Теорема Виета. Видеоурок. Алгебра 8 Класс
На этом уроке учащиеся смогут узнать об одной из основных теорем в алгебре многочленов – теореме Виета. Мы узнаем ее определение, рассмотрим, как ее можно применять для решения различных задач.
Французский математик Франсуа Виет, изучая квадратные уравнения, обнаружил изящную связь между корнями уравнения и его коэффициентами. Теорема Виета – цель нашего урока.
Вспомним.
Квадратным называется уравнение вида: , где .
Уравнение можно почленно разделить на :
Цель – получить приведенное квадратное уравнение:
Вспомним формулу корней квадратного уравнения:
;
Теорему Виета сформулируем для приведенного квадратного уравнения:
Числа , являются корнями уравнения
тогда и только тогда, когда пара является решением системы:Теорема Виета утверждает, что квадратное уравнение и система одновременно разрешимы или неразрешимы.
Корни уравнения дают все решения системы . И наоборот, все решения системы дают корни уравнения.
Система симметрическая относительно и
Докажем теорему Виета.
Дано: , – корни уравнения .
Доказать: .
Доказательство
Итак, мы знаем формулу корней квадратного уравнения:
,
Сложим их:
Первое равенство системы доказано.
Если и удовлетворяют уравнению, то их сумма равняется .
Перемножим и
:Числитель мы сократили по формуле разности квадратов.
Вспомним, что такое дискриминант.
Подставим:
Что и требовалось доказать.
Итак, первая часть теоремы Виета доказана. Если и – корни квадратного приведенного уравнения, то они удовлетворяют системе
Продолжим доказательство.
Дано: – решение системы .
Доказать: , – корни уравнения .
Доказательство
Мы имеем:
Итак, мы доказали, что если выполняются требования системы, то – корень квадратного уравнения, но так как наша система симметрична, то можно заменить на и наоборот. Значит: , т. е.
Итак, в обратную сторону теорема доказана.
А именно, доказано, что если числа и образуют пару, которая удовлетворяет системе , то эти числа являются корнями квадратного уравнения. Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения доказана полностью.
Вспомним, что
, .Числа , являются корнями уравнения тогда и только тогда, когда пара является решением системы:
Рассмотрим эти соотношения.
Нарисуем оси координат. Предположим, что
То есть первое уравнение отражает симметрию параболы относительно прямой (см. Рис. 1).
Рис. 1. Симметрия параболы
Что показывает второе уравнение ?
Оно показывает, каковы знаки у корней.
Если , то корни одного знака.
Если , то корни разных знаков.
Мы доказали теорему Виета. Но чем же она хороша?
Во-первых, она иногда позволяет относительно просто решить само уравнение.
Решите уравнение .
Решение
Это уравнение можно решить через дискриминант, но это довольно утомительно.
Подметим особенность этого уравнения. Если мы опустим, то получим .
Значит, – это очевидный корень уравнения.
Но если мы знаем один корень, то легко найдем и второй корень.
Но так как первый корень нам уже известен, то:
Ответ: , .
Итак, мы нашли корни уравнения по теореме Виета.
Давайте посмотрим, что нам надо было бы сделать, если бы мы захотели решить эту задачу через дискриминант:
Разница в удобстве решения очевидна.
Рассмотрим еще один пример.
Решите уравнение
interneturok.ru
§4. Теорема Виета. Приведённое квадратное уравнение
2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения
2x +1 | + | x +1 | = | 5x + 4 | |
x −1 |
|
| . | ||
2x +1 | (x −1)(2x +1) |
Общий знаменатель дробей, входящих в данное уравнение, равен | ||||
(x −1)(2x +1). Умноживобечастиуравненияна (x −1)(2x +1), получим | ||||
(2x +1)2 +(x +1)(x −1)=5x +4, 4×2 +4x +1+ x2 −1 =5x +4, | ||||
5×2 − x −4 = 0. |
|
| ||
Найдём корни полученного квадратного уравнения | ||||
x = 1 ± 1 +80 = | 1 ±9 , т.е. x =1, | x = −4 . | ||
10 | 10 | 1 | 2 | 5 |
При x =1 не определены обе части уравнения, | следовательно, это | |||
число не является корнем уравнения. При x = − | 4 | общий знаменатель | ||
|
|
| 5 |
|
в нуль не обращается, следовательно, это число является решением данного уравнения.
Пример 3. Решите уравнение
x2 + 2x +7 = 4 + 2x + x2. x2 + 2x +3
Введём новую переменную x2 + 2x +3 = t, тогда для нахождения t
получим уравнение t +t 4 = t +1. Умножим обе части этого уравнения
на t, получим: t + 4 = t2 +t, t2 = 4, t1 = 2, t2 = −2. Решаем уравнение:
x2 + 2x +3 = 2, x2 + 2x +1 = 0,
оно имеет единственное решение x = −1. Уравнение x2 + 2x +3 = −2,
т.е. x2 + 2x +5 = 0, решений не имеет. Следовательно, исходное урав-
нение имеет одно решение x = −1. Пример 4. Решите уравнение
(x + 2)2 + x2 24+ 4x =18.
Введём новую переменную t = (x + 2)2.
© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна
studfile.net
Обратная теорема Виета
Мы с вами уже знаем теорему Виета. Вспомним её формулировку: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Справедлива также теорема обратная теореме Виета. Запишем её формулировку. Если числа и таковы, что их , а , то эти числа являются корнями квадратного уравнения .
С помощью обратной теоремы Виета удобно проверять, правильно ли найдены корни квадратного уравнения, а также по указанным корням составлять уравнения.
Задание: найдите корни уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета.
И выполним обратное задание: составьте квадратное уравнение по его корням.
Задание: один из корней уравнения равен четырем. Найдите другой корень и коэффициент .
Решение:
Задание: один из корней уравнения равен минус пяти. Найдите другой корень и коэффициент .
Итоги:
Сегодня на уроке мы познакомились с обратной теоремой Виета, которая имеет следующую формулировку: если числа и таковы, что их сумма равна , а произведение равно , то эти числа являются корнями квадратного уравнения .
videouroki.net
Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета
Цель: Применение теоремы Виета и ей обратной теоремы при нахождении коэффициентов в квадратных уравнениях, при решении заданий из вариантов ЕГЭ.
Воспитательные задачи: Способствовать формированию умений, применять приемы сравнений, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творческих способностей. Побуждать учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: плакаты, компьютер, экран, видеопроектор.
Ход урока
I. Вводная беседа. Устные упражнения (5 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами вместе подведем итог, как важно применение теоремы Виета. В каких упражнениях применяется теорема и как важно ее знать и применять. (Учитель показывает презентацию, в которой сформулированы цели, задачи, структура урока). <Приложение 1>
Учащиеся формулируют теорему Виета и ей обратную теорему. У доски два ученика записывают формулы теоремы Виета для приведенного и полного квадратных уравнений:
– формулы для полного квадратного уравнения;
– формулы для приведенного квадратного уравнения;
Трое учащихся решают на дополнительных досках индивидуальные задания.
Решите уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:
II. Устные упражнения (5 мин.)
Затем с учащимися решаем устные упражнения:
Найдите корни уравнения:
3. Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a + b + c = 0,
То Используя это свойство, решите уравнения:
4. Теорема Виета применяется при нахождении суммы и произведения корней. Покажите, как это выглядит. Перед вами уравнения:
У какого из данных уравнений:
- Сумма корней равна 6, а произведение – 16?
- Корни равны?
- Один из корней уравнения равен 6?
- Каждый из корней на 2 больше, чем корни уравнения ? Ответ обосновать.
III. Лабораторная работа (3 мин.)
Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу.
Составьте квадратные уравнения, которые:
- не имеют корней;
- имеет один из корней, равный 0;
- имеет два корня, равных по модулю, но противоположных по знаку;
- имело бы один корень;
- сумма коэффициентов уравнения равна 0.
Учащиеся выполняют это задание по группам (4–5 учащихся в группе).
Пример лабораторной работы:
IV. Работа с таблицей (3 мин.)
Выполнив лабораторную работу, три группы озвучивают свою лабораторную работу, а остальные группы сдают лабораторные работы на плакатах на проверку (2 мин.).
Один из учащихся (Евсеев А.) заранее готовит презентацию об исследовании знаков в приведенных квадратных уравнениях. <Приложение 2>
Все учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопросы о знаках в квадратных уравнениях:
- Когда корни квадратного уравнения имеют одинаковые знаки?
- Когда оба корня положительные, отрицательные?
- Когда корни имеют разные знаки?
- Когда больший по модулю корень отрицателен?
- Когда больший по модулю корень положителен?
Сформулируйте выводы о знаках корней квадратных уравнений.
V. Тренировочные упражнения. Работа у доски (23 мин.)
Следующий этап урока: двое учащихся решают у доски задания о нахождении неизвестных коэффициентов в квадратных уравнениях.
1. В уравнении один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент р. Ответ:
2. Один из корней уравнения равен 12,5. Найдите другой корень уравнения и коэффициент с. Ответ:
Такого вида уравнения часто встречаются на экзаменах. Поэтому сейчас Слинько В. предлагает просмотреть презентацию о нахождении коэффициентов в квадратных уравнениях. <Приложение 3>
А после просмотра презентации учащимся предлагается решить 2 уравнения самостоятельно с последующей проверкой.
1. Разность корней квадратного уравнения равна 2. Найдите с.
Ответ: c = 35.
2. Разность корней квадратного уравнения равна 6. Найдите с.
Ответ: c = –8,75.
Использование теоремы Виета дает возможность решать более сложные задания.
Трое учащихся решают задания у доски, комментируя и объясняя ход решения:
1. Один из корней уравнения равен 8. Найдите другой корень и коэффициент в.
Ответ: .
2. Один из корней уравнения равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с.
Ответ: .
3. В уравнении квадратов корней равна . Найдите с. Ответ: с = 9.
VI. Заключение (6 мин.)
В заключение урока подводим итоги. Учащиеся формулируют применение теоремы Виета.
Теорема Виета применяется:
- при нахождении суммы и произведения корней квадратных уравнений;
- при составлении квадратных уравнений;
- при решении уравнений методом подбора;
- при нахождении коэффициентов в уравнении, свободного члена;
- при сравнении знаков коэффициентов в квадратном уравнении.
Один из учащихся рассказывает стихотворение.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема Виета.
Что проще скажи постоянства такого?
Умножишь ты корни и дробь уж готова!
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта – что за беда?!
В числителе в, в знаменателе а.
Домашнее задание: № 645, № 667, № 671 из учебника «Алгебра 8», автор Макарычев Ю. Н.
Учитель выставляет оценки за урок, благодарит учащихся за работу на уроке.
Также предлагается посмотреть презентацию о решении квадратных уравнений с параметром, в которой рассматриваются задания повышенной сложности, применяемые на экзаменах и малом ЕГЭ. <Приложение 4>
urok.1sept.ru