Употребление имен числительных в речи – Правильное употребление имен числительных в речи. орфоэпические нормы. грамматические и лексические нормы употребление имен числительных. имя числительное в предложении — Русский язык — 6 класс

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок по теме: Употребление числительных в речи

       Урок по теме: Употребление числительных в речи.6 класс.

Добрый день, ребята!

      Сегодня четвёртое апреля марта две тысячи семнадцатого года. Второй день недели. Два дня назад закончились весенние каникулы. Девять прекрасных, наполненных радостью и весельем дней пролетели как один миг. И вы, отдохнувшие и поправившиеся  от полутора  до двух килограммов, третьего апреля в одиннадцать часов  собрались в одном из учебных кабинетов. И я, придя к вам на первый урок четвёртой четверти, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…»

А тема нашего сегодняшнего урока, как вы уже догадались: «Употребление имен числительных в речи».

2. Сообщение темы урока, его целей и задач.

– Кто запомнил те числительные, которые  я употребила в своем вступительном слове?

– К какому стилю речи можно отнести данный текст?

– Назовите тип речи.

    Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких же речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с взаимопроверкой.  Листочки со словами перед вами.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. 

девяност…  девять,

 двен(нн)адцать,

 один(нн)адцатый,

 четыр…мя,

 мил(лл)ионер,

 пят…надцатые,

 от сорок… тысяч…,

   трист…,

трин(нн)адцатыми,

 восем…сот тридцатый

Задание 2.  Составить три предложения с любыми из представленных числительных.

III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

— Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

     Ламанти́ны – род водных  млекопитающих,  отряда сирен. Ламантины имеют вес от 400 до 550 килограммов и среднюю длину тела от 2,8 до 3 метров. При рождении детёныши ламантина имеют средний вес 30 килограммов.  Эти травоядные животные обитают на мелководье и питаются водной растительностью. Низкая калорийность пищи заставляет ламантинов поглощать до 50 кг растительности в день, что составляет 10% их веса.   Живут ламантины долго, иногда до 60 лет.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

— В этом тексте много терминов: род, отряд,  длина тела, вес, процентное содержание количества пищи.

Для какого стиля речи характерны такие средства языка?  (Для научного).

—  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

— Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

— Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибко опасные места.

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

— Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители г. Саратова!

Со 14  по 20 апреля аптека № 3 закрывается на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека №1 находится по адресу:

ул. Московская,  дом 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 3.

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

— Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

— Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.

       Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибко опасные места, запоминают правописание слова.

 Деловые отношения затрагивают почти все стороны жизни человека в обществе, мы закрепляем наши отношения друг с другом, с работодателем, государством и т.д. с помощью различных документов: заявлений, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время и др.

     А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы.

Текст называется «Праотцы».  Каково лексическое значение слова праотцы?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

Праотцы

    Однажды то ли весной, то ли осенью из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Долго ли, коротко ли шли, умаялись в дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему твое имя пишется с двумя н, а мое с одной?» Одиннадцать ответило: «Это старинная и очень интересная история. Когда-то давным-давно наши предки  были не похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?

— В каком значении употреблено слово «предок»?

— Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

— Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

— Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

— Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточие).

— Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (В тексте есть слова «Однажды…, Долго ли, коротко ли…» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

— В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Предлагаю домашнее задание на выбор:

  1. Сочинить сказку, которая начнется словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова».
  2. Вспомнить и записать в тетрадь пословицы, поговорки, загадки и названия сказок и песен, в состав которых входят имена числительные.  

V. Подведение итогов урока.

— В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

— Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

— Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

— Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в свей речи числительные?

Имя числительное как часть речи

1. Культура речи. Исправление речевых ошибок 2 вид — интерпретация сложное 2 Б.
2. Склонение имён числительных 1 вид — рецептивный среднее 2,5 Б. Изменение имён числительных по падежам.
3. Культура речи. Употребление имён числительных в речи 2 вид — интерпретация сложное 2 Б.
4. Склонение имён числительных. Выбор правильного ответа 1 вид — рецептивный среднее 2 Б.
5. Правописание падежных форм имён числительных 2 вид — интерпретация среднее 7 Б. Склонение имён числительных.
6. Культура речи. Особенности склонения имён числительных 2 вид — интерпретация сложное
2 Б.
Особенности склонения имён числительных.
7. Правописание имён числительных 2 вид — интерпретация сложное 6 Б. Правописание падежных форм имён существительных.
8. Фразеология 2 вид — интерпретация сложное 5 Б. Нахождение фразеологизмов с числительными, определение их значения и синтаксической функции.

Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку на тему: Употребление числительных в речи

Слайд 1

Тема: Имена числительные в речи

Слайд 2

Цель урока: уметь правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными

Слайд 3

числительные в жизни человека зарплата 1941 – 1945 гг

Слайд 6

1 2 Образуются Сочетаются Два Двое Мужчин ?Телят ?Ворот Три ? ?Воин( ? Котенок ? Ножницы Четыре ? ? Студент( ?Медвежонок ? Брюки Пять ? ? Товарищ ? Мышонок 7 Очки Шесть ? ?Друг ?Волчонок ?Сани Семь ? ?Одноклассник ?Лисенок ?Сутки Восемь ? ? Спортсмен ?Крольчонок ?Коньки Девять ? ?Победитель ?Бельчонок ?Перила Десять ? ?Богатырь ?Слоненок ?Плоскогубцы

Слайд 7

Закрепление Прочитайте предложения, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. Трое подруг живут в одном дворе А за ним едва поспевали двое жеребят. На столе стояло четверо стаканов 4. Трое котят забрались в папину шляпу.

Слайд 8

Замените числа в скобках словами и запишите их. Один рубит, а (7) в кулаки трубят. Один с сошкой, а (7)с ложкой.

Слайд 9

Выберите нужную форму а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах. б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья. в) Недоставало (трех – троих) ножей. г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор. д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки. е) (Семь – семеро) бед – один ответ.

Слайд 10

Употребление имён числительных в речи 1. Числительное один согласуется с существительными в роде, числе и падеже: один школьник, одна школьница, одно окно , одни туфли и т. д. 2. Числительное оба имеет две формы рода: обе — в сочетании с сущ женского рода ( обе стены, обе девочки ) и оба — в сочетании с остальными сущ ( оба мальчика, оба окна, мальчик и девочка — они оба и т. д.). Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во мн. ч.; в этом случае используются описательные обороты: тех и других ворот и т. п. 3. Собирательные числительные сочетаются только со следующими группами имен существительных: а) с существительными мужского рода, обозначающими лиц: двое школьников, трое мужчин ; б) с существительными общего рода: четверо сирот ; в) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое медвежат; г) с существительными, не имеющими формы ед. ч.: трое суток, двое очков ; д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое сапог, двое лыж. Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные; например, нельзя сказать двадцать двое суток , но двадцать два дня, в течение двадцати двух суток и т. д. 4. Количественные и собирательные числительные в им. и вин. п. управляют род. п. существительных. При этом числительные полтора, два, три, четыре управляют род. п. ед. ч.: два самолета, три девочки . Примечание: в количественно-именных словосочетаниях, имеющих в своем составе числительные полтора, два, три, четыре , имена прилагательные, определяющие существительные, могут стоять в двух грамматических формах: а) ж. р. — в им. п. мн. ч. или род. п. мн. ч.: три высокие пальмы и три высоких пальмы; б) м. или ср. р. — в род. п. мн. ч.: два высоких парня, три больших окна.

Слайд 11

Домашнее задание з аписать фразеологизмы, пословицы и обозначить числительные + сущ., вспомнить названия произведений кино, книг, картин с числит + сущ.

Урок по русскому языку на тему «Культура речи. Правильное употребление имени числительного» (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6а классе в рамках методического дня, проводимого ШМО «Гуманитарный цикл»

21 марта 2014 год

Тема: «Культура речи. Правильное употребление имени числительного»

Провела: учитель русского языка и литературы Цурикова Е.В.

Цель: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Задачи.

Образовательная.

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»;

  • повторить изученное об имени числительном, его правописании и склонении в устной и письменной речи;

  • обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;

  • закрепить навыки употребления числительных в речи;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающая.

  • Развивать навыки связной речи,

  • работать над построением предложений, включая в них числительные;

  • развивать положительную мотивацию учебной деятельности, мышления, памяти.

Воспитательная.

  • Воспитывать интерес к родному языку, внимательность;

  • формировать самостоятельность;

  • воспитывать уважение к другим, способность к сотрудничеству.

Тип урока: обобщающий.

Вид контроля: выборочный диктант;

морфологический разбор имени числительного;

тест «Имя числительное».

Оборудование: мультимедиа, презентация «Имя числительное» (обобщение), опорные карты «Морфологический разбор имени числительного», листы с тестовыми заданиями для каждого учащегося, контрольные листы по теме «Имя числительное».

Ход урока

I. Орг. момент.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, умеем ли мы учиться, уважаем ли мы друг друга, способны ли к сотрудничеству. Я хочу пожелать вам успехов и удачи! Пусть вам помогут ваши смекалка, находчивость и те знания, которые вы уже приобрели на предыдущих уроках.

Но сначала давайте представимся:

Весёлый, дружный, удивительный, (учитель)

Изучает шестой «а»

«Числительное». (вместе)

Мальчишек — шесть, (мальчики)

Девочек — пятнадцать, (девочки)

Нас двадцать один

Или двадцать?!

Двадцать один . (вместе)

Вступительное слово учителя.

2 слайд

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

П.Чесноков

-Итак, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное».

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие задачи мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока? (Ответы детей)

3 слайд

-Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном:

и правописание, и произношение,

и как склоняются имена числительные;

вспомним, какую роль они играют в речи;

и, конечно, пополним словарный запас.

— О чём же мы сегодня будем говорить?

— О культуре речи.

1 слайд

— Откроем тетради, запишем число, «Классная работа» и тему «Культура речи. Правильное употребление имени числительного».

— Мы записали дату. Какое числительное мы при этом использовали? Охарактеризуйте его.

(Порядковое, составное).

— У каждого из вас на столе лежит «Контрольный лист», в котором вы будете за каждый этап урока ставить знак плюс, если ответ у вас будет правильный. В конце урока подсчитаете правильное количество ответов и оцените свою работу на уроке: 11-12 баллов-«5»; 8-10 баллов-«4»; 6-7 баллов-«3».

II. «Весёлая разминка»

4 слайд

1.Развиваем быстроту реакции.

-А сейчас разомнёмся!

Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1)К какому склонению относится слово мама(К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь(Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Какое числительное при прибавлении к нему  буквы п — бывает командой «остановись» (стоп)?
6) Какого числа не стоит начинать серьезные дела? (Тринадцатого.)
7) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)

5 слайд

Проверьте: К первому, два или двое, одиннадцатый, сто, стоп, тринадцатого, три.

2.Развиваем ассоциативность мышления

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1)Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми(Три.)
2) Сколько слов с удвоенной н(Одно.)
3) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
4) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)

III.Тренировочные упражнения.

6 слайд

1. Посчитаем!

-Пришло время заняться … математикой!

«В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии», — говорил Николай Егорович Жуковский.

7 слайд Взаимопроверка

(Устно. Правильно и чётко проговаривая каждое числительное, прочитай пример соседу по парте)

С 325 сложить 112, будет 437

К 2, 1 прибавить 4,2, будет 6,3

От 777 отнять 333, будет 444

8 слайд

Проговорим хором – соблюдение орфоэпических норм

9 слайд

2. Число или слово?

Задание. Спишите предложение, заменяя числительное словами, соблюдая орфографические нормы написания имени числительного.

Завтра синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя.

10 слайд Самопроверка

После проверки вопрос:

— Как легче записать: словом или числом?

11 слайд

3. Выборочный диктант.

Задание. Выпишите из текста словосочетания имена числительные+ сущ. Определите их разряд.

12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана.

Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли.

В марте 2014 года Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 80 лет. Россия помнит своего героя.

12 слайд

Проверка домашней работы – исследовательская работа «Числительное в нашей речи» — защита.

13 слайд

Лексическая работа лексические нормы

Задание. Назовите пословицы, поговорки, загадки и фразеологизмы, включающие имена числительные.

1.На седьмом небе от счастья.

2.От горшка три вершка.

3.Наврал с три короба.

4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

5. Конь о четырёх ногах и тот спотыкается.

Письменно упр.788 – знакомство с фразеологическим словарём.

14 слайд

IV.Физминутка.

Старинные меры длины

«В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь«.

Косая сажень (248 см.) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (176 см.) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; локоть (45 см.) — расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

Пядь — древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17 — 18 см.) — расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного…)

15 слайд

Я говорю – вы показываете

V. Творческая работа.

Пока ребята будут готовиться к конкурсу «Лучший диктор телевидения», мы почитаем стихи. Но они особенные – состоят из чисел.

16 слайд

Задание 1 . Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами.

Частушки   
117 117 
19 9 5! 
117 117   
48 35!   

17,18,19,20 слайды

Задание 2 . Конкурс «Лучший диктор телевидения»:

-Длинные ряды цифр порой приходится озвучивать, например, с экрана телевизора, иначе говоря, превращать ряды цифр в цепочки слов. Хорошо, если эти слова стоят в И.П., а если в косвенных? Мало кто с этим хорошо справляется. Непростая система падежных форм числительных доставляет немало неприятностей дикторам телевидения. Хочется думать, что не вам, принимающим участие в конкурсе.

Текст 1

А теперь о погоде. В студии…(Ф.И. ученика)

Важный показатель состояния погоды – атмосферное давление. К его колебаниям чувствительны люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вот что сообщили нашему корреспонденту в городском Гидрометцентре. Самое высокое в мире атмосферное давление наблюдается зимой над горами Саяны или на северо-западе Монголии. Давление может достигать 800 – 810 мм. ртутного столба, в то время как в Северной Америке оно никогда не превышает 780 мм., минимальное атмосферное давление наблюдается на вершине самой высокой горы России – Эльбруса. На высоте 5642 м. над уровнем моря давление составляет около 380 мм, т.е. примерно в 2 раза меньше, чем средний показатель для равнин.

Текст 2

В эфире передача – «Клуб путешественников» и ее ведущий…(Ф.И. ученика)

В последнее время в редакцию нашей программы приходит много писем, в которых телезрители просят рассказать о вулканах.

Наша съемочная группа побывала на Кавказе. Здесь есть 2 крупнейших геологически «молодых», но потухших вулкана – Эльбрус и Казбек. Эльбрус находится в верховьях реки Кубань. Его диаметр равен 15-18 км, высота – более 5,6 тыс. м., т.е. в 10 раз больше, чем у Останкинской телебашни. Эльбрус начал «работать» около 1,5 – 2 млн. лет назад, а последние извержения происходили всего несколько тысяч лет назад. Можно ли считать его действующим, только на время «уснувшим»?

Текст 3

В эфире программа «Причуды природы». В студии… (Ф.И. ученика)

Всё ли мы знаем о слонах? Начнем с арифметики. Высота азиатского слона – до 3 метров, вес – до 5 тонн. Его сердце весит около 12 кг. Оно бьется до 40 раз в минуту. И примерно 12 раз за то же время дышат его легкие. Нормальная температура тела слона 35, 9 гр. За 18 часов слон может съесть около 360 кг. всякой пищи. В день выпивает около 90 л. воды. Спит слон не менее 2 – 4 час. в сутки. Максимальный возраст слона, зарегистрированный в неволе, — около 6 -7 лет. На воле, в джунглях, слоны обычно живут до 35 – 37 лет.

Текст 4

В эфире учебно-познавательная программа «Хочу все знать» и ее ведущая… (Ф.И. ученика)

Сегодня мы поговорим о животных. Около 55 лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 000. Из этого числа животных около 675 000, или 80%, относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90% членистоногих), то из остальных животных около 65% — обитатели моря.

Общее число видов морских животных близко к 150 тыс.

VI. Тест.

— А теперь давайте выполним такой вид работы как тестирование в качестве подготовки к ГИА, так как ГИА проходит именно в форме тестирования.

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы
сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и который?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:

1) Теперь три морковь для борща! 2) У меня три карандаша.

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу. 2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.

Дополнительно

1.Морфологический разбор имени числительного.

Первые письменные упоминания о Москве мы находим в древнерусских летописях одиннадцатого века.

2.Задание на «сообразительность»

Задание. От данных словосочетаний образуйте сложные имена существительные и имена прилагательные:

Сорок ведер, пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

VII. Подведение итогов урока.

-Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что такое имя числительное? Какие разряды числительных вы знаете? Как изменяются имена числительные? Что вы знаете о правописании числительных? На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?

VIII. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему «Имя числительное»

Приложение №1

Морфологический тренажёр «Имя числительное»

_____________________________________________ — числительное

I. отвечает на вопрос _______________________________

Н.Ф. _____________________________________________ (Имен. падеж)

II. П.п. простое составное

( 1 слово) (2 и более слов)

порядковое количественное

(который) (сколько)

целые дробные собирательные

(пять) (пять шестых) (пятеро)

Н.п. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

(кто? что?) (кого? чего?) (кому? чему?) (кого? что?) (кем? чем?) (о ком? о чём?)

Ед.число Мн. число (если есть)

Муж. род Жен. род Ср. род (если есть)

III. В предложении: подлежащее сказуемое определение дополнение обстоятельство

Приложение №2

Текст 1

А теперь о погоде. В студии…(Ф.И. ученика)

Важный показатель состояния погоды – атмосферное давление. К его колебаниям чувствительны люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вот что сообщили нашему корреспонденту в городском Гидрометцентре. Самое высокое в мире атмосферное давление наблюдается зимой над горами Саяны или на северо-западе Монголии. Давление может достигать 800 – 810 мм. ртутного столба, в то время как в Северной Америке оно никогда не превышает 780 мм., минимальное атмосферное давление наблюдается на вершине самой высокой горы России – Эльбруса. На высоте 5642 м. над уровнем моря давление составляет около 380 мм, т.е. примерно в 2 раза меньше, чем средний показатель для равнин. Минимальное давление на уровне моря в России зимой (около 745 мм. ртутного столба) бывает на Курильских островах. Средний летний уровень (около 750 мм. ртутного столба) отмечается в Забайкалье. Минимальное давление (до 720 мм.) наблюдается на Дальнем Востоке, когда там проходят тайфуны из тропических широт.

Текст 2

В эфире передача – «Клуб путешественников» и ее ведущий…(Ф.И. ученика)

В последнее время в редакцию нашей программы приходит много писем, в которых телезрители просят рассказать о вулканах.

Наша съемочная группа побывала на Кавказе. Здесь есть 2 крупнейших геологически «молодых», но потухших вулкана – Эльбрус и Казбек. Эльбрус находится в верховьях реки Кубань. Его диаметр равен 15-18 км, высота – более 5,6 тыс. м., т.е. в 10 раз больше, чем у Останкинской телебашни. Эльбрус начал «работать» около 1,5 – 2 млн. лет назад, а последние извержения происходили всего несколько тысяч лет назад. Можно ли считать его действующим, только на время «уснувшим»? Например, Везувий на Апеннинском полуострове до извержения 79 г. н. э. даже не считали вулканом, потому что хранил спокойствие более 600 лет. А теперь он «показывает свой взрывной характер» каждое столетие. Да и знакомый Арарат, южный родственник Эльбруса, подозрительно «помалкивает» всего лишь с 15 столетия.

Текст 3

В эфире программа «Причуды природы». В студии… (Ф.И. ученика)

Всё ли мы знаем о слонах? Начнем с арифметики. Высота азиатского слона – до 3 метров, вес – до 5 тонн. Его сердце весит около 12 кг. Оно бьется до 40 раз в минуту. И примерно 12 раз за то же время дышат его легкие. Нормальная температура тела слона 35, 9 гр. За 18 часов слон может съесть около 360 кг. всякой пищи. В день выпивает около 90 л. воды. Спит слон не менее 2 – 4 час. в сутки. Максимальный возраст слона, зарегистрированный в неволе, — около 6 -7 лет. На воле, в джунглях, слоны обычно живут до 35 – 37 лет.

Текст 4

В эфире передача – «Другие новости» и ее ведущий….(Ф.И. ученика).

В мире и без политики много интересного. Сегодня в программе:

Немецкий ученый Венкер разослал учителям своего округа анкету – 40 предложений, состоящих из 339 слов. Всего Венкер получил более 400 000 ответов, … по ним был составлен лингвистический атлас. В нем около 550 различных карт.

Американский лингвист Свадеш пытался определить, как часто происходит в разных языках замена слов с «общечеловеческим» значением. Составив список из 215 таких слов (позже он сократил его до 200 и наконец до 100), он проверил его на нескольких языках. В списке из 215 слов за 1000 лет заменяется от 15 до 24% слов, в среднем – 19%, а остальные – 81% — остаются прежними.

Текст 5

В эфире учебно-познавательная программа «Хочу все знать» и ее ведущая… (Ф.И. ученика)

Сегодня мы поговорим о животных. Зоологи выделяют среди животных 65 классов, объединенных в 11 типов. Все 11 типов – коренные обитатели моря. Только 4 класса позвоночных развились вне своей прародины – моря. Чуждых морской воде среди животных имеется 8 классов, или 13%, а среди растений – 18 классов, или 55%.

Около 55 лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 000. Из этого числа животных около 675 000, или 80%, относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90% членистоногих), то из остальных животных около 65% — обитатели моря.

Общее число видов морских животных близко к 150 тыс.

Тест

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы
сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и который?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:

1) Теперь три морковь для борща! 2) У меня три карандаша.

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу. 2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.

Ответы:

I — 4

II – 1в, 2б

III – 1в, 2а

IV – 3

V — 3

VI — 1

VII – 2

Контрольный лист по теме «Культура речи. Правильное употребление числительного»

учени____ 6 а класса ______________________________________

11 баллов – «5»; 8 – 10 баллов – «4»; 6 – 7 баллов – «3»

Контрольный лист по теме «Культура речи. Правильное употребление числительного»

учени____ 6 а класса ______________________________________

11 баллов – «5»; 8 – 10 баллов – «4»; 6 – 7 баллов – «3»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *