Методы решения уравнений: замены, подстановки, примеры, тесты
Тестирование онлайн
Потерянные и посторонние корни
К потере корней может привести сокращение обеих частей уравнения на общий множитель.
Посторонние корни могут появится при умножении обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное.
При возведении обеих частей уравнения в квадрат (или любую четную степень) могут появляться посторонние корни.
Посторонние корни могут появляться при решении иррационального уравнения, поэтому лучше выполнять проверку.
Метод замены переменной
В ряде случаев решение уравнения можно упростить введением новой переменной (нового неизвестного).
Например, уравнение вида
где a, b, c — числа, называется биквадратным. Решается введением замены x2=t
Метод замены используют не только при решении биквадратных уравнений.
Сложные замены переменной
Основная трудность решения задач методом подстановки заключается в том, что иногда трудно угадать вид самой подстановки и вид уравнений, где подстановку можно использовать.
Очень сложные замены переменной
Графический способ решения уравнений
Графический способ решения уравнений f(x)=g(x) заключается в следующем: строят в одной системе координат графики двух функций y=f(x) и y=g(x) и находят абсциссы точек пересечения графиков. Абсциссы точек пересечения графиков и являются корнями уравнения.
Преобразуем выражение a4+b4=(a+b)4:
При решении уравнения f(x)=g(x) можно исследовать функции y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если одна из этих функций на промежутке монотонно убывает, а другая функция монотонно возрастает, то уравнение или имеет один корень, или вообще не имеет корней. Корень уравнения можно найти методом подбора или графическим методом.
Если функция y=f(x) возрастает, а y=g(x) убывает на промежутке , и при этом f(a)>g(a), то корней нет.
Примеры уравнений вида f(f(x))=x, где f(x) — некоторая функция:
1. Любой корень уравнения f(x)=x является корнем уравнения f(f(x))=x;
2. Если функция f(x) возрастает на некотором множестве и значения x и значения функции f(x) принадлежат этому множеству, то уравнения f(x)=x и f(f(x))=x равносильны на этом множестве.
Для убывающей функции f(x) правило 2 применить нельзя.
Суть метода состоит в замене переменной х тригонометрической функцией, например . Решение исходного уравнения сводится к решению тригонометрического уравнения. Но тригонометрическое уравнение обычно имеет бесконечное множество решений, а исходное — конечное.
Неравенство Коши.
Неравенство Бернулли.
Равенство достигается при x=0 или n=1.
Неравенство Коши-Буняковского.
Равенство достигается в том и только в том случае, когда существует положительная константа a такая, что x1=ay1, x2=ay
Урок по теме «Решение уравнений методом замены переменных» (9 класс)
Решение уравнений методом замены переменных
Большинство жизненных задач
решаются как алгебраические уравнения:
приведением их к самому простому виду.
Л.Н.Толстой.
Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими способов решения целых уравнений высших степеней методом замены переменной; познакомить учащихся с понятиями, приёмами решения возвратных и симметрических уравнений.
Задачи: образовательная: продолжать развивать умение применять метод замены
переменной при решении уравнений; формирование умения видеть один и тот же метод решения уравнений в различных ситуациях; сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач и алгебраических уравнений на уровне, превышающем уровень государственных образовательных стандартов;
развивающая: развитие мышления учащихся; развитие памяти; развитие
логического мышления, способности четко формулировать свои мысли; развитие воображения учащихся; развитие устной речи.
воспитательная: воспитание наблюдательности; воспитание аккуратности
при выполнении записей на доске и в тетради; воспитание самостоятельности при выполнении практических работ.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация и систематизация знаний.
Задание №1. Разгадайте кроссворд. Ответы записывайте только в именительном падеже.
3
4
5
6
7
9
10
11
По горизонтали:4.Чем является выражение для квадратного уравнения? (дискриминант)
6.Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство. (корень)
8.Уравнение вида

9.Французский математик, имеющий отношение к квадратным уравнениям. (Виет)
10.Уравнение, в котором левая и правая части являются целыми выражениями. (целое)
11. Уравнения с одной переменной, имеющие одинаковое множество корней. (равносильные)
По вертикали:
1.Множество корней уравнения. (решение)
2.Решение уравнения . (ноль)
3.Равенство, содержащее переменную. (уравнение)
5.Квадратное уравнение, в котором один из коэффициентов b или с равен 0. (неполное)
7. Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен единице.
Чему мы сегодня посвятим наше занятие? (Решению уравнений)
Задание №2. Каким способом вы решали бы уравнения каждой из групп?
ОТВЕТЫ: Примеры группы 1) лучше решать разложением на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки или с помощью формул сокращенного умножения.
Примеры группы 2) лучше решать способом группировки и разложения на множители.
Примеры группы 3) лучше решать введением новой переменной и переходом к квадратному уравнению.
1 Какой множитель вы вынесли бы за скобки в примерах группы 1 ?
ОТВЕТЫ:
ОТВЕТЫ:
Что бы вы обозначили через новую переменную в примерах группы 3?
ОТВЕТЫ:
Как можно разложить на множители многочлен ?
ОТВЕТЫ: .
Сегодня на уроке вы покажете свои знания по теме «Решение уравнений методом замены переменной»
Запишите в тетрадях тему урока.
Сегодня на занятии мы рассмотрим один из способов решения уравнений высших степеней — метод замены переменной; познакомимся с понятиями, приёмами решения возвратных и симметрических уравнений.
Искусство производить замену переменных заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху.
Задание №3.
Решите уравнение. (задание у доски одновременно решают 2 ученика.)
а) (Первый ученик решает у доски с объяснением.)
б) (Второй учащийся решает уравнение молча, затем объясняет решение, класс слушает и задает вопросы, если что-то непонятно.)
1 ученик

2 ученик Замена:
.
(Дополнительно для тех, кто раньше справился с предыдущими уравнениями).
. .
3 ученик
(Ход решения учащимися комментируется с места.)
РЕШЕНИЕ: Вынесем общий множитель:
откуда или
, т.е.
Ответ :
Углубление и расширение знаний
Продолжаем работу. Вы видите на слайде уравнение: х4-5х3+6х2-5х+1=0.
Каким способом вы предложите его решить? Как нам быть?
Возможно ли решить его в рамках школьных программ по математике? Можно ответить нет. Ведь стандартные методы решения уравнений в школе предусматривают решение уравнений не выше второй степени. Но можно вспомнить, что отдельные уравнения более высоких степеней в школе все-таки решались. Правда, способы их решения суть творческое применение известных способов, сведения их к решению одного или нескольких уравнений степени не выше второй.
Посмотрите очень внимательно на это уравнение? Что вы заметили?( в этом уравнении коэффициенты равноудалённые от концов равны)
Ребята, уравнение такого вида, когда коэффициенты, равноудалённые от концов совпадают, называются возвратными. Это уравнение сводится к квадратному с помощью подстановки.
Предлагаю вам следующий алгоритм их решения :
Алгоритм решения возвратных уравнений.
1.Разделить обе части уравнения на х2 .
2.Сгруппировать слагаемые (первый с последним, второй с четвёртым).
Привести уравнение к виду а + с = 0
3. Ввести новую переменную t = ,тогда выполнено t2 =
, т.е.
= t2 – 2.
4. Выполнить подстановку и решить квадратное уравнение.
5.Вернуться к замене и решить получившиеся уравнения.
6.Записать ответ.
Ребята изучают алгоритм.
Ученик у доски по алгоритму и с помощью учителя решает уравнение, остальные пишут в тетрадях.
6х4 – 5х3 – 38x2 – 5х + 6 = 0.
Решение.
6х2 – 5х – 38 – 5/х + 6/х2 = 0.
6(х2 + 1/х2) – 5(х + 1/х) – 38 = 0.
Вводим t: подстановка (x + 1/x) = t. Замена: (x2 + 1/x2) = t2 – 2, имеем:
6t2 – 5t – 50 = 0.
t = -5/2 или t = 10/3.
Вернемся к переменной х. После обратной замены решим два полученных уравнения:
1) x + 1/x = -5/2;
х2 + 5/2 х +1 = 0;
х = -2 или х = -1/2.
2) x + 1/x = 10/3;
х2 – 10/3 х + 1 = 0;
х = 3 или х = 1/3.
Ответ: -2; -1/2; 1/3; 3.
В проблему уравнений 3-й и 4-й степеней большой вклад внесли итальянские математики 16 века Н.Тарталья, А.Фиоре, Д.Кардано и др. В 1535 г. между А.Фиоре и Н.Тартальей состоялся научный поединок, на котором последний одержал победу. Он за 2 часа решил 30 задач, предложенных Фиоре, а сам Фиоре не смог решить ни одной, заданной ему Тартальей.
Ребята, и ещё одно уравнение я хочу вам сегодня предложить, я его взяла из сборника задач для подготовки к ОГЭ.
.
Если бы вы встретили такое уравнение, то как бы вы начали его решать?
Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b называются симметрическими.
Методика решения подобных уравнений заключается в частичном раскрытии скобок, а затем введении новой переменной.
РЕШЕНИЕ: Сначала сгруппируем множители:
Замена:
(Далее уравнение решается самостоятельно с дальнейшей устной проверкой.)
Значит, или
(Второе уравнение корней не имеет, т.к. дискриминант меньше нуля)
ОТВЕТ: -7; 2.
Решите самостоятельно следующее уравнение.
(х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24.
Решение.
Вычисляем: 1 + 4 = 2 + 3. Группируем скобки по парам:
((х + 1)(x + 4))((х + 2)(x + 3)) = 24,
(х2 + 5х + 4)(х2 + 5х + 6) = 24.
Сделав замену х2 + 5х + 4 = t, имеем уравнение
t(t + 2) = 24, оно является квадратным:
t2 + 2t – 24 = 0.
t = -6 или t = 4.
После выполнения обратной замены, легко находим корни исходного уравнения.
Ответ: -5; 0.
Творческий перенос знаний и навыков в новые условия.
В начале урока говорили о том, что если в уравнении есть повторяющиеся элементы, то можно применять метод замены переменной. Мы еще не умеем решать тригонометрические и иррациональные уравнения. Давайте посмотрим, сможем ли мы применять к ним этот метод, если будем знать, как решать простейшие тригонометрические и иррациональные уравнения.
Задание 1: Назвать замену переменной в следующих уравнениях.
2сos2x – 4cos x + 5 = 0
.
Задание 2: Составить несколько уравнений, в основе решения которых лежит метод замены переменной.
Подведение итогов.
Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего урока.
Какие цели мы ставили в начале урока?
Наши цели достигнуты?
Что нового мы узнали на уроке?
Домашнее задание.
4х4 – 8х3 + 3х2 – 8х + 4 = 0
(х+1)(х+2)(х+4)(х+5) = 40
. (уравнение итальянских математиков)
А закончить урок мне хочется словами великого учёного Эйнштейна А. :
« Мне приходиться делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по – моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнение будет существовать вечно».
Спасибо за урок! До свидания!
решение уравнения с заменой переменной
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных Подробнее

Решение уравнения методом замены переменной Подробнее

Замена переменной. Рациональные уравнения Часть 2 из 4 Подробнее

Пример 47. Решить систему методом замены переменной Подробнее

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 класс Подробнее

ОГЭ Задание 21 Решение уравнения методом замены Подробнее

Математический анализ, 20 урок, Метод замены переменной Подробнее

Алгебра 9 класс. 10 сентября. замена переменных при решении уравнений Подробнее

Тригонометрические уравнения с заменой переменных и сложным аргументом Алгебра 10 класс Подробнее

§101 Метод введения новой переменной Подробнее

Иррациональные уравнения Урок 2 Замена переменной Подробнее

Решение систем уравнений методом подстановки Подробнее

Математика | Дробно-рациональные уравнения Подробнее

Алгебра 9к. Подготовка к экзамену. Часть 1. Урок 1. Подробнее

Решение систем уравнений методом подстановки (с решением квадратных уравнений). Алгебра 9 класс. Подробнее

Алгебра 9 класс. Область определения функции Подробнее

Понятие неопределённого интеграла и методы его вычисления Подробнее

МАТЕМАТИКА | ТОП-5 ОШИБОК Подробнее

Парадокс бесконечного отеля Подробнее

Разработка урока алгебры в 8-м классе по теме «Решение уравнений методом замены переменной»
Класс: 8.
Программа: для общеобразовательных учреждений, п/р А.Г. Мордковича.
Учебник: Алгебра 8, автор А.Г. Мордкович.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели урока: сформировать умение решать уравнения, приводимые к квадратным, путем введения новой переменной, повторить способы решения неполных квадратных уравнений, формулы сокращенного умножения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, индивидуальные доски, маркеры по доске.
Раздаточный материал: карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока и целей урока.
— Мы должны сегодня изучить новый метод решения уравнений. Он широко применяется при решении многих типов уравнений, которые мы будем изучать в старших классах. А сегодня мы рассмотрим, как применить его при решении уравнений, которые можно свести к квадратным. Что это за способ, вы узнаете немного позже, а сейчас проверим домашнее задание.
3. Проверка домашнего задания: (Приложение 1)
Слайд 3
4. Подготовка к изучению нового материала (работа устно).
У каждого учащегося есть индивидуальная маркерная доска, на которой он пишет ответ на задание, появляющееся на экране.
— А сейчас вспомним то, что вы изучали раньше. (Приложение 1)
Слайд 4 Решить уравнение:
х 2 = 16 х 2 — 5х = 0
2х 2 = 50
х 2 + 9 = 0 (х — 8 ) 2 = 0
х 3 — 4х = 0
Слайд 5 Разложить на множители:
- а 2 — 36 =
- 3в 2 — 12 =
- х 2 — 10х + 25 =
- х 3 — 49х =
Раскрыть скобки:
- (х 2 + 3х ) 2 =
- (7 — х 2 ) 2 =
- — (3х — 5у ) 2 =
5. Изучение нового материала.
— Сейчас попробуйте решить это уравнение:
Слайд 6 (х 2 — 3 ) 2 + 5 (х 2 — 3 ) + 6 = 0 (Проблема)
— Как? Если, как мы обычно делали, раскрывать скобки, то получится уравнение четвертой степени (вспомните устные упражнения ), а их мы решать не умеем. Значит, надо искать другие методы. Посмотрите внимательнее на это уравнение. Ничего необычного не замечаете?
Чаще всего, дети догадываются, что в уравнении встречается повторяющееся выражение.
— Мы всегда старались все упростить. И теперь давайте попробуем это сделать: заменим выражение х 2 — 3 какой-нибудь буквой, например, t , Посмотрите, что получили?
t 2 + 5t + 6 = 0
D = b 2 — 4ac = 25 — 24 = 1
vD = 1
— Но мы нашли только t , нам нужно найти х. Что делать дальше ?
Слайд 7
— Вы узнали новый метод решения уравнений, который называется » замена переменной». Это и есть тема нашего урока. Запишите. Слайд 8
Слайд 9
— Итак, давайте попробуем сформулировать алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной.
Слайд 10
— Посмотрите решение еще одного примера.
Слайд 11
Слайд 12
— А сейчас в тетради решим подобные уравнения и поучимся оформлять их решение.
Пример 1 (3х — 4 ) 2 — 5(3х — 4 ) + 6 = 0
Сделаем замену переменной. Пусть 3х — 4 = t, получим
t 2 — 5t + 6 = 0
D = b 2 — 4ac = 25 — 24 = 1
vD = 1
Вернемся к замене.
1) 3х — 4 = 3 3х = 7
2) 3х — 4 = 2 3х = 6
х= 2
Ответ: ; 2.
Пример 2 2(х 2 + 3 ) 2 — 7 (х 2 + 3) 2 = — 3
Сделаем замену переменной. Пусть х 2 + 3 = t, получим
2t2 — 7t = — 3
2t 2 — 7t + 3 = 0
D = b 2 — 4ac = 49 — 24 = 25
vD = 5
Вернемся к замене:
1) х 2 + 3 = 3 х 2 = 0
х = 0
2) х 2 + 3 = х 2 =
нет корней
Ответ: 0
6. Закрепление изученного материала.
— Сейчас решите из учебника № 26.22 б ; 26.23 а.в ; дополнительно 26.25.
7. Подведение итогов и задание на дом.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Каков алгоритм решения уравнений методом замены переменной?
— Ваше домашнее задание на экране.
Слайд 13
— На следующем уроке вы узнаете, что такое биквадратные уравнения и научитесь их решать. А сейчас проверим. как вы научились решать уравнения методом замены переменной. У каждого есть карточка с заданием. Если у вас останется время, дополнительное задание на экране. Желаю успеха!
8. Самостоятельная работа. (Приложение 2)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решить уравнения: 1) (х — 5 ) 2 — 2 (х — 5 ) = 8 2) (х 2 — 8 ) 2 + 3 (х 2 — 8 ) 2 - 4 = 0 |
Решить уравнения: 1) (2х + 3 ) 2 — 4 (2х + 3 ) = 5 2) (х 2 + х ) 2 — 11 (х 2 + х ) = 12 |
Вариант 3 | Вариант 4 |
Решить уравнения: 1) (х2 - 2х ) 2 + (х 2 — 2х ) = 12 2) (х 2 + 2 ) 2 — 5 (х 2 + 2 ) — 6 = 0 |
Решить уравнения: 1) (х 2 - х ) 2 — 8 (х 2 — х ) + 12 = 0 2) (х 2 — 1 ) 2 + 2 (х 2 — 1 ) = 15 |
Слайд 14
Дополнительно.
- (х2 + 4х )( х2 + 4х — 17 ) + 60 = 0
- (х2 — 5х )( х2 — 5х + 10 ) = — 24
Слайд 15 — Урок закончен.
Метод замены переменной при решении рациональных неравенств
Метод замены переменной при решении рациональных неравенств
Многие неравенства удобно решать, применяя метод замены переменной (метод подстановки).
Пример 1. Решить неравенство . Решение. Сделав замену переменной
, получаем
. Корни уравнения
есть
.
Отсюда
Поскольку
, то получаем

Решаем неравенство (b):

Рис.1
Ответ:
Пример 2. Решить неравенство Решение.
Обозначив , получаем из исходного неравенства
Отсюда исходное неравенство равносильно следующему неравенству:



Ответ:

ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЯХ ПЕРВОГО ПОРЯДКА
Стр 1 из 6Следующая ⇒Сведения из теории
Сделаем в уравнении замену переменных: введем новую неизвестную функцию
, связанную с искомой функцией
соотношением
, где
– дифференцируемая функция. Подставляя выражения
и
через
в (3.1), получим для нахождения
уравнение вида
, которое при удачном выборе замены может оказаться «проще» первоначального. Например, уравнение
заменой переменной сводится к уравнению с разделяющимися переменными
.
Примеры решения задач
3.2.1.Решить уравнение .
◄ Введем новую неизвестную функцию . Выразим
и
через z:
. Подставим эти выражения в исходное уравнение и решим полученное уравнение с разделяющимися переменными.
.
.
– общее решение уравнения.►
3.2.2.Найти решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальному условию
.
◄ Так как , то естественно сделать замену
. Для функции
получим дифференциальное уравнение
с разделяющимися переменными и начальное условие
. Разделяем переменные:
,
, интегрируем:
, выражаем z, а затем и y через x
,
,
,
,
,
– искомое решение.►
3.3. Задачи для самостоятельного решения
Решить уравнения.
Однородные уравнения
Сведения из теории
Дифференциальное уравнение, которое можно записать в виде
называется однородным. Оно сводится заменой переменной
к уравнению с разделяющимися переменными для функции .
.
Важным примером однородного уравнения является уравнение, правая часть которого – отношение однородных многочленов относительно и
одного порядка
.
Оно приводится к виду , если числитель и знаменатель разделить на .
Примеры решения задач
4.2.1.Решить уравнение .
◄ Правая часть уравнения – отношение однородных многочленов 2-го порядка. Разделив числитель и знаменатель на , получим
– однородное уравнение. Делаем замену . Тогда
,
. Для функции
получаем уравнение с разделяющимися переменными:
— общий интеграл. ►
4.2.2.Найти решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее условию
.
◄ Приведем уравнение к нормальному виду . Так как х и у входят в правую часть только в виде отношения
, то это – однородное уравнение. Делаем замену
,
. Для функции
получаем уравнение
и начальное условие
. Разделяем переменные:
,
;
;
, и потому
– искомое решение.►
4.3. Задачи для самостоятельного решения
Решить уравнения.
Линейные уравнения ПЕРВОГО порядка
Сведения из теории
Дифференциальное уравнение первого порядка, разрешенное относительно производной, называется линейным, если его правая часть – линейная функция от
.
При получаем линейное однородное уравнение
.
Оно является уравнением с разделяющимися переменными, и его общее решение
,
где – одна из первообразных функции
. Общее решение линейного неоднородного уравнения
можно найти одним из следующих методов.
1) Метод вариации произвольной постоянной (метод Лагранжа).
Сначала находится общее решение соответствующего линейного однородного уравнения . Решение неоднородного уравнения ищем в виде
,
получающемся из заменой постоянной на функцию
. Подставляя в уравнение , получаем для новой неизвестной функции
уравнение
. Интегрируя, находим
Подставляя в , получаем общее решение уравнения .
Метод Бернулли.
Ищем решение уравнения в виде . Тогда
. Подставляя в уравнение , получим
. Перепишем это уравнение в виде
.
Подберем так, чтобы скобка в уравнении обратилась в нуль. Для этого нужно найти какое-нибудь частное решение
уравнения с разделяющимися переменными
. Подставляя
в , получим уравнение с разделяющимися переменными для функции
.
Интегрируя, находим его общее решение . Перемножая найденные значения
и
, получим общее решение неоднородного уравнения
.
Примеры решения задач
5.2.1.Решить уравнение
.
◄ Уравнение записано в нормальной форме. Его правая часть является линейной функцией аргумента у. Следовательно, уравнение – линейное. Решаем его методом вариации произвольной постоянной. Сначала находим общее решение однородного уравнения .
.
.
Решение неоднородного уравнения ищем в виде , где
– новая неизвестная функция. Подставляя в уравнение , получим
.
Итак, общее решение , где справа буквой С обозначена, как и везде, произвольная постоянная. После преобразований запишем его в виде
. ►
5.2.2.Решить задачу Коши .
◄ – линейное уравнение. Решаем методом Бернулли:
. Подставляя
и
в исходное уравнение, получаем
. Сгруппируем члены, содержащие
в качестве множителя
.
Приравняем скобку к нулю и решаем полученное уравнение.
.
Поскольку нам нужно только частное решение уравнения , то примем , тогда
. Подставляя
в уравнение , получим
.
Перемножая u и v, находим общее решение . Подставляя в общее решение начальные значения
и
, получим
. Искомое решение
.►
5.3. Задачи для самостоятельного решения
Решить уравнения.
5.3.9.Известно, что сила тока в цепи, имеющей сопротивление
, самоиндукцию
удовлетворяет уравнению
, где
– электродвижущая сила. Найти силу тока
, если
, в случаях
а) , б)
.
УравнениЯ Бернулли
Сведения из теории
Уравнение Бернулли – это уравнение первого порядка, имеющее в нормальной форме вид
,
.
Методы решения те же, что и для линейного неоднородного уравнения, являющегося частным случаем уравнения Бернулли при .
Примеры решения задач
6.2.1.Решить уравнение Бернулли .
◄ Решаем методом Бернулли ,
. Подберем v, так чтобы
. Тогда
. Возьмем
. Подставляя
в уравнение, получаем для функции u уравнение с разделяющимися переменными
– общее решение.►
6.3. Задачи для самостоятельного решения
Решить уравнения.
Замена переменных
Решение.
\(\triangle\) Имеем:
$$
r^2=x^2+y^2,\Longrightarrow rdr=xdx+ydy,\quad \frac{\partial r}{\partial x}=\frac{x}{r},\quad \frac{\partial r}{\partial y}=\frac{y}{r},\nonumber
$$
$$
d\varphi=\frac{xdy-ydx}{x^2+y^2},\Longrightarrow \frac{\partial \varphi}{\partial x}=-\frac{y}{r^2}=-\frac{\sin\varphi}{r},\quad \frac{\partial \varphi}{\partial y}=\frac{x}{r^2}=\frac{\cos\varphi}{r},\nonumber
$$
Тогда,
$$
\frac{\partial u}{\partial x}=\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial x}+\frac{\partial u}{\partial \varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial x}=\frac{x}{r}\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{y}{r^2}\frac{\partial u}{\partial \varphi}=\cos\varphi\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{\sin\varphi}{r}\frac{\partial u}{\partial \varphi},\nonumber
$$
$$
\frac{\partial u}{\partial y}=\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial y}+\frac{\partial u}{\partial \varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial y}=\sin\varphi\frac{\partial u}{\partial r}+\frac{\cos\varphi}{r}\frac{\partial u}{\partial r}.\nonumber
$$
Таким образом,
$$
\frac{\partial}{\partial x}=\cos\varphi\frac{\partial}{\partial r}-\frac{\sin\varphi}{r}\frac{\partial}{\partial\varphi},\qquad \frac{\partial}{\partial y}=\sin\varphi\frac{\partial}{\partial r}+\frac{\cos\varphi}{r}\frac{\partial}{\partial\varphi},\nonumber
$$
Для начала найдем \(\displaystyle \frac{\partial^2 u}{\partial x^2}\).
$$
\frac{\partial^2u}{\partial x^2}=\frac{\partial}{\partial x}\left(\frac{\partial u}{\partial x}\right)=\underbrace{\frac{\partial}{\partial r}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial x}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial x}\right)\frac{\partial r}{\partial x}}_{\boxed{1}}+\underbrace{\frac{\partial}{\partial\varphi}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial x}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial x}\right)\frac{\partial\varphi}{\partial x}}_{\boxed{2}}\nonumber
$$
Рассмотрим \(\boxed{1}\)
$$
\boxed{1}=\frac\partial{\partial r}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial x}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial x}\right)\frac{\partial r}{\partial x}=\frac\partial{\partial r}\left(\cos\varphi\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{\sin\varphi}r\frac{\partial u}{\partial\varphi}\right)\cos\varphi=\\=\left(\cos\varphi\frac{\partial^2u}{\partial r^2}-\frac{\sin\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial r\partial\varphi}+\frac{\sin\varphi}{r^2}\frac{\partial u}{\partial\varphi}\right)\cos\varphi=\\=\cos^2\varphi\frac{\partial^2u}{\partial r^2}-\frac{\sin\varphi\cos\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial r\partial\varphi}+\frac{\sin\varphi\cos\varphi}{r^2}\frac{\partial u}{\partial\varphi}\nonumber
$$
Теперь рассмотрим \(\boxed{2}\):
$$
\boxed{2}=\frac\partial{\partial\varphi}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial x}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial x}\right)\frac{\partial\varphi}{\partial x}=\frac\partial{\partial\varphi}\left(\cos\varphi\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{\sin\varphi}r\frac{\partial u}{\partial\varphi}\right)\left(-\frac{\sin\varphi}r\right)=\\=\left(-\sin\varphi\frac{\partial u}{\partial r}+\cos\varphi\frac{\partial^2u}{\partial\varphi\partial r}-\frac{\cos\varphi}r\frac{\partial u}{\partial\varphi}-\frac{\sin\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial\varphi^2}\right)\left(-\frac{\sin\varphi}r\right)=\\=\frac{\sin^2\varphi}r\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{\cos\varphi\sin\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial\varphi\partial r}+\frac{\cos\varphi\sin\varphi}{r^2}\frac{\partial u}{\partial\varphi}+\frac{\sin^2\varphi}{r^2}\frac{\partial^2u}{\partial\varphi^2}\nonumber
$$
Сложим эти выражения вместе (\(\boxed{1}+\boxed{2}\)):
$$
\boxed{1}+\boxed{2}=\frac{\partial^2 u}{\partial x^2}=\cos^2\varphi\frac{\partial^2u}{\partial r^2}-\frac{2\sin\varphi\cos\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial r\partial\varphi}+\frac{\sin^2\varphi}{r^2}\frac{\partial^2u}{\partial\varphi^2}+\frac{\sin^2\varphi}r\frac{\partial u}{\partial r}+\frac{2\cos\varphi\sin\varphi}{r^2}\frac{\partial u}{\partial\varphi}\nonumber
$$
Рассуждая аналогично, найдем \(\displaystyle \frac{\partial^2 u}{\partial y^2}\)
$$
\frac{\partial^2u}{\partial y^2}=\frac{\partial}{\partial y}\left(\frac{\partial u}{\partial y}\right)=\frac{\partial}{\partial r}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial y}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial y}\right)\frac{\partial r}{\partial y}+\frac{\partial}{\partial\varphi}\left(\frac{\partial u}{\partial r}\frac{\partial r}{\partial y}+\frac{\partial u}{\partial\varphi}\frac{\partial\varphi}{\partial y}\right)\frac{\partial\varphi}{\partial y}=\\=\cos^2\varphi\frac{\partial^2u}{\partial r^2}+\frac{2\sin\varphi\cos\varphi}r\frac{\partial^2u}{\partial r\partial\varphi}+\frac{\cos^2\varphi}{r^2}\frac{\partial^2u}{\partial\varphi^2}+\frac{\cos^2\varphi}r\frac{\partial u}{\partial r}-\frac{2\cos\varphi\sin\varphi}{r^2}\frac{\partial u}{\partial\varphi}\nonumber
$$
Таким образом, складывая \(\displaystyle \frac{\partial^2 u}{\partial x^2}+\frac{\partial^2 u}{\partial y^2}\), получаем:
$$
\omega=\frac{\partial^2 u}{\partial x^2}+\frac{\partial^2 u}{\partial y^2}=\frac{\partial^2u}{\partial r}+\frac1r\frac{\partial u}{\partial r}+\frac1{r^2}\frac{\partial^2u}{\partial\varphi^2}\nonumber
$$
Пусть \(u=v(r)\) есть решение уравнения Лапласа, зависящее только от \(r\). Тогда функция \(v(r)\) должна быть решением дифференциального уравнения
$$
\frac{\partial^2v}{\partial r}+\frac1r\frac{\partial v}{\partial r}=0\quad\Longleftrightarrow\quad\frac{d}{dr}\left(r\frac{dv}{dr}\right)=0\nonumber
$$
$$
r\frac{dv}{dr}=C,\quad\Longrightarrow\quad v=C_1\ln r+C_2,\label{ref3}
$$
где \(C_1\) и \(C_2\) — произвольные постоянные. \(\blacktriangle\)