Упражнения типы сказуемых 8 класс – Сказуемое и его основные типы (упражнения и тест)

Сказуемое и его основные типы (упражнения и тест)

Упражнения по теме «Сказуемое и его основные типы»

Упражнение 1.


Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.


 1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)
 
Упражнение 2.


Запишите предложения, определите их грамматическую основу:


1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

Упражнение 3.


Найдите сказуемые и  определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.


1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.

Упражнение 4.


Найдите сказуемые и выделите их.


Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Упражнение 5.


Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.


Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 6.


Найдите простые и составные глагольные сказуемые.


Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Упражнение 7.


Найдите составные глагольные сказуемые.


Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье…
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Упражнение 8.


Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.


1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы — с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)

Упражнение 9.


Найдите составные именные сказуемые.


Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Упражнение 10.


Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.


1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина) 

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет — это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.

Упражнение 11.


Определите типы сказуемых всех предложений в стихотворении А.Ахматовой.


Вижу, вижу лунный лук
Сквозь листву густых ракит,
Слышу, слышу ровный стук
Неподкованных копыт.
Что? И ты не хочешь спать,
В год не мог меня забыть,
Не привык свою кровать
Ты пустою находить?
Не с тобой ли говорю
В остром крике хищных птиц,
Не в твои ль глаза смотрю
С белых, матовых страниц?
Что же кружишь, словно вор,
У затихшего жилья?
Или помнишь уговор
И живую ждешь меня?
Засыпаю. В душный мрак
Месяц бросил лезвие.
Снова стук. То бьется так
Сердце теплое мое.

Упражнение 12.


Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные.


1. Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (С.Есенин) 2. Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (Л.Чуковская) 3. Путники стояли опечаленные. (А.Волков) 4. Глаза — это мозг, вывороченный наизнанку. (М.Горький) 5. Данная песня не вопль отчаянья. (И.Бродский) 6. Все больничные медсестры казались хорошенькими. (С. Довлатов) 7. В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно. (Н.Гарин-Михайловский) 8. Пупок — неотъемлемая часть моего организма. (Викт. Ерофеев) 9. Вымысел — не есть обман. Замысел — еще не точка. (Б.Окуджава)

Упражнение 13.


В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких — простым глагольным сказуемым?


1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)

Упражнение 14.


Определите типы сказуемых в данных предложениях.


1. Я буду ласковый послушник, а ты — разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)

Упражнение 15.


Анализ текста. Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых.


У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он — кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

Упражнение 16.


Покажите, что сказуемые в данных предложениях состоят из трех и более компонентов.


1. А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Горький) 2. Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов. (Б.Ахмадулина) 3. Неужели всю жизнь надо маяться! 4. Невозможно научиться себя и ближних понимать! 5. А там, где должен быть восток, два облака учились плавать. 6. Любимая, не говори, что надо нам прощаться! (Д.Самойлов) 7. Это лучшее, что должно было быть в России… (М.Булгаков) 8. Лето обещало быть жарким, богатым. (Б.Пастернак)

Упражнение 17.


Определите типы сказуемых во всех предложениях.


Чехов — нашей юности полет… Мы — интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Чтобы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов — пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой — всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)

Упражнение 18.


Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.


1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя.

2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко.

3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь.

4. Наш учитель — человек добрый. Наш учитель — хороший спортсмен.

5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.

Упражнение 19.


Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.


1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь).

2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов).

3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев).

4. Равнина казалась бесконечной.

5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский).

6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич).

7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов).

8. Морской воздух в любое время года чист и приятен.

9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский).

10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).

Упражнение 20.


Выделите основы во всех предложениях.


Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична. Она составляет первый, сравнительно маленький период, продолжающийся несколько биллионов лет, смотря по размерам звезды. Чем она больше, массивнее, тем период ее жизни продолжительнее. Это я разобрал в своей кинетической теории света. Привожу из нее только наиболее вероятные выводы.
Частицы эфира, комбинируясь, дают начало электронам или другой простейшей материи. Раз существует материя из водорода и гелия, то должна же она иметь какой-нибудь источник. Мы знаем только про существование эфира. Естественно предположить, что она и образовалась из эфира. Это подобно тому, как мы допускаем на нашей планете самозарождение. В противном случае, откуда же появилась первая живая материя? Разве с неба, но ведь и небо таково же, как Земля, и там такие же планеты и так же освещаются подобными же солнцами. (К.Циолковский)


Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»



1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?


1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.


3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.


4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.


5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.
3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.


6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?
3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.


7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.
4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.


8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
4) Он уже целый город воздвигнуть готов.


9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.


10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.


11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) От волнения она долго не могла начать говорить.
2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.


12. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


Ты должен быть нашим первым драматургом.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное


13. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное
4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное


14. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

 


                                                                                                        Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Название материала

Материалы к уроку

Дидактический материал по теме «Сказуемое»:Тренировочные упражнения.

Автор

Е.А. Белых, г. Владивосток.

Классы

7 класс

Жанр

Рабочая тетрадь с материалами для самостоятельной работы.

Методические рекомендации

Часть материалов рабочей тетради, по усмотрению учителя, может использоваться в качестве проверочных заданий для работы в классе.

РАБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ

«СКАЗУЕМОЕ»

7 КЛАСС

Тренировочные упражнение

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

Простое глагольное сказуемое_________________________________

Составное глагольное сказуемое_______________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов)

5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

УПРАЖНЕНИЕ 5.

А. Укажите номера предложений, в которых есть составное именное сказуемое.

1) Он будет у нас завтра. 2) Он будет первым. 3) Он ни с кем не считается. 4) Это упражнение считается легким. 5) Ты всегда являешься вовремя. 6) Ты являешься участником соревнований. 7) Кассир считает деньги. 8) Его считают хорошим работником. 9) Бумага делается из древесины. 10) В комнате делается душно. 11) Он остается в городе. 12) Задача остается нерешенной. 13) Книга оказалась в портфеле. 14) Чашка оказалась разбитой. 15) Была жара. (В.Маяковский) 16) Дед был знахарь и крикун. (К.Паустовский) 17) Атаман Кузьма Псалом явился рано утром. (Д.Мамин-Сибиряк) 18) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. (А.Пушкин) 19) У Варвары Петровны оказались неожиданно свои понятия. (А.Н. Толстой) 20) Пожилой человек оказался профессором-почвоведом. (К.Паустовский) 21) Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история. (М.Булгаков) 22) Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время.

(М.Булгаков)

Составное глагольное сказуемое_______________________________

Б. Подчеркните сказуемые в следующих предложениях.

1) По настоянию Аглаи князь должен был тотчас рассказать всю историю в подробности. (Ф.Достоевский) 2) Он был до крайности возбужден. (А.Чаковский) 3) Что может быть милей бесценного родного края? (А.Никитин) 4) Я в состоянии вовсе не спать. (А.Чехов) 5) Второй прыжок был труднее. 6) Страх стал осознанным: это действительно высоко и не всегда безопасно. (Н.Черкасов) 7) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (Д.Лихачев) 8) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (Д.Лихачев) 9) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (Д.Лихачев)

10) Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. (Л.Толстой) 11) Присутствие ее оказалось очень к месту. (К.Федин) 12) Ты должна была его любить преданно. (А.Н. Толстой) 13) Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам. (А.Чехов) 14) Но Клим Самгин привык и даже как бы считал себя обязанным искать противоречий. (М.Горький) 15) К какому роду земных созданий можно было отнести ее? (И.Бунин)

УПРАЖНЕНИЕ 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов; найдите и охарактеризуйте грамматические основы предложений.

1) Жизнь обитателей Покровского была одн___образна. (А.Пушкин) 2) После седьмого класса мы ра___тались друзьями. 3) Озеро было таинств___ое. (К.Паустовский) 4) После этих слов лодка была призна___а всем населением деревни. (К.Паустовский) 5) Комната с портретом Гарибальди покажется слабо освещ___ой каютой, затер

___ой в океане непроглядной ночи. (К.Паустовский) 6) Целый день Владимир был в раз___езде. (А.Пушкин) 7) В серебре росы трава. (А.Блок) 8) Во всем я, по воле родительской, был у матушки в полном пов___новени___. (Н.Лесков) 9) Руки были в смоле и ож___гах. (К.Паустовский) 10) Город наш в осаде. (Н.Тихонов) 11) Ни___кая и у___кая комната была без окон. (Д.Мамин-Сибиряк) 12) Время тогда было точ___но перед грозой. (А.Н. Толстой) 13) Варя была с заплака___ыми глазами (А.Чехов) 14) Я сегодня при деньгах. (К.Паустовский) 15) И полиц___я была уже начеку. (Вл.Гиляровский) 16) К___рнет же в это время находился в весьма неприятном положени___. (Л.Толстой) 17) Сейчас нам выход в космос кажется рядовым делом. 18) Во всем воздух___ была какая(то) пыльная мгла, г___р___зонт был серо(лилов___) цвета; но ни одной туч
___
ки (не)было на небе. (Л.Толстой) 19) Я помнил ее, когда она с___дела больная перед открытым окном и грус___но огляд___вала чудную весе___юю картину… (Вл. Короленко)

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, объясните употребление именительного или творительного падежа в составном именном сказуемом. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Моя подруга была артистка. – Она была артисткой. 2) Азамат был пр___упрямый мальчишка. (М.Лермонтов) 3) Дубровский сам был гв___рдейским офицером он не позволит обидеть товарища. (А.Пушкин) 4) И вот она (муза) в саду моем ___вилась барышней уез___ной. (А.Пушкин) 5) Покупка Чичикова ___делалась предметом разг___воров. (Н.Гоголь) 6) Лизавета Ивановна была пр___несчас___ное создание. (А.Пушкин) 7) Она была единств

___ое и, следовательно, балова___ое дитя. (М.Лермонтов) 8) Он ___вился перед ними мрачным и разоч___рова___ым. (А.Пушкин) 9) Лиза пр___зналась что поступок ее к___зался ей ле___комысл___ым. (А.Пушкин) 10) См___трителем маяка был старый боцман парусного флота Майданов. (К.Арсеньев)

Б. 1) Был я в то время студент___ в пров___нц___альном университете. (Л.Толстой) 2) Отец Вареньки был очень красив___ статн___ высок___ и свеж___ старик. (Л.Толстой) 3) Старик ум___р когда Матвей еще был ребенк___. (Вл. Короленко) 4) Большинство пр___сутствующих были стары___, почтен___ люди. 5) Он был мастер___ на все руки. (Н.Дубов) 6) Г-н Полутыкин был отличн___ человек___. (И.Тургенев) 7) Он приехал оттуда младш___ лейтенант___.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Поставьте прилагательные, входящие в составное именное сказуемое, в нужную форму.

Поступки его (непредсказуемый), пословицы (афористичный), девочка (милый), я (виноваты), условия (неприемлемый), вы (правый), настоящая мудрость (немногословный).

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 9.

А. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)

Б. Вставьте буквы, объясните написание слов; подчеркните грамматические основы предложений, расставьте запятые.

1) Я стал сл___беть и зд___ров___ем. (Л.Толстой) 2) Наде___лся он уйти в турецкий Хрущук. (Н.Лесков) 3) Имею честь представить от него рапорт о болезни. (Н.Лесков) 4) Девочка перестала плакать. (Вл. Короленко) 5) Ты должна сама разобрат___ся ты взрослая. (К.Федин) 6) Пастухов под___вая руку прод___лжал отрях___ваться и огляд___вать свой к___стюм. (К.Федин) 7) Вот уже нач___ли в отдельности белеть кружочки марг___риток разгляд___ваться лист___я отсвеч___вать тр___пинки. (К.Федин) 8) Несколько раз она сил___лась ответить себе на возвр___щавшийся вопрос. (К.Федин) 9) Брось гр___зить оружием товарищ Нагульнов. (М.Шолохов) 10) Какое вы имеете право д___ржать нашу землю? (М.Шолохов) 11) Пр___няв решение он не пр___вык медлить отклад___вать дело в долгий ящик. (М.Шолохов) 12) Еще не успела Любка вымыться а к___птилка уже зач___дила и потухла. (А.Фадеев) 13) Он не отв___чал и прод___лжал см___треть на Клавдию. (А.Панаева) 14) Лена старалась показ___ваться нам пореже. (А.Панаева)

УПРАЖНЕНИЕ 10. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов; выделите грамматические основы предложений, определите тип сказуемых.

1) Веч___ром бабушка будет ра___сказ___вать нам сказки. – Стану сказ___вать я ска___ки песенку спою. (М.Лермонтов) 2) Я буду работать учителем в вашей школе. – Бригада начнет работу во вторую смену. – Я начну работать над р___ф___ратом сегодня. 3) Соль обладает многими ре___чайшими свойствами. (К.Паустовский) 4) Пусто, од___ноко сон___ое село. (А.Никитин) 5) Чиста и бесплодна была земля под дерев___ями… (А.Солженицын) 6) Мир примет бе___конечно разн___образен. (К.Паустовский) 7) Каждый должен стреми___ся к своему призванию… Человек все время должен быть (не)доволен собой стреми___ся к лучшему. (Д.Лихачев) 8) Старик в задор вошел. (П.Бажов) 9) Но вошедший как будто (не)испытывал неудобства. (А.Н. Толстой)

УПРАЖНЕНИЕ 11. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Из каких компонентов состоит сказуемое?

1) На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать. (А.Пушкин) 2) Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И.Тургенев) 3) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах. (В.Вересаев) 4) Шаги его уже перестали быть слышны. (Л.Толстой) 5) Василий Назарыч старался казаться веселым. (Д.МаминСибиряк) 6) Я имею несчастье состоять родственником этого человека. (Ф.Достоевский) 7) Я обязан быть снисходительным с нею. (И.Тургенев) 8) Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым. (М.Лермонтов)

УПРАЖНЕНИЕ 12. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Чем выражены главные члены предложения? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание не с различными частями речи.

1) Прозрачно небо. Звезды блещ___т. 2) Богат и славен Кочубей. Его луга (не)обозримы. 3) Своей дремоты пр___возмоч___ (не)хоч___т воздух. 4) Дворец к___зался островом печальным. 5) Я сидел погруж___ый в глубокую задумчивость. 6) Был он с хитр___цой. 7) В молчани___ добро должно тв___рит___ся. 8) Но (не)чего об этом толковать. (По А.Пушкину) 9) Из-за плохой вентиляц___ в цех___ пада___т произв___дительность труда. 10) Хлеба обмолоч___ы. 11) Я хотел бы помоч___ вам. 12) Она (не)может (не)быть счас___ливой. (А.Панова) 13) В пансионат___ она зан___малась музыкой и читала романы. (И.Тургенев) 14) Из-за больной ноги она (не)могла работать. 15) Жизнь современ___ого человека (не)мыслима без постоя___ого духовного общения с книгой. (В.Сухомлинский) 16) На склоне (не)глубокого оврага в___днелась пасека. (И.Тургенев) 17) Осень стояла (не)бывалая, сухая, бодрая, с ясност___ю холодноват___ воздуха. (К.Паустовский) 18) (Не)сколько дней подряд я был занят чтением. (А.Гайдар) 19) Старик (не)охотно встал и выш___л за мной на улицу. (И.Тургенев) 20) Высоко в неб___ над (не) отта___вш___й землей зал___вался жаворонок. 21) Домой мы возвращались по (не)осв___щ___ым улицам. 22) Дверь нам открыл мужчина. Заспа___ое его лицо было (не)злое, а скорее доброе. 23) Один из споривших явно (не)годовал. 24) Возвраща___ся на старую стоянку нам было уже (не)зачем. 25) Любовь наша (не)менее тяжела, чем (не)нависть… (М.Горький)

УПРАЖНЕНИЕ 13. Обоснуйте написание слов и постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Составьте схемы сложных предложений.

А. 1) Вечерами гл___жу я в окно и д___лекое чуди___ся де___ство. (А.Марков) 2) Луна сияла июльская ноч___ была тиха изр___дк___ подымался ветерок и ле___кий ш___рох проб___гал по всему саду. (А.Пушкин) 3) В___черняя з___ря погасла и в воздух___ нач___нали густеть и разл___ва___ся холодные тени. 4) У нас (не)было воды хотелось пить. (К.Паустовский) 5) Выше подымае___ся со___нце (не)стерпимо раскатывае___ся ружейная и пулеметная тр___скотня (А.Серафимович) 6) Расп___хнув дверь ком___ндир (не)торопливо спустился к коню. (А.Гайдар) 7) Кто хоть раз увид___л Пр___амур___е тот его (не)мог (не)полюбить. (В.Гусев) 8) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов глубины морей загадочен крик птицы и треск лопнувш___й от теплоты др___весной поч___ки. (К.Паустовский)

Схемы сложных предложений

Б. 1) На каникулах мы н___куда (не)ездили да и н___куда было ехать. 2) У входа в кабинет бесед___вали двое. Один из них улыбался но (не)мя___ко и дружелюбно как обычно а холодно и натянуто. 3) (Не)доумевая я стал перечит___вать письмо. 4) Все места в зал___ уже были зан___ты сесть нам было н___где. 5) Лед на реке был (не)окрепший а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 6) (Не)ожида___о мы вышли на большую солнечную поляну. Трава ___десь была соч___ная зеленая н___кем (не)помятая. 7) Всего знать н___кто (не) может а стыдно и вредно пр___тв___рят___ся что знаеш___ чего (не)зна___ш___. (Л.Толстой)

Схемы сложных предложений

В. 1) Лес стоит радос___ный праз___н___чный. (Н.Тихонов) 2) С величайш___й поч___тительност___ю готов я изумляться упорству и долг___т___рпению смелых альпийских пут___шеств___ников упрямо стремящихся к своей цели. Никакие пр___пятствия (не)могут ост___новить их. С (не)сокрушимой настойч___вост___ю пр___зирая опас___ности и усталость проб___раются они к самым высоким в___ршинам. Множество смелых пут___шеств___ников (альпинистов) побывало в горах. Описа___ы и и___след___ва___ы горные пики изуч___ы опасные (не)доступные л___дн___ки.. (И.Соколов-Микитов) 3) Ц___тадель ст___яла безмолвной и (не)пр___ступной. (К.Федин) 4) Два дня прошло как в тумане.

Схемы сложных предложений

multiurok.ru

Тест для русского языка в 8 классе по теме «Типы сказуемых»

Тест для русского языка в 8 классе по теме «Типы сказуемых»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Слово – серебро, молчание – золото. б) Петр решил помочь брату. в) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

а) Лицо у него было кислое (составное именное). б) Молчание – золото (составное именное). в) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное). г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. б) Много забот будет летом у белок. в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. г) С пригорка была видна вся деревня.

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

Ключ к тесту:

1). а.

2). б.

3). а.

4). г.

5). г.

6). г.

7). г.

8). б.

9). в.

10). а.

8 класс. Тест «Типы сказуемых»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Слово – серебро, молчание – золото. б) Петр решил помочь брату. в) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

а) Лицо у него было кислое (составное именное). б) Молчание – золото (составное именное). в) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное). г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. б) Много забот будет летом у белок. в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. г) С пригорка была видна вся деревня.

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

8 класс. Тест «Типы сказуемых»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Слово – серебро, молчание – золото. б) Петр решил помочь брату. в) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

а) Лицо у него было кислое (составное именное). б) Молчание – золото (составное именное). в) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное). г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. б) Много забот будет летом у белок. в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. г) С пригорка была видна вся деревня.

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

8 класс. Тест «Типы сказуемых»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Слово – серебро, молчание – золото. б) Петр решил помочь брату. в) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

а) Лицо у него было кислое (составное именное). б) Молчание – золото (составное именное). в) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное). г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. б) Много забот будет летом у белок. в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. г) С пригорка была видна вся деревня.

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

infourok.ru

Тренажёр по русскому языку (8 класс) на тему: Карточки простое и составное глагольное сказуемое. 8 класс

Упражнение 1    Перепешите. Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
 1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2      Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.

Упражнение 1    Перепешите. Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
 1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2      Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.

nsportal.ru

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

studfile.net

Урок по русскому языку в 8 классе «Сказуемое и его виды»

Урок № Дата проведения: ______________

Тема: Сказуемое и его виды.

Цель:

Образовательные:  формирование  орфоэпических  и синтаксических навыков;
 обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемых; формирование умений: находить сказуемое, определять форму  сказуемого;

Развивающие: развитие умения выполнять комплексный анализ текста;

Воспитательные: воспитание  уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, индивидуальная работа, орфоэпическая разминка, работа по учебнику, творческое задание.

Оборудование: учебник, тетрадь, тест, карточки,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Приветствие, постановка цели и темы урока, психологический настрой:

Прозвенел для всех звонок

Приглашая на урок

Все у парт красиво встали

Здравствуйте, мы все сказали

Сосчитали до 5-ти

И присели за столы

Я, с улыбкой вас встречая

И к вниманью призывая, Вам желаю от души

Домой с 5-ми прийти.

2. Проверка домашнего задания.

— Актуализация имеющихся знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа. Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой. Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее. (В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади  а  (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.

3. Орфоэпическая разминка. Проставить ударения.
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.

3.Изучение новой темы.

— Вступительное слово учителя:

Сообщение темы и цели урока:

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.)
Сказуемое отвечает на общий вопрос:  ч т о  г о в о р и т с я  о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами:  ч т о  д е л а е т  предмет?  к а к о й  он?  к т о  он  т а к о й?  ч т о  т а к о е  предмет?  к а к о в  он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
П р о с т о е  с к а з у е м о е  может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
С о с т а в н о е  с к а з у е м о е  составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на  г л а г о л ь н о е  (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.

Виды сказуемых.

Вид сказуемого

Способ выражения

пример

Простое глагольное сказуемое

Глагол в форме какого-либо наклонения

Танцевала осень вальс-бостон.

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Девушка стала рассказывать о поездке в осенний лес.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка + именная часть

Турист был очарован рябинами у озера.

СКАЗУЕМОЕ

1. Простое глагольное

— глагол * Ласточки летают низко.

— фразеологический оборот * Не заговаривай мне зубы. (= не запутывай)

— будущее составное время * Он не будет на меня сердиться?

2. Составное глагольное

Вспомогательный глагол или слова:

начать, продолжать, кончать, хотеть, мочь; + инфинитив

должен, рад, нужно, надо, готов, намерен * Друзья (были) готовы помочь.

* Мы начинаем понимать.

3. Составное именное

Глагол-связка: быть, казаться, являться, Может быть нулевой в наст. времени.

считаться, называться

+ именная часть: имя существительное * Этот сад – моя гордость.

имя прилагательное * Он огромен.

имя числительное * Любимое ее число – семь.

наречие, категория состояния * Было тихо.

инфинитив * Долго спать – время терять.

Знакомство с новым материалом в учебнике стр. 65-66.

4.Закрепление знаний.

Закрепление материала.

1. Тест  «Определите тип сказуемого» (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
  Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
   Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 
  Профессор был заметно взволнован.
  Сюда приезжали директора предприятий 
 Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. 
2. Игра «Третий лишний». (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес — наше богатство. Мы стали подниматься в горы.

Тренировочные упражнения.

1. Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

2) буду гостем;

3) начал думать;

4) был задумчивым;

5) у нас есть;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

Работа по учебнику: упр. 130 (устно), 132, 133,134.

Списать с доски предложения: 1 вариант — с составными глагольными сказуемыми, 2 вариант — с составными именными сказуемыми.

  1. Распахнулись двери школы для весёлой детворы.

  2. Вася хотел первым рассказать всё брату.

  3. Дорожки не расчищены.

  4. Нельзя есть немытые фрукты.

  5. Чтение — лучшее учение.

  6. Ручьи и реки русские весною хороши.

  7. Митя был добрым и жалостливым.

  8. Олени не могут защищаться в одиночку.

  9. Собачонка старалась привлечь внимание мальчика.

  10. Он должен был скрываться от врагов.

  11. Он был вторым в классе.

Какое предложение из списка вы не выписали? Почему?

(Проверка правильности выполнения работы проводится устно).

— Записать предложения под диктовку, объяснить пунктуацию в них, определить тип сказуемого (работа на доске и в тетрадях).

  1. Потемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк.

  2. Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.

  3. Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль…

  4. Тяжёл наш путь, твой бедный мул устал топтать терновник злобный.

Творческое задание. Составить предложения со следующими сказуемыми:

начал вспоминать, была видна, словно бисер, озарены, как дым, должен сознаться, тяжела и горька.

Например:

  1. Я всё-таки должен сознаться открыто, что завидую им. 2) Туман как дым. 3) Он начал вспоминать свою прошлую жизнь, заново переживая горестные и счастливые её минуты. 4) На лепестках роса словно бисер. 5) Макушки деревьев озарены лучами восходящего солнца. 6) Тяжела и горька доля сироты.

5. Итог урока.

— Назовите, чем вы занимались на уроке?

— Какие трудности вы испытывали?

— Хорошо работали следующие учащиеся….

— Порадовали своими работами такие учащиеся…

Объявление оценок за урок, с занесением в журнал.

Домашнее задание. Упр. 137, 138 (устно), стр. 70. Выучить правило.

6. Рефлексия.

На доске рисунки «чемодан», «мясорубка», « корзина».Ученикам предлагается выбрать , как они поступят с информацией, полученной на уроке.

«Чемодан»- положу все, что пригодится в дальнейшем.

«Мясорубка»- информацию переработаю.

« Корзина»- все выброшу.

***hello_html_a117b2.png

infourok.ru

Картотека по русскому языку (8 класс) на тему: Карточка по русскому языку по теме: «Типы сказуемого»

Шевцова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО

(КАРТОЧКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА)

        

                                                  Учитель языка и литературы,

                                                        Шевцова Е.А.,2015

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО

Задание: определите вид сказуемого в предложениях

Предложение

Тип сказуемого

1

Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте.

2

Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.

3

Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.

4

Мальчик сразу навострил уши.

5

А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!

6

Множество мыслей продолжало роиться в его голове.

7

Никто ни в чем не виноват перед нами.

8

Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.

9

Её глазки были полны слёз, лицо становилось всё бледней и бледней.

10

Он мечтал научиться рисовать.

11

Она бросилась бежать.

12

Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе.

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом

«5»- 90-100 % , 14-15  баллов;

«4»- 70- 89 %, 13-11 баллов;

«3»- 51-69 %,  8-10 баллов;

«2»- 50 и менее %, 7 и менее  баллов

Ответы:

Предложение

Тип сказуемого

1

Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте.

 пгс, пгс

2

Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.

сгс

3

Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.

сис

4

Мальчик сразу навострил уши.

пгс

5

А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!

пгс

6

Множество мыслей продолжало роиться в его голове.

сгс

7

Никто ни в чем не виноват перед нами.

сис

8

Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.

сгс

9

Её глазки были полны слёз, лицо становилось всё бледней и бледней.

сис, сис

10

Он мечтал научиться рисовать.

сгс

11

Она бросилась бежать.

сгс

12

Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе.

пгс, сис

Используемая литература:

  1. Горшкова, В.Н. Сборник диктантов 5-9 классы [Текст]/ сост. В.Н. Горшкова. М.: Вако, 2012.- 320 с.-ISBN- 978-5-408-00818-6.
  2. Разумовская, М.М. Русский язык. 8 класс [Текст]: учеб. для. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2009.-269, [3 ] с.: ил., 8 л. цв. вкл.- ISBN- 978-5-358-06418-8.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *