Урок в 8 классе литература как искусство слова – Литература как искусство слова. План -конспект урока

Конспект урока «Литература как искусство слова»

hello_html_m540a7a57.gifhello_html_m1ed4758c.gifhello_html_4372bb71.gif
hello_html_m38c2d489.gifhello_html_5be12d9b.gifhello_html_7862f4bb.gifhello_html_mcc23e7e.gif

hello_html_m2ae4e713.gifКонспект урока

Литература как искусство слова

Цели:

Образовательные: 1) Знакомство с понятием «литература»; 2) Выявление особенностей литературы как искусства слова; 3) Выявление особенностей и специфических черт, присущих литературе, в сравнении с другими видами искусства

Развивающие: 1) Развивать умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2) Развивать способность формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3) Развивать умение эффективно работать в группах.

Воспитательные: 1) Воспитание заинтересованного отношения к искусству как особой обрасти жизни человека 2) Воспитание эмоционально-оценочного отношения к художественному произведению.

Ход урока:

Организационный момент:

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать в пятом классе. Меня зовут Татьяна Дмитриевна, я буду преподавать у вас литературу – предмет чрезвычайно интересный и важный, а главное по-настоящему увлекательный! Для уроков нам понадобится тетрадь (вы должны аккуратно подписать её), учебник (он у нас в трех частях, носить на урок нужно первую часть), ручка, карандаш, линейка (иногда), цветные карандаши или ручки.

Давайте подпишем тетради.

Запишем сегодняшнее число.

Постановка темы:

С1

А тему мы вы поможете мне сформулировать сами.

— Что изображено на слайде? (1- картина/изобразительное искусство, 2 – музыка, 3 – литература) запись на доске

— Что объединяет эти понятия? Как мы можем назвать их одним словом? (Искусство) кластер на доске

— Получается что эти понятия связаны и мы можем нарисовать кластер (в тетрадь)

— Если картина создается посредством цвета, музыка – посредством звука, то с помощью чего создается литература? (слово)

(На доске и в тетради – кластер:

Искусство

ИЗО музыка Литература

Цвет звук слово)

— Так как мы с вами начинаем курс литературы, как можно определить тему нашего урока исходя из составленного нами кластера? (Предложения ребят)

С2 Литература как искусство слова

-Литература происходит от латинского слова litera, то есть буква. (записать в тетрадь)

Как вы думаете, на какие два больших раздела мы можем поделить искусство слова?

(Составляем кластер на доске и в тетради)

Литература

Устное народное творчество/фольклор художественная/авторская литература

— Чем они отличаются? (народ-автор, устно-письменно, мировоззрение)

— Работа в группах: запишите в тетради фольклорные жанры, которые вы помните. (При проверке – С3)

— Мы повторили с вами то, что прошли в 4 классе, а теперь вернемся к нашей теме. Как вы считаете, слово – достаточный материал для создания художественного произведения? Художник производит на нас впечатление своей картиной с помощью многочисленных красок, сюжетов, музыкант – с помощью волшебных сочетаний звуков, а что есть в арсенале писателя? (рассуждение ребят)

-Давайте проведем эксперимент, вы сейчас окунетесь во все три вида искусства одновременно, понаблюдайте за своими чувствами, эмоциями, какие образы будут приходить вам в голову, какие мысли.

С4. Под музыку учитель читает стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоночальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

— Поделитесь своими впечатлениями, мыслями. (Подвести к выводу о том, что каждое искусство, располагая ограниченными инструментами каждое по-своему сильно воздействует на человека)

— В парах вспомним, какими изобразительно-выразительными средствами/тропами может пользоваться поэт/писатель? Найдем их в тексте (олицетворение, сравнение, метафора, эпитет)

— Пришло время познакомиться с учебниками.

– Рассмотрите оглавление учебника для 5-го класса и найдите уже знакомые имена.

Фронтальная работа.

– С произведениями каких писателей вы уже знакомы?

– С какими новыми фамилиями встретились?

– Какие произведения уже читали самостоятельно?

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что повторили?

Домашнее задание

Прочитать с. 4-9 (учебник)

infourok.ru

Конспекты 3 уроков по литературе 8 класс

Урок 1

Введение. Литература – художественное отражение жизни человека и общества. Художественный мир литературы с древнейших времен до наших дней

Цель:

— углубить представление о литературе как одном из видов искусства, ее роли в художественном отражении бытия человека и общества, месте в жизни отдельного человека и человечества;

— развивать аналитические способности, умение обобщать и делать выводы;

— воспитывать любовь к художественному слову, уважение к культурному наследию человечества.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Работа с эпиграфами урока

— Ребята, прочтите записанные на доске эпиграфы, подумайте и ответьте на вопрос: как вы понимаете выраженные в них мысли?

Чтение вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная.

А.С. Пушкин.

Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен.

С. Смайлс.

— Почему А.С. Пушкин говорит, что чтение есть лучшее учение? О чтении каких книг идет речь? Почему художественную литературу называют иногда учебником жизни?

— О каком лучшем обществе, по вашему мнению, говорит С. Смайлс? Кого он называет величайшими умами всех времен?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Развитие речи. Рассказ о прочитанных книгах

— Можете ли вы также утверждать, что «книги вводят нас в лучшее общество»? Докажите это примерами из книг, прочитанных вами за лето.

(Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанных книгах.)

2. Слово учителя

— В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе не причастного к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. Но наиболее сильное потрясение мы получаем от искусства слова. Мы бываем зачарованы, покорены силой художественного слова, музыкой стиха, выразительностью авторской речи.

— Что является характерной особенностью художественной литературы?

Воспроизведение жизни в образах и картинах.

— Расскажите о художественном образе, его признаках.

Художественный образ — обобщенное художественное отражение предметов и явлений материального мира в сознании автора с позиции определенного эстетического идеала и воплощение его в литературе. В литературном произведении образ обозначает тип, характер, например, образ метели, образ бабочки, образ Самсона Вырина.

— Как вы понимаете выражение «картина жизни»?

Картина (образ) — это не фотография, она создана с помощью творческого воображения, даже тогда, когда писатель рисует какой-либо действительно существующий в жизни предмет. Создавая художественный образ, писатель «отбирает» события, иногда нарушает их естественно-хронологическую последовательность, некоторые качества героя укрепляет, выдвигает на первый план, раскрывает такие его думы и чувства, о которых мы не могли даже догадываться. Творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее.

— Почему ни живописец, ни скульптор не могут показать своих героев в движении, в изменении, в развитии?

— Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?

— Действительно, самые многогранные характеры, самые невероятные происшествия, самые сложные отношения между людьми нельзя передать средствами кино или других искусств. Они подвластны только лишь художнику слова.

Всякое литературное произведение — это особый мир, созданный писателем по законам художественного творчества на основе глубокого знания жизни, человеческих характеров, взаимоотношений людей. В каждом произведении по-своему отражаются какие-то стороны жизни, каждое запечатлевает определенный отрезок времени — мгновение, день, месяц, годы или даже целые эпохи. Поэтому художественные образы — это картины жизни, которые в произведении объединяются временем, мыслью, чувствами писателя, его отношением к героям и миру, идеей произведения.

Есть и наука, которая занимается изучением произведений художественной словесности, ее название вам уже знакомо – это литературоведение. Современное литературоведение состоит из трех разделов:

теория литературы, история литературы и литературная критика.

Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины, изучает закономерности развития родов и жанров, состав и строение литературного произведения.

История литературы изучает всякое произведение как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений в русле мирового литературного процесса. Анализируя отдельные части и стороны произведения, история литературы занимается историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значением в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе, степень оригинальности отдельных писателей и их произведений.

Литературная критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности и с точки зрения эстетической ценности; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

3. Беседа

— Итак, мы знаем, что художественное произведение изображает события, происходящие в определенный отрезок времени. А через сюжет писатель показывает, где и как эти события зарождались, как развивались и к чему привели. Давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия и ответим на несколько вопросов.

— Что такое тема произведения, его идея?

— Что означают литературоведческие понятия «сюжет», «композиция»?

— Как называется в литературоведении начало сюжета? (Завязка.)

— Какие части в сюжете еще можно выделить? (Кульминацию, развязку.)

— Какую роль играют в композиции пролог и эпилог?

— Следя за развитием сюжета, мы видим, как складываются и развиваются человеческие характеры, как в отношениях с другими людьми человек изменяется или обнаруживает ранее скрытые свои качества. Поэтому образ в художественной литературе раскрывается не сразу, а постепенно, от события к событию, от сцены к сцене, от страницы к странице. Чтобы получить даже самое беглое представление о нем, иногда нужно затратить много времени. Такая особенность художественного образа и законы читательского восприятия обусловливают необходимость не только сбора материала для изображения, но и продуманного его расположения, то есть построения художественного произведения по законам композиции.

— Итак, в начальных, 5-7-х классах вы прочитали много сказок, басен, повестей рассказов. Что объединяет все эти произведения, чем отличаются они от ваших учебников, от научных книг?

Художественностью, образностью, эстетическим содержанием.

4. Самостоятельная работа

— Откройте учебник на странице 5 и прочтите часть статьи от слов «Литература как специфический вид искусства…» до конца. Подготовьте ответы на вопросы 1-5 по теории литературы (стр. 8).

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с текстом

— Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?

«Заря — окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается…

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло…

Первый отрывок написан научным стилем, описание краткое, точное, сухое. Поэтический текст ритмически организован, зарифмован, в нем использованы средства художественной выразительности (тропы) – метафоры, олицетворения, эпитеты.

— Как вы думаете, можно ли считать эпитеты, метафоры, сравнения главным признаком художественной литературы? (Многие учащиеся могут дать утвердительный ответ.)

— Конечно, в стихах, повестях, рассказах тропы встречаются значительно чаще, чем в научных книгах, и роль их в художественных сочинениях очень велика. Но давайте прочтем записанный на доске отрывок из повести Пушкина «Дубровский» и попробуем найти в нем эпитеты и сравнения:

«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам…»

(Можно прочитать более длинный отрывок по книге.)

— Есть ли в этом отрывке какие-либо тропы?

— Да, в этом отрывке нет ни одного сравнения, ни одной метафоры, а между тем ясно, что это художественная проза. Как мы это определили?

Вывод. Писатель создает картину жизни, образ, даже не используя тропов. Он выписывает картину словами, как художник кистью и красками. Она динамична, подвижна. Читая художественное произведение, мы не только «видим» то, что рисует писатель, но и «слышим» звуки, «ощущаем» запахи, узнаем мысли и чувства людей.

Это приводит нас к выводу, что главная специфическая особенность литературы — образность. И средства создания образности могут быть весьма разнообразны.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Подготовьте развернутый ответ по данному плану.

  1. Оружие писателя — слово, живописца — линии и краски, скульптора — глина, мрамор, металл и другие материалы.

  2. Литература изображает жизнь в движении, в развитии, живопись и скульптура запечатлевают один момент жизни.

3. Литература изображает мир видимый и невидимый внутренний мир человека.

2. Чтение статьи учебника на стр. 9-13.

3. Ответить устно на вопросы 1, 2, 3, 7, 8.

VI. Этап рефлексии

infourok.ru

Литература как искусство слова (урок литературы в 8 классе)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Литература как искусство слова. Связь литературы с историей. Урок 1 « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место,- всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!» М. Горький Писатели и философы о литературе, книге, искусствеКнига – чистейшая сущность человеческой души.Книги говорили мне о том, как велик человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества.Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрит… Виртуальное справочное бюроЛитератураХудожественная литератураИскусствоХудожественный образОбразность Мне ни к чему одические ратиИ прелесть элегических затей.По мне, в стихах всё быть должно некстати,Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как жёлтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,Таинственная плесень на стене…И стих уже звучит, задорен, нежен,На радость вам и мне. А. Ахматова Анкетирование по выявлению круга читательских интересовНазовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.Назовите произведение, которое больше запомнилось, объясните, почему.Назовите писателя и его произведение, о котором вы готовы рассказать на уроке.Назовите героев прочитанных книг, заинтересовавших вас. Чем они интересны?Назовите произведения, которые вы любите перечитывать. Какое вы посоветуете прочитать друзьям?

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Персональный сайт — Литература как искусство слова

Художественная литература как искусство слова

 

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

 Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.
 

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. Сила  слова  в художественной литературе в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность. И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.
 

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.

Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ.

 Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения.

 Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.   

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

Произведения искусства производят потрясающее впечатление на человеческую личность, заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Нужно сказать и об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение.

Роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс  к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось.

way26.ucoz.net

Презентация «Литература как искусство слова. Связь литературы с историей» 8 класс

Литература как искусство слова. Связь литературы с историей. Урок 1 « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место,- всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!» М. Горький Писатели и философы о литературе, книге, искусстве
  • Книга – чистейшая сущность человеческой души.
  • Книги говорили мне о том, как велик человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.
  • Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества.
  • Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрит…
Виртуальное справочное бюро
  • Литература
  • Художественная литература
  • Искусство
  • Художественный образ
  • Образность
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах всё быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. А. Ахматова Анкетирование по выявлению круга читательских интересов
  • Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.
  • Назовите произведение, которое больше запомнилось, объясните, почему.
  • Назовите писателя и его произведение, о котором вы готовы рассказать на уроке.
  • Назовите героев прочитанных книг, заинтересовавших вас. Чем они интересны?
  • Назовите произведения, которые вы любите перечитывать. Какое вы посоветуете прочитать друзьям?

uchitelya.com

Урок 1. художественная литература как искусство слова — Литература — 9 класс

Конспект
Урок 1: Художественная литература как искусство слова

Сегодня на уроке вы изучите тему: Художественная литература как искусство слова
План урока:
1. Значение и происхождение понятия «литература»
2. Литература и другие виды искусства.
3. Понятие «художественный образ»
4. Особенности художественного произведения
5. Значение русской литературы
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: почему художественную литературу называют одним из видов искусства?
На этом уроке вы
узнаете о своеобразии художественной литературы как искусства слова;
научитесь размышлять о значении книги для духовной жизни человека;
познакомитесь с основными литературоведческими понятиями;
Словарь:
o Литература (лат. litteratura, буквально — написанное, от littera — буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.
o Художественный образ – это форма отражения действительности, творчески переосмысленная и воссозданная автором в произведении.
o Персонаж ( от лат. рersona – лицо, личность) – любое действующее лицо в произведении.
o Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет национальную литературу.
Основное содержание урока
Литература наряду с живописью, музыкой, театром, архитектурой, является одним из видов искусства.
Литература (лат. litteratura, буквально — написанное, от littera — буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают только стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму существования искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения В современном понимании термином «литература» принято называть любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли. Есть литература техническая, научная, публицистическая, справочная.
Но художественная литература занимает особое место. Не случайно ее называют искусством слова, потому что с помощью устного или письменного слова создаются особый мир, в котором живут и действуют люди. Эти люди, добрые или злые, жившие давно или наши современники, вызывают у нас, читателей, определенные чувства. Писатель изображает внешний облик героев. Рассказывает об их поступках, говорит об их чувства, переживаниях, рисует обстановку, в которой они живут. Но это не копирование действительности. Любое художественное произведение является отражением личности творца, В нем происходит не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение.
Вспомним описание степи в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще»
Действительность воспринимается нами совершенно по-другому. Привычные вещи обретают волшебную притягательность, благодаря авторскому взгляду.
Таким образом, художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания. Эта особенность художественной литературы дает право считать ее высшим проявлением искусства. Она заключает в себе все элементы других видов искусств, потому что с помощью слова можно описать звуки, движения, речь. Посмотрите, как описывает Пушкин танец в исполнении известной балерины Авдотьи Истоминой в романе «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет. Гл. 1, ХХ
В отличие от остальных видов искусства, обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, создаваемой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и буквах, действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Так же, как и другие виды искусства, литература отражает жизнь в форме образов. Что это значит? Используются конкретные, единичные предметы, явления, события, которые несут в себе некое обобщение.
Образ обладает большей «наглядностью», эмоциональной убедительностью. Итак, художественный образ – это форма отражения действительности, творчески переосмысленная и воссозданная автором в произведении. Например, алые паруса в одноименной повести А.Грина.
Литературное произведение как произведение искусства обладает еще рядом особенностей. Люди, изображенные в нем, хотя и написаны иногда с реальных людей, не могут восприниматься читателем как живые настоящие люди. Действующее лицо в произведение становится персонажем. Вспомните, что наряду с людьми литературными персонажами могут быть и животные. Например, Кусака в рассказе Л.Андреева или животные в баснях Крылова.
Явления природы, божества. Фантастические существа и даже предметы. Части человеческого тела могут стать героями художественной литературы. Можно вспомнить гоголевский Нос, бродивший по улицам Санкт-Петербурга или Воротничок из рассказа Теффи «Жизнь и воротник», который подталкивал свою хозяйку на совершение неблаговидных поступков.
Авторская фантазия, авторское восприятие действительности создает подобные образы героев.
А кто же такой сам автор произведения? Можем ли мы поставить знак равенства между реальным человеком, с определенной судьбой, писателем и тем, от чьего имени написано произведение. Конечно же, нет. Под словом «автор» понимается не только реальное биографическое лицо, как например, Пушкин, живший в 1799- 1837 годах, и не только человек, создавший литературное произведение, но и образ автора, который создается во многих произведениях словесного искусства. Он становится персонажем, действующим лицом. Он создан, как и остальные образы, с помощью типизации, вымысла. Он может быть сближен или наоборот отдален от реального биографического лица. Образ автора — это не личность автора. Таким становится автор в «Евгении Онегина» Пушкина. Или это может быть вымышленный автор такой, как Иван Петрович Белкин.
Художественная условность, нетождественность литературы и жизни проявляется именно в образе автора. Только там, на страницах художественных произведений автор может разговаривать со своим героем, быть с ним в дружеских отношениях.
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня. Гл.1, 11
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего, литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму.
Русская литература – это поистине жемчужина мирового литературного наследия. Ее история насчитывает более тысячи лет. Русская литература является отражением нашей культуры, истории. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского передают своеобразие культуры, традиций . Такие произведения, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, с которыми вы познакомитесь в этом учебном году, вошли в сокровищницу мировой культуры. Школьные уроки литературы помогают вам открыть в себе читателя, научат понимать художественный текст, помогут найти «своего» автора.

Основные выводы
1. Художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания.
2. Нельзя отождествлять образ автора в произведении с реальным писателем, поэтом, драматургом.
3. Ситуации, которые описаны в произведении нельзя воспринимать как реальные; нельзя относиться к литературным героям как к ревльным людям.
4. Русская литература – сокровищница мировой литературы.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
3) А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- 11-е изд. – М,: ФЛИНТА, 2013.
Разбор типового тренировочного задания
ИТ-7.Задание 7.
Вид тестового задания Вставка текста
Текст задания Вставьте подходящие по смыслу слова.
Художественный ____ – это форма отражения ________, творчески _________ и ________автором в произведении.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните определение художественного образа.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите из вариантов ответов необходимые по смыслу слова и проверьте себя.

Разбор типового контрольного задания
ИТ-9.Задание 1.
Вид контрольного задания Множественный выбор
Текст задания Отметьте основные виды искусств
Варианты ответов 1)Музыка. 2) Живопись; 3) Техника; 4) Скульптура; 5) Юриспруденция: 6) Театр; 7) Литература; 8) Социология
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните, что искусство – это отражение действительности в художественных образах
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

resh.edu.ru

Художественная литература как искусство слова, ее место среди других видов искусства — ВСТУПЛЕНИЕ — i семестр — ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС — конспекты уроков — План урока — Конспект урока

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 1

Тема. Художественная литература как искусство слова, ее место среди других видов искусства

 

Цель: вспомнить виды искусства, кратко охарактеризовать их; выяснить, какое место среди других видов искусства занимает литература; сделать вывод относительно уникального влияния художественной литературы на человека; развивать внимание, устную речь; воспитывать уважение к литературе как искусству слова.

Оборудование: схема, эпиграфы, словарь-справочник «Зарубежная литература», словарь «Эстетика».

 

Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.

М. Есть. Салтыков-Щедрин

 

Истинно говорю вам: дано печатному слову быть не только во времени, но и над временем.

М. Лесков

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Много веков назад один античный мудрец заметил: «Жизнь коротка, а искусство вечно». И с ним нельзя не согласиться: человек всегда идет рука об руку с искусством, а лучшие его образцы переживают не одно поколение поклонников и ценителей.

Что же такое искусство и в чем его великая тайна?

 

II. работа над темой урока

1. «Продолжите предложение»

Искусство — это возможность…:

• самореализоваться;

• почувствовать «очищение души»;

• развлекаться;

• познавать новое;

• переживать и сочувствовать;

• испытывать эстетическое наслаждение.

 

2. Слово учителя

Словарь «Эстетика» дает такое определение понятия «искусство»:

Искусство — вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающую среду и самого себя по законам красоты.

С искусством тесно связано понятие катарсис. Впервые использовал этот термин Аристотель для обозначения определенного эстетического переживания, которое «проясняет» нравственное чувство. Просвітляючи и преподнося, оно захватывает человека целиком и влияет универсально, давая пищу уму, чувству и воле.

Если вы плакали, сочувствуя героям книги или кинофильма, искренне радовались за своих любимцев, переживали возмущение или стремление изменить этот мир к лучшему,- вы ощущали на себе силу искусства. Если в вашей жизни есть книги, фильмы, картины, музыкальные произведения, о которых можно сказать: «Они действительно повлияли на мою жизнь»,- вы потерпели катарсиса.

 

3. Ґронування

1) Создание информативного грозди к слову «Искусство»

 


2) Беседа по созданным гроном

• Назовите известные вам виды искусства.

• Что является основой обраВНОсти этих искусств? (Слово, звук…)

• Почему некоторые виды искусств имеют один материальный носитель обраВНОсти, а некоторые больше? (Такие виды искусств, как театр, кино, телевидение, называют синтетическими, потому что образ создается с помощью нескольких материальных средств.)

• Какие виды искусства наиболее популярны в наше время? Почему?

 

4. Работа с литературным произведением

1) Чтение сонета Уильяма Вордсворта «К прекрасному».

Уильям Вордсворт (1770-1850) — английский поэт, представитель «озерной школы». Воспевал в своих произведениях красоту природы и сельской жизни.

Святое искусство! В кисти или пере

Есть сила дать вечность каждой черте

Облачка, что плывет в небесной висе,

Веселых лучиков причудливой игре;

Они останавливают движение вит вверху

И путников, идущих в лесу,

И корабль, что при скелястім мысе

Навек в заливе бросил якоря.

Дитя весны, и лета, и листопада,

Что верно ткут ясную твою красу

Искусство, ты даришь благодать.

И сдержанное, простое, хоть полное содержания,

Ты умеешь вирвать мгновение из течения времени

И в ней божисту вечность передать.

(Перевод М. Крыши)

2) Определение темы и идеи поэзии

Тема: захват безграничной силой искусства.

Идея: искусство «в кисти или в пере» увековечивает жизни человека и природы, ибо способно «вирвать мгновение из течения времени и в ней божисту вечность передать».

 

5. Литература как вид искусства

1) Работа со словарем «Зарубежная литература» Н. И. Дорофеевой. Литература (лат. literatura — написанное, от litera — буква, буква) — совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; раВНОвидность искусства — искусство слова отражает действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность; результат творческого процесса автора, зафиксирован в соответствующем тексте с помощью букв.

Выделяют литературу техническую, научную, справочную и художественную, предназначенную специально для удовлетворения познавательных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

2) Слово учителя

— Итак, литература — это искусство слова. Слово — самое ценное достояние человечества, начало всех начал. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Оно у Бога было в начале. Все чрез него начало быть, и ничто, что начало быть, начало быть без него. И в Нем была жизнь, а жизнь была свет человеков» (1; 1-4). Мысль эта стала основой поэзии русского поэта М. Гумилева:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Не забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что слово — это Бог…

Поэтому будем чтить слово, которое и в наше время высоких технологий не утратило своей мощи, как и литература — искусство слова.

3) Работа с эпиграфами

— Справедливы ли высказывания М. Есть. Салтыкова-Щедрина и М. Лескова? Аргументируйте свою точку зрения.

 

III. Итоги урока

Учитель. Дети, впереди новый для вас систематический курс изучения не отдельных литературных произведений, а мирового литературного процесса, начиная с древнейших памятников искусства слова до эпохи Возрождения. Все произведения, вошедшие в программу для 8-го класса, являются классическими, то есть образцовыми, проверенными временем. Поэтому вы не потратите свое время зря, а наоборот, начнете получать классическое литературное образование.

Русский писатель XIX века. О. И. Герцен писал своей дочери Натальи: «Читай как можно больше и, конечно, вечные книги — их немного — читай “Илиаду”, “Одиссею”, читай Шекспира, Гете, Данте».

Итак, в путь — за авторами вечных книг!

 

IV. Домашнее задание

Подготовить сообщение о Веди как памятник мировой литературы.

zarlitra.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *