Транскрипция по русскому языку: Ничего не найдено для Transkripciya %23S 2

Содержание

Фонетическая транскрипция — Русский язык без проблем

вернуться на стр. «ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР«, перейти на стр. «ФОНЕТИКА В ПЕСНЯХ«,  «ФОНЕТИКА В ТАБЛИЦАХ» вернуться на гавную

Фонетическая транскрипция в школе

  1. Транскрипция заключается в квадратные скобки.
  2. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания при транскрибировании предложений. Паузы между отрезками речи (обычно совпадают с местом постановки знаков препинания) обозначаются двойной наклонной чертой // (значительная пауза) или одинарной / (более короткая пауза).
  3. В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение: [з’имá] — зима. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад — [фсат], [ф_сат].
  4. Мягкость согласного звука обозначается апострофом: [с’эл] — сел.
  5. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и
    й
    .
  • Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука, например:

а) [н’] — апострофом обозначают мягкие согласные: [н’обо] — нёбо;

б) долгота звука обозначается надстрочной чертой или двоеточием: [ван:а] — ванна.

  • Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш’] (или [ш’:]): у[ш’]елье — ущелье, [ш’]етина — щетина.
  • Звуки [ш’], [й], [ч] всегда мягкие. Примечание. У звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается.
  • Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые. Исключения: мягкий [ж’] звучит в словах: жюри — [ж’]юри, Жюльен — [ж’]юльен, Жюль — [ж’]юль.
  • Буквы ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак) не обозначают звуки, т.е. таких знаков в транскрипции для согласных нет: [раз’йом] — разъём, [тр’иэугол’ный] — треугольный.
  1. Запись гласных звуков
  • Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] — [п’ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л’эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад.
  • Буквы е, ё, я, ю обозначают двойные звуки [йэ], [йо], [йа], [йу]: [йа]блоко — яблоко, водо[йо]м — водоём, [йу]г — юг, [йэ]ль — ель. Буква и после разделительного мягкого знака тоже обозначает двойной звук [йи]: воро[б’йи] — воробьи.
  • Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкáльный, р[у]кá, вóд[у], [у]дáр.
  • Безударные гласные [и], [ы], [а] не обязательно используются на месте аналогичных букв — следует внимательно прислушиваться к произношению слова: мод[ы]льер — модельер, д[а]ска — доска, [и]кскурсант — экскурсант, [а]быскать — обыскать.

Образец фонетической транскрипции для школы

Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.

[бал’шáйа плóш’ат’ // на_катóрай распалажы´лас’ цэ´ркаф’ // былá сплош зан’итá /дл’ и´ным’и р’идáм’и т’ил’э´к //]

 

Фонетическая транскрипция в пособиях для углублённого изучения русского языка

 

  1. В некоторых учебниках используются дополнительные знаки для обозначения гласных звуков: [Λ], [иэ], [ыэ], [ъ], [ь].
  • На месте букв о, а в первом предударном слоге и абсолютном начале слова произноится звук [Λ]: [вΛда] — вода, [Λна] — она.
  • На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится гласный, средний между [и] и [э], но ближе к [и], он обозначается [иэ] (называется «и, склонное к э»): [л’иэсá] — леса, [р’иэб’ина] — рябина.
  • На месте буквы е после твердых шипящих [ж], [ш], [ц] произносится [ыэ] («ы, склонное к э»): ж[ыэ]лать — желать , ш[ыэ]птать — шептать, ц[ыэ]на — цена. Исключение: танц[а]вать — танцевать.
  • Звук [ъ] («ер») произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъравос]), о (молоко [мълако]), е (желтизна [жълт’изна]).
  • Звук [ь] («ерь») произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п’ьр’ихот]), я (рядовой [р’ьдавоj]), а (часовой [чьсавоj).
  1. Латинской буквой j обозначают в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах [jа]блоко — яблоко, водо[jо]м — водоём, воро[б’jи] — воробьи, [jи]зык — язык, сара[j] — сарай, ма[j]ка — майка, ча[j]ник — чайник и т.д.

 

Образец фонетической транскрипции для углублённо изучающих русских язык в школе

Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.

[бΛл’шájъ плóш’ьт’ // нъ_кΛтóръj ръспълΛжы´лъс’ цэ´ркъф’ // былá сплош зън’иэтá /дл’ и´нъм’ь р’иэдáм’и т’иэл’э´к //]

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Транскрипция
вернуться на стр. «ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР«, перейти на стр. «ФОНЕТИКА В ПЕСНЯХ«,  «ФОНЕТИКА В ТАБЛИЦАХ» вернуться на гавную

Онлайн тест по Русскому языку по теме Фонетическая транскрипция слова

Хотите убедиться, что грамотно оформляете письменную и устную (звучащую) речь? Забыли основные правила записи транскрипции? Желаете проверить, что помните, как обозначать буквы звуками? Предлагаем пройти на нашем портале тест «Фонетическая транскрипция слова».

Что изучает фонетика? Она рассматривает строй речи, языка (соединения, сочетания звуков, слоги).Транскрипция является одной из обязательных частей фонетического разбора. Она может оказаться незаменимой в различных ситуациях: — При изучении иностранных языков. Когда знакомитесь с новым словом, важно научиться правильно его произносить, выговаривать. Это поможет освоить лексику быстрее, легче. Если не знаете, как произносить слово, прибегните к помощи разговорника, иностранного словаря. — Поможет сделать фонетический разбор. Для его выполнения необходимо чётко понимать, какая буква данный звук обозначает. —Помощник при изучении диалектов. Часто русские слова ещё сложнее, чем иностранные. Может быть непонятно, как произносить звуки, куда ставить ударение.

Чтобы таких проблем происходило как можно меньше, Вам поможет транскрипция. Вы встретите её в орфоэпическом словаре.

Как мы выяснили, транскрипция играет огромную роль в изучении языков, запоминания лексики,правильном произношении. И хотя фонетика иногда может выглядеть пугающей, непонятной, разобраться с обозначениями букв звуками довольно легко. При транскрибировании используются обыкновенные символы русского алфавита, несколько особых знаков.

Когда разобрались с фонетической транскрипцией слова, переходите к выполнению теста. Эти десять небольших вопросов помогут Вам закрепить пройденный материал, понять, что Вы ещё не знаете, слабые стороны, выучить новое. Удачи! У Вас всё получится!



Пройти тест онлайн


Может быть интересно


Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий

Спасибо за комментарий, он будет опубликован после проверки

Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Сегодня мы…

вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию.  

повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции.

потренируемся делать фонетический разбор.  

Мы знаем, что наша речь состоит из звуков. И эти звуки мы даже можем обозначить на письме.

Но это отдельные звуки. А если нам вдруг захочется увидеть, как произносится слово или фраза?

Тогда нам понадобятся особые правила.

Чтобы увидеть, как произносится слово, нам придется обратиться к транскрипции. Это графическая запись звучания слова.

В транскрипции звуки передаются при помощи букв и дополнительных звуков.

Транскрипция слова особенно важна при изучении иностранного языка. Иногда мы видим слово, но не знаем, как его прочитать, потому что не знаем, как оно произносится. Тогда на помощь приходит транскрипция. При изучении родного языка она тоже важна, потому что позволяет узнать все тонкости произношения.

Рассмотрим

основные правила транскрипции. Первое, что бросается в глаза при транскрибировании – это квадратные скобки. В такие скобки заключается всё, что транскрибируется – это и слово, и фраза, и предложение, и текст.

Чтобы отобразить произношение слова арбуз, нам понадобится заключить слово целиком в квадратные скобки.

[арбус]

Второе, что обращает на себя внимание – в транскрипции мы не увидим заглавных букв и знаков препинания, таких, как точки или запятые. Если мы транскрибируем фразу, и нам нужно обозначить паузу, придется воспользоваться / – для малой паузы. И // – для большой.

Поместим в транскрипцию предложение «А вот и арбуз».

[а вот и арбус//]

Заглавной буквы нет. В конце фразы мы ставим две черты – обозначая паузу, где стояла точка.

Удивительно, но в транскрипции даже имена собственные будут писаться с маленькой буквы. Это немного обидно. Но таково правило.

А вот что обязательно должно быть в транскрипции, так это ударение. Оно непременно ставится в каждом слове.

[арбу́с] [па́ша] [го́ды]

В некоторых служебных словах – например, в предлогах – ударений нет. Ударение в таком случае переносится на самостоятельное слово. Но бывает и наоборот – служебные слова «перетягивают» на себя ударение.

Нужно обратить внимание и на обозначение мягкости в транскрипции. Она обозначается не при помощи мягкого знака, а при помощи уже знакомого нам значка.

Признаком мягкости согласного в слове обычно служит мягкий знак или буквы е, ё, ю, и, я.

При этом нам нужно помнить о непарных мягких согласных [ч] [щ], [й]. В таких словах, как [чʼа́шка] [бо́йʼ] нет мягкого знака или нужных гласных. Но мягкость согласных обозначается все равно.

Нужно помнить и о непарных твёрдых согласных. [ж] [ш] [ц]. В транскрипции слов [жыр] [цырк] мягкости у согласных не будет. И нас не должны смущать такие сочетания как жы и шы в транскрипции.

Необычно в транскрипции обозначается и длительность. Для нее тоже есть особый символ – горизонтальная черта. Она ставится над звуком, длительность которого мы хотим выделить.

Так в транскрипции слова длинный мы не указываем два звука [н], а указываем один долгий. В транскрипции слова класс – один долгий [с].

И если мы говорим о длительности, нужно вспомнить о букве щ. Дело в том, что звук этой буквы обозначается в транскрипции по-разному. В некоторых лингвистических школах можно встретить звук [щ] с обозначением мягкости. Но иногда считается, что знака для такого звука нет. И тогда этот звук обозначается при помощи мягкого долгого [ш]. Или даже краткого мягкого [ш]. Это зависит от учебников, которыми вы пользуетесь.

А некоторые знаки в транскрипции и вовсе отсутствуют. Знаки букв ь, ъ, е, ё, ю, я. Этот момент нужно рассмотреть поподробнее.

То есть, мы не можем записать в транскрипции слово [изъян] вот так. Это неверно.

Твёрдый знак в транскрипции вообще не употребляется. А у букв е, ё, ю, я – двойная роль.

Если эти буквы стоят в слове после согласных, то они обозначают звуки [э], [о] [у] [а] с предшествующей мягкостью. То есть, согласные перед этими гласными становятся мягкими. А сами гласные теряют свой [й] и переходят в другое качество.

Согласные стали мягкими, а буквы ю, е, я обозначают вот такие звуки.

Если же эти буквы стоят не после согласных, то они обозначают два звука – [йэ], [йо], [йу], [йа]. Это возможно в позиции после гласных. После букв мягкий знак и твердый знак. И в начале слова.

В таком случае буквы обозначают два этих звука.

Как видим, при транскрипции слова нам нужно помнить о многом.

Но даже если мы это учтем – мы не будем застрахованы от ошибок! Ведь нужно помнить, что у звуков есть сильные и слабые позиции. В словах происходят самые разные фонетические процессы, и поэтому некоторые звуки переходят в иное качество.

Так, в слове уползти звук [о] будет заменен звуком [а], а звук [з] – звуком [сʼ].

[упалсʼтʼи]

Давайте посмотрим на слабые позиции звуков и на фонетические процессы, которые с этим связаны.

Для начала, нам нужно учитывать слабые позиции гласных звуков. Ведь безударные гласные произносятся иногда совершенно иначе!

 [малако́]

[сʼило́]

[жылэ́тʼ]

В транскрипции мы пишем так, как произносим.

Нужно учитывать при этом и слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости.

На конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются.

Например, в слове резцы оглушается звук [з] перед глухим звуком [ц]. В слове гвоздь на конце слова оглушаются сразу два звука.

Но бывает так, что глухие перед звонкими озвончаются.   

В слове молотьба озвончается звук [тʼ] перед звонким [б].

В слове сдобный озвончается звук [с] перед звонким [д].

Нужно учитывать и слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости. Дело в том, что согласные могут смягчаться перед другими мягкими согласными.

Это заметно в слове вести – тут мягкий [сʼ]. Снег – то же самое, мы произносим [сʼ], рознь – произносим [зʼ].

Особенно часто такое происходит в сочетаниях ст, зт, сн, зн.

Но иногда бывает так, что согласные звуки полностью уподобляются друг другу.

Тогда два разных звука начинают звучать как один длительный. Например, в слове сжечь при произношении появляется длительный [ж], в слове высший – длительный [ш].

Но иногда два звука начинают вместе звучать как совершенно другой звук.

В слове биться два звука начинают звучать как длительный [ц].

В слове грузчик два звука начинают звучать как [щ].

А некоторые звуки вообще исчезают из транскрипции! Это непроизносимые согласные. В слове солнце мы теряем звук [л]. В слове яростный не произносится [т]. В слове здравствуй потерянным оказывается [в].

Нужно помнить об этой особенности русского языка. И не указывать в транскрипции звуки, которые мы не произносим.

Итак, какие правила транскрипции мы можем выделить?

·                   Текст берётся в квадратные скобки.

·                   Нет заглавных букв, точек, запятых.

·                   Обязательно ставится ударение.

·                   Мягкость обозначается вот таким знаком. 

·                   Длительность звука обозначается чертой.

·                   Нет твёрдого знака, нет букв е, ё, ю, я.

Но иногда нам требуется не сделать транскрипцию, а выполнить фонетический разбор слова. Но зачем? Ведь основные правила транскрипции нам известны!

Но фонетический разбор позволяет нам дать характеристику каждому звуку.

Это практически транскрипция, только усложнённая. С разделением слова на слоги и с указанием, как соотносится количество букв и звуков.

Посмотрим, что нам понадобится для фонетического разбора.

Разбирать мы будем слово счастье.

Для начала делим слово на слоги. Их два – сча́-стье.

Ставим ударение. Оно падает на первый слог.

Теперь нам нужно развернуть транскрипцию. Для этого мы вертикально записываем все буквы, а потом все звуки. Каждый звук при этом берётся в квадратные скобки.

Теперь основное. Нам нужно дать характеристику каждому звуку.

Буквы с и ч обозначают звук [щ] – согласный, глухой, мягкий. Обратите внимание – мы воспользовались вот таким знаком.

Буква а обозначает звук а – гласный и ударный.

Буква с обозначает звук [сʼ] – он согласный, глухой и мягкий.

Буква тэ обозначает звук [тʼ] – согласный, глухой, мягкий.

Буква ь не обозначает звуков.

Буква е после ь обозначает два звука – [й] и [э].

Звук [йʼ] – согласный, сонорный, мягкий.

Звук [э] – гласный, безударный.

Нам осталось указать количество букв и звуков.

У нас 7 букв и 6 звуков в этом слове.

Итак, каков порядок фонетического разбора?

·                   Сначала нужно провести слогораздел и узнать, сколько в слове слогов.

·                   Потом мы ставим ударение.

·                   Делаем транскрипцию слова.

·                   Даём полную характеристику каждому звуку.

·                   Указываем, как соотносится количество букв и количество звуков.

Фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция в русском языке — графическая запись звучания слова, вид научной транскрипции.

Фонетическая транскрипция записывается в квадратных скобках в отличие от фонологической, которая записывается в косых скобках.

Она широко используется в школьном фонетическом разборе слова.

Данный вид транскрипции — это особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей ее звучания. Знаком того, что читатель имеет дело с транскрипционной записью звучащей речи, служат квадратные скобки: [ ].

При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь, с добавлением или изменением определенных букв. Так, в основе той системы транскрипции, которой мы будем пользоваться, лежит русская азбука, но не употребляются буквы е, ё, й, щ, ю, я, а ъ, ь обозначают особые безударные гласные звуки. Используются отдельные буквы и других алфавитов: j (йот) из латинского, ? (гамма) из греческого.

Для чего используется транскрипция?
1. Чтобы научиться слышать родную речь  и показать нормы литературного произношения.
2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.
3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.
4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т. к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков,  возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы я, ё, ю и е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой ь, называемой «мягкий знак» (до Орфографической реформы 1917-1918 годов этот знак назывался «ерь»). для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -[п’uл’и].
7. В области согласных не употребляется буква щ, а обозначается как [ ш’]; в области гласных нет букв е, ё, ю, я.
8. Для обозначения звука [й] даны два знака: [j]  –  йот и [i] – и неслоговой (разновидность йота):
[j] – а) в начале слова
б) после разделительных ъ и ь
в)  между двумя гласными перед ударным.
В остальных случаях – [i]
9. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы
10. Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании:
а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются
б) безударные гласные  звуки [а], [о], [э] изменяются как в количественном, так и качественном отношении:
безударные гласные [а], [о] в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге после твердых согласных обозначаются знаком [U] – звук краткий [а].;
безударные гласные [а], [о], [э] во втором предударном и заударных слогах после твердых согласных обозначаются знаком [ъ] – звук сверхкраткий [ы]
безударный гласный [э] в первом предударном слоге после твердых согласных обозначается знаком [ыэ] – звук средний между [ы] и [э]
безударные гласные [э], [а] в первом предударном слоге после мягких согласных обозначаются знаком [иэ] – звук средний между [и] и [э]
безударные гласные [э], [а] во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных обозначаются знаком [ь]- звук сверхкраткий [и]

Для обозначения звука [г], произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении  звука [х] используется [‘] – «г фрикативный»

Существуют разные системы транскрипции. Поэтому надо выбрать какую-нибудь одну и последовательно ее придерживаться, чтобы не разрушать формирующиеся навыки транскрибирования.

Следует также иметь в виду, что в транскрипции в отдельных случаях допускаются варианты, отражающие реально существующее в литературном языке вариантное произношение. крат].
8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [у], [ы], [и]: утюг — [ут’ук], рыбак — [рыбак], иди — [ид’й].
9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка — [л’амкъ], рёв — [р’jф], лев — [л’эф], куплю — [купл’у].
10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой: ванна — [ванъ],, жужжит — [жужыт].
11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма — jамъ], ерш — [joрш], ель — JЭЛ’].

Слабый вариант этого звука произносится во всех других положениях, обычно обозначается знаком [и] («и неслоговой»): мой — [мои], стая [стаиъ], (В школьной практике в обоих случаях используется знак [й])
Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается не все ее слово а только рассматриваемый элемент — звук или ние звуков. Такой способ транскрибирования использует например, в словарях и справочниках для указания на правильное произношение звуков: бифштекс — бифш[тэ]к\ шинель — ши[н’э]лъ.

Дата публикации:





Теги: правила русского языка :: фонетическая транскрипция


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


Транскрипция (10-11 класс) — презентация онлайн

1. ТРАНСКРИПЦИЯ

10-11 класс
1. Звук, слово, часть слова или
отрезок речи заключается в
квадратные скобки – [ ].
2. Текст записывается так, как он
произносится.
3. Не употребляются прописные
буквы.
. Не действуют правила пунктуации,
знаки препинания заменяются
паузами: небольшая пауза
обозначается одной вертикальной
чертой – / ; фразы друг от друга
отделяются двумя чертами – //,
обозначающими большую паузу.
4
5. Каждый знак употребляется для обозначения одного
звука.
6. Применяются диакритические знаки (греч. diakritikos отличительный), которые ставятся над буквами, под ними
или около них. Так,
а) обязательным является постановка ударения: основное –
знаком акут ́, побочное знаком гравис `;
б) прямая черта над буквой указывает на долготу
согласного – [ˉ];
в) мягкость согласного обозначается апострофом – [м’];
Λ – редуцированный гласный
[о], [а] в первом предударном
слоге и абсолютном начале
слова:
[вΛда], [Λна]
э
и
– звук, средний между [и] и
[э]
э
ы
[э]
– звук, средний между [ы] и
ъ, ь – редуцированные гласные
[о], [а], [э] во всех безударных
слогах, кроме первого
предударного
г) служебные слова, произносящиеся
вместе со знаменательным, соединяются
каморой – [ ] – [в л’э́с];
д) дужка под знаком указывает на
неслоговой характер звука – [į].
7. В области согласных не
употребляется буква щ, а
обозначается как [ ш̅ ‘]; в области
гласных нет букв е, ё, ю, я.

10. Слоговые и неслоговые звуки.

• Слоговыми звуками являются все гласные.
• Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности,
сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные
в конце слова при наличии между ними так называемого
большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к]
– заднеязычный, [в] – губной.
8. Для обозначения звука [й] даны два
знака:
[j] – йот и [į] – и неслоговой
(разновидность йота): [j] – только
перед ударной гласной [jа’блъкъ], в
остальных случаях – [į]: [мо́į], [мо́įкъ].
9. Для обозначения звонких и глухих
согласных используются соответствующие
им буквы:
[ба́л], [со́к].
10. Гласные звуки в зависимости от положения
в слове испытывают большие изменения в
звучании:
а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном
положении качественно не изменяются, они
лишь звучат короче, чем под ударением, и в
транскрипции такие изменения не
обозначаются:
[иглы́ / игла́ / бы́л / была́ / лу́к / луга́];
б) безударные гласные звуки [а], [о], [э]
изменяются как в количественном, так и
качественном отношении:
— безударные гласные [а], [о] в абсолютном
начале слова и в первом предударном
слоге после твердых согласных
обозначаются знаком [Λ] – звук краткий [а]:
[Λрбу́c], [Λр’э́х], [нΛра́], [жΛра́];
безударные гласные [а], [о], [э] во
втором предударном и заударных
слогах после твердых согласных
обозначаются знаком [ъ] – звук
сверхкраткий
[ы]:
[мълΛко́],
[пърΛхо́т], [ко́лъкъл], [жълт’изна́];

— безударный гласный [э] в
первом предударном слоге
после твердых согласных
э
обозначается знаком [ы ] –
звук средний между [ы] и
э
э
[э]: [жы л’э́зо], [шы лка́];
— безударные гласные [э], [а] в
первом предударном слоге
после мягких согласных
э
обозначаются знаком [и ] –
звук средний между [и] и [э]:
э
[с’и ло́],
э
[ч’и сы́],
э
[в’и сна́],
э
[м’и сн’и́к];
— безударные гласные [э], [а] во 2ом предударном и заударных
слогах после мягких согласных
обозначаются знаком [ь] — звук
сверхкраткий [и]:
[б’ьр’иэга́], [г’ьн’иэра́л],
[ч’ьсΛфш̅’и́к], [д’а́т’ьл], [д’а́д’ь]
Транскрипция некоторых
согласных:
•твердые [т] – мягкие [т’]
•щ = [ш’:]
•ч = [ч’]
•й = ударное [j] ,безударное [ṷ]
•сс = [с:]
•-ться, -тся = [ц:^]
•- ся = [с^]
Прочитайте:
[
[
[
[
[
óс’ьн’ṷу пáдъṷут л’ист’ṷ^ зд’ир’эв’ṷьф ]
м^jи друз’já п^jэдут ^д:ыхáт’в ṷиврóпу ]
уч’ин’ик нъп’исáл д’иктáнт б’ьз^шыбък ]
нъ^б’эт jа х^ч’ý борш’: и п’ирóк ]
р’иб’áт^ п^jэдут купáц:^ в б^с’:эṷн ]
Осенью падают листья с деревьев. ].

Утиные уроки — Задания на тему «Звуковое обозначение слов»

 

1. Запиши при помощи транскрипции [   ]:

1-й звук в слове мяч;______________

2-й звук в слове лето; ______________

3-й звук в слове ряд.________________

2. Запиши при помощи транскрипции [   ]:

3-й звук в слове утюг;______________

2-й звук в слове жизнь; ______________

1-й звук в слове друг;.________________

3. Запиши при помощи транскрипции [   ]:

1-й звук в слове ёлка;______________

2-й звук в слове яма; ______________

4-й звук в слове день;.________________

4. Запиши при помощи транскрипции.

???? первый звук в слове мяч         [   ]

???? второй звук в слове лето         [   ]

???? третий звук в слове ряд           [   ]

5. Запиши при помощи транскрипции.

???? третий звук в слове утюг   [   ]

???? второй звук в слове жизнь   [   ]

???? четвёртый звук в слове друг   [   ]

6. Запиши при помощи транскрипции.

???? первый звук в слове ёлка   [   ]

???? второй звук в слове яма   [   ]

???? четвёртый звук в слове день   [   ]

7. Укажи правильную транскрипцию слова серьги.

      [сйэрги]                               [срги]

      [сэрги]                               [сэрги]

8. Укажи правильную транскрипцию слова клюв.

        [клйуф]                               [клюф]

        [клуф]                               [клйув]

 

9. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова парад

[ п а р а д]       [ п а р’ а т]         [ п а р а т]        

10. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова клюв

[ к л у в]       [ к л’ у ф]         [ к л’ у в]

11. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова скамья

[ с к а м’ й’ а]       [ с к а м’ я]         [ с к а м й’ а]

12. Подчеркни правильную транскрипцию слова.

             соль                   вода                   конь                         дома

             [соль]               [вада]                 [конь]                       [дама]

             [сол’]                 [вода]                 [кон’]                       [дома]

13. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.

1) кола                                 а) [кол’й’а]

2) Коля                               б) [кол’а]

3) колья                              в) [кола]

14. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.

1) семя                                 а) [с’им’й’а]

2) семья                               б) [с’эм’а]

3) Сёма                                 в) [с’ома]

15. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

стро[й’]ны[й’] — _________________________________

[й’у]ля — _______________________________________

сто[й’]ки[й’] — __________________________________

ма[й’а]к — ______________________________________

лине[й’]ны[й’] — _________________________________

ма[й’] ски[й’] — __________________________________

[й’у]жны[й’] — ___________________________________

 

16. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[цэл’] — _____________________________________________

[п’эн’] — _____________________________________________

[вал’с] — _____________________________________________

[мадэл’] — ____________________________________________

[кал’цо] — ____________________________________________

[ос’эн’] — _____________________________________________

17. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[т’ул’] — ______________________________________________

[окун’] — _____________________________________________

[пал’то] — ____________________________________________

[пал’ма] — ____________________________________________

[й’эл’н’ик] — ___________________________________________

[пыл’ца] — ____________________________________________

18. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[т’ул’пан] — ___________________________________________

[голуп’] — ____________________________________________

[кап’эл’] — ____________________________________________

[рай’ал’] — ____________________________________________

[мыл’цэ] — ____________________________________________

[шм’эл’] — _____________________________________________

19. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[крал’ч’ата] — ___________________________________________

[р’эл’сы] — _____________________________________________

[л’эсн’ица] — ___________________________________________

[позн’ий’] — ____________________________________________

[празн’ик] — ____________________________________________

[душэвай’а] — ___________________________________________

 

20. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[мал’ч’ик]   —     _________________________________

[щ’ав’эл’]     —     _________________________________

[окун’]       —     _________________________________

[кан’к’и]     —     _________________________________

[й’анвар’]   —     _________________________________

21. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

[л’эс]     _____________________________

[сабака] _____________________________

[цв’эт]   _____________________________

[сарока] _____________________________

[арка]     _____________________________

[урок]   _____________________________

[ол’а]     _____________________________

[эха]      _____________________________

22. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

[л’ул’ка]   ______________________________

[зм’эй’ка] ______________________________

[п’атка] ______________________________

[д’эн’г’и] ______________________________

[сл’ун’и] ______________________________

[кан’к’и] ______________________________

[гр’ас’] _______________________________

[й’ура] _______________________________

23. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

[р’ика]   ____________________________________

[р’ат]     ____________________________________

[п’атно] ____________________________________

[т’итрад’] ____________________________________

[каропка] ____________________________________

[й’ама] ____________________________________

[й’ул’а] ____________________________________

[й’олка]_____________________________________

[й’эл’] ______________________________________

24. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

[кап’эл’]   ______________________________________

[л’ал’ка]   ______________________________________

[п’эн’]     ______________________________________

[капл’а]   ______________________________________

[пл’отка] ______________________________________

[т’от’а]     ______________________________________

[ир’инка] ______________________________________

[купал’ис’] _______________________________________

[й’анвар’]_______________________________________

25. Сделай буквенную запись слов.

[сл’от] _________________________________________

[й’ук] __________________________________________

[л’й’от] _________________________________________

[мóй’ут] ________________________________________

[й’áсный’] _______________________________________

26. Сделай буквенную запись слов.

[в’изáт’] __________________________________________________

[п’итáк] __________________________________________________

[зван’úт] _________________________________________________

[л’ицó] ___________________________________________________

[зв’издá] __________________________________________________

27. Замени звуковые обозначения слов буквенными.

[р’эч’ка] _____________________________________________

[пóч’та] _____________________________________________

[п’ис’мó] ____________________________________________

[мóщ’ный’] __________________________________________

[мáч’та] _____________________________________________

[нóч’й’у] ____________________________________________

[жыл’й’ó] ____________________________________________

[марóс] _____________________________________________

28. Замени звуковые обозначения слов буквенными.

[нóч’ка] _____________________________________________

[п’эч’ка] _____________________________________________

[тóч’ный’] ___________________________________________

[х’úщ’ный’] __________________________________________

[пал’тó] _____________________________________________

[стýл’й’а] ____________________________________________

[в’й’ýга] _____________________________________________

[калóс’й’а] ___________________________________________

29. Сделай буквенную запись слов. Выдели орфограммы.

[р’этк’ий’] — _____________________________________________

[г’игáнск’ий’] — __________________________________________

[малч’ýн] — _____________________________________________

[с’им’й’á] — ______________________________________________

[нач’нóй’] — ______________________________________________

30. Прочитай звуковые схемы слов. Запиши слова буквами. Подчеркни орфограммы.

[х’ищ’н’ик]     — _____________________________________

[ч’т’эн’ий’э]   — _____________________________________

[туч’ка]         — _____________________________________

[конч’ик]       — _____________________________________

[пт’энч’ик]     — _____________________________________

[точ’ный’]     — _____________________________________

31. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.

[об’ижат’] ______________________________________________________________

[грус’т’] ________________________________________________________________

[св’ит’ила] ______________________________________________________________

32. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.

[пас’ид’эт’] ______________________________________________________________

[кот] ___________________________________________________________________

[стай’ала] _______________________________________________________________

33. Запиши в строку для ответа пары слов, которые имеют одинаковую транскрипцию, а в орфографической записи отличаются одной буквой (транскрипции слов приведены).

[кот], [лук], [док], [кампáн’ий’а], [сóра], [измарас’].

Ответ: _________________________________________________________________________

34. Из данных звуков составь слова, сделай их звуковую и буквенную записи в такой последовательности, чтобы получилась пословица.

[лм’асэ] [лэд’а] [л’й’ауг] [алз’лд’э]

35.  Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Балет — [_____________] ____б., _____зв.

Медальон — [_____________]  _____б., _____зв.

Бельчонок — [_____________] _____б., ______зв.

Ябеда — [_____________]  _______б., ______зв.

36. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоко — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________]  ____зв., ____ б.

Пальто — [_____________] ____зв., _____ б.

37. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Заяц — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Медведь- [_____________] ____зв., ____ б.

Лось — [_____________] ____зв. , _____ б.

38. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ёлка —  [_____________] ____ зв., _____ б.

Речка- [_____________] ____зв., ____ б.

Мяч — [_____________] ____зв., _____ б.

39. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ягода — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________] ____зв., ____ б.

Гусь — [_____________] ____зв., _____ б.

40. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоня — [_____________]  ____ зв., _____ б.

Берёза- [_____________]  ____зв., ____ б.

Лось — [_____________] ____зв., _____ б.

1. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

???? [ласос’];

???? [балшой’];

???? [кал’цо].

2. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

???? [карабл’];

???? [канк’и];

???? [с’ил’ный’].

3. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

???? шитьё — [шыт’й’ó];

???? соловьи — [салав’ú];

???? вьюнок — [в’юнóк].

4. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

???? друзья — [друз’й’á];

????   [в’юга];

???? воробьи — [вараб’ú].

 вьюга —

5. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.

???? Алла: самолёт — [самал’óт];

???? Володя: большой — [бал’шóй’];

???? Семён: лошадка — [лашáдка].

6. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.

???? Антон: лётчик — [л’óтч’ик];

???? Зоя: звонить — [зван’úт’];

???? Наташа: походка — [пахóдка].

7. Соедини транскрипцию слова с его написанием. Найди и исправь транскрипции, сделанные с ошибками.

[гýсл’и]         ____________________                                    медведь

[й’áблан’я]     ____________________                                   заяц

[зáй’ац]         ____________________                                    гусли

[м’идв’éд’]     _____________________                                   яблоня

8. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.

малина — [малúна]   ________________________________________________

липа — [л’úпа]           ________________________________________________

берёза — [б’ир’ёза]   ________________________________________________

маяк — [май’áк]     _________________________________________________

9. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.

окунь — [óкунь’] _____________________________________________________

ёлка — [й’óлка]     _____________________________________________________

листва — [листвá????] ____________________________________________________

котёнок — [кат’óнак] _________________________________________________

10. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.

???? [акт’абр’] – октябрь ________________________________

???? [м’эс’иц] – месяц       ________________________________

???? [пал’то] – пальто       ________________________________

???? [й’агодка] – ягодка   ________________________________

11. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.

???? [м’ач’ик’и] – мячики         ___________________________________

???? [вараб’эй’] – воробей         ___________________________________

???? [й’олочка] – ёлочка           ___________________________________

???? [школ’н’ик] – школьник   ___________________________________

 

Русский язык 2 класс — Школьная пора

Я буду выкладывать сначала словарные слова с транскрипцией. А разобрать слова вы сможете  с помощью ленты букв.

Автобус        [а в т о б у с ]
Автомобиль [ а в т а м а б’ и л’ ]
Адрес  [а д р’ и с]
Апрель  [а п р’ э л’]
Берёза   [б’ и р’ о з а]
Быстро  [б ы с т р а] 
Вдруг    [в д р у к]
Весело [в’ э с’ и л а]
Ветер   [в’ э т’ и р]
Вокзал  [в а к з а л]
Воробей  [в а р а б’ э й]
Ворона  [в а р о н а]
Воскресенье  [в а с к р’ и с’э н’ й э]
Вторник   [ф т о р н’ и к]
Вчера   [ф ч’ и р а]
Герой  [г’ и р о й]
Город  [г о р а т]
Дежурный  [д и ж у р н ы й]
Декабрь  [д и к а б р’]
Деревня  [д’ и р э в н й а]
Дорога  [д а р о г а]
До свидания [д а с в’ и д а н’ и й а]
Завтра [з а ф т р а]
Завтрак  [з а ф т р а к]
Заяц   [з а й а ц]
Здание [з д а н и й э ]
Здравствуй [з д р а с т в у й]
Земляника [з’ и м л’ и н’ и к а]
Иней [и н’ и й’]
Июль [и ю л’]
Июнь  [и ю н’]
Капуста  [к а п у с т а]
Карандаш [к а р а н д а ш]
Картина  [к а р т’ и н а]
Квартира [к в а р т’ и р а]
Кино  [к и н о]
Кинофильм  [к’ и н а ф’ и л’ м]
Класс  [к л а с]
Компьютер [к а м п’у т’э р]
Коньки [к а н’ к’ и]
Корзина [к а р з’ и н а]
Корова  [к а р о в а]
Космонавт  [к а с м а н а ф т]
Космос  [к о с м а с]
Красная площадь  [к р а с н а й’ а  п л о щ а т’]
Кремль  [к р’ э м л’]
Лестница [л’ э с н’ и ц а]
Лопата [л а п а т а]
Машина  [м а ш’ ы н а]
Медведь [м’ и д в’ э д’]
Месяц  [м’ э с а ц]
Молоко  [м а л а к о]
Мороженое  [м а р о ж н о й’ э]
Мороз [м а р о с]
Москва  [м а с к в а]
Мультфильм  [м у л’ т ф и л’м]
Народ  [н а р о т]
Ноябрь [н а й’ а б р’]
Обед    [а б’ э т]
Облако  [а б л а к а]
Овощи   [о в а щ’ и]
Одежда  [а д’э ж д а]
Однажды  [а д н а ш д ы]
Октябрь  [а к т’ а б р]
Отец  [а т’ э ц]
Пальто  [п а л’ т о]
Пенал  [п’ и н а л]
Платок   [ п л а т о к]
Понедельник     [п а н’ и д’э л’ н’и к]
Посуда   [п а с у д а]
Праздник [п р а з н’и к ]
Пятница [п’ а т н’и ц а]
Работа  [р а б о т а]
Рисунок  [р’ э с у  н а к]
Родина  [р о д’и н а]
Россия   [р а с’и й’ а]
Русский  [р у с к и’ й’]
Сегодня  [c’и в о д н’ а]
Сентябрь [c’ и н т’а б р’]
Скоро   [с к о р а]
Собака    [с а б а к а]
Соловей  [с а л а в’ э й’]
Сорока   [с а р о к а]
Спасибо  [с п а с’ и б а]
Среда  [с р’и д а]
Столица  [с т а л’ и ц а]
Суббота  [с у б о т а]
Телевизор [т’ и л’ и в’и з а р]
Телефон  [т’ и л’ и ф о н]
Тетрадь [т’ и т р а т’]
Товарищ [т а в а р и щ’]
Ужин  [у ж’ы н]
Ученик  [у ч’ и н’ и к]
Фамилия [ф а м’ и л’ и й’ а]
Февраль [ф’ и в р а л’ ]
Хорошо [х а р а ш о]
Четверг [ч’ и т в’ э р к]
Что [ш т о]
Чувствовать [ч у с т в а в а т’]
Щавель [щ а в’ э л’]
Ягода [й’ а г а д а]
Язык  [й’ а з ы к]
Январь [й’ а н в а р’]

Услуги русской транскрипции — Профессиональные русские переводчики-носители

Мы предоставляем профессиональные услуги русской транскрипции онлайн. Наш носитель русского языка транскрибер может либо транскрибировать русский язык на английский, либо переводить английский аудио на русский язык, либо обеспечивать русскую озвучку для транскрипции текста.
Мы рекомендуем вам ознакомиться с нашими отзывами о русскоязычных услугах онлайн на Trustpilot.

На самом деле Trustpilot — самая мощная в мире платформа для обзоров. На них размещаются искренние, честные отзывы обозревателей о компаниях со всего мира.Благодаря этому вы можете быть уверены, что заказываете услуги у проверенной компании!

Квалифицированные лингвистыНаши переводчики имеют высшее образование по русскому языку.

100% гарантия человеческой транскрипцииНаши российские транскрипты генерируются только людьми. Мы не используем станки.

Носители русского языка транскриберы Хорошо известный факт, что только носитель языка может точно транскрибировать русский язык. По этой причине мы нанимаем только профессионалов из России.

5 лет в отрасли Мы предоставляем услуги русской транскрипции онлайн с 2014 года.

Очень доступные ценыНайдите лучшее ценовое предложение и получите скидку. Запросите бесплатное предложение сегодня!

100% гарантия возврата денег **, если качество оказываемых услуг не соответствует требованиям заказчика. Обсуждаем все детали перед запуском проекта. Обратите внимание, что мы вычитаем комиссию за перевод.