Валентность 8 класс: Валентность — урок. Химия, 8–9 класс. – Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

Содержание

Конспект открытого занятия по теме «Валентность химических элементов» 8 класс

Конспект занятия на тему:

«Валентность химических элементов»

Тип : комбинированный, изучение нового материала

Цель: Дать понятие валентности, учить учащихся определять валентность по химическим формулам а так же составлять химические формулы по валентности.

Задачи

I. Образовательные.

1. Познакомить учащихся с понятием валентность;

2. Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;

3. Сформировать и закрепить умение составлять формулы, зная валентность химических элементов.

II. Воспитательные.

Показать единство материального мира

III. Развивающие.

Уметь записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов. Приобретение навыков самостоятельной работы.

Понятия, впервые вводимые на занятии: валентность, постоянная и переменная валентность.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, работа в группах, накопительная система оценивания в течении занятия.

Планируемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,

  2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

Оборудование: Карточки тренажёры, задания на карточках для самостоятельной работы, оценочный лист.

Используемая литература:

Учебник «Химия 8 класс» под редакцией Г.Е. Рудзитис Ф.Г Фельдман

Дидактический материал по химии 8-9 классы под редакцией А.М. Радецкий

Разработка педагогических тестов по химии под редакцией Т.Г Михалёва

Ход занятия:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

  1. Задание. На доске вывешены карточки на тему «Тела и вещества». Распределить карточки в 2 столбика: тела, вещества. Цель данного задания: Выявить знание учащихся о телах и веществах в окружающем нас мире.

Тела Вещества

Парта Полиэтилен

Вилка Пластмасса

Кружка Алюминий

Пакет Железо

Тетрадь Древесина

Ключ Бумага

  1. Задание. На доске вывешены карточки на тему «Физические и химические явления». Распределить карточки в 2 столбика: физические, химические. Цель данного задания: Выявить понимание учащихся о физических и химических явлениях.

Физические Химические Засахаривание варенья Прокисание молока

Растворение сахара в воде Протухание яиц

Таяние льда Гниение листьев

Кипение воды Почернение серебряной ложки

  1. Задание. На доске вывешена карточка на тему «Однородные и неоднородные вещества». Прочитать задание и дать ответ на поставленный вопрос.

Цель данного задания: Выявить понимание учащихся о чистых веществах и смесях ( однородные и неоднородные).

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Маша и Даша на занятии химии выполняли лабораторную работу, которую придумал Дима. Цель лабораторной работы была: выявить какие по составу смеси приготовили для них. Для первого опыта девочки взяли стакан кипяченной воды и добавили в него сахар. Через некоторое время сахар растворился. Для второго опыта им понадобилась стеклянная чаша с водой и песок. Девочки добавили песок в содержимое чаши и через некоторое время увидели, что вещество, добавленное в воду, образовало осадок. Вопрос: Какие смеси приготовил для девочек Дима и как они называются

Вопрос № 1: На доске даны формулы. Что они означают?

2О, О2, 2Н2, Н2О, 3Н2О

Предполагаемый ответ:

2О – два атома кислорода;

О2 –молекула кислорода;

2 – две молекулы водорода;

2О – три молекулы воды.

Вопрос № 2: Что такое, индекс и коэффициент в химической формуле? (предполагаемый ответ – индекс обозначает число атомов химического элемента, входящего в состав молекулы, пишется справа внизу от символа элемента. Коэффициент – обозначает количество атомов или молекул вещества, пишется перед формулой атома или молекулы).

Вопрос № 3: Что такое относительная молекулярная масса, как она обозначается и как рассчитывается?

Предполагаемый ответ – относительная молекулярная масса Mr – показывает во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома элемента углерода. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учетом индексов.

Вопрос № 4: Рассчитать Мr молекулы воды:

Мr(Н2O) = 2Ar(Н) + Ar(О) = 2·1 + 16 = 18

Mr (Н2О) = 18.

  1. Постановка проблемы

На доске записаны химические формулы.

НСl H2O NH3 CH4

— Из представленных формул найдите общее и отличие.

Предполагаемый ответ:

HCl – атом хлора удерживает один атом водорода,

H2O – атом кислорода удерживает два атома водорода,

NH3 – атом азота удерживает три атома водорода,

CH4 – атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

Вывод: Атомы обладают различной способностью удерживать определённое число атомов других элементов. Что это за способность, и как она называется – тема нашего сегодняшнего урока.

III. Операционно-исполнительный этап.

— Запишите тему занятия:

«Валентность химических элементов».

Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.

Каждое вещество имеет свою не похожую на других химическую формулу. Состав сложных веществ можно конечно узнать с помощью трудоёмких экспериментов, но гораздо легче это сделать используя понятие «Валентность». Что же такое валентность?

— Откройте учебник на стр: 28 и найдите определение.

а) Объяснение учителя.

Валентность – это способность атомов данного элемента удерживать определенное число атомов других элементов.

За единицу валентности принята валентность атомов водорода. Он во всех соединениях одновалентен.

I I I I

НСl H2O NH3 CH4

Если элемент присоединяет один атом водорода, он одновалентен, например (НСl), два – двухвалентен, например (H2O), три – трехвалентен, например (NH3), четыре – четырехвалентен например (CH4)

Валентность обозначается римскими цифрами, которые ставятся над символом химического элемента в формуле вещества.

Валентность равную двум имеет кислород, он во всех соединениях двухвалентен.

II II II II

CO H2O SO3 N2O3

Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а атомы других – переменную.

II IV VI

H2S SO2 SO3

На странице 30 учебника дана таблица, в которой приведены валентности химических элементов, которые они проявляют в соединениях. Мет. Указания: Учитель раздаёт подобную таблицу учащимся, которые приклеивают их её на обратную сторону тетради.

Зная формулу вещества, состоящего из двух элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

Мет. Указания: Учитель раздаёт учащимся оценочный лист и объясняет задание.

Алгоритм действий для определения валентности элементов в соединениях:

1. Написать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.

Например, оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II

II

СО2

2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и количеством атомов (индексом) этого элемента.

Для этого умножаем валентность известного элемента на число атомов этого элемента:

2 × II = 4 – это и есть НОК

3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

Индекс при атоме углерода равен 1, значит:

4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода

IV II

СО2

Разберем еще один пример:

I

H2S

1. Валентность водорода постоянна и равна I.

2. НОК: 2 × I = 2

3. 2 : 1 = II – это и есть валентность атома серы

I II

H2S

б) Самостоятельная работа: Учитель раздаёт карточки. Используя таблицу на с. 30 определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

СаО ZnCl2

SiH4 Li2S

AIN BCI3

— А теперь поменяйтесь карточками и проверьте выполненное задание. Поставьте отметку за проделанную работу в оценочный лист.

— Теперь рассмотрим, как зная валентность составить формулу соединения.

Алгоритм действий при составления химических формул по валентности:

1. Записать химические знаки элементов, входящих в состав соединения, и указать их валентности.

Например, составим формулу оксида алюминия – соединения алюминия с кислородом. Запишем знаки химических элементов:

Аl..O..

Валентность кислорода равна двум, валентность алюминия так же постоянна, находим её значение по таблице учебника, она равна трем. Записываем валентности:

III II

Аl..O..

2. Определить НОК чисел, обозначающих валентность обоих элементов.

НОК – наименьшее из целых положительных чисел, делящееся без остатка на каждое из данных целых чисел.

НОК II и III – 6

3. Разделить НОК на валентность каждого элемента, полученные числа обозначают индексы соответствующих элементов.

6 : II = 3, т.е. индекс при атоме кислорода равен 2

6 : III = 2, т.е. индекс при атоме алюминия равен 3.

4. Записать полученные индексы справа внизу у знаков химических элементов.

III II

Аl2O3

Разберем еще один пример: соединение фосфора с водородом, при чем валентность фосфора указана, так как он имеет переменную валентность.

III

Р..Н..

1.Записываем валентность атома водорода:

III I

Р..Н..

2. Находим НОК, оно равно трём

3. Находим индексы элементов:

3 : III = 1, т.е. индекс при атоме фосфора равен 1

3 : I = 3, т.е. индекс при атоме водорода равен 3

4. Записываем формулу с учетом индексов:

III I

РН3

В названии веществ, имеющих переменную валентность, в скобках пишут валентность данного элемента в этом соединении:

СuO – оксид меди (II)

Cu2O – оксид меди (I)

в) Работа в группах.

Мет. Указания: Учитель раздаёт карточки, рассаживает учащихся по группам.

Расставим индексы в формулах следующих соединений:

II III

К..S.. Мg..N..

IV I

Мg..Si.. С..Сl..

II I I

Fe..Сl.. Са..F..

— Проверим выполненную работу. Поставьте отметку в оценочный лист.

III. Оценочный этап.

А теперь давайте оценим свой оценочный лист и выставим отметку. Для этого нужно вывести среднеарифметическое число. Нужно посчитать сумму данных отметок и разделить на их количество.

Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

— Для учащихся которые хотят повысить свою отметку предлагается вариант дополнительного задания.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

IV. Подведение итогов урока.

а) Фронтальный опрос:

Вариант ответа: почему атомы различных элементов удерживают различное число атомов водорода

Вариант ответа: способность атомов удерживать определенное число атомов водорода зависит от валентности данного элемента

Вариант ответа: Валентность – это способность атомов данного элемента удерживать определенное число атомов других элементов.

Вариант ответа: Валентность атома водорода равна 1 а валентность атома кислорода равна 2

Вариант ответа: В соединении состоящем из двух элементов произведение валентности на число атомов одного элемента равно произведению валентности на число атомов другого элемента.

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

V . Домашнее задание:

§11, 12 Вопросы № 1, 2 стр. 32; Задания 4, 5 с. 32-33.

Презентация по химии на тему «Валентность химических элементов» (8 класс)

Инфоурок › Химия ›Презентации›Презентация по химии на тему «Валентность химических элементов» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Валентность химических элементов Определение валентности по формулам их соеди
Описание слайда:

Валентность химических элементов Определение валентности по формулам их соединений

2 слайд Валентность – это свойство атома химического элемента присоединять определенн Описание слайда:

Валентность – это свойство атома химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента

3 слайд Запомни! Валентность Н (водорода) всегда равна I Валентность О (кислорода) вс
Описание слайда:

Запомни! Валентность Н (водорода) всегда равна I Валентность О (кислорода) всегда равна II Элементы I – III А группы имеют валентность, равную номеру группы

4 слайд  HCl h3O Nh4 Ch5 I I I I I II III IV Описание слайда:

HCl h3O Nh4 Ch5 I I I I I II III IV

5 слайд Число единиц валентности всех атомов одного элемента должно быть равно числу
Описание слайда:

Число единиц валентности всех атомов одного элемента должно быть равно числу единиц валентности другого элемента Cl2O7 II VII 14 14

6 слайд Определите валентность элементов по формулам: Na2O MgO Fe2O3 SO2 SO3 P2O5 Описание слайда:

Определите валентность элементов по формулам: Na2O MgO Fe2O3 SO2 SO3 P2O5

7 слайд Составление химических формул по валентности 1. Проставляем валентность элеме
Описание слайда:

Составление химических формул по валентности 1. Проставляем валентность элементов Определяем наименьшее общее кратное (НОК) чисел, выражающих валентность обоих элементов 3. Делением НОК на валентность соответствующего элемента находим индексы P O II V НОК=10 2 5

8 слайд Выполните задание №5 на стр. 37 Описание слайда:

Выполните задание №5 на стр. 37

9 слайд
Домашнее задание § 11-12, упр. № 6-7 на стр. 37 Описание слайда:

Домашнее задание § 11-12, упр. № 6-7 на стр. 37

Домашнее задание § 11-12, упр. № 6-7 на стр. 37

Курс профессиональной переподготовки

Учитель химии

Домашнее задание § 11-12, упр. № 6-7 на стр. 37

Курс повышения квалификации

Домашнее задание § 11-12, упр. № 6-7 на стр. 37

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-063042

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Онлайн урок: Валентность. Степень окисления. Количество вещества по предмету Химия 8 класс

Валентность показывает, сколько электронов «отдал» или «приобрел» атом, но не показывает, отдал атом эти электроны или приобрёл.

Разные элементы обладают разной степенью активности,

и в зависимости от этого при реакциях электроны, хотя и являются общими для двух атомов, являются как бы «сдвинутыми» в сторону какого-то одного из них.

Ядро атома заряжено положительно, электроны — отрицательно. В целом атом нейтрален, поэтому такое смещение нарушает эту нейтральность.

Степень окисления – это условный заряд атома в составе молекулы, если предположить, что принятый электрон полностью принадлежит атому, а отданный полностью не принадлежит.

Рассмотрим степени окисления атомов азотной кислоты HNO3

Известно, что в химических формулах количество атомов в 1 единицу не пишут, но для наглядности мы это сделаем. Получилось H1N1O3

Азотная кислота в природе существует в виде устойчивого соединения, это значит, что сумма всех степеней окисления составляющих ее атомов равна нулю.

Азотная кислота состоит из 1 атома водорода, 1 атома азота и 3-х атомов кислорода.

Водород имеет степень окисления +1

Кислород имеет степень окисления -2

Посмотрим на алгоритм определения степени окисления:

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Adipisci autem beatae consectetur corporis dolores ea, eius, esse id illo inventore iste mollitia nemo nesciunt nisi obcaecati optio similique tempore voluptate!

Adipisci alias assumenda consequatur cupiditate, ex id minima quam rem sint vitae? Animi dolores earum enim fugit magni nihil odit provident quaerat. Aliquid aspernatur eos esse magnam maiores necessitatibus, nulla?