Учимся понимать текст – 18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст? — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Рабочая программа (5 класс) по теме: Программа факультатива «Учимся понимать текст»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема Учимся понимать текст»

Подготовка к написанию сочинения — рассуждения по прочитанному тексту (часть С, ЕГЭ)…

факультатив по русскому языку «Учимся строить и понимать текст». Подготовка ОГЭ

Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3рабочая программа по элективному курсу…

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского «Орёл и кошка»

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой «Задания на понимание текста» ко всем действующим учебникам. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г. Предназначена…

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой «Задания на понимание текста» ко всем действующим учебникам. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г. Предназначена…

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Два капитана.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой «Задания на понимание текста» ко всем действующим учебникам. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г. Предназначена…

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Муром.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой «Задания на понимание текста» ко всем действующим учебникам. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г. Предназначена…

конспект урока «Учимся понимать текст»

работа с текстом…

эффективные упражнения по работе с текстом в начальной школе – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Статьи

Начальное общее образование

Продуктивное чтение — это ключевое универсальное умение, которым предстоит овладеть всем младшим школьникам. В понятие полноценного чтения входит множество умений: поиск информации, понимание, оценка и интерпретация прочитанного текста.

16 апреля 2018

Базовые принципы
  1. Мотивация. Принципиально важно, чтобы при чтении ребенок понимал, зачем ему это делать. Если учебная задача станет его личной задачей, результаты будут значительно выше. «Тебе в будущем пригодится», — слова, для ребенка ничего не значащие. Важно учиться полноценному чтению, пониманию текста, работе с информацией — не для мамы, бабушки, будущего, а для тебя сегодняшнего. Ребенок должен видеть, что навыки чтения полезны ему сейчас, с ними ему легче понимать и быть понятым.

  2. Эмоциональное воздействие. Многие из заданий учебника побуждают, удивляют, вызывают улыбку — и это оправданный тон. Только таким образом можно поддержать интерес ребенка к продуктивному чтению.

  3. От простого к сложному. Каждое умение формируется постепенно. Освоение навыков начинается с простых упражнений с постепенным наращиванием уровня сложности.
Работа с текстом: базовые упражнения
для формирования навыков полноценного чтения

Учимся понимать прочитанное и искать информацию. Чтобы решить эти задачи, нужно, во-первых, заранее объяснить детям, какова конечная цель чтения текста. Зачем читаем? Что ищем? На какие вопросы хотим найти ответ? Во-вторых, нужно создать условия, при которых ребенок может остановиться на незнакомом слове: поднять руку и спросить, что обозначает слово, заглянуть в словарь. Совершенно неважно, какую именно работу он сейчас проводит: даже на ВПР уместно спросить, что означает то или иное слово.

Литературное чтение. 200 заданий по литературному чтению для тематического контроля. Литературные игры и творческие задания. 4 класс

Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение». Оно дополняет комплект по курсу Литературному чтению для 4 класса, включающий учебник (в 3-х частях), рабочие тетради, методическое пособие, контрольные и диагностические работы, тесты и самостоятельные работы для текущего контроля, обучающие комплексные работы. В пособие включены задания и орегинальные литературные игры, позволяющие роверить знания текста литературных произведений, изучавшихся школьниками в течение 4 лет обучения.

Купить

Упражнение:

Работаем со словарем. Многие слова в учебнике отмечены звездочкой: это слова, которые, вероятно, для многих детей окажутся новыми. Также в учебнике есть толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический словари, где можно быстро найти значение, произношение, происхождение такого слова. Так мы формируем у детей умение работать со словарем, а это важный шаг к полноценному чтению и пониманию текста. Постепенно можно знакомить детей с полноценными словарями.

Определяем тему и главную мысль текста. По результатам ВПР, именно формулировать главную мысль текста нашим детям особенно сложно. Это не типовая задача: ведь все тексты разные, значит, всякий раз ребенок применяет познавательное умение, ищет то главное, что будет выражать основную мысль.

Упражнения:

  1. Читаем текст, предлагаем на выбор несколько возможных тем. Обсуждаем, какие темы более общие, какие звучат более конкретно, какая из тем максимально приближает нас к идеям, выраженным в тексте.

  2. Отличаем тему от основной мысли.
    Это задание для учителя: спрашивая, о чем этот текст, не ждите услышать основную мысль — скорее всего, дети в ответ дадут тему. А вот чтобы услышать возможную основную мысль, стоит задавать вопрос точнее: ради чего писался текст? Что именно хочет сказать нам автор? Какую самую важную идею он хочет до нас донести?

  3. Предлагаем по заголовку предположить, о чем будет текст. Пусть прозвучат самые разные предположения, даже противоречивые: неверных здесь быть не может. Так мы тренируем умение вчитываться в смысл заголовка текста и предполагать информацию.

  4. Пытаемся озаглавить текст. Важно почувствовать, что заглавия могут быть разные, нет единого верного решения. Вокруг возможных названий полезно организовать учебную дискуссию.

  5. Собираем связный текст из предложений. Сложность в том, что в младшей школе у детей пока только формируется представление о тексте как о единице речи. Для них неочевидна разница между набором предложений и связным текстом. Нужно как можно скорее открыть детям эти смысловые связи. В ВПР подобная задача дается детям сложно, в частности потому, что предложения пронумерованы: нумерация разрушает текст, сложнее собрать его воедино. Предлагается, во-первых, проигнорировать нумерацию, а во-вторых, задать себе вопрос: можно ли сложить текст из данных предложений? Вполне возможно, что они объединены общей темой, но не составляют связного текста.

  6. Сравниваем два текста со схожей основной мыслью.

Примечание. Поначалу полезно давать для таких заданий текст, хорошо знакомый детям. Только после этого можно переходить к работе над текстом, который детям незнаком. В рамках данных упражнений полезно замечать, как выстраиваются связки между предложениями в тексте, как используются синонимы, чем можно заменить ключевые слова. Делим текст на части, составляем план.

«Навыки работы с текстом по плану приобретаются легче, если мы помогаем ученикам «присвоить» учебную задачу. Обязательно обсудите: зачем план? Как он поможет пересказать, передать мысль, не упустить главного? Напомните, что и не применительно к тексту полезно использовать план: например, когда ребенку нужно рассказать важное, поделиться своими мыслями, убедить. То есть если мы задумываем свой собственный текст, то начинаем с плана».

Ольга Калинина Заслуженный учитель РФ, автор учебников и дидактических пособий по русскому языку системы УМК «Планета знаний»

Упражнения:

  1. Сопоставить текст и план. Уже даны и текст, и готовый план. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части.

  2. Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно.

Учимся находить информацию, данную в явном виде. Казалось бы, что тут сложного? В тексте и так все есть! Однако часто мы задаем вопрос по тексту, а ребенок отвечает без опоры на текст, исходя из собственных представлений. Обучите детей находить в тексте, что думает по данному поводу автор.

Учимся понимать информацию, данную в неявном виде. Здесь особенно полезно разбирать загадки, пословицы: эти жанры предполагают, что за первым очевидным слоем стоят другие.

Упражнения:
  1. Работаем с пословицами. Разбирая пословицы, дети могут от буквальных смыслов перейти к аналогичным примерам, затем к логическому обобщению, выведению общего правила.

  2. Формулируем ответ на вопрос по итогам прочтения текста. Важно, чтобы в тексте не было дано прямого ответа: ученики должны проанализировать прочитанное и сами сформулировать ответ на вопрос.

  3. Находим в тексте доказательства приведенного утверждения. Учимся использовать текст для того, чтобы подтвердить, доказать или опровергнуть тот или иной факт. Здесь тоже важно, чтобы данные из текста не отвечали на вопрос напрямую — чтобы у ребенка оставалось пространство для истолкования, интерпретации.
    Учимся преобразовывать и интерпретировать информацию. Здесь в первую очередь идет речь об умении пересказывать — подробно и кратко, устно и письменно, формулировать выводы, сравнивать объекты, сопоставлять мнения, в конечном счете — создавать собственные тексты на базе прочитанного.

  4. Литературное чтение. 3 класс. Проверочные и диагностические работы

    Пособие содержит проверочные работы и предназначено для организации текущего контроля и диагностики знаний и умений учащихся в 3 классе по учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение».

    Купить
Упражнения:
  1. Подробный пересказ нужен затем, чтобы обогатить лексикон учеников, разнообразить их арсенал выразительных средств языка. Здесь главное правило — допускать любые формы выражения собственных мыслей ребенка. Учить текст наизусть — плохая практика: можно и стихотворение сочинить, и письмо написать, и презентацию составить. Дайте ребенку возможность себя полностью творчески раскрыть.

  2. Прогнозирование текста. Сначала анонсируется заголовок текста: детям предлагается подумать, о чем может быть текст. В этот момент уже создаются разные устные тексты в виде прогнозов. После этого ученики слышат исходный текст. Как правило, это очень внимательное, осмысленное слушание и восприятие текста, ведь все дети мотивированы услышать, что они угадали, а что нет.

  3. Краткий пересказ  — работа наиболее сложная, так как ребенку приходится выделять из текста, а иногда и формулировать основную мысль каждого фрагмента текста. Если дети справляются, попробуйте пересказы от разных лиц: героя, автора, читателя.


Ольга Борисовна Калинина, заслуженный учитель РФ,
автор учебников и дидактических пособий по русскому языку системы УМК «Планета знаний»

Рабочая программа факультативного курса «Учимся понимать текст»

Пояснительная записка.

Назначение программы учебного курса по выбору «Учимся понимать текст» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.

Актуальность курса в том, что новый Государственный образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Отражением этих требований является государственная итоговая аттестация девятиклассников в новой форме – ГИА: задания 1 и 2 части направлены на проверку уровня понимания, анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного высказывания.

Программа рассчитана на 34 часов.

Цель курса:

Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Задачи курса:

— формирование умения слушать и понимать текст

— обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации

— совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения

Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части.

Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга.

Ожидаемые результаты:

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

Содержание курса.

Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство

текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили

Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

Публицистический и художественней стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

Сжатие как вид информационной переработки текста. Три

способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста:

1) замены:

— замена однородных членов обобщающим наименованием;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

— замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

— исключение повторов;

— исключение фрагмента предложения;

— исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

«Содержательные» приёмы сжатия текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Построение монологического высказывания на основе рисунка. Диаллог

Учебный тематический план курса «Учимся понимать текст»

1.

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

1

2.

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

1

3.

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

1

4.

Учимся анализировать текст: художественные средства выразительности в тексте

1

5.

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

1

6.

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

1

7.

Учимся сжимать текст: сжатое изложение

1

8.

Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

1

9.

Работа с ключевыми словами в микротеме

1

10.

Сохранение логической связи между микротемами в сжатом тексте

1

11.

Средства связи предложений при сжатии текста

1

12-13

Практическое занятие . Устный пересказ текста

2

14.

Анализ ошибок при пересказе. Речь и орфоэпия

1

15.

Интонация при чтении текстов

1

16.

Способы цитирования

1

17.

Способы цитирования при пересказе

1

18.

Практическое занятие. Выбор места для включения цитаты при пересказе

1

19.

Монологическое высказывание. Описание рисунка

1

20-21.

Практическое занятие. Описание рисунка

2

22.

Анализ ошибок, допущенных при описании рисунка

1

23-24.

Монологическое высказывание. Повествование на основе жизненного опыта

2

25-26.

Практические занятия «Повествование на основе жизненного опыта»

2

27.

Анализ ошибок, допущенных при построении монологического высказывания

1

28.

Диалог как вид речи. Требования к диалогу

1

29-31.

Практическое занятие «Диалог на предложенную тему»

3

32-33.

Практические занятия «Чтение текста. Комплексный анализ текста»

2

34.

Итоговое занятие

1

ИТОГО

34

Литература для учителя:

1. О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста (ФГОС) М.Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва 2016

2.М.Ю. Никулина. Зачётные работы по русскому языку. 8класс (ФГОС). Издательство «Экзамен». Москва 2016

3.И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. Занимательная стилистика. Пособие для 8-9 класса. Москва, «Просвещение «1988

Литература для учащихся:

1. О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста (ФГОС) М.Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва 2016

Статья «Как научить детей понимать текст?»

Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД

Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения  в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными  (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).

Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:

hello_html_63d8ce9c.jpg

Два основных способа работы над пониманием текста

План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли  текста.

Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:

    • «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (роза, пион, ирис).

hello_html_m7a477667.jpg

  • «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.

    • Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).

    • Парта — дерево. Нож — ? (сталь)

    • Осень — весна. Рассвет — ? (закат)

  • Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.

    • «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.

hello_html_73d4d8b1.jpg

В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:

Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)
Через болото не пойду.
Знакома рыбам тень моя, (Комар)
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил. (Сазан)

Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол)
Но со мною не сравнишь.
Я худ и щуплОтваги полный (Плотва)
Жучок таранит носом волны.

Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?

Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.

При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.

Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.

Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.

Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.

Какие еще есть приемы для понимания текста?

  • Разные виды пересказа.

  • Рисование словами и на рисунках.

  • Анализ иллюстраций.

  • Дидактические игры.

  • Эксперименты стилистические.

  • Составление диафильма.

  • Чтение по ролям.

  • Инсценировка.

  • Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.

  • Музыкальная иллюстрация произведения.

Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: Учимся понимать исходный текст

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:

«Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»

Автор: Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской области.

Дата:

Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи  урока:

образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное  расположение доводов, подготовить к написанию  домашнего сочинения;  

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление  схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий  части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом. 

Конспект урока по русскому языку  в 10 классе сопровождается презентацией.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).

Планируемый результат (УУД):

Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении.

Коммуникативные:  Умение обсуждать и аргументировать свою позицию.

Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.

Здоровьесберегающие технологии:

  •  Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд  
  •  Релаксация
  • Личностно – ориентированное обучение
  • Технология индивидуализации и дифференциации
  • Технология проблемного обучения
  • Технология игры
  • Технология группового обучения

Сценарий урока

I. Оргмомент.  (1 мин)

Учитель: Организует рабочую обстановку.

Учащиеся: Проверяют готовность к уроку.

II. Формулирование темы и цели урока. (2 мин)

Cлайд 1

Запишите тему урока «Учимся понимать исходный текст.»

Гиперссылка на word

Рабочий лист (знакомство)

Учитель: Просит сформулировать цель урока:

-Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.

Слайд 2

Учащиеся: Формулируют цель урока:

(продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ)

  1. Орфоэпическая разминка (2 мин)  

       

Слайды 3-5

Учитель: Выписать выделенные слова и расставить в них ударение. 

Учащиеся: выполняют задание № 2, расставляют ударение.

1 вариант

  • А что это мне никто не звонИт?
  • У вас нет недвИжимости?
  • Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
  • Без твоей опЕки (не опёки) он и шагу ступить не может.
  • Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше.
  • Голос из-за двЕри.
  • Хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок.
  • БаллотИроваться в депутаты?
  • Почему и нет?

2 вариант

  • Я балУю свою дочь.
  • Выбор шАрфов в магазине огромный.
  • У вас тут брОня должна быть на билеты.
  • Мы сами вам позвонИм.
  • Из этих договОров следует…
  • Предлагаем оптОвые партии товара.
  • Хочу поработать с каталОгом.
  • Когда же наконец включАт свет?

Учитель: проверить себя и выставить баллы в оценочный лист по шкале.

Количество правильных ответов

Балл

8

5

6-7

4

4-5

3

0-3

2

Учащиеся: проверяют себя и выставляют баллы в оценочный лист.

Слайд 6

Учитель: знакомит с оценочным листом. (0,5 мин)

Оценочный лист

(ознакомление)

Оценочный лист ученика(цы)__________________

Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по следующей шкале:

             13-14 баллов – 5

10-12 баллов — 4

7-9 баллов — 3

0-6 баллов — 2

Балл

за  

орфоэпическую

разминку

Балл

за информационную

обработку текста

Баллы

за работу с текстом

Сумма баллов

Итоговая

оценка

проблема

комментарий

позиция автора

IV. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса.           (1 мин)                          

Слайд 7

Учитель: 

«Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

(из материалов международного исследования PISA)

Слайд 8

V. Информационная обработка текста. (2 мин)

Учитель:

На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь.

 “Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”

Учащиеся: выполняют задание № 2

  • Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе?
  • К какому стилю принадлежит текст?
  • (К официально-деловому.)
  • Найдите логическое ядро текста.
  • (Беспошлинный ввоз)
  • Кого поддерживает данный документ?
  • (Иностранного производителя)
  • Будем подписывать?
  • (Нет)

Учащиеся: проверяют, выставляют балл в оценочный лист.

Слайд 9

Ответ

Балл

Не подписывать

5

Подписывать

2

VI. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.  (1 мин)

Учитель: 

— Правильное понимание текста необходимо для успешного выполнения части С  на ЕГЭ. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения  было сложной задачей для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

Учащиеся: Слушают учителя.

Учитель: Давайте вспомним задание части С.

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Слайд 10

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

VII. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.  

  1. Повторение алгоритма  написания сочинения.       (1 мин)

Слайд 11

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент жизненный.

7. Аргумент читательский.

8. Заключение.

Слайд 12

Работа с исходным текстом

Шаг 1

Слайд 13

Информативность – один из важнейших признаков текста

Слайд 14

2. Сведения об авторе.

Учитель: Предлагает прочитать текст.

Слайд 15

3. Чтение текста. (2 мин)

КАК ГОВОРИТЬ?

      1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

     5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

   8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

      10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

      12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».                

 (По Д.С.Лихачёву)

Слайды 16 — 17

4. Анализ структуры текста  (объяснение развития авторской мысли)

(3 мин)

 

Учитель: Задает вопросы по тексту:

-Какой вопрос волнует Д. Лихачева в тексте?  (Д.Лихачева волнует вопрос: «Как говорить? Как язык характеризует человека?»)

-Какие доводы он подбирает для ответа на этот вопрос?

-Выделите в каждом абзаце микротему.

 Подсказка: рассмотрим каждую микротему и найдем ответ на этот вопрос.  Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:

Тезис

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Аргументы

  • Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости.
  • Сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
  • Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
  • И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Вывод

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает.

Слайды 18 — 31

4.  Фронтальная работа, взаимопроверка.

  • Формулирование проблемы
  • Комментарий к проблеме
  • Позиция автора

Слайды 32 — 36

VIII.  Собственная позиция и аргументация.

1. Примеры аргументов. Чтение отрывка из литературы. (2 мин)

  • Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, как язык характеризует человека.
  • Какие доводы мы можем привести?
  • Чем говорить плохие слова, лучше помолчать.
  • “Слово – серебро, молчание — золото”.
  • Молчание не обозначает отсутствие ума, а обозначает отсутствие глупости.
  • Это прекрасно понимал М. Горький. Послушайте его рассказ “Красивая”.

Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

— “Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…”

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.

Учитель: 

  • Что произошло?

— Да, речь женщины убила ее красоту.

Слайд 37

2.   Примеры аргументов.

Чтение по ролям стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

  • Чо?
  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

  • Где?
  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!
  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

  • Гы!..
  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

  • Врёшь!
  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

  • Ха!..
  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос…

  • Брось!..
  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

  • Псих!..
  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

— Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

3. Примеры аргументов. Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев» Элочка Щукина. (2 мин)

Свою обеспокоенность состоянием русского языка высказывали и продолжают высказывать деятели науки и культуры.  Об этой проблеме пишут книги, снимают фильмы.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев».  Элочка Щукина.

Косноязычие приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…

4.  Примеры аргументов.  

Учитель: 

Русский язык предоставляет нам возможность говорить точно, красиво, правильно и в то же время непринужденно в любой речевой ситуации. Неуместное употребление того или иного стиля может создать негативное представление о человеке или способствовать непониманию того, о чем он говорит.

Видео   (3 мин)

Фрагмент из “Ералаша»

Слайд 38

IX. Этап подведения итогов – рефлексия.  (1 мин)

Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«?» — тему урока не понял,
«!?» — тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  — тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе.

Слайд 39

X.  Задание на дом.  (1 мин)

Учитель: Объясняет домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение

XI.Заключительное слово. (2 мин)

Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей    сегодняшней    работой.

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет —  живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: ________________________

  • Как думаете, что ответил мудрец?  

(Ребята могут ответить на этот вопрос).

«Все в твоих руках», — ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!..

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок русского языка «Понимание текста»

Учитель Бирюкова Анжелика Александровна.

Урок русского языка.6 класс

Тема: «Учимся понимать текст. Составление плана текста.»

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

— обучить работе с текстом;

— повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

— расширить лексический запас слов.

2) Практические

— учить детей читать и понимать текст

— учить видеть структуру текста;

— учить составлять план текста.

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

— развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Тип урока Урок развития речи

Рабочие листы к уроку

Презентация к уроку

Орг.момент

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? (надевают академические шапки)

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)

-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст»(запись темы урока)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(будем учиться понимать текст)

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

— А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения? (на других

уроках, на экзамене и просто в жизни)

Работа с текстом

Подготовка к восприятию текста

-Ребята, а что вы знаете о жуках? Какие ассоциации возникают со словом «Жук». Давайте составим кластер. ( Крылья, вредитель, черный,насекомое). Сейчас мы с вами прочитаем об этих удивительных насекомых, но сначала давайте вспомним: что такое текст, тема, основная мысль. Для этого мы выполним упражнение на стр.114.Дополните определения словами.

-Понимание текста — задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Мы с вами  сегодня отроем секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.

Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.

 Работа  С ТАБЛИЦЕЙ

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)

2.Выделение ключевых слов

3.Диалог с автором (какую информацию он хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать? (работа с таблицей, графа «До чтения»)

-Кто автор? Владимир Визор. Прочитайте заголовок. Найдите главные слова в заголовке.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Ответы

-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста»:

-Подчернуть все непонятные слова.

-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл).

-При чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?

-Итак, господа ученые, мы сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтению и пониманию текста.

Добро пожаловатьв мир жуков!!!

Чтение текста Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

Сказка о жуке — навознике Начинает читать  Балабаева

Владимир Визоб

   Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.  Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами  и стройными крыльями.  Вот бы и мне стать таким, – подумал Жук. 

 -Остановились… Кто вылез из ямы?

-О чем задумался жук.

_как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Евментьева
   И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук олень, жук дровосек, майский жук или какой либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
   Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет,  что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом. 

— Кого встретил жук?

-Как вы думаете о чем будут разговаривать еж и жук? Титкова
   – Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. –  Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и  жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой? 
   – Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай.  И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли. 
   – Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.

— Почему Жук считает ежика мудрым? Трофимович
   – Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили  очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому,  что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это  такие летающие большие кузнечики, которые поедают  все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе.  А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии. 
   – А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.

— А что было в Австралии?

— Как вы думаете, о чем поведает Ежик?Сергушкина
   – В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали не только мясо, но и молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
   – Я? – удивился Жук.
   – Да, да именно ты – ответил Ежик. 
   – Но как?– еще более недоумевал Жук.
   – Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить. 
   – Уважаемый Ежик,– спросил Жук, –  а кто эти существа, которые спасают Землю?
   – Это жуки  навозники – ответил Ежик.
   – Какие они полезные! – воскликнул Жук.
   – Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
   – Так я жук навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук. 
   – Да. Но не огорчайся  –  ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук скарабей. И он тоже был жуком навозником. 
— Что узнал о своих сородичах жук?

-Пользу или вред  приносят жуки-навозники Пожарская

   На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни. 
   И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле. 

-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

-Давайте воспользуемся словариком и выясним значение непонятных слов)

( предназначение, гармоние, пагубные)

-Сейчас Баков Назар, доцент кафедры русского языка, прочитает определение этих слов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Осмысление (понимание) текста

Фронтальная беседа

-То, что мы читали, — это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

— Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? ( ….)

-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось иллюстрациями и музыкой? (они помогали лучше понять текст, почувствовать его)

— О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о …….)

-Какую информацию несут иллюстрации ? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

-Словарная работа Что такое иллюстрация? 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое-либо положение; 

-Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки — звуковой, музыкальный образ)

-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)

— Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо?

-Вот мы и прочитали текст, поняли его.

-Из скольких смысловых  частей состоит  текст?  Из 5

-Как называютя эти части? (микротемы)

-Как можно назвать самое краткое и сжатое изложение текста, в котором перечислены все его микротемы ? (План)

Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание — составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

ПРИЕМ «Инсерт»

-На стр 115 прочитаем о том, как план помогает понять и изложить информацию текста, с которым вы работаете

-Возьмите в руки карандаши, промаркируйте текст(  что нового узнали, что знали, что осталось непонятным). Какие виды плана бывают?

-Сейчас я попрошу вас  выполнить задания, работая в группе.

1 группа –Составляет назывной план  

2 группа  Составляет вопросный план, затем задает их своим одноклассникам

3 группа составит  тезисный план (каждая группа работает со своей частью)- 5 мин

4 группа готовит сообщение отобрать самое важное и подготовть сообщение о «Пользе жука-навозника

— Составили план , проверяем.

Итак, господа ученые-лингвисты, узнали ли вы сегодня что-то новое, ранее неизвестное?

-А теперь давайте применим наши знания на пракитике.( 6 минут)

— Как бы вы закончили эту сказку? Напишите продолжение.4-5 предложения

Проверяем 4 человека

Я зачитываю свое продолжение.

-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на других уроках?

Оцените свою работу на уроке, поднимите карточки

Отлично-Зеленый

Хорошо –красный

-Урок окончен,до свидания.

Приложение

Сказка о жуке — навознике .

Владимир Визоб

   Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.  Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами  и стройными крыльями. « Вот бы и мне стать таким», – подумал Жук. 
   И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук- олень, жук- дровосек, майский жук или какой -либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
   Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет,  что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз,  куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом. 
   – Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. –  Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и  жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой? 
   – Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай.  И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли. 
   – Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.
   – Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили  очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому,  что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это  такие летающие большие кузнечики, которые поедают  все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе.  А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии. 
   – А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.
   – В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
   – Я? – удивился Жук.
   – Да, да именно ты – ответил Ежик. 
   – Но как?– еще более недоумевал Жук.
   – Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить. 
   – Уважаемый Ежик,– спросил Жук, –  а кто эти существа, которые спасают Землю?
   – Это жуки  навозники – ответил Ежик.
   – Какие они полезные! – воскликнул Жук.
   – Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
   – Так я жук — навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук. 
   – Да. Но не огорчайся  –  ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук -скарабей. И он тоже был жуком -навозником. 
   На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни. 
   И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле. 

Владимир Визоб,  декабрь 2013 

Приложение2
 

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

Конспект урока по русскому языку на тему «Учимся понимать текст» (6 класс)

Урок русского языка.6 класс

Тема: «Учимся понимать текст»

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

— обучить работе с текстом;

— повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

— расширить лексический запас слов.

2) Практические

— учить детей читать и понимать текст

— учить видеть структуру текста;

— учить составлять план текста.

Формирование надмпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

— развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Социальные компетенции

— работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

III. Воспитательные цели:

воспитывать милосердие, любовь к Родине, уважение к людям.

Тип урока

Урок развития речи

Оборудование

Рабочие листы к уроку

Мультимедийный комплекс

Презентация к уроку

Доска

ДАТА

Учимся читать и понимать текст

Орг.момент

Здравствуйте, ребята.

Актуализация знаний

Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)

-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст» (запись темы урока)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(будем учиться понимать текст)

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

— А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения? (на других

уроках, на экзамене и просто в жизни)

Работа с текстом

Подготовка к восприятию текста

-Ребята, а знаете ли вы, как появилось название нашего города? Существует множество легенд о происхождении слова «Ессентуки». Мы познакомимся с карачаевской легендой.

-Но сначала, ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

-Понимание текста — задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.

План работы читателя с текстом

Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его. СЛАЙД 3 С ТАБЛИЦЕЙ

1.Автор

2.Название

3. Эпиграф

4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)

2.Выделение ключевых слов

3.Диалог с автором (какую информацию он хочет

донести автор до читателя)

4.Основная мысль

1. Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения.

-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать? (работа с таблицей, графа «До чтения»)

-Кто автор?

-О чем говорит название? (……)

-Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?

С тех пор тот ключ живительный, как колос,

Как божий дар, что победил недуг,

По-карачаевски зовется «ессен-тюк»,

Что в переводе значит живой волос. (С.Рыбалко)

-Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать?

-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста:

-Подчернуть все непонятные слова.

-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл).

-При чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?

Итак, господа ученые, мы сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтению и пониманию текста.

Чтение текста

Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

Ессентуки – название, полное тайн.

Если объяснение названий городов Кисловодска, Пятигорска, Железноводска довольно обычное и прозаичное, то вот слово «ессентуки» несет в себе таинственность легенд, преданий и исторических данных.
Еще арабский путешественник Ибн-Батута , посетивший Северный Кавказ в 1334 году, писал в своих записках, что он должен проехать в ставку султана «в местности Бишдаг».
Исследования М.Е.Массона и раскопки восьми погребальных мавзолеев показали, что возле нынешних Ессентуков находилось крупное золотоордынское поселение. Востоковед считал, что название Ессентуки произошло от собственного имени владевшего данной местностью хана Ессентуга: «эс-сен» — тучный, здоровый, «туг» — знак, бунчук. Об этом говорят и сохранившиеся до наших дней названия «Лес Есана», «Поле Есана». В одном из погребальных мавзолеев был найден хорошо сохранившийся скелет монгола, и, как считают археологи, это захоронение одного из потомков Чингисхана.
После разгрома в 1395 году последнего золотоордынского хана Тохтамыша эмиром Тимуром на Пятигорье пришли кабардинцы, а местность, где сейчас расположены Ессентуки, стала использоваться как пастбища разными народами, которые оставили свои легенды и предания о происхождении слова «ессентуки».
Когда-то по долине реки Подкумок проходил знаменитый Шелковый путь из Византии в Китай. В средние века владели им и строили здесь крепости византийцы, а потом итальянцы-генуэзцы. Местные народы называли их франками. По преданию, которое записал в прошлом веке французский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере, землями вокруг горы Бештау владел знатный и богатый франк. По тучным пастбищам паслись его неисчислимые табуны лошадей. Недалеко от его владений жили кабардинцы, и у их князя была жена буквально неземной красоты. Безумно влюбился в нее франк и попросил князя: «Отдай жену и бери все, что ты захочешь».
Потребовал князь за красавицу земли вокруг Бештау. Велика была любовь франка, отдал он пастбища, а сам ушел с табунами вверх по реке Подкумок. Когда умерла его любимая, то он похоронил ее на возвышенности, которая с тех пор носит название Франчиха, и где сейчас находится городское кладбище Ессентуков.
Пятигорские черкесы облюбовали эту местность под летние пастбища, отсюда: «несен» — привыкать, «туку» — пристанище, привычное или обжитое место.
По преданию балкарцев, в озерце с соленой водой купали больных овец, поэтому в переводе с балкарского языка «ессентуки» означало «здоровая шерсть».

Карачаевская легенда рассказывает:
С незапамятных времен на Рим-горе стояла крепость знатной и воинственной владелицы Стан. Неприступна была крепость, как гнездо орлицы. Как когти орлицы, были крепки руки Стан. Красотой звездного ночного неба искрились ее прекрасные глаза. Но коварством и жестокостью, как змеиным ядом, была налита душа воинственной и властной Стан.
Однажды на охоте, гоняясь по скалам и обрывам за диким кабаном, увидела она юного голубоглазого чабана, имя которого не сохранило предание. Чабан пел лежа на мшистых камнях, уперев очи в расплавленную синь полуденного неба. Пел чабан о том, что блеск девичьих глаз прекраснее небесной синевы и что злые старики в ауле гонят его прочь от своих скромных дочерей, ибо нет у него ничего, кроме истоптанных чувяков и бурки, истрепанной, как шкура задранного шакалами барана. Опустив свой лук и забыв про зверя, Стан прислушалась к его песне. А потом шагнула ближе. Вскочил чабан, увидев стройную звездоглазую охотницу. Пылки, как полуденный зной, сердца жителей гор, а в груди Стан билось суровое и жестокое, но женское сердце… Эту мимолетную любовь видели лишь скалы и солнце…
Когда твердой и быстрой походкой уходила Стан к своему каменному гнезду, на вершине горы, раскинув беспомощно руки, лежал под скалой юный чабан. Дрожала в его груди оперенная стрела, пущенная меткой рукой с тугой тетивы. Хищная орлица не хотела, чтобы кто-нибудь знал о ее мимолетной любви к оборванному бедняку.
Вскоре крепость Стан обложили войска владельца другой отдаленной крепости – Бурга. Бург захватил крепость и сделал Стан своей женой. В знак этого речку, протекающую недалеко от Рим-горы, назвали Боргустой (Бугунта), а окрестные горы – Бургустанскими.
Когда же истекло определенное природой время, у Стан родился сын. Хилым и чахлым было дитя этого союза. Как трава, выросшая в подземелье, был бледен сын Стан. Даже волосы не росли на его голове. Использовав все лечебные средства знахарей, повезла его, наконец, Стан к чудодейственным источникам, бившим из-под земли среди сухой пустынной степи. Долог был путь, ночь застала Стан в степи около неизвестного родника. Маленького ребенка надо было перепеленать и выкупать. Хилое тельце опустила мать в воду родника, обмыла его и завернула. Крепко заснули путники после тяжелой дороги. Впервые спокойно заснул мальчик. А наутро изумленная мать, развернув ребенка, увидела прекрасные золотые волосы, выросшие за одну ночь на его голове. От радости женщина закричала: «Йессентюк!», что означало «живой волос».
Вот почему источники, бьющие в степи, и раскинувшийся около них город стали называть Ессентюк или Ессентуки. Минеральные источники ученые назвали «Ессентуки №4», «Ессентуки №17», «Ессентуки: №20», их вода действительно чудодейственная, дарующая миллионам людей здоровье и бодрость.

Осмысление (понимание) текста

Фронтальная беседа

-Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? ( ….)

-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? (они помогали лучше понять текст, почувствовать его)

-То, что мы читали, — это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

— О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о …….)

Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

-Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)

-Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки — звуковой, музыкальный образ)

-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)

-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

-Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов) -Из скольких частей состоит текст?(из 6)

-Давайте выделим ключевые слова в каждой части.

1 часть- «крепость знатной и воинственной владелицы Стан», « коварством и жестокостью».

— Что хочет сказать автор читателям о Стан? (…………)

2 часть — «юного голубоглазого чабана», «нет у него ничего». «мимолетную любовь»

3часть- «Дрожала в его груди оперенная стрела»

4 часть — «Бург захватил крепость и сделал Стан своей женой»

5 часть — «у Стан родился сын», « Хилым и чахлым было дитя», «чудодейственным источникам», « Впервые спокойно заснул мальчик» , «прекрасные золотые волосы, выросшие за одну ночь».

6 часть -«их вода чудодейственная, дарующая миллионам людей здоровье и бодрость»

Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо? («Вот почему источники, бьющие в степи, и раскинувшийся около них город стали называть Ессентюк или Ессентуки»)

-Для чего автор рассказал нам о знатной и воинственной владелице Стан ?

Составление план текста

Понятие рисунок схема

-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание — составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

-А приходилось ли вам составлять план?

-Сейчас я попрошу вас поделиться на группы (6) и выполнить задания, работая в группе.

1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ.

(каждая группа работает со своей частью)- 5 мин

Составление плана

1. Коварная и жестокая красавица.

2. Встреча с бедным чабаном.

3.Убийство юного чабана.

4. Замужество Стан.

5.Исцеление больного сына Стан.

6.Чудодейственная вода на службе людям.

-Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей) слайд

— А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)

— Можем ли мы сказать, что рисунок — это тоже схема) (нет)

-В чем разница? Что позволяет сделать рисунок ? (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)

— Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что — структурировать содержание — рисунок или схема?

Итог урока

-Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестное?

-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках?

Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать. А на память о нашей встрече мне хотелось бы прочитать стихи Сергей Рыбалко «Песня о Кавминводах». (Посвящается 200-летию)

Среди причудливой природы
В оправе цепи снеговой
На Ставрополье Кавминводы
Целебной славятся водой.

Давно подземная аптека
Известных здравниц-городов
Влечет больных к себе, как Мекка,
В наряде парков и садов.

Лучами горы опоясав,
Над Машуком встает рассвет.
Ключи чудесные Кавказа,
Вас на земле целебней нет.

И пусть все больше год от года
В оправе цепи снеговой
На Ставрополье Кавминводы
Целебной славятся водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *