Устаревшие синонимы современных слов – План-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему: Статья устаревшие слова и неологизмы

устаревший - это... Что такое устаревший?

  • устаревший — недействительный — [[http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23]] Тематики защита информации Синонимы недействительный EN out of date …   Справочник технического переводчика

  • устаревший — • безнадежно устаревший • совершенно устаревший …   Словарь русской идиоматики

  • устаревший — (устарелый). Вышедший из живого употребления и воспринимаемый как пережиток более раннего периода в развитии языка. Устаревшее значение. У старевшее слово. Устаревший оборот. см. архаизмы …   Словарь лингвистических терминов

  • устаревший — I прил. 1. Не соответствующий современным требованиям, запросам. 2. Вышедший из употребления, из моды. II прил. Вышедший из употребления, относящийся к архаизмам или историзмам (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • устаревший — устаревший, устаревшая, устаревшее, устаревшие, устаревшего, устаревшей, устаревшего, устаревших, устаревшему, устаревшей, устаревшему, устаревшим, устаревший, устаревшую, устаревшее, устаревшие, устаревшего, устаревшую, устаревшее, устаревших,… …   Формы слов

  • устаревший — актуальный новый современный …   Словарь антонимов

  • устаревший — устар евший …   Русский орфографический словарь

  • устаревший — Тв. устаре/вшим, Пр. об устаре/вшем …   Орфографический словарь русского языка

  • устаревший — Syn: вышедший из употребления, старомодный, устарелый, отживший, архаический (усил.), обветшалый (обр.), допотопный (ирон., усил.), ископаемый (ирон., обр., усил.), старозаветный (ирон., обр., усил.), ветхозаветный (ирон., обр., усил.) Ant: новый …   Тезаурус русской деловой лексики

  • устаревший — у/стар/е/вш/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    как называются устаревшие слова которые вышли из речи?

    Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) ис­торизмы; 2) архаизмы. Историзмы (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в резуль­тате развития общества. Историзмами являются многие слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: царь, боярин, конюший, лакей, стольник, земство, крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурлак; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производствен­ной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение. Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, на­пример: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке. Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций рус­ского народа

    как называется словарь устаревших слов

    touch.otvet.mail.ru

    Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

    Название этапаМетодический комментарий
    11. Организационный этап урокаУчитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
    22. Актуализация имеющихся знаний

    Рубрика «Давай подумаем» информирует об одной из причин исчезновения слов — о замене синонимами. Рубрику читает учитель или хорошо читающий ученик. Далее организуется наблюдение за значением устаревших слов с опорой на слова современного языка. Выполняется фронтально.

    Сначала ученики предлагают свои толкования представленных слов. Затем учитель на доске в столбик записывает слова напёрсток, перстень, перст, в которых ученики находят общую часть (корень -перст-).

    Если ученики правильно определили значения слов напёрсток, перстень, то они легко угадают значение слова перст — «палец» (значение слова проверяется по толковому словарику). Аналогично проводится работа со словами купить, покупка, покупатель, купец. В заключение выполнения упражнения учитель подводит итог, подчёркивая, что многие устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах.

    Обратите внимание. При выяснении общей части в словах у учеников может появиться закономерный вопрос: являются ли корнями -перст- и -куп-, ведь слова перст и купец — устаревшие? Не вдаваясь в сложности морфемного анализа, предложите выделенные части считать корнями, так как выделение корней -перст- и -куп- подтверждает тот факт, что значения устаревших слов частично выявляются в современных словах. 

    33. Актуализация имеющихся знаний

    Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за значением слова, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.

    Вариант выполнения. Предлагается сильным ученикам для самостоятельной работы, а учитель в это время работает фронтально с остальным классом над упр. 2 (результаты самостоятельной работы следует обсудить).

    44. Актуализация имеющихся знаний

    Упражнение 2 в учебнике (трудное) — наблюдение за значением устаревших слов, подбор синонимов к словам. Выполняется фронтально.

    5
    5. Дополнительный материал

    Рубрику «Из истории языка» читает учитель или хорошо читающий ученик.

    66. Актуализация имеющихся знаний

    Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально.

    Это упражнение требует ещё и работы с числами, поэтому учитель должен предварительно решить, будет ли он сам выполнять математические действия или предложит сделать это ученикам. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок = 4,5 см; аршин = 71 см). Рост Конька-Горбунка и способ его вычисления указаны в словарной статье. (Когда измеряли рост человека или животного, то количество вершков прибавляли к двум аршинам — 1 м 42 см. Значит, рост Конька-Горбунка — 1 м 42 см + 13,5 см = 1 м 55,5 см; уши же у него — 71 см.)

    Выражение «время катит чередом», если ученики не предложили своего толкования, объясняет учитель: чередом — друг за другом, в свою очередь. Анализ слов неделя и седмица рекомендуем проводить в классах с высоким уровнем подготовленности учеников. Вопрос учителя: «Почему раньше неделю называли седмицей?» Если ученики затрудняются с ответом, следует дать подсказку: «Сколько дней в неделе?» Затем учитель предлагает снова прочитать значение слова

    неделя (урок 120, упр. 2). Вопрос: «Если неделя раньше называла выходной день, воскресенье, что значит понедельник?» (После недели, первый день после выходного.) Далее учитель может рассказать, что слово воскресенье стало называть выходной день в память о Воскресении Иисуса Христа: в этот день люди не должны были работать, а только молиться и вспоминать чудесное воскрешение. Значит, слово воскресенье вытеснило слово неделя, которое не исчезло, а, в свою очередь, вытеснило слово седмица.

    77. Этап усвоения новых знаний

    В рубрике «Тайны языка» обсуждается процесс возникновения новых слов в связи с появлением новых предметов.

    88. Дополнительный материал

    Дополнительный вопрос (на повторение пройденного): «А как ещё приходят в наш язык новые слова?» (Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов.) Можно попросить учащихся назвать слова, которые ещё недавно были новыми.

    Если ученики затрудняются привести собственные примеры, учитель сам рассказывает о словах, вошедших в наш язык совсем недавно (здесь могут быть приведены примеры и заимствованных слов, например телевизор, компьютер и т. п.).

    99. Словарная работаСловарная работа.
    1010. РефлексияУчитель подводит итоги работы на уроке.

    rosuchebnik.ru

    устаревший — Словарь синонимов русского языка

    Источник: Словарь синонимов русского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. устаревший — • безнадежно ~ • совершенно ~ Словарь русской идиоматики
    2. устаревший — орф. устаревший Орфографический словарь Лопатина
    3. устаревший — (устарелый). Вышедший из живого употребления и воспринимаемый как пережиток более раннего периода в развитии языка. Устаревшее значение. У старевшее слово. Устаревший оборот. см. архаизмы. Словарь лингвистических терминов Розенталя
    4. устаревший — У/стар/е́/вш/ий. Морфемно-орфографический словарь
    5. устаревший — устаревший I прил. 1. Не соответствующий современным требованиям, запросам. 2. Вышедший из употребления, из моды. II прил. Вышедший из употребления, относящийся к архаизмам или историзмам (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
    6. устаревший — Устаревший, устаревшая, устаревшее, устаревшие, устаревшего, устаревшей, устаревшего, устаревших, устаревшему, устаревшей, устаревшему, устаревшим, устаревший, устаревшую, устаревшее, устаревшие, устаревшего, устаревшую, устаревшее, устаревших... Грамматический словарь Зализняка

    gufo.me

    Cинонимы к слову «устаревший» на TEXT.RU

    Синоним Часть речи Нравится
    Старый [151] прилагательное 2
    Ветхозаветный [13] прилагательное 1
    Устарелый [34] прилагательное 1
    Несовременный [23] прилагательное 1
    Архаический [21] прилагательное 1
    Архаичный [20] прилагательное 1

    text.ru

    Конспект урока по русскому языку Тема Устаревшие слова

    Устаревшие слова.

    Цель: 1.Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

    2. Формирование орфографической зоркости.

    3. Воспитание поликультурной личности

    Ход урока

    1.      Орг. момент

    2.      Этап подготовки к активному восприятию материала

    А) Фронтальный опрос

    - Лексика

    - Лексикология

    - Лексическое значение слова

    - Грамматическое значение слова

    - Синонимы , омонимы, антонимы, паронимы

    -Общеупотребительная лексика, диалектная, профессиональная

    Б) упр 213, 214 устно

    3. Новая тема

    1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

    1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.

    2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.

    3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.

    4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.

    5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.

    6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

    2. Архаизмы – это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело – лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец,воитель - воин, рыбарь - рыбак, вотще - напрасно, понеже - потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя – дорога, десница - правая рука, шуйца – левая,агнец - ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата - ворота, глас - голос,грясти - идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело - очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.

    4. Закрепление

    Задание № 1: перепишите; найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

    Воротился старик ко старухе.
    Что ж он видит? Высокий терем.
    На крыльце стоит его старуха
    В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.
    Перед нею усердные слуги;
    Она бьет их, за чупрун таскает.
    Говорит старик своей старухе:
    «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
    Чай, теперь твоя душенька довольна».

    Ключ:

    Воротился старик ко старухе.
    Что ж он видит? Высокий терем.
    На крыльце стоит его старуха
    В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.
    Перед нею усердные слуги;
    Она бьет их, за чупрун таскает.
    Говорит старик своей старухе:
    «Здравствуй, барыня сударыня 

    дворянка!
    Чай, теперь твоя душенька довольна»

    Толкование слов:

    Терем (Большой энциклопедический словарь) (от греч. teremnon - жилище) - в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат; были и отдельные терема (над воротами, на высоком подклете).

    Душегрейка (Толковый словарь Ожегова) -и, ж. (устар.). Женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

    Чупру́н (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998), -а́; м. нар.-разг. Прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает(Пушкин).

    Барин (Толковый словарь Ожегова), -а, мн. господа, -од и (прост.) баре и бары, м. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. Сидеть барином (перен.: бездельничать; разг.). Жить барином (перен.: жить в достатке и праздности; разг.). 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое. Барская усадьба. Барская прихоть.

    Суда́рыня, сударыни (устар.). женск. к «сударь». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?» Чехов«А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!»Грибоедов.

    Дворяни́н, -а, мн. -я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству.

    Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

    (1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8)лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16)тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать,(23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.

    Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

    Ключ:

    (1) Внимать – слушать.

    (2) глагол – слово.

    (3) глас – голос.

    (4) грядущее

    (5) десница – правая рука.

    (6) днесь – сегодня.

    (7) изречь – сказать.

    (8) лик – лицо.

    (9) око – глаз.

    (10) перст – палец.

    (11) рок – судьба.

    (12) сей – этот.

    (13) стезя – путь.

    (14) трапеза  обед.

    (15) токмо – только.

    (16) тщетно – напрасно.

    (17) уповать – надеяться.

    (18) уста – губы.

    (19) чадо – ребенок.

    (20) чета – пара.

    (21) ваятель – создатель.

    (22) вопрошать – спрашивать.

    (23) ратник – воин.

    (24) отколе – откуда.

    (25) сирый – одинокий.

    (26) смута – восстание.

    (27) брадобрей – парикмахер.

    (28) водомёт – фонтан.

     

    Задание № 3: к приведенным ниже исконно русским словам подберите однокоренные слова, церковно-славянские по происхождению:

    (1) Борода – ..., (2) волосы – ..., (3) ворота – ..., (4) город – ..., (5) дорогой – ..., (6)норов – ..., (7) один – ..., (8) порох – ..., (9) смородина – ..., (10) волочить – ..., (11)краткий – ..., (12) молоко – ..., (13) хоронить – ..., (14) чужой – ... .

    Ключ:

    (1) Борода – брада.

    (2) волосы – власяница.

    (3) ворота – врата.

    (4) город – град.

    (5) дорогой – драгоценный.

    (6) норов – нрав.

    (7) один – единый.

    (8) порох – прах.

    (9) смородина – смрад.

    (10) волочить – влачить.

    (11) краткий – короткий.

    (12) молоко – млечный.

    (13) хоронить – хранить.

    (14) чужой – чуждый.

    Задание № 4: распределите подчеркнутые слова на две колонки: 1) архаизмы и 2) историзмы, устно объясните их значение:

    1). Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2). Так  точно дьякв приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 3). Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармыМономаха. 4). Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи5). Любовь идружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас6). В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных – стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7). Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8). Раскольники читали соловецкие тетради.

    Ключ:

    архаизмы

    историзмы

    1.отведать (попробовать)

    собор

    2.зрит (смотрит)

    дьяк

    3.инда (даже)

    приказ

    4.очи (глаза)

    венец

    5.глядючи (глядя)

    бармы

    6.дружество (дружба)

    боярские

    7.глас (голос)

    мелкопоместные

    8.огневое зелье (порох)

    худородные

    9.стольник

    10.мушкет

    11.раскольники

    5.  Итог

    6 Инструктаж д/з:  параграф 17,18, правило учить упр222, выписать из толкового словаря значение слов аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок, булатный, горница, верста, кафтан, веретено, треуголка, кольчуга, соха, цеп, кокошник, сюртук, лапти.

     

    infourok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о