Виды сложноподчиненное предложение: Виды сложноподчиненных предложений – таблица с примерами – Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай – все придаточные прикрепляются непосредственно к  главному;  второй – когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное – к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные. Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему  предложения. Задаем вопрос от главной части:

грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос  к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она. Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного  и того же слова в главном предложении – перед нами  предложение с однородным подчинением (или соподчинением – см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий. Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в  главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и).  Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова:

Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый  серп гулялпусто где? (где) падал колос. Во втором придаточном  предложении  где опущено, а между собой  придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение  может быть однородным  и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение,  отвечают на разные вопросы и / или  зависят от  разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней – придаточное условия.  Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня –

придаточное определительное. Мы  задали  разные вопросы к разным придаточным  от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь  называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными  относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д. 

Она пришла в ужас, когда  узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение – Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала – придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец –  придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого)  называется придаточным второй степени. А  связь называется

последовательное подчинение.

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится  внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др.  Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели  бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что  им вдогонку уже летели  бушующие потоки – придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу – придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения.  Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость  бесследно потерянной  несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения – связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость  бесследно потерянной

  несмотря на что? — сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила – придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в  этом предложении  мы имеем  и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична – придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна  и эластична  в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки – придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не  тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не  тот 

какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот  какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

 

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к  главным предложениям?

3. Чем объяснить, что  сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно,  что обманула нас она (А. Пушкин). (2 ) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман  и что завтра день будет солнечный и даже жаркий  (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец  (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу,  им вдогонку уже летели  бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или,  по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.

Упражнение 2.  Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с  внешним  и прекрасным делом  или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна  и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

 

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

Виды сложноподчинённых предложений

Смысловые отношения в сложноподчинённых предложениях выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Поэтому их классификация во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства располагаются в придаточной части. Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом .

Виды придаточных предложений

Основная статья: Придаточное предложение

Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.

Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:

  • по цели (зачем?, с какой целью?),

  • места (откуда?, куда?, где?),

  • времени (когда?, во сколько?),

  • причины (почему?, зачем?),

  • условия (при каком условии?, в каком случае?),

  • образа действия (как?, каким образом?),

  • сравнения ( как? насколько?),

  • уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).

Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды:

  • С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.

  • С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.

  • С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

Классификации На основании грамматического значения

Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:

  • Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы ида (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.

  • Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что,повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. лито ли… то лине то… не тоа то… а не то, наречие иначе в роли союза.

  • Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.

  • Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.

  • Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).

Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому).

Урок русского языка по теме: «Виды сложноподчиненных предложений»

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.

Тема: “Виды сложноподчиненных предложений”.

Цели:

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;
  • воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование: индивидуальные компьютеры, таблица “Виды придаточных предложений”, электронные тесты: “Определение видов придаточных предложений”, “Смысловая и композиционная целостность текста”, файл с печатным материалом: “Синтаксическая стилистика”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).

II. Постановка темы и целей урока.

Мотивация учащихся (0,5 мин).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

— знать виды СПП и виды придаточных предложений,

— усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,

— различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова.

III. Актуализация опорных знаний (2 мин).

Подчинительные союзы и союзные слова.

(Тест представлен на рабочем столе индивидуального компьютера).

Выберите правильный ответ.

№ 1. Подчинительные союзы бывают:

1) изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные места.

№ 2. Всегда присоединяют союзными словами придаточные предложения:

1) изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные.

№ 3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных:

1) пусть, пускай;

2) хотя;

3) несмотря на то что;

4) с тем чтобы.

№ 4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:

1) в то время как;

2) потому что, ввиду того что;

3) если, раз, если — то;

4) чем — тем.

№ 5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:

1) так что;

2) для того чтобы, чтобы;

3) вследствие того что, потому что, так как;

4) пока, с тех пор как.

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5.

ответ

1

2

4

3

3

IV. Закрепление нового материала

(18мин.).

1. Виды сложноподчиненных предложений (4 мин.).

Фронтальный опрос с опорой на таблицы.

На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?

Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными

изъяснительными

обстоятельственными

Дайте определение и расскажите о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями.

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

Обстоятельственные придаточные предложения

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения

(сказуемое)

обозначают место, время, цель, причину, условие,

уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень

отвечают на вопросы:

какой? который? чей?

отвечают на падежные

вопросы

отвечают на вопросы

обстоятельства

 

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзами

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзными словами: кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

как, где, когда

придаточные места присоединяются союзными словами: где, куда, откуда

Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы.

Дети чувствуют,

кто их любит.

Иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.С. Пушкин.)

Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет.

Как отличите союз от союзного слова?

Отличие

союза

от союзного слова

не является членом предложения

является членом предложения

заменяется союзом

заменяется знаменательной

частью речи

можно опустить

нельзя убрать

Расскажите об указательных словах.

В главном предложении

В придаточном предложении

употребляются указательные слова:

те, тот, тогда, там, туда, оттуда,

так, столько, настолько.

союзы или союзные слова

2. Определение видов придаточных предложений (12 мин.).

2.1. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен на рабочий стол индивидуального компьютера) (2 мин.):

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

2.2. Выполните задания с взаимопроверкой (задание выведено на рабочий стол индивидуального компьютера). (7мин.).

№ 1. Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

№ 2. Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи

3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

№ 3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

№ 4. Укажите номер СПП с указательным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

№ 5. Укажите номер СПП с союзным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

Взаимопроверка (0,5 мин.).

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

ответ

2

2

2

3

3

V. Формирование навыка определения видов придаточных предложений (задания каждого варианта выведены на рабочий стол индивидуального компьютера). (10 мин.).

Вариант 1.

Прочитай задания, выбери правильный ответ.

№1. В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВЕННЫЙ нужно употребить ДЕЙСТВУЮЩИЙ?

1) Психологи считают, что самый действенный способ улучшения памяти – её тренировка.

2) Действенное средство для обработки внутренней поверхности обуви – масло чайного дерева?

3) Принятие обсуждаемого проекта – это весьма действенная экономическая мера.

4) Действенный губернатор является основным претендентом на выборах в Государственную Думу.

№ 2. Укажи номер СПП в 1-м задании, выпиши предложение в тетрадь, начерти схему, определи вид придаточного предложения.

1) 2) 3) 4)

№ 3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ?

1) Гуманные поступки возвышают души.

2) Русская литература всегда имела гуманную направленность.

3) Легко ли быть гуманным и добрым?

4) Воспитать в себе гуманные чувства можно, если неустанно работать над собой.

№ 4. Укажи номер СПП в 3-м задании, выпиши предложение в тетрадь, начерти схему, определи вид придаточного предложения.

1) 2) 3) 4)

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

ответ

4

1

2

4

Вариант 2.

Прочитай задания, выбери правильный ответ.

№ 1. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

1) Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2) Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.

3) В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

4) Мой собеседник был очень человеческий.

№ 2. Укажи номер СПП в 1-м задании, выпиши предложение в тетрадь, начерти схему, определи вид придаточного предложения.

1) 2) 3) 4)

№ 3. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить ЕДИНСТВЕННЫЙ?

1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов.

2) Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности.

3) Главной, единичной его страстью была любовь к науке.

4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.

№ 4. Укажи номер СПП в 3-м задании, выпиши предложение в тетрадь, начерти схему, определи вид придаточного предложения.

1) 2) 3) 4)

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

ответ

4

1

3

2

VI. Смысловая и композиционная целостность текста (

задание выведено на рабочий стол индивидуального компьютера) (12мин.).

Прочитайте текст и выполните задания А1-А5.

 

А. Великий реформатор Петр I ставил верность Отечеству превыше всех других ценностей.

Б. Подлинный расцвет государственного патриотизма связан с деятельностью Петра I.

В. Историк В. Ключевский отмечал, что именно в петровское время получили жизнь такие понятия, как “верность Отечеству”, “общее дело”, “государственный интерес”.

Г. В петровскую эпоху складывалось новое социально-политическое устройство – самодержавно-крепостническое государство, которое оказывало влияние на политику Европы.

Д. …

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г. 2) В, Г, Б, А. 3) Б, В, А, Г. 4) В, Б, А, Г.

Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?

1) В кратчайшие сроки была поведена реформа государства.

2) Именно оно определяло экономическое, политическое, общественное и культурное развитие страны.

3) Государи стремились упрочить положение Российской империи.

4) Она предложила ряд законов для российской судебной системы.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) ставил верность Отечеству

2) расцвет патриотизма связан

3) складывалось новое

4) получили жизнь

Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Начертите в тетради его схему.

1) А. 2) В. 3) Б. 4) Г.

Укажите значение слова РАСЦВЕТ в тексте.

1) Просиять.

2) Стать радостным.

3) Раскрасить в разные цвета.

4) Высшая степень развития чего-либо, подъем.

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

ответ

3.

2

2

4

4

Дополнительное задание.

Тест (представлен на рабочем столе индивидуального компьютера).

№ 1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены)

1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины

3) Д

Сложноподчиненное предложение и его виды

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. «Русский язык. Практика. 9 класс» 

Продолжительность: 90 минут (спаренный урок)

Цели:

  • активизировать знания учащихся о СПП и его видах;
  • активизировать знания учащихся о средствах связи в СПП;
  • проанализировать пунктуацию в СПП;
  • совершенствовать умения учащихся делать синтаксический анализ СПП;
  • развивать лингвистическую компетенцию учащихся;
  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Нацелить учащихся на урок (Слайды 1, 2)

2. Словарный диктант (отработка орфографических умений)

Расположиться неподалеку на нескошенной траве;  тут же увидишь роскошную коллекцию бабочек; откуда-то слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь в течение недели; увидишь издали блестящую гладь озера; позади террасы; пропадающие вдали голоса; растущая наверху рощица; пробираешься налево сквозь заросли.

3. Синтаксический разбор предложения (актуализация знаний учащихся об СПП и средствах связи в нем, условия разграничения союзов и союзных слов)

– Запишите предложение. Определите его структурный тип. Объясните пунктуацию.

От этого становится так хорошо, так весело, что хочется бежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых березок так и сверкают своей ослепительной белизной.
– Укажите количество частей, из которых состоит данное предложение. (3 части.) 
– Укажите главную / придаточные части.
– Посредством чего связываются   придаточные части с главной?  (При помощи союза что и союзного слова где.)
– Как разграничить союз и союзное слово?

Слайды 3, 4.

Запомните!

Союзное слово  1) отвечает на вопрос, 2) является членом предложения,   3) можно заменить другим союзным словом или словом знаменательной части речи, 4) нельзя опустить, 5) выделяется логическим ударением.

Союз  1) не отвечает на вопрос, 2) соответственно, не является членом предложения, 3) можно заменить другим союзом, 4) часто можно опустить без нарушения смысла в предложении, 5) логическим ударением не выделяется.

Запомни!  В качестве средств связи могут выступать, помимо союзов и союзных слов, соотносительные слова, выраженные указательными местоимениями или указательными местоименными наречиями (тот…кто; столько…сколько; так…что; с тем…что; туда…где  и т.п.)

– Определите тип придаточных в данном предложении. (Изъяснительное предложение и обстоятельственное места.)
– Чем мы руководствуемся при  определении вида придаточного предложения? (Вопросом от главной части к придаточной.)

4. Наблюдение над языковым материалом (актуализация знаний учащихся о видах СПП)

Слайд 5.

Виды придаточных предложений

?

определений

?

дополнений

?

обстоятельств

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

Средства связи

Обычно союзные слова:
который, какой, чей, где, куда, когда, что
Союзы и союзные слова:
кто, что, чтобы, будто, частица ли в значении союза

 

Образа действия, меры и степени (союзы и союзные слова: как, будто, как будто, сколько)
Места (союзные слова: где, куда, откуда)
Времени (союзы и союзные слова: когда, пока, с тех пор как, в то время как)
Причины  (союзы: потому что, так как, оттого что)
Следствия  (союз так что)
Цели (союзы: чтобы, для того чтобы)
Условия (союзы: если, если бы, раз, ежели)
Уступки (союзы и союзные слова при частице «ни»: хотя; несмотря на то, что;  пусть, даром что; как ни, что ни

5. Практическая работа (подготовка учащихся к написанию ГИА)

– Выпишите, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем изъяснительными и, наконец, с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.

Слайд 6.

1) Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2) Он не знал что брат привез ему подарок. 3) Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4) И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5) Чтоб воду в ступе не толочь душа обязана трудиться и день и ночь! 6) Небольшой домик куда приехал Лаврецкий был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового леса. 7) Хотя он мог остаться у друзей  Петр вернулся домой. 8) Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне не снилось. 9) Мне удалось поговорить с человеком которого я долго искал. 10) Утром он ассистировал доктору и думал о том как сработает проклятая бомба замедленного действия.

6. Анализ предложений (актуализация  знаний о видах подчинения в СПП и порядке синтаксического анализа)

Определите тип придаточных, на какие вопросы отвечают, чем связаны, составьте схемы предложений.

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Слайд 7.

Вывод. Один и тот же союз и одно и то же союзное слово могут присоединять придаточные разных видов. В данном случае союзное слово «где» присоединяет придаточное определительное (1), обстоятельственное места (2), изъяснительное (3).    

5. Тест (отработка  пунктуационных умений)

Слайд 8.

Запишите предложения, расставив знаки препинания.

1. Куда ни обращаю взор везде синеет мрачный бор.
2. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.
3. Я не знаю где граница между товарищем и другом.
4. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя.
5. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
6. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Слайд 9.

– Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным места.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным времени.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

7. Повторение средств выразительности (отработка  умения анализировать средства выразительности языка, подготовка учащихся к написанию ГИА)

Слайд 10.

Дождичек утром!
Ласковый, мелкий, дотошный.
Словно мышонок,
Скребется в трубе водосточной.
Легким комариком,
Крылышком бьется в окошко.
Тихо крадется по крыше,
Как старая кошка.

В.Боков

– Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка. 

8. Постановка знаков препинания перед союзом КАК

Слайд 11.

   

Запятая не ставится

Запятая ставится

 
 

Примеры

Почему?

Примеры

Почему?

1.


2.

3.

Как град (градом) посыпалась картечь.

Он был как одержимый.

Бел как лунь.
Льет как из ведра.
Здоров как бык.
Холодный как лед.

Обстоятельство образа действия


Именная часть составного сказуемого

Устойчивые выражения

Как прослав-ленного брата, реки знают тихий Дон.


Звезды дрожали в глубине неба, как дрожат капли росы на траве.

Сравнительный оборот


Придаточное предложение

– Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, определите, что связывает союз как.

1) Лед как сахар. (Оборот с союзом как входит в состав сказуемого.)
2) Все идет как по маслу. (Устойчивое сочетание.) 3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни. (Оттенок причинности.) 4) Это была, как вы могли догадаться, наша героиня. (Как входит в вводное предложение.) 5) Как камень упал сокол на землю. (Можно заменить – камнем.) 6) Мы плыли по темной, как чернила, реке. (Сравнительный оборот.)  

– Запишите предложения и определите вид придаточного.

1. Не видели они, как время пролетело. 2. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 3. Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она. 4. Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошенные, хлебам не вредят.

9. Орфографическая работа (отработка орфографического умения)

Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, оттого что, по-видимому, мало-помалу, как будто, вследствие того что, из-за того что, с тех пор как, ввиду того что,  в связи с тем что, для того чтобы.

10. Знаки препинания при составных союзах (отработка пунктуационные умения  при употреблении сочетаний)

Слайд 12.

Придаточные причины присоединяются к главному союзами   потому что, оттого что, ибо, так как. Придаточные с союзами потому что, оттого что, ибо не могут стоять впереди главных. Придаточные с союзом так как  могут занимать любое место.

Слайд 13.

Сравните:
Я поступлю так, как велит мне мой долг.
Я поступлю правильно, так как иначе поступить не могу.
– Как же отличать придаточные причины с союзом так как от придаточных образа действия с союзом как  с указательным словом так?

Слайд 14.

Кроме этих сочетаний, могут быть еще сочетания:
вследствие того, что; ввиду того, что; благодаря тому, что,
например:

Вследствие того, что стало холодно, мы оделись потеплее.
Ввиду того, что было уже поздно, они решили остановиться на ночлег.
Благодаря тому, что он не растерялся, все были спасены.

При соединении придаточных причины этими сочетаниями запятая ставится перед что.

11. Тренировочные упражнения

Слайд 15.

11.1. Диктант «Проверь себя» (отработка умения грамотно оформлять СПП на письме)

Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.
Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.

Слайд 16.

11.2. Объясните причину вашего отсутствия на классном часе:

А) в деловой (объяснительной ) записке.
Б) в записке другу.

– Какие союзы могут быть использованы для связи придаточных с главным в данных речевых ситуациях?

11.3. Запишите 2-3 предложения, содержащих просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если, если бы.

Слайд 17.

Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень признательна тебе.
Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фантастики.
– Обратите внимание на то, что подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой форме, как правило, нельзя.

12. Самостоятельная работа (отработка умения преобразовывать простое предложение в СПП)

12.1. Слайд 18

Замените придаточное  в предложении Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку придаточным условия.

12.2. Слайд 19.

Замените простое предложение

Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь

сложноподчиненным с придаточным

  • причины
  • условия
  • следствия

13.  Подведение итогов урока (рефлексия)

Задачи, поставленные в начале урока мы с вами выполнили. Теперь обобщим все сказанное и сделанное сегодня.
– Чем СПП отличаются от других типов сложного предложения?
–  Какие средства связи употребляются в СПП?
–  Как отличить союз от союзного слова?
–  Какие виды придаточных вам известны?
–  Как определить тип придаточного: по вопросу или по средству связи? Ответ обоснуйте.
–  Укажите пунктуацию в СПП, если придаточная часть стоит: а) перед главной частью; б) после главной; в) разрывает главную часть.

14. Домашнее задание

Слайд 20.

Параграф 215, подготовить сообщение о придаточных обстоятельственных предложениях, используя план упражнения 159; упражнения 153, 145.

Использованная литература:

1. Русский язык. Практика. 9 кл.: Пособие для образоват. учреждений/ Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; По

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *