Употребление имен числительных в речи – Употребление имён числительных — урок. Русский язык, 10 класс.

Употребление имён числительных — урок. Русский язык, 10 класс.

Употребление имён числительных в речи

1. Числительное один согласуется с существительными в роде, числе и падеже: один школьник, одна школьница, одно окно, одни туфли и т. д.


2. Числительное оба имеет две формы рода: обе — в сочетании с существительными женского рода (обе стены, обе девочки) и оба — в сочетании с остальными существительными (оба мальчика, оба окна, мальчик и девочка — они оба и т. д.).


Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во мн. ч.; в этом случае используются описательные обороты: тех и других ворот и т. п.


3. Собирательные числительные сочетаются только со следующими группами имён существительных:


а) с существительными мужского рода, обозначающими лиц:
двое школьников, трое мужчин;


б) с существительными общего рода: четверо сирот;


в) с существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, трое медвежат;

 

г) с существительными, не имеющими формы ед. ч.: трое суток, двое очков;

 

д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое сапог, двое лыж.

 

Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные;

например, нельзя сказать двадцать двое суток, но можно — двадцать два дня, в течение двадцати двух суток и т. д.


4. Количественные и собирательные числительные в им. и вин. п. управляют род. п. существительных. При этом числительные полтора, два, три, четыре управляют род. п. ед. ч.: два самолета, три девочки.

 

Примечание:

в количественно-именных словосочетаниях, имеющих в своём составе числительные полтора, два, три, четыре, имена прилагательные, определяющие существительные, могут стоять в двух грамматических формах:


а) ж. р. — в им. п. мн. ч. или род. п. мн. ч.: три высокие пальмы и три высоких пальмы;

 

б) м. или ср. р. — в род. п. мн. ч.: два высоких парня, три больших окна.

Источники:

Гольцова Н. Г., Мищерина М. А., Шамшин И. В. Русский язык. 10–11 классы. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС»», 2011. — с. 149–150.

www.yaklass.ru

20. Нормы употребления числительных

Образование и употребление имени числительного также подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке  своеоеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему.  Так, например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот – единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.) – в современной речи практически  утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является императивной, то есть обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Правила склонения чрезвычайно просты:

  • при склонении составных числительных изменяются все входящие  в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами  сорока тремя  книгами; о пятистах сорока трехкнигах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты;

  • при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого, в тысяча девятьсот сорок первом году;

Слово тысяча выступает в функции и существительного и числительного, поэтому в тв.п можно употребить – тысячью и тысячей.  Диспозитивны нормы форм тв.п. – восьмью и восемью, но литературный язык предпочитает первую форму.

При образовании словосочетаний «числительное + существительное во мн.ч.» используются собирательные (до 5) и количественные (с5) числительные: трое друзей, пятеро солдат, восемь суток. Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числительными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.).

Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; сназваниями детенышейсемеро козлят, пятеро волчатс субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военныхс существительными, имеющими форму только мн.ч.:

 двое часов, четверо ножниц, пятеро сутокс существительными: дети, ребята, люди — трое ребят, четверо незнакомцев. Сочетания типа 22, 23, 24, 32, 33, 34 102, 103, 104, суток в русском языке невозможны, так как они требуют при  себе формы собирательного числительного, которое не может входить в составное числительное. В случае необходимости следует пользоваться синонимическими выражениями с лексической заменой: прошло 22 дня, закончились двадцать вторые сутки и т. п. Как видим,собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя сказать:  из пятерых дочерей; а также  с существительными мужского рода, обозначающими названия животных: нельзя сказать – трое волков.

В сочетаниях с существительными женского рода в русском языке используется числительное «обе», а с существительными мужского рода  — «оба

»: с обоими берегами и по обеим рекам.

От родовой принадлежности  существительного зависит  склонение числительного «полтора». Мужской и средний род принимают форму полтора в именительном и винительном, а в остальных – полутора; женский род  полторы – в именительном и винительном, а в остальных – полутора: ограничиться полутора метрами, прибавить к полутора тысячам.

Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить  существительные «процент»,  «центнер», если при них имеется смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов,  но   пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе существительным управляет дробь.

21 + 22. Нормы употребления глаголов и глагольных форм

Образование и использование в речи  глагола и глагольных  форм должно быть  нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки.  Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи

. Ошибки при  использовании глагола и его форм  связаны с:

  • неправильным образованием;

  • незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

  • несоблюдением чередований в основе глагола;

  • ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

  • неверным образованием видовых пар глаголов.  

 Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы  1 (иногда  2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказатья телюсь или отпочковываюсь,  теку или ржавею, так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также  относятся  действия, связанные с особенностями функционирования  человеческого организма (рассосаться, слипнуться)  и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть,  обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать,  плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают. Следует отметить разговорный характер второй формы.  А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так

, брызгать  (брызгает) – «спрыскивать , окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия:  нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливатьподытоживать – подытаживать,  сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы:  Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается  более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: 

бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.  

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов  ехать, поехать. Формы  ехаай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму — поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают  при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить — положить) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить

. В их  использовании  ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда  носителем  языка двувидовой глагол ощущается  как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка  случается также с неправильным употреблением причастия на  —щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке) Ошибки на залоговый разнобой  могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире.

 Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие.)

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть —   мокнувший,  липнуть –липнувший ,глохнуть- глохнувший),а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть – промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др.)

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать

 оставлять воду замерзать в трубах. (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают  птенцов . (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся  Глаголы на  — ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару. (Следует: Огурцы моют  под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах ,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь. Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др. Нельзя  образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах — с суффиксами –в и  —вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши. В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши   глаза. (Следует: Он сидел,  закрыв    глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

studfile.net

Употребление числительных в речи

Особые сложности и большинство ошибок обычно возникают при образовании форм числительных и их употреблении в речи, и связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными. Рассмотрим самые сложные моменты употребления числительных.

  1. Числа 1Ошибочное употребление собирательных числительных с существительными женского и среднего рода, неодушевлёнными существительными мужского рода, обозначающими взрослых животных. Например: нельзя трое кошек (надо три кошки), нельзя трое медведей (надо три медведя).
  2. Ошибочное употребление числительного оба с существительными женского рода, а числительного обе с существительными мужского рода. Например: нельзя обоими студентками (надо обеими студентками), нельзя обеим столам (надо обоим столам).
  3. Неумение склонять каждое слово составного количественного числительного и каждую часть сложного количественного числительного.

ЧислаКоличественные числительные (обозначают в целых единицах отвлеченное число или определенное количество однородных предметов: один, семь) изменяются по падежам, т.е. склоняются. Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами.

Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.

Числительные два, три, четыре имеют особые падежные окончания, сходные с окончаниями имен прилагательных во множественном числе.

Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десять склоняются по 3-му склонению существительных (сравни печь). У числительных на -десять склоняются обе части.

Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: форма винительного падежа совпадает с формой именительного, в остальных падежах окончание -а.

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на -сот склоняются обе части.

4. Ошибочное склонение каждого слова в составе составного порядкового числительного. Порядковые числительные указывают на порядковый номер предметов по счету и обладают всеми грамматическими признаками относительных имен прилагательных: формами рода числа и падежа, которые зависят от существительного: пятый класс пятое поколение. У сложных порядковых числительных склоняется только вторая часть слова (пятидесятый пятидесятого и т. д.), у составных – последнее слово (двадцать шестой, двадцать шестого и т. д.).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Употребление форм имени числительного

Собирательные и количественные числительные как синонимы.

В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, также числительные собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Двумя последними числительными мы практически не пользуемся.

Собирательные числительные используется в ограниченном числе случаев, а именно:

  • с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

  • с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;

  • с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц;

  • с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;

  • с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающих лиц: вошли двое, трое больных;

  • с названиями детенышей животных: двое медвежат, трое котят.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными обозначающих лиц мужского пола, иногда носят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров).

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающих лиц женского пола (нельзя сказать: трое подруг, четверо студенток). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающих название животных (нельзя сказать: трое волков).

В случае необходимости указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать два, двадцать четыре и т.п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре дня) или падежа (в течение двадцати двух суток).

При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими, обеим и т.д. (обеих студенток, об обеих студентках). Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать у обоих ворот (нет формы именительного падежа, оба – обе ворота), можно: у тех и у других ворот.

Склонение количественных числительных

В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуется с числительным в падеже: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками; но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

Склонение числительных 50 80; 200 400, 500 900

Падежи

50 – 80

200 – 400

500 900

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

о пятидесяти

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятисот

пятьюстами

о пятистах

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 40, 90, 100

Падежи

40

90

100

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

сорок

сорока

сорока

сорок

сорока

о сорока

девяносто

девяноста

девяноста

девяносто

девяноста

о девяноста

сто

ста

ста

сто

ста

о ста

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на ; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Склонение составных количественных числительных

В составных количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи

7495

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

семь тысяч четыреста девяносто пять

семи тысяч четырехсот девяноста пяти

семи тысячам четыремстам девяноста пяти

семь тысяч четыреста девяносто пять

семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

о семи тысячах четырехстах девяноста пяти

Склонение числительных полтора, полтораста

Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных: И. и В.: полтора, полтораста; Р., Д., Т., П.: полутора, полутораста.

studfile.net

Урок по теме «Употребление числительных в речи» (1курс)

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План – конспект урока

по русскому языку

в группе КТПОП -1 (1 курс)

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

на тему «Употребление числительных в речи»

Разработал: Назимова Тамара Васильевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: ____________________________________

г. Кяхта, 2016

Тема урока: Употребление числительных в речи.

Дата проведения 10 ноября 2016 года

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Технология урока: Элементы игровой технологии, элементы технологии дифференцированного обучения Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об имени числительном. Задачи урока:

1.Закрепить умение отличать числительные от других частей речи.

2.Развивать навыки употребления числительных в устной и письменной речи. 3.Воспитывать интерес к изучаемой теме, культуру труда. Планируемые образовательные результаты: предметные: обучающийся умеет отличать числительные от других частей речи; правильно употребляет числительные в устной и письменной речи; задаёт вопросы к имени числительному; изменяет имена числительные по падежам. личностные: обучающийся проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности.

Основные термины, понятия:

Старинные меры длины: Сажень, локоть, пядь, вершок, аршин. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды, карточки с текстами и заданиями. Группа делится на 2 команды, столы сдвинуты. Каждая команда, посовещавшись, называет верный ответ. ( Каждый вид работы проверяется. На каждый правильный ответ выдается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов у каждой команды. Выигрывает команда, набравшая большее количество жетонов) 

План проведения урока

1.Организационный момент — 2 мин.

2. Повторение и обобщение изученного материала — 13 мин.

3.Закрепление — 25 мин.

4. Итог урока — 3 мин. 5. Домашнее задание -2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

— Я хочу начать урок с психологического настроя – тренинга «Волшебный микрофон». С помощью микрофона настроимся на работу… Каждый, кто возьмет в руки микрофон, пожелает удачи своим одногруппникам перед уроком.

— Так что бы вы хотели пожелать друг другу?

Ответы обучающихся:

— Я хочу пожелать всем начать урок с хорошего настроения!

— Я уверена, что мы справимся со всеми заданиями.

-Пусть лучик солнца заглянет к нам в кабинет и придаст уверенности в ответах.

— Мы будем внимательными на уроке!

— Я буду помнить, что я не одна в классе!

Преподаватель:

Настроились на активную и плодотворную работу. Начинаем урок.

2. Повторение и обобщение изученного материала Закрепляя тему «Имя числительное», мы проведем урок в форме телевизионных передач. На уроке вы должны продемонстрировать умения находить имена числительные в контексте, определять разряды числительных, решать тестовые задания, отличать имена числительные от других частей речи. Я, как ведущий, познакомлю вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.

( Приложение №2 , слайд №2)

1015 – 1020 — «Диалоги об имени числительном»

1020 – 1030 — «Ищу тебя»

1030 – 1036 — «НОВОСТИ»

1036 – 10-46 — «Лидер 21-века»

1046 – 1055 — «Умники и умницы»

1055 – 1100 — «ИТОГИ»

-Итак, вы ознакомлены с программой телепередач, начинаем «Диалоги об имени числительном». (слайд №3)

Блиц-опрос по пройденному материалу (фронтальный опрос)

1.Что такое имя числительное? (слайд №4) (Самостоятельная часть речи, которое называет число, количество предметов при счёте или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы : сколько? который? какой?
2. Все числительные по значению и грамматическим признакам делятся на… (слайд №5) (количественные, порядковые и собирательные)

2. Следующая передача — «Ищу тебя» (слайд №10)

а) Упр. 222. Установите, к какой части речи относятся слова? Какими грамматическими категориями они характеризуются? (индивидуальная работа по учебнику)

Три, тройка, трояк, трое, тройчатка, тройник, тройня, третий; сколько, тысяча, миллиард, нуль, много, уйма, куча, бездна, немножко, несколько, сколько-нибудь; два, двойка, двойняшки, двойня, пара, второй, двушка, оба, дважды.

Вывод: Числовое значение, кроме числительных, могут иметь и другие части речи.

б) Распределите числительные по разрядам: (карточки с заданиями у каждой группы)

Количественные Порядковые

Седьмой, восемьсот, двести двадцать два, двадцатый, первый, тридцать, семь, один, сотый, сто тридцать девять, пятьсот восьмой, миллиардный, миллион, семьсот двадцать шестой, полтораста, нулевой, сорок, четырнадцатый, сто семь, триста тридцать третий,

в) Распределите числительные по составу: (карточки с заданиями у каждой группы)

Составные Сложные

Двадцать семь, семьсот, пятьдесят, сто девяносто пять, одиннадцать, сорок четыре, девятьсот, сто тридцать три, семьдесят, тысяча десять, триста, четыреста пятьдесят второй, девяносто, тысяча десять, двадать один, пятидесятый, восьмитысячный, миллион сто три, шестьсот, восемьдесят один.

3. Следующая передача «Новости» (слайд №11) Знаете ли вы старинные меры длины? (работа с Толковым словарем. Меры длины учащиеся находят в словарях и записывают в тетрадях)          

(Приложение №12 , слайд №12)

Сажень — (2,134 м)
Локоть — (54 см.)
Пядь —   (17,78 см)
Вершок — (4,4 см)
Аршин — (71 см)     

4. А теперь, как участники передачи «Лидер 21-века», получаете задания:

а) Записать числительные с:

Ь на конце Ь в середине

11, 50, 500, 12, 17, 80, 800, 70, 900, 18, 15, 60, 700, 9, 6, 19, 30, 600 (карточки с заданиями у каждой группы)

б) Вставить пропущенные буквы в числительных:

Ми…ион, оди…адцать, пят…сот, ми…ард, двест…, трист…, сем…десят, четырест…, тыс…ча. ( Ответы с места. Получает жетон тот, кто быстрее даст правильный ответ)

в) Выполнить тестовые задания: (задания у каждой группы)

1.Укажите количественное числительное:

А) Пятый В)Пять С)Пятиэтажный

2.Укажите сложное числительное:

А)Миллион В) Семь С)Семьсот

3.Укажите составное числительное:

А) Семнадцать В) Семьдесят С) Семьсот шестьдесят шестой

4.В каком числительном надо писать НН?

А)11 В)12 С)13

5.В каких числительных надо писать –« ь» на конце слова:

А) 6, 16, 20 В) 50, 70, 700

6.В каких числительных надо писать – «ь» в середине слова:

А) 13, 30, 20 В) 500, 80, 900

( слайд №14) (Ответы: 1-В; 2-С; 3-С; 4-А; 5-А; 6-В)

5.Следующая программа для знатоков русского языка — «Умники и умницы» Умеете ли вы различать количественные и порядковые числительные? Отвечая на вопросы, запишите числительные в нужной форме. ( Приложение №16 , слайд №16)

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)
6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)
Найдите в тексте и запишите порядковое числительное.  ( Приложение №17 , слайд №17) Южный Ростов — дитя в сравнении с незаметным маленьким Ростовым северным. Первый

раз Ростов упомянут летописцами в 862 году — 1108 лет назад.

(В. Песков)

Задание : запишите пословицы, поговорки или фразеологизмы, в составе которых есть порядковое числительное. (работа в группах)

(Седьмая вода на киселе. А ты, седьмой, у ворот постой. Из третьих уст, из третьих рук. Шестое чувство. Старший брат как второй отец. Где двое бранятся, тут третий не суйся. Второе дыхание. Дело десятое. С пятого на десятое. Семь лет молчал, на восьмой вскричал. Первый блин комом. Не первый снег на голову)

Вы знаете, что числительные встречаются и в литературных произведениях. Давайте проверим ваши знания по литературе:

Ответьте на вопросы, используя числительные:

а). Сколько шагов было от квартиры Родиона Раскольникова до дома старухи-процентщицы? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») б). Сколько лет было Матрёне Тимофеевне? (поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо)» в). В котором часу лирический герой зашёл на Сенную площадь, где били женщину кнутом, крестьянку молодую? (Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в …» г). Сколько лет было Илье Ильичу Обломову, когда он жил на Гороховой улице в Петербурге?

д). В каком году родилась М.И.Цветаева?

( Ответы:730 шагов, 38 лет, в шестом, 32 – 33 года , 1892 год)

Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме. (работа в парах по карточкам)

1.Вас ждут в (320 комната). (триста двадцатой комнате)

2.Прилетел самолёт с ( 435 пассажир) на борту. (четырьмястами тридцатью пятью пассажирами)

3.Мы работали над проектом (22 сутки). (в течение двадцати двух суток)

4.У нас одновременно сломались (оба сани). (те и другие сани)

5.Мы отметили ( 800-летие Москвы). (восьмисотлетие)

Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их (работа в парах по карточкам)

1. Мы пригласили в гости обоих подруг. (обеих подруг)

2. Мне нужны двое девушек. (две девушки)

3. В техникуме учится около двести человек. (около двухсот человек)

4. Он пробежал двестиметровую дистанцию. (двухсотметровую дистанцию)

5. Сегодня было продано тридцать две ножницы. (тридцать две штуки ножниц)

А завершает нашу программу передача «ИТОГИ»

1.Что мы с вами сегодня повторили? 2.Как отличить числительное от других частей речи? 3.В каких числительных пишется Ь на конце слова? 4.В каких числительных надо писать Ь в середине слова? 5. Назовите различие в склонении количественных и порядковых числительных. 6. Какие старинные меры длины узнали?

Оценивание

Домашнее задание (на выбор учащихся)

1. Написать рецепты приготовления овощного салата, мясного блюда, десертов и напитков.. 2. Составить ребусы, где были бы имена числительные

Заключение

Сегодня на уроке вы смогли убедиться , что правильное употребление имён числительных делают нашу речь яркой, интересной и понятной; что не каждое слово, имеющее числовое значение является именем числительным.

Список испотзованной литературы

1. Н.В.Кузнецова. Русский язык и культура речи: учебник. Издательство «Форум», 2010год.

2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 класс: Учебник ддя общеобразовательных учреждений. М.; ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. 3. Рогожникова Р. П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка.

Самоанализ урока

Урок по теме «Употребление числительных в речи». Это третий урок в изучаемой теме. На данном уроке был обобщён и систематизирован материал. На предыдущих занятиях учащиеся изучили правописание числительных, склоняли количественные и порядковые имена числительные (как сложные, так и составные), производили морфологический разбор. На последующем уроке предусмотрена контрольная работа.

1.Мотивационно- ориентированный аспект

Для проведения урока были созданы благоприятные валеологические условия. Создан нужный для работы психологический микроклимат, доброжелательный характер общения с учащимися. Я старалась обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке, включающую в себя познавательный, социальный и личностный мотив. Урок проводился в группе, где большинство учащихся имеют средние знания, умения и навыки, часть обучающихся имеют значительные проблемы в знаниях. 2. Структурно-содержательный аспект

Считаю, что тип, форма, цель, задачи урока были определены правильно. Обучающая задача урока осуществлялась в систематизации теоретического материала. Развивающая — через беседу с учащимися, монологическую речь при воспроизведении теоретического материала. Развитие навыков практической деятельности, логического мышления реализовывалось при выполнении грамматических заданий. Развитие навыков группового взаимодействия через работу в группах. Воспитательная – через работу с текстом. Свою деятельность старалась направить не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие учащихся, формирование учебных компетенций: лингвистической, коммуникативной, социокультурной, языковой.

Содержание учебного материала соответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программы. На уроке прослеживалась межпредметная связь (с литературой, информатикой, математикой).

Использовалась такая форма общения, как диалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий. Этапы урока взаимосвязаны, считаю, что их последовательность была правильной, дозировка времени выдержана. На уроке сочеталась и коллективная работа, и групповая. Уровень контроля: фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка, дифференцированный. Данный урок имел большое воспитательное значение. На уроке формировалось воспитание чувства коллективизма и ответственности, коммуникативные умения и навыки, формировались навыки речевого общения. Выполнили большой объём работы. Были соблюдены все структурные элементы урока. Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.

На уроке применялись элементы технологии дифференцированного, личностно-ориентированного обучения (опора на субъектный опыт учащихся, выбор заданий учеником), элементы игровой технологии.

3. Оценочно-результативный аспект

В целях обеспечения мотивации и реализации учебно-познавательных задач я использовала занимательные задания, интерактивную доску, ставила перед учащимися проблемные задачи, опираясь на предыдущий опыт и знания. Был использован материал учебника, дополнительные занимательные задания (загадки, пословицы, поговорки). Контроль усвоения знаний, умений и навыков старалась осуществлять в течение всего урока. На уроке оценивались не только предметные знания учащихся, но и их деятельность в процессе урока (применение логических приёмов мышления, самостоятельность выполнения заданий, работа в группе). Учащиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности. Считаю, что урок прошёл эффективно, цели своей достиг.

6. Домашнее задание

Характер домашнего задания дифференцированный. Задание нацелено на проверку умений строить собственное высказывание-описание, при котором будут использоваться имена числительные. Это общеучебное умение необходимо обучающимся в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере и служит показателем культуры человека.

7. Дополнительные критерии самоанализа урока

Основные методы, использованные на уроке: беседа, наблюдение за учебной работой учащихся, опрос – индивидуальный, фронтальный; практический.

infourok.ru

Поурочный план:Имя числительное как часть речи. Употребление числительных в речи

Классный руководитель: Сардарова Ф.Х.

Класс: 4 «В»

Тема: Имя числительное как часть речи. Употребление числительных в речи

Цель: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

Задачи:

  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;

  2. Обучать детей  узнавать  имя числительное в ряду слов, формировать умение различать порядковые и количественные числительные.

  3. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.

  4. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать

его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование: оценивание в виде сердец, карточки, картинки (Незнайка, Знайка),музыка «Дважды-два четыре»,ребусы.

Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута

-Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

Будем мы внимательными

Будем мы старательными

Дисциплину соблюдать

И друг другу помогать

2.Минутка чистописания

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Открываем тетради, записываем число и классная работа.

На доске вы видите слова ,относящиеся к каждому ряду. Если вы правильно поставите ударение, то узнаете, какие три буквы мы будем писать в чистописании. Даю вам минутку раздумья

1.ананас,грамота,сова

2.звонит,хотите,одолжить

3.хотят,звонят,начался

(а,и,я)

3. Всесторонняя проверка знаний

Толстые и тонкие вопросы

Какую тему мы проходили с вами на прошлом уроке? (закрепление о глаголе).Отгадайте загадку. Незнайка подготовил для Вас тонкие вопросы, на которые вы должны будите ответить.

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА).

К нам пришел еще один гость. Узнаете отгадав загадку.

Это – друг Незнайки верный.

Очень скромный он, наверно,

Он отменный музыкант,

У него большой талант.(Знайка)

Знайка приготовил для вас толстые вопросы, на них вы должны ответить.

Тонкие вопросы

1) На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать) 
2) Чем является в предложениях? (сказуемым) 
3) Какие времена есть у глагола? (настоящее, прошедшие, будущие) 

4)Как определить вид глагола? (нужно задать вопрос) 
5) Как образуется неопределенная форма глагола? (по вопросу)

6)Сколько спряжений имеет глагол?(два)

Толстые вопросы

  1. Что обозначает глагол как часть речи, и на какие вопросы он отвечает?

  2. Какая форма глагола называется начальной, почему ее так назвали?

  3. Сколько видов имеет глагол, дайте им характеристику?

  4. Как изменяются глаголы по временам, как узнать время глагола?

Хорошо, ребята. Мы закрепили с вами тему глагол. И сегодня для вас открываются новые знания.

4.Постановка целей и задач урока

Сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний» , и с помощью этой игры мы откроем с вами тему урока.

  Какую? Вы сейчас определите сами, работая в паре с соседом.(оба встают и отвечают)

Первому ряду есть что добавить,второму,третьему?

Определение «лишнего» слова (в парах, по рядам).

1 ряд — бусы, серьги, третий, кулоны, кольца
2 ряд — красный, белый, зеленый, семь, фиолетовый
3 ряд — подарили, купил, нашла, увидеть, десять

-Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать с лишними словами?(определить часть речи)

— Давайте подумаем, что называют эти слова?

— Как мы можем назвать такую часть речи?

— А теперь давайте отгадаем «Тайну темы»,на доске записаны буквы в разброс, из них вы должны составить слово.

-Какое слово получилось?(имя числительное)

5.Объяснение нового материала

Итак, что же такое имя числительное?

Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.

Правило. страница 63 читаем правило.

-Что же такое имя числительное ?

-Что обозначает имя числительное?

-На какие вопросы отвечает имя числительное?

1)Количественное числительное отвечает на вопрос сколько. Например: пять ,десять(картинки)

2)Порядковое числительное отвечает на вопрос который? какой? какая? какие? какое? Например: седьмой, пятая, первый (картинки)

Числительное имеет 4 разряда.но сегодня мы познакомимся с двумя

Коли́чественные числи́тельные,Дро́бные числи́тельные,Поря́дковые числи́тельные,Собира́тельные числи́тельные

6.Проверка усвоенного материала

Запись в тетрадях

— Послушайте отрывок из известной песни В. Шаинского «Дважды два – четыре », выпишите в тетрадь все числительные, которые вы услышите.

— Какие числительные вы выписали? Количественные или порядковые?

— Продолжим закреплять новые знания.

Напишите названия сказок ,в которых есть числительные.Например:12 месяцев: месяцев сколько? Читаем по одной.

Цветик- семицветик
маша и 3 медведя
12 Месяцев
Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях
3 поросенка
Волк и 7-ро козлят
Али-баба и 40 разбойников
7 Симеонов
Царь Никита и его 40 дочерей
сказка 3 орешка для золушки
Белоснежка и семь гномов
Три толстяка
Два мороза
38 попугаев

7.Закрепление изученного
— Продолжим закреплять новые знания. Для этого выполним упражнения.

(Поиграем в ладоши количественные числительные поднимаем руки порядковые две руки вверх)

Я буду диктовать слова, а вы должны будете выходить к доске и записывать к какому числительному оно относится к количественному или порядковому.

Пятый,десять,четвертая,шесть,девятый,третье,седьмое,двадцатое,пятнадцать,два.

— С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте

отгадать слова.

ви 3 на,   100 л,    те 100,   100 лб,  рас 100 яние,

7 я,   40 а,    р 1 а,    5’ какое числительное, какого разряды?

8.Итог урока. Рефлексия

Ребята, а сейчас я предлагаю открыть сундук знаний об имени числительном. Поиграем в горячий стул. Один выходит, задает вопрос сидящему на стуле. Если он затрудняется в ответе вы помогаете ему.

1.что такое имя числительное 
2.что обозначает имя числительное 
3.на какие вопросы оно отвечает

4.что значит «порядковые числительные»

5.что значит « количественные числительные»

6.К какому разряду относится числительное восемь

7.К какому разряду относится числительное шестой

8. Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

9. Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рефлексия

-В Масленицу всегда звали тепло, птиц, пекли жаворонков и детишки бегали по дворам, пели закличные песни, звали Весну. Вот и я вам предлагаю тоже позвать весну, возьмите птичку того цвета, который может охарактеризовать ваше настроение от урока. Если вам всё понравилось, было всё понятно, и вам хочется рассказать об этом, возьмите красный цвет. Если что-то было не понятно, и вы хотите расспросить об этом, возьмите белую птичку. А если урок вам показался скучным и неинтересным, тогда возьмите чёрного жаворонка.

—Желаю вам получать каждый день новые знания, думать, размышлять, удивляться и искать новые пути решения.

-Спасибо за урок! До скорых встреч!!!

9.Оценивание.Домашнее задание

Стр 66 Упр 168

infourok.ru

Имя числительное. Употребление имен числительных в речи.

«Утверждаю»

Зам. директора по учебной работе

____________ Демешова А.М.

« ___» ________________ 2015 г.

. ФШ _____________

ГД ______________
ФШ – 2 ______________
КТ ______________

Преподаватель Дуйсенбаева Б.У. ГД – 2__________ __

Модуль 5.Урок № 2.

Тема: Собирательные, порядковые, дробные числительные. Употребление имен числительных в речи.

План урока.

Цели:

  • научить и закрепить умение правильно использовать числительное в речи;

  • развивать навыки грамотного письма, устной связной речи;

  • поощрять познавательные интересы, расширять кругозор, развивать логическое мышление;

  • приобщить к здоровому образу жизни; показать связь с жизнью, научить правильно определять время.

Лексическая тема: Здоровый образ жизни.

Эпиграф урока: «Дорогу осилит идущий».

Наглядность: цветные шары ( на шарах цифры первого десятка), фишки, слайды, опорная схема «Имя числительное» (бабочка), изображение автобуса с названиями маршрутов, бирки с названиями «остановок».

Форма урока: урок – путешествие.

Метод: критического мышления, коммуникативный, работа с пословицами, загадками, работа с текстом «Океанариум в казахстанской степи».

Оборудование: таблица, эпиграф, пословицы, картина, слайды, учебник.

Межпредметная связь: математика, история, физкультура.

Ход урока:

І.Организационный момент.

Психологический настрой студентов к уроку.

ІІ. Вступительное слово учителя.

Сегодня унас необычный урок.

На нем подведем мы работы итог,

О числах поговорим,

Что уже знаем – обобщим,

Будем думать и рассуждать,

Новое для себя открывать…..

А сейчас: т-с-с…тишина

Нас ждет чудесная и сказочная страна.

Мы сегодня совершим путешествие в сказочную страну в Королевство числительных. Отправимся в путешествие на автобусе. Наш автобус будет делать остановки. На каждой остановке мы будем выполнять задания. Итак, что мы будем делать на уроке?

Отвечать на вопросы, выполнять упражнения, вспоминать числительные, петь и т.д .

Молодцы, ребята! Вот вы сами определили задачи нашего урока. Итак, мы в Королевстве числительных. Сделаем разминку.

ІІ.Фронтальный опрос.

— Сколько лет вы учитесь в колледже?

— Какой по счету в году месяц февраль?

— Ребята, когда в нашей республике прошли ҮІІ зимние Азиатские игры?

В каком году прошли летние Олимпийские игры?

Каких Олимпийских чемпионов нашей области, вы знаете?

Какие награды принесли в копилку казахстанского спорта наши спортсмены?

Где проходят зимние Олимпийские игры? Сколько спортсменов участвуют из нашей страны?

Назовите вопросительные слова, которые использовала в своих вопросах? Сколько, по скольким,сколько,какой.

Это вопросы числительных. А теперь выделите в ответах те слова, которые непосредственно отвечают на поставленные вопросы? 3,2,2013,….

Это и есть числительные.

Правильно, молодцы! Ребята, только человек, занимающийся спортом,может быть здоровым. И сегодня мы будем говорить о здоровье,о здоровом образе жизни. Итак, запишите сегодняшнее число и тему. Какие же ассоциации появляются у вас при слове «здоровье»?

ІҮ. Метод ассоциации

бодрость Спорт гимнастика

hello_html_m24a88a54.gifhello_html_m31dc0a4.gifhello_html_7b727d56.gif

ЗДОРОВЬЕ

быть крепким

hello_html_32d138b1.gifhello_html_m5e9c267d.gifhello_html_16029955.gif

жизнь зарядка быть крепким

Ү. Знакомство с эпиграфом урока.

Все мы с детства знаем, что здоровье нужно беречь. Но, к сожалению, часто забываем о том, что жизнь – это дар природы и вспоминаем только тогда, когда начинаем сильно болеть. Немало сказано о здоровом образе жизни Президентом Назарбаевым в его Послании народу Казахстана. Президент озабочен ростом в Казахстане людей, употребляющих наркотики, табак, небрежно относящихся к своему здоровью. Он приводит казахскую пословицу, которая станет эпиграфом нашего урока.

Чистота – основа здоровья, здоровье – основа богатства.

ҮІ. Работа с интерактивной доской.

Вы проснулись и сразу посмотрели на часы. Уже……часов……..минут. Взглянули на календарь. Сегодня……число….февраля. Вы учитесь в ….группе.

Сегодня….уроков, а в……часов у вас тренировка. И так, вы догадались, что нам не хватает одной части речи, которая ведет счет нашему времени, обозначает количество и порядок. Назовите что это часть речи? Это имя числительное!

Расскажите об имени числительном, используя схемы на интерактивной доске.


hello_html_m5be714d6.png

ҮІІ. Запись в тетради .

Итак, цифры окружают нас всюду. Мы видим в газетах, журналах, слышим по телевизору. Цифры – не пустые значки. Они говорят об очень многом, интересном. Без чисел немыслима наука, сама жизнь. Наши планы, развитие науки и техники, покорение космоса еще больше увеличивает значение чисел.

Особенно большуюроль в жизни человечества играют числа первого десятка.

Хором произносим: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Запишем в тетрадях:

hello_html_53aea574.gif

ҮІІІ. Словарная работа.

Океанариум – искуственный водоем для содержания рыб.

Осилит – победит.

ІХ. Маршруты путешествия.

  1. «Теоретическая»

  2. «Орфографическая»

  3. «Практическая»

  4. «Грамматическая»

  5. «Творческая»

  6. «Музыкальная»

  7. «Занимательная»

Х. Остановка «Теоретическая»

  1. Что такое имя числительное? Это самостоятельная часть речи.

  2. На какой вопрос отвечают количественные числительные? Сколько.

  3. Какие бывают числительные по составу? Простые и составные.

  4. На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Который.

  5. В каких числительных -ь пишется в конце? От 5 до 20, 30.

  6. В каких числительных -ь пишется в середине? 50-80, 500-900.

  7. В каких числительных пишутся удвоенные согласные? Одиннадцать.

  8. Как можно записать числительные? Словами и цифрами.

ХІ. Остановка «Орфографическая»

Вставить пропущенные буквы.

Пят?надцат?, шест?надцат?, пят?десят?, шест?десят?, пят?сот, шест?сот.

ХІІ. Остановка «Практическая»

Прочитать текст. Найти числительные.

hello_html_5e31e2ee.png

Запись в тетрадях:

  1. Океанариум Астаны был открыт 6 мая 2003 года.

  2. Здесь плавают более 2000 морских и океанских рыб.

  3. Его емкость составляет 3 млн. литров воды.

  4. Длина подводного туннеля – 70 метров.

  5. Толщина стекла аквариумов – 7 см.

  6. Среднее число посетителей за день 3000 человек.

  7. Для создания флоры потребовалась 120 тонн морской соли.

  8. Здесь 2000 питомцев, более 100 видов морской фауны.

ХІІІ. Остановка «Грамматическая»

Сделать разбор по составу.

Один, семнадцать, пятьдесят, трехсоттысячный, семь, одиннадцать, шестьдесят, пятисоттысячный.

ХІҮ. Остановка «Творческая»

  1. Дописать пословицы, подчеркивая имена числительные. Один за всех, и все за …одного. … Семь раз отмерь,а один раз отрежь.

  2. Определите, какое слово является лишним. Первый, другой, второй. Пятый, сотый, новый.

  3. Объяснить значение фразеологизма. Вместо точек вставить нужное числительное.

Лить слезы в … три ручья. Горько плакать.

Быть на … седьмом небе. Радоваться.

Похожи как … две капли воды. Очень сильное сходство.

Знать как свои … пять пальцев. Хорошо изучить.

ХҮ. Остановка «Музыкальная»

Как же в путешествии без песни. Нам песня строить и жить помогоает. Споем все вместе песни, где встречаются имена числительные. В путешествии нельзя без песен.

Песни: «Учат в школе», «С днем рождения», «В землянке», «Три танкиста», «Вместе весело шагать».

ХҮІ. Остановка «Занимательная»

Отгадайте загадки.

70 одёжек и все без застежек. (капуста)

Сидит дед – во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы)

Пятеро братьев живут в одном доме, но в разных комнатах. (Пальцы и перчатки)

Два братца дружно бегут рядом. (Лыжи)

ХҮІІ. Блиц-опрос.

Сколько букв в русском алфавите? Тридцать три.

Сколько гласных, согласных? 10 гласных, 21 согласная.

Сколько месяцев в году? Двенадцать.

Сколько часов в сутках? Двадцать четыре.

Сколько минут в одном часе? Шестьдесят.

Сколько пальцев на руках? Десять.

Какой год наступил? Две тысячи четырнадцатый.

ХҮІІІ. Подведение итогов урока

Подсчитываем фишки. Проставление итоговой отметки.

ХІХ. Домашнее задание

Придумать 5 предложений с именами числительными или выписать из изученных произведений художественной литературы.

Преподаватель: Дуйсенбаева Б.У

Открытый урок

Тема: Имя числительное

Уч.рус.яз.: Дуйсенбаева Б.У

Сарыкемер

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *