Творчество пушкина конспект: Attention Required! | Cloudflare – Конспект урока «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Конспект занятия на тему «Творчество Пушкина»

Конспект занятия на тему «Творчество Пушкина»

Цель: пропаганда знаний и привитие у школьников интереса к изучению творчества А.С.Пушкина.
1. Орг. Момент:
— Здравствуйте ребята! Я очень рада Вас видеть! Меня зовут Наталья Сергеевна!
— Ребята, для того что бы узнать тему вам необходимо разгадать кроссорд!
1. Писатель, создающий произведения в стихах.
2. Отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям
3. Столица Молдавии?
4. Столица России?
5. Учебное заведение, или? (как можно по другому сказать)
6. Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время?
Ответы:
1 ПОЭТ 
2 ЧУВСТВА 
3 КИШИНЁВ 
4 МОСКВА 
5 ЛИЦЕЙ 
6 КАНИКУЛЫ
— Правильно, тема нашего занятия «Творчество Александра Сергеевича Пушкина». 
— Ребята, вы знаете кто такой А С Пушкин? Какие стихи он писал? (ответы детей)
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Сегодня мы познакомимся с его необыкновенным творчеством.

2. Основная часть:

Биография А С Пушкина
А. C. Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина 6 июня 1799 года. Домашнее образование было бессистемным, но А. Пушкин все же вынес из него безупречное знание французского языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей — новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.
8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны присутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспоминания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, присутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.
В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петербург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 года Пушкин отправляется в первую ссылку в Кишенев. Так же он путешествует по Кавказу, Крыму.

В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку — в Михайловское.
О восстании 14декабря 1825 года поэт узнает в Михайловском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабристов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.
Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1931—1933 годы. Пушкин создает серию сказок.
Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них — с Жоржем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она состоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2 ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер. 
— Ребята для меня Пушкин — это всегда тайна и всегда интерес. А что Пушкин значит для Вас?(ответы для детей)
Пушкин – это всегда——— и всегда———- .
(СЛАЙД: фраза с пропусками )
— а вот как гоорил о Пушкине, Семён Степанович Гейченко «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»
— Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?
— Отлично молодцы, теперь давайте проверим хорошо ли вы запомнили биографию А С Пушкина. Сейчас я буду задавать вам вопросы, кто знает ответ поднимает руку и отвечает.
1) В каком году родился А.С.Пушкин ? (6 июня 1799г.)
2) Где родился Пушкин? (Москве)
3) Кто из родственников А.С.Пушкина занимался литературой? (Дядя Василий Львович Пушкин – поэт.)
4) Кто прививал юному Пушкину интерес к русской старине и родному языку? (Няня Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, «дядька» Никита Тимофеевич Козлов.)
5) Как звали сестру и брата Пушкина? (Ольга и Лев.)
6) Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении своей бабушки.)
7) Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
8) Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца — летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)
9) Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)
10) Сколько лет Пушкин учился в Царскосельском лицее?(6)
11) В каком году А.С.Пушкин повторно сватается в Наталье Николаевне Гончаровой? ( в 1830 г.)
12) С кем, когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина? ( с французским эмигрантом Дантесом, утром 27 января (8 февраля — по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке)
— Ребята мы вспомнили биографию А С Пушкина. У него есть прекрасное стихотворение «Роза». Сейчас я каждому из вас предлагаю творческое задание описать розу стихами(если не получиться стихами описать просто 2 -3 предложениями), а после мы послушаем как описал розу Пушкин.
На это задание даю вам пять минут.
Во время выполнения задания звучит классическая музыка.
— Отлично молодцы, а сейчас послушайте, как описал розу Пушкин
Где наша роза? Друзья мои!
Увяла роза, дитя зари!..
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! Жалею…
И на лилею нам укажи.
-Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
— О чем в нем говориться?
— Ребята я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру. Пушкин очень их любил. Игра «Пантомима». Я раздам карточки, на которых написаны имена героев. Вам надо их изобразить. (Балда, Спящая царевна, Царевна –Лебедь, Старик , Золотая рыбка, Шамаханская царица, Золотой петушок, Белка с золотым орешком, Мертвая царевна и семь богатырей, Тридцать три богатыря, Кот ученный, Русалка)
— Ребята, следующее задание называется «Чтец». Вам необходимо по одному выйти и выбрать один листочек на котором будет написано задание. ( например, Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина, посвященное другу)
1. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина, посвященное другу
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
2. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Я помню чудное мгновенье: 
Передо мной явилась ты, 
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. 
В томленьях грусти безнадежной 
В тревогах шумной суеты, 
Звучал мне долго голос нежный 
И снились милые черты. 
Шли годы. Бурь порыв мятежный 
Рассеял прежние мечты, 
И я забыл твой голос нежный, 
Твой небесные черты. 
3. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках

 

 

Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
4. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Буря
Ты видел деву на скале 
В одежде белой над волнами 
Когда, бушуя в бурной мгле, 
Играло море с берегами, 
Когда луч молний озарял 
Ее всечасно блеском алым 
И ветер бился и летал 
С ее летучим покрывалом? 
Прекрасно море в бурной мгле 
И небо в блесках без лазури; 

Но верь мне: дева на скале 
Прекрасней волн, небес и бури.
1825
5. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Дар напрасный, дар случайный, 
Жизнь, зачем ты мне дана? 
Иль зачем судьбою тайной 
Ты на казнь осуждена? 
Кто меня враждебной властью 
Из ничтожества воззвал, 
Душу мне наполнил страстью 
Ум сомненьем взволновал? 
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум, 
И томит меня тоскою 
Однозвучный жизни шум. 
26 мая 1828
6. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Цветок
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем? 
На память нежного ль свиданья, 
Или разлуки роковой, 
Иль одинокого гулянья 
В тиши полей, в тени лесной? 
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок? 
Или уже они увяли, 
Как сей неведомый цветок? 
7. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
8.Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
9. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
10. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
11. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
12. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
13. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .(1826)
3. Рефлексия 
— Ребята предлагаю вам составить синквейн на тему Пушкин
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство. Пушкин.
Умный, талантливый.
Пишет, сочиняет, творит.
Любимый поэт многих покалений.
Гений.
Составление синквейна по теме «Пушкин». Ученики индивидуально составляют синквейны.
«С миру по нитке». Каждый называет по одному или более факту, которое он узнал о жизни и творчестве поэте.

Конспект открытого урока по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г.Кинеля

г. о. Кинель Самарской области

Конспект открытого урока чтения во 2 классе

по теме: «Жизнь и творчество великого русского поэта А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Составил учитель первой категории

ГБОУ СОШ №9 г.Кинеля

г. о. Кинель Самарской области

Никульшина Татьяна Викторовна

2013 – 2014 учебный год

Дата проведения: 24.10.2013 г.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, с картинами русских художников И.И.Левитана, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона и др., с понятиями «классик русской литературы», «классика», «классический»;

2. Отрабатывать навыки выразительного, правильного и беглого чтения, умение интонацией передавать настроение писателя, выделять главную мысль произведения;

3. Обогащать словарный запас детей;

4. Учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать чувства поэта и художника;

5. Показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин русской природы;

6. Отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста.

Развивающие:

1. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями;

2. Развивать образное мышление, речь, память;

3. Расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина;

4. Развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к русской поэзии;

2. Прививать интерес к предмету.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Вид урока: презентация.

Оборудование урока:

— учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий

— Интерактивная доска

— Электронная презентация к уроку

— Выставка книг – произведений А.С. Пушкина

— Аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Времена года»

— Картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень», А.И. Куинджи «Осенняя распутица», К.Ф. Юона «Волшебница зима» и др.

— В. Даль «Толковый словарь»

— Выставка детских рисунков к произведениям А.С.Пушкина

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

— Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел. (Предположения детей).

— Прочитайте на стр.83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему будем учиться?

— Разгадайте шифровку — анаграмму: РНЕЛСААКД ЧЕРГВЕСЕИ НУИПШК

743856291 783462591 425631

(Ответ: Александр Сергеевич Пушкин)

— Правильно, ребята. Сегодня мы начинаем изучение раздела «Великие русские писатели» с творчества А. С. Пушкина.

1 слайд – Тема урока

2 слайд – Цели и задачи

— Мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, прочитаем отрывки из лучших его произведений. Вы увидите картины великих русских художников о природе, написанные ими в разные времена года, которые так точно передают настроение поэта.

III. Изучение нового материала.

3 слайд – Портрет А.С. Пушкина и годы его жизни и смерти

hello_html_705a57a1.png

а). Чтение авторской статьи учебника на стр.84.

— Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Это величайший русский поэт, классик русской литературы, ценность которой сохраняется во все эпохи.

— Как вы понимаете смысл слова «классик», «классика», «классический? (Ответы детей)

— В толковом словаре В. Даля читаем: «Классик — это каждый писатель или художник, признанный общим мненьем классическим, превосходным, примерным, образцовым».

б). Выборочное чтение.

— Прочитайте, какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта?

— А.С. Пушкин рано научился читать, часто пропадал в богатой библиотеке своего отца. Свои первые стихи Пушкин написал, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой пяти лет. Как вспоминали домашние, стихи были написаны по-французски.

Когда Пушкину было 7 лет, он попал в деревню. Ему всё здесь нравилось – просторы полей, лесов, старые клёны и липы в саду, первые дни поздней осени и ясное прозрачное утро зимы. С тех пор будущий поэт очень полюбил родную природу. Ей посвящены многие из его стихотворений.

4 слайд – Пушкин и времена года (заголовок)

hello_html_2f0fb031.png

5 слайд – Стихотворение об осени «Унылая пора! Очей очарованье…»

hello_html_7deb1df8.png

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень»)

— Прочитайте строки этого стихотворения выразительно.

— Какое настроение нам передаёт в них поэт? Почему?

— Какими красками описывает он нам уходящую осень? Прочитайте.

— Объясните значение слова «багрец», т.е. «багряный». Как вы его понимаете? (Толковый словарь В.Даля: «Багряный» — это самый яркий, но и самый чистый красный цвет. «Багрец» — багряная, т.е. красная шёлковая ткань).

— О каком периоде осени (ранняя, золотая, поздняя) идёт речь в этом стихотворении? Докажите словами из текста.

— Посмотрите на доску. Здесь вы видете картины известных русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и А.И. Куинджи «Осенняя распутица». Сумели ли художники передать красками настроение поэта?

— А каково ваше впечатление?

6 слайд – Стихотворение о зиме «Зимнее утро»

hello_html_m39535c80.png

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»)

— Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

— Кто из вас знает его продолжение? (Если дети не знают, то учитель может прочитать это стихотворение полностью).

— Какое настроение создаёт нам поэт этими строками?

— Как вы думаете, к кому поэт обращается со словами «Пора, красавица, проснись, открой сомкнутой негой взоры…»?

— Объясните значение слова «Аврора». Кто или что это может быть? (Толковый словарь В. Даля: «Аврора» — утренняя заря, зорька, рассвет).

— Перед вами картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Какие чувства она у вас вызывает?

— Многие художники любили рисовать зиму и называли её ласковыми и красивыми именами.

— Как можно назвать это время года в стихотворении Пушкина? С чем сравнить? Выберите нужный ответ: красавица, рукодельница, чародейка.

7 слайд – Сказки А.С. Пушкина (заголовок)

— А.С. Пушкин оставил нам не только много стихов, но и изумительные сказки, многие из которых вам в раннем детстве читали родители.

8 слайд – Назови сказку (иллюстрации к сказкам Пушкина из детских книг)

hello_html_411cbb52.png

— Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? Назовите их.

(Учащиеся на стр.85 учебника учащиеся читают отрывки из сказок А. С. Пушкина.

— Назовите сказочных героев. В каких сказках они нам встречаются? (Также дети могут взять другие книги — сказки Пушкина с выставки и прочитать из них небольшие отрывки, которые им нравятся).

— Покажите при чтении, что вам нравится таинственный и волшебный мир сказок.

— Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

— Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

— Верно. Это — Арина Родионовна. Она – крепостная крестьянка, прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Арина Родионовна читала маленькому Саше русские народные сказки. Именно она привила поэту любовь к русской народной культуре. Потом, уже став взрослым, под его лёгким и быстрым пером народные сказки превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии. Пушкин не писал специально сказки для детей, но в них много ценнейших строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.

— Чему нас учат нас сказки Пушкина?

IV. Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

(Шаги на месте)

Раз – заводим мы моторы,

(Вращения кулачками)

Быстро мчимся через горы.

(Расставляют руки в стороны, изображая полёт самолёта)

Влево, вправо повернём…

(Повороты в стороны)

Два – на посадку мы идём.

(Садятся за парты)

V. Продолжение темы урока.

9 слайд – Поэмы А.С. Пушкина (книжные издания поэм «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин»)

hello_html_m5e39d7cf.png

А.С. Пушкин писал и поэмы, но в начальной школе мы знакомимся только со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», которое вы с самого раннего возраста уже знаете наизусть. Оно не имеет своего названия, но все знают его как стихотворение, которое начинается такими словами: «У Лукоморья дуб зелёный…»

— Кто сможет продолжить?

— Всю поэму «Руслан и Людмила», а также поэму «Евгений Онегин» вы будете читать в старших классах.

— А теперь обратимся к материалам учебника.

— Прочитаем на стр. 86- 87 учебника вступление к поэме «Руслан и Людмила».

(Учитель проводит небольшую словарную работу:

у лукоморья – у морского залива

дол – то же, что и долина

пленяет – берёт в плен

тужит – грустит

чахнет – сохнет)

а) Самостоятельная работа.

— Прочитайте ещё раз отрывок самостоятельно. Найдите в нём сказочные чудеса, о которых рассказал кот учёный.

б) Проверка самостоятельной работы.

10 слайд – Памятные места, связанные с именем А.С. Пушкина (заголовок)

— Имя А.С. Пушкина известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира. Памятники поэту есть во многих городах нашей огромной страны и в других странах. Больше всего их в столице нашей Родины – городе Москве. Его именем названы улицы, площади, музеи. Так велика любовь русского народа к великому поэту.

11 слайд – Музей – квартира поэта в г. Пушкин и в селе Михайловское (фотографии)

hello_html_4896f2a.png

12 слайд – Царскосельский лицей и улица А.С. Пушкина в Москве (фотографии)

hello_html_me0c40c5.png

— В 16 лет А.С. Пушкин был уже признанным поэтом. Именно учась в Царскосельском лицее, он написал многие свои лучшие стихи. Здесь он познакомился с великим русским поэтом того времени В. Жуковским, который первый назвал Пушкина «молодым чудотворцем».

13 слайд – Памятник А.С. Пушкину на Площади Искусств в Москве (фотография)

hello_html_m5cc415b0.png

14 слайд — Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве (фотография)

hello_html_m64f01f31.png

15 слайд – Памятник поэту в г. Пушкин (фотография)

hello_html_658319c2.png

16 слайд – Могила А.С. Пушкина в селе Михайловское (фотография)

hello_html_51d4bb9f.png

— Умер Александр Сергеевич Пушкин в 1837 году, когда ему ещё не было 38 лет. Мир потерял тогда великого и талантливого русского поэта, о котором его современники говорили: «Это надежда нашей словесности». И вот уже больше 100 лет мы не забываем имя А.С. Пушкина. В день его рождения в разных уголках нашей страны проходят фестивали, встречи, чтения, где не только писатели и поэты, но и простые люди вспоминают Пушкина с благодарностью, читают вслух его стихи.

17 слайд – Викторина I этап (вопросы, касающиеся жизни и творчества поэта)

hello_html_2933f102.png

18 слайд – Викторина II этап (вопросы по сказкам)

hello_html_m35457fc.png

19 слайд – Финал (игра «Продолжи строчку»)

hello_html_m6946396e.png

VI. Работа с выставкой книг А.С. Пушкина.

— Найдите на выставке книги поэта со стихами о природе. Какие ещё стихи о временах года вы там нашли?

— Рассмотрите книги – сказки Пушкина. Кто авторы иллюстраций к этим сказкам? Прочитайте их фамилии.

VII. Работа с выставкой детских рисунков по произведениям поэта.

— К каким произведениям Пушкина вы их нарисовали? Почему?

VIII. Награждение победителей викторины.

IX. Итоги урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что больше понравилось? Что лучше всего запомнилось?

X. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).

Список использованной литературы

— А.С.Пушкин. «Стихотворения. Поэмы. Сказки». Школьная хрестоматия. М., «Астрель» 2004г.

-Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград,2000г.

-С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой и др. 2 класс»

— В.Даль «Толковый словарь»

— www.google.ru

Конспект урока по теме «Биография А. С. Пушкина»

Урок-презентация  «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» 5 класс

Урок-презентация «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

5 класс

Александр Сергеевич Пушкин  1799-1837

Александр

Сергеевич

Пушкин

1799-1837

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.  Пушкин-ребенок. 1800-1802

6 июня 1799 года

в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Пушкин-ребенок. 1800-1802

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Отец,

Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,

был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

С.Л. Пушкин. 1824.

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал

Мать,

Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу .

Прадедушка,

Абрам Петрович Ганнибал

«Арап Петра Великого»

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

А.П. Ганнибал

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев  Сергеевич Александр  Сергеевич

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Ольга Сергеевна

Лев Сергеевич

Александр Сергеевич

Яковлева  Арина  Родионовна Ганнибал  Мария  Алексеевна Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

Яковлева

Арина Родионовна

Ганнибал

Мария Алексеевна

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и

няня Арина Родионовна.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной». В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».

В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

Комната Александра Пушкина В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине.

Комната Александра Пушкина

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине.

Близкие друзья Пушкина по Лицею. Иван Иванович Пущин Антон Антонович Дельвиг Вильгельм Карлович Кюхельбекер Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь.

Близкие друзья Пушкина по Лицею.

Иван Иванович

Пущин

Антон Антонович

Дельвиг

Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

Пушкин сохранил лицейскую дружбу

и культ Лицея на всю жизнь.

Близкие друзья Пушкина по Лицею. Иван Иванович Пущин Антон Антонович Дельвиг Вильгельм Карлович Кюхельбекер Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь.

«Пушкин в Царском Селе», картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены.

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

Лицей заменил Пушкину детство.

Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии.

В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня,» «Домовому»,

« К Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.

«Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг.

За три года ссылки написаны

За три года ссылки написаны «Кавказский пленник» , «Бахчисарайский фонтан» , а также «Узник», «Песнь о Вещем Олеге». Начат роман в стихах «Евгений Онегин».

Автопортрет

В конце июля

1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

Пушкин в селе Михайловском

(Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.

Под вашу сень,  Михайловские рощи, Являлся я –  когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был –  Веселым юношей,  беспечно, жадно Я приступал лишь  только к жизни; - годы Промчалися - и вы  во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское  С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.

Под вашу сень,

Михайловские рощи,

Являлся я –

когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был –

Веселым юношей,

беспечно, жадно

Я приступал лишь

только к жизни; — годы

Промчалися — и вы

во мне прияли

Усталого пришельца.

Михайловское

С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г.

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком. Тригорское А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком.

Тригорское

А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных. … Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла…  А.С.Пушкин «Зимний вечер» Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер»

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Иллюстрация

к стихотворению

«Зимний вечер»

Чуть более двух лет длилась ссылка в Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Чуть более двух лет длилась ссылка в Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении

«Путешествие в Арзрум» (1829).

6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино с 7 сентября по 2 декабря 1830 г.  В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино

с 7 сентября по 2 декабря

1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

В это время им были созданы

В это время им были созданы»Повести Белкина», «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений.

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате Квартира Пушкина в Москве на Арбате С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. Квартира Пушкина в Петербурге на Набережной Мойки

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате

Квартира Пушкина

в Москве на Арбате

С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.

Квартира Пушкина в

Петербурге на

Набережной Мойки

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина  (1836-1913г.) Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина  (1832-1919г.)  У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей. Старший сын, Александр Александрович Пушкин  (1833-1914г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин  (1835-1913г.)

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)

Старшая дочь,

Мария Александровна

Пушкина (1832-1919г.)

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал

за ней ухаживать.

Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг.

8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г.

Прожив 2 дня

в страшных мучениях,

Пушкин скончался

10 февраля

1837 г.

«Солнце русской поэзии закатилось»,- написал

В. Жуковский.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Смерть поэта стала

началом его бессмертной славы на земле.

Люблю я Пушкина  творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем  сказки, В них жар души, природы  краски. Добро цветёт в них, злоба  чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал –  без перевода.

Люблю я Пушкина

творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем

сказки,

В них жар души, природы

краски.

Добро цветёт в них, злоба

чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал –

без перевода.

Разработка урока литературы Жизнь и творчество А. С. Пушкина | Русский язык и литература

Разработка урока литературы Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Автор: Сеймовская Анна Александровна

Организация: ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»

Населенный пункт: город Ровеньки Луганская Народная Республика

Развёрнутый план-конспект урока по литературе

10 класс

Тема:Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Цель:пробудить желание учащихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина, рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; развивать умение и навыки учеников высказывать и обосновывать свою мысль; воспитывать чувство уважения к творчеству и личности А. С. Пушкина.

Методы, приёмы:слово учителя, беседа, индивидуальная работа учеников, иллюстрированный рассказ учителя, творческое задание.

Тип урока:урок изучения нового материала (с использованием технических средств обучения).

Оборудование:портрет писателя, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация.

Ход урока

Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений.

Ф. Глинка

 

I. Организационный момент.

Слово учителя. Добрый день, уважаемые десятиклассники! Очень рада видеть вас на уроке. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для, того, чтобы начать наш урок (тетради, учебники). Что ж, тогда приступим.

II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Сегодня мы с вами начинаем работу над творчеством великого российского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Ребята, мы с вами рассмотрим основные этапы жизни и творчества этой гениальной личности. Также обратим внимание на связь А. С. Пушкина с Украиной. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. С творчеством А. С. Пушкина вы уже знакомились в предыдущих классах, поэтому, ребята, давайте немного поговорим об этом.

Жизнь и творчество А.С.Пушкина — открытый урок

Урок – открытый по литературе 9 класс по теме:

« Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Учитель русского языка Щекина Т.А.

Цели: 1. Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;

2.вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;

3.заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве.

Оборудование:

1.Презентация « Жизнь и творчество А.С.Пушкина»;

2.Выставка рисунков учащихся по произведениям А.С.Пушкина;

3. Свеча; музыка; роза живая; предметы для сценки и т.д.

Ход урока: 
1. Слово учителя ( слайды 1,2,3): 

Я знаю, что звёзды не вечны. Я видела, как самые красивые вдруг начинают плавиться и скатываться вниз. Но раз одна звезда может расплавиться, то могут расплавиться все звёзды. И я решила каждую ночь смотреть на звёзды, чтобы запечатлеть в памяти весь этот сверкающий простор, чтобы, когда все звёзды исчезнут, я могла бы с помощью воображения вернуть эти мириады сверкающих огней на чёрный купол неба и заставить сиять их снова. Двоясь в хрустальной призме моих слёз…
В русской литературе, как и на небе, тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин. 
Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. 
Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина. 

— И, тема нашего урока звучит так: “ Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина”. Запишите в тетрадях число и тему урока.

— О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. Но прежде ,чем о нем говорить .Давайте запишем план нашего урока План урока содержит в себе « Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина» .

— А , каждом периоде мы расскажем ,ребята ,а вы должны важные факты записать у себя в тетрадях.

2. Выступление ученика.

Учитель: Запишите 1- период « Детство поэта» (1799-1811) ( сообщение на тему)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799г отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин ,принадлежит к старинному ,но обедневшему роду. Мать ,Надежда Осиповна ,была внучкой Ибрагима Ганнибала .Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии ,однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавший родителей своим « пылким нравом» необыкновенной памятью.

По некоторым свидетельствам ,в раннем детстве поэт почти не говорил по- русски .Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; Арина Родионовна, сказочница и певунья. А в 12 лет для него детство закончилось.

3. Рассказ учителя

Учитель: Запишите 2 — период « Лицей» ( 1811 Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей.

Летом 1811 г. в сопровождении дяди Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву.

Детство кончилось.

Вы помните, когда 
возник Лицей,
Как царь для нас открыл
чертог царицын…

Писал Пушкин впоследствии об этом уникальном заведении, открытом в Царском Селе 19 октября 1811 г.

Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:

  • Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша.

  • Вильгельм Кюхельбекер– восторженный, нелепый и трогательный.

  • Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр.

В лицеи А.С.Пушкин любил очень урок словесности ( Пушкин рассказывает однажды лекция Галича закончилась чуть ранее.

— Осталось время .Очень хорошо .Теперь ,господа. будем пробовать перьями : опишите мне, пожалуйста ,розу стихами.

Учитель: Я предлагаю, ребята, выполнить такое же задание, какое выполняли лицеисты. ( Ребята самостоятельно работают на местах, вначале нужно заслушать творческие работы ребят, а потом стихотворение А. Пушкина о розе как образец) 

Лицеист А.Пушкин:

Где наша роза,? Друзья мои?

Увяла роза . Дитя зари.

Не говори: Так вянет младость!

Не говори: Вот жизни радость

Цветку скажи: Прости, жалею!

И на Лилею

Нам укажи.

Учитель: Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина.

Переходим к следующем периодам его жизни .Запишите «Петербург» (1817-1820) и «Южная ссылка» (1820-1824)

4. Выступление ученика (наизусть стих. « К Чаадаеву»)

Светлым июньским днём 1817 года юный поэт спешит в Петербург.

Поэт сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи.

В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”.

В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения : “Вольность”, “Деревня”, «К Чаадаеву». ( запишите в тетрадях)

Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.

Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки.

Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора.

Пушкина отправляют служить на юг России.

В этот период созданы великолепные образцы романтической и политической лирики:

“Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге”. Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”.

Учитель: Талант поэта, полностью раскрывается за годы проведенные имении «Михайловском» .

5 Выступление ученика ( презентация и доклад ученика) Запишите « Михайловское»( 1824-1826)

Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни.

За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около ста художественных произведений.

Учитель: Запишите « После ссылки» ( 1826-1830) и « Болдинская осень»

( 1830)

Выступление ученика

8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву .Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний.Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы.Эти годы – расцвет пушкинского творчества.

Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие.

Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.

Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений.

6. Выступление ученика ( сценка « письмо Татьяны к Онегину»)

Учитель: Запишите « В Петербурге» ( 1831-1833)

Какие произведения были написаны в этот период об этом вам расскажут ваши рисунки ( « Капитанская дочка» , « Дубровский», «Медный всадник», « Пиковая дама»)

Учитель: Запишите « Последние годы жизни» (1834 – 1837)

Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями.

  • Стихотворение “Вновь я посетил…”

  • Журнал “Современник” (1836 г)

  • “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

Утром 27 января 1837 года состоялась дуэль.Истекающего кровью Пушкина привезли домой.

Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья.

29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

7. Выступление ученицы стих. наизусть « Я памятник себе…»

Учитель: На данном уроке нами была изучена биография А.С.Пушкина из всего выше сказанного и просмотренного мы еще раз осознали всю значимость и силу творчества поэта.

Итог урока: Что нового Вы узнали на этом уроке? Чем занимались?

План-конспект урока на тему: Открытый урок «Творчество А. С. Пушкина»

Структура

Занятия, время

Деятельность учителя

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

1. Орг. момент Мотивация.

Сегодня наш урок будет не совсем простой. Мы мысленно отправимся в гости. Посмотрите на экран. Вот тема нашего урока.

Вам ничего не кажется странным в теме нашего урока?

Я дам одну подсказку.

 

Что это может быть за число?

Вторая подсказка: конечно же, это известный писатель, поэт, сказочник; писал для взрослых и для детей. Его произведения известны всем с раннего детства, его именем называют улицы и площади, есть город, названный его именем, а в Курске есть театр имени этого писателя.

Что вам уже известно об этом человеке?

На экране слайд 1: Путешествие к …

Ответы детей. (Неизвестно, к кому же мы пойдём в гости.)

Слайд 2. 6 июня 1799 г.

Предположения обучающихся

Дети догадываются, что это день рождения А. С. Пушкина. Слайд 3. – портрет А. С. Пушкина)

Регулятивные УУД. Учиться совместно с учителем обнаруживать учебную проблему.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Что вам уже известно об этом человеке?

Но сегодня мы будем говорить не совсем об этом. Посмотрите на доску.

Родился А. С. Пушкин давно, более двухсот лет назад. Движение времени можно обозначить бесконечной прямой, и где-то на этой прямой находится 19 век, век в котором жил  этот великий поэт. А потом был 20 век, а сейчас идет 21 век.

(Черчу на доске ленту времени, провожу стрелки от портрета поэта к названным векам.)

Посмотрите на схему.

Как вы думаете, что я хотела сказать этой схемой?

   Ответы детей.

Дети выдвигают свои гипотезы.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество, диалог, умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Познавательные УУД. Извлекать информацию, представленную в схемах.

3. Формирование учебной задачи.

Почему же произведения А. С. Пушкина продолжают читать и сейчас в 21 веке, хотя написаны они давно? Может они уже устарели?

Итак, задача нашего урока выяснить, как влияет творчество А. С. Пушкина на современную жизнь.

Дети высказывают свои предположения, определяют цель работы.

Регулятивные УУД. Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения

4. Организация исследования в группах.

Чтобы это выяснить, мы разбились на группы, и вы совместно постараетесь провести маленькое исследование. Вы будете работать по инструкции, а потом каждая группа расскажет остальным, на что же влияет творчество А. С. Пушкина в нашей жизни.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. Когда группа может достичь результата?

(Раздаю конверты.)

Возьмите розовый лист. Прочтите план работы. Приступайте к выполнению инструкции.

Высказывания детей.

Работа в группах.

1 группа – преобразует стихотворные строки, изучая значение устаревших слов.

2 группа – изучает влияние творчества А. С. Пушкина на изобразительное искусство. 3 группа – изучает связь произведений А. С. Пушкина с музыкой. 4 группа анализирует отрывки из сказок А. С. Пушкина и определяет качества героев сказок.

Личностные УУД.

Самостоятельно определять самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные УУД. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

5. Обмен информацией.

Давайте обсудим, к какому выводу пришла каждая группа.

Каждая группа детей рассказывает о своем исследовании и делает вывод.

Коммуникативные УУД. Диалог. Донести свою позицию до других, приводя аргументы., слушать других, принимать разные точки зрения.

Познавательные УУД. Добывать новые знания из разных источников, перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний.

6. Обобщение.

Вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока?

Как назвать одним словом родной язык, музыку, изобразительное искусство, литературу?

Какими качествами обладает культурный человек?

Сделайте вывод.

На что влияет творчество А. С. Пушкина в современной жизни?

Культура

Ответы детей.

Творчество А. С. Пушкина влияет на развитие культуры.

Регулятивные УУД. Сверять достигнутый результат с первоначально поставленной задачей.

Личностные УУД. Сотрудничество, общие правила поведения.

7. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание. Дома вы прочитаете дополнительные сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина на странице 5 учебника.

Дети записывают домашнее задание.

Познавательные УУД. Различные способы познания окружающего мира.

8.Рефлексия

А теперь давайте проанализируем, что у нас на уроке получилось, что понравилось, что было самым интересным, а что не очень получилось или оказалось трудным, непонятным?

Рассмотрите слайд. Прочтите про себя начало каждого высказывания, выберите, какое вам особенно близко и постарайтесь продолжить выбранную мысль.

Я рада, что урок оказался полезен и понравился вам.

Урок окончен.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

Регулятивные УУД. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД. Оформлять свою мысль в устной речи.

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»

ТЕМА: «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Задачи:

Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;

Вызвать интерес к личности поэта;

Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.

Материал:

Иллюстрации к сказкам, книги, портрет писателя в разном возрасте, мяч.

ХОД НОД

1. Оргмомент.

Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

Пошёл он ко своей землянке а землянки нет уж и нет следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись… Поклонись…

2. Основная часть

— Ребята, кто узнал сказку, отрывок из которой я вам прочла? (ответы детей)

— Кто написал эту сказку? (ответы детей)

— Да, «Сказку о рыбаке и рыбке» написал Александр Сергеевич Пушкин. Это великий русский поэт.

(показ портрета А. С. Пушкина)

— Давным-давно, 215 лет тому назад в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года.

Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки. А саму Арину Родионовну он часто ласково называл «мамушкой». Когда Саша подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе. Я хочу вам сказать, что у Пушкина была большая семья: красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои стихи, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды он стрелялся на дуэли, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим.

Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

 «Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Игра с мячом  «Назови героев сказок Пушкина»

1. Из какой сказки Пушкина этот отрывок?

В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да, орешки всё грызёт,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2. Как начинает А. С. Пушкин «Сказку о царе Салтане?

(Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. // «Кабы я была царица, говорит одна девица)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой // У самого синего моря)

4. Что кричал Золотой петушок, когда приближался враг?

(Кири-ку-ку. // Царствуй, лёжа на боку)

5. Из какой сказки этот отрывок?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Пальчиковая гимнастика  «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

3. Заключительная часть.

 Ребята, ваши ответы показали, что вы хорошо помните сказки А. С. Пушкина. Но Александр Сергеевич был поэтом и писал не только сказки. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Любимым временем года Пушкина была осень. И сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».

… Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы

— Ещё одно стихотворение Александра Сергеевича.

«Волшебница-зима»

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

4.Подведение итогов.

— Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)

— Что писал А. С. Пушкин? Какие произведения, для кого?

Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то что, занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *