Тире между подлежащим и сказуемым таблица 11 класс – Тире между подлежащим и сказуемым — урок. Русский язык, 11 класс.

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 11-й класс

План урока

№ п/п Этап урока Содержание (цель) этапа Время
I Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин.
II Проверка домашнего задания Актуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений 8 мин.
III
Индивидуальная работа по карточкам
Проверить знания и умения по орфографии и пунктуации 8 мин.
IV Синтаксическая разминка Актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения 5 мин.
V Изучение нового материала. Заполнение таблицы Дать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым 15 мин.
VI Закрепление материала (практическая работа) Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся 15 мин.
VII Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Летний вечер тих и ясен.
  2. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж…лтый лист.
  3. Мес…ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
  4. Мы медле(н, нн)о стали пр…ближа(т, ть)ся к вершине горы.
  5. По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

Карточка №2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж… смотр…т небо ясным взглядом.
  2. Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр…щать Ангару.
  3. В этом году осень тёплая.
  4. Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
  5. Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.

Карточка №3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Солнца луч… промеж… туч… был и жгуч… и высок.
  2. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
  3. Юноша обл…дал феноменальной памятью.
  4. Теперь всё было ясно.
  5. Лож…, предотвратившая беду, лучше правды, се…щей вражду.

IV. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

  1. Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
  2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

V. Изучение нового материала.

  1. Чтение §74 учебника.
  2. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).
Условие постановки тире
Пример
Тире ставится
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п. Великая радость – работа.
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.
3. Инфинитив – инфинитив Жизнь пройти – не поле перейти.
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п. Семью восемь – пятьдесят шесть.
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.
7. Внесение ясности в смысл предложения. Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.

Тире не ставится

1. В простых предложениях разговорного стиля. Моя мать учительница.
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое. Каждый кленовый лист как дождевая тучка!
3. Подлежащее + Не + сказуемое. Душа Печорина не каменистая почва.
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемое После школы печать, несомненно, первый учитель языка.
5. Сказуемое + подлежащее. Какое большое удовольствие бродить в лесу!
6. Личное местоимение + сказуемое. Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!
7. Подлежащее + имя прилагательное. Я златострунный и пригожий.

VI. Закрепление материала.

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Учить – … (ум точить).
  2. Жить – … (Родине служить).
  3. Без дела жить – … (небо коптить).
  4. Лишнее говорить – … (только делу вредить).
  5. Чай пить – … (не дрова рубить).

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
  2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
  3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
  4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

VII. Домашнее задание.

  1. Вклеить в ученический словарь таблицу.
  2. §74, упр. 377.

urok.1sept.ru

«Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»

11 класс      Русский язык     Урок № 6 

Тема урока. « Главные члены предложения. Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

Цель урока: углубление знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Задачи: совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

Ход урока

Организационный момент.

    Откройте тетради, запишите число.

    Фронтальная работа с классом.

      Сегодня мы продолжаем изучать синтаксис и пунктуацию.

      Воспроизведение опорных знаний слайд

      Что изучают эти разделы? (синтаксис- раздел русского языка, изучающий предложения и способы связи слов внутри предложения;

      пунктуация- раздел русского языка, изучающий знаки препинания)

      Что вы знаете о предложении? По цели высказывания? По структуре?

      Назовите главные члены предложения.

      Что такое подлежащее?

      Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

      Проверка Д.З. (самостоятельно)

       За­да­ние 14 № 4286. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН. Укажите вид предложения, подчеркните главные члены предложения.

      Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

      Здесь не было ве­ли­че­стве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых об­ла­ка­ми; это был обыч­ный рус­ский про­стор: поля, луга, ред­кие де­рев­ни с со­ло­ме(3)ыми и де­ре­вя(4)ыми кров­ля­ми.

      Дверь в ком­на­ту была от­во­ре(1)а, и от­ту­да яв­стве(2)о слы­ша­лись звуки пи­а­ни­но, на ко­то­ром ис­пол­ня­ли какой-то медле(3)ый этюд.

      Над дет­ской кро­ват­кой висел тка(1)ый ков­рик, на ко­то­ром огне(2)ая лиса во­ло­чи­ла в зубах рас­тре­па(3)ого бе­ло­го пе­ту­ха, уно­си­ла его куда-то за синие лесы, за вы­со­кие горы.

      Самопроверка, самооценка.

      4. Орфоэпический диктант (слайды 4,5)

      СлИвовый, жалюзИ, Отрочество, бАнты, вручИт, гналА , ОтключЕнный, ОблегчИть, каталОг, дОсуха, чЕрпать, водопровод, кУхонный, клАла, оптОвый, понЯв, донЕльзя.

       

      5.Синтаксическая пятиминутка. (слайд 6)

      Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, которые отправляются на отдых.

      6. Изучение нового материала.

      А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.

      Учитель: Сегодня вы – юные исследователи.

      На экране вы видите несколько предложений.

      -Давайте определим грамматическую основу каждого из них.

      Хорошая книга ‌‌‌‌- просто праздник.

      Учить — ум точить.

      Семь бед – один ответ.

      Большая Медведица семь ярких звёзд.

      Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

      Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. ( А. Пушкин)

      — Что общего в структуре этих предложений?

      Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.

      Отсутствует глагол — связка

        — Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)

        — Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)

        Учитель: Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ».

        А наша задача сегодня — вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.

        Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову «tiret» (от глагола «tirer» — «тянуть») , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

        Учитель: Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются? (однородные дополнения»)

        — Почему же тогда не стоит запятая? (есть союз И)

        Учитель: Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:

        1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

        2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

        Учитель: Для удобства и наглядности в рабочем листе есть таблица. Второй столбец таблицы уже заполнен примерами, а вот первый нам нужно заполнить вместе.

        Работа с деформированной таблицей (слайды 7-9)


         

        ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

        Тире ставится:

        1. сущ. в И.п.- сущ. в И.п

        Книга лучший друг человека.

        Чем выражено подлежащее? (существительным)

        — В каком падеже? (в И.п., что?)

        — Чем выражено сказуемое?

        — Падеж? (в И.п., что?)

        Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба члена выражены именем существительным в И.п.

        Схема: «.»

        Запишем в первую колонку схему

        2. числ. в И.п. — числ. в И.п

        Шестью шестьтридцать шесть.

        3. сущ. в И.п. — числ. в И.п.

        Длина Волги—3688 километров

        4. гл Н.Ф.- гл.Н.Ф.

        Охранять природу — любить родину.

        5. сущ. в И.п.- гл.Н.Ф.

        Наша задача — хорошо учиться.

        6. Н. ф. глаг. + сущ.

        Ходить босиком — большое удовольствие.

        7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

        Чтение — вот лучшее учение.

        Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

        Подлежащее – ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ сказуемое.

        Сигнал постановки тире (частица)

        Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую часть таблицы – тире не ставится.

        Тире не ставится:

        — Почему «не ставится» пишется раздельно? (частица НЕ с глаголами)

        1. При сказуемом есть не

        Бедность не порок

        2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно

        Глаза будто вишни.

        В предложении «как» — какая часть речи? (союз)

        — Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится.

        3. Перед сказуемым стоит вводное слово

        Собака, известно, друг человека

        3. Подлеж. = личное местоим.

        Он порча, он чума, он язва здешних мест.

        Таким образом, мы решили и вторую задачу.

        Давайте проверим, правильно ли мы вывели правила. Обратимся к учебнику и посмотрим, как он излагает материал нашего занятия.

        Откройте учебник на 236 странице, самостоятельно читайте параграф 73.

        — Что нового из параграфа вы узнали?

        (тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением) Н-р : Ты врач. Запишем в таблицу.

        7.Закрепление . Для того, чтобы закрепить полученные знания и научиться применять их на практике, выполним следующие задания:

        Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя. Слайд 11 (ВЗАИМОПРОВЕРКА) — САМООЦЕНКА

        1. Услуга в дружбе вещь святая.

        2. Степь – словно большой солнечный диск.

        3. Плохой товарищ – не подмога.

        4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

        5. Солнце – ярко, небо – сине.

        6. Властвовать значит доверять.

        7.Я – не француз. Я – Дубровский.

        Услуга в дружбе — вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)

        Степь словно большой солнечный диск.

        Плохой товарищ не подмога.

        Площадь (сущ. в им. п.) комнаты — двадцать квадратных метров (числит.).

        Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)

        Властвовать — значит доверять.

        Я (личн.мест.) не француз Я(-) Дубровский

        Создание проблемной ситуации Я (-) Дубровский? гиперссылка слайд 12-13.

        Почему допускается вариант постановки или отсутствия тире в этом предложении?

        Что хочет подчеркнуть автор в тексте, ставя логическое ударение на одном из слов?

        Всё зависит от контекста. Если автор обращает внимание читателя на личностные качества человека, он выделит местоимения, а если на род занятий, профессиональную деятельность и др., подчеркнёт интонационно сказуемое.

        7. Проверочный тест .

        1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

        А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

        Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

        В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

        Г) Наш край _ богат и прекрасен.

        Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.

        2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

        А) Голова без ума _ что фонарь без света.

        Б) Волков бояться _ в лес не ходить.

        В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.

        Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.

        Д) Сердце _ не камень.

        За­да­ние 20 № 1244. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

          Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

           

          1) В вы­пуск­ном клас­се при­ят­но вспо­ми­нать, как скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния между од­но­класс­ни­ка­ми в те­че­ние школь­ных лет.

          2) В один­на­дца­том клас­се школь­ни­ки на­чи­на­ют более ува­жи­тель­но от­но­сить­ся друг к другу, чем рань­ше.

          3) Об­суж­де­ние ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний на уро­ках ли­те­ра­ту­ры сбли­жа­ет один­на­дца­ти­класс­ни­ков.

          4) Один­на­дца­ти­класс­ни­ков ещё нель­зя на­звать взрос­лы­ми лю­дь­ми.

          5) Уроки ли­те­ра­ту­ры ин­те­рес­ны боль­ше де­вуш­кам, чем юно­шам.

          (1)Се­год­ня я впер­вые осо­зна­ла: рас­ста­вать­ся будет груст­но. (2)Про­сто груст­но, без вся­ких ме­та­фор и не­нуж­ных срав­не­ний. (3)Один­на­дца­тый класс как пе­соч­ные часы. (4)Свер­ху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь!

          (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло. (8)Шутим чаще, смеёмся гром­че, ссо­рим­ся реже. (9)Во­об­ще не ссо­рим­ся! (10)На уро­ках не до учёбы, по­то­му что нра­вит­ся огля­ды­вать взрос­ле­ю­щих од­но­класс­ни­ков, взды­хать: «Какие…» (11) Вспо­ми­нать, кто в кого был влюб­лен, кто кому нра­вил­ся. (12)Кто смеш­ли­вый, кто обид­чи­вый, кто чу­да­ко­ват, кто все­гда по­мо­жет, а кто и от­ло­жит.

          (13)В один­на­дца­том клас­се легко всех лю­бить, и все ка­жут­ся са­мы­ми луч­ши­ми. (14)Кто раз­дра­жал, не­за­мет­но ста­но­вит­ся луч­шим дру­гом. (15)Того, кого счи­та­ла глу­пым, счи­та­ешь те­перь про­сто очень про­стым. (16)И хо­ро­шим. (17)И не об­зы­ва­ешь ни­ко­го, даже про школь­ные «кли­ку­хи» ста­ра­ешь­ся за­быть: ко всем по имени. (18) Ува­жи­тель­но и как друг.

          (19)В по­след­нее время на уро­ках ли­те­ра­ту­ры мне ка­жет­ся, будто между нами, од­но­класс­ни­ка­ми, бьют­ся окна, сры­ва­ют­ся шторы, ста­но­вит­ся всё по­нят­но…

          (20)Мы от­ры­ва­ем­ся от ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, от рас­ска­зов Бу­ни­на и Куп­ри­на, пру­жи­ним ли­те­ра­тур­ны­ми строч­ка­ми, под­пры­ги­ва­ем и уле­та­ем за го­ри­зон­ты школь­ной про­грам­мы, туда, где на­чи­на­ет­ся жизнь… (21)Углуб­ля­ем­ся в тему любви, ко­то­рая тро­га­ет боль­ше всего, за­став­ля­ет спо­рить, гром­ко и страст­но рас­суж­дать…

          (22)В лю­бовь все верят оди­на­ко­во. (23)И не­спра­вед­ли­во вы­де­лять кого-то: юно­шей, де­ву­шек… (24)Нет более или менее ро­ман­тич­ных или сен­ти­мен­таль­ных. (25)Уди­ви­тель­но, но юноши даже чаще более за­ин­те­ре­со­ва­ны в об­суж­де­нии любви, лич­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний.

          (26)И ока­зы­ва­ют­ся более ак­тив­ны­ми, под­ни­ма­ют руку, чтобы от­ве­тить, кто из ге­ро­ев по­ве­сти или рас­ска­за ви­но­ват в раз­лу­ке, кто оши­бал­ся, как он сам по­сту­пил бы в такой си­ту­а­ции. (27)И мы те­перь с боль­шим рве­ни­ем де­ла­ем ли­те­ра­ту­ру, спе­шим на­чать за­ни­мать­ся сразу, лишь про­зве­нит зво­нок. (28)И нашей учи­тель­ни­це тоже ин­те­рес­но, она на­блю­да­ет за нами, за­га­доч­но мол­чит, улы­ба­ет­ся, под­ки­ды­ва­ет новые во­про­сы, темы для об­суж­де­ния. (29)И у книг из школь­ной про­грам­мы вдруг рож­да­ет­ся не­ожи­дан­ное про­дол­же­ние. (30)И я с удив­ле­ни­ем по­ни­маю: мы не дети, мы не школь­ни­ки, мы уже взрос­лые… (31)Те, про кого пи­шут­ся и пи­шут­ся книги…

          (По Н. Ми­хай­ло­вой*) *На­та­лья Ми­хай­ло­ва — пе­да­гог, пуб­ли­цист.

          2. За­да­ние 21 № 1245. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

          Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

          1) В пред­ло­же­ни­ях 3-6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

          2) Пред­ло­же­ния 8—9 со­дер­жат под­твер­жде­ние суж­де­ния, вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 7.

          3) В пред­ло­же­ни­ях 22-25 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

          4) В пред­ло­же­ни­ях 14-18 со­дер­жат­ся при­ме­ры к те­зи­су, вы­ска­зан­но­му в пред­ло­же­нии 13.

          5) В пред­ло­же­ни­ях 13-19 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

          3. За­да­ние 22 № 1246. Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

          4. За­да­ние 23 № 1253. Среди пред­ло­же­ний 19-24 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи союза. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

          5. За­да­ние 24 № 1254. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

          «Раз­мыш­ляя о том, какие из­ме­не­ния про­ис­хо­дят во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях вы­пуск­ни­ков, как ме­ня­ет­ся их вос­при­я­тие школь­ной жизни, автор ис­поль­зу­ет такие тропы, как (А)_____ (на­при­мер, в пред­ло­же­нии 3) и (Б)_____ («уле­та­ем за го­ри­зон­ты школь­ной про­грам­мы» в пред­ло­же­нии 20), а также такой приём, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 15—16). Эмо­ци­о­наль­ность тек­ста создаётся за счёт ис­поль­зо­ва­ния раз­но­об­раз­ных язы­ко­вых средств вы­ра­зи­тель­но­сти, на­при­мер та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (Г)_____ (пред­ло­же­ния 6, 9)». 

          Спи­сок тер­ми­нов:

          1) срав­не­ние

          2) пар­цел­ля­ция

          3) эпи­тет

          4) ряды од­но­род­ных чле­нов

          5) ме­та­фо­ра

          6) во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

          7) фра­зео­ло­гизм

          8) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

          9) диа­лек­тизм

          За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

          8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14) Самооценка

          9.Домашнее задание: Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, и с целью подготовки к ЕГЭ, вам нужно написать сочинение — рассуждение по прочитанному тексту. Постарайтесь в своем сочинении использовать правило «Тире между подлежащим и сказуемым. Выучить теорию, параграф 73. ИЛИ выполнить задания Тренажёр ЕГЭ, Вариант 1.Выучить теорию, параграф 73.

           


          Рабочий лист к уроку «Главные члены предложения. Тире между
          DOCX / 28.03 Кб
          Главные члены предложения.Тире между подлежащим и сказуемым.
          PPT / 1.51 Мб
          Тренажер ЕГЭ
          EXE / 633.72 Кб

           

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

          Необходимо понимать, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым ставится, а в каких не ставится.



           

          1. Тире необходимо

           

          1) если оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое – выражены существительными в И.п., например:

          Москва – столица России.

          Схема: сущ. в И.п. – сущ. в И.п.

          2) если оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое – выражены глаголами в неопределённой форме, например:

          Курить – здоровью вредить.

          Схема: н.ф.гл. – н.ф.гл.

          3) если оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое – выражены числительными, например:

          Дважды три — шесть.

          Схема: числит. – числит.

          4) если имеются какие-либо сочетания указанных выше частей речи, например:

          Обязанность дежурных – убрать класс после уроков.

          Схема: сущ. в И.п. — н.ф.гл.

          Убрать класс после уроков – обязанность дежурных.

          Схема: н.ф.гл. – сущ. в И.п.

          Пять – сумма двух и трёх.

          Схема: числит. — сумма

          5) если сказуемое выражено фразеологическим оборотом, например:

          Отец у него – золотые руки.

          Схема: сущ. в И.п. – фразеолог. оборот

          Примечание:

          В перечисленных видах предложений частотны слова это, вот, значит. Их можно использовать как ориентиры: перед ними, как правило, ставится тире, например:
          Вышивать – это моё хобби.
          Любить – значит принимать человека таким, какой он есть.

          2. Тире не ставится

          Тире не ставится в следующих случаях:

          1) если перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица не.

          Иван не художник, а дизайнер.
          Дважды два не пять, а четыре.

          Это не относится к предложениям, в которых сказуемое выражено неопределённой формой глагола, например:

          Жизнь прожить – не поле перейти.

          или к предложениям со словами это, вот, значит, например:

          Москва – это не вся Россия.

          2) если предложение включает сравнительный оборот и перед сказуемым есть сравнительные союзы как, будто, словно, точно и др. под., например:

          Вода как стекло.
          Лёд словно зеркало.

          3) если между подлежащим и сказуемым есть:

          • вводное слово, например: Повторение, конечно же, лучшее учение.(конечно — вводное слово)
          • обстоятельство или дополнение, например: Рим теперь мой самый любимый город.
          • союз или частица, например: Моя мать тоже врач. (тоже – союз)

           

          — Понравилась статья?:)

          Facebook

          Twitter

          Мой мир

          Вконтакте

          Одноклассники

          Google+

          russkiy-na-5.ru

          Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

          Цели: развивать пунктуационную зоркость; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь определять необходимость постановки знака препинания, аргументировать постановку тире.

          Тип урока: комбинированный.

          Ход урока

          I. Организационный момент.

          II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374)

          III. Индивидуальная работа по карточкам.

          Карточка №1.

          Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

          1. Летний вечер тих и ясен.
          2. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж…лтый лист.
          3. Мес…ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
          4. Мы медле(н, нн)о стали пр…ближа(т, ть)ся к вершине горы.
          5. По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

          Просмотр содержимого документа
          «Урок русского языка. 11 класс. Тема: Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»»

          Урок русского языка. 11 класс.

          Тема: Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

          Цели: развивать пунктуационную зоркость; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь определять необходимость постановки знака препинания, аргументировать постановку тире.

          Тип урока: комбинированный.

          Ход урока

          I. Организационный момент.

          II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374)

          III. Индивидуальная работа по карточкам.

          Карточка №1.

          Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

          1. Летний вечер тих и ясен.

          2. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж…лтый лист.

          3. Мес…ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.

          4. Мы медле(н, нн)о стали пр…ближа(т, ть)ся к вершине горы.

          5. По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

          Карточка №2.

          Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

          1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж… смотр…т небо ясным взглядом.

          2. Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр…щать Ангару.

          3. В этом году осень тёплая.

          4. Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.

          5. Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.

          Карточка №3.

          Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

          1. Солнца луч… промеж… туч… был и жгуч… и высок.

          2. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.

          3. Юноша обл…дал феноменальной памятью.

          4. Теперь всё было ясно.

          5. Лож…, предотвратившая беду, лучше правды, се…щей вражду.

          IV. Синтаксическая разминка.

          Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

          1. Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).

          2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

          V. Изучение нового материала.

          1. Чтение § учебника.

          2. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).

          Условие постановки тире

          Пример

          Тире ставится

          1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.

          Великая радость – работа.

          2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое

          Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.

          3. Инфинитив – инфинитив

          Жизнь пройти – не поле перейти.

          4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п.

          Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

          5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п.

          Семью восемь – пятьдесят шесть.

          6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п.

          Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

          7. Внесение ясности в смысл предложения.

          Отец – мой учитель.
          Отец мой – учитель.

          Тире не ставится

          1. В простых предложениях разговорного стиля.

          Моя мать учительница.

          2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.

          Каждый кленовый лист как дождевая тучка!

          3. Подлежащее + Не + сказуемое.

          Душа Печорина не каменистая почва.

          4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое

          После школы печать, несомненно, первый учитель языка.

          5. Сказуемое + подлежащее.

          Какое большое удовольствие бродить в лесу!

          6. Личное местоимение + сказуемое.

          Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

          7. Подлежащее + имя прилагательное.

          Я златострунный и пригожий.

          VI. Закрепление материала.

          1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

          1. Учить – … (ум точить).

          2. Жить – … (Родине служить).

          3. Без дела жить – … (небо коптить).

          4. Лишнее говорить – … (только делу вредить).

          5. Чай пить – … (не дрова рубить).

          2) Объяснительный диктант.

          Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

          1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)

          2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)

          3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)

          4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

          VII. Домашнее задание.

          1. Вклеить в ученический словарь таблицу.

          2. §74, упр. 377.

          multiurok.ru

          Презентация к уроку (русский язык, 11 класс) по теме: Урок в 11 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» (презентация)

          Подписи к слайдам:

          Тире между подлежащим и сказуемым
          Урок русского языка в 11 классе подготовила учитель Мишкина И.В.
          Тире между подлежащим и сказуемым ставится
          Сущ. – сущ.(Ненависть – плохой советчик.)Числ. – числ. Н.ф.глагола — н.ф.глаг. (инфинитив)(Убить Россию – значит отнять надежду у Земли.)Сущ. – числ.Н.ф.глагола — сущ. (Находить приметы – увлекательное занятие)
          НЕ ставится тире
          Личное мест. сущ.Сущ. НЕ сущ.Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ. ЧАСТИЦА сущ.Сущ. НАРЕЧИЕ сущ.Сущ. ВТОРОСТ.ЧЛЕН ПРЕДЛ. сущ.(Блок молодым поэтам пример для подражания.)
          Степь как море.Лес точно терем расписной.Дорожки в саду словно ручьи.Пески как будто море.Жизнь как река.Наташины глаза как васильки.
          Осторожнее со сравнительными союзами!
          Тире в простом предложении
          Степь как море.Лес точно терем расписной.Дорожки в саду словно ручьи.Пески точно море.Жизнь как река.Наташины глаза как васильки.
          Путь в лесах-километры тишины.Ненависть – плохой советчик.Женьшень — ценное и редкое растение.Речь- язык в действии.Вдохновение – строгое рабочее состояние.
          ПРОВЕРЬ себя!
          Степь как море.Лес точно терем расписной.Дорожки в саду словно ручьи.Пески как будто море.Жизнь как река.Наташины глаза как васильки.
          Путь в лесах-километры тишины.Ненависть – плохой советчик.Женьшень — ценное и редкое растение.Речь — язык в действии.Вдохновение – строгое рабочее состояние.
          Потренируемся…
          Грибы продукт скоропортящийся.Льды как льды, пустыни как пустыни.Война это прежде всего расставания.Славная вещь под окном в клетке держать соловья.Пятью шесть тридцать.Охранять природу значит охранять Родину.Мы друзья.Чтение вот лучшее учение.А наша-то жизнь не сон?Ночь как камень.Длина дистанции сто метров.Зубы словно жемчуг.
          Расставь знаки препинания (самостоятельная работа)
          Наше оружие наши песни.Июль как говорится макушка лета.Самочувствие отличное.Доброе начало только половина дела.Но вы ничтожны.Лететь первому страшно.Наш долг защищать крепость до последнего издыхания.Все-таки самый искренний разговор это разговор с самим собой.Уметь любить значит всё уметь.Конечно почтенная вещь рыбачить.Село как село, сколько таких в России.Отдыхать на море это здорово!
          Готовимся к ЕГЭ.Повторяем сравнение
          Воздух там чист, как молитва ребенка;И люди, как вольные птицы, живут без забот.Облаком волнистымПыль встаёт вдали.Широкая полоса солнца, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату.

          nsportal.ru

          Тире между подлежащим и сказуемым (упражнения и тест)

          Упражнения по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

          Упражнение 1.


          Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.


          Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.


          Упражнение 2.


          Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.


          Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
          Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).


          Упражнение 3.


          Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?


          Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда — то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные  ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).


          Упражнение 4.


          Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.


          Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.


          Упражнение 5.


          Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.


          О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].


          1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.


          Упражнение 6.


          Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.


          1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.


          Упражнение 7.


          Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.


          В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.


          Упражнение 8.


          Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.


          1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.


          Упражнение 9.


          Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать.

          Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.


          Упражнение 10.


          Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.


          I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).


          II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).


          Упражнение 11.


          Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.


          1. Природа есть родина всех талантов, начиная от… солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.


          Упражнение 12.


          Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.


          1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

           

          Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

          1. В каком предложении не ставится тире?


          1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
          2) Прилет журавлей__есть признак весны.
          3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
          4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.


          2. В каком предложении не ставится тире?


          1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
          2) Наш долг__совершенствовать знания.
          3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
          4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.


          3. В каком предложении ставится тире?


          1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
          2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
          3) Наш край__богат и прекрасен.
          4) Снег__словно шелк.


          4. В каком предложении ставится тире?


          1) Одна беда еще__не беда.
          2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
          3) Сегодня небо__как море.
          4) Превосходная должность__быть на земле человеком.


          5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


          1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
          2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
          3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
          4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


          6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


          1) Лето припасает — зима поедает.
          2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
          3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
          4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.


                                                                                   Ответы:

           

           

           

          videotutor-rusyaz.ru

          Методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме: Тире между подлежащим и сказуемым, 5 класс

          Слайд 2

          1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 1. Какой раздел русского языка изучает знаки препинания и правила их постановки? 2.Какой раздел русского языка изучает построение словосочетаний и предложений? 3. «Ты сегодня пойдешь в кино?» Укажите тип предложения по цели высказывания. 4. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает действие?

          Слайд 3

          1 п у н к т у а ц и я с и н т а к с и с в о п р о с и т е л ь н о е п о д л е ж а щ е е

          Слайд 4

          Тире Дефис «Ты выполнил домашнюю работу?» – спросил Дима. Из-за Из-под ВАЖНО

          Слайд 5

          По какому принципу предложения распределены в два столбика ? Я люблю русскую природу. Москва – столица нашей Родины. Даниель Дефо родился в Бристоле. Арена – круглая площадка в цирке. Скинуло кафтан зеленый лето. Гнездо – жилище птицы. Всю ночь пел соловей . Брошюра – небольшая книжка. Только серые вороны расшумелись на лугу. Пословица – мудрость народа.

          Слайд 6

          Тире между подлежащим и сказуемым

          Слайд 7

          Сущ.в им. п. – сущ.в им.п. Ученье – свет, а неученье — тьма

          Слайд 8

          Подсказка! Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым . Нужно вставить между ними указательное слово ЭТО или ВОТ . Глагол – (это) часть речи. Книга – (вот) лучший товарищ. Повторение – (это) мать учения.

          Слайд 9

          Критерии отметки 0 – 1 ошибка 2 ошибки 3 – 4 ошибки 5 и более ошибок «5» «4» «3» «2»

          Слайд 10

          Дон р…ка капризная Ласковое слово это большая помощ .. в беде. Июньская ноч .. к..р.. тка . Книга источник знания. Только труд вс .. му основа. Любовь к своей Родине это пламенное ж.. лание ее процветания Ц..на ч.. ловеку дело его. Правда это победа совести в ч.. ловеке . Пр..мая обязанность художника изображение действительности. Озеро изумрудное. Понимание окружающего м..я цель. Художественная л.. тература это искусство слова. Грузопод .. емность судна велика. Д..рога грязная. Первая и главная прелесть рассказа это пр .. стота и искренность. Степь б..л.. шой солнечный диск.

          Слайд 11

          Дон – р е ка капризная. Ласковое слово – большая помощ ь в беде. Июньская ноч ь к о р о тка. Книга – источник знания. Только труд — вс е му основа. Любовь к своей Родине – это пламенное ж е лание ее процветания. Ц е на ч е ловеку – дело его. Правда – это победа совести в ч е ловеке. Пр я мая обязанность художника – изображение действительности Озеро изумрудное. Понимание окружающего – м о я цель. Художественная л и тература – это искусство слова. Грузопод ъ емность судна велика. Д о рога грязная Первая и главная прелесть рассказа — это пр о стота и искренность. Степь – б о льшой солнечный диск.

          Слайд 12

          Составьте слово из первых букв грамматических основ. Он толкнул вазу. Лодка исчезла вдали. Вдруг налетели чайки. Облачно. Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

          Слайд 13

          О н т олкнул вазу. Л одка и счезла вдали. Вдруг н алетели ч айки. О блачно. Отлично

          Слайд 14

          Дополните предложения Мне понравилось на уроке… Мне было интересно… Сегодня я понял…

          nsportal.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *