Тире между сказуемыми – Когда ставится тире

Когда ставится тире

Тире, как правило, используется в бессоюзных сложных предложениях для указания на характер смысловой связи между его частями. Однако, существуют и другие случаи употребления этого знака препинания.

Постановка тире регулируется следующими правилами русской грамматики:

1. Тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, является родовым понятием по отношению к подлежащему. Например:

  • Тигр – хищник;
  • Корова – парнокопытное;
  • Береза – дерево;
  • Старшая сестра моя – учительница;
  • Старшая сестра – моя учительница.

Примечание 1. Однако если подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица «не», тогда тире не ставится:

  • Бедность не порок;
  • Гусь не птица.

Примечание 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если они используются в вопросительном предложении, и подлежащее выражено местоимением, например:

  • Кто твоя мать?

2. Если в предложении подлежащее выражено именем существительным

, а сказуемое неопределенной формой глагола (инфинитивом), или они оба выражены инфинитивом, тогда между ними ставится тире, например:

  • Тебя любить – нервы трепать;
  • Желание каждого человека – любить и быть любимым.

3. Тире ставится перед словами «это», «значит», «это есть», «вот» и др. в предложениях, где сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже или инфинитивом. Как правило, эти слова служат для присоединения сказуемого к подлежащему, а так же указывают на то, что сейчас последует сравнение или определение, например:

  • Желание – это есть потребность человека вопреки всем невзгодам сделать свою жизнь лучше;
  • Романтика – это прогулки под луной и полные восхищения глаза;
  • Верность – вот оплот истинных человеческих отношений, доверие – вот твердыня крепкой семьи.

4. Тире ставится в предложениях с перечислениями перед обобщающим словом.

Например:

  • Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени;
  • Ни ее слезы, ни полные мольбы глаза, ни печаль – ничто не могло заставить его вернуться обратно.

5. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях:

а) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно», например:

  • Я не слишком люблю это животное — кошку.
  • В разговоре он требовал одного — правильности.
  • Я подчиняюсь только одному человеку — отцу.

б) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции, например:

  • Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

6. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу. Например:

  • Я зашла в комнату, не думая там кого-нибудь увидеть, — и замерла.
  • Я скорее к Петьке — а там уж все.
  • Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли (Грибоедов).
  • Хотела сесть за шитье — а иголка колола пальцы, хотела сварить кашу – молоко убежало.

Примечание 1. Для того чтобы усилить оттенок неожиданности, тире может быть поставлено и после сочинительных союзов, которые связывают части одного предложения. Например:

  • Оформляй отпуск — и вперед к семье.
  • Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М. Горький)

Примечание 2. Кроме того, для еще большего эффекта неожиданности тире может отделять любую часть предложения, например:

  • И съела бедного певца — до крошки (Крылов).
  • И кинул дед ерша – в речку.

Согласно правилам русского языка, в этих предложениях тире ставить не нужно. Однако оно ставится только для того, чтобы лучше передать смысл и отразить то, что происходило в действительности.

7. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой, например:

  • Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Крылов).
  • Луна вычертила дорожку по морю – легким покрывалом легла ночь.

8. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если между ними существует вид связи «придаточная часть – главная часть»:

  • Назвался груздем — полезай в кузов.
  • Лес рубят — щепки летят.

9. Тире ставится для того, чтобы указать границу распада простого предложения на две словесные группы.Делается это только в том случае, если иными средствами выделить этот распад не получается. Например:

  • Вот и я говорю: парням – это надо?

Очень часто такой распад наблюдается при пропуске одного из членов предложения, например:

  • Маринке за хорошую учебу – путевку на море, а Егорке – новый компьютер.
  • Я волю – в кулак, сердце – из груди, да и рванула за ним.
  • Мне всё послушно, я же — ничему (Пушкин).

10. Кроме того, при помощи тире выделяют:

а) Предложения и слова, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного, но только в том случае, если скобки могут ослабить связь между вставкой и поясняемым, например:

  • Вот – делать нечего – я к нему в телегу-то и села.
  • Как вдруг — о чудо! о позор! — заговорил оракул вздор (Крылов).
  • И всего только раз – да и то случайно – я с ним заговорила.

б) Распространенное приложение в том случае, если оно стоит после определяемого существительного и нуждается в подчеркивании собственной самостоятельности, например:

  • Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу — скомандовал «строиться» (Шолохов).
  • Перед дверями клуба — широкого бревенчатого дома — гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

в) Однородные члены предложения, если они стоят в середине предложения и нуждаются в особом выделении, например:

  • Обычно из верховых станиц — Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской — брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).
  • И снова все та же картина – кособокие домишки, дорожные рытвины и грязные лужи – открылась моему взору.

11. Тире может использоваться как дополнительный знак препинания после запятой в предложениях, где есть два повторяющихся слова, причем нужно это повторения для того, чтобы связать одну часть этого предложения с другой. Например:

  • Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).
  • Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, — все у него в руках (Л. Толстой).

12. Тире ставится после группы придаточных перед главной частью сложного предложения для того, чтобыподчеркнуть распад на две смысловые части. Например:

  • А вот стоило оно того или нет – это уж не мне решать.
  • Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, — мы этого не знаем (Добролюбов).

13. Тире ставится в парных конструкциях, означающих какие-либо временные, пространственные или количественные рамки, и в этом случае синонимично паре предлогов «от…до», например:

  • Рейс Новосибирск – Москва,
  • 1991 – 2001,
  • Десять – двенадцать граммов.

14. Тире ставится между двумя именами собственными, если в совокупности они называют какое-либо учение или открытие:

  • Физический закон Бойля — Мариотта.

gramatik.ru

«Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Тире

§ 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

    Дуб – дерево.
    Оптика – раздел физики.
    Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
    Старший брат – мой учитель.
    Старший брат мой – учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

    Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

    Кто твой отец?

§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

    Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

    Белинский


    Жизнь прожить – не поле перейти.

§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

    Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

    Ленин


    Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил.

    Белинский


    Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность – вот альфа и омега нового периода.

    Белинский

§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

    Надежду и пловца – все море поглотило.

    Крылов


    Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов.

    Жуковский

§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

    Я не слишком люблю это дерево – осину.

    Тургенев


    В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия.

    Герцен


    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца.

    Добролюбов

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

    Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

    Лермонтов

§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

    Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.

    Герцен


    Я спешу туда ж – а там уже весь город.

    Пушкин


    Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли.

    Грибоедов


    Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. Пробовал читать – взоры его скользили над строками.

    Лермонтов

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

    Проси в субботу расчет и – марш в деревню.

    М. Горький


    Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь.

    М. Горький

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

    И щуку бросили – в реку.

    Крылов


    И съела бедного певца – до крошки.

    Крылов

§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

    Я царь – я раб, я червь – я бог.

    Державин


    Немудрено голову срубить – мудрено приставить.

    Пословица


    Здесь не житье им – рай.

    Крылов

§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

    Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

    Крылов


    Солнце взошло – начинается день.

    Некрасов

§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

    Назвался груздем – полезай в кузов.
    Лес рубят – щепки летят.

§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

    Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?

    Чехов

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

    Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

    А. Н. Толстой


    Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

    Жуковский


    Мне все послушно, я же – ничему.

    Пушкин

§ 174. Посредством тире выделяются:

1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

    Тут – делать нечего – друзья поцеловались.

    Крылов


    …Как вдруг – о чудо! о позор! – заговорил оракул вздор.

    Крылов


    Лишь один раз – да и то в самом начале – произошел неприятный и резкий разговор.

    Фурманов

2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

    Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».

    Шолохов


    Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знаменами.

    Федин

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

    Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.

    Шолохов

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

    Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.

    Л. Толстой


    Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках.

    Л. Толстой

§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

    Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

    Крылов


    Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем.

    Добролюбов

§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

    О, если правда, что в ночи,
    Когда покоятся живые
    И с неба лунные лучи
    Скользят на камни гробовые,
    О, если правда, что тогда
    Пустеют тихие могилы, −
    Я тень зову, я жду Леилы:
    Ко мне, друг мой, сюда, сюда!

    Пушкин


    В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.

    Л. Толстой

§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от… до»), например:

    Перелеты СССР – Америка.
    Рукописи XI – XIV вв.

§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

    Физический закон Бойля – Мариотта.

www.gramota.tv

План-конспект по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока: формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи: 1) образовательные: познакомить с основными правилами постановки тире меджу подлежащим и сказуемым; формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте; повторить прошлую тему: «Составное именное сказуемое».

2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.

  1. Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это тире между подлежащим и сказуемым, и наша задача сегодня – научиться правильно употреблять такой важный знак препинания между подлежащими и сказуемыми. Начнём».

  1. Опрос.

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.

  1. Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано 116 упражнение на странице 87». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать одного ученика на предложение, он прочитает выполненное задание.

Способ проверки – выборочная проверка.

1. Лишь я, таинстве(нн)ый певец, на берег выброшен грозою.(прич)

2. Месяц казался клочком дыма. (сущ)

3. Первым пришёл дед. (числ)

4. Весь он был набекрень.(нар)

5. Чай стоял нетронутый. (прич)

6. Как некстати было это воспоминание. (нареч)

7. Всё тот же он; сем(ь)я всё та же.(местоим)

8. Дама казалась рассерже(нн)ой, (не)выспавшейся.(прич)

9. Настя работала секретарём в Союз(е) художников. (сущ)

Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.

  1. Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

  • Какое сказуемое называют составным именным? (Это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его лексическое значение)

  • Приведите примеры составных именных сказуемых. (вода была чистая, одежда была грязная, он стал победителем, небо сделалось тёмным)

  • Какие глаголы могут выступать в роли связок? (быть, стать, делаться, становиться, являться, прийти (не придти!), возвратиться, вернуться, приехать и т.д.)

  • Что обозначает составное именное сказуемое и на какие вопросы отвечает? (СИС обозначает признак предмета или его свойство и отвечает на вопросы: каков предмет? что такое предмет?)

«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.

  1. Объяснение нового материала.

А) Наблюдение над языковым материалом.

Откройте, пожалуйста, упражнение 128 на странице 92. Нам нужно списать предложения, в каждом из них подчеркнуть подлежащее и сказуемое, а сверху надписать, чем они выражены.

Нам нужно запомнить такое правило: если у сказуемого есть глагол-связка, то тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Выполняют все ученики в тетрадях. Время для выполнения – 2 минуты, после чего по три ученика с каждого ряда читают по предложению и разбирают его.

1.Жизнь (сущ. в им.п.) — бесконечное горенье (сущ. в им.п.) в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать. (числительные в им.п.)
3. Помочь (неопр.форма)ближнемуизведать (неопр.форма) радость.
4. Поздороваться (неопр.форма) первым — очень важное проявление (сущ. в им.п.) вежливости.
5. Назвать (неопр.форма) кого-нибудь старикомзначит оказать (неопр.форма) ему уважение.
6. Русская культура (сущ.в им.п.) — это радость (сущ.в им.п.) Пушкина…
7. Полнота (сущ.в им.п.)человеческого бытиявот что такое Пушкин (сущ.в им.п.)
8. Я (личн. местоим) ещё молодой человек (сущ.в им.п.).
9. У лжи ноги (сущ.в им.п.) коротки (кр.прил).
10. Нерешительный человек (сущ. в им. п.) что незакалённый меч (сущ. в им. п.).
11. Попытка не пытка. (сущ-ые в им.п.)

Ребята, вы, вероятно, уже слышали раньше о такой пословице: Попытка не пытка? Вы знаете, о чём она? (Стоит попытаться сделать что-либо, даже если не уверен в успехе). Интересно, что у пословицы есть продолжение. Вы знаете о нём? (Попытка не пытка, а спрос не беда). А ведь у многих пословиц есть продолжения, о которых мы даже не догадываемся. Например: Голод не тетка, пирожка не поднесет. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Убедитесь ещё раз, насколько богат русский язык.

Б) Чтение правила. Мы видели из предыдущего упражнения, что подлежащие и сказуемые выражены разными частями речи, где-то тире ставится, а где-то его нет. Сейчас мы прочитаем правило на странице 92 и 93 и узнаем, в каких же случаях тире ставится, а в каких оно не нужно.

(Читают 4 ученика).

Ответьте, пожалуйста:

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

К этим правилам нужно добавить ещё одно: ставится тире между подлежащим и сказуемым в такой конструкции:

подлежащее-существительное + причастный оборот + частица это (или отсутствие её) + сказуемое-существительное.

ИС, I I, — (это) ИС

Все книги, указанные в этом списке, (—) (это) классическая проза.

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

  1. Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх побольше потянитесь,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснитесь.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

На секундочки четыре.

Наклониться хоть немного

(Наклоны туловища.)

И изобразить дорогу.

(Шаги на месте.)

На носок, на пятку встаньте

И тихонько вместе сядьте.

Молодцы! Продолжаем урок».

  1. Закрепление материала на теоретическом уровне.

А) (Работа у доски) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 129 на странице 93. Нам нужно списать предложения, подчеркнуть подлежащие и сказуемые и указать, чем они выражены. (Вызвать к доске двух учеников, которые будут разбирать по 3 предложения и одного ученика для морфологического разбора, остальные ученики пишут в тетрадях, даётся две минуты) Ставить оценки можно сразу после работы у доски.

1.Равнодушиеэто паралич(-) души, преждевременная смерть (сущ-ые в им.п.)

2. Самая страшная вещ(ь)безразличие. (сущ-ые в им.п.) Если с ним не борот(ь)ся (неопр. форма), оно (личн.местоим), как трясина, может погубить (глаг.-связка+инфинитив) любого человека.

3. Тактэто разум (сущ-ые в им.п.) сер(д)ца.

4. Сочу(в)ствие чужой радости — это дар гораздо более редкий, нежели сочу(в)ствие чужому страданию (сущ-ые в им.п.)

5. Руки (сущ. в им.п.), дарующие помощ(ь), святее (прилаг) молящихся уст.

6. Будущееэто воздух жизни, движение жизни, это сама жизнь (сущ-ые в им.п.)

7. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства (сущ-ые в им.п.).

Повторить тему «Мягкий знак после шипящих» Ставим мягкий знак: Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже. Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Не надо писать мягкий знак: В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа. Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Б) Работа с карточками. Сейчас я вам раздам небольшие карточки, в которых вы определите, где нужно, а где не нужно ставить тире. (Распределить карточки по три предложения по рядам, выборочная проверка)

1. Чистая совесть – превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, — друзья хозяина.

4. Правдивость – это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно, — единственное убежище.

7. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, – 102 километра.

В) Дополнительное задание, исходя из оставшегося времени.

В упражнении 130 нам нужно запомнить афоризмы и пословицы и письменно объяснить постановку тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (Вызвать трёх учеников к доске (3, 5 и 6 предложения), остальные работают в тетради)

1. Поведениеэто зеркало, в котором каждый показывает свой облик (в сказуемом имеется частица «это»)

2. Много говорить и много сказать не есть одно и то же (глагол-связка «есть» с частицей «не»)

3. Молчаливость и скромностькачества, очень пригодные для разговора (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

4. Правда — воздух, без которого дышать нельзя (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

5. Правдаэто значит победа совести в человеке (частица «это»)

6. Корень учения горек, а плоды его сладки. (сказ. выр. крат. прил.)

7. Незаконченное дело что конь о трёх подковах. («что» = «как», сравн. частица)

8. Пеший конному не товарищ. (частица «не» перед сказуемым)

  1. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

подлежащее-существительное + причастный оборот (-) частица это (или её отсутствие) + сказуемое-существительное.

Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

  1. Домашнее задание. Повторить параграф 20, упр. 131 (Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).

Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.

infourok.ru

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой — неопределенной формой глагола: О решенном говорить — только путать; Долг каждого — защищать родину. Но (при отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать!
Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Все прошедшее, настоящее и будущее — это мы, а не слепая сила стихий. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой — именем числительным или оборотом с числительным: Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? В специальной же литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится: Температура плавления золота 1063°. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о, если между главными членами предложения делается пауза: Готовиться к экзаменам — не так просто. Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко.
Тире ставится перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом: Мой друг — семи пядей во лбу.
При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него: Это (-) начало всех начал; Это (-) первое выступление актрисы; Это (-) одиночество.
Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именительным падежом существительного: Я честный человек, Я ужасно рада, что ты мой брат. Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого: Я — фабрикант, ты — судовладелец.
Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительным местоимением, а другой — существительным в именительном падеже или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая. Постановка тире в этом случае имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания: Зрачки — кошачьи, длинные.
В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Апис — у древних египтян считался священным животным.

lingvotech.com

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который…

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется…

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются…

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых…

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое…

10. Составное именное сказуемое – это…

3) Тест 1.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б 

 3. Лингвистическая разминка.

На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

— Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд)  — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск