читаем предложение. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение
Чтобы ребёнок научился понимать текст, нужно сначала поработать с отдельным предложением. Что это значит? Это значит, показать ребёнку, как вычитывать из предложения всю фактуальную информацию, то есть научить его понимать, о чём в предложении говорится прямо, в явном виде. А потом показать, что в отдельном предложении может содержаться и подтекстовая информация (то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается).
Задания, о которых дальше пойдёт речь, подходят для детей, уже умеющих читать. Это могут быть и старшие дошкольники, и первоклассники, и дети постарше.
1. Учим ребёнка определять, сколько в предложении слов, и задавать к этим словам вопросы. При этом обращаем внимание на то, что вопрос можно задать не к каждому слову. Например, в предложении «У Никиты машинка с управлением» слов 5, а вопросов будет 3, потому что к предлогам У и С вопрос задать нельзя: эти слова ничего не обозначают, они помогают связать слова в предложении. Какие это вопросы? 1) У кого машинка с управлением? 2) Что есть у Никиты? 3) Какая машинка у Никиты?
А вот в предложении «Петя остановился у перехода» вопросы можно задать ко всем словам, кроме предлога У (Кто остановился у перехода? Что сделал Петя? Где остановился Петя?), и это будут вопросы к фактуальной информации. А ещё можно спросить так: Почему Петя остановился у перехода? Это уже вопрос к подтекстовой информации. Ответа на этот вопрос в предложении нет, но мы можем догадаться и предположить: либо горел красный сигнал светофора, либо, если не было светофора, Петя остановился, потому что по дороге ехали машины. С помощью этого упражнения мы постепенно учим ребенка понимать, что в предложении есть не только информация, которая сообщается в готовом виде, но и та, что спрятана «между строк», и её тоже нужно уметь вычитывать.
2. Учим обращать внимание на порядок слов и ставить логическое ударение. Например, даём предложение, где явно нарушен порядок слов (Альбомы достали дети и карандаши.) и предлагаем исправить его — поменять слова местами так, чтобы смысл предложения стал понятен. А затем просим ребёнка прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом каждый раз другое слово (учим ставить логическое ударение). Например: ДЕТИ достали альбомы и карандаши. Если выделяем голосом слово ДЕТИ, это будет ответ на какой вопрос? (КТО достал альбомы и карандаши?). Дети ДОСТАЛИ альбомы и карандаши. А это ответ на какой вопрос? (ЧТО СДЕЛАЛИ дети?) и т.д. Вы заметили, что, занимаясь порядком слов и логическим ударением, мы по сути продолжаем учить задавать вопросы к предложению, но не напрямую, а через ответы.
3. Учим видеть в предложении слова, лишние по смыслу. Чтобы ребенок нашёл в предложении лишнее слово, он должен вдуматься в смысл предложения и понять его. Например, в предложении «Прилетели птицы и очень начали вить гнёзда» лишнее слово очень. Почему? Здесь нам поможет умение задавать вопросы к словам. Вопрос начали (как?) очень не имеет смысла: здесь явно нужно другое слово (сразу, скоро…), но его нет, значит, слово ОЧЕНЬ лишнее, его нужно убрать.
4. Проверяем, как мы научились читать предложения: выполняем комплексные задания. Такие задания предполагают, что ребёнок сначала составляет «рассыпанное» предложение, исключая лишнее слово, а потом задаёт вопросы ко всем самостоятельным словам. Например, даны слова: на, сильный, был, море, шторм, корабль. Надо составить предложение, исключив лишнее слово: На море был сильный шторм. Затем определить, к каким словам можно задать вопрос. Таких слов 4 (все, кроме предлога НА). Получается 4 вопроса: Что было на море? Где был шторм? Какой был шторм? Что говорится про сильный шторм на море?
Аналогичных заданий можно придумать множество, достаточно просто подобрать подходящие предложения. Их всегда можно найти в детских книжках.
Работа с предложением — это первый шаг, с помощью которого можно научить ребёнка понимать текст. Следующие шаги – это составление текста на основе предложения, сопоставление предложения и текста и собственно работа с текстом. Именно в такой логике выстроены задания в нашем учебном пособии «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс») Задания, которые приводились выше, взяты из этого сборника.
В следующих публикациях я расскажу о других приёмах работы с предложением и текстом, которые вполне доступны родителям, эффективны как при индивидуальном, так и при групповом обучении чтению.
buneeva.vsepravilno.com
Учусь понимать текст
Научиться быстро воспроизводить текст для большинства детей несложно. Сложнее научиться понимать текст. Понимание текста в большой степени зависит от мышления. Это, как правило, не учитывается при обучении чтению.
У дошколят и младших школьников ведущее — наглядно-образное мышление. Ребята могут очень живо представить себе (визуализировать) текст. В психологии это называется методом оживления текста. Освоить это метод полезно всем детям. Но особенно проблемным ребятам.
Предлагая детям представить читаемое, мы включаем образную память. Она помогает ребёнку как бы вживаться в содержание, стать его участником. Конечно, в таком случае гораздо легче понимать тексты и запоминать их.
Оживление текстов
1. Игры с образными ассоциациями.
Начать полезно с образных ассоциаций. Некоторые подробно описаны здесь. Образные ассоциации подготовят мышление ребёнка к работе с текстом.
2. Игра «Представь картинку»
Начинаем с самых простых образов.
Инструкция. Я прочитаю тебе предложение, а ты закрой глаза и попробуй себе картинку представить. Как будто у тебя там перед глазами экран телевизора или компьютера. И ты на нём всё видишь. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай, не открывая глаз. Слушай.
Гриб спрятался под ёлкой.
Вопросы.
- Ты хорошо видишь картинку?
- Что ты видишь?
- Ёлка старая или молодая?
- Какого ёлка цвета? Темно-зелёного или посветлее?
- Какой гриб под нею спрятался? Какого он цвета?
- Его хорошо видно или не очень?
- Чем он закрыт: ветками ёлки, травой, опавшими листьями?
- Можешь ты картинку нарисовать? Давай вместе нарисуем.
Вполне возможно ребёнок откажется рисовать из-за плохих навыков. К сожалению, так бывает. Не укоряйте его, а рисуйте вместе небольшие простые, как и сами предложения, рисунки. Здесь не требуется ничего, кроме обозначенного в предложении: ёлка, гриб, трава… Добавлять ничего не надо. Размер рисунка – ¼ листа А4.
Рисунки собирайте. Время от времени просматривайте, припоминая какое предложение рисовали. Со временем надобность в рисунках отпадёт, потому что ребёнок освоит метод оживления текстов.
3. Читаем и представляем простые предложения
Инструкция. Читай предложение и представляй картинку. Расскажи, о чём прочитал.
Белка сидит на дереве.
На горе растёт сосна.
Под яблоней лежат яблоки.
Лиса гонится за зайцем.
Сова живёт в дупле.
Корова даёт молоко.
Рыбка плавает в воде.
Рыбак ловит рыбу.
Каждое предложение напечатайте крупными буквами на принтере или от руки (но аккуратно). И предъявляйте дошкольнику для чтения.
4. Усложнение задания: предложения посложнее. Примеры ниже.
Лес – это много деревьев, травы и кустов.
В траве растут разные грибы.
Птицы ловят мошек.
В лесу живут лисы, волки, зайцы.
Белки сушат на зиму грибы.
Медведь ловит рыбу в реке.
Лиса ловит мышей и зайцев.
Лось ест траву и молодые побеги кустов.
Сова и дятел живут в дупле.
Дятел достаёт из-под коры деревьев вредителей.
5. Учимся понимать простые тексты.
Понимание простых текстов – следующий этап.
Зима в городе
Идёт снег. На улице бело. Мороз щиплет уши и нос. Дети катаются с горы. Весело зимой.
Здесь каждое предложение читаешь и представляешь. Поначалу это будет долгое чтение, но оно того стоит.
6. Учимся понимать тексты посложнее.
Пример.
Море
Паша никогда не бывал на море. Море было далеко. Паша взял бумагу и краски. Он нарисовал красивую картину.
Море на картине было синее. А небо над морем голубое. На море были волны. По волнам плыла лодка. Это рыбаки ловили рыбу.
Над рыбаками летали чайки. Они тоже ловили рыбу.
Паша повесил картину над столом.
7. Учимся понимать тексты с подвохом.
Одежда зимой.
Зимой люди одеваются тепло. Они надевают шубы, шапки и кроссовки.
Или ещё вариант
Прогулка
Миша взял лыжи. Он вышел на улицу. А там ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. Что делать Мише?
Применяя этот метод мы будем развивать ряд свойств психики, которые послужат не только качественному чтению.
Если ребёнку трудно понимать текст и запоминать его для последующего воспроизведения, то полезно будет рисовать опорные схемы или рисунки до тех пор, пока это будет необходимо.
Навык хоть и медленно, но будет совершенствоваться. Сперва ребёнок будет рисовать картинку на предложение, потом на абзац… Быстро в учении ничего не бывает. Сайт Нестандартные дети желает терпения: капля камень точит.
mama-pomogi.ru
Как улучшить свою способность понимать прочитанный текст?
06.02.14
Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением
Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.
Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:
Перед чтением
— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.
— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.
— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.
— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.
Во время чтения
— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.
— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.
— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.
— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.
После чтения
— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.
— Придумайте свои вопросы к автору.
— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.
— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.
— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.
Поговорите о прочитанном
Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.
Практикуйтесь в чтении как можно чаще
Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.
Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.
Мотивация для чтения
Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.
Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.
Стратегии по улучшению понимания прочитанного
Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:
— Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.
— Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.
— Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.
— Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.
— Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.
— Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.
— Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.
— Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.
— Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.
— Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.
— Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.
— Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.
Модель постепенного внедрения
Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.
Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.
Доступность книг для чтения
Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.
Также следует обратить внимание на следующие книги:
— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.
— Книги с достаточно крупными буквами.
— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.
— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.
Связь между чтением и письмом
Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.
Заключительные мысли
Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.
outfund.ru
шаг третий. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Учим ребёнка понимать текст: шаг третий
В предыдущих публикациях («Учим ребенка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение» и «Учим ребёнка понимать текст. Шаг второй: разворачиваем предложение в текст») я рассказывала о видах упражнений, которые помогают научиться читать и понимать предложение. Теперь поговорим о чтении текста.
Следующий шаг: учим ребёнка понимать, о чём в тексте говорится прямо, а о чём «между строк». Здесь нам поможет приём, который называется комментированное чтение. С его помощью взрослый во время совместного чтения может показать ребёнку, как вычитывать информацию из текста.
Давайте посмотрим на примере, как это происходит. Это текст для читающего ребёнка (старшего дошкольника, первоклассника). Если ребёнок ещё не читает, можно работать с тем же текстом в режиме чтения-слушания.
1. Художник прочитал текст и нарисовал иллюстрацию. Рассмотри её. О чём будем читать? (На иллюстрации весна, ручеёк, мальчик и девочка пускают кораблик. Слушаем ответ ребёнка, но не комментируем.)
2. Прочитай заглавие. Оно соответствует картинке? (Текст называется «Кто кого испугал?» Ребёнок, как правило, не видит связи между картинкой и названием текста.) Как же найти ответ на этот вопрос? (Нужно прочитать текст и разобраться.)
3. Читаем вместе с ребёнком, при необходимости комментируем текст, чтобы помочь ему вычитать всё, о чём в тексте говорится прямо, в явном виде (фактуальную информацию).
КТО КОГО ИСПУГАЛ?
Нина и Роман сделали кораблик. Ручей быстро бежал, толкал кораблик, и он скоро причалил к берегу. Кораблик спугнул уток. Утки нырнули. Ну и утки!
Совместное чтение взрослого и ребёнка или чтение-слушание:
Нина и Роман сделали кораблик. (Значит, как зовут детей, которых нарисовал художник? Ребёнок повторяет или подчёркивает в тексте имена.) Ручей быстро бежал, толкал кораблик, и тот скоро причалил к берегу. (Можно догадаться, почему он СКОРО причалил к берегу? Какие слова помогли? Подчеркни (назови). Нужно подчеркнуть (назвать) слова БЫСТРО, БЕЖАЛ, ТОЛКАЛ.) Кораблик спугнул уток. (То есть, утки… Ребёнок договаривает: испугались.) Утки нырнули. Ну и утки! (Чьи это слова? Ребёнок предполагает: так могли сказать Нина и Роман или рассказчик. Как надо эти слова прочитать? С улыбкой, передать с помощью интонации, что утки испугались напрасно. Попробуй так прочитать.)
В процессе такого комментированного чтения вся фактуальная информация становится ребёнку понятна, он учится видеть в тексте ключевые слова, понимать значение слова в контексте и т.д.
4. Можно теперь ответить на вопрос в заглавии текста? Так кто кого испугал? (Если ребёнок говорит, что кораблик испугал уток, значит, он понял содержание текста.)
5. А почему утки испугались? В тексте есть ответ на этот вопрос? (В явном виде нет, но читатель догадывается: утки испугались, потому что кораблик плыл быстро и скорее всего причалил неожиданно именно в том месте, где были утки. С помощью этого вопроса мы помогаем ребёнку понять подтекстовую информацию.)
Возьмём другой текст, он побольше и чуть сложнее.
А ГДЕ ЖЕ ТУЧА?
Был солнечный денёк. По небу плыли белые барашки. Но вот откуда-то приползла большая чёрная туча. Сразу потемнело. Ударил гром. Засверкала молния. Пошёл сильный дождь. Лил долго.
Постепенно светлело. Нет дождя. Кругом лужи. На небе опять сияет солнышко. А где же туча?
1. Прочитай заглавие текста. Можешь сразу ответить на этот вопрос?
2. Рассмотри рисунок. Он помогает ответить на вопрос в заглавии? (На рисунке туча, дождь, из-за тучи выглядывает солнышко. С помощью этой иллюстрации ответить трудно.)
3. Совместное чтение взрослого и ребёнка или чтение-слушание.
Был солнечный денёк. По небу плыли белые барашки. (Как это? Что ты представляешь? Слушаем ответ ребёнка, при необходимости поясняем, что такое барашки. Нужно, чтобы он представил белые кудрявые облачка на синем небе в солнечный день.) Но вот откуда-то приползла большая чёрная туча. (Приползла. То есть, она двигалась… Ребёнок договаривает: очень медленно, постепенно закрывала небо, барашки облаков…) Сразу потемнело. (Понятно почему? Туча… Ребёнок договаривает: закрыла солнце.) Ударил гром. Засверкала молния. Пошёл сильный дождь. Лил долго. (Представил?)
Постепенно светлело. Нет дождя. Кругом лужи. На небе опять сияет солнышко. (Представил?) А где же туча?
4. Как ты ответишь теперь на вопрос в заглавии текста? (Ребёнок может ответить, что туча уплыла или растаяла, может предложить какой-то фантастический вариант. Принимаем любой ответ и предлагаем свой вариант.)
Тексты и задания взяты из моего учебного пособия «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс», 2018 г.)
buneeva.vsepravilno.com
НИИ Эврика. Как научить ребёнка понимать текст
Нередко педагоги начальных классов встречаются с тем, что ребёнок читает очень хорошо для своего возраста: уверенно, грамотно, выразительно, быстро, — но при этом практически, а то и совершенно не понимает, что прочитал.
Такие случаи свидетельствуют: не все родители в полной мере осознают, что чтение — это не просто механическое преобразование увиденных букв в произносимые звуки. Чтение — это способность принимать, обрабатывать, сохранять и воспроизводить информацию, предоставленную в письменном/печатном виде.
- Как научить ребёнка понимать текст?
- Как развивать не только техническую, но и смысловую составляющую чтения?
«Эврика» знает!
Совет 1. Не форсируйте события
Всему своё время! Учить чтению ребёнка, который к этому занятию не готов ни физиологически, ни психологически, — занятие неблагодарное и бесполезное. Понять, что время «Ч» настало, поможет небольшой тест-опросник. Научить читать в 3 года можно, но нужно ли? А вот в возрасте 6–7 лет уже стоит уделить этому вопросу больше внимания. И если ближе к школе малыш всё ещё не изъявляет желания читать и понимать тексты, пора озадачиться, что мы делаем недостаточно хорошо.
Совет 2. Развивайте внимание ребёнка
Чтобы осмысленно читать даже самые простые, адаптированные для юных книгочеев тексты, требуются собранность и сосредоточенность. Концентрация внимания развивается по мере взросления и при активной тренировке с использованием специальных игр и упражнений.
Совет 3. Скорость вторична
Техника чтения, бесспорно, важна, но осмысленность этого процесса гораздо важнее. С самых первых слов, прочитанных ребёнком самостоятельно, строго следите, чтобы малыш понимал, что произносит. Работать над скорочтением нужно не в ущерб смысловому восприятию текстов.
Совет 4. Тщательно выбирайте книги для самостоятельного чтения
Когда ребёнок начинает читать самостоятельно, очень важно правильно выбирать для него первые книги. Они должны быть интересными для малыша, написанными простым, доступным языком, иметь красочные иллюстрации и крупный, удобочитаемый шрифт. Развивать навык чтения у самых маленьких очень удобно с помощью нашего авторского тренажёра.
Совет 5. Упрощайте задачу
Чтобы правильно читать тексты, ребёнок должен знать и помнить все буквы, правильно складывать их в слоги, верно расставлять ударение и интонировать. При этом необходимо игнорировать любые отвлекающие от занятия раздражающие факторы и внимательно следить за строками текста. Очень много задач для одного маленького читателя. Упрощайте всё, что получается упростить. Сведите к минимуму отвлекающий звуковой фон, создайте комфортную обстановку, дайте малышу указку, чтобы следить за строчками было легче.
Совет 6. Введите чтение в повседневную жизнь
Пишите ребёнку маленькие записочки, осмысленное чтение которых сделает его повседневную жизнь ярче и интереснее. Например, вы можете писать, где припрятали послеобеденный гостинец или куда планируете отправиться на прогулку. Оставьте под магнитом на холодильнике признание в любви к своей семье или откройте тайну, где юного следопыта ждёт сокровище-сюрприз.
Совет 7. Предлагайте комиксы
Небольшой текст, являющийся, по сути, пояснением к картинке, приучает читать и понимать прочитанное. Можно предложить ребёнку комиксы, достать с антресолей диафильмы или сделать интересную презентацию на компьютере. Особенно интересно для ребёнка читать истории с хорошо знакомыми героями. Отличная идея, к примеру, — создание комиксов про жизнь вашей семьи.
Совет 8. Работайте над словарным запасом
Чем больше слов знает ребёнок, тем больше он понимает при чтении. Расширяйте словарный запас малыша, заполняя свободное время словесными играми, читая ему вслух или вместе разбирая тексты, которые карапуз читает самостоятельно. Не допускайте ситуации, при которой кроха будет читать непонятные слова, не пытаясь разобраться с их значением.
Совет 9. Задавайте вопросы по тексту
Вопросы по тексту — самый простой способ выяснить, понимает ли ребёнок, что читает. К тому же они приучают малыша читать вдумчиво и пытливо. Когда карапуз читает вам вслух свои первые детские книги, периодически останавливайте его, чтобы уточнить содержание прочитанного фрагмента.
Совет 10. Учите выделять основную мысль и тему текста
В начальной школе ребятам будут часто предлагать небольшие тексты, которые нужно прочитать и озаглавить. Отнеситесь к подобным заданиям с должным вниманием. Умение подобрать заголовок верно — свидетельство того, что ребёнок понял, о чём прочитанный текст. Уже в дошкольном возрасте учите малыша выделять в тексте главное:
- перечислить героев;
- указать тему произведения;
- выделить основную мысль.
Упражнения на развитие навыка чтения с пониманием
- Следить за взрослым: вы читаете текст с листочка, а ребёнок по копии такого же листка следит за прочитанным, передвигая указку по строчкам.
- Читать тексты с незнакомыми словами, используя толковый словарь для уточнения значений «новинок».
- Составить план к тексту.
- Найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
- Читать тексты с пропущенными словами, вставляя вместо пропусков подходящие слова из предложенного списка.
- Расставить предложения по порядку так, чтобы получился связный рассказ.
- Нарисовать картинки, иллюстрирующие текст (создать свой комикс).
- Выбрать из предложенных картинок ту, что подходит к содержанию текста.
- Прочитать фрагмент текста и придумать его продолжение самостоятельно.
- Пересказать текст от лица одного из персонажей произведения.
Чтобы не хвататься за голову в школьные годы: «Почему наш ребёнок не может усвоить программный материал», — уже в годы дошкольного детства приучайте кроху читать с пониманием, осмысливая и анализируя тексты.
Пусть ваше родительство будет эффективным и счастливым!
nii-evrika.ru
Конспект урока по русскому языку по теме «Учимся читать и понимать текст. Изучающее чтение»
Тема урока. Учимся читать и понимать текст.
Изучающее чтение.
Урок развития речи (Учебник Е.И.Никитиной «Русская речь» Параграф 12)
Цель обучающая: развитие умений анализировать текст.
Задачи:
— познакомить с приёмами изучающего чтения;
— учить использовать эти приёмы;
— учить работать над анализом текста, над выполнением текстовых заданий.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Воспитательная: приобщение к истокам духовной культуры русского народа,
привитие любви к родному краю.
Вид урока: урок развития речи.
Тип урока: комбинированный, прблемно-поисковый.
Оборудование урока: выставка деревянных матрёшек компьютер, мультимедийный экран, видеофайл,
таблицы «Приёмы изучающего чтения», «Виды вопросов»,
ксерокопии текста для самостоятельной работы.
Формы работы: фронтальная, коллективная (самостоятельная), в парах, дифференцированная (дом. задание)
Место в системе уроков: Данный урок второй по счёту по теме «Всегда ли мы читаем одинаково?» (Виды и приёмы чтения)
Ожидаемые результаты урока.
Предметные:
— умеют вычитывать разные виды текстовой информации;
— разграничивают основную и дополнительную информацию.
— ведут самостоятельный поиск информации (в том числе в словаре).
— извлекают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (ключевые слова,
вопросы, план, из текста в таблицу).
— Излагают содержание прочитанного текста.
Личностные:
— развитие мотивов учебной деятельности;
— стремление к речевому самосовершенствованию;
— формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, ведению диалога с
автором.
Регулятивные:
— высказывать предположения на основе наблюдений;
— соотносить цели и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
— слушать и слышать других;
— осуществлять речевую рефлексию;
— развивать связную монологическую речь.
Содержание | |||||||||||
Учитель | |||||||||||
I. Мотивационно — ориентировочная часть 1.Организационный этап. 2.Этап актуализации. II. Операционно – исполнительная часть. III. Рефлексивно – оценочная часть Домашнее задание IV. Самостоятельная работа. | Сегодня у нас урок «Учимся читать и понимать текст». — Ребята, а вы любите читать? — Вы всё запоминаете, когда читаете? — Вам трудно запоминать тексты в школьных учебниках? — А какие вы знаете виды чтения? (Ознакомительное и изучающее) — Какова цель ознакомительного вида чтения? (ведь мы с ним подробно знакомились) (Получить самое общее представление о книге, каком- либо тексте…) — А какова цель изучающего вида чтения? (Глубоко понять текст и запомнить самое главное) Знаете, есть, оказывается, секреты, которые помогают нам, если необходимо глубоко понять текст. — Чьи же секреты мы сегодня будем раскрывать? — Нам необходимо будет заполнить очень интересную схему. Запись в тетради. Число. Тема. А теперь в добрый путь за новыми знаниями. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости к русской матрёшке. Матрешка – настоящая русская красавица. Полюбуйтесь сами! (Рассматриваем наш музей матрёшек) Румяная, в нарядном русском сарафане, на голове яркий платочек. Но, главное, это куколка секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Видеофайл (1,5 мин.) о матрёшках. Почему же русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой? Обратимся к тексту. Упражнение № 93 Уч-к » Русская речь» Текст № 1. Прочитать задание. Цель изучающего чтения? Чтение текста.
В 1899 году известный русский художник Сергей Васильевич Малютин выточил из дерева и раскрасил яркими красками удивительную куклу. Увидев её, кто-то воскликнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так новую куклу и назвали – Матрёна, а ласково – Матрёшечка, Матрёшенька, Матрёшка. Имя это сразу закрепилось за игрушкой, потому что в крестьянских семьях в то время оно было очень распространённым. Как название игрушки слово матрёшка пишется с маленькой буквы: это имя существительное нарицательное. Задание: 2. О чём этот текст? Какова его тема? 3. О чём вам говорит заглавие? Отражает ли заглавие тему текста? 1. Составьте по содержанию данной части текста три вопроса и ответьте на них (См. таблицу «Виды вопросов»)
Вывод: Какой же первый секрет? (очень важно выявлять в тексте скрытые вопросы и отвечать на них) Текст № 2. Чтение текста. Матрёшка – кукольный символ России. Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрёшка и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются ею. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». 1. Проверьте себя: правильно ли вы понимаете значение слов сувенир, сюрприз, символ. 2.Сформулируйте (письменно) главную мысль данной части текста. 3.Выпишите текстовые синонимы к слову матрёшка. (Куклы, куколка-сюрприз, матрёшка, кукольный символ России, расписная «крестьяночка») 4.Попробуйте пересказать данный текст. Вывод: Что ещё важно для более глубокого понимания текста? Понимать все слова. Определять главную мысль. Использовать синонимы в тексте. Физкультпауза. Текст № 3. Чтение текста. Какие смыслы заключены в матрёшке. Матрёшка – игрушка не простая: в ней содержится несколько глубоких смыслов. Каких именно? В матрёшке выражено народное представление о красоте русской женщины. Посмотрите на любую матрёшку: как она красива! Лицо её круглое, миловидное. Щёки румяные. Глаза большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Брови дужкой, соболиные (то есть тёмные, густые, шелковистые). Губки алые, носик правильный (средненький, не большой и не маленький). Всё прекрасно, всё гармонично в нашей кукле-сувенире. (См. продолжение) Задание: 1. Подчеркните в каждом абзаце, начиная с 3-го, по одному самому главному, т. е. ключевому, слову.(по ходу чтения) 2.Какова главная мысль этого текста. Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль.(после чтения)Выпишите его. 3. Используя ключевые слова, продолжите составление плана данной части текста. 1.Лицо круглое, миловидное. 2.Коса — девичья краса. 3.Фигура округлая. 4. Одежда красивая и удобная. 5. Характер добрый, спокойный, улыбчивый. Вывод: Итак, что нам поможет более стройно и логично организовать наши мысли? (план) Запись в таблицу ————————————————————————————— Итак, Какова же цель изучающего чтения? Какие приёмы изучающего чтения мы сегодня использовали? Табличку мы заполнили? В чём польза урока для вашей жизни? Умение работать с текстом — очень важное умение. Помните: чтение большинства учебных текстов по любому предмету должно быть изучающим. Ответьте на вопросы по уроку. (Оставьте листок на парте)
Домашнее задание. По выбору. Упр. № 96 (творческое задание: пофантазируйте и оживите семью матрёшек) Или Упр. 97 (если упр.96 будет трудно выполнить) А сейчас внимание! Самая большая матрёшка приготовила для вас задание. Справимся ли мы? (Раздаточный материал) Сдайте, пожалуйста, работы. Урок окончен. Спасибо всем за урок! |
Раздаточный материал
Текст _________________________________
Фигура матрёшки вытачивают из д…ревянного бруска. Для изг…товления кукол используются сухая б…рёза или липа.
Раскрашивают игру…ки обычно гуашью реже акварелью. Затем шлифуют наносят р…сунок. Разукрашивают одежду. Прорисовывают лица.
И вот она г…това! Ру(с,сс)кая красавица!
Задание
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
2. Определите тему текста. Найдите ключевые слова, которые отражают тему текста, подчеркните их. Тема:________________________________________________
3. Какова основная мысль текста?
___________________________________________________________________
4. Озаглавьте текст. На что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? ____________________________________________
5.. Объясните, пользуясь словарями, значение слова:
шлифуют__________________________________________________________
Приложение.
МАТРЁШКА – КУКЛА НЕОБЫЧНАЯ
Из истории матрёшки.
В 1899 году известный русский художник Сергей Васильевич Малютин выточил из дерева и раскрасил яркими красками удивительную куклу. Увидев её, кто-то воскликнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так новую куклу и назвали – Матрёна, а ласково – Матрёшечка, Матрёшенька, Матрёшка. Имя это сразу закрепилось за игрушкой, потому что в крестьянских семьях в то время оно было очень распространённым. Как название игрушки слово матрёшка пишется с маленькой буквы: это имя существительное нарицательное.
Матрёшка – кукольный символ России.
Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрёшка и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются ею. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки».
Какие смыслы заключены в матрёшке.
Матрёшка – игрушка не простая: в ней содержится несколько глубоких смыслов. Каких именно?
В матрёшке выражено народное представление о красоте русской женщины. Посмотрите на любую матрёшку: как она красива!
Лицо её круглое, миловидное. Щёки румяные. Глаза большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Брови дужкой, соболиные (то есть тёмные, густые, шелковистые). Губки алые, носик правильный (средненький, не большой и не маленький). Всё прекрасно, всё гармонично в нашей кукле-сувенире.
Гордость русской женщины, особенно девушки, — коса; народ даже пословицу сложил об этом: «Коса – девичья краса». Вы, наверное, заметили: у одних матрёшек – одна коса, у других – две. Это потому, что раньше на Руси был обычай: девушка носила одну косу, а замужняя женщина – две.
Фигура матрёшки округлая, толстенькая: на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие, полные, сильные. Вспомним, как герой сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» крестьянский сын Иван не счёл красивой Царь-девицу, которую он похитил по приказу царя:
Ясный полдень наступает,
Царь-девица подплывает,
Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор.
«Хм! Так вот та Царь-девица!
Как же в сказках говорится, —
Рассуждает стремянной, —
Что куда красна собой
Царь-девица, так что диво!
Эта ж вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка!
Пусть полюбится кому,
Я и даром не возьму.
В народе считалось: если женщина худенькая, бледная, то она не сможет выполнять тяжёлую крестьянскую работу. И одежда у русской женщины была не только красивой, но и удобной для работы, просторной, чтоб не сдерживать движений, свободной: широкая рубашка с яркой национальной вышивкой по рукавам и вороту, поверх неё – сарафан и передник. На голове – обязательно платок: по обычаям того времени женщинам неприлично было появляться на людях без головного убора; показать постороннему человеку простые (непокрытые) волосы значило опростоволоситься, то есть опозориться. В современном русском языке глагол опростоволоситься имеет несколько другой смысл – оказаться в смешном, неприятном и т. п. положении, допустив грубую ошибку, промах, оплошность. Видите, как интересно: обычай остался в прошлом, исчез, а след от него в языке сохранился. Подобное бывает нередко. Вот ещё один пример. В настоящее время слово красный обозначает цвет предмета: красный тюльпан, красное солнце, красная малина. А раньше красный значило красивый. Красна девица в русских народных сказках – значит красивая. Ей и сродни наша кукла-символ.
С внешней красотой матрёшки счастливо сочетается её характер – добрый, спокойный, улыбчивый. Глянешь на такую игрушку – и сам невольно улыбнёшься.
videouroki.net
Серия книг Учимся понимать текст | издательство Мнемозина
«Мнемозина» — одно из ведущих учебных издательств России.С 1993 года, когда было основано издательство, опубликовано свыше 500 наименований литературы для школ и дошкольных учреждений. Главными критериями качества учебника мы считаем научную достоверность, доступность подачи материала, удобство использования, наличие запоминающихся иллюстраций.
Качество учебников и учебных пособий издательства «Мнемозина» отмечено государством: они включены в Федеральный перечень учебных изданий, имеют гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, соответствуют современным требованиям государственных образовательных стандартов, действующим и новым школьным программам.
Приоритетное направление работы – создание новых учебников и пособий с полным методическим и дидактическим обеспечением для каждого класса по русскому языку, литературе, математике, истории, физике, химии, биологии, технологии (включая начальное и дошкольное образование).
Учимся понимать текст
«Мнемозина» — одно из ведущих учебных издательств России.С 1993 года, когда было основано издательство, опубликовано свыше 500 наименований литературы для школ и дошкольных учреждений. Главными критериями качества учебника мы считаем научную достоверность, доступность подачи материала, удобство использования, наличие запоминающихся иллюстраций. Качество учебников и учебных пособий издательства «Мнемозина» отмечено государством: они включены в Федеральный перечень учебных изданий, имеют гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, соответствуют современным требованиям государственных образовательных стандартов, действующим и новым школьным программам.Приоритетное направление работы – создание новых учебников и пособий с полным методическим и дидактическим обеспечением для каждого класса по русскому языку, литературе, математике, истории, физике, химии, биологии, технологии (включая начальное и дошкольное образование).
www.labirint.ru