Касательная прямая — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2016; проверки требуют 3 правки. График функции (чёрная кривая) и касательная прямая (красная прямая)Каса́тельная пряма́я — прямая, проходящая через точку кривой и совпадающая с ней в этой точке с точностью до первого порядка.
Прямо из определения следует, что график касательной прямой проходит через точку (x0,f(x0)){\displaystyle (x_{0},f(x_{0}))}. Угол α{\displaystyle \alpha } между касательной к кривой и осью Ох удовлетворяет уравнению
- tgα=f′(x0)=k,{\displaystyle \operatorname {tg} \,\alpha =f'(x_{0})=k,}
где k{\displaystyle \operatorname {k} } — коэффициент наклона касательной. Производная в точке x0{\displaystyle x_{0}} равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y=f(x){\displaystyle y=f(x)} в этой точке.
Пусть f:U(x0)→R{\displaystyle f\colon U(x_{0})\to \mathbb {R} } и x1∈U(x0).{\displaystyle x_{1}\in U(x_{0}).} Тогда прямая линия, проходящая через точки (x0,f(x0)){\displaystyle (x_{0},f(x_{0}))} и (x1,f(x1)){\displaystyle (x_{1},f(x_{1}))} задаётся уравнением
- y=f(x0)+f(x1)−f(x0)x1−x0(x−x0).{\displaystyle y=f(x_{0})+{\frac {f(x_{1})-f(x_{0})}{x_{1}-x_{0}}}(x-x_{0}).}
Эта прямая проходит через точку (x0,f(x0)){\displaystyle (x_{0},f(x_{0}))} для любого x1∈U(x0),{\displaystyle x_{1}\in U(x_{0}),} и её угол наклона α(x1){\displaystyle \alpha (x_{1})} удовлетворяет уравнению
- tgα(x1)=f(x1)−f(x0)x1−x0.{\displaystyle \operatorname {tg} \,\alpha (x_{1})={\frac {f(x_{1})-f(x_{0})}{x_{1}-x_{0}}}.}
В силу существования производной функции f{\displaystyle f} в точке x0,{\displaystyle x_{0},} переходя к пределу при x1→x0,{\displaystyle x_{1}\to x_{0},} получаем, что существует предел
- limx1→x0tgα(x1)=f′(x0),{\displaystyle \lim \limits _{x_{1}\to x_{0}}\operatorname {tg} \,\alpha (x_{1})=f'(x_{0}),}
а в силу непрерывности арктангенса и предельный угол
- α=arctgf′(x0).{\displaystyle \alpha =\operatorname {arctg} \,f'(x_{0}).}
Прямая, проходящая через точку (x0,f(x0)){\displaystyle (x_{0},f(x_{0}))} и имеющая предельный угол наклона, удовлетворяющий tgα=f′(x0),{\displaystyle \operatorname {tg} \,\alpha =f'(x_{0}),} задаётся уравнением касательной:
- y=f(x0)+f′(x0)(x−x0).{\displaystyle y=f(x_{0})+f'(x_{0})(x-x_{0}).}
Свойства[править | править код]
- Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания.
- Отрезки касательных к окружности, проведённые из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.
- Длина отрезка касательной, проведённой к окружности единичного радиуса, взятого между точкой касания и точкой пересечения касательной с лучом, проведённым из центра окружности, является тангенсом угла между этим лучом и направлением от центра окружности на точку касания. «Тангенс» от лат. tangens — «касательная».
Односторонние полукасательные[править | править код]
- Если существует правая производная f+′(x0)<∞,{\displaystyle f’_{+}(x_{0})<\infty ,} то пра́вой полукаса́тельной к графику функции f{\displaystyle f} в точке x0{\displaystyle x_{0}} называется луч
- y=f(x0)+f+′(x0)(x−x0),x⩾x0.{\displaystyle y=f(x_{0})+f’_{+}(x_{0})(x-x_{0}),\quad x\geqslant x_{0}.}
- Если существует левая производная f−′(x0)<∞,{\displaystyle f’_{-}(x_{0})<\infty ,} то ле́вой полукаса́тельной к графику функции f{\displaystyle f} в точке x0{\displaystyle x_{0}} называется луч
- y=f(x0)+f−′(x0)(x−x0),x⩽x0.{\displaystyle y=f(x_{0})+f’_{-}(x_{0})(x-x_{0}),\quad x\leqslant x_{0}.}
- Если существует бесконечная правая производная f+′(x0)=+∞(−∞),{\displaystyle f’_{+}(x_{0})=+\infty \;(-\infty ),} то правой полукасательной к графику функции f{\displaystyle f} в точке x0{\displaystyle x_{0}} называется луч
- x=x0,y⩾f(x0)(y⩽f(x0)).{\displaystyle x=x_{0},\;y\geqslant f(x_{0})\;(y\leqslant f(x_{0})).}
- Если существует бесконечная левая производная f−′(x0)=+∞(−∞),{\displaystyle f’_{-}(x_{0})=+\infty \;(-\infty ),} то правой полукасательной к графику функции f{\displaystyle f} в точке x0{\displaystyle x_{0}} называется луч
- x=x0,y⩽f(x0)(y⩾f(x0)).{\displaystyle x=x_{0},\;y\leqslant f(x_{0})\;(y\geqslant f(x_{0})).}
Презентация и конспект по алгебре на тему «Вычисления производных. Уравнение касательной к графику функции.» (11 класс)
Дата:07.09.2016
Класс: 11Б
Тема урока: Вычисления производных. Уравнение касательной к графику функции.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Цель урока.
Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить в чем состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
Развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
План урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей.
II. Актуализация знаний.
(Вспомнить с учащимися геометрическое определение касательной к графику функции. Привести примеры, показывающие, что данное утверждение не полно.)
Вспомним, что же такое касательная?
“Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку”. (Слайд № 2)
Обсуждение правильности данного определения. (После обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что данное определение неверно.) Для наглядного доказательства их умозаключения приводим следующий пример.
Рассмотрим пример. (Слайд № 3)
Пусть дана парабола и две прямые , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1). Проводится обсуждение, почему первая прямая не является к данной параболе касательной (Рис. 1), а вторая является (Рис.2).
На данном уроке, мы с вами должны выяснить, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Рассмотреть основные задачи на составление уравнения касательной.
Для этого, вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной и правила дифференцирования. (Слайд № 4)
III. Подготовительная работа к изучению нового материала.
Сформулировать определение производной. (Слайд № 5)
Заполнить таблицу произвольных элементарных функций. (Слайд № 6)
Вспомнить правила дифференцирования. (Слайд № 7)
Какие из указанных прямых параллельны и почему? (Убедиться наглядно) (Слайд №8)
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать угловой коэффициент и координаты одной точки.
Пусть дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.
Дадим аргументу приращение и рассмотрим на графике (Рис. 3) точку P с абциссой
Если мы теперь устремим к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной будет вычисляться по формуле
.Следовательно, .
Если к графику функции y = f (x) в точке х = а можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной. (Слайд № 10)
Или по другому. Производная в точке х = а равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке .
Это и есть геометрический смысл производной. (Слайд № 11)
Причем, если :
.
Выясним общий вид уравнения касательной.
Пусть, прямая задана уравнением . Мы знаем, что . Для вычисления m воспользуемся тем, что прямая проходит через точку . Подставим в уравнение. Получим , т.е. . Подставим найденные значения k и m в уравнение прямой:
– уравнение касательной к графику функции. (Слайд № 12)
Рассмотрим примеры:
Составим уравнение касательной:
к параболе в точке (Слайд № 13)
к графику функции в точке
(Слайд № 14)
Решая эти примеры мы воспользовались очень простым алгоритмом, который заключается в следующем: (Слайд № 15)
Обозначим абсциссу точки касания буквой a.
Вычислим .
Найдем и .
Подставим найденные числа , в формулу
Рассмотрим типичные задания и их решение.
№1 Составить уравнение касательной к графику функции в точке .
(Слайд № 16)
Решение. Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере .
1)
2)
3) ;
4) Подставим найденные числа ,, в формулу.
Получим:
, т.е.
Ответ:
№2 К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . (Слайд № 17)
Решение. Уточним формулировку задачи. Требование “провести касательную” обычно означает “составить уравнение касательной”. Воспользуемся алгоритмом составления касательной, учитывая, что в данном примере .
Искомая касательная должна быть параллельна прямой . Две прямые параллельны, тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой: .Но . Следовательно: ; .
Из уравнения ,т.е. , находим, что и . Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 2, другая в точке с абсциссой -2.
Действуем по алгоритму.
1) ,
2) ,
3)
4) Подставив значения ,, , получим , т.е. .
Подставив значения ,, , получим , т.е.
Ответ: , .
V. Решение задач.
1. Решение задач на готовых чертежах (Слайд № 18 и Слайд № 19)
2. Решение задач из учебника:
VI. Подведение итогов.
1. Ответьте на вопросы:
Что называется касательной к графику функции в точке?
В чем заключается геометрический смысл производной?
Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?
2. В чем были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
3. Выставление отметок.
VII. Комментарии к домашней работе
План-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему: Урок по теме «Касательная. Уравнение касательной»
Урок по теме «Касательная. Уравнение касательной»
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Цель урока:
- Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить, в чём состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
- Развитие логического мышления, исследовательских навыков, функционального мышления, математической речи.
- Выработка коммуникативных навыков в работе, способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
План урока
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и девиза урока.
II Актуализация материала.
(Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока.)
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции? Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Идёт обсуждение. Высказывания детей (да и почему, нет и почему). В процессе обсуждения приходим к выводу, что данное утверждение не верно.
Примеры.
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе. Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе .
2) Аналогично, прямая x = π не является касательной к графику y = cos x, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = — 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида ; (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика .
|
|
Постановка цели и задачи перед детьми на уроке: выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Что нам для этого понадобиться?
Вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной, правила дифференцирования.
III Подготовительная работа к изучению нового материала.
Опрос материала по карточкам: (задания выполняются на доске)
1 ученик: заполнить таблицу производных элементарных функций
2 ученик: вспомни правила дифференцирования
3 ученик: составьте уравнение прямой y = kx + 4, проходящей через точку А(3; -2).
(y = -2x+4)
4 ученик: составьте уравнение прямей y = 3x + b, проходящей через точку С(4; 2).
(y = 3x – 2).
С остальными фронтальная работа.
- Сформулируйте определение производной.
- Какие из указанных прямых параллельны? у = 0,5х; у = — 0,5х; у = — 0,5х + 2. Почему?
Отгадай фамилию учёного :
Ключ к ответам
Кем был этот учёный, с чем связаны его работы, мы узнаем на следующем уроке.
Проверка ответов учащихся по карточкам.
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать её угловой
коэффициент и координаты одной точки.
- Начнём с углового коэффициента
Рисунок 3
Рассмотрим график функции y = f(x) дифференцируемой в точке А(x0, f(x0)) .
Выберем на нём точку M (x0 + Δх, f(x0+ Δх)) и проведем секущую AM.
Вопрос: чему равен угловой коэффициент секущей? (∆f/∆x=tgβ)
Будем приближать по дуге точку M к точке A. В этом случае прямая AM будет поворачиваться вокруг точки A, приближаясь (для гладких линий) к некоторому предельному положению — прямой AT. Другими словами AT, обладающую таким свойством, называют касательной к графику функции y = f(x) в точке А(x0, f(x0)).
Угловой коэффициент секущей AM при AM → 0 стремится к угловому коэффициенту касательной AT Δf/Δx → f ‘(x0). Значение производной в точке х0 примем за угловой коэффициент касательной. Говорят, что касательная есть предельное положение секущей при ∆х → 0.
Существование производной функции в точке x0 эквивалентно существованию (невертикальной) касательной в точке (x0, f(x0)) графика, при этом угловой коэффициент касательной равен f ‘(x0) . В этом состоит геометрический смысл производной.
Определение касательной: Касательная к графику дифференцируемой в точке х0функции f — это прямая, проходящая через точку (x0, f(x0)) и имеющая угловой коэффициент f ‘(х0).
Проведем касательные к графику функции y = f(x) в точках х1, х2, х3, и отметим углы, которые они образуют с осью абсцисс. (Это угол, отсчитываемый в положительном направлении от положительного направления оси до прямой.)
Рисунок 4
Мы видим, что угол α1 острый, угол α3 тупой, а угол α2 равен нулю, так как прямая l параллельна оси Ох. Тангенс острого угла положителен, тупого — отрицателен. Поэтому f ‘(х1)>0, f ‘(х2) = 0, f ‘(х3)
- Выведем теперь уравнение касательной к графику функцииf в точке А(x0, f(x0)).
Общий вид уравнения прямой y = kx + b.
- Найдём угловой коэффициент k = f ‘(х0), получим y = f ‘(х0)∙x + b, f(x) = f ‘(х0)∙x + b
- Найдём b. b = f(x0) — f ‘(х0)∙x0.
- Подставим полученные значения k и b в уравнение прямой: y = f ‘(х0)∙x + f(x0) — f ‘(х0)∙x0 или y = f(x0) + f ‘(х0)(x — x0)
- Обобщение материала лекции.
— что называется касательной к графику функции в точке?
— в чём заключается геометрический смысл производной?
— сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
1. Значение функции в точке касания
2. Общую производную функции
3. Значение производной в точке касания
4. Подставить найденные значения в общее уравнение касательной.
V Закрепление изученного материала.
1. Устная работа:
1) В каких точках графика касательная к нему
а) горизонтальна;
б) образует с осью абсцисс острый угол;
в) образует с осью абсцисс тупой угол?
2) При каких значениях аргумента производная функции, заданной графиком
а) равна 0;
б) больше 0;
в) меньше 0?
|
|
3) На рисунке изображён график функцииf(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f ‘(x) в точке x0.
Рисунок 7
2. Письменная работа.
№ 253 (а, б), № 254 (а, б). (работа на местах, с комментарием)
3. Решение опорных задач.
Рассмотрим четыре типа задач. Дети читают условие задачи, предлагают алгоритм решения, один из учеников оформляет его на доске, остальные записывают в тетрадь.
1. Если задана точка касания
Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = x3 – 3x – 1 в точке М с абсциссой –2.
Решение:
- Вычислим значение функции: f(-2) =(-2)3 – 3(-2) – 1 = -3;
- найдём производную функции: f ‘(х) = 3х2 – 3;
- вычислим значение производной: f ‘(-2) = — 9.;
- подставим эти значения в уравнение касательной: y = 9(x + 2) – 3 = 9x + 15.
Ответ: y = 9x + 15.
2. По ординате точки касания.
Составить уравнение касательной в точке графика с ординатой y0 = 1.
Решение:
- Найдем абсциссу точки касания: , х0 = 1.
- Найдём производную функции: f ‘(х) = .
- Найдем угловой коэффициент касательной f ‘(х0) : f ‘(1)= — 1
- Теперь можно записать уравнение касательной: y = –1(x – 1) + 1 = –x + 2.
Ответ: y = –x + 2.
3. Заданного направления.
Написать уравнения касательной к графику y = x3 – 2x + 7, параллельной прямой у = х.
Решение.
Искомая касательная параллельна прямой y = x. Значит, они имеют один и тот же угловой коэффициент k = 1, y'(х) = 3х2 – 2. Абсцисса х0 точек касания удовлетворяет уравнению 3х2 – 2 = 1, откуда х0 = ±1.
Теперь можно написать уравнения касательных: y = x + 5 и y = x + 9.
Ответ: y = x + 5, y = x + 9.
4. Условия касания графика и прямой.
Задача. При каких b прямая y = 0,5x + b является касательной к графику функции f(х) = ?
Решение.
Вспомним, что угловой коэффициент касательной – это значение производной в точке касания. Угловой коэффициент данной прямой равен k = 0,5. Отсюда получаем уравнение для определения абсциссы x точки касания: f ‘(х) = = 0,5. Очевидно, его единственный корень –х = 1. Значение данной функции в этой точке у(1) = 1. Итак, координаты точки касания (1; 1). Теперь остается подобрать такое значение параметра b, при котором прямая проходит через эту точку, то есть координаты точки удовлетворяют уравнению прямой: 1 = 0,5 ·1 + b, откуда b = 0,5.
5. Самостоятельная работа обучающего характера.
Работа в парах.
Проверка: результаты решения заносятся в таблицу на доске (от каждой пары один ответ), обсуждение ответов.
6. Нахождение угла пересечения графика функции и прямой.
Углом пересечения графика функции y = f(x) и прямой l называют угол, под которым в этой же точке прямую пересекает касательная к графику функции.
№ 259 (а, б), № 260 (а) – разобрать у доски.
7. Самостоятельная работа контролирующего характера. (работа дифференцированная, проверяет учитель к следующему уроку)
1 вариант.
- Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции f(x)= х3+ 27 в точке х0 = -3.
- Напишите уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой х0 = 3. Выполните рисунок.
- Выясните, является ли прямая у = 0,5х + 0,5 касательной к графику функции у = .
2 вариант.
- В каких точках касательная к графику функции f(x) = 3х2 — 12х + 7 параллельна оси х?
- Составьте уравнение касательной к графику функции f(x)= х2 — 4 в точке с абсциссой х0 = — 2. Выполните рисунок.
- Выясните, является ли прямая у = 12х – 10 касательной к графику функции у = 4х3.
3 вариант.
- В какой точке графика функции у = . касательная наклонена к оси абсцисс под углом 60°?
- Составьте уравнение касательной к графику функции , параллельно прямой у = 3х.
- Выясните, является ли прямая у = х касательной к графику функции у = sin x.
VI Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы
— что называется касательной к графику функции в точке?
— в чём заключается геометрический смысл производной?
— сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
2. Вспомните цели и задачи урока, достигли ли мы данной цели?
3. В чём были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
4. Выставление отметок за урок.
VII Комментарий домашнего задания: п. 19 (1, 2), № 253 (в), № 255 (г), № 256 (г), № 257 (г), № 259 (г). Подготовить сообщение о Лейбнице .
Литература
1. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Составители:. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2008.
2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса / Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 2008.
3. Мультимедийный диск фирмы «1С». 1С: Репетитор. Математика (ч. 1) + Варианты ЕГЭ. 2006.
4. Открытый банк заданий по математике/ http://mathege.ru/
Конспект урока по алгебре «Уравнение касательной. Геометрический смысл производной» (11 класс)
Уравнение касательной. Геометрический смысл произодной.
Учитель математики
МБОУ Чердаклинская СШ №1
Юдина Н.Ю.
Цели урока:
образовательные:
— продолжить формировать умение применять формулы дифференцирования при составлении уравнения касательной к графику функции, а также использовать в решении задач на касательную геометрический смысл производной;
рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по теме , предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
развивающие:
развивать умения анализировать вопрос задания и делать выводы;
развивать самостоятельность, умение рефлексивной оценки своей деятельности
воспитательные:
воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету.
способствовать созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики
Задачи урока:
Повторить формулы дифференцирования
Закрепить алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции в точке, принадлежащей графику
Закрепить знания о геометрическом смысле производной
Выработать специфические умения и навыки по работе с графиком производной функции и графиком функции для их применения при сдаче ЕГЭ: уметь находить угол , который касательная образует с положительным направлением оси Ох, значение производной в указанной точке, применять условие параллельности прямых для ответа на вопросы по графику функции или графику производной функции.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний на практике.
Форма урока: урок-практикум
Оснащение: интерактивная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал : карточки для индивидуальной работы, маршрутный лист, тестовые задания для проверочной работы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка целей и задач урока, проверка домашнего задания.
(слайд 1-пустой) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что у нас в гостях учителя из других школ. И в то же время – это обычный урок, т.к. мы повторяем ранее изученный материал и сегодня будем закреплять свои знания по теме: «Уравнение касательной. Геометрический смысл производной», продолжим формировать умение применять формулы дифференцирования при составлении уравнения касательной к графику функции, будем использовать в решении задач на касательную геометрический смысл производной, работая с тестовыми заданиями ЕГЭ, поэтому необходимо ваше внимание. Вы сможете оценить степень усвоения материала по данной теме, выполняя тест в конце урока, а также скорректировать свои знания, работая на уроке и выполнив домашнее задание. Давайте пожелаем друг другу успеха и пожмем друг другу руки.
2 ) Проверка домашнего задания (слайд 2-через документ-камеру демонстрируется на доску номер из домашнего задания, к которому нет ответа в учебнике), остальные проверяются фронтально в тетрадях
Актуализация знаний
Устный счёт.(слайд 3- На интерактивной доске высвечиваются примеры для устного нахождения производной, внизу- 7 квадратов с номерами, с обратной стороны открываются буквы , после ответа учеников)
Три ученика будут работать по карточкам (приложение №3)
-Вы уже накопили некоторый опыт нахождения производной. И сегодня мы посмотрим, чему же вы научились. Что значит продифференцировать? (найти производную)
Отвечаем на мои вопросы полным ответом, в результате мы получим слово, связанное с темой урока (буквы открываются после ответа на вопрос).
Найдите производную суммы, разности, произведения, степенной функции, сложной функции (сколько их здесь?)
Найдите производную функции
- х
5
y=ln(2- х)
y=3x2+2x+5
6
y=x-5
y= хcosх
7
у=sin
y=
Получилось слово Флюксия
–Кто-нибудь знает, что это такое? Это устаревшее название производной функции, введённое Исааком Ньютоном , основоположником дифференциального и интегрального исчисления, о котором будем говорить позднее.
Продолжим повторение теоретического материала. 1 ученик идет к доске – записывает уравнение касательной.
В это время класс отвечает на вопросы учителя:
что такое производная с геометрической точки зрения?
какую формулу имеет уравнение касательной? (Проверить ответ на доске, ученик объясняет , что означает каждый компонент .)
Вопрос к классу : Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции в точке, принадлежащей графику.
4) Закрепление ранее изученного материала.
Открываем тетради, записываем 20.11.15. Классная работа.(Собрать решение заданий по карточкам)
(слайд 3- пустой)Работаем по учебнику, №5.30в. К доске ….. (Учение решает пример, комментирует решение) Получили уравнение касательной у=2-х.
Повторение теоретического материала
Вопросы к классу : Что является графиком? (прямая)
Нарисуйте в воздухе, как она расположена в системе координат?
Уравнение прямой? (y= k x + b)
Как называется коэффициент при «х»? (угловой коэффициент прямой)
(слайд 4-изображены графики трёх линейных функций)
Повторим материал 7 класса:
Чему равен угловой коэффициент каждой прямой?
-Какой угол образует прямая с осью абсцисс:
если k>0
если k<0
если k=0
(по ходу ответов делаются пометки на чертеже)
Условие параллельности прямых?
5 )Применение ранее изученного материала к решению задач. А теперь соединим знания 7 класса и 11 класса и продолжите : Если касательная параллельна оси ОХ или любой прямой, параллельной оси ОХ, то .… (f ‘ (x) = k = 0)
У вас на столах имеются приложения, возьмите приложение № 1-ваш маршрутный лист, с которым вы работаете сегодня на уроке. На нем приведены и задачи, которые решаем все вместе, и задания для самостоятельной работы и для работы в парах, а также две дополнительные задачи для тех, кто решает вперед. С этим бланком вы работаете, делаете все необходимые пометки, не забывайте о самооценке
Итак, работаем со справочным материалом – на доске слайд 5 -изображен график функции и три касательные, проведенные к нему )
Сделайте вывод о значении производной функции в точке касания, используя геометрический смысл производной.
( значение производной функции в точке проведения касательной равно тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси Ох или угловому коэффициенту касательной) f‘ (х0)=tgα=k— (запись на рисунке.)
Запишем полученные выводы (работа с приложением1 f‘ (х1)=tgα1=k>0), f‘ (х2)=tgα2=k=0)
f‘ (х3)=tgα3=k<0) Молодцы!
№5.31б- устно В каких точках касательная параллельна оси Ох , если f(x) =3х2 +12х+11
(f‘ (х0)=k=0, f‘ (х0)=6х+12=0, х=-2 )
-(Слайд 6 )Аналогичный вопрос встречается и на ЕГЭ, только задание дается в другой форме. В КИМах 2016 года это №7, на геометрический смысл производной . Все встречающиеся задания можно разделить на два вида: графические и текстовые, графические делятся на задания по графику функции и задания по графику производной.
(Слайд 7) — Найти значение производной в точке касания
(объяснение учителя) По геометрическому смыслу производной f’ (х0)=tgα . Найдем угол между касательной и положительным направлением оси Ох. Если угол не помещается в пределах чертежа, то проводим прямую, параллельную оси Ох и пересекающую график функции .
Алгоритм работы :
Определить вид угла: острый или тупой(если тупой, то в ответе сразу поставить знак «минус», т.к. тангенс тупого угла –отрицательное число.
Построить прямоугольный треугольник (назовём его «удобный») , в котором катеты- целые числа
Вычислим tgα как отношение противолежащего катета к прилежащему, т.е. у к х
Записать ответ . Обратите внимание на запись ответа в бланке ЕГЭ- в виде десятичной дроби!
Выполните аналогичное задание ( чертеж и на слайде, и в маршрутном листе).
Проверка ответа (1,5) , разбор ошибок(если есть) Оцените себя(правильный ответ-1 балл)
(слайд 9) текст только на слайде , задание с выбором ответа, самостоятельное решение, запись ответа в маршрутный лист.
Сформулируйте алгоритм работы:
Найти угол с положительным направлением оси ОХ
Найти тангенс угла, выбрав для этого «удобный» треугольник
Вычислить tgα
Записать ответ в виде десятичной дроби
Проверка по слайду (слайд 10 ) один ученик у доски, остальные в тетрадях записывают ответ, проверяют правильность решения (ответ: -2) самооценка
(слайд 11) На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на промежутке (- 9; 8). Найдите количество точек на отрезке [-8; 3], в которых касательная к графику функции параллельна прямой у=3(объяснение учителя, работа у доски и в блаке)
-Вспомните условие параллельности прямых (k1= k2), чему равен k ? Обратите внимание , что мы работаем на отрезке. Учащиеся делают пометки.
(слайд 12) Функция у=f(х) определена на промежутке (-5;5). На рисунке изображен график производной этой функции. Найдите количество точек графика функции, в которых касательные параллельны оси абсцисс.
-Ребята, на ваших бланках это №6. В чем отличие от предыдущего задания?
-Вопрос уже не по графику функции, а по графику её производной. Работаем самостоятельно. Делаем пометки, проверяем ответ 4. Рассказать ход решения, разобрать возможные ошибки (самооценка)
(слайд 13) На рисунке изображён график производной функции y = f(x), определенной на интервале (-7,5;7). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции y = f(x) параллельна прямой у=х+1 или совпадает с ней
— у вас на бланках это №7. Внимательно читайте условие и анализируйте его. График функции или производной? Что это означает? Какой угловой коэффициент у данной прямой ? Примените условие параллельности прямых..Чему равна производная? Проведите прямую у=1. Сколько общих точек у графика функции и прямой? (учитель объясняет решение по интерактивной доске)
(слайд 14) 8.Функция определена на промежутке (-5;6). На рисунке изображен график её производной. Укажите количество точек, в которых касательные наклонены под углом 135° к положительному направлению оси абсцисс.
— №8. Чему равен тангенс 135? Каков ваш ответ на вопрос задачи? (4)
(слайд 15) Функция определена на промежутке (-6;6). На рисунке изображен график её производной. Укажите количество точек, в которых касательные наклонены под углом 45° к положительному направлению оси абсцисс
-Учащиеся смотрят на слайд, работают в парах, называют ответ. Запись ответа на слайде доски (4), комментирование решения одной из пар.
(слайд 16) (это дополнительное задание для тех, кто работает вперед). На рисунке изображён график производной функции y = f ‘(x) функции y = f(x), заданной на промежутке (-4;4). Определите величину угла (в градусах) между положительным направлением оси абсцисс и касательной к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой х=-3.
(проверить решение , если таковые будут)
Молодцы, ребята. А сейчас в соответствии с критериями, приведенными на бланке, оцените свою работу. (самооценка, комментарии учащихся по желанию)
6 ) Физминутка для глаз (слайд 17- пустой) А сейчас давайте дадим нашим глазам отдых, быстро проведём гимнастику для глаз.( проводит ученик)
Плотно закрывать и широко открывать глаза 3 раза
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону
Быстро моргать
7 ) Тест
— Продолжим нашу работу, теперь уже самостоятельно. Возьмите приложение №2 и выполните тест. Работайте на этом бланке, делайте всё, что необходимо для решения задачи. Время на выполнение 10-12 минут, работы проверять буду я, критерии оценки: первые три номера-«3», 4 задания «4», выполнена вся работа-«5» .По результатам вашей работы мне будет ясно, насколько успешно вы справитесь с заданием №7 на ЕГЭ.
(Учащиеся решают, учитель смотрит, оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости)
-Отложили тесты, время вышло, и если на экзамене вы вовремя не сдадите работу, то может быть аннулирование результата.
8) Подведение итогов урока и задание на дом
( Слайд 18) Домашнее задание (комментирование учителя)
Решить из сборника ЕГЭ задания №7 из вариантов 2,6,7
№ 5.29, 5.31-аналогичные номерам из классной работы)
Сообщение про И. Ньютона (к понедельнику, презентация приветствуется)
9 )Рефлексия
— Подведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
-Посмотрите на доску и одним предложением, выбирая начало фразы, продолжите предложение, которое вам больше всего подходит.(слайд 19)
Я научился…
У меня не получилось …
Я смог…
Я попробую …
Меня удивило, что …
(после ответа на это вопрос можно привести слова Аристотеля «Математика начинается с удивления», и я рада, что сегодня это случилось)
Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
-Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении прототипов заданий ЕГЭ (№7). Каждый получит оценку за урок за выполнение теста и работу на уроке.
-Мне приятно было с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей своей учёбе.
— Закончить урок мне хотелось бы словами Аристотеля «Ум заключается не только в знании, но и умении применять знания на практике» (Слайд 20).
Спасибо за урок! Всего доброго! Успехов в подготовке к ЕГЭ!
Литература
1. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Составители:. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2013.
2. Открытый банк заданий по математике/ http://mathege.ru/