Техника акварели – Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история

Содержание

Акварель — Википедия

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — краски, обычно на растительном клее, разводимые в воде и легко смываемые ею, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющие за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов; живописная техника, использующая эти краски. При работе акварельными красками сквозь их слои просвечивает тон и фактура основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость). Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности)[1].

Термин «акварель» относится к краскам, в которых в качестве связующего используются водорастворимые сложные углеводы. Первоначально (в XVI—XVIII веках) акварельные связующие были сахарами или скрытыми клеями

[источник не указан 366 дней], но с 19-го века предпочтительным связующим веществом является натуральный гуммиарабик, с глицерином и или медом в качестве добавок для улучшения пластичности и растворимости связующего и с другими химическими веществами, добавленными для увеличения срока годности продукта.

Акварельная краска состоит из: пигмента, гуммиарабика, добавки (такие как глицерин, желчь, мед и консерванты, для изменения вязкости, укрывистости, стойкости или цвета смеси пигмента и носителя). В качестве растворителя, используемого для разбавления или разбавления краски для нанесения, применяется вода.

Акварельные краски

Основой для акварели является, как правило, бумага.

Бумага, предназначенная для акварели, должна быть слегка шероховатой (зернистой). Количество зерна и его плотность, а также размер, определяется производителем бумаги, для разных техник предпочтительны разные виды зернистости, а при работе с очень маленькими деталями (как например архитектурная или ботаническая живопись), зернистость не уместна и чаще используют бумагу с крупными волокнами или ватман. При смачивании бумаги вода должна равномерно и не слишком быстро впитываться по всей поверхности. Большей популярностью пользуется сорт, называемый ватманом. Бумага для акварели бывает из разных материалов: хлопковая, целлюлозная, смешанная (состоит из разных материалов), скорлупа и т. д. Каждая из бумаг несёт в себе определённые свойства необходимые для создания нужного эффекта (по-разному держит и впитывает воду, разная степень размывания, возможность делать отмывки и далее).

Обычно бумагу предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки. Так же акварелью часто пишут «по сухому» для создания более чётких и аккуратных линий, очень часто подобный приём используют в графике. Так же, когда мазок кисти наносится акварелью на подложку (в виде фона или штриховки), пигменты сначала обнаруживаются в виде суспензии в водной среде. Затем они постепенно откладываются в шероховатых неровностей бумаги как отложения, переносимые водой во время перетекания. Пока бумага остается влажной, пигменты все еще плавают в жидкости. Всегда можно вмешаться, если слой уже нанесенных пигментов не нарушен, это позволяет точечно исправить уже нанесённый слой. Максимальная интенсивность света является белым от бумаги. Самые умелые специалисты знают, как сэкономить на своем рисунке эти естественные световые вспышки (блики и отражения) в самых подходящих местах. Также сохраняют нижнюю часть подложки : парафин (от свечи), который предотвращает постоянное смачивание бумаги цветной водой, или маскирующая жидкость (рисовальная камедь), которая временно защищает её и снимается плёнкой, при достижении нужного результата или в конце работы. Применяется для обхождения нужных мелких или неудобных участков, которые должны сохранить белый цвет бумаги.

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол.

По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия

» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Работа акварельными красками на природе, с натуры (пленэр), требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями.

Помимо основных кистей, необходимы художникам и другие инструменты, такие как: ведра для воды и тряпки для чистки кистей и щёток, поддоны-ведра для приготовления смесей, губки , ватные шарики , зубная щетка для брызг цвета, лезвие или перо для чистки, ластик для удаления лишнего. [2].

Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, а также другие материалы, позволяющие «дорабатывать» акварель, к примеру: пастель, восковые мелки, гелевые чернила, и т. д. [3].

Помимо обычной акварели, в настоящие время появилась гранулирующая акварель, которая используется наравне с обычной и предназначена для особых эффектов в живописи: для углубления теней, текстуры, красивых переходов и переливов. Так же нельзя не заметить стремительно набирающие популярность акварельные чернила, которые обладают некоторыми свойствами обычной акварели (прозрачность, лёгкость и далее), но в отличие от неё имеют более чистый, часто односоставный пигмент, потому легче смешиваются и дают более чистый результат.

В классический период водную живопись, особенно адаптированную к небольшим форматам, называют миниатюрой. Такой вид использовался для различных видов открыток, приглашений на мероприятия или отдельных зарисовок в книгах (иллюстраций, портреты, карты и т.д.) . В качестве отдельного, полноценного произведения выставляли редко и не в галереях. В 17 и 18-х веков, картины маслом становятся основным продуктом в живописи. Художники оставляют акварели для подготовительных занятий и отдельных личных работ. Фламандские художники по цветам и пейзажам ( Хендрик Аверкамп , Альберт Кёйп , Ян ван Гойен , Адриан ван Остаде ) иногда переводят акварелью свои наблюдения за природой. Рубенс и Якоб Йорданс иногда акцентируют свои рисунки акварельными штрихами. Жан Оноре Фрагонар , Юбер Робер или Луи Дюремо используют акварель для учебы, особенно при поездках в Италию. Габриель-Жак де Сент-Обен и Жан-Батист Лальман используют их в своих жанровых сценах. Луи-Габриэль Моро использует его в своих пейзажах на свежем воздухе, выделяя их пером. В Англии, Антонис ван Дейк положит начало акварельному пленеру.

[4] Акварель в основном используется для досок ботаники и зоологии, а также для окраски гравюр, таких как работы Буффона.

Акварельная краска крайне прихотлива в хранении из-за своей хрупкости. Пигмент, нанесённый на бумагу или холст, под подложку контактирует с воздухом, мелкий помол и размер частиц ухудшает светостойкость пигмента. Растворимое связующее вещество в акварели делает очистку невозможной, со временем бумага желтеет и подвергается атакам насекомых и грибков. Акварель может быть выставлена на обзор только в подходящих условиях, при слабом освещении и защите от прямого солнечного света.

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии.


В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Дж. Тёрнер, Фирвальдштетское озеро, 1802, Акварель, Тейт Британ, Лондон

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Люси Мэдокс Браун, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи. В технике акварели работал австрийский представитель ар-брюта Карл Йозеф Рэдлер.

По инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо в 2001 году день 23 ноября был провозглашен Международным днем акварели.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были А. К. Беггров, Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова, А. П. Соколов, П. П. Соколов и другие. Общество прекратило свою деятельность в 1918 году. В 1998 году общество было возрождено как «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».

В XX веке круг русских советских художников, работавших в технике акварели значительно расширился. Об этом интересе свидетельствуют Всесоюзные выставки акварели, регулярно проводившиеся начиная с 1965 года. Например, в VI Всесоюзной выставке акварели в 1981 году в Москве приняло участие около 400 художников[5]. Среди крупнейших мастеров-акварелистов XX века Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, С. Е. Захаров, М. А. Зубреева, А. С. Ведерников, Г. С. Верейский, П. Д. Бучкин, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Г. К. Малыш, А. Н. Самохвалов, С. И. Пустовойтов, В. А. Ветрогонский, В. С. Климашин, В. К. Тетерин, А. И. Фонвизин и другие.

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие школы и академии акварели Сергея Андрияки[источник не указан 595 дней].

  • Клюнинг А. Материалы акварельной живописи // Художник. 1975, № 9. С.60-62.
  • Современная советская акварель. Автор вступ. ст. В. И. Володин, составитель Н. А. Володина. М., Советский художник, 1983.

Акварель по-сырому — Википедия

Уильям Тёрнер, ок. 1841, акварель в технике по-сырому

Акварель по-сырому (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому», «мокрым-по-мокрому» фр. travailler dans l’eau — «работать в воде») — техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим[1].

Произведениям, выполненным акварелью «по-сырому», свойственна мягкость мазка и неповторимая фактура красочного слоя, которых невозможно добиться ни в какой другой живописной технике. Этот метод акварельной живописи особенно подходит для выполнения пейзажей и передачи атмосферных эффектов[1][2].

Оболонкова Юлия, «Розы на голубом», акварель в технике по-сырому

Перед нанесением краски лист бумаги смачивается, излишки воды снимаются губкой или ватным тампоном. Иногда можно работать на бумаге, под которую подложена влажная ткань. Тонкую бумагу (весом стопы в 500 листов менее 100 граммов) необходимо растянуть на доске (прикрепляя её клейкой лентой) либо стираторе, чтобы избежать коробления рисунка. Не следует наносить краски, многократно наслаивая их друг на друга, так как их тон получится загрязнённым. Если требуется прописать мелкие детали, необходимо дождаться полного высыхания и работать кистью уже с небольшим количеством краски; возможна также работа на постепенно высыхающем рисунке с переходом от «заливок» к цветовым пятнам с чёткими границами[1][3].

Краска наносится быстро, в полную силу, одним касанием. Пигменты разных цветов с водой, нанесённые на мокрую бумагу, не смешиваются до конца, краски «отодвигают» одна другую и «просачиваются» друг в друга, создавая новые неожиданные сочетания. Чтобы избежать потёков, рисунок рекомендуется разместить на горизонтальной поверхности. Однако некоторые художники специально создают потёки, чтобы получить интересные эффекты, для этого подрамник с бумагой наклоняется. Иногда, для убыстрения высыхания и закрепления полученных потёков, работу высушивают феном. Элемент случайности всегда очень силён, так как обеспечить полный контроль над процессом движения краски невозможно. Замедлению высыхания красок способствуют добавленные в воду глицерин или мёд, медленнее теряет влагу бумага, растянутая на стираторе[1][3].

Существует также мнение, что работа по предварительно смоченной бумаге существенно обедняет акварель из-за невозможности контроля над растекающейся краской и отличается лишь поверхностными эффектами[4].

Художники, работавшие акварелью «по-сырому»[править | править код]

Уильям Тёрнер часто прибегал к технике «мокрым-по-мокрому», когда требовалось выполнить сразу много рисунков. Так он работал над сериями акварелей пейзажных видов, которые предназначались для последующего гравирования. Опытный акварелист, он, по свидетельству очевидца, создавал свои произведения «с удивительной, чудовищной скоростью» и достигал плавных переходов тона и свежести цветов. Художник рисовал одновременно четыре акварели, поочерёдно окуная бумагу с эскизом, закреплённую на рисовальной доске, в ведро с водой и, быстро нанося краску, завершал определённую часть рисунка. В конце уже по высохшей бумаге он прорабатывал крупные и мелкие детали, штриховал, растирал пальцем и даже соскабливал краску. Реализуя свой замысел, Тёрнер никогда не следовал строго одному методу, используя все приёмы из арсенала художника-акварелиста. Следует, однако, отметить, что акварельные краски XIX века приближались по своим свойствам к современной гуаши[5][6].

Во второй половине XIX века среди пенсионеров-архитекторов Императорской Академии художеств одним из первых технику «по-мокрому» в области архитектурного рисунка применил М. Месмахер. Его акварель «Вид Кёльнского собора» выполнена так, как рисовали акварелисты уже XX века — свободно, с потёками и очень живописно. Почти весь лист создан «на одном дыхании», автор лишь в нескольких местах прорабатывает архитектуру вторым слоем краски, оставляя обобщёнными задний и передний планы[7].

Британский акварелист-самоучка и педагог Джон Лидзи (англ. John Lidzey), экспериментируя, нашёл собственный стиль. Он рисовал на гладкой бумаге (горячего прессования), чтобы обеспечить беспрепятственное движение краски, комбинируя техники «мокрое-по-мокрому» и «мокрое-по-сухому». Лидзи ценил именно непредсказуемость результата, но в то же время пытался управлять процессом[8].

В творческом наследии А. Фонвизина акварели «по-сырому» составляют исключение: обычно художник работал по сухой бумаге кистью большого номера, на которую набирал краску вместе с водой. Лишь иногда он писал по увлажнённой плотной розовой бумаге, загрунтованной белилами, нанося акварель по ещё влажному грунту, добиваясь цельности красочных соединений, «особой бархатистости» цветов. Так была создана его серия работ, посвящённых цирку (1950-е годы). Фонвизин называл эту технику «фресковой»[9].

  1. 1 2 3 4 Власов, 2004, с. 117.
  2. ↑ Гаррисон, 2007, с. 100.
  3. 1 2 Гаррисон, 2007, с. 92.
  4. ↑ Загянская, 1970, с. 34.
  5. ↑ Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — С. 177—178.
  6. ↑ Гаррисон, 2007, с. 74, 100.
  7. Гавричков А. Архитектурная графика России второй половины XIX — начала XX веков / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — Л., 1984. — С. 42.
  8. ↑ Гаррисон, 2007, с. 112, 128.
  9. ↑ Загянская, 1970, с. 34—35.
  • Власов В. Акварель // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.. — Спб.: Азбука-классика, 2004. — Т. 1. — С. 117. — 574 с. — ISBN 5-352-01127-5.
  • Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с. — ISBN 978-5-699-08868-3.
  • Загянская Г. А. В. Фонвизин. — М.: Советский художник, 1970. — С. 34—35. — 45 с. — 10 000 экз.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история

Обычно я рассказываю про акварельную технику на моих занятиях с учениками. И тут подумала, а почему бы мне не поделиться с вами некоторыми мыслями, наблюдениями и рассказать, чем уникальна акварель и как с ней совладать! Да-да, именно совладать, чуть ниже расскажу, почему именно так.

С одной стороны, мы все знаем акварель, скорее всего, из детства. Может быть поэтому у многих сформировалось мнение, что акварель — простой и не такой «крутой» материал, как, например, масло. А на деле оказывается, что акварельная техника — одна из самых сложных, и чтобы достичь в ней мастерства, нужно учиться, и только со временем она открывает перед художником свои неограниченные возможности и красоту. Чтобы ее понять, почувствовать, нужно время, смелость, терпение и много бумаги 🙂 И оно того стоит!

Не буду с головой погружаться в историю акварели, но про ключевые моменты с удовольствием расскажу.

Акварель — (от франц. aquarelle — водяной, от лат. aqua — вода). Состоит из мелко растертого пигмента, гуммиарабика и декстрина. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу. Еще одна составляющая красок — это бычья желчь. Кстати, некоторые компоненты можно дополнительно добавлять в уже готовые краски, тем самым придавая им определенные свойства.
Как нетрудно догадаться, акварельная живопись появилась с появлением бумаги, а бумага — это изобретение китайцев начала II века нашей эры. Сами же акварельные краски были еще известны в Древнем Египте.

Китайские акварели традиционно пишутся не только на бумаге, но и на шелке или иной ткани. Наиболее часто встречающиеся жанры акварельной китайской живописи — это пейзажи, цветы, животные. Китайскую живопись узнаешь сразу — по легкости и точности мазка, совершенной гармонии.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 1

Поэтому такие рисунки-свитки можно не только вешать на стену, но и сворачивать в рулон и хранить в специальных футлярах, что сохраняет краски в первозданном виде. Традиционные жанры китайской акварели: пейзаж, цветы и птицы, портрет, анималистический жанр.

А это работы современного китайского акварелиста Chen YuLian, не очень у нас известного.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 2

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 3

В Европе акварельная техника вошла в употребление в XV веке, одни из самых примечательных художников периода Возрождения, использующие акварель, — это Альбрехт Дюрер и Антонис ван Дейк. «Заяц» стал хрестоматийной работой, а вот, собственно, и он.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 4

Акварель поначалу не была по достоинству оценена живописцами того времени. Долгое время акварель считалась пригодной только для вспомогательных задач, художники писали ею как темперой или маслом, а ее преимущества воспринимались как недостатки. Зато акварель использовали картографы, путешественники, ботаники, те, кому нужно было делать зарисовки без каких-либо специальных приспособлений, имея под рукой только воду и краску.

И вот пара таких ботанических иллюстраций, созданных итальянским художником Жерардо Кибо в 16 веке.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 5

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 6

Расцвет акварельной живописи в Европе, а также в России пришелся на на рубеж XVIII—XIX веков. Многие русские художники использовали акварель, часто для зарисовок, эскизов. Постепенно акварель становилась самостоятельным видом искусства.

Пейзаж Левитана.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 7

Особенно популярна акварельная живопись была в Великобритании, где в 1804 году было создано Общество акварелистов. Акварель стала одной из ведущих техник, дав возможность художникам заниматься исключительно акварелью.

Художник Эдвард Вессан.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 8

Не могу не поделиться замечательными работами современного английского художника Ричарда Торна.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 9

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 10

С тех пор акварель расцветала и развивалась. Заняла свое место также и в американском искусстве. Один из любимых художников 20 в. — Эндрю Уайет.

«Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя» (Э. Уайет).

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 11

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 12

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 13

Я почти не касаюсь современной акварели, так как это длинная и очень интересная история, заслуживающая отдельной главы.
Один из мастеров современной акварели — австралийский художник Джозеф Збуквич.

«Делать все самому — большая ошибка. То, что делаю я — только детали, основное творит сама акварель. Масляная живопись — это словно езда не лимузине, а акварель — на феррари. Не та респектабельность — но это, и правда, круто.
Вся моя философия — в одной простой фразе. Просто рисуй» (Д. Збуквич)

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 14

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 15

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 16

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 17

Переходя от истории к более практической части, расскажу о том как акварель ворвалась в мою жизнь. Акварель была в детстве, в юности, но даже на первом курсе университета особого понимания ее возможностей не было. Потом мы уже писали другими материалами, почти не трогая водную красочку. Иногда попадались акварели других художников и заставляли останавливаться. Столько природы, какой-то естественной красоты может дать эта краска.

Можно сказать, что акварель вернулась в мою жизнь после рождения первого ребенка, как ни странно. Дефицит времени заставлял использовать каждую свободную минуту с пользой. И акварель позволяла уйти в такой отрыв, она в этом плане очень хороша, нужна всего лишь бумага, кисть, вода и краска. Нет запаха растворителей, краска сохнет быстро, работы легко хранить. Это не в обиду другим материалом, при желании с детьми можно писать и маслом и горячие батики ваять, если есть потребность найдется и время и все остальное. Иногда бывает очень трудно, часто в ущерб другим вроде бы тоже важным делам и сну, но иначе никак. Если именно сейчас в руки хочется взять бумагу или другой любимый материал, то лучше найти время, ведь желание что-то сделать уже дорого стоит и не известно появится ли оно завтра.

А теперь переходим к тому, с чего начинается акварель. И чтобы было понятнее, разберем, в чем ее особенности и отличие от других красок.

Акварель часто называют самой непредсказуемой техникой. И в этом есть и ее преимущество и сложность. Получить желаемый результат бывает не просто, исправлений акварель не любит, а порой они и вовсе невозможны. Акварель — краска настоящего момента — как положил, направил, так и будет.

Иногда оказывается, что это непредсказуемость и живая природа краски и есть ее самая большая ценность. Поэтому можно сказать, что акварель — это соавторство воды и человека.

Главная особенность акварели — прозрачность красок. И ключевую роль тут играет вода, а это значит, что многие эффекты и приемы строятся на ее свойствах. Притягательна способность акварели плавно растекаться, смешиваясь с другими оттенками, образуя удивительные цветовые переходы. Акварель позволяет получить тончайшие нюансы полутонов, недоступные никакой другой технике.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 18

Акварель бывает многослойная — такой способ нанесения краски называют лессировка и а-ля-прима, когда краска наносится в один слой. Краской можно работать как по-сухому, так и по-мокрому, предварительно увлажнив бумагу. Большую роль в этом деле играют материалы, особенно бумага. Они должны быть хорошими. На бумаге низкого качества может просто ничего не получиться. Поэтому для укрощения этой самой акварели в первую очередь нужны соответствующие материалы. Если вы только начинаете писать акварелью, выбирайте пусть не самые дорогие, но профессиональные краски, кисти, бумагу. Иначе легко разочароваться, а ведь акварель стоит того, чтобы ее попробовать и получать массу положительных эмоций беря в руки кисть!

Следующая часть моего рассказа будет именно об этом. Подробно расскажу о красках, марках, кистях, бумаге и как в них не запутаться и выбрать необходимый минимум. И перейду к технике и к ее тонкостям.

Спасибо, что уделили свое время началу этой акварельной истории.

И напоследок еще один наш современник, возможно, многим знакомый — Аруш Воцмуш.

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 19

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 20

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 21

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история, фото № 22

Техники рисования акварелью. Руководство для новичков

Использование кистей различных типов поможет вам добиться как мягкого и раслывчатого изображения, так и более резкого и чёткого. Обычно я использую самые высококачественные круглые кисти из ворса красного соболя, которые только возможно найти. Но недавно я стал разрабатывать свои акварельные техники с дешёвыми кисточками, чтобы разобраться в своих предпочтениях.

Хотя более дешёвыми кистями вполне возможно рисовать, у них есть ряд недостатков. Часто одиночные волоски в таких кистях могут торчать в разные стороны, они не способны удержать в себе необходимое количество воды, а их кончики сохраняют форму совсем недолго. Как только я приобрёл высококачественные кисти, моя техника рисования значительно улучшилась.

Если вы наконец нашли кисти, которые вас устраивают для выполнения большинства работ, необходимо ознакомиться с правилами ухода и, что ещё более важно, соблюдать их. Рисование акварелью не требует работы с агрессивными средами и каких-то особых строгих правил, поэтому небольшие меры предосторожности в значительной степени помогут продлить срок жизни ваших кистей. Одним из главных правил является использование кистей только с водными носителями.

Кисть, использовавшаяся ранее для масляных красок или даже акрила, обладает более плохой эффективностью впитывания воды и в ней хуже распределяется пигмент. Храните кисти в вертикальном положении или поддерживайте формы их кончиков и результат такого ухода благоприятно скажется на ваших рисунках.

1. Типы кистей для акварели

Типы кисти, которые использует Kelly сверху вниз: 1. Колинская соболиная кисть-лайнер; 2. Колинская соболиная круглая кисть; 3. Плоская кисть из синтетического волоса; 4. Кисточка-моп из ворса белки

Каждую кисть возможно использовать для различных целей, но некоторые наиболее удобны для выполнения конкретных задач. Чаще всего используются круглые кисти из-за их универсальности. Кисти-лайнеры помогут вам в создании мазка постоянной ширины, а плоские кисти полезны для создания четких краёв. Наконец, кисточка-моп — идеальный помощник если необходимо впитать и распределить большое количество воды.

2. Рисуйте уверенной рукой

McKernan рисует на бумаге горячего прессования Arches с плотностью 300гр./м2

Для того чтобы ваши штрихи были точны, необходимо избегать дрожания руки. Для максимальной точности лучше работать сидя, но вы также можете стабилизировать свою руку с помощью мизинца, прижатого к бумаге (я, как правило, использую бумагу для акварели Arches горячего прессования).

Другая техника при использовании круглой кисти состоит в том, чтобы слегка скручивать ворс на кисти при движении, чтобы добиться более тонких линий. Помните, что чем больше круглая кисть, тем большей разницы в толщине штриха возможно достигнуть.

Также стоит помнить о том, что при смачивании кисти акварелью важно следить за соотношением воды и пигмента, так как разные пропорции влияют на текучесть краски по поверхности бумаги. Не менее необходимо практиковать умение полностью контролировать кисть, тренируясь рисовать штрихи, расположенные максимально близко друг к другу, но при этом не пересекающиеся.

3. Изменение ширины линии

С опытом вы научитесь изменять ширину мазка, не прекращая движение кисти

Изменение ширины линии способствует созданию более выразительных штрихов и получению максимальной отдачи от ваших кистей. Способность изменять ширину штриха не прекращая движение кисти помогает ощутить всю силу акварели, которую можно выразить за один штрих и достигнуть цельности рисунка.

Рассмотрите рисунок дерева слева на изображении выше. Большая круглая кисть отлично подходит для создания ветвей с различной шириной. Между тем, ствол является хорошим примером того, как, можно большими уверенными штрихами добиться толщины линий.

На рисунке же справа продемонстрировано, как с помощью плоской кисти можно создавать плоские фигуры, зигзаги и другие выразительные знаки. Можно создавать штрихи различной ширины с помощью круглых и плоских кистей, что демонстрирует их универсальность на бумаге.

4. Рисование сухой кисточкой позволяет добиться интересных эффектов

Поэкспериментируйте с различными кистями и узнайте о видах сухих зерен, которые можно получить с ними

Особенно эффективна при использовании плоская кисть. Суть эффекта в том, что во время осушения кисти образуются отдельно торчащие ворсинки из-за меньшего количества влаги по краям пучка кисти. Эту особенность можно использовать для создания ряда эффектов, включая волосы, траву и древесную фактуру. Чем короче кисть, тем проще её использовать в этой технике.

Попробуйте применить эту технику с более жёсткими кистями, рисуя похлопывающими, поглаживающими или плотно прилегающими движениями под разными углами. Мне нравится создавать выразительные ресницы, скручивая круглую кисть с низким содержанием воды.

Кисточки из соболя подходят для этой техники меньше, поэтому для использования этого эффекта лучше поэкспериментировать с более жёсткими кистями, способными придать больше текстуры. Отлично подойдут синтетические смесевые кисти, а также кисти из щетины быка.

5. Сочетание всех техник

Для рисования этого почти живого портрета использовалось сразу несколько различных акварельных техник

Со временем вы найдете подходящие вам способы комбинирования для создания интересных результатов. В моем портрете выше я объединил несколько различных типов мазка для создания более живого изображения.

Для заполнения лица я использовал свою любимую кисть размера 2 и накладывал слои несколько раз, чтобы создать игру оттенков. Для контура волос я использовал кисть-лайнер. Её использование позволяет мне более легко поддерживать задуманную мной ширину мазка.

Если вы приглядитесь, вы увидите карандашные метки в нижнем левом углу. Чтобы сделать карандашные линии менее заметными, проведите ластиком-клячкой перед нанесением акварели. Это облегчит удаление линий после того, как акварель высохла. Наконец, я использовал плоскую кисть, чтобы наложить базовый слой с использованием текстуры сухой кисти по краям рисунка.

Акварель требует некоторой интуитивности, и поэтому чем лучше вы владеете вашими кистями, тем более восприимчивым вы будете к тем волшебным моментам, когда сам рисунок подскажет вам о вашем следующем шаге!

Автор: Kelly McKernan

 

Поделиться статьей:

 

18 акварельных техник, которые пригодятся каждому художнику

Акварель позволяет получить множество различных результатов. Акварель – это техника живописи, в которой используются краски, образующие взвесь из пигмента при растворении в воде. 

Несмотря на то, что эта техника используется уже почти тысячу лет, освоить ее не так уж и просто. Однако, есть множество секретов, которые могут вам помочь. Картина, созданная при помощи акварельных красок, как бы «светится», поскольку акварель позволяет свету отражаться от бумаги. 

Попробуйте улучшить свое мастерство, используя описанные ниже советы.

1. Купите разные кисти

Запаситесь разными кисточками. Ваш выбор будет зависеть от размера площади рисунка, который необходимо закрасить. Те, кто работает с небольшими элементами, используют кисти от 000 до 6. Поэкспериментируйте с разными размерами кисточек, чтобы выбрать наиболее удобные, но всегда имейте в запасе кисти поменьше. Они пригодятся для небольших деталей в процессе создания рисунка. 

2. Приобретайте качественные краски

Покупайте качественные акварельные краски. Они будут дольше храниться и не пожелтеют со временем. В специализированных магазинах для художников и в Интернете представлено множество различных марок. Очень популярны краски Holbien и Winsor&Newton. Но лучше приобретите несколько цветов разных фирм и выберите, какая вам больше понравится. Не покупайте слишком много: получить различные оттенки можно, используя ограниченную палитру.

3. Попробуйте рисовать сухими и разбавленными красками

Акварельные краски подразумевают использование воды. Однако, рисовать можно как разведенными водой красками, так и «сухими». В зависимости от количества воды, которое вы добавляете в краску, можно регулировать насыщенность цвета.
Способы рисования акварелью делятся на «сухие» и мокрые». Вы можете поэкспериментировать с каждым из них и выбрать, какой вам больше понравится. К примеру, рисование «сухим» по «мокрому» позволяет добиться большего контроля над краской.

4. Начинайте работу с нанесения светлых тонов

Еще один важный момент в акварельной технике заключается в том, что начинать работать следует с покрытия светлых участков. Это означает, что все светлые или белые оттенки на протяжении последующей работы остаются нетронутыми. Применение такой техники требует тщательного продумывания, но полученный результат того стоит. 

5. Используйте бумажные полотенца

В этой технике важным инструментом работы является бумажное полотенце. Нанесите краску, а затем смажьте ее бумажным полотенцем: так вы получите плавный цветовой градиент и добавите слоистость. Также, бумажные полотенца хорошо использовать для исправления ошибок.

6. Используйте технику разбрызгивания акварели

Еще один интересный трюк, чтобы добавить немного жизни в работу – разбрызгивать акварель кистью. С помощью этой техники можно изобразить водные брызги или пыль.

Держите кисть между большим и средним пальцами. Используя указательный палец, проведите им по кисточке снизу вверх. Обязательно попробуйте этот способ нанесения краски, хотя результат зачастую бывает непредсказуем. 

7. Смешивайте цвета на бумаге

Хороший способ смешивания оттенков на бумаге — градиентная размывка. Добавьте большое количество воды в краску и нанесите на бумагу. Пока она не высохла, добавьте другой цвет с таким же количеством воды. Перемешивайте цвета в необходимом вам порядке. После того, как краски высохнут, вы сможете заметить плавный переход цветов.

8. Работайте с текстурами

Можно отметить, что использование грубой бумаги при рисовании акварелью имеет свои преимущества. Одним из очевидных плюсов является минимум усилий при передаче текстуры. Тем не менее, необходимо научиться передавать текстуры объектов, используя светлые и темные оттенки, а также сухую и влажную кисть.

9. Используйте цветовую растяжку

С помощью техники растяжки цвета можно придать рисунку форму или указать на направление света. Нанесите насыщенную цветом краску сухой кистью. Пока краска не высохла, возьмите влажную кисть и размажьте по бумаге. Площадь закрашенной области будет зависеть от насыщенности начального мазка. 

10. Используйте наложение цветов

Поскольку акварельные краски достаточно прозрачны, чтобы добиться нужной насыщенности, необходимо наложить несколько слоев. вам нужно постепенно наращивать цвет. С использованием наслаивания краски можно смешивать разные цвета прямо на бумаге. 

Нанесите на бумагу один цвет. Позвольте ему высохнуть, а затем нанесите поверх краску другого оттенка. В месте наложения красок вы увидите совсем другой тон. 

11. Лессировка

Лессировка — это акварельная техника, также используемая в масляной живописи для создания постепенных цветовых переходов. Наносите краску в несколько слоев, добиваясь нужного оттенка. Не перестарайтесь, иначе получится мутное пятно. 

12. Стирайте краску

Иногда может понадобиться «стереть» акварель. Полностью удалить краску и получить белую бумагу не получится, но вы можете исправить ошибку или отрегулировать освещение. Нанесите немного воды на уже высохший рисунок и оставьте ее на минуту. Затем удалите воду бумажным полотенцем. Вы увидите, как участок стал намного светлее.

13. Соль для создания текстуры

Акварель характеризуется многослойностью и различными текстурами. С помощью обычной соли можно получить очень интересную эффект с минимумом усилий. Кристаллы соли поглощают воду и пигменты краски, оставляя при этом различные узоры. Посыпьте рисунок солью, пока краска все еще влажная. Оставьте до полного высыхания и стряхните соль. Такая техника применяется для получения натуральных текстур, таких как камни или кора деревьев. 

14. Используйте губку

Еще один помощник для нанесения акварельной краски – губка. Просто смешайте краску в плоской тарелке, опустите губку в краску и прижмите к бумагеС помощью изменения влажности краски, можно добиться различных эффектов. Более сухая смесь подходит для изображения чешуйчатой кожи или растений, в то время как влажная используется для рисования водных пейзажей или облаков.

15. Используйте негативное пространство

Продумывайте свой рисунок заранее. Перед тем, как наносить краску, подумайте о том, где будут располагаться белые и светлые предметы. Контролируйте кисть, когда будете заполнять контур негативного пространства. Возьмите кистью не слишком жидкую акварель и сделайте мазок на границе области, которая останется незакрашенной. Затем растяните цвет.

16. Используйте клейкую ленту

Вы можете использовать скотч для маскировки областей, которые вы хотите оставить белыми. Этот метод используется при наличии в рисунке элементов с четкими краями: машины или архитектура. Просто приклейте кусок скотча туда, где хотите оставить бумагу белой или создать четкий контур. 

Используйте строительный скотч или скотч для художников, иначе есть риск повредить лист бумаги. Закрашивайте область вокруг скотча, можете также рисовать по нему. Когда краска подсохнет, просто медленно снимите скотч. На рисунке останется ровная и прямая линия. 

17. Для набросков используйте карандаш твердостью 2Т

Используйте карандаш твердостью 2Т для эскизов: так его контуры не размоет водой. для обеспечения того, чтобы мой рисунок рисования выдержал воду от живописи. Кладите краску слоями светлого оттенка кистью среднего размера. Если краски сильно разбавлены водой, то нужный оттенок получится не сразу.

18. Используйте темные оттенки для мелких деталей

Не поддавайтесь искушению использовать темные краски, пока не дойдете до завершения картины. Поскольку акварельная живопись довольно прозрачная, убедитесь, что вы не слишком затемняете светлые участки. 

Автор: Brynn Metheney

 

Поделиться статьей:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *