написании этих местоимений? Кто помнит зарифмованное правило? («Кое-, -то, -либо, -нибудь надо черточкой стянуть»)

— 6 разряд – отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. (слайд 13)

— Задание. Записать простое предложение с одним из отрицательных местоимений.

— 7 разряд – притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ. (слайд 13)

                                                                                                                                                                                                        х

— Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «притяж. мест. + сущ.»

— 8 разряд – указательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (слайд 13)

— Задания. Определите род местоимений в следующих словосочетаниях:

Этот праздник, такое доверие, та дверь.

— 9 разряд – определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. (слайд 13)

— Задание. Придумайте и запишите SMS с определительным местоимением о сегодняшнем уроке.

— Вот мы и познакомились с разрядами местоимений. Сколько их?

— А теперь еще раз обратимся к предложению, которое мы анализировали в начале урока, запишем его и выполним его синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения. (слайд 14) – работа у доски

— Какой же вывод можно сделать? Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?

— А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли – стр. 143 – 145.

— Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)

— А сейчас поработаем в группах по 4 человека. У вас на столе есть распечатанный текст. Ваша задача заключается в следующем: отредактировать данный текст, вставив, где нужно, подходящие местоимения !!! (работа в течение 3-4 минут)

— Прошу по одному представителю от группы выйти к доске с вашими отредактированными текстами и прочитать, что же у вас получилось.

Тексты (первоначальные) проектируются на экран.

Группа № 1. (слайд 15)

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2. (слайд 16)

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3. (слайд 17)

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4. (слайд 18)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5. (слайд 19)

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6. (слайд 20)

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

 

— Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов)

— Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 143 – 145, упр. 810

— Сегодня на уроке вы много отвечали, творили, дополняли друг друга.  Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. А проведем мы его в форме теста: на каждый вопрос вам нужно дать только один вариант ответа. Внимание на экран.

Тест. (слайды 21 – 26)

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений?

А) обозначают предмет и его признак;

Б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их;

В) обозначают количества и порядок при счете.

Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Сколько?

Г) на все перечисленные

Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения?

А) по числам и родам;

Б) по числам и падежам;

В) по числам, родам и падежам.

Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение?

А) только подлежащим и дополнением;

Б) только подлежащим;

В) подлежащим, дополнением, определением, обстоятельство

Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения?

А) 8

Б) 9

В) 10

Правильные ответы: 1б; 2г; 3в; 4в; 5б.

Раздаточный  материал

Группа № 1

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4.

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5.

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6.

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: Открытый урок.Местоимение как часть речи.

ТЕМА УРОКА «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»- 10 класс

Дата: 13.03.2018 г.

Учитель: Утина Л.И.

УМК:  Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение»,  отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.

Развивающие:  формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения,  использования потенциала художественной литературы.

Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.

 

План урока:

1. Организационный момент.

  1. Контроль за готовностью класса к уроку.
  2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
  3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Проверка упражнения заданного на дом.
  2. Вопросы:
  • Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
  • Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
  • Что такое существительное? прилагательное? числительное?

       3.   Актуализация на познавательную деятельность.

1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях)

Задание: написать словосочетания. Объяснить орфограммы.

 Комментировать футбольный матч

Рассуждения известного автора

Серьезный одиннадцатый аргумент Пятьдесят седьмым вагоном

Актуальная проблема

Мировоззрение писателя

Сохранить оптимизм

2. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.

Задание: учитель зачитывает значения слов. Ученики   определяют слово по его значению,  

РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.

АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.

АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.

ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм

Последним было определено слово «оптимизм».

Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!

При выполнении каких заданий  ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним)

3. Морфологический разбор слов: известного, писателя, пятьдесят седьмым

4. Орфоэпическая разминка:

 премировАть, баловАть, откУпорить,  звонИт,  включИт , нЕкогда, нИкогда

 5.Мотивация к изучению  новой темы.

    Сегодня на уроке  мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её. 

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.

Тема нашего урока «Местоимение». Запишите её в тетрадь.

  1. Слова какой части речи преобладают в этом предложениях? (Местоимения)
  2. Прочитайте  местоимения, употребленные в данном высказывании.  
  3. С какой целью я начала урок именно с такого предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).
  4. Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
  5. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Учитель: Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Об этом вы узнаете   из теоретического материала п.45,46.

О местоимениях очень много высказываний, например,

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

А.Реформатский.

«Местоименные слова в языках независимо от их появления — слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

6. Изучение темы.

 Беседа по вопросам:

-О какой особенности местоимений говорит учёный?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют. Вместо каких частей речи  употребляется местоимение?

-Назовите группы местоимений(мест.-сущ., мест.-прил., мест.-нареч., мест.-числит.)

-Назовите разряды местоимений.

-Какие местоимения встретились вам в этом тексте?

(Ответ: их, это, которых)

-Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?

(Ответ: второе)

Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?

(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).

Практическая работа.

Карточка №1. Работа в парах.  

Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения). Запишите эти местоимения в сводную таблицу. 

ПРОВЕРКА.

Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?

Учащиеся читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.


1.Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.

2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее. 

4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. 

5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.

 6. Что с тобой, мой ангел?

7.  Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.

Общая таблица должна выглядеть так. Проверьте.  

Разряды местоимений

Местоимения

Личные

ей, она, он, к ним, ты, меня, про него,тобой

Возвратное

себя

Притяжательные

ее, мой, их

Указательные

этого, это

Определительные

все, каждому, сам

Вопросительные

что (в составе вопросительных предложений)

Относительные

какой (связывают части сложного предложения)

Отрицательные

никуда, никто

Неопределенные

что-то, какой-то, какие-то, каких-то, о чем-то

Итак, перед нами 9 разрядов местоимений.

Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?

Карточка №2. Итак, обращаемся к заданию карточки №2.  

«Правописание неопределенных и отрицательных местоимений»

Внимательно прочитайте задание. У кого возникли вопросы?

Проанализируйте данные примеры, устно сформулируйте необходимые правила и запишите слова в соответствии с этими правилами. Используйте материал §46 стр. 217-218. 

 (кое)кто, что(нибудь)

Кое-кто, что-нибудь

В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис

(кое)(у)(кого)

Кое у кого

Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно

(ни)кто, (ни)чей, (ни)какой

Никто, ничей,

никакой

В отриц.местоимениях в безударном положении пишется ни

(не)кого, (не)чего

Некого, нечего

В отриц.местоимениях под ударением пишется не

(ни)(для)(кого), (не)(с)(кем)

Ни для кого, не с кем

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно.

Музыкальная минутка.

  Прослушаем песню на слова Марины Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной» (упр.237)

1. Анализ лирического произведения.

2. Выписать местоимения, определить разряд,  объяснить правописание слов. Разбор по 3 местоимений.  (при наличии времени- правописание слов)

— Упр.229

Слово учителя: Итак, мы повторили с вами определенный объем материала по теме. Молодцы, ребята.  

        А сейчас сделаем еще один шаг для хорошей сдачи экзаменов на будущий год.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками (при наличии времени)- задание 7 — ЕГЭ.

(Устно объяснить характер ошибки)

В.Г.Распутин—самый известнейший сибирский писатель. (Ошибка в образовании превосходной степени прилагательного.)

Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам. (Местоимение КТО сочетается со словами мужского рода единственного числа: КТО УЕХАЛ, а ЧТО—со словами среднего рода: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.)

В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара. (Притяжательные местоимения: их, его, её.)

Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей. (Нельзя заменять слово КРЕСТЬЯНСТВО местоимением ОНИ. Лучше использовать слово «крестьяне».)

Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь. (Ошибка в передаче чужой речи. Следует сказать: «Клавка грозилась матёринцам, что она подожжёт всю деревню и страдать из-за них не собирается.»).

7.  Подведение итогов. Рефлексия. Оценки.

8.  Домашнее задание.

 Упр. 235,  зад.1-6, стр.219-220

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: «Личные местоимения»

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Эмоциональный настрой учащихся.

(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)

Улыбайся

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.

Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.

— Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).

Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.

2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.

— А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение

Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

— В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? Личных местоимениях)

— Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

— Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

— Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

Именительный – Я;

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

— Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)

— Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я

, пользуясь данной таблицей. (на экране)

— Что особенного вы отметили в склонении данного

местоимения ?

— Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

(Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

На экране вы видите таблицу.

— Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падежеЯ, а в родительномсовсем другая основаМеня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

— Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

— Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)

— Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

— Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

— А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша…Начинаем.

1-й учащийся склонял местоимение Мы:

И. п. – Мы

Р. п. — Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. — Нами

П. п. – о Нас

(За это задание ученик получает жетон).

2-й учащийся склонял местоимение Он:

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. — Его

Т. п. — Им

П. п – о Нем

(За это задание ученик получает жетон).

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).

3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

— Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,

А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
…Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель:

— А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

— В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь…

(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов…

Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.

(Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)

5. Домашнее задание:

— Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)

Задание по вариантам

1 вариант: “Отдых”

2 вариант: “Учеба”.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

— Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

— Как пишутся личные местоимения с предлогами?

— Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.

— Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

См. презентацию.

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Личные местоимения

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Личные местоимения».

Цель: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками  и синтаксической ролью, с  особенностями употребления местоимений 2 лица.

Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.) .

Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.

           

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями. Давайте запишем число в тетради.

— А что мы можем сказать о числе 21?

        (оно числительное, состоит  из 2 десятков и 1 единицы, порядковое)

—  Но это еще не все, сегодня 21 ФЕВРАЛЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

      Ученик читает

Международный день родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г. С 2000 г. он отмечается ежегодно 21 февраля; призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию, т. к. именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. 

— А теперь продолжим наш урок.

2. Новая тема.

— Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.

                                        П. Чесноков.

— О какой же  части речи говорит автор?

— А вы знаете, откуда  появилось это название?

Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.

Ученик читает

«местоимение» заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание. В…местоимени…е

-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.

— Давайте проверим домашнее задание.

— А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.

Чтение стихотворения.

        

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

— Какие это местоимения?

(Личные)

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

-В «Толковом словаре» Ожегова записано:
1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

— Что мы знаем о личных местоимениях?

        (У них есть лицо, а у 3 лица- род)

— Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.

— А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему? Указывает деление на род

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.

1

я

мы

2

ты

вы

3

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

они

он

она

оно

Стол        , парта        , окно

— А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

— Назовите эти местоимения. Ты, вы.

— В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)

Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.

Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.

— Придумайте 2 предложения с прямой речью,  включив в них личные местоимения  Вы, где их необходимо   писать с большой и с маленькой буквы.

— Проверка.

Чтение теории из учебника.

— Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.

И. п. (кто?) – Я

Р. п. (кого?) – МЕНЯ

Д. п. (кому?) – МНЕ

В. п. (кого?) – МЕНЯ

Т. п. (кем?) –  МНОЙ

П. п. (о ком?) – обо МНЕ

И. п. (кто?) –  ТЫ

Р. п. (кого?) – ТЕБЯ

Д. п. (кому?) – ТЕБЕ

В. п. (кого?) – ТЕБЯ

Т. п. (кем?) –  ТОБОЙ

П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ

Словарная работа.

— подобрать местоимения к существительным и определить род:

Тюль (красивый, он)

 Рояль (старинный, он)

Такси (грузовое, оно)

Жюри (авторитетное, оно)

Бандероль (заказная, она)

Картофель (молодой, он)

Желе  (малиновое, оно)

— Проверка, назовите существительные мужского рода? женского? среднего?

Физкультминутка.

Самостоятельная работа по карточкам.

— Подставить местоимения в предложения.

1 вариант.

… нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Проверка.

А теперь поработаем над предложением

 Работа с классом (по вариантам)

Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор.

1 вариант.

 

(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное)

                               1 часть — Простое, распространенное, двусоставное.

                                2 часть — Простое, распространенное, двусоставное.

— Какие здесь местоимения?

 Мы- 1лицо, мн. ч.

Она- 3 лицо, ед. ч., ж. р.

— Каким членом предложения является?

— Назовите начальную форму местоимения НАС? (мы)

В каком падеже оно употреблено?         (В. п.)

Итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?

— Что еще мы узнали о личных местоимениях?        

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Рефлексия.

— Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.

— У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок        , мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.

— А кто не понял сегодняшнюю тему урока?

 Оценки за урок.

— Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Домашнее задание.

1. Пройти тест

http://onlinetestpad.com/ru

2.  Подобрать 5 поговорок или загадки, где встречаются личные местоимения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *