Тема произведения и главная мысль – Что такое тема произведения, идея произведения, сюжет произведения, композиция произведения???

Содержание

Статья «Тема и основная мысль сочинения»

Тема и основная мысль сочинения.

                                                                                      Прежде чем начать писать,

                                                                                    я задаю себе три вопроса:

                                                                             что хочу написать, как

                                                                                      написать и для чего написать.

М.Горький

  В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

  Тема сочинения — это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

  Основная мысль сочинения — это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

  Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

  Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

  Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

  Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

  Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Пословица

Задания для учащихся.

1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая — сочинение-рассуждение, а какая — сочинение-описание?

Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2.Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:»Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?»

  Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме — это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

  Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

  Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения ­- «Золотая осень»,то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой»,но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов , отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

  Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

  Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

 Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

  Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.

  Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка,»хорошо»(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

Памятка.

1.Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2.При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3.В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4.Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5.Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.


 

  Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

  Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

  Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

  Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы.»Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни»,- писала М.А.Рыбникова.

  В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

  Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.


 

Использованная литература.

1.Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). – М., 1990 .

2.Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990

3.Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. – М., 1990

4.Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова. – М., 2011


 

Что такое основная мысль? И как ее определить? :: SYL.ru

Как говорится, не стоит изобретать колесо, его уже изобрели. Великие открытия сделаны, остается лишь помнить о том, что все намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Двигаясь от простого к сложному, мы рассмотрим, что такое основная мысль (идея), как ее определить и для чего это нужно. Итак, в теме сегодняшней публикации будут затронуты моменты, актуальные как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.

основная мысль рассказа

Что такое текст?

На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея. Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя.

основная мысль автора

Как найти основную мысль?

Ответ на этот вопрос лежит в тщательной проработке самого текста. Основная мысль (идея) может находиться в заглавии, но в основном автор строит свою работу таким образом, что не высказывает ее напрямую, а предлагает читателю, ознакомившись со всем рассказом, сформулировать ее самостоятельно. Как же это сделать? Для это необходимо прочесть материал в полном объеме и понять, о чем идет речь. Чтобы это произошло, автору следует учесть некоторые правила написания текста: сделать его структурным и четким. Читатель должен понимать его, более того, он не должен запутаться в умозаключениях автора, не должен утомиться или попасть в ловушку непонимания и хаоса. Предложения должны быть так построены между собой, чтобы между ними прослеживалась логика.

основная мысль идея

На что следует обратить внимание?

Основная мысль автора произведения может стать понятна читателю. Ему важно обратить свое внимание на такие понятия, как факты, которые должны быть в тексте, на события, изложенные в материале, и на описанные процессы. Все это поможет определить читателю, что такое основная мысль. Но не стоит путать такие понятия, как тема и основная мысль произведения. Приведем самый простой пример.

С земли сошел последний снег, и в душу просится весна. На чистом небе радостно сияет солнце. Весело журчат ручьи. На улицах началась весенняя суета. Хочется петь, смеяться и веселиться.

Итак, в этом случае темой называем весну, а основная мысль рассказа – радостное настроение от прихода весны.

основная мысль басни

Как построены басни?

Басня – это нравоучительное, сатирическое произведение, которое является древнейшим литературным жанром и занимает, подобно театру в сфере искусства, особую нишу. Она построена таким образом, что в конце содержит краткое заключение нравоучительного характера, или другими словами – мораль, именно она является основной мыслью басни. Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, перу которого принадлежат 236 басен. Например, «Мартышка и очки». Здесь основная мысль басни заключается в последних предложениях, которые читателю предстоит самостоятельно перефразировать и сделать вывод, предварительно проанализировав написанное произведение. Итак, в басне «Мартышка и очки» речь идет о невежественных людях, глупость которых играет с ними злую шутку, так как, не понимая истинной ценности вещей, они склоны критиковать то, о чем не имеют понятия. При этом считают себя умнее других людей.

День сегодняшний

Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.

основная мысль что такое

Заключение

И в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основная мысль литературного произведения, будь то роман, рассказ или басня, зависит от самого автора произведения, то есть это именно то, что он хотел донести до читателя, и, вполне возможно, в силу определенного рода обстоятельств или ряда других фактов, основная мысль автора произведения может быть читателю не только понятна и близка, но и наоборот, он может испытывать противоречивые или даже враждебные чувства. Основная мысль может быть близка по духу, приятна или нет по содержанию произведения, а возможно, что не понятен смысл самого рассказа, в этом случае читателю, естественно, сложно будет понять и основную мысль этого материала.

Главная, основная мысль произведения, 4 буквы, сканворд

Главная, основная мысль произведения

Альтернативные описания

• высокая мысль

• главная, основная мысль произведения

• мысль, которая осеняет далеко не всех

• мысль, намерение, план, замысел

• определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы

• основная мысль литературно-художественного или научного произведения

• понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

• среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и «Русская …»

• то, чего нельзя объяснить идиоту, и то, чего из его башки ничем нельзя вышибить

• то, что лежит в основе любого начинания

• умствование, которое, как показала история, не дай бог, если овладеет массами

• хорошее предложение

• доминанта

• созрела среди извилин

• мысль

• мысль, претендующая на исключительность

• приходит на ум, а до того — витает в воздухе

• мысль хорошая и вовремя

• плод, созревший среди мозговых извилин

• всемогущая мысль

• она свежая у новатора

• идефикс

• продукт человеческого мышления

• осеняющая мысль

• мысль, готовая к воплощению

• женское имя

• основная линия сюжета

• супермысль

• ноу-хау

• навязчивая …

• новаторская мысль

• плод мышления

• замысел

• светлая мысль

• продукт мышления

• творческое начало

• супер-мысль

• что такое доминанта?

• умствование

• «эврика!»

• задумка

• посетительница головы

• визит вдохновения

• она приходит при наитии

• внезапное понимание того, как поступить

• замысел, представление, намерение

• лейтмотив

• … фикс

• гениальная «мысля»

• гениальное предложение

• бывает навязчивой

• главная мысль, план, озарение

• мысленный образ

• внезапно осенившая мысль

• пришла в голову

• навязчивая конструктивная мысль

• отличная мысль

• конструктивная мысль

• прекрасная мысль

• внезапная конструктивная мысль

• главная мысль

• она бывает с приставкой «фикс»

• великолепная мысль

• светлый замысел

• добыча «Мозгового штурма»

• концепция произведения

• выдающаяся мысль

• замечательная мысль

• отличный замысел

• замечательный замысел

• гениальная мысль

• исходная мысль

• рационализаторская …

• мысль-озарение

• Мысль, намерение, план

• Мысль, замысел, намерение

• Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чём-нибудь

• «Эврика!»

• гениальная «мысля»

• добыча «Мозгового штурма»

• ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. Наклонность человека к мечтательности этого рода

• мысль — озарение

• она бывает с приставкой «фикс»

• среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и «Русская …»

• что такое доминанта

• озарение серого вещества

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения? Краткое содержание

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» учит тому, что нельзя быть настолько жестоким к беззащитным существам.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главная мысль произведения «Тёма и Жучка» — не стоит отпускать своих любимых питомцев на самостоятельный выгул, неизвестно что с ними может случиться. Каждый хозяин, у которого есть животное должен понимать, что он в ответе за своего питомца и должен следить, чтобы ему никто не навредил (как в рассказе, скинув собаку в колодец).

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.

Рассказ «Тема и Жучка» очень поучительный и трогательный.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.

Как подобрать главную мысль сочинения?

Как подобрать главную мысль сочинения?

 

Каждое сочинение должно нести в себе какую-то основную мысль, которую необходимо донести до читателя. Без главной мысли сочинение выглядит тусклым и неинтересным. Читатель бессознательно ищет главную мысль в сочинении, так как именно она и делает сочинение интересным для чтения. Поэтому, если вы хотите научиться хорошо писать сочинение необходимо уметь предоставлять читателю главную мысль, идею.

Итак, что же мы понимаем под термином “главная мысль” Главная мысль – это основной тезис, который доказывается всем сочинением.  Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении(предмет речи) и что самое главное об этом говорится  (признак предмета речи)

Рассмотрим пример главной мысли сочинения: тема человечности (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя(признак предмета речи).

Важно!

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем как начать работу обязательно сформулируйте главную мысль и продумывайте структуру сочинения исходя из неё. Вы можете и не записывать главную мысль так как можете выразить её и в подтексте. Самая главная ваша задача задавать себе вопрос “Имеет ли отношение к главной мысли то, о чём я пишу?”

Пишите так как пишется. Не категорично сначала составлять план и продумывать композицию, подбирать тезисы. Важно не отходить далеко от основной мысли. Периодически останавливайте себя, задаваясь вопросом: “О чём это я?”. Уже после можно поработать с записями, упорядочить абзацы и навести порядок.

Основная мысль должна исходить из темы сочинения

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. “Образ Коробочки в поэме Гоголя “Мертвые души”; “Роль пейзажа в пьесе “Гроза”; “Проблематика романа-эпопеи “Война и мир”; “Судьба Чехова”; “Что такое романтизм?”.

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. “Над чем смеемся, читая Гоголя?”; “Мой любимый литературный герой”; “Кто из героев романа “Отцы и дети” прав?”.

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. “Катерина Кабанова – луч света в темном царстве”; “Наташа Ростова – моя любимая героиня”; “Чехов – гениальный драматург”.

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. “Нам не дано предугадать…”; “Только вперед, только на линию огня…”; “Размышления над страницами любимой книги”.

Что делать если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: “Образ Катерины Кабановой в пьесе “Гроза”. Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: “Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?” Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: “Образ Катерины Кабановой – образ революционерки в русской литературе середины 19 века”. Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: “Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским”.

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.


Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитайте каждое слово, если повезет, вы можете понять, чего от вас ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: “Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.” Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло – средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: “Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература”. Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика. Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

 

Как правильно раскрыть тему, главную мысль сочинения

МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ,

ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ

СИСЕНОВА Л.А.

п. Краснооктябрьский, 2015

Школьное сочинение — это небольшая научная работа, которая учит школьника

  • анализировать тексты, 

  • рассуждать на сложные темы, 

  • логически мыслить, 

  • подбирать в пользу своей мысли доказательства,

  • грамотно выражать мысли письменно.

С научным стилем сочинение роднят следующие требования:

  • научный подход при подборе материала,

  • наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,

  • трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),

  • наличие плана (требуется не всегда),

  • для некоторых тем — использование литературоведческих терминов.

По сути, чаще всего нужно написать небольшую научную (чаще всего литературоведческую) статью. Если вы читали к урокам литературы критические материалы, то должны представлять, что это такое. Но, в отличие от тех статей, что создают учёные, сочинение обычно пишется простым языком, близким к языку публицистики

Не всякая тема касается литературы. Существуют так называемые «свободные темы», которые позволяют порассуждать о каких-либо явлениях жизни, не прибегая к анализу конкретных произведений. Например «Как изменил нашу жизнь Интернет», «Что я думаю о русском характере». Дадут ли свободные темы в этот году — большой вопрос.

Объём школьного сочинения обычно составляет 400 — 600 слов. На экзамене будет указано минимальное количество слов, но, мы уверяем вас, что минимального количества не хватит на то, чтоб раскрыть тему, ведь надо написать несколько предложений для вступления, проанализировать 2 — 3 примера, выразить мысль, сделать вывод. 

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

Ну как ? Согласись, ты представил не просто булочку, а свежую булочку и именно с повидлом. Слова для нас – не набор букв. Мы можем представить себе запах свежей сдобы, вспомнить вкус повидла.

Представь себе, что большой круг — все, что ты можешь назвать известными тебе словами. Каждое слово будет отсекать какое-то поле смыслов. Вот пример. Большой круг вберет в себя все, что мы можем назвать предметами. Среди предметов есть булочки, среди них – свежие и чёрствые булочки. И совсем маленький круг очертит все смыслы, которые стоят за словом «свежие булочки с повидлом».

Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов.hello_html_b5f031c.png

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок — это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Если уж задано написать про «луч света в темном царстве», то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она — героиня положительная, но никакого «темного царства» Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.hello_html_34549141.png

На рисунке зелёным цветом помечена область темы «Проблема свободы в романе Ф. Достоевского» «Бесы». Тема «Проблема свободы в романе «Идиот» находится рядом, но раскрывать её нелогично. Если ты без оснований приведёшь ещё и пример из рассказа Достоевского — слишком расширишь тему, если напишешь о героях «Бесов», но не свяжешь образы героев с темой свободы — уйдёшь от темы, если напишешь о том, как с проблемой свободы в романе связан один герой — сузишь тему. 

Ещё пример. На доске такая тема: «Проблема свободы в романе Достоевского «Бесы», а ты знаешь только о проблеме свободы в романе «Преступление и наказание». Не будь слов «Бесы», «роман», тема звучала бы так: «Проблема свободы у Достоевского». Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на «отлично». А «Бесы» ты не читал как назло…

Перевернем ситуацию. Дана тема: «Проблематика романа «Идиот». Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: «Ты, дорогой, сузил тему. В романе » Идиот» как минимум ставится еще проблема красоты.»

В общем, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой, и тебе сложно сразу очертить рамки, попробуй

перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк.

Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата. 

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи)

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать…»; «Только вперед, только на линию

огня…»; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

  • Воланд– мой любимый литературный герой.

  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.

  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста

Основная мысль текстаИзучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем – сформировать некий комплекс неполноценности. Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Как это сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Как определить основную мысль текста

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке – аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста, заключается в выражении развернутой авторской позиции. Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа вопросительный знак в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, – тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста. Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *