Транскрипция слова класс в русском языке 2 класс – класс — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Содержание

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА — 2 класс

Гласные звуки

В русском алфавите всего 33 буквы.
Две из них – Ь, Ъ — не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают.

Гласные буквы: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].  
А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука). Обозначают два звука, если стоят:
Я — [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо]

* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением.
век — [в’эк], мяч- [м’ач’], блюз — [бл’ус], мед — [м’от]

В безударном положении эти буквы после согласного

обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

Согласные звуки
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.

 Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

Согласных звуков в русском языке – 36.

Парные согласные звуки

 твердые звонкие твердые глухие мягкие звонкие мягкие глухие
 [б] [п]  [б’] [п’]
 [в] [ф]  [в’] [ф’]
 [г]  [к]  [г’] [к’]
 [д]  [т]  [д’] [т’]
[ж][ш]  
[з][с]
[з’]
[с’]
    

Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].

Непарных звонких звуков – 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].

Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

ПРИМЕРЫ


 

вода — [вада’] во — да’
[в] — согл., парн. тв., парн. звон.
[а] — гласн., безударн.
[д] — согл., парн. тв., парн. звон.
[а] — гласн., ударн.
4 б , 4 зв.

 

вьюга — [вйу’га]
в [в’] — согл, парн. мяг., парн. звон.
ь —
   [й’] — согл., непарн. мяг., непарн. звон.
ю [у] — глас., удар.
г [г] — согл., парн. твер., парн. звон.

а [а] — глас, безуд.
5 б., 5 зв.

 

СХЕМЫ — ПОДСКАЗКИ

 

klass1-4.ru

Карточки по русскому языку для 2 класса по программе «Школа России».

Карточки по русскому языку для 2 класса по программе «Школа России».

Тема: «Звуки и буквы»

1.  Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Балет — [_____________] ____б., _____зв.

Медальон — [_____________]  _____б., _____зв.

Бельчонок — [_____________] _____б., ______зв.

Ябеда — [_____________]  _______б., ______зв.

2. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоко — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________]  ____зв., ____ б.

Пальто — [_____________] ____зв., _____ б.

3. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Заяц — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Медведь- [_____________] ____зв., ____ б.

Лось — [_____________] ____зв., _____ б.

4. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ёлка —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Речка- [_____________] ____зв., ____ б.

Мяч — [_____________] ____зв., _____ б.

5. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ягода — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________] ____зв., ____ б.

Гусь — [_____________] ____зв., _____ б.

6. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоня — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Берёза- [_____________]  ____зв., ____ б.

Лось — [_____________] ____зв., _____ б.

7. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ящерица —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Машина — [_____________] ____зв., ____ б.

Конь — [_____________] ____зв., _____ б.

8. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Январь —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Капуста — [_____________] ____зв., ____ б.

Шёл — [_____________] ____зв., _____ б.

9. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Родина —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Молния — [_____________] ____зв., ____ б.

Яма — [_____________] ____зв., _____ б.

10. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Воробей —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Стирка — [_____________] ____зв., ____ б.

Ель — [_____________] ____зв., _____ б.

11. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Язык —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Москва — [_____________] ____зв., ____ б.

Пальто — [_____________] ____зв., _____ б.

infourok.ru

Схема фонетического разбора. 2 класс.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ (гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р, Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], м

орж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 слога [й’ама]

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ
(гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р,

Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], морж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 сл. (поставь ударение)

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ (гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р, Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], морж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 слога [й’ама]

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ (гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р, Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], морж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 сл. (поставь ударение)

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ (гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р, Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], морж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 слога [й’ама]

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (звуко-буквенный)

ЗВУКИ

1.ГЛАСНЫЕ (гл.) (а, о, у, э, ы,и)

2. уд . или безуд.

ПОМНИ:

1.буквы е, ё, ю, я

Один звук после согл. [ э, о, у, а]

Петя [ П’ э т’ а], брюки [ б р’ у к’ и]

2. буквы е, ё, ю, я

2 звука после гласной

моя [ м а й’а ]

2 звука после ь, ъ

пьёт [ п’ й’ о т] , съёмка [с й’ о м к а]

2 звука в начале слова

ёлка [ й’ о л к а]

1. СОГЛАСНЫЕ (согл.)

2. ВСЕГДА пиши: звонк.парн., (Б, В, Г, Д, Ж, З)

звонк.непарн., (Л, М, Н, Р, Й’)

глух.парн., (П,Ф, К, Т, Ш, С)

глух.непарн., (Х, Ч’, Щ’, Ц)

3. ВСЕГДА пиши: мягк. непарн. (Ч‘, Щ’, Й’)

тв.непарн. (Ц)

или ДУМАЙ:

мягк.парн., если за согл. стоит буква Я,Ё, Е, Ю, И, Ь Например: пять [ п’ а т’] , мяч [ м’ а ч’] , Люся [ Л’ у с’а]

НО:

тв.парн. (Ж, Ш, + если за согл. стоит буква А, О, У, Э, Ы,Ъ

Например: парта [п а р т а], морж [м о р ш], лужа [л у ж а],

съел [ с й’э л]

ВСЕГДА пиши:

Й – [ й’] – cогл., звонк. непарн., мягк. непарн.

Ч — [ ч’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Щ — [ щ’] – cогл., глух. непарн., мягк. непарн.

Ж — [ ж ] – cогл., звонк. парн., тв. парн.

Ш — [ ш ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Ц — [ ц ] – cогл., глух. парн., тв. парн.

Пример: Яма, я-ма – 2 сл. (поставь ударение)

Я — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[а] — гл., уд.

м — [м] — согл., звонк.непарн., тв. парн.

а — [а] — гл., безуд.

3 б., 4 зв.

infourok.ru

Урок по русскому языку во 2 классе на тему » Фонетический разбор слова»

Тема: «Фонетический разбор слова»

Цель:

Научить учащихся производить фонетический разбор слова.

Задачи:

— развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные;

— умения правильно ставить ударение и делить слова на слоги;

— воспитывать интерес к языку

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: фонетический разбор слов, фронтальный опрос, развитие речи

Оборудование: раздаточно-дидактический материал

Ход урока:

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Проверка домашнего задания

— Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.

— Кстати, что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?

Получается:

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

[з,и м л,а]

[л,э ф]

[ц в,и т о к]

[а т к р ы т,]

[м а р о с,]

[а ч,к,и]

— Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».

Изучение нового материала

— Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

— Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

— Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?

Фонетический опрос

— Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.

— Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

— На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

— Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

— Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

— Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

— В чем разница между буквой и звуком?

— Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

— Сколько непарных глухих? (4)

— Назовите. [х, ц, ч, щ]

— Сколько непарных мягких согласных? (3)

— Назовите. [ч,, щ,, й,]

— Сколько непарных твердых согласных? (3)

— Назовите. [ж, ш, ц]

— Сколько глысных звуков? (6)

— Сколько согласных звуков? (36)

— Сколько всего звуков? (42)

— Молодцы, ребята!

Физминутка

— Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

— Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

— Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

— Убежали мышки вон (бег на месте).

— Отдохнули. Теперь сел ровно. Спинки выпрямили. Теперь перейдем к изучению нового материала.

Объяснения учителя

— Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.

— А теперь я покажу вам как надо выполнять фонетический разбор.

— С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

Пень – 1 слог.

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п, э н,]

— Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?

IV. Закрепление изученного.

– Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов. (учащийся у доски)

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слога

т [т] — согл., парн., глух., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

к [к] — согл., парн., глух., тв..

в [в] — согл., парн., зв., тв..

а [а] — гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

камы´ш – 2 слога

к [к] — согл., парн., глух., тв..

а [а] — гл., безуд..

м [м] — согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

ш [ш] — согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

Работа в команде по карточкам

Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, договор, средства, километр, свёкла, творог.

В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это слово.

Правильно произнесите записанные слова.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

— Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20 баллов.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

— Итак, ребята, наш урок заканчивается.

— Чему мы научились сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

— Что на уроке понравилось больше всего?

— Выставили оценки, заработанные вами на уроке.

— Открыли дневники, записываем домашнее задание все, кроме команды С.Боброва, выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.

— Команда Семена составит связанный рассказ на тему: «Что я знаю о фонетике?»

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произнашение.

Например: булочная, гречневый, сливочный.

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

multiurok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему: Памятка Фонетический разбор слова 2 класс. Перспектива.

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, количество гласных и согласных.

2. Фонетическая транскрипция слова.

3. Характеристика звуков по порядку:

— согласный,  звонкий – глухой, твёрдый – мягкий

-гласный , ударный- бзударный;

4. Пишу количество букв и звуков.

ОБРАЗЕЦ:

Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м — [м] — согл., зв., тв.;

о —  [а] – гласн., безуд.;

р —  [р ] – согл., зв., тв.;

к —  [к ] – согл., глух., тв.;

о —  [о ] – гл., уд.;

в —  [ф’] – согл., глух., мягк.;

ь  —  [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, количество гласных и согласных.

2. Фонетическая транскрипция слова.

3. Характеристика звуков по порядку:

— согласный,  звонкий – глухой, твёрдый – мягкий

-гласный , ударный- бзударный;

4. Пишу количество букв и звуков.

ОБРАЗЕЦ:

Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м — [м] — согл., зв., тв.;

о —  [а] – гласн., безуд.;

р —  [р ] – согл., зв., тв.;

к —  [к ] – согл., глух., тв.;

о —  [о ] – гл., уд.;

в —  [ф’] – согл., глух., мягк.;

ь  —  [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, количество гласных и согласных.

2. Фонетическая транскрипция слова.

3. Характеристика звуков по порядку:

— согласный,  звонкий – глухой, твёрдый – мягкий

-гласный , ударный- бзударный;

4. Пишу количество букв и звуков.

ОБРАЗЕЦ:

Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м — [м] — согл., зв., тв.;

о —  [а] – гласн., безуд.;

р —  [р ] – согл., зв., тв.;

к —  [к ] – согл., глух., тв.;

о —  [о ] – гл., уд.;

в —  [ф’] – согл., глух., мягк.;

ь  —  [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, количество гласных и согласных.

2. Фонетическая транскрипция слова.

3. Характеристика звуков по порядку:

— согласный,  звонкий – глухой, твёрдый – мягкий

-гласный , ударный- бзударный;

4. Пишу количество букв и звуков.

ОБРАЗЕЦ:

Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м — [м] — согл., зв., тв.;

о —  [а] – гласн., безуд.;

р —  [р ] – согл., зв., тв.;

к —  [к ] – согл., глух., тв.;

о —  [о ] – гл., уд.;

в —  [ф’] – согл., глух., мягк.;

ь  —  [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

nsportal.ru

Транскрипция слова. План фонетического разбора слов. Таблицы соответствия

Основные понятия

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

Осталось посчитать количество звуков и букв.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

 Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.

Примеры фонетического разбора

Милиция – ми-лИ-ци-я

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

Будто — бУд-то

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.

Правила транскрибирования текста

Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:

Правила переноса слов

olgadyachenko.ru

Фонетический разбор слова. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы узнаете, как выполнить фонетический разбор слова, повторите знания о звуках и буквах русского языка. Познакомитесь с правилами произношения слов с парными согласными.

Из звуков состоят слова устной речи. Среди звуков есть гласные и согласные. Первые так называются потому, что произносятся с голосом. Когда мы их произносим, воздух не встречает преграды.

Вторые в речи присоединяются к гласным, потому так и называются: согласные. При произнесении этих звуков воздух всегда встречает преграду.

Среди гласных звуков один ударный, а остальные, если есть, безударные.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Большая их часть составляет пары по твёрдости-мягкости. Например: б-б’, м-м’, в-в’. У некоторых пары нет.

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие согласные звуки: [щ’], [ч’], [й’]

Помогут запомнить эти согласные звуки предложения: Жонглёр жонглирует шарами и цветами. Щука, чайка.

 Учёные придумали, как можно обозначать звуки нашей речи.

Они договорились использовать буквы, но ставить их в особые квадратные скобки. Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую.

 Ещё согласные бывают звонкие и глухие. Многие из них объединяются в пары по звонкости-глухости. Например, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Но есть и такие, которые не имеют глухой или звонкой пары. Например, непарные звонкие: [л], [м], [н], [р], [й’], непарные глухие: [х], [ч’], [ц], [щ’].

На письме звуки обозначаются буквами.

Русский алфавит включает в себя 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь (эти буквы звуков не обозначают).

Буквы гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

12 букв обозначают парные по звонкости-глухости согласные звуки.

Буквы согласных парных по звонкости-глухости: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Буквы л, м, н, р, й обозначают непарные звонкие согласные звуки.

Буквы х, ч, ц, щ обозначают непарные глухие согласные звуки.

Произнесём слово «люк».

Перед вами транскрипция слова (передача звуков речи на письме с помощью специальных знаков): [л’ у к]

Услышали первый звук [л’] мягкий согласный? Напишем первую букву л.

Ещё раз послушаем себя: [л’у. Второй звук гласный [у].

Какую букву надо выбрать? Напишем букву у. Получится у нас «лук». Нужна буква ю.

Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.

Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного пишу буквы а, о, у, ы, э.

Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного пишу буквы я, ё, ю, и, е.

[н о с] – после твёрдого согласного [н] звук [о] обозначаем буквой о.

[н’ о с] – после мягкого согласного [н’] звук [о] обозначаем буквой ё.

Запишите слова буквами.

[у т’ а΄ т а] – утята Буква я обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [а] [с’ о΄ с т р ы] – сёстры Буква ё обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [о] [д’ эʹ н’] – день Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [э]

Буква ь обозначает мягкость согласного.

О чём напоминает таблица?

[ж ыʹ] – жѝ                [ч΄á] – чá                    [ч’ ý] – чý
[ш ы΄] – шѝ                [щʹá] – щá                  [щ’ý] – щý

Сочетания жи – ши пишутся с буквой и, а слышим звук [ы]. Сочетания ча – ща пишутся с буквой а, и звук слышим [а].

Ошибочно подменять звук [а] буквой я в звуковой схеме.

Сочетания чу – щу пишутся с буквой у, и звук слышим у].

Ошибочно подменять звук [у] буквой ю в звуковой схеме.

Вот так составили транскрипции к словам с данными орфограммами:

[ж ы т’] – жить [щ’ у к а] – щука [ч’ а ш к а] – чашка [ч’ у л а н] – чулан

Ошибочно подменять звуки [э, о, у, а] буквами е, ё, ю, я в транскрипции.

Произнесём эти буквы:

е – [й’ э], ё – [й’ о], ю – [й’ у], я – [й’ а].

Эти буквы могут обозначать два звука.

Два звука они обозначают в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь знаков.

яма [й’ аʹ м а]

ель [й’ э л’]

Буквы я, е обозначают два звука, так как стоят в начале слова.

даёт [д а й’ о΄ т]

приятный [п р’и й’ аʹ т н ы й’]

Буквы ё, я обозначают два звука, так как стоят после гласных.

вьюга [в’ й’ у΄ г а]

въеду [в й’ эʹ д у]

Буквы ю, е обозначают два звука, так как стоят после разделительных ъ и ь знаков.

Звук [й’] передаётся буквой й и сочетанием букв ьи.

[л’ и΄ с’ й’ и] – лисьи

[п т’ иʹч’ й’ и] – птичьи

[м у р а в’ й’ и] – муравьи

В словах есть орфограммы, например безударных гласных и парных по глухости и звонкости согласных.

Чтобы не ошибиться в фонетическом разборе слова, обязательно произносите слова вслух, обращая внимание на звучание гласных и согласных.

1. На конце слова и перед глухими согласными на месте букв звонких согласных произносятся парные глухие согласные:

гла [с] (глаз), зага [т] ка (загадка), ро [п] кий (робкий), кни [ш] ка (книжка)

2. Перед звонкими парными (кроме [в]) на месте букв глухих согласных звучат парные звонкие:

Про [з’] ба (просьба), э [г] замен (экзамен), фу [д] бол (футбол).

 

Определим, какой безударный гласный звук произносится на месте пропуска.

Звонόк, колόть, бежáть, вязáть.

Зв нόк, к лόть, б жáть, в зáть.

Зв [а] нόк, к [а] лόть, б [и] жáть, в [и] зáть.

 С помощью значка транскрипции покажите, какой звук обозначает подчёркнутая в слове буква.

ошѝбка – [а] ши [п] ка

моркόвь – м [а] рко [ф’]

леснѝк л – [и] сни [к]

сдéлать – [з] делать

1. Послушай слово и запиши его (в столбик) значками звуков, укажи ударение (если не один слог).

2. Дай характеристику каждого звука:

  • гласный или согласный;
  • гласный: ударный или безударный;
  • согласный: твёрдый или мягкий;
  • звонкий или глухой.

3. Обозначь звуки буквами.

4. Укажи количество слогов, звуков и букв.

5. Запиши слово в строчку. Если есть орфограммы, отметь их.

Послушай слово: [й’ о ш]. Запишем его значками звуков.

[й’] – согласный, звонкий, мягкий ё

[о] – гласный

[ш] – согласный, глухой, твёрдый ж

3 звука, 2 буквы, 1 слог

ёж

Обозначим звуки буквами.

Два звука [й’о] обозначаются буквой ё, она стоит в начале слова.

Глухой звук ш в конце слова обозначаем буквой ж.

Проверить парный согласный можно словом ежи.

Произнесём слово тетрадь.

[т’] – согласный, глухой, мягкий т

[и] – гласный, безударный е

[т] – согласный, глухой, твёрдый т

[р] – согласный, звонкий, твёрдый р

[á] – гласный, ударный а

[т’] – согласный, глухой, мягкий дь

6 звуков, 7 букв, 2 слога

Тетрáдь

Букв больше, так как мягкий знак звука не обозначает.

[у] –                                        […] – о
[ч’] –               […] – ю          [к] –
[…] – е            [л] –                [н] –
[б] –                [а] –                 [о] –
[н’] –
[и] –
[к] –

Рис. 1. Образец

На уроке вы вспомнили, что известно о звуках и буквах, и узнали, как выполнить звуко-буквенный разбор слова.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание 

  1. Прочитай транскрипции, правильно запиши данные слова.
    [Горат], [ст’эп’], [л’от], [сл’ид’ил], [с’им’й’а], [й’асл’и], [м’ач’].
  2. Закончи транскрипцию слов и допиши буквы.
    [м’] –                                      [в] –
    [и] –                […] –я            [а] –
    [д] –                [г] –                [р] –
    [в’] –               [а] –                […] – о
    […] – е           [т] –                [б’] –
    [т’] –               [к] –                [й’] –
                          [а] –                [и] –
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слов: ребята, певунья, денёк.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Russkiy-na-5.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *