В каком классе проходят местоимения: В каком классе дети узнают такие понятия как глагол, существительное, подлежащее, сказуемое,местоимение? – Особенности изучения местоимений в начальной школе

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи. По значению, способам изменения и синтаксической роли в предложении они соотносятся с именами существительными, прилагательными и числительными. [3, c. 12]

Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др. [4, c. 174]

Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному. [1, c. 8]

Для того чтобы сформировать у учащихся понятие о местоимении, следует исходить из совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, т.е. раскрыть значение местоимений, охарактеризовать способы их изменения (склонение), выявить, в роли каких членов предложения они выступают. [2, c. 56]

Грамматическое своеобразие местоимений в отличии от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в их максимальной семантической общности, в-третьих, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками. В школьном учебнике местоимение определяется так: «Слова:

я, ты, он, она, мы, вы, они – местоимения. Местоимения указывают на предметы, но не называют их». Наряду со значением предметно- личных местоимений учитель знакомит детей с их грамматическими особенностями: лицом, числом, изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам, сообщает им, что местоимения (как и имена существительные) изменяются по вопросам (т.е. по падежам), употребляются как с предлогами, так и без предлогов. [3, c. 12]

Незначительное количество часов, отводимых программой, а также небольшой объем знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путем постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями. [5, c. 23]

Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» может быть организовано следующим образом. Предлагается следующий текст: «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!».

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «

Я правильно тебя выбрал», - весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать ее каждый год».

Какую сказку вы вспомнили, читая этот текст?

Для анализа данного текста учитель предлагает вопросы и задания:

— Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? (С.Михалков. «Елочка») [2, c. 57]

— Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении?

— К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты)

— Прочитайте второй абзац текста. Кто это

он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

— Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени?

— К кому обращаются с вопросом в последнем предложении? Как вы догадались? Какое слово указывает на тех, к кому обращаются с вопросом?

Далее обучающиеся прочитывают выделенные слова в тексте, над которыми работали на уроке. Учитель сообщает, что часть речи, к которой относятся эти слова, называются местоимением. [3, c. 13]

Содержание сообщаемых сведений можно выразить в таблице:

Местоимения

Тот, кто сообщает или спрашивает

Я

1-е лицо

Я и другие

Мы

Тот, к кому обращаются с речью

Ты

2-е лицо

Ты и другие

Вы

Тот, о ком говорят

Он ( она, оно)

3-е лицо

Все, о ком говорят

Они

Составленную в процессе ознакомления таблицу со значением местоимений 1, 2, 3 лица, полезно оставить в классе на несколько дней. [2, c.58]

После того как учащиеся получили представление об обобщенном значении местоимения, можно, используя разные приемы и упражнения, показать способность местоимения совмещать предельно общие значения и зависимость его от ситуации речи или контекста.

  1. Создание в классе ситуации для диалога, каждый из участников которого будет обозначать себя местоимением я, собеседника — местоимением ты, а того, о ком говорят, — местоимением он или она. Значение местоимения в каждом случае будет понятно для слушающих, потому что они видят, кто кому о ком говорит.

  2. Изучение знакомых учащимся по урокам чтения отрывков, содержащих местоимения, для конкретизации значения которых необходим контекст.

  3. Использование незнакомых ученикам связных текстов, в которых узнавание действующего лица или предмета высказывания затруднено возможностью соотнесения местоимений с разными лицами или предметами. Например, о ком или о чем идет речь: Она, как и прежде, дала ему закваски и велела выполнить то же самое лечение.

Учащиеся высказывают свои предположения. Далее учитель продолжает чтение. При этом одни предположения будут отпадать, другие подтверждаться, уточняться, пока не будет прочитан последний отрывок, необходимый для однозначного решения вопроса.

4. Исправление предложений, в которых местоимения создают возможность двусмысленного толкования текста (например: 1. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла. 2. Гусь среди их был самый старый и смешной. 3. Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки. 4. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. 5. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 6. Дима сравнивал Оленьку со своей сестрой. Она была небольшого роста, с зеленоватыми красивыми глазами.

) или которые вовсе не содержат слова, конкретизирующего значения местоимения (например: Из дома Мите писали письма. Они обещали помочь ему в учебе). [3, c.3]

Упражнения такого характера убеждают в практической значимости изучаемого, что поднимает интерес школьников к занятиям.

Программа начальной школы не ставит цели научить школьников определять любую падежную форму местоимений. Однако обучающиеся должны уметь узнавать местоимения 1, 2, 3-го лица.

Чтобы дети научились узнавать местоимения, необходимо проводить систематические упражнения не только в часы, отведенные программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями.[4, c. 175]

После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме.

Серьезное внимание нужно уделить правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами..), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часты у четвероклассников. Объясняются эти ошибки тем, что обучающиеся не знают местоимений. Можно давать задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений 1-го лица вторым или третьим, а также 3-го – первым или вторым. [3, c. 14]

Наибольшую трудность представляет для младших школьников образование предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соответственно соблюдение этих грамматических норм в речевой практике. Часто обучающиеся нарушают эти нормы: а) говорят

«подошел к ей, к ему», вместо к ней, к нему, опуская звук н; б) при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже единственного числа с предлогами типа у неё, от неё, для неё дети пользуются разговорно-просторечными формами: у ней, от ней, возле ней и др.; в) допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления: говорят «любоваться на закат» вместо любоваться закатом, «беспокоиться за отца» вместо беспокоиться об отце, «беспокоиться за него» вместо беспокоиться о нем, «любоваться на него», вместо любоваться им и т.д.

Поэтому при изучении местоимений следует использовать специальные устные и письменные упражнения, требующие от детей правильного употребления предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдения этих норм в устной и письменной речи. Особое внимание следует обратить на появление звука эн у местоимений 3-го лица после глаголов. [2, c.59]

Полезно практиковать синтаксический разбор примеров с местоимениями в роли разных членов предложения. Это важно для осознания местоимения как знаменательной части речи, а также для усвоения структуры простого предложения для упорядоченного употребления местоимений в собственной речи (устранения ошибок типа: Соня, она была…) [1, c. 9]

Так, после изучения личных местоимений целесообразно проверить умение учащихся соотносить местоимение с лицом говорящего, а также с определенным существительным в контексте. С этой целью могут быть использованы свободный диктант, в тексте которого два (или несколько) действующих лица названы существительными одного и того же рода; творческий диктант с заданием изменить лицо рассказчика или заменить прямую речь косвенной, устранить однообразное повторение слов или конструкций; изложение; сочинение по личным впечатлениям. [3, c.14]

Поставленная таким образом работа способствует лучшему изучению местоимения, расширяет словарный запас учащихся, способствует формированию навыков культуры устной и письменной речи и развивает их мышление.

Литература:

  1. Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа.-1986.-№3.

  2. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.

  3. Г.Ю. Колычева. Особенности изучения местоимений в начальных классах// Начальная школа.-2010.-№ 11.

  4. Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Изд. Центр Академия, 2000.

  5. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. – 2005. — № 6.

Урок русского языка в 3 классе: «Местоимение. Общее понятие о местоимении»

 

Голомазова Светлана Витальевна учитель начальных классов, общеобразовательная школа № 32 г. Алматы

Цели:

  • Формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в речи, повторение разбора слов по составу, синтаксический разбор предложения.
  • Развитие речи, внимания, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, расширение кругозора.
  • Воспитание аккуратности на письме, любви к предмету и к животным.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа, тестирование.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, видеоролик, карточки с заданиями, тесты.

1. Орг.момент

Приветствие.

— Русский язык мы изучаем с первого класса. Но, надо отметить, что русским языком интересуются еще 45 стран мира.

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

2. Минутка чистописания

— Прочитайте слова перед вами.

Зима коньки весёлая каток

— Что общего во всех этих словах?
— Какое слово лишнее и почему?
— Что такое имя прилагательное?
— Найдите в этом слове букву, которая обозначает непарный звонкий согласный. (Л)

Ли лс лу ал мл зл

— Много словарных слов на эту букву мы изучили. Отгадайте одно из них.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. (лиса)

— С помощью каких слов вы догадались о ком идет речь?

— Давайте запишем слово

Лиса

В гостях у слова

Свое название лиса получила за желтый окрас меха. Раньше на Руси — лис — означало желтый, лисый — желтоватый, залисеть — пожелтеть.

Более 700 лет назад жил Новгородский князь Патрикей Нарумтвович, который отличался большой хитростью и изворотливостью ума. Кому же, как ни лисе дать отчество Патрикеевна.

— Давайте подберем однокоренные слова.

— Какие слова называются однокоренными?

Лиса-лисичка, лисица, лисонька, лисята, лисий.

Разбор слов по составу

— Что вы знаете про лису?

— Как вы думаете лиса вредное животное или полезное?

Сообщение ученика

Лисица — широко распространенный в нашей стране зверь. Раньше лисицу считали вредным животным. По неведению и сейчас еще некоторые охотники всеми силами стараются разорять найденные лисьи норы. В настоящее время лисица признана полезным животным, которое подлежит охране.

Конечно, лисица не упустит случая задавить зайца, поймать тетерку или куропатку, разорить птичье гнездо, а также поживиться домашней птицей. Однако вред этот очень мал по сравнению с пользой, которую она приносит.

Почти по всей территории страны лисицы кормятся главным образом, мышами, сусликами и другими грызунами, наносящими ущерб сельскому хозяйству.

Немалую пользу оказывает лисица и нашим лесам, истребляя злейших врагов лесных богатств — майских жуков, за которыми с азартом охотятся подрастающие лисята, поедая их в огромном количестве.

3. Работа над новым материалом

Лисица хитрая и умная, а вот какие умные вы я сейчас проверю. Перед вами зашифровано слово. Кто сможет его узнать, тот и узнает тему нашего сегодняшнего урока:

яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае

— Кто готов прочитайте.

Местоимение.

— Какие местоимения вы знаете? Приведите примеры.

— Что вы знаете о местоимении?

Послушайте стихотворение-загадку и догадайтесь о чем идет речь.

Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).

Вывод: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

— Если местоимения заменяют имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (на вопросы существительных)

— Для чего существуют местоимения в речи?

Мы узнаем выполнив упражнение по учебнику.

(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

Учитель. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

4. Работа по учебнику

Стр. 58 № 136

— Какой недостаток имеется в тексте?

— Как можно исправить повтор одних и тех же слов?

— Как вы понимаете слово «мышкует»?

— Сейчас мы просмотрим видеоролик, который так и называется «Лиса мышкует»

Просмотр видеоролика.

Самостоятельная запись упражнения в тетрадь.

5. Физминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

6. Работа по карточкам

1 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.

… нарисую ёлочку. Завтра… пойдём на речку. Утром папа увидел… .

2 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Вечером… читаем сказки. Завтра… пойду в библиотеку. Лена поможет… решить задачу.

Вывод: Местоимения в предложении чаще всего бывают подлежащим и второстепенным членом предложения.

7. Тестирование

Ф.И.____________________________________________________

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.* Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

7.* Составь предложение, где местоимение выражено второстепенным членом предложения.

7. Итог урока. Рефлексия

— Что нового узнали?

— Что такое местоимение?

— Каким членом предложения оно бывает чаще всего?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что было трудным?

— На следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.

Д/з стр. 59 № 138

Оценки за урок.

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Развитие речи – это процесс обучения детей речи, область методики преподавания русского языка, одна из главных задач учебного предмета «Русский (родной) язык» в школе.

Несмотря на то, что развитию речи уделяется внимание при изучении всех предметов, однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.), в целях овладения языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.). Такая работа предполагает также формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с задачами, содержанием речи и условиями общения.

Работа по развитию речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей речевой культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что с приходом в школу ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования. Особенно, как показывает практика, с точки зрения употребления в речи местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка. Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др.

Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.

Немаловажное значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной и большой темы «Глагол».

Сознательное усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3-го лица служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их правописания.

Грамматическое своеобразие местоимений в отличии от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в их максимальной семантической общности, в-третьих, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками. В школьном учебнике местоимение определяется так: «Слова: я, ты, он, она, мы, вы, они – местоимения. Местоимения указывают на предметы, но не называют их». Наряду со значением предметно- личных местоимений учитель знакомит детей с их грамматическими особенностями: лицом, числом, изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам, сообщает им, что местоимения (как и имена существительные) изменяются по вопросам (т.е. по падежам), употребляются как с предлогами, так и без предлогов.

Незначительное количество часов, отводимых программой, а также небольшой объем знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путем постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями.

Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» может быть организовано следующим образом. Предлагается следующий текст: «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!»

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», — весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать ее каждый год».

Какую сказку вы вспомнили, читая этот текст?

Для анализа данного текста учитель предлагает вопросы и задания:

— Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? (С.Михалков. «Елочка»)

— Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении?

— К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты)

— Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

-Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени?

-К кому обращаются с вопросом в последнем предложении? Как вы догадались? Какое слово указывает на тех, к кому обращаются с вопросом?

Далее обучающиеся прочитывают выделенные слова в тексте, над которыми работали на уроке. Учитель сообщает, что часть речи, к которой относятся эти слова, называются местоимением.

Содержание сообщаемых сведений можно выразить в таблице:

Местоимения

Тот, кто сообщает или спрашивает Я
  1-е лицо
Я и другие Мы
   
Тот, к кому обращаются с речью Ты
  2-е лицо
Ты и другие Вы
   
Тот, о ком говорят Он ( она, оно)
  3-е лицо
Все, о ком говорят Они

Составленную в процессе ознакомления таблицу со значением местоимений 1, 2, 3 лица, полезно оставить в классе на несколько дней.

На первых уроках изучения местоимения как части речи учитель большое внимание уделяет подбору самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, включающих в себя местоимения разного лица и числа, а также составлению с местоимениями предложений. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника. Определяя лицо и число местоимений, обучающиеся постепенно запоминают личные местоимения единственного и множественного числа, что имеет существенное значение для понимания

лица глаголов ( при первом знакомстве с изменением глагола по лицам и числам глагол берется вместе с личным местоимением).

В читаемых произведениях младшие школьники встречаются с местоимениями, которые употреблены в разных падежных формах (с предлогами и без предлогов). Перед учителем стоит задача – научить детей практически соотносить косвенные формы местоимений с начальной, довести до понимания обучающихся, что формы меня, мне, мной являются формами известного им личного местоимения я. С этой целью учитель организует наблюдение детей за тем, что местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам, перед местоимениями ставятся те же вопросы, которые обычно ставятся перед существительными с предлогами и без предлогов (кто? что? кому? чему?)

Постановка вопросов к местоимениям поможет школьникам ориентироваться в распознавании падежных форм этой части речи.

Такое наблюдение учитель проводит на языковом материале упражнений учебника, а также на материале специально подобранных отрывков текстов из художественных произведений.

Программа начальной школы не ставит цели научить школьников определять любую падежную форму местоимений. Однако обучающиеся должны уметь узнавать местоимения 1, 2, 3-го лица.

Чтобы дети научились узнавать местоимения, необходимо проводить систематические упражнения не только в часы, отведенные программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями.

После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме.

Формирование понятий о местоимениях следует связывать с выработкой правописных и речевых навыков.

Серьезное внимание нужно уделить правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами..), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часты у четвероклассников. Объясняются эти ошибки тем, что обучающиеся не знают местоимений. Можно давать задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений 1-го лица вторым или третьим, а также 3-го – первым или вторым.

Наибольшую трудность представляет для младших школьников образование предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соответственно соблюдение этих грамматических норм в речевой практике. Часто обучающиеся нарушают эти нормы: а) говорят «подошел к ей, к ему», вместо к ней, к нему, опуская звук н; б) при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже единственного числа с предлогами типа у неё, от неё, для неё дети пользуются разговорно-просторечными формами: у ней, от ней, возле ней и др.; в) допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления: говорят «любоваться на закат» вместо любоваться закатом, «беспокоиться за отца» вместо беспокоиться об отце, «беспокоиться за него» вместо беспокоиться о нем, «любоваться на него», вместо любоваться им и т.д.

Поэтому при изучении местоимений следует использовать специальные устные и письменные упражнения, требующие от детей правильного употребления предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдения этих норм в устной и письменной речи. Особое внимание следует обратить на появление звука эн у местоимений 3-го лица после глаголов.

Так, с целью наблюдения над образованием и написанием местоимений 3-го лица полезно использовать упражнения в сопоставлении различных форм местоимений как с предлогами, так и без предлогов. Например, учитель предлагает детям рассмотреть таблицу, в которой даны словосочетания глаголов с местоимениями 3-го лица:

Ждать его

Послать ему

Заниматься им

Ждать у него

Послать к нему

Заниматься с ним

Задания для наблюдения:

  • прочитайте словосочетания глаголов с местоимениями;
  • узнайте начальную форму этих местоимений в данных словосочетаниях;
  • определите, есть ли различие в правописании местоимений с предлогами и без предлогов.

Учитель уточняет высказывания детей, что в начале местоимений 3-го лица после предлогов прибавляется буква н.

В школьном учебнике для 4-го класса дано такое правило: «В начале местоимений его, ему, им, ей, её, ею, их, им, ими после предлогов прибавляется н: подошел к нему, спросил у него».

Обучающиеся работают над этим правилом, закрепляя его практически.

Это правило не является орфографическим, оно касается устной речи: если в употреблении с н после предлогов обучающиеся не делают ошибок в устной речи, то не будет их и в письменной. Поэтому большое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи обучающихся не только на уроках грамматики и орфографии, но и на других, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Разновидности упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления местоимений в речи.

В учебнике имеется достаточное количество упражнений, способствующих осознанию смыслового значения местоимения, закреплению у обучающихся умений правильно образовывать предложно-падежные формы местоимений 3-го лица и соблюдать их в устной и письменной речи.

Дополнительно к учебнику по теме «Местоимение» можно рекомендовать следующие виды упражнений.

Упражнение 1.

Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении.

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… да

Конспект урока русского языка по теме «Местоимение» (3 класс)

Конспект урока русского языка по теме

«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Ельцова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г. Полярные Зори

Цели и задачи:

дидактические

  • введение понятия о местоимении;

  • знакомство с личными местоимениями;

  • наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностью употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

развивающие

  • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

воспитательные

  • формирование чувства языка;

  • воспитание навыка самостоятельности;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Ход урока.

  1. Долгожданный дан звонок –
    Начинается урок.
    Начинаем мы опять
    Думать, рассуждать, смекать!

Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно записывать и найти путь к новому секрету русского языка.

  1. Словарная работа. Под диктовку: апельсин, багаж, ветер, вверх, ворона, кровать, малина, мечта, овощи, осина, погода, сапоги.

— Найдите лишнее слово. Почему? (вверх – это не существительное)

Закрепление знаний об имени (обратить внимание) существительном по схеме:

Имя сущ. – это …

Отвечает на вопрос …

Обозначает …

— Какое имя существительное отлично от других? (ворона) Образуйте с помощью суффиксов однокоренные слова – названия животных. (Вороненок, воронята, ворониха)

Ребус/Семья/ Лист 1

  1. М. чистописания.

я яя яяя яяяя…

  1. Постановка проблемы.

-Чем интересна эта буква? Это также слово я.

— Предположите, какой части речи это слово?

— На какой вопрос отвечает? (Кто?)

— Возникла проблема. /Существительное или местоимение?/ Лист 2

–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!

  1. Открытие нового.

Чтение учителем текста из учебника упр.289.

— Послушайте текст, в котором встречаются похожие слова.

-О ком или о чём мечтает герой? Можно ли это определить? Какие слова нужно заменить, чтобы стало понятно? Чем они интересны? (Указывают на предмет, но не называют его). Лист 2

ИД Текст Лист 3

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. У мамы умелые руки.

— О ком этот текст?

–  Что заметили?  (Неоправданный повтор)

— Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Какими словами?

— Слова, заменяющие другие части речи, — «герои» сегодняшнего урока.

–  Отредактируйте текст. (Подбор замены слов)
–  Прочитайте отредактированный текст. Слова, которые вы вставили, место какой части речи заняли?

Запишите его по памяти. /Текст закрыть./

Проверка. Дополнительное задание: орфограммы.

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

— Какие слова вы вставили? (она, у неё)

–  Место какой части речи заняли эти слова? МЕСТО ИМЕНИ Лист 2

– Так как же их назвали? (Местоимения) Почему их так назвали? Лист 2
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока): 

Местоимение. (записывают в тетрадь тему)

— Итак, какую роль местоимения играют в речи? – Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

  1. Учебник упр.290.

–  Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу местоимения, записывайте в тетрадь через запятую. Прочитайте предложения «по цепочке».

Прочитайте записанные местоимения.

— Вместо каких слов они употребляются?

Зачем они употребляются?

Сделаем вывод: давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)
Итак, местоимение – это…

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

–  Называет предметы? (нет)  Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

–  Указывает на предметы? (да)  Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

  1. Работа с определением по учебнику. Стр. 55, 56.

— Что еще узнали из определения? (это самостоятельная часть речи)

  1. Физминутка, стоя.

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы.

  1. Первичное закрепление. (Если хватит времени, письменно или устно.)

Познакомимся еще с одной семьей.

Работа с учебником.

— Рассмотрим упражнение 291. (Гусь – он; берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.) 

Рефлексия.
У.: Которое из местоимений было трудно найти в тексте? Почему?
Д.: Так как оно было  употреблено не в  начальной форме. Как изменяются местоимения, будем изучать на следующем уроке.

  1. Продолжение наблюдений. Исследование в группах. ИД – проверка. Лист 4,5,6

— Попробуйте местоимения разделить на группы. На листах – личные местоимения.

— По какому признаку вы их так разделили?

— Как ещё можно их разделить на группы?

(По числам и лицам— не давая пока определения).

— Когда используют местоимения каждой группы?

( Дать понятие «личных местоимений»). Работа по учебнику упр.292. Прочитайте диалог в лицах.

1 лицо – Кто начинает разговор?- Я. Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? — Мы.

2 лицо — Второй участник?- Ты. Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку?

А ещё так обращаются к группе людей. – Вы.

3 лицо — Кто не участвует? – Она, он. Какого не хватает? Оно. Как сказать о них всех? Они.

— Что ещё заметили? (3 л. изменяется по родам).

  1. Работа с определением по учебнику. ( На доске таблица)

а) Чтение правила.

б) Почему «личные» местоимения? (Указывают на лицо).

  1. «Чей ряд быстрее?».

Каждый ряд получает листок с 9 предложениями. Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.

  1. Я остановился в недоумении.

  2. Они тоже бывают разные.

  3. Поздравляем вас с праздником.

  4. Дружно пели мы песню.

  5. Видел ли ты сорокопута?

  6. Есть за что полюбить тебя.

  7. Вдруг она прыгнула в воду.

  8. Закинул он невод в море.

  9. Какого оно цвета?

  1. Итог урока.

–  С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение). Добились ли вы цели, поставленной вами?
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали? (Личные).
Учебник:  выпишите только второе предложение с местоимением из пары номер 7 (под диктовку 1 ученика) из упр.290.

-Кто согласен с таким мнением? Дайте оценку классу, себе.

–  На уроке очень хорошо поработали…(имена учащихся, оценки за урок …)

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

  1. Домашнее задание. Пр. уч. с. 56, 57, стр. 63  упр. 2

  2. Рефлексия. Слайд последний со смайликами.

Урок русского языка для начальных классов «Личные местоимения»

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Ратникова Лариса Павловна

Тема урока. Личные местоимения

Цели и задачи:

Образовательные:

1. Познакомить уч-ся с личными местоимениями, почему их так назвали.

2. Учить определять лицо и число местоимений.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать

предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.

2.Развивать речь, орфографическую зоркость.

3. Обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

Формировать умение выслушивать мнение товарища, обсуждать

проблему.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимений

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке,

в роли консультантов и организаторов;

• развитие самостоятельности;

• развитие интереса к изучению русского языка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Минутка чистописания.

— Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

ЯМА МЯСО ЯГОДА ВРЕМЯ ДЕРЕВНЯ ЯБЛОКО

— Разделите эти слова на две группы. (м.р. и ж.р., 2 слога и 3 слога, съедобное и несъедобное и т.д.)

— Что общего у всех этих слов?

  • имена существительные;

  • неодушевленные;

  • стоят в ед. числе;

  • во всех словах есть буква «Я».

— Не отрывая руки, пропишите строчку буквы «Я» чередуя заглавную со строчной.

яЯяЯяЯяЯяЯ

— Какую роль выполняет буква «Я» в этих словах? (обозначает два звука, указывает на мягкость предшествующего звука)

— По этому принципу распределите слова на две группы. Запишите в тетрадь, подчеркните букву «Я»

яма

ягода

яблоко

мясо

время

деревня

— От чего же зависит работа буквы «Я»? (От места в слове)

2. Постановка темы урока.

-Ребята, как вы думаете, может ли буква «я» быть самостоятельной частью речи? (Местоимением)

— Что такое местоимение? (Местоимение – это самостоятельная часть речи. Местоимения указываю на предмет, но его не называют.)

— Ребята, послушайте стихотворение

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

— Определите тему урока.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись «Личные местоимения»).

3. Объяснение нового материала.

-Среди слов на доске найдите местоимения.

Я, они, на, ты, и, под, оно, мы, а, вы, с, он, она, над

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

— По какому признаку можно разделить эти местоимения на две группы. (Ед.ч. и мн. ч.)

Ед. число

Мн. число

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

— У местоимений кроме числа различают лицо.

(Обучающиеся вместе с учителем распределяют местоимения по числам и самостоятельно заполняют таблицу личных местоимений)

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

Множественное

— К 1 лицу единственного числа относится местоимение, указывающее на самого себя (обращаясь к одному ученику). Сам говорящий. (Я)

— К 1 лицу множественного числа относится местоимение, указывающее на других, включая самого себя. (МЫ)

— Ко 2 лицу ед. числа относится местоимение, указывающее на другое лицо. Собеседник. (ТЫ)

— Ко 2 лицу мн. числа относится местоимение, указывающее на несколько лиц. (ВЫ)

— Определите, какие местоимения относятся к 3 лицу ед.ч. и мн. ч.

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

— Откройте учебник на стр. 91. Прочитайте сведения мудрой совы.

— Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?

— А есть ли у местоимения признак рода? Найдите местоимение ж.р., м.р., ср.р.

— Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)

ВЫВОД. Род бывает только у личных местоимений 3 лица ед.числа.

4. Физминутка

5. Закрепление изученного материала.

1.Орфографическая работа

— Запишите слова и объясните правописание

Заяц, мыло, вырезка, ворона, цветы, коньки, пони.

— Скажите лексическое значение слова «пони»

С.И.Ожегов

Лошадь искусственно выведенной мелкой и низкорослой породы.

-Подберите имя прилагательное к этому слову. Возникли трудности? К какому роду относится это слово? (м. р) (Красивый пони, быстрый пони и т.д.)

-Найдите внутри каждого слова личные местоимения, определите их лицо и число.

Заяц, мыло, вырезка, ворона, цветы, коньки, пони.


— Подберите слово к схеме (вырезка)

— Запишите любых своих два слова к этой схеме.

2. Работа с учебником.

Стр. 91, упр. 150

— Прочитайте стихотворение О.Высоцкой

— определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в стихотворении местоимения. Определите их лицо и число.

3. Словарная работа.

-Отгадайте загадку.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик)

— Это слово новое для вас. Запишите его, выделите орфограммы и запомните их.

— Прочитайте на доске текст об этом цветке.

— Если заметите что-то особенное, то поднимите руку.

Одуванчик один из первых весной зацветает. Распускается одуванчик в дождик и в холод. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркой жёлтой шапочки появляется пушистый шар.

— Что заметили? (Повтор)

— Поработайте в парах, отредактируйте текст.

— Прочитайте отредактированный текст. (Обратить внимание на то, что повтор местоимений тоже не приветствуется, тогда в третьем предложении можно заменить слово одуванчик близким по смыслу – цветок)

— Каким членом предложения является слово одуванчик и слова, его заменяющие? (Подлежащим)

6. Самостоятельная работа

ТЕСТ

  1. Найди лишнее

а) я

б) ты

в) как

г) она

  1. Найди признак личного местоимения

а) называет предмет

б) указывает на предмет, не называя его

в) указывает на действие предмета

г) служит для связи слов в предложении

  1. Каким членом предложения является местоимение

Он долго ходил около школы.

а) сказуемым

б) подлежащим

в) определением

г) дополнением

  1. Сосчитай количество местоимений

как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они

а) 4

б) 5

в) 6

г) 7

Взаимопроверка

Ответы: в, б, б, в

7. Итог урока. Рефлексия.

— С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение)

— Дайте определение местоимению.

— С какой группой местоимений работали? (Личными)

— С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, род, число)

-Для чего же служат местоимения в речи? (Они создают речевое удобство, экономят время)

-Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

— Вот какого высокого мнения о себе местоимение!

— Ребята, а как вы оцениваете себя?

Поставьте своё «Я»:

Самая низкая ступенька – вы всегда идёте за кем-то или стараетесь следовать за кем-то.

Вторая ступенька – вы можете вести сами за собой и идти за кем-то.

Самая высокая ступенька – вы стараетесь вести за собой других.

8. Домашнее задание.

Стр.92 запомнить таблицу;

Стр.92 упр.152 (спишите любые три предложения, подчеркните в них местоимения, определите лицо и число местоимений))

Дополнительное задание по желанию:

Разгадать кроссворд с загадками про местоимения.

1

м

2

3

е

с

т

4

о

5

и

м

6

е

н

и

е

1.Какие местоимения мешают автотранспорту на дороге?

2.Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?

3.Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.

4. Первый слог – личное местоимение. Второй – детская болезнь. А целое – предмет, удерживающий судно. Что это такое?

5. Первый слог – личное местоимение 1 лица. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

6. Первый слог – личное местоимение. Второй – синоним слова НЕСЧАСТЬЕ. Вместе обозначают – клевета или клеветник.

Урок письма и развития речи по теме «Местоимение» в 7 классе коррекционной школы для дете с легкой УО

Конспект урока письма и развития речи в 7 классе

по теме «Понятие о местоимении»

Составитель: Магда Ольга Борисовна.

Учитель письма и чтения МКОУ(С)К школы-интерната для детей с ОВЗ.

Первая квалификационная категория.

Стаж работы – 26 лет. (В данном ОУ- 12 лет)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать первоначальное представление о местоимении как части речи.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • Познакомить обучающихся с ролью местоимений в речи;

    • Учить правильно употреблять местоимения в речи, распознавать их в тексте.

  2. Коррекционные::

    • развивать устную и письменную речь обучающихся;

    • развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы с карточками, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;

    • исправлять недостатки слухового восприятия, фонематического слуха.

  3. Воспитательные:

    • прививать интерес к изучению русского языка;

    • воспитывать бережное отношение к родной природе; чувство товарищества, взаимопомощи.

Ход урока:

1. Орг. момент

Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог родной школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. А чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам только положительные эмоции , мы начнём урок с эмоциональной зарядки.

Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной.

Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,

Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, город самый лучший!

Здравствуй, край, родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

Проснулся я!

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением займите свои места.

— Проверим, кто из вас был самым внимательным . Ответьте на вопрос: каким словом закончилось наше стихотворение? ( Словом я).

— Как вы думаете, к какой части речи относится это слово и что оно обозначает? (Варианты ответов различные)

Задача нашего урока: узнать, что это за слово, к какой части речи относится и что обозначает.

2. Словарная работа.

Послушайте стихотворение и отгадайте, о чем идет речь?

Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Уч-ся: месяц, солнце и луна .

( Иллюстрации с изображением этих предметов прикрепляются на доску).

Давайте вспомним, какие три рода имен существительных мы знаем. (Мужской род-слово –помощник он мой, женский род- она моя, средний –оно мое.)

Работа в тетрадях: выписать из словаря в учебнике еще по 2 существительных каждого рода.

3.Объяснение нового материала.

В ходе урока на доске появились таблички с местоимениями: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

— Будьте внимательны и вы сами догадаетесь, как называются эти слова.

— Прослушайте короткий текст и скажите, что некрасиво звучит в нем? (Выведен на экран.)

Сережа всегда делает уроки. Сережа – прилежный ученик. Сережа часто получает пятерки.

(Повторяется слово Сережа.)

-Каким словом можно заменить слово Сережа?

(Словом он.)

Место какой части речи заняло в предложении новое слово ОН?

(Место имени существительного Сережа).

На доске появляются таблички:

МЕСТО ИМЕНИЕ

— Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (Местоимение)

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

— Послушайте шуточное стихотворение о местоимении:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

— У нас в классе тоже есть Сережа , как он о себе скажет ? (Я делаю уроки).

— Какое местоимение использовал Сережа? (Местоимение я).

— На кого он указывал? (На себя).

— Маша , ты читала сегодня стихотворение?

(Да, я читала сегодня стихотворение).

— Какие два местоимения прозвучали? (Местоимения ты, я).

— На кого они указывают?

(На девочку Машу).

— Ребята, вы готовитесь к новогоднему празднику? (Да, мы готовимся к новогоднему празднику)

— На кого указывает местоимение мы?

— А как вы обратитесь ко мне, какое местоимение используете? (Задают вопросы)

Вывод: местоимение не называет предмет , а только указывает на него.

Работа с правилом в учебнике на стр.75 (чтение по цепочке).

— Что мы узнали о местоимениях?

— Что заменяют местоимения?

— На что они указывают?

4.Закрепление изученного материала.

Физминутка

(на экран проецируется картина с изображением цветочного луга)

— Хлопните в ладоши , если услышите местоимение.

Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

-Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её?

— Над чем вы задумались, прослушав стихотворение?

(Необходимо бережно относиться к природе.)

Давайте пообещаем это нашей природе и составим красивое предложение.

(Запись на доске: Мы будем беречь нашу природу.)

— Разобрать по членам это предложение.

— Назовите предметы ,изображенные на данной картине, замените их местоимениями.

(Запись в тетрадях:

Цветы – они, ромашка – она, лютик – он.)

Проверка – сильный учащийся читает вслух записанное.

Индивидуальное задание –работа по карточке, подчеркнуть местоимения.

Массаж кистей рук

  • Возьмите карандаш, зажав его между ладонями, растирайте их ,усиливая движения до появления теплоты.

  • Кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти, затем то же — левой рукой.

  • Разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

  • Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые и теплые.

5. Работа с учебником. (Для учащихся 2 группы по классификации Воронковой)

— Упр.186 – внимательно прочитайте задание и текст.

— Чтение вслух хорошо читающим учащимся.

— Разбор задания. Первое предложение в качестве образца записать на доске.

— Самостоятельная работа в тетрадях(предложения 1-3).

— Взаимопроверка.

6. Работа по карточкам.

Для учащихся 1 группы:

— Необходимо вписать вместо пропусков местоимения, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

Вставь местоимения вместо точек.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Для учащихся 3 группы:

Подчеркнуть местоимения.

Вечером мы читаем сказки. Что она вырезает из бумаги? Какую задачу они решают? Куда ты идёшь? Завтра я пойду в библиотеку.

7. Итог урока.

— С какой новой частью речи мы сегодня познакомились?

— Перечислите местоимения.

— Вместо какой части речи они используются?

— Называет ли местоимение предметы?

— Подошел к концу наш урок, нужно подводить итоги. Работали все сегодня очень хорошо, а что вы думаете об уроке , мы сейчас узнаем.

Рефлексия ( на партах — по три кружка разного цвета, на доске – таблица: красный – да, коричневый – нет, зеленый – не знаю).Отвечаем на вопросы, используя разные цвета.

— Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

— Понравился ли вам урок?

-Я рада, что вам понравился наш урок , и новую часть речи –местоимение вы будете чаще использовать в своей речи.

8. Домашнее задание.

Выполнить упр.187

1-2 группы — списать любые две строфы стихотворения, подчеркнуть местоимения.

3 гр. — работа по карточкам.

Приложение 1

1.Выбери правильный ответ, обведи нужную букву.

А) Местоимения называют предмет и указывают на него.

Б) Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

2.Подчеркни слова, которые являются местоиме­ниями.

Кошка, я, они, ты, он, мыло, вы, она, оно, коса, мы

3. Вставь нужные местоимения.

Саша сегодня очень устал. _____собирал ягоды и грибы в лесу. Ему помогала его сестра Анечка. ________несла корзинку. Как только солнышко село чуть пониже, _______вернулись домой с полной корзиной.

4.Вставь пропущенные слова. Замени их местоимениями.

Однажды …шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. ……… кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ………… отнял у …….. птенца, и просила отдать …….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно.

5.Впиши пропущенные местоимения.

Вот выглянуло солнце из-за тучи. ________ осветило землю.

Вот на ветку дерева села ворона. ________ громко закаркала.

На другой ветке сидел воробей. ______ чистил свои пёрышки.

Мы любим наблюдать за птицами. _________помогают нам уничтожать насекомых.

Приложение 2

hello_html_483d3cb.jpg

Приложение3

hello_html_417a4d81.jpg

Приложение 4

hello_html_643505de.jpg

Приложение 5

hello_html_m321916e8.gifДа

Нет

Не знаю

Приложение 6

hello_html_738469b.jpg

Приложение 7

Сережа всегда делает уроки.

Сережа – прилежный ученик.

Сережа часто получает пятерки.

Приложение 8

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Открытый урок по русскому языку на тему: Личные местоимения.

Тема: Личные местоимения.

Цели: формирование представлений о личных местоимениях, об их изменении по лицам и числам

Задачи:

  • — закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

  • — познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

  • — упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

  • — воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

  • — развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование:  иллюстрации с цветами, индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, самостоятельная работа

Ход урока:

1.Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

 Начинаем мы опять

 Думать, рассуждать, смекать!

— Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

2. Повторение изученного материала.

1) Начнём работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа

Двадцать шестое января. Классная работа

. 2.Чистописание.

  А писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

Пропишите слово местоимение( поставьте ударение, разделите на слоги)

3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

(Для учителя: Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное — расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.33).

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись»…местоимения»).

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

— Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

— Да, хорошо.

— Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

— Нет, её нет.

— А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Алина, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку «я- 1- е лицо»). Алина, а как бы ты назвала себя и Диму одним словом? (Мы).

(«1-е лицо»).Местоимение мы означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

Как Алина обращается к Диме? (Ты). На Диму указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка «ты- 2-е лицо)

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Алина и Дима говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя — она, Вова — он («3-е лицо«).

Ребята, а как бы вы назвали Алину и Диму одним словом-местоимением? (Они) («3-е лицо«)

А каким словом назвать окно? (Оно) («3-е лицо«).

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

2) Сообщение темы урока.

Учитель. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (Открывается на доске).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

В «Толковом словаре» Ожегова записано:

  • 1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите

Физминутка музыкальная.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.36).

Уч-ль вешает таблицу «Личные местоимения», убирает наборное полотно с карточками.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=b96b782261e465967e613cd47086ffacстр.37 упр. 82 Найдите и подчеркните местоимения. Определите лицо и число личных местоимений.

Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Главная мысль стихотворения?(Беречь природу)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы — они, ромашка — она, лютик — он и т.д).

Учитель: запишите как можно больше пар — существительных и местоимений, их заменяющих.

«Четвёртое — лишнее».

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Самостоятельная работа.

«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Шарады.

Первый слог — личное местоимение,

Второй — детская болезнь.

А целое — тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

Что это?

(Я — корь). (Картинка с подписью)

Хитрые вопросы.

  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Ребус. 7 я (семья)

Итог урока.

Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять — склонять личные местоимения: «Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?»

Отметки за урок. Рефлексия Понравился вам урок?

Вы мне тоже понравились, были активны, внимательны, сообразительны. И я вам дарю своё большое сердце, но оно бесцветное, вы должны своими маленькими сердечками,которые лежат на парте, помочь раскрасить его. Если вам понравился урок- красные сердечки, если нет- зеленые.

Домашнее задание. стр.36 учить правило. Стр.37 упр.83

1 ряд-письмо другу

2ряд- письмо подруге

3 ряд- письмо бабушке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *