Варианты устной части по русскому языку в 9 классе – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: устная часть ГИА по русскому языку 9 класс

Устный экзамен по русскому языку 9 класс 2018 примеры заданий

Устный экзамен по русскому языку 9 класс 2018 примеры заданий

13 апреля 2018 года впервые проведена апробация итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9 классов во всех регионах России.

 Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля. 

Доступны новые реальные варианты заданий 2019 года

Варианты итогового собеседования 2018 года по русскому языку 9 класс (апробация от 9 ноября 2018 года)


Варианты итогового собеседования 2018 года по русскому языку 9 класс

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Результаты данной апробации не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Смотрите также:

Варианты итогового собеседования 2018 года по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык
Опубликовано: 13 Апрель 2018

13 апреля 2018 года впервые проведена апробация итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9 классов во всех регионах России.

 Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля. 

Доступны новые реальные варианты 2019 года

Доступна демоверсия итогового собеседования 2019 года

9 ноября 2018 года проведена апробация итогового собеседования в 9 классах. Несколько вариантов с экзамена.

Варианты итогового собеседования 2018 (апробация 9 ноября)

Устный экзамен по русскому языку 9 класс 2018 примеры заданий

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Результаты данной апробации не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

 Смотрите также:

Устный экзамен по русскому языку 9 класс

  Устное собеседование  по русскому языку для выпускников основной школы (9 класс)

Устное собеседование

по русскому языку

для выпускников основной школы (9 класс)

 Инструкция по выполнению заданий   Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты . В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута . В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. . Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Инструкция по выполнению заданий

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты .

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута .

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. . Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

 Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.   Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа.

Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1 Задание 1. Чтение текста   1 Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове (1730-1800)  У Вас есть 2 минуты на подготовку.  Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

1

Задание 1. Чтение текста

1

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове (1730-1800)

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

 А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к к простой одежде и еде.  Суворов уважал своих подчинённых - офицеров и солдат, был врагом муштры. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к к простой одежде и еде.

Суворов уважал своих подчинённых — офицеров и солдат, был врагом муштры. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

 Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

   Задание 1 Критерии оценивания  выполнения заданий устной части        Интонация Критерии оценивания чтения вслух  ИЧ Баллы  Интонация  не не соответствует пунктуационному оформлению текста.  Интонация соответствует пунктуационному оформлению Темп чтения ТЧ 1 текста. 0 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.  Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 1  0  Максимальное количество баллов за всё задание  2

Задание 1 Критерии оценивания выполнения заданий устной части  

Интонация

Критерии оценивания чтения вслух

ИЧ

Баллы

Интонация не не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация соответствует пунктуационному оформлению

Темп чтения

ТЧ

1

текста.

0

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

1

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Задание 2 Пересказ текста.   2 Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Модеста Ивановича Богдановича, современника А.В. Суворова: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие  великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова». Подумайте , где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 2 Пересказ текста.

2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Модеста Ивановича Богдановича, современника

А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие

великие вожди, но каждый раз, когда стальная

стена штыков русских должна будет обрушиться

на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте , где лучше использовать слова

М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

 Способы цитирования   Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью. Модест Иванович Богданович  говорил :«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Предложения с прямой речью.

Модест Иванович Богданович говорил :«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Способы цитирования Способы передачи чужой речи Примеры  Модест Иванович Богданович  считал, что  пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова. Предложения с косвенной речью

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Модест Иванович Богданович считал, что пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Предложения с косвенной речью

Способы цитирования   Способы передачи чужой речи Примеры   Предложения с вводными словами. Как утверждал Модест Иванович Богданович,   пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

  • Предложения с вводными словами.
  • Как утверждал Модест Иванович Богданович,

пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

 Задание 2 . Пересказ текста с включением  приведённого высказывания   №   Критерии оценивания пересказа текста с включением П1  Сохранение при пересказе микротем текста приведённого высказывания Все основные микротемы исходного текста сохранены, без фактических ошибок П2 Баллы 2 Работа с высказыванием Упущена или добавлена одна или более микротем. 0 Приведённое высказывание включено в текст во время Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или   Максимальное количество баллов за всё задание 4 приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа уместно, логично, грамотно. 6  пересказа. 0

Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

приведённого высказывания

Все основные микротемы исходного текста сохранены, без фактических ошибок

П2

Баллы

2

Работа с высказыванием

Упущена или добавлена одна или более микротем.

0

Приведённое высказывание включено в текст во время

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или

Максимальное количество баллов за всё задание

4

приведённое высказывание не включено в текст во время

пересказа уместно, логично, грамотно.

6

пересказа.

0

 Формулируем основные мысли абзацев   1.Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. 2. Свою первую победу Суворов одержал в детстве. Это была победа над собственной слабостью. 3. Суворов уважал офицеров и солдат, заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. 4. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. В произведении «Наука побеждать» обобщил свой многолетний опыт.

Формулируем основные мысли абзацев

1.Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову.

2. Свою первую победу Суворов одержал в детстве. Это была победа над собственной слабостью.

3. Суворов уважал офицеров и солдат, заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.

4. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. В произведении «Наука побеждать» обобщил свой многолетний опыт.

 Формулируем основные мысли абзацев   5. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки гордо называют себя «суворовцами». + высказывание:  Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Формулируем основные мысли абзацев

5. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки гордо называют себя «суворовцами».

+ высказывание: Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Определяем место высказывания

Определяем место высказывания

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) 4  Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки,   Допускается не более 3 ошибок и/или искажений слов.    искажения слов отсутствуют.  Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.   Максимальное количество баллов 0 4 Максимальное количество баллов за работу с текстом ( задание 1 и 2) - 6

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

4

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки,

Допускается не более 3 ошибок и/или искажений слов.

искажения слов отсутствуют.

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

Максимальное количество баллов

0

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом ( задание 1 и 2) — 6

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы:  Тема 1. Летний отдых. Тема 2 Любимый актер(актриса). Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?  Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Тема 1. Летний отдых.

Тема 2 Любимый актер(актриса).

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монолог Тема 1. Летний отдых Опишите фотографию . Не забудьте описать: время и место действия; занятие ребят; их внешний вид атмосферу события и настроение участников.

Задание 3. Монолог

Тема 1. Летний отдых

Опишите фотографию .

Не забудьте описать:

время и место действия;

занятие ребят; их внешний вид

атмосферу события и настроение участников.

Повествование Тема 2 Любимый актер Расскажите о своем любимом актере . Не забудьте рассказать: кто Ваш любимый актер или актриса; в каких фильмах или спектаклях он(она) принимал (а) участие; какая роль в исполнении этого актера Вам нравится больше всего и почему; что Вы цените в актерском мастерстве вашего любимого актера.

Повествование

Тема 2 Любимый актер

Расскажите о своем любимом актере .

Не забудьте рассказать:

кто Ваш любимый актер или актриса;

в каких фильмах или спектаклях он(она) принимал (а) участие;

какая роль в исполнении этого актера Вам нравится больше всего и почему;

что Вы цените в актерском мастерстве вашего любимого актера.

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? Не забудьте дать ответы на вопросы: для чего в школе нужны перемены? сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему? сколько времени должны длиться перемены? Почему? как должна проходить перемена?

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • для чего в школе нужны перемены?
  • сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему?
  • сколько времени должны длиться перемены? Почему?
  • как должна проходить перемена?
Задание 3. Монологическое высказывание Критерии оценивания монологического высказывания (М). Выполнение коммуникативной задачи Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей(приведено 10 и более фраз). Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. 3 Экзаменуемый  предпринял  попытку  справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или 0 Речевое оформление высказывания (Р2) допущены фактические ошибки. Высказывание  характеризуется  смысловой  цельностью,  речевой 4 связностью  и  последовательностью  изложения:  логические  ошибки отсутствуют, последовательность изложения не  нарушена. Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более). 0 Максимальное количество баллов Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 6 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей(приведено 10 и более фраз). Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют.

3

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

не на все вопросы были даны ответы, и/или

0

Речевое оформление высказывания (Р2)

допущены фактические ошибки.

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой

4

связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Максимальное количество баллов

Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0

6

баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три-четыре вопроса. Круг возможных вопросов для диалога  Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.  К теме 1  К теме 2  К теме 3

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три-четыре вопроса. Круг возможных вопросов для диалога

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

К теме 1

К теме 2

К теме 3

 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Критерии оценивания диалога (Д) Дан ответ на вопрос в диалоге. Учтена речевая ситуация. Ответ на вопрос не был дан  или 0 Максимальное количество баллов  дан односложный ответ. 2 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Критерии оценивания диалога (Д)

Дан ответ на вопрос в диалоге.

Учтена речевая ситуация.

Ответ на вопрос не был дан

или

0

Максимальное количество баллов

дан односложный ответ.

2

2

Выполнение коммуникативной задачи оценивается  отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 3 и 4 заданию(монолог, диалог)

Выполнение коммуникативной задачи оценивается

отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.

Речевое оформление оценивается в целом по 3 и 4 заданию(монолог, диалог)

 Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4   Грамотность речи  (Р2). Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. 3 Допущено не более 2 орфоэпических ошибок.  Допущено более 3 речевых ошибок. Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью  словаря, используются разнообразные синтаксические Речь  отличается бедностью  и/или  неточностью  словаря,  и/или используются однотипные синтаксические  конструкции  конструкции 1  0 Максимальное количество баллов  4

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4

Грамотность речи

(Р2).

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

3

Допущено не более 2 орфоэпических ошибок.

Допущено более 3 речевых ошибок.

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью

словаря, используются разнообразные синтаксические

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

конструкции

1

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за чтение и пересказ-10 баллов . Максимальное количество баллов за монолог и диалог- 9 баллов.  Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.  Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10  и более баллов.

Максимальное количество баллов за чтение и пересказ-10 баллов .

Максимальное количество баллов за монолог и диалог- 9 баллов.

Общее количество баллов за выполнение

всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачет в случае,

если за выполнение работы он набрал 10

и более баллов.

Устная часть экзамена по русскому языку в 9 классе. ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Устная часть экзамена по русскому языку в 9 классе. ОГЭ»

Устная часть ОГЭ по русскому языку

Вариант 1

Задание 1

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!

Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок.

Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

Задание 2

Условный диалог

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

  1. Есть ли у Вас друг?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Почему Вы подружились? Что у вас общего?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3

Монологическое высказывание

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

  1. Опишите фотографию.

  2. Расскажите о своем хобби (увлечении).

Не забудьте рассказать,

  • почему Вы увлеклись именно этим занятием;

  • о незабываемом моменте, связанном с хобби;

  • разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;

  • есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Перечень оцениваемых аспектов устной речи

  1. Выразительность речи во время чтения

  2. Соблюдение норм

  3. Искажение / верное прочтение слов

  4. Темп чтения

Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Правиль­ность речи

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Задание 2. Условный диалог

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.

Таблица 2

Критерии оценивания диалога (Д).

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

дан неточный или односложный ответ на вопрос,

или

экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

0

Максимальное количество баллов

1

Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.

Таблица 3

Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2).

Баллы

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

3

Общее количество баллов за задание 2 – 8.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Таблица 4

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи — описание фотографии

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Выполнение коммуникативной задачи — повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

0

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более баллов.

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к устному экзамену по русскому языку

Подготовка к устному экзамену по русскому языку.

Методические рекомендации.

        Русский язык является основной дисциплиной для учащихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки к устному экзамену, как допуску к ОГЭ, стала одной из самых актуальных.

Это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней — всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки к экзамену.

Анализируя впервые проведенный в этом году устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята, и решила подготовить для них методические рекомендации.

Первые сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.

        Чтобы учащиеся осознанно подошли к этому экзамену, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5 класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

 


Задание № 1.

Чтение текста.

Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.

При подготовке к чтению обрати внимание на количество абзацев, на слова, в которых нужно правильно расставить ударения, на числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. С точки зрения синтаксического оформления текста нужно обратить внимание на знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.

Алгоритм подготовки к чтению.

  1. Посмотри, о ком текст, который дан в задании.
  2. Обрати внимание на ударения в Ф.И.О. и трудных словах.
  3. Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
  4. Прочитай правильно числительные, встретившиеся в тексте. Вспомни правила о паузах, если встречаются знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
  5. Читай текст в среднем темпе, не забывая о паузах между абзацами и интонации конца предложения.

Я в своей практике, работая по УМК М.М. Разумовской, использую для подготовки ребят к чтению лингвистические тексты, которые достаточно часто даются в учебниках с 5 по 9 класс. Это тексты о русских лингвистах, именно в них можно найти слова, в которых нужно обратить внимание на ударение в фамилиях, именах и отчествах языковедов и в лингвистических терминах. А также в этих упражнениях даются числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. Кроме того, мы с ребятами с 5 класса ведем словарики ударений и работаем по таблице склонения числительных.

Задание №2

Пересказ текста.

При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.

Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.

Алгоритм подготовки к пересказу.

  1. Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
  2. Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
  3. Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
  4. Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
  5. Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
  6. Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
  7. Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
  8. Выбери способ цитирования.
  9. Составь план и перескажи текст.

Алгоритм введения цитаты.

  1. Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
  2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
  3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

Способы введения цитирования.

  1. Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
  2. Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
  3. Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.

Способы цитирования.

Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.

  1. Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
  2. Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д….) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
  3. Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.

         Косвенное цитирование — это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).

В качестве подготовки к этому заданию также использую лингвистические тексты из УМК М.М. Разумовской. А фразы о лингвистах и их работах подыскиваем в цитатниках в интернете.

Уже с 5 класса необходимо формировать навыки смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы успешно  выполнить творческую часть экзаменационной работы.

Задание №3

Монологическое высказывание.

В этом задании нужно выбрать тип речи, в котором вы будете составлять свое высказывание.

  1. тема — описание по фотографии
  2. тема — повествование на основе жизненного опыта

      3 тема — рассуждение на заданную тему

Составляем пошаговую инструкцию по составлению устного высказывания.

         Шаг 1.

Знакомимся с темой высказывания.

Внимательно читаем подсказки.        

Осмысливаем их.        

Выделяем ключевые слова для составления высказывания.

Шаг 2.

Определяем основною мысль высказывания.

Выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.

Шаг 3.

Строим план высказывания.

Шаг 4.

Составляем высказывание.

Не забываем о логических переходах от одного предложения к другому.

Шаг 5.    

Дополняем свой ответ примерами из собственного жизненного опыта.


Алгоритм составления монологического высказывания.

  1. Прочти внимательно задание.
  2. Определись с темой высказывания.
  3. Обрати внимание на подсказки, данные в задании.
  4. Вспомни, как строится высказывание данного стиля речи.
  5. Построй план своего монолога.

Начинаем подготовку к устному монологическому высказыванию с пятого класса. К монологическому высказыванию по теме№1 — описание по фотографии — нам помогают готовиться задания по развитию речи, сочинения по цветным вклейкам в УМК М.М. Разумовской.

Тема №1

Описание.

  1. Вступительная часть

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки).

  1. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

выразить свое мнение (1 -2 предложения)

Монологические высказывания по теме №2 — повествование. К нему нас готовят задания по созданию сочинений на свободные темы, связанные с жизненным опытом ребенка.

Тема №2

Повествование

  1. Вступление

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (праздник, спортивные соревнования, поездка, мероприятие и др.)

Теперь описывай, где и когда это происходило (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть

 Расскажите:

кто участники этого события?

как готовились к событию?

как все происходило? (см. предложенные подсказки)

как участники относятся к этому событию?

  1. Заключительная часть.
  2.  Вывод.

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

 выразить свое мнение (1-2 предложения).

Самым сложным для ребят является монологическое высказывание по теме №3 — рассуждение, при создании данного вида высказывания учащийся должен научиться:

  • рассуждать на заданную тему;
  • создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
  • аргументировать свою точку зрения, используя предложенный материал;
  • точно, логично выражать свои мысли в высказывании.

 Создание сочинения-рассуждения в устной форме — это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.

Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения созданию сочинения-рассуждения. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

Рассуждение

  1. 1. Вступительная часть
  2. Сформулируй тезис

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. 2. Основная часть
  2.  Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки)

  1. 3. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом, выразить свое мнение (1-2 предложения).

Задание № 4

Диалог.

Алгоритм подготовки к диалогу.

  1. Прослушай вопрос, выдели в нем ключевые слова (диалог будет по той же теме, что и твое монологическое высказывание).
  2. Твой ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы. Правильно составленный вопрос уже содержит часть ответа на него.
  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объему, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы и рекомендации.

      Таким образом, используя УМК М.М. Разумовской,  можно подготовить учащихся к их первому испытанию – устному экзамену по русскому языку. Предложенная авторами система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в чтении, пересказе, создании высказываний разных типов речи. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая по УМК М.М. Разумовской уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Подготовка к устному экзамену по русскому языку в 9 классе часть 2

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Выполнение коммуникативной задачи — описание фотографии

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Выполнение коммуникативной задачи — повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый  предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

0

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

Таблица 1

Эти критерии легко перевести в пятибалльную шкалу.

Карточка 1

Монологическое высказывание. Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

hello_html_m5cc38d94.jpg 

Фотография 1

Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? В какое время года сделана фотография? Почему?

Расскажите о своем любимом средстве передвижения.

Не забудьте отметить:

– Почему это средство стало любимым для Вас?

– В каких местах города Вы на нем любите кататься?

– Вам нравится кататься в одиночестве или в компании?

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Карточка 2

Монологическое высказывание. Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

hello_html_3afcc136.jpg 

Фотография 2

Опишите фотографию. Какое явление природы Вы видите?

Расскажите о своем любимом явлении природы.

Не забудьте отметить:

– Почему это явление стало любимым для Вас?

– Где/ в каком месте Вы видели самое запоминающееся любимое природное явление?

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Карточка 3

Монологическое высказывание. Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

hello_html_15165afc.jpg

Фотография 3

Опишите фотографию. Каких животных Вы видите; опишите их? Где они находятся?

Расскажите о своем любимом животном.

Не забудьте отметить:

– Почему это животное стало любимым для Вас?

– Где Вы чаще всего с ним общаетесь?

– Как Вы заботитесь о любимом животном?

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Карточка 4

Монологическое высказывание. Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

hello_html_13a7957f.jpg

Фотография 4

Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где и как перемещаются люди, опишите их транспортное средство, их одежду; что они преодолевают?

Расскажите о своем любимом виде спорта, в том числе и экстремальном.

Не забудьте отметить:

– Командный это вид спорта или одиночный?

– Почему он Вам нравится?

– Какие качества характера закаляет?

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Карточка 5

Монологическое высказывание. Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 hello_html_49fdca64.jpg

Фотография 5

Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, что Вы видите, на что смотрит окно; опишите время суток.

Расскажите о своем любимом виде из окна.

Не забудьте отметить:

– Почему именно этот вид из окна любимый?

– В какое время суток Вам нравится любоваться из окна?

– Вспомните, какие мысли к Вам приходят в это время?

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *