Способы выражения грамматических значений (стр. 1 из 3)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Реферат
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
Работу выполнила:
студентка ФЛиМК, 1-го курса, группы 2АП
А. А. Слободских
Калининград
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
ГЛАВА 1………………………………………………………..4
ГЛАВА 2………………………………………………………..5
ГЛАВА 3………………………………………………………..9
ГЛАВА 4………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………13
Список литературы……………………………………………..14
Приложение 1……………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Грамматика [Приложение 1] определяет тип языка, будучи наиболее устойчивой его частью. Если фонетика и лексика занимают в структуре языка периферийное положение, то грамматика занимает положение центральное. Но при этом она всегда является опосредованной, так как её связь с действительностью осуществляется только через лексику. Также грамматика немыслима и без фонетики, так как то, что не выражено фонетически отсутствует и в грамматике.
Таким образом, можно сказать, что каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю – грамматическое значение, и внешнюю – грамматический способ выражения.
Как наука, грамматика включает в себя две части – морфологию [Приложение 1] и синтаксис. Объектом исследования в морфологии являются отдельные слова и их грамматические свойства.
Каждое знаменательное слово в свою очередь обладает двумя значениями – лексическим и грамматическим. Если лексическое значение может быть только одно, то грамматических значений у слова может быть несколько, и они находят в языке свое морфологическое и синтаксическое выражение. [2, стр. 222]
В области морфологии, грамматическое значение – это общие значения слов, как частей речи (например, значение предметности у существительных), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставленных друг другу в рамках грамматический категорий [Приложение 1] (например, значение того или иного времени, лица, числа или рода). [3, стр. 116]
О различных способах выражение грамматических значений в языке и пойдет речь в данной работе.
ГЛАВА 1
Понятие грамматического значения.
Грамматическое значение – это обобщенное отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов или словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. [3, стр.116]
Как уже было сказано, каждое знаменательное слово обладает лексическим и грамматическим значением. Носителем лексического значения является основа слова. Грамматическое же выступает в качестве добавочного к лексическому и выражает отношения. Например, отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к совершающему действие лицу или отношение сообщаемого факта к действительности и времени. [2, стр.222].
Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова и в отличие от лексического, свойственного тому или иному слову, не сосредотачивается на одном слове. Оно характерно для многих слов языка. К тому же, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, меняя свою грамматическую форму, но сохраняя значение лексическое. Например, слово стол имеет ряд форм – стола, столу, столы, — которые выражают грамматические значения числа и падежа. [6]
Грамматическое значение определенного слова в той или иной форме выражается определенным грамматическим способом. [Приложение 1]. Данных способов, используемых в языках, существует ограниченное количество – аффиксация, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, ударения и интонации, порядок слов, служебные слова. Грамматика любого языка может быть выражена только этими способами. Одни языки (например, русский, английский) используют все перечисленные способы, другие же (например, французский, китайский) – только некоторые. Кроме того, необходимо отметить, что в разных языках эти способы сочетаются с различными грамматическими значениями, что создает каждый раз новую форму. [1, стр. 254]
Грамматические способы выражения грамматических значений легко исчислимы и обозримы. Выделяют три основных способа выражения: синтетический, аналитический и смешанный.
ГЛАВА 2
Синтетические способы выражения значений
Синтетический способ заключается в выражении значения в самом слове и включает в себя аффиксацию, чередования и внутреннюю флексию, редупликацию, супплетивизм, сложения и способ ударения.
Способ аффиксации
Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов [Приложение 1], служащих для выражения грамматических значений.
Например: дом – дома – дому, делать – сделать, писать – написать, опоздать — опаздывать.
Аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня. Существуют языки, не употребляющие префиксов (например, тюркские), а выражающие грамматику только постфиксами и наоборот – языки, не признающие постфиксов (например, язык суахили). Индоевропейская группа языков, в частности русский, употребляют и префиксы, и постфиксы, которые в свою очередь делятся на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением. [1, стр. 266]
Также существуют аффиксы иного типа, хотя суффиксы и префиксы встречаются в языках мира наиболее часто:
1) Интерфиксы – служебные морфемы [Приложение 1], служащие для связи корней в сложных словах. Например, соединительные гласные в русском языке: звезд-о-пад, снег-о-ход.
2) Конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, — которые действуют совместно. Например, немецкие глаголы: loben – «хвалить» и ge—lob—t – «хваленый», где –geи –tокружают корень, оформляя слово совместно.
3) Инфиксы – аффиксы, вставляемые внутрь корня или основы. Например, латинский язык: ru—m—p—o– «я ломаю» при rūp-ī – «я сломал». «Вставная» носовая согласная типа [m].
4) Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень, состоящий из одних согласных. Это явление свойственно семитским языкам. Например, древнееврейское ГНōБ – «воровать», ГāНаБ – «воровал», где корень ГНБ означает идею «воровства», а гласные трансфикса означают словоформы: инфинитив и форму прошедшего времени.
Также большую роль во многих языках играет нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах. [1, стр. 270] Например, для слова рог нулевой аффикс является показателем именительного падежа, единственного числа, так как во всех других падежах единственного и множественного числа присутствуют аффиксы – рóг-а, рóг-у, рог-á, рог-óв.
Способ чередования и внутренней флексии
Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня. Чередования звуков – взаимная замена на тех же местах и в тех же морфемах – могут быть:
1) Фонетические. Изменение звучания обусловлено позицией, и чередуются варианты одной фонемы. Например, чередования ударных и безударных гласных в русском языке: воды [вóды] – вода [вадá], или звонких и глухих согласных: друг [друк] – друга [дрýга].
2) Нефонетические. Изменения звучания не зависит от позиции, чередуются разные фонемы. Например, [друг-]-[друз׳-]-[друж-] в словах друга — друзей – дружеский.
Среди нефонетических чередований в свою очередь различают:
a) Морфологические. Чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не выражает грамматического значения, а лишь сопровождает образование грамматических форм. Например, лоб – лба, пень – пня – явление «беглой гласной». Чередование [к — ч], [г — ж], [х -ш] – пеку – печешь, бегу – бежишь, сухой – суше. Чередование сочетаний согласных с одной согласной: [ск — щ], [ст — щ], [зг — ж], [зд — ж] – плоскость – площадь, простой – упрощение, запоздать – позже.
b) Грамматические. Чередование не зависит от фонетической позиции, и чередуются самостоятельные фонемы друг с другом, с нулем или одна фонема — с двумя. [1, стр. 280].Это и есть внутренняя флексия.
Аблаут – наиболее древний вид внутренней флексии, характеризующийся изменением гласной в корне при образовании основных форм глагола. Например, английский глагол:
В данном случае наглядно видно чередование гласного в корне слова.
Умлаут – вид внутренней флексии, образовавшийся в средневековый период в различных языках самостоятельно. Характеризуется умлаут изменением гласных в корне при образовании формы множественного числа. Например, в английском языке:
Foot – feet
«нога» – «ноги»
Редупликации
Редупликация(повтор) заключается в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением.
37. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений.
В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой — несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.
Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных — обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.
Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.
Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) — teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.
Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил
Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных . В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.
способы выражения грамматических значений — это… Что такое способы выражения грамматических значений?
- способы выражения грамматических значений
Способы образования форм слова.
Синтетический способ
Выражение значений в самом слове. Сюда входят;
а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д. Делать — сделать, писать — написать и т. п. Оправдать — оправдывать, разменять — разменивать и т. п.; б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть — запирать, умереть — умирать, набирать — набрать и т. п.;г) супплетивизм. Говорить — сказать, ловить — поймать и т. п. Человек — люди. Хорошо — лучше, много — больше;
д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу — буду писать. Красивый — более красивый.
Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.
- способ глагольного действия
- способы выражения синтаксических отношений
Смотреть что такое «способы выражения грамматических значений» в других словарях:
способы выражения грамматических значений — 1) аффиксация – прикрепление к корню служебных морфем (аффиксов): делать сделать; 2) внутренняя флексия – чередование фонем в корне: избегал – избежал; 3) редупликация – повторение слога, корня или слова: белый белый белый; 4) супплетивизм –… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ЯЗЫК (естественный) — ЯЗЫК (естественный язык), хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим… … Энциклопедический словарь
Общая грамматика — система, образуемая универсальными грамматическими категориями, необходимо присутствующими в естественных языках и обусловленными общими законами мышления, единой структурой мира, отражаемого в человеческом сознании, и аналогичностью… … Большая советская энциклопедия
Карельский язык — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Запрос «Карельский» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
грамматическое значение — (формальное) значение. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам,… … Словарь лингвистических терминов
Грамматические (морфо-синтаксические) особенности законодательного стиля (языка) — составная часть законодательного стиля, предметом рассмотрения которой является структура слов, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, а также словосочетание и предложение. Особое значение имеет раздел языкознания,… … Элементарные начала общей теории права
повтор — (повторение, удвоение). Полное или частичное повторение корня, основы или целого слова как способ образования слов, описательных форм, фразеологических единиц. Еле еле, крепко накрепко, крест накрест, мало помалу, рад радешенек, честь честъу,… … Словарь лингвистических терминов
Щербак, Александр Михайлович (филолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щербак. Александр Михайлович Щербак … Википедия
Морфология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия
Стилистическая синтагматика — – стилистически значимые линейные отношения между разноуровневыми языковыми единицами, совместно встречающимися в тексте, а также правила объединения единиц в некоторые последовательности (синтагматические цепочки). С. с. лежит в основе… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Книги
- Выражение обстоятельственных отношений в русском языке. Причина, следствие, цель, условие, Маркова Валентина Алексеевна. В пособии рассматриваются способы выражения в русском языке основных обстоятельственных значений — причины, следствия, цели, условия, уступки и времени. Пособие имеет выраженную речевую… Подробнее Купить за 388 руб
- Выражение обстоятельственных отношений в русском языке Причина следствие цель условие уступка время Учебное пособие для иностранных учащихся, Маркова В.. В пособии рассматриваются способы выражения в русском языке основных обстоятельственных значений — причины, следствия, цели, условия, уступки и времени. Пособие имеет выраженную речевую… Подробнее Купить за 320 руб
7.3. Основные способы выражения грамматических значений
Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо- Конец страницы 194
Начало страницы 195
бов выражения грамматических значений. Основными среди них являются: аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы, интонация, служебные слова, порядок слов.
Аффиксация. Главным средством выражения грамматических значений для многих языков мира (русский, белорусский, английский, французский, немецкий, турецкий, узбекский и др.) является аффиксация.Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений. (Аффиксы, как известно, используются также для словообразования, выражая в этом случае словообразовательное значение). Так, многие грамматические значения русского глагола (лицо, род, число, время) выражаются окончаниями и суффиксом
В ряду аффиксов конечная флексия оказывается очень важным средством выражения грамматических значений для большого количества языков. Например, окончаниями выражаются грамматические значения глагола в английском, немецком, французском, испанском и многих других языках. Широкое распространение конечной флексии в языках дает основание делить языки мира на флективные и нефлективные.
Грамматическое значение в слове может быть выражено и нулевым аффиксом, например, нулевым окончанием в словах
Конец страницы 195
Начало страницы 196
дом, город, лес, сад, ученик и т.д.Нулевой показательв грамматике имеет такую же формальную силу, как и положительные показатели. В системе грамматических форм он противопоставляется наличию формальных показателей, обретая тем самым в грамматических оппозициях свое грамматическое значение. В приведенных примерах нулевая флексия выражает значения именительного падежа, единственного числа и мужского рода у существительных, то есть нуль выражает сразу три грамматических значения. Нулевой грамматический показатель присутствует и в синтаксических конструкциях. Например, в выражениях типаСтол —мебель, Розы — цветы присутствует нулевая глагольная связка, которой в материальном выражении соответствуют формыесть исуть: Стол есть мебель; Розы суть цветы.
Чередования звуков в корне. Грамматические значения могут выражаться такжечередованием звуковв корне, которые иногда называютвнутренней флексией. Такие чередования звуков не обусловлены их фонетической позицией. Вместе с тем не всякое чередование звуков в корне, не обусловленное их фонетической позицией, является грамматически значимым. В русском языке имеется масса так называемых исторических, или традиционных, чередований, не обусловленных в современном языке фонетической позицией. Их называют историческими потому, что они происходили в тот или иной исторический период развития языка и не объясняются его современным состоянием. Эти чередования не выражают сами по себе грамматических значений, например,пень —пня, день —дня, сон — сна, бегу — бежишь, пеку —печешь, сухой — суше и т.д., а лишь сопровождают образование тех или иных грамматических форм, выступая в качестве обязательных по традиции. Подобные чередования образуют особую область языкознания — морфонологию, которая изучает все явления нефонетических чередований звуков. В качестве грамматически значимого способа чередования звуков в русском языке используются редко, например, при выражении видов глагола:заморозить —замораживать, упросить — упрашивать, выкормить —выкармливать, назвать — называть, избежать — избегать, собирать —собрать и т.д.
Заметнее роль звуковых чередований в передаче грамматических значений в таких языках, как английский, немецкий, араб-
Конец страницы 196
Начало страницы 197
ский, в некоторых африканских языках, в языках североамериканских индейцев. Например, в немецком языке перегласовка гласного в корне (умлаут) используется для образования формы множественного числа многих существительных: Mutter — мать, Mütter — матери, Bruder —брат, Brüder — братья, Tochter — дочь, Töchter— дочери, Ofen— печь, Öfen— печи и т.д.; в английском языке перегласовка гласных также иногда оказывается показателем множественного числа, например,tooth — зуб, teeth — зубы, mouse — мышь, mice — мыши и т.д.
Ударение. Одним из способов выражения грамматических значений является ударение. В русском языке такой способ можно наблюдать при выражении грамматического значения совершенного и несовершенного видов в глаголах:срéзать — срезáть, ссыпать — ссыпáть, выноситъ –выносúть, нарéзать — нарезáть, высыпать — высыпáть и т.д. Важным в русском языке является этот способ при различении падежа и числа в некоторых именах существительных:землú- зéмли, стены— стéны, рукú- рýки, ногú- нóги, трубы— трýбы, дóма- домá, гóрода- городá, пáруса — парусá, хýтора — хуторá и т.д. В английском языке глагол и существительное могут различаться только местом ударения в слове, например:progréss —прогрессировать, prógress -прогресс, impórt — импортировать, ímport — импорт и т.д. В разных языках грамматический способ ударения играет различную роль, что зависит от вида и типа ударения в языке. В языках с фиксированным одноместным ударением невозможны противопоставления типа отмеченных выше русских пар слов. Музыкальное ударение всегда может служить средством выражения грамматических значений.
Супплетивизм. В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней. Подобное выражение грамматических значений с помощью других корней называетсясупплетивизмом (от лат.suppleo,suppletum- пополнять, дополнять), а сами формы носят названиесупплетивных. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений считается непродуктивным. Супплетивным способом, например, выражается грамматическое значение косвенных падежей личных местоимений (я —меня, ты — тебе, он —им, мы —нас), значение множест-
Конец страницы 197
Начало страницы 198
венного числа некоторых существительных {ребенок — дети, человек — люди), грамматическое значение совершенного вида ряда глаголов(брать — взять, говорить — сказать, искать — найти), значение сравнительной степени отдельных прилагательных(хороший — лучше, плохой — хуже).
Иногда серьезную проблему представляет отграничение супплетивизма от внутренней флексии, так как и в том, и в другом случае грамматическое значение выражается изменением фонемного состава корневой морфемы. И хотя считается, что при супплетивизме изменение охватывает весь корень целиком, а при внутренней флексии — лишь часть корня, на практике существует много промежуточных случаев, требующих определения какого-то минимума корня, остающегося неизменным. А.А. Реформатский рассматривал, например, в качестве супплетивных такие формы, как поросенок — поросята, козленок —козлята, армянин -армяне, дворянин — дворяне, хозяин — хозяева, друг —друзья, брат — братья, звено —звенья и т.д., где не весь корень подвергается изменениям. Супплетивизм часто рассматривают как явление исключительное и архаичное, так как выражение грамматических значений при помощи отдельного корня слишком усложняет систему языка.
Повторы. Повторы, илиредупликации(от лат.reduplica-tio- удвоение), состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова, что связано с выражением грамматического значения. Повторы могут осуществляться без изменения звукового состава слова или с частичным изменением его. В ряде языков повтор применяется для выражения множественного числа, например, в китайском, малайском, корейском, армянском и других языках: китайскоежень — человек, жень-женъ — люди, син — звезда, син-син — звезды; малайскоеorang — человек, orang—orang —люди; корейскоеsaram —человек, saram—saram — каждый из людей; армянскоеgund — полк, gund—gund — много полков.
В русском языке повторы употребляются как средство усиления интенсивности действия или признака, а также длительности, многократности действия: да-да, нет-нет, еле-еле, чуть-чуть, добрый-добрый, большое-большое, думал-думал, высоко-высоко, ходишь-ходишь, просишь-просишь. Б.Н. Головин предпо-
Конец страницы 198
Начало страницы 199
лагает, что в русском языке существует особое грамматическое значение усилительности, которое и выражается повторением слова, обозначающего усиливаемый признак. В русском языке имеется множество звукоподражательных повторов типа ку-ку, мяу-мяу, кап-кап, хрю-хрю и эмоционально-насыщенных образований типатяп-ляп, тары-бары, шуры-муры, фигли-мигли, гоголь-моголь, шурум-бурум, которые А.А. Реформатский называл «чудными» словами со значением ‘неопределенной совокупности’. Возможно, что образования последнего типа представляют собой подражания тюркским повторам, выражающим значения собирательных существительных. Например, в казахском языкежылкы значитлошадь, ажылкы-мылкы — лошади и другой скот (лошадьё),кулак — кулак, акулак-мулак —кулачьё и т.д.
Интонация. Средством выражения грамматических значений может служитьинтонация. В некоторых языках, например, китайском, вьетнамском, интонация используется для различения как лексических значений слова, так и грамматических. В русском языке интонация также является в отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений в слове. Например, глагол в форме инфинитива может выступать в повелительном наклонении, будучи произнесенным с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию:встать! сесть! лечь! стоять! молчать! бежать! закрыть! и т.д.
В русском языке интонация как средство выражения грамматических значений широко используется в предложении. Типом интонации отличаются между собой повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, с помощью пауз внутри предложения показывают группировку членов предложения, выделяют вводные слова и выражения, могут различать простые и сложные предложения.
Служебные слова. Грамматические значения могут выражаться как внутри слова — это аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы и интонация, так и вне его — это интонация, способы служебных слов и порядка слов. Первый ряд способов называютсинтетическим (от греч.syn-thetikos- основанный на синтезе, объединяющий;synthesis- соединение, сочетание, составление), второй —аналитическим (от
Конец страницы 199
Начало страницы 200
греч. analytikos- основанный на анализе, разъединяющий;analysis- разложение, расчленение).
При синтетическом типе лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова. Так, в словерука лексическое значение выражено основойрук-, а грамматические значения именительного падежа, единственного числа, женского рода — флексией-а. Прианалитическом типе лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение. Лексическое значение выражается словом, а функции выражения грамматических значений берут на себя вспомогательные языковые средства —служебные слова: вспомогательные глаголы, предлоги, союзы, частицы, артикли. Например, в русском языке значение будущего времени у глаголов несовершенного вида выражается аналитически: лексическое значение глаголов выражается формой инфинитива, а грамматические значения числа, лица и времени спрягаемой формой глаголабыть.
Смешанный, илигибридный, тип выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического типов. Так, в русском языке грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически — падежной флексией и аналитически — предлогом{на машине, в доме, в лесу, о земле, об аварии и т.д.).
Многие языки объединяют оба типа выражения грамматических значений — синтетический и аналитический, но при этом один из типов всегда оказывается преобладающим. К языкам преимущественно синтетического строя относятся латинский, санскрит, русский, литовский, немецкий и другие языки. В языках преимущественно аналитического строя — английском, французском, испанском, датском, новогреческом, болгарском и других — преобладает аналитический тип выражения грамматических значений, основным способом которого являются служебные слова.
В ряду служебных слов функцию выражения грамматических значений в индоевропейских языках часто выполняет артикль. В английском языке артикль the является показателем имени существительного, он отличает его от глагола и других частей речи, например:the act— дело, to act— действовать, the
Конец страницы 200
Начало страницы 201
copy —копия, to copy — копировать и т.д. В немецком языке артикль указывает на род и число имен существительных.
Порядок слов. В языках, в которых нет форм словоизменения (или они используются редко) и слово обычно сохраняет одну и ту же форму,порядок слов выступает очень важным способом выражения грамматических значений. Например, в английском языке предложение имеет очень твердый порядок слов, в котором на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение, на четвертом — обстоятельство, то есть место, на котором стоит слово в высказывании, оказывается фактором, выражающим его грамматическое значение. Предложенияthe man killed a tiger —человек убил тигра иthe tiger killed the man —тигр убил человека получают противоположный смысл переменой мест подлежащего и дополнения. Важную грамматическую роль порядок слов играет также в таких языках, как китайский, французский, болгарский.
Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматических значений. Так, в предложениях Мать любит дочь иДочь любит мать, Бытие определяет сознание иСознание определяет бытие, Трамвай задел автомобиль иАвтомобиль задел трамвай значение именительного падежа создается постановкой существительного на первое место; на первом месте существительное играет роль подлежащего, на последнем — дополнения.
В каждом языке и на каждом этапе его развития количество используемых грамматических способов и их регулярность различны: одни являются преимущественными, используются чаще, чем другие, иные могут вовсе отсутствовать.
6.2. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы
6.2. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы
Грамматическая категория выступает в современном понимании как обобщение грамматических значений. Одно слово может обладать несколькими грамматическими категориями. Лучше всего грамматические категории можно определить как совокупность тождественных грамматических значений.
Так, например, значения отдельных родов выделяются в категорию рода, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени.
Существует несколько типов грамматических категорий. В основе классификации грамматических категорий лежат два принципа: количество членов, образующих категорию, и характер отношений между ними. В грамматической категории не может быть менее двух членов. Одна форма не обладает грамматическим значением и лишена регулярности. Следовательно, есть категории, которые состоят из двух членов и поэтому называются бинарными. Например, категория числа является бинарной, т.к. обладает двумя членами: единственным и множественным числом.
Существуют грамматические категории и с большим числом членов. Например, категория рода является трехчленной: женский, мужской и средний род. А категория падежа содержит шесть членов.
Грамматические категории обладают важной особенностью: некоторые категории обладают способностью противопоставлять словоформы одной лексемы, а другие не имеют такой способности. В зависимости от этого различают словоизменительные и лексико-грамматические категории. Словоизменительными называют такие категории, которые способны противопоставлять словоформы одной лексемы. К ним относится категория числа, времени. К лексико-грамматическим относится категория рода, т.к. не способна противопоставлять словоформы одной лексемы.
Данные типы грамматических категорий определяются грамматическими значениями, которыми обладает слово. Под грамматическим значением понимают значение обобщенное, обязательно присутствующее в каждой форме, регулярное, формально выраженное, являющееся одним из противопоставительных элементов грамматической категории.
Из этого определения следует, что грамматическое значение обладает обобщенностью, т.е. оно всегда представлено целой группой слов. Грамматическое значение принадлежит не только отдельному слову, но и целому грамматическому классу слов.
Грамматическое значение обязательно выражено формальными грамматическими средствами – прежде всего окончаниями и служебными словами. Важно отметить, что грамматическое значение имеет дополнительный характер по отношению к лексическому значению. Лексическое значение выражает значение слова в основе, а грамматическое – уточняет, конкретизирует.
Грамматические значения выделяются при сопоставлении внутри одной грамматической категории. Этот признак также можно назвать аппозитивностью. Но поскольку существует система, то имеют место и алогичные факты. Например, все существительные имеют число: единственное и множественное, но есть и существительные, которые имеют только множественное или только единственное число.
Слово мебель обозначает множественное число, но по форме оно единственного числа. Такого же типа слова народ, стая.
Грамматическое значение имеет национальное своеобразие. В русском языке все существительные распределены по роду, в других языках рода может не быть.
Самое общее грамматическое значение в слове называется категориальным. Оно выделяется в пределах одной части речи. Существительное и прилагательное имеют значение признаковости в широком смысле. Глагол обозначает процессуальность.
Грамматическая форма слова представляет собой единство грамматических значений и средств их выражения.
В зависимости от речевой потребности мы употребляем в конкретных высказываниях ту или иную форму слова. В грамматике слово – это разветвленная система грамматических разновидностей: дом, дома, дому, дом, домам, (о) доме; дома, домов, домам, дома, домами, (о) домах. Здесь перечислены все словоформы дома.
Эти грамматические формы отличаются друг от друга прежде всего грамматическими значениями: дом и дома. Различия существуют по числу; дом и домов – по числу и падежу одновременно. Также их отличают и такие показатели, которые служат средством выражения грамматических значений.
Выделяют два типа грамматических форм: простые и составные. Простые грамматические формы выражаются с помощью окончаний и суффиксов, постфиксов: дом-а; сиж-у; чита-л; дом стро-ит-ся; чита-ющ-ий.
В составных формах грамматическое значение передается с помощью служебных компонентов: самый красивый, более полный, буду жить, любил бы.
Несмотря на то что одно слово имеет несколько различных грамматических форм, существует два фактора, которые показывают, что это одно слово. К ним относятся единое лексическое значение и общая формальная основа. Нужно отметить, что случаи несовпадения основ в русском языке встречаются редко.
Изменение словоформ имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в грамматике называют склонением, а изменение словоформ глагола – спряжением. Хотя нужно отметить, что в русском языке есть существительные типа пальто, прилагательные типа беж, хаки, хинди, а также союзы, наречия, предлоги и глаголы хвать, толк, которые не изменяются: не склоняются и не спрягаются. Основной чертой таких слов является неизменяемость. Она и определяет все их грамматическое поведение в предложении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
7.3. Основные способы выражения грамматических значений
Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо-
Конец страницы 194
Начало страницы 195
бов выражения грамматических значений. Основными среди них являются: аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы, интонация, служебные слова, порядок слов.
Аффиксация. Главным средством выражения грамматических значений для многих языков мира (русский, белорусский, английский, французский, немецкий, турецкий, узбекский и др.) является аффиксация.Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений. (Аффиксы, как известно, используются также для словообразования, выражая в этом случае словообразовательное значение). Так, многие грамматические значения русского глагола (лицо, род, число, время) выражаются окончаниями и суффиксом-л-: работа-ю, работа-ешъ, работа-em, работа-ем, работа-ете, работа-ют, работа-л, работа-л-а, работа-л-о, работа-л-и. Значения совершенного и несовершенного видов глагола в русском языке может выражаться приставками, например:писать — написать, делать — сделать, читать — прочитать, строить — построить. Окончания, суффиксы и префиксы используются в русском языке для выражения грамматических значений прилагательных:красный, красн-ая, красн-ое — выражается соответствующий род и именительный падеж,красив, красив-а, красив-о, красив-ы — род и число,красив-ее, добр-ее, умн-ее — сравнительная степень,кра-сив-ейш-ий, добр-ейш-ий, умн-ейш-ий, наи-красивейший, наидобрейший, наи-умнейший — превосходная степень. Широко употребляется аффиксация и при выражении грамматических значений у других частей речи. Она выступает одним из главных способов выражения грамматических значений в русском языке.
В ряду аффиксов конечная флексия оказывается очень важным средством выражения грамматических значений для большого количества языков. Например, окончаниями выражаются грамматические значения глагола в английском, немецком, французском, испанском и многих других языках. Широкое распространение конечной флексии в языках дает основание делить языки мира на флективные и нефлективные.
Грамматическое значение в слове может быть выражено и нулевым аффиксом, например, нулевым окончанием в словах
Конец страницы 195
Начало страницы 196
дом, город, лес, сад, ученик и т.д.Нулевой показательв грамматике имеет такую же формальную силу, как и положительные показатели. В системе грамматических форм он противопоставляется наличию формальных показателей, обретая тем самым в грамматических оппозициях свое грамматическое значение. В приведенных примерах нулевая флексия выражает значения именительного падежа, единственного числа и мужского рода у существительных, то есть нуль выражает сразу три грамматических значения. Нулевой грамматический показатель присутствует и в синтаксических конструкциях. Например, в выражениях типаСтол —мебель, Розы — цветы присутствует нулевая глагольная связка, которой в материальном выражении соответствуют формыесть исуть: Стол есть мебель; Розы суть цветы.
Чередования звуков в корне. Грамматические значения могут выражаться такжечередованием звуковв корне, которые иногда называютвнутренней флексией. Такие чередования звуков не обусловлены их фонетической позицией. Вместе с тем не всякое чередование звуков в корне, не обусловленное их фонетической позицией, является грамматически значимым. В русском языке имеется масса так называемых исторических, или традиционных, чередований, не обусловленных в современном языке фонетической позицией. Их называют историческими потому, что они происходили в тот или иной исторический период развития языка и не объясняются его современным состоянием. Эти чередования не выражают сами по себе грамматических значений, например,пень —пня, день —дня, сон — сна, бегу — бежишь, пеку —печешь, сухой — суше и т.д., а лишь сопровождают образование тех или иных грамматических форм, выступая в качестве обязательных по традиции. Подобные чередования образуют особую область языкознания — морфонологию, которая изучает все явления нефонетических чередований звуков. В качестве грамматически значимого способа чередования звуков в русском языке используются редко, например, при выражении видов глагола:заморозить —замораживать, упросить — упрашивать, выкормить —выкармливать, назвать — называть, избежать — избегать, собирать —собрать и т.д.
Заметнее роль звуковых чередований в передаче грамматических значений в таких языках, как английский, немецкий, араб-
Конец страницы 196
Начало страницы 197
ский, в некоторых африканских языках, в языках североамериканских индейцев. Например, в немецком языке перегласовка гласного в корне (умлаут) используется для образования формы множественного числа многих существительных: Mutter — мать, Mütter — матери, Bruder —брат, Brüder — братья, Tochter — дочь, Töchter— дочери, Ofen— печь, Öfen— печи и т.д.; в английском языке перегласовка гласных также иногда оказывается показателем множественного числа, например,tooth — зуб, teeth — зубы, mouse — мышь, mice — мыши и т.д.
Ударение. Одним из способов выражения грамматических значений является ударение. В русском языке такой способ можно наблюдать при выражении грамматического значения совершенного и несовершенного видов в глаголах:срéзать — срезáть, ссыпать — ссыпáть, выноситъ –выносúть, нарéзать — нарезáть, высыпать — высыпáть и т.д. Важным в русском языке является этот способ при различении падежа и числа в некоторых именах существительных:землú- зéмли, стены— стéны, рукú- рýки, ногú- нóги, трубы— трýбы, дóма- домá, гóрода- городá, пáруса — парусá, хýтора — хуторá и т.д. В английском языке глагол и существительное могут различаться только местом ударения в слове, например:progréss —прогрессировать, prógress -прогресс, impórt — импортировать, ímport — импорт и т.д. В разных языках грамматический способ ударения играет различную роль, что зависит от вида и типа ударения в языке. В языках с фиксированным одноместным ударением невозможны противопоставления типа отмеченных выше русских пар слов. Музыкальное ударение всегда может служить средством выражения грамматических значений.
Супплетивизм. В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней. Подобное выражение грамматических значений с помощью других корней называетсясупплетивизмом (от лат.suppleo,suppletum- пополнять, дополнять), а сами формы носят названиесупплетивных. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений считается непродуктивным. Супплетивным способом, например, выражается грамматическое значение косвенных падежей личных местоимений (я —меня, ты — тебе, он —им, мы —нас), значение множест-
Конец страницы 197
Начало страницы 198
венного числа некоторых существительных {ребенок — дети, человек — люди), грамматическое значение совершенного вида ряда глаголов(брать — взять, говорить — сказать, искать — найти), значение сравнительной степени отдельных прилагательных(хороший — лучше, плохой — хуже).
Иногда серьезную проблему представляет отграничение супплетивизма от внутренней флексии, так как и в том, и в другом случае грамматическое значение выражается изменением фонемного состава корневой морфемы. И хотя считается, что при супплетивизме изменение охватывает весь корень целиком, а при внутренней флексии — лишь часть корня, на практике существует много промежуточных случаев, требующих определения какого-то минимума корня, остающегося неизменным. А.А. Реформатский рассматривал, например, в качестве супплетивных такие формы, как поросенок — поросята, козленок —козлята, армянин -армяне, дворянин — дворяне, хозяин — хозяева, друг —друзья, брат — братья, звено —звенья и т.д., где не весь корень подвергается изменениям. Супплетивизм часто рассматривают как явление исключительное и архаичное, так как выражение грамматических значений при помощи отдельного корня слишком усложняет систему языка.
Повторы. Повторы, илиредупликации(от лат.reduplica-tio- удвоение), состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова, что связано с выражением грамматического значения. Повторы могут осуществляться без изменения звукового состава слова или с частичным изменением его. В ряде языков повтор применяется для выражения множественного числа, например, в китайском, малайском, корейском, армянском и других языках: китайскоежень — человек, жень-женъ — люди, син — звезда, син-син — звезды; малайскоеorang — человек, orang—orang —люди; корейскоеsaram —человек, saram—saram — каждый из людей; армянскоеgund — полк, gund—gund — много полков.
В русском языке повторы употребляются как средство усиления интенсивности действия или признака, а также длительности, многократности действия: да-да, нет-нет, еле-еле, чуть-чуть, добрый-добрый, большое-большое, думал-думал, высоко-высоко, ходишь-ходишь, просишь-просишь. Б.Н. Головин предпо-
Конец страницы 198
Начало страницы 199
лагает, что в русском языке существует особое грамматическое значение усилительности, которое и выражается повторением слова, обозначающего усиливаемый признак. В русском языке имеется множество звукоподражательных повторов типа ку-ку, мяу-мяу, кап-кап, хрю-хрю и эмоционально-насыщенных образований типатяп-ляп, тары-бары, шуры-муры, фигли-мигли, гоголь-моголь, шурум-бурум, которые А.А. Реформатский называл «чудными» словами со значением ‘неопределенной совокупности’. Возможно, что образования последнего типа представляют собой подражания тюркским повторам, выражающим значения собирательных существительных. Например, в казахском языкежылкы значитлошадь, ажылкы-мылкы — лошади и другой скот (лошадьё),кулак — кулак, акулак-мулак —кулачьё и т.д.
Интонация. Средством выражения грамматических значений может служитьинтонация. В некоторых языках, например, китайском, вьетнамском, интонация используется для различения как лексических значений слова, так и грамматических. В русском языке интонация также является в отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений в слове. Например, глагол в форме инфинитива может выступать в повелительном наклонении, будучи произнесенным с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию:встать! сесть! лечь! стоять! молчать! бежать! закрыть! и т.д.
В русском языке интонация как средство выражения грамматических значений широко используется в предложении. Типом интонации отличаются между собой повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, с помощью пауз внутри предложения показывают группировку членов предложения, выделяют вводные слова и выражения, могут различать простые и сложные предложения.
Служебные слова. Грамматические значения могут выражаться как внутри слова — это аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы и интонация, так и вне его — это интонация, способы служебных слов и порядка слов. Первый ряд способов называютсинтетическим (от греч.syn-thetikos- основанный на синтезе, объединяющий;synthesis- соединение, сочетание, составление), второй —аналитическим (от
Конец страницы 199
Начало страницы 200
греч. analytikos- основанный на анализе, разъединяющий;analysis- разложение, расчленение).
При синтетическом типе лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова. Так, в словерука лексическое значение выражено основойрук-, а грамматические значения именительного падежа, единственного числа, женского рода — флексией-а. Прианалитическом типе лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение. Лексическое значение выражается словом, а функции выражения грамматических значений берут на себя вспомогательные языковые средства —служебные слова: вспомогательные глаголы, предлоги, союзы, частицы, артикли. Например, в русском языке значение будущего времени у глаголов несовершенного вида выражается аналитически: лексическое значение глаголов выражается формой инфинитива, а грамматические значения числа, лица и времени спрягаемой формой глаголабыть.
Смешанный, илигибридный, тип выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического типов. Так, в русском языке грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически — падежной флексией и аналитически — предлогом{на машине, в доме, в лесу, о земле, об аварии и т.д.).
Многие языки объединяют оба типа выражения грамматических значений — синтетический и аналитический, но при этом один из типов всегда оказывается преобладающим. К языкам преимущественно синтетического строя относятся латинский, санскрит, русский, литовский, немецкий и другие языки. В языках преимущественно аналитического строя — английском, французском, испанском, датском, новогреческом, болгарском и других — преобладает аналитический тип выражения грамматических значений, основным способом которого являются служебные слова.
В ряду служебных слов функцию выражения грамматических значений в индоевропейских языках часто выполняет артикль. В английском языке артикль the является показателем имени существительного, он отличает его от глагола и других частей речи, например:the act— дело, to act— действовать, the
Конец страницы 200
Начало страницы 201
copy —копия, to copy — копировать и т.д. В немецком языке артикль указывает на род и число имен существительных.
Порядок слов. В языках, в которых нет форм словоизменения (или они используются редко) и слово обычно сохраняет одну и ту же форму,порядок слов выступает очень важным способом выражения грамматических значений. Например, в английском языке предложение имеет очень твердый порядок слов, в котором на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение, на четвертом — обстоятельство, то есть место, на котором стоит слово в высказывании, оказывается фактором, выражающим его грамматическое значение. Предложенияthe man killed a tiger —человек убил тигра иthe tiger killed the man —тигр убил человека получают противоположный смысл переменой мест подлежащего и дополнения. Важную грамматическую роль порядок слов играет также в таких языках, как китайский, французский, болгарский.
Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматических значений. Так, в предложениях Мать любит дочь иДочь любит мать, Бытие определяет сознание иСознание определяет бытие, Трамвай задел автомобиль иАвтомобиль задел трамвай значение именительного падежа создается постановкой существительного на первое место; на первом месте существительное играет роль подлежащего, на последнем — дополнения.
В каждом языке и на каждом этапе его развития количество используемых грамматических способов и их регулярность различны: одни являются преимущественными, используются чаще, чем другие, иные могут вовсе отсутствовать.
§ 46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.
В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.
Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы. Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.
В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой — несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.
Ср.: лексическое значение реляционное значение
учи + тель + Ш
деривационное
значение
грамматическое значение
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.
Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных — обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.
Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.
Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ
КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ , ХОДИЛШ -ХОДИЛ А — ХОДИЛИ,
где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени — ХОДИЛ, ВИДЕЛА.
Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) — teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.
Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.
Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных . В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.